Модель преобразования Российского общества

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Модель преобразования Российского общества

Сазонов Д.А. 1
1МБУ ДО ДПШ г. Янаул
Канифова Р.Р. 1
1МБУ ДО ДПШ г. Янаул
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый подросток, изучающий сегодня историю своего народа хочет помечтать о возможности создания успешной модели Родины, поэтому мы хотели попробовать помечтать о будущем нашего государства с учетом преемственности общественно-экономических формаций (первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический и коммунистический).

Цель исследования: сделать попытку создания модели нового коммунистического общества, где каждый показатель позволил бы обеспечить успешное существование России и ее граждан.

Задачи:

познакомиться с социал-утопистами и их произведениями;

рассмотреть, что же такое коммунизм;

выделить позитивные стороны коммунизма по критериям;

оценить реалистичность всех его показателей;

сделать вывод о возможности реализации нашей модели.

Предмет исследования: создание модели высшего расцвета России – коммунистического общества.

Объект исследования: модель новой формы общества.

Гипотеза: на основе проведенного анализа можно видеть преимущества и недостатки предлагаемой модели Российского государства с целью превращения ее в высшую форму общественно-экономической формации.

Новизна: в работе представлена не общепринятая, а новая модель Российского государства с использованием идеи коммунистической формации. Впервые сделан вывод о трагичности выявленных критериев, указывающих на не реалистичности данной модели в ближайшие годы.

Методы исследования: в работе осуществлен сбор теоретического материала, его систематизация, анализ и синтез. Также проведен анализ и синтез вывода.

Практическая ценность работы: содержание данной работы дает возможность размышления подрастающего поколения о будущем своей страны как самого сильного, могучего государства, где каждый житель был бы счастлив, проживая на ее территории.

1.КОММУНИЗМ КАК ВЫСШАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ

1.1Социал-утописты и их произведения

В 1588 года итальянский философ Томмазо Кампанелла написал роман «Город Солнца», где он описал «идеальное» со своей точки зрения общество, которое представляло бы собой федерацию из городов, живущую по достаточно простым правилам без громоздкого законодательства. Кампанелла считал, что детей у родителей надо изымать, ведь именно семья (наряду с частной собственностью) является одной из главных проблем в человеческом обществе. Автор считал, что воспитывать детей должно государство, используя для этого наиболее просвещенных своих представителей. Кстати, акцент на «просвещенности» в «Городе Солнца» является наиболее сильным. Кампанелла презирает физический труд, поэтому им занимаются все, чтобы сократить количество работы до минимума. Меж тем, философ считал, что важнейшим занятием человека является духовное и физическое развитие. Чем человек просвещеннее, тем более он уважаем [12].

Томас Мор – английский философ, юрист, писатель-гуманист тоже выступал против частной собственности, денег, торговых отношений. Рабство он также презирал, но допускал его в качестве наказания за совершенные преступления [14].

Фрэнсис Бэкон английский философ, историк, публицист, государственный деятель написал книгу «Новую Атлантиду», рассказывающую о городе с уникальным социальным устройством и чудесным технологическим прогрессом. Традиционная для утопистов история о том, как можно переиначить общество, чтобы оно было максимально приближено к идеальному [8].

Олдос Хаксли – британский писатель действительно опасался, что цивилизация движется по пути к «Дивному миру».

В этой подборке книг никак нельзя обойтись без человека, который повлиял и на Хаксли, и на Оруэлла, и на расцвет антиутопий в целом — без Евгения Ивановича Замятина, написавшего роман «Мы» еще в 1920 году.

Замятин считал, что литературой должны заниматься не партийные функционеры и чиновники, а «безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» [9].

Роман описывает реалии XXXII века, когда на Земле уже создано единое государство с единым правителем, которого зовут «Благодетель» — его избирают на безальтернативной основе.

В обществе XXXII века у людей нет личных имен — их заменили «нумера». Например, главного героя зовут Д-503. Все жители носят одинаковую одежду, бреют на лысо головы, живут в абсолютно одинаковых условиях. Царствует аскетизм и отсутствие всяких любовных привязанностей.

Само понятие «человечность» всячески презирается в этом «совершенном» мире. Главный герой, неожиданно для себя, постепенно открывает «человечность» и это приводит к чрезвычайной встряске всей системы государства. Но не только глобальные события заботят автора — Замятин прекрасно описывает зарождающуюся любовь на фоне абсолютной блеклости чувств тоталитарного общества, а также беспросветную грусть от того, что любовь не всегда побеждает [7].

Таким образом, среди социал-утопистов, рассматривающих новую форму общества как способ изменения жизни к лучшему, можно выделить Кампанеллу, Мора, Бэкона, Хаксли, Замятина. Рассмотрим далее, что же такое коммунизм?

1.2Что же такое коммунизм?

Коммуни́зм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечиваются социальное равенство и социальная справедливость. Также «коммунизмом» часто называют крайне левую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества.

На практике такого строя никогда не существовало, однако термин «коммунистическое государство» применялся западной прессой к СССР и странам, объявившим себя или считавшимися социалистическими [14].

Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие государстваденег (бонусы) и деления общества на социальные классы. Предполагается, что всё это станет возможным при распространении общественной собственности на средства производства, что позволит реализовать принцип «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!» [11].

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей — которая в марксизме называется социализмом и высшей — так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, частная собственность на средства производства, позволяющая эксплуатировать работников для получения прибыли при социализме уже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

По Марксу, В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 1930-1940 годам. Не случайно именно в это время началась 2 мировая война как способ мирового правительства предотвращения данного этапа в России.

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», в принятой на съезде третьей Программе КПСС была поставлена задача «в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма». Именно в 1985-1991 годы приходит к власти Горбачев М.С., который разваливает СССР [3].

Отсюда вывод, что коммунизм должен был быть реально сформирован в нашей стране к 1940-1950 году, а также к 1980-1990 годам, но его создать не дали…

Однако сегодня есть 5 стран, которые относятся по форме общественно-экономической формации к социалистическим – это Китайская народная республика, Северная Корея, Вьетнам, Лаос и Куба. Первые 4 страны находятся в Азии, а последняя – Латинской Америке. Все они не посмотрели на пример мирового сообщества, а сохранили свое собственное мнение, так как реально понимали, что социализм – это более высокая стадия развития формации нежели капитализм, к которому вернулась Россия.

А теперь постараемся разработать модель нового общества в России на основе собственного видения коммунистического государства и представим ее в следующей главе.

2.МОДЕЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО РЕАЛИСТИЧНОСТЬ В РОССИИ

2.1 Коммунизм с точки зрения всех его позитивных сторон

С учетом самых лучших сторон коммунизма попытаемся создать образ нового коммунистического Российского государства. Изначально выдвинем показатели, от которых это государство будет зависеть.

Создание коммунистического права.

Разработка формы управления и режима управления.

Формирование новой коммунистической идеологии.

Разработка экономической модели страны.

Созревание ментального образа коммунистического человека.

Форма жизнедеятельности нового гражданина в государстве.

А теперь рассмотрим их по отдельности [13].

1.Создание коммунистического права.

Конституция коммунистического права должна быть создана на понимании такого важного момента – Народ является защищенным в правовом отношении во всех вопросах исключительно.

Управляющим органом должно стать не одно лицо, а коммунистическая партия, каждый член которой должен строго отбираться с учетом его позитивных лидерских качеств, ответственностью, четким пониманием коммунистической модели и стойким желанием совершенствовать жизнь общества и государства к лучшему. В управляющей партии каждого отдельного уровня (федерального, регионального, местного) должно быть не более 50 человек.

Вся жизнь коммунистического общества должна регулироваться нормативными актами, в принятии которых должен голосовать народ, тем более сегодня доступ к Интернету есть у всех. Ревизионной комиссии не должно быть, так как результаты голосования будут выходить сразу на табло. Каждый имеет право голосовать один раз и автоматически это все будет обрабатываться и контролироваться.

Исполнение законов также должно быть прозрачно, то есть каждый человек имеет право по каждой отдельной статье Конституции писать свой отзыв.

2.Разработка формы управления и режима управления.

Общественно-экономическая формация - коммунизм. Форма управления – парламент (коммунистическая партия с программой). По сути управляет народ благодаря единой электронной сети.

Режим правления - демократический. Здесь каждая личность – уважаемая и защищенная не в показушном виде, а реальном.

3. Формирование новой коммунистической идеологии.

Чтобы рассмотреть этот показатель важнообратиться к статье Сергея Шангина «Как построить коммунизм?». Шангин выделяет такие важные качества личности, как:

1. Добросовестный труд на благо общества.

2. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

3. Высокое сознание общественного долга.

4. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного.

5. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

6. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

7. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

8. Дружба и братство всех народов (национальностей).

9. Понимание потребительской нормы каждым гражданином [8].

4.Разработка экономической модели страны.

Предполагается, что при коммунизме каждый человек мог найти в магазине любую необходимую для него вещь или продукт, а также получить важные для него виды услуг. Для этого рынок товаров должен полностью отвечать потребностям покупателей. Это значит, что каждый покупатель должен иметь в своей базе данных перечень тех товаров, услуг и продуктов питания, которые он хотел бы приобрести на ближайший и долгосрочный период. Обработка всех полученных заказов должна осуществляться роботами автоматически и регулярно по мере поступления заказов, а из этих заказов будет формироваться со стороны государства отрасль производства для создания данных товаров и услуг.

Ни в коей мере заявленные товары и услуги населением коммунистического государства не должны зависеть от импорта, все должно производиться в данной стране. Зависимость приводит к национальной опасности. Объем производства товаров должен четко рассчитанным с учетом лимитов потребностей его населения и с запасом +10%. При этом важно прогнозировать заранее моральный износ товаров и услуг. Все вышеизложенное реализуется благодаря командно-административной плановой экономике (50%), а рыночная экономика (50%) должна создать возможность реализовать способности каждого гражданина, желающего производить то, что он умеет. Однако сбытом и продвижением товаров (особенно за рубеж) должна заниматься специализированная сфера, которая будет хорошо обучена данному виду деятельности. Производители только сдают свой товар им. Стимулирование производителей и продаж также должны быть продуманы менеджментом, так как наличие льгот и преимуществ позволяет им оставаться успешными. О результатах работы предприятий, их работников регулярно должны освещать СМИ.

СМИ должно больше освещать свой народ, свою страну и меньше – другие страны. «Копаться надо в своем, а не чужом белье», чтобы научиться «видеть мусор в своем глазе» и этот «мусор» убирать своевременно.

При такой форме общества потребность в банках полностью отпадает. Для экспортируемых товаров могут сохраняться Фонды накопления.

В производстве, социальной сфере должны быть задействованы все жители страны, относящиеся к экономически активной части населения. Средства производства должны принадлежать работникам. Безработных быть не должно. Каждый человек должен быть на учете и в обеспечении заботы со стороны государства. Если в жизни человека случаются трагические ситуации, то государство должно полностью проявить заботу об этом человеке и его семье – от моральной до материальной, в том числе и жилищной.

Органы социальной защиты в зависимости от уровня образования гражданина, его трудового опыта и возраста обязано уважительно предложить все возможные варианты трудоустройства.

Заработная плата должна формироваться бонусами. Моральное и материальное стимулирование должно быть обязательно, так как психика любого человека содержит потребность в соревновательном типе работы, созидательности труда и важности поощрения. Также важно наличие творческого и креативного подхода к работе. Полученные бонусы на работе могут быть использованы на путешествия и организацию дополнительных лечебных процедур, получении парковочных мест на стоянках и другие моменты, которые востребованы жизнью.

Продолжительность рабочей недели должна быть в 5 дней, а суббота и воскресенье должны быть выходными. При поточном производстве можно организовать сменную работу с 2 выходными днями по выбору самого работника. Праздничные дни также должны быть выходными днями. Трудовой возрастной период должен составлять 50 лет для обоих полов. С 50 лет человек может выйти на заслуженный отдых.

В стране должно быть обращено внимание созданию сообществ, которые должны организованно заниматься созидательной деятельностью, либо благотворительностью, меценатством. К примеру: сообщество пенсионеров, детей с ОВЗ, клубы по интересам, общественные объединения детей, молодежи, родителей и др. К каждому из них должны быть выделены лидеры и помещения для общения.

Обучение школьников должно быть организовано с учетом их желаний дальнейшего трудоустройства. Если человек больше хотел бы заниматься трудовой деятельностью, нежели учебой, то для таких должно быть организовано 8 летнее образование с дальнейшим поступлением в колледж.

Если же человек более склонен к умственному труду, то обучение должно быть в отдельных классах до 10 лет с дальнейшим поступлением в вуз.

Колледжи должны быть сформированы прямо при предприятиях, чтобы пол дня учебы продолжалось закреплением теоретических знаний в практические.

