Актуальные вопросы трудоустройства современных российских школьников

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Актуальные вопросы трудоустройства современных российских школьников

Арсеньев Н.А. 1
1МОУ СОШ №43
Егорова Н.Ю. 1
1МОУ СОШ №43
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

У меня растут года,

будет и шестнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

В. В. Маяковский

Известные слова известного советского поэта Владимира Владимировича Маяковского были намеренно перефразированы. В оригинале – «будет и семнадцать». Но почему шестнадцать? Потому что именно в шестнадцать лет в соответствии с законодательством Российской Федерации граждане могут самостоятельно устраиваться на работу. Но возникают вопросы... Как трудоустроиться несовершеннолетнему? Какие при этом могут возникнуть трудности? Можно ли работать с четырнадцати лет? Какой вариант трудоустройства предпочтительнее – официальный или неофициальный?

Настоящая проектно-исследовательская работа поможет разобраться, так как в ней представлен собственный опыт трудоустройства. Было принято решение изучить трудовое законодательство Российской Федерации, выяснить, каковы возможности трудоустройства несовершеннолетних и рассказать об этом сверстникам, поделившись собственным опытом.

Цель работы: подготовить информацию (с учетом собственного опыта) по актуальным вопросам трудоустройства несовершеннолетних для проведения бесед с учащимися 7-9 классов МОУ СОШ №43.

Для достижения цели были поставлены задачи:

Сбор и анализ информации об особенностях трудоустройства несовершеннолетних в России.

Подготовка сценария беседы с учащимися 7-9 классов МОУ СОШ №43.

Проведение бесед с учащимися.

Анкетирование учащихся и анализ результатов анкетирования.

В ходе работы использовались нормативные акты Российской Федерации с сайтов «Гарант» (https://www.garant.ru/) и «Консультант+» (http://www.consultant.ru/).

II. Актуальные вопросы трудоустройства современных российских школьников

1. Основные документы, регулирующие трудоустройство несовершеннолетних в России

Для решения поставленных задач была изучена информация по вопросу трудоустройства несовершеннолетних в России.

Основными документами, регулирующими процесс, принципы трудоустройства и труда несовершеннолетних, являются:Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации;Постановления Правительства Российской Федерации; Приказы и письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Минздрава РФ.

В соответствии со статьёй 37-й Конституции Российской Федерации труд является свободным. Принуждать к труду нельзя. Кроме того, каждый имеет право самостоятельно выбирать виды трудовой деятельности, профессию, каждый имеет право на отдых от труда, а конкретные нормы в данной области устанавливаются федеральными законами.

В Трудовом кодексе определяется возраст, с которого гражданин имеет право трудоустроиться. В соответствии со статьёй 63-й Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор можно заключить с гражданами, имеющими возраст шестнадцати лет и старше.

Но с пятнадцати лет ребята, получившие основное общее образование или получающие его вне школы, то есть в иной форме обучения, имеют право заключать трудовой договор и выполнять лёгкую работу, которая не будет причинять вред их здоровью или учёбе.

А вот подростки с четырнадцати лет имеют право заключать трудовой договор с работодателем исключительно с письменного согласия одного из родителей или органа опеки так же для выполнения лёгкой работы, не мешающей освоению образовательной программы и не вредящей здоровью.

Однако, даже дети до четырнадцати лет тоже имеют право работать. Они могут принимать участие в создании постановок, кинофильмов и тому подобