Планирование бюджета 21 века

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Планирование бюджета 21 века

Гусев В.А. 1
1МОУ"СОШ 56 УИМ"
Иванцова С.М. 1
1МОУ"СОШ 56 УИМ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной работы определяется вхождением ее в круг интересов таких наук как экономика, социология и обществознание. В настоящее время экономическая составляющая занимает большую часть повседневной жизни обычной семьи. Уже сейчас большинство домохозяйств переходит на рациональное распределение своих доходов, так как, чередование экономических кризисов затрагивает все слои общества, и большинство населения включается в рациональное планирование: планируют свой бюджета на бедующее, составляют сметы своих расходов и придерживаются определенного, заранее продуманного плана.

При подведении итогов бюджета нашей семьи за определенный период оказалось, что рост доходов почти не изменился, а рост расходов значительно вырос. В связи с этим я собрал и структурировал методы, способы и правила планирование бюджета уже имеющиеся и использующиеся в мире, показавшие свои достоинства и слабые места, в свой определенный метод ведения домашнего хозяйства.

Цель: на основе собранной и структурированной информации создать и изготовить наглядное пособие по эффективному планированию бюджета.

Предмет исследования: эффективное планирование бюджета современного домохозяйства.

Объект исследования: бюджет домохозяйства.

Задачи:

Определить понятия доходов и расходов домохозяйства.

Рассмотреть бюджет семьи и его виды.

Определить вид продукта, структуру его содержания и оформления.

Разработать методические рекомендации по планированию бюджета домохозяйств.

Глава 1. Теоретические основы бюджета доходов и расходов

1.1. Определение понятия доходов и расходов семьи, и их составляющие

Бюджет семьи, как совершенно любой другой бюджет состоит из двух компонентов: доходы и расходы. Давайте более подробно разберемся в этих понятиях.

Доходденежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой‑либо деятельности за определенный период времени [1, с.10]. У доходов семьи бывают различные источники, приведем их группы.

Первая группа – оплата труда всех членов семьи. К ним относится заработная плата отца и матери, а также дополнительные выплаты к ней (премии, доплаты).

Вторая группа – социальные выплаты, куда не включается зарплата: Пенсия – доход, который получают члены семьи (бабушки и дедушки), в случае достижения пенсионного возраста.

Третья группа включает такой вид доходов, как алименты или плата за деятельность, не связанную с трудом человека (вознаграждение за то, что член семьи является донором, наследство).

Четвертая группа включает в себя доходы, которые относятся к занятию домашним хозяйством и предпринимательской деятельностью (доходы от собственного магазина, фабрики и т.д.). На диаграмме представлена общая информация по самым распространенным видам расходов, то есть, в каждой отдельно взятой семье данная диаграмма будет иметь другой вид, но общие тенденции останутся.

Рисунок 4. Структура потребительских расходов

Рисунок 5. Круговая диаграмма структуры потребительских расходов определённого типа семьи

Также можно предполагать, что другой состав семьи будет иметь другой план расходов. Это факт мы учтем при дальнейшей работе и внесем такой важный критерий как семейный состав в продукт работы.

Рисунок 6. Распределение расходов в семье из 3 членов

Мы рассмотрели основные типы и виды расходов современного семейства, источники их появлений и основные затраты на них. Только после этого можно теперь перейти к самому понятию бюджета и его видам.

1.2. Бюджет семьи и его виды

Первое с чего нужно начать это с определения основного понятия бюджета. Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период. В дословном переводе это кошелек, сумка или мешок с деньгами. В зависимости от того, кто составляет бюджет, он может быть: личным, семейным, предприятия или фирмы и государственным. Существуют различные определения бюджета.

Бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему. Это общие понятия бюджета, как для частного лица, государства так и для больших организаций.

Отличительной же чертой семейного бюджета является его формирования строго внутри определенной ячейки – семьи, и его неформальная организация, то есть, бюджет несет рекомендательный характер, гибко формируется всеми членами семьи с течением времени и в зависимости от типа семьи. Еще следует заметить, что бюджет составляется на определенный период (неделя, месяц, год и др.) и по окончанию этого срока, он пересматривается, вносятся корректировки и планируется на бедующий период. Для успешного формирования бюджета, семья может придерживаться определенного его вида. Предлагаю перейти к рассмотрению типов семейного бюджета [2, с.11].

Семейный бюджет можно классифицировать по способу его формирования: совместный, раздельный и смешанный. Рассмотрим каждый из них по отдельности, укажем плюсы и недостатки каждого подхода.

Раздельный (единоличный) семейный бюджетна практике реализуется путем распределения некоторых общехозяйственных статей расходов семьи между супругами: кто‑то оплачивает коммунальные расходы, а кто‑то, например, покупает продукты. Все остальные расходы, например, покупка личной одежды или гаджетов, супруги делают по своему усмотрению, исходя из доступных средств.

В России такой подход к организации семейного бюджета встречается в основном в семьях, в которых оба супруга очень хорошо зарабатывают (поэтому этот вид бюджета не слишком распространен) и не стремятся к совместному владению каким‑либо имуществом – это является одним из минусов данного подхода. При этом, преимуществом раздельного бюджета является отсутствие споров из‑за статей расходования денег и свобода каждого из супругов в удовлетворении личностных интересов и целей саморазвития.

Рисунок 3 — График распределение способов формирования бюджета

Однако определенным недостатком этого подхода к организации семейного бюджета является сложность в реализации долгосрочных финансовых планов, поэтому очевидно, что такой вид бюджета едва ли подойдет молодым людям и семьям с маленькими детьми [4, с.193].

Исходя из вышеприведенной информации, мы можем сделать вывод о плюсах и минусах каждого вида современного семейного бюджета. На наш взгляд смешанный вид семейного бюджета, сочетающий плюсы и исключающий многие недостатки других видов, является наиболее оптимальным. Поэтому в будущем при разработке пособия мы будем придерживаться этого подхода ведения домашнего хозяйства, но и не забывать об отличительных достоинствах других видов бюджета.

Глава 2. Разработка наглядного пособия по планированию бюджета

2.1. Определение вида продукта, структуры и его содержания

Исходя из цели моего проекта, продуктом является наглядное пособие по эффективному планированию бюджета. Наглядное пособие бывает различного вида: брошюра, буклет, листовка и другое. Рассмотрим каждый из типов пособия, его достоинства и недостатки и выберем подходящий тип для нашего продукта.

Наша брошюра будет состоять из нескольких блоков, каждый из которых будет передавать нужную информацию читателю. Предполагается, что продукт будет состоять из следующих частей:

начальные, ознакомительные сведения о брошюре читателям;

первичный, вводный тест, выявляющий предрасположенности читателя к определенному типу планирования бюджета;

тезисная и краткая информация о способах экономии средств в семье, полезные правила по эффективному планированию своего бюджета;

краткие рекомендации, специализированные под каждого читателя исходя из первичного теста;

иллюстративный пример таблицы по введению семейного бюджета.

Приведенные блоки являются предполагаемыми, и их структура и порядок может манятся по ходу разработки продукта. Но приведенный порядок является приоритетным. Давайте подробнее рассмотрим каждый блок информации по отдельности.

Вводные сведения о брошюре предполагают собой краткую показательную информацию, с помощью которой читатель узнает о цели, предназначение и правилах пользования предмета, который он держит в руках. То есть, предполагается, что при прочтении данного блока читатель поймет предназначение данной брошюры, заинтересуется и решит дочитать данный продукт до конца. В этой части будет располагаться обращение к пользователю, суть данной брошюры и рекомендации по дальнейшему чтению.

После первичного теста по плану идет краткая информация и советы по эффективному планированию бюджета. В этот блок будут входить общие советы и рекомендации по сбережению материальных средств, не разделяя читателя по его предрасположенности к экономии бюджета. Планируется, что после прохождения теста человек захочет более подробно познакомится с полезными правилами обращения со своими деньгами. Все советы будут нести рекомендательный характер и будут только советовать человеку, как более эффективно использовать свой бюджет. Также в этой части будут рассмотрены 3 новых варианта ведения своего материального состояния. Эти методы не были рассмотрены в первой главе, так как являются узкими и быстро понимаемыми, что позволит достаточно кратко и понятно рассказать о них в этой главе. Информация об этих способах будет рассмотрена после информации о всех блоках.

Далее идет блок с краткими рекомендациями специализированные под каждого читателя исходя из первичного теста. Предполагается, что после прохождения тестового блока читатель определит свои примерные предрасположенности к планированию бюджета. Человек может прочитать рекомендации к каждому типу или сразу перейти (по указателю, что также планируется) к нужной части брошюры, где приведены советы исходя из ответов тестового блока. Частей с советами будет не много, так как предполагается распределение по широким и общим признакам. При дальнейшей разработке проекта планируется расширять и добавлять группы по более узким и обширным признакам.

Блок с иллюстративными примерами таблиц по планированию семейного бюджета представляет собой приложение, занимающее целиком лист брошюры. Лист продукта будет занят таблицей, состоящей их строк и столбцов, связанных с доходами и расходами семьи. Так как каждый читатель имеет разное социальное положение, таблица будет универсальна, то есть, будет подходить для семей разного типа и состава. Планируется сделать несколько вариантов таблиц в различных видах. Более интерактивно и полезно будет представить информацию в виде таблицы формата Excel, которую читатель впоследствии может перенести с брошюры в личную программу Microsoft Excel. Данный вариант будет самым эффективным, так как человек может вручную менять параметры таблицы с течением времени и по своим предпочтениям. Второй вариант будет представлять такую же таблицу со столбцами и строками, но данная таблица будет предназначена для переноса на бумажный носитель, что имеет свои недостатки. Весь блок несет иллюстративный и рекомендательный характер. Но при использовании информации данного блока читатель получит все возможности данной брошюры по эффективному планированию бюджета.

Рассмотрев основные блоки, из которых будет состоять конечный продукт, и принципы его оформление, можно переходить к детальному изучению содержания брошюры.

2.2. Методические рекомендации по планированию бюджета домохозяйств

Существуют различные интересные методы и принципы экономии бюджета. Как мы писали выше мы рассмотрим 3 принципа ведения бюджета, которые будем рекомендовать в своем продукте.

Первый метод называется правилом Парето. Немного истории данной темы.Вильфредо Парето – итальянский социолог и экономист – сделал ценное наблюдение: он показал, что 80% богатств Италии контролировались 20% ее населения. Такая закономерность оказалась присуща не только Италии. Выяснилось, что в любой стране подобный анализ давал примерно аналогичное соотношение.

«Принцип дисбаланса» или «Правило 20/80». Так называют закономерность, которую вывел ученый. Она говорит о том, что 80% результатов достигается за счет приложения 20% усилий и наоборот. Точнее, лучше сказать не про усилия, а про факторы, так как подобный дисбаланс наблюдается во всей живой природе и системах. Даже если процесс с виду автономный и не требует чьих‑то усилий, вы найдете в нем пропорцию 20/80 или близкую. Принцип работает по аналогии с законом рычага в физике. Применяя немного усилий, но задействовав рычаг, можно поднять большие грузы. В обратном процессе львиная доля усилий приведет к малозначимому результату. Верно определив ценность вещи или личности, вы добьетесь большего результата. Ошибившись в выборе, человек теряет энергию и время вхолостую, работая для видимости, а не для результата.

Как можно проследить, данный закон работает во многих областях жизни. Так и в формирование бюджета этот метод имеет свое значение. Например, можно обойтись без 80% вещей, которые мы покупаем. Это дорогие развлечения, аксессуары и прочие товары, которые не качественнее дешевых.

Покупать то, что понравилось в магазине – основная проблема современных семей. Часто в этом и заключается причина бедности. На сухарики и чипсы уходит больше средств, чем на основные продукты. Список необходимых продуктов экономит семейный бюджет, который можно будет потратить на отдых летом или покупку машины через несколько лет.