Удовлетворение потребностей должно осуществляться в магазинах розничной торговли без денег, каждый покупатель берет столько товаров, что ему необходимо на ближайшее время без излишеств, чтобы дома не было затоваривания и захламления.

5.Созревание ментального образа коммунистического человека

Менталитет гражданина коммунистического государства должен строиться на законах мироздания:

- добродетели;

-милосердии;

- миропонимании;

- созидании, творчестве, креативности;

- толерантности, принятия и понимания к разным нациям, расам, религиозным течениям;

- заботе о членах семьи, о каждом члене коллектива, добрососедстве;

- забота о Природе и порядке окружающего пространства;

- в центре государства должна стоять семья и институт семьи должен строго охраняться;

- присутствие цензуры СМИ как обязательного элемента, которая не должна пропускать разврат, агрессию, хамство, преступные деяния, идеи, направленные на агитацию вредных привычек разных форм.

При проявлении нежелания подчиняться принятым народом нормам и асоциального, девиантного поведения должны быть предусмотрены наказания. Наказания должны быть справедливыми и способствующими глубокому освоению урока. За хотя бы одно проявление унижения человеческого достоинства личность должна пройти курс духовного очищения, при котором важно не только просветительская, но и физический исправительный труд. Только через страдание приходит просветление души.

За преднамеренное убийство человека должна быть принята самая высшая мера наказания.

Общество должно вести жесткую борьбу с лицемерием, ложью, конформизмом, паразитизмом и непринятием экологического мировоззрения. Уголовное наказание должно быть предусмотрено за агрессию к животным и уничтожение растений, загрязнение природных объектов.

6.Форма жизнедеятельности нового гражданина в государстве.

Каждый гражданин коммунистического государства обязан вести себя правопослушно, строить гармоничные отношения с окружающими. Если кому-то захочется построить необычной формы дом, его украсить и обставить эксклюзивно мебелью, то такие действия не должны ни кем преследоваться. Здесь важно, чтобы не было гигантизма, так как излишества только обременяют существование.

В коммунистическом обществе должна быть унификация документооборота, унификация жилья, так как жизнь коротка и надо тратить время не на обстановку излишествами, а взаимодействие с близкими людьми, общение, интересное и полезное для развития времяпровождение, путешествия, отдых.

Пенсионеры, инвалиды должны иметь возможность на двухразовый отдых на протяжении года с выездом за пределы своей территории с полным циклом обслуживания в местах отдыха и лечения.

Социальная сфера должна формироваться с учетом потребностей услуг граждан. Предоставление жилищных условий строго по лимитам - одной семье- одно жилье по выбору, по их усмотрению – кому надо частный дом, либо квартира с комнатами по количеству людей. Ни в коей мере накопление площадей недвижимости на человека быть не должно. Как формируется семья – так государство безвозмездно предоставляет жилплощадь, если семья распадается, то и жилье забирается. Каждый возвращается к своим родителям и если появились дети, то площадь жилья родителей расширяется с учетом количества человек в семье. В частном доме также должны быть нормы площади на человека и предусмотрено предоставление нового частного дома, если тот не соответствовал числу проживающих. А бывший дом сдается государству под учет. Такое распределение жилья позволяет всем жителям дать крышу над головой и держать недвижимость под учетом и в резерве.

В настоящее время в России очень много жилья. Некоторые семьи имеют по 3-4 и даже более различных видов недвижимости. Порой поддержание всех этих квартир и домов в благоприятном состоянии, оплата коммунальных услуг бывает сложным.

В государстве также должны быть органы, регулирующие численность населения. Для этого должны проводиться с каждой супружеской парой лекции, беседы, консультации по планированию семьи. Норма числа детей в семье – 2-3 ребенка не более. При росте числа населения может быть нехватка ресурсов, жилых площадей, поэтому это важное требование. Если семья не выполняет данные требования государства, то женщина подвергается стерилизации.

Таким образом, мы представили расширенную модель коммунистического общества и в следующем разделе рассмотрим возможность реализации всех параметров и выявить, какие из них не реалистичны.

2.2 Уровень реалистичности коммунистической модели в России

Рассмотрим, возможен ли коммунизм в России в настоящее время? Для этого повторим все критерии и представим их с разъяснением в таблице:

Показатель

Возможность реализации

1.Создание коммунистического права

100% возможность реализации

2.Разработка формы управления и режима управления

Форма правления – парламентарная республика, органом правления является партия – 100% выполнимо.