Следующий метод не имеет явного авторства, но на мой взгляд он очень эффективен, универсален и легок в понимании. Суть этого метода заключается в откладывании определенное денежной суммы каждую неделю, которая при этом растет в арифметической прогрессии. Чаще всего такой метод используют на 52 недели, то есть на год. В нашей работе мы также будем советовать откладывать деньги каждую неделю в течение года.

Суть в том, чтобы каждую неделю откладывать небольшую сумму, при этом каждый раз ее увеличивая. Например, отложите на первой неделе всего 50 рублей, после чего еженедельно прибавляйте к сумме по 50 рублей. На второй неделе вы отложите 100 рублей, на третьей 150. В итоге на последней неделе экономии вы отложите уже 2600 рублей, а на счете накопится уже 68 900 рублей.

Прибавление большой суммы каждую неделю может быть сложным для некоторых людей поэтому в продукте мы будем рекомендовать прибавление и по 10 рублей, и по 100 рублей.

Следующий метод схож с первым, но имеет свои особенности и преимущества.

По мнению его создателей, все жизненно необходимые траты должны составлять половину ежемесячного дохода. K ним относят расходы на жилье, коммунальные услуги, питание, транспорт, необходимую одежду и предметы обихода. 20% от каждой зарплаты нужно откладывать на сберегательный счет или направлять на оплату существующих

Принцип 50/20/30 помогает без особых усилий отложить пятую часть годового дохода и поддерживает caмoмoтивaцию – почти треть зарплаты можно тратить на развлечения.

Boплoтить в жизнь принцип 50/20/30 можно не всегда. Естественно, если половина всех денег тратится на аренду квартиры или выплату ипотеки, внедрить такой принцип невозможно. Но, стоит к нему стремиться за счета роста доходов и снижения уровня необоснованных расходов.

Мы кратко охарактеризовали каждый из принципов введения бюджета. Нам не удастся расписать детально все достоинства и недостатки данных подходов в силу ограниченности места, но в самом продукте мы приведем краткие рекомендации для отдельного читателя.

Перейдем к рассмотрению первого пункта плана продукта. Пункт предполагает, первичные ознакомительные сведения читателя с брошюрой.

Наверняка, вы видели приветственные или вступительные слова, реплики во многих печатных изданиях: книгах, листовках, брошюрах, журналах и т.д. Предполагается, что, когда читатель открывает какую‑либо печатную продукцию, он не знает ее содержание и цель, которую она несет, или располагает малыми сведениями. Вводные слова кратко и понятно ознакамливают человека с содержание того, что у него на руках, или преподносят яркую и занимательную информацию о продукте для завлечения внимания читателя.

Как было разобрано выше наш продукт будет написан в умеренном стиле, от чего мы будем отталкиваться, составляя вводно «приветствие».

Первое предложение можно начать с дружеского приветствие с читателем в виде: «Привет, в руках ты держишь…» или «Приветствуем, сегодня ты познакомишься…». Далее планируется в том же стиле познакомить человека с целью данной брошюры, ее методами и преимуществами, которые он получит при ее прочтении. В вводной части будет краткое ознакомление с содержанием продукта, наличие в нем теста и заключительных таблиц. Закончить «приветствие» предполагается словами: «Пока, надеемся ты узнал(познакомился)…» или «До скорого, расскажи об этой брошюре…»

Полный текст вводной части привести в основной работе не удастся в силу ограниченности места и специфики продукта.

При прохождение первичного теста предполагается запоминание читателями своих ответов для дальнейшей проверки по таблице ответов.

Таблица ответов предполагает собой таблицу переводов полученных баллов читателя в предполагаемую группу экономии денежных средств, то есть для определенного количества баллов соответствует свой тип экономии бюджета.

Для облегчения прохождения теста и быстрого выявления склонностей, система получения баллов и их дальнейшего перевода будет весьма упрощенной и легкой. В дальнейшем планируется модификация данного теста для более гибкой оценки читателя.