Режим правления – демократия – 100% выполнимо.

3.Формирование новой коммунистической идеологии

1. Добросовестный труд на благо общества (40-60% согласны работать, остальные -нет) – не реалистично.

2. Забота каждого о сохранении и приумножении общественного достояния – не реалистично, так как до 55-60% человек в России не согласны заниматься общественной работой.

3. Высокое сознание общественного долга – не реалистично.

4. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного (40-50%) – до 40% населения индивидуалисты и поэтому не реалистично.

5. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат (30% - агрессия в форме иронии) – реалистично, если ввести цензуру на СМИ и регулярно вести просветительскую работу среди населения.

6. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни (до 45% населения лицемерны, двуличны и конформисты) – не реалистично.

7. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей (до 80% проявляют заботу о семье и детях) – реалистично при постоянной агитационной работе.

8. Дружба и братство всех народов (национальностей)- (95% населения толерантно) – реалистично при длительной воспитательной работе.

9. Понимание потребительской нормы каждым гражданином – не реалистично, так как психика российского человека, который перенес многократный голод, лишения не может осознавать сколько в норме должно быть продуктов и вещей.

4.Разработка экономической модели страны.

Смешанная экономика – командно-административная с рыночной (50/50), где все произведенное добро будет в большей мере расходоваться на удовлетворение потребностей населения страны, лишь отдельные излишки могут экспортироваться. Импорт не желателен. Страна богата всеми природными ресурсами. Такая модель реальна, так как даже тропические теплолюбивые растения можно выращивать в России (Южный федеральный округ и Северо-Кавказский ф.о.), для этого на крайний случай можно применять даже теплицы – это все реально

5.Созревание ментального образа коммунистического человека.

Для достижения новой формы ментального эталона гражданина коммунистического общества важно 10 летнее просветительское образование всего населения через СМИ и примеры с показом позитивных лидеров посредством рекламы - реалистично, но требует десятилетия

6. Форма жизнедеятельности нового гражданина в государстве.

Реалистично, но требуется длительная воспитательная работа с вовлечением всех структур городов, районов, СМИ

Подводя итог сделанному нами анализу видно, что все критерии реализуемы, кроме критерия под номером 3. За последние 32 года идеология подрастающего поколения сильно изменилась, что требует совместной длительной просветительской работы. В общей сложности – не менее 15-20 лет с вовлечением религиозных деятелей всех течений. В связи с этим, сегодня в России коммунизм не возможен, но в будущем, когда самосознание населения России достигнет высокого уровня, обладая культурой, толерантностью, духовностью, созидательностью и гуманностью, то вполне возможно реализовать коммунизм в России, как когда-то завещал Ленин.

Заключение

Выполненная нами исследовательская работа была направлена на возможность создать цветущее успешное государство, в котором бы каждый житель ощущал заботу о нем, справедливость и спокойное сосуществование.

Как мы видели в ходе ее выполнения, что все критерии реализуемы кроме сущности самого россиянина. Изменение мышления человека – оказалась самая сложная работа, требующая 15-20 летней кропотливой работы всех структур государства. Только в этом случае все предложенные критерии и их мероприятия возможны.

Мы достигли поставленной цели и доказали гипотезу.

Список использованной литературы

Базаров В. Анархический коммунизм и марксизм. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 182 c.

Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: YMCA-PRESS, 2013. - 158 c.

Большой энциклопедический словарь/гл. ред. А.М. Прохоров. М., 2011. Т.2. С.263.

Бухарин Н. Азбука коммунизма. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 905 c.

Дюран Д. Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России. - М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. - 248 c.

Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 293 c.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М.: СИНТЕГ, 2008. - 770 c.

Ильченко, С. Другим путем. Мир придет к коммунизму - это не выдумка Маркса!- М.: Книжный мир, 2014. - 352 c.

Королев Н.Е. Бессмертные идеи. - М.: Знание, 2010. - 357 c.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 2009. – С. 121.

Паутов В. Капитал. От раннего христианства до коммунизма. - М.: Детектив-Пресс, 2017. - 432 c.

Платонов О. Будем жить при коммунизме. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 320 c.

Рыклин М. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция / М. Рыклин. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 136 c.

Саква, Р. Коммунизм в России. Интерпретирующее эссе. – М., 2011. - 160 c.

Просмотров работы: 26