Пример вопросов их ответов и таблицы переводов баллов вы можете увидеть ниже. Данный пример является демонстрационным и несет только иллюстративную функцию, но не будущее содержание продукта.

Пример вопросов вводного теста:

Какую часть средств Вам удается сэкономить в месяц?

А) Мне удается сэкономить 75 – 80% средств от своего заработка в месяц (5)

Б) Я могу отложить половину месячной зарплаты (3)

В) Если я постараюсь я могу сберечь треть своего заработка в месяц (2)

Г) Я не люблю экономить, и некогда этим не занимался(лась) (0)

Каков ваш месячный заработок?

А) я легко зарабатываю 150000 рублей и больше в месяц (5)

Б) мой месячный заработок варьируется в пределах 100000 рублей (4)

В) мне удается выручить 40 – 70 тысяч рублей ежемесячно (3)

Г) мой заработок находится на низком уровне, менее 20 – 30 тысяч рублей в месяц (1)

Таблица 1 – Пример таблицы перевода баллов первичного теста

Количество набранных баллов

Характеристика группы

От 0 до 14 баллов

Этот тип людей имеет средний или достаточно низкий заработок. Люди бедного класса, ищущие материальной помощи в эффективной экономии денежных средств. Рекомендуются правила «жёсткой» экономии.

От 15 до 28 баллов

Данный контингент относится к среднему классу, «середнячкам» их бюджет может изменяться от ниже среднего до высокого. Рекомендуются правила умеренной экономии и универсальные методы.

От 29 до 40 баллов

Данная группа предполагает людей с высоким заработком и высоким уровнем подготовки и знаний в этой сфере. Рекомендуется подача дополнительных сведений и специфических методик, которые могут быть не знакомы данным читателям.

После прохождения теста предполагается блок, состоящий из общих советов, правил по экономии бюджета. Данные рекомендации будут общими, то есть подходить для любого читателя, с любыми типами запросов. Данную информацию мы брали из доступных для использования источников. В этой части «новизна» нашего проекта заключается в структурировании и в более удобной форме подачи информации, так как многие из этих правил «разбросаны» по различным источникам.

В настоящее время многие источники предлагают для ознакомления полезные советы в финансовой сфере. Но каждый ли желающий пойдет искать данные рекомендации в различной литературе? Мы уверены, что нет (или таких людей будет достаточно мало), с целью доступного донесения информации для читателей мы разрабатываем данный проект и рассматриваемый блок продукта.

Пример:

Брать на работу обед из дома – это и полезнее, и экономнее, чем питаться в кафе.

Ходить в продуктовый магазин на сытый желудок, тогда возможность купить что‑то лишнее будет сведена к минимуму.

Вести здоровый образ жизни, что, помимо прекрасного самочувствия, в будущем сэкономит деньги на лечение и лекарства.

Отправляясь на прогулку, брать с собой воду в многоразовой бутылке, а не покупать каждый раз новый пластик.

Ходить пешком на средние расстояния, что будет полезно не только для экономии денег, но и сохранит ваше здоровье.

Далее по плану следует персонализованные рекомендации для читателей, прошедших вводный тест и сверивших количество своих баллов по таблице переводов баллов. Для каждого типа читателя планируется выделить отдельное место в брошюре, где будут приведены методы экономии, которые мы рассматривали в начале этой главы, и правила, которые уже конкретно подходят определенному типу экономии денежных средств.

Как мы выяснили по ходу работы, определенные правила планирования бюджета подходят для определенных людей. Это может быть вызвано социальным положением: количество членов семьи, активные контакты с обществом, культурные предпочтения и др.; финансовой составляющей: заработок за определенный период, склонность к тратам, денежные задолженности и др.; прочими факторами, которые в той лил иной степени меняют подход человека к своей материальной жизни, а как следствие изменение методики ведения бюджета.

В заключении брошюры будет предполагаться группа таблиц в различном формате, которые читатель может перенести себе в бумажном виде или в различных программах (рекомендовано MC Excel). На данных листах не будет никаких пометок или подписей. Все изображение будет занимать таблица. Данный блок будет давать максимальную эффективность при условии его использования читателем. Возможна вставка правил по пользованию данными таблицами в продукте, но данные пособия и сами по себе являются понятными и иллюстративными.

Рисунок 4 – Пример ведения бюджета домохозяйства

Актуальность нашего продукта заключается в его простоту и одновременной универсальности. Читатель практически любого пола, материального и социального состояния может узнать, что‑то новое и получить полезную информацию в одном месте, прочтя нашу брошюру.

Дальнейшее улучшения продукта мы видим в усовершенствовании первичного теста, добавление более универсальной информации по способам экономии, внесение новых типов склонностей к планированию бюджета, расширение базы иллюстративного пособия и в целом улучшении качества брошюры.

Заключение

В современном обществе все чаще поднимается проблема детального и планомерного ведения бюджета домохозяйства, эффективного сбережения денежных средств. Материальная жизнь человека с каждым годом меняется в связи с политической, социальной обстановкой, тенденциями экономики и другими факторами, что заставляет граждан задуматься об планировании статей своих расходов и доходов. Зачастую при обращении к какой‑либо литературе на данную тему читатели сталкиваются с не структурированностью информации, сложность ее понимания, не актуальностью сведений.

В первой главе мы подробно рассмотрели понятие бюджета, его составляющие и их особенности. Мы написали про источники и классификации доходов и расходов, привели примеры их распределения, выявили основные особенности формирования бюджета домохозяйства, тем самым выполнили первую поставленную задачу.

В ходе создания проектного продукта мы уже видели возможные пути его улучшения и реализации. В будущем возможно модернизация нашей брошюры путем дополнения его новыми блоками, улучшениями старых и преобразование подаваемой информации. Тем самым мы можем выполнить последнюю нашу задачу по проекту.

Решении данных задач уже заключало выполнение поставленной цели. Можно сказать, что первая, вторая глава проекта и созданный продукт воплощают нашу цель работы. По итогу работы мы разработали и создали нужный и полезный источник информации по теме планирования бюджета, что несет ценность и значимость нашей деятельности для общества. В перспективе предполагается расширение сферы распределения проектного продукта, реализации его в больших социальных группах и распространения в обществе.

Итак, задачи выполнены, цель достигнута.

Список использованной литературы

Абакарова, З. Г. Бюджет домашних хозяйств: проблемы формирования и направления оптимизации / З. Г. Абакарова, Н. Ю. Магомедова, М. И. Маллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. – № 6(128). – С. 7-18. – DOI 10.26726/1812-7096-2021-6-7-18.

Бугарева, В. Р. Семейный бюджет. Способы экономии / В. Р. Бугарева // Проблемы современной экономики: сборник материалов ХХXVII Международной научно–практической конференции, Новосибирск, 03-28 марта 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2017. – С. 7–12.

Вавилова, С. Н. Экономика семьи. Семейный бюджет / С. Н. Вавилова, Д. Д. Сутягина // Учетно‑аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт: материалы IX Всероссийской научно–практической конференции, Княгинино, 23–24 ноября 2017 года. – Княгинино: Нижегородский государственный инженерно‑экономический институт, 2018. – С. 170-171.

Возвышаева, Е. С. Бюджет семьи как показатель уровня жизни населения / Е. С. Возвышаева // Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: проблемы и перспективы : сборник статей Международной научно‑практической конференции школьников, бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей в рамках реализации социально значимого проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина «Финансовый ликбез – путь к повышению качества жизни граждан, социальной стабильности региона и России»., Пенза, 25 апреля 2017 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2017. – С. 190-193.

Глухов, В. В. Распределение гендерных ролей в домашнем хозяйстве / В. В. Глухов, З. В. Глухова // Трансграничная экономика. – 2020. – № 3. – С. 2-21.

Просмотров работы: 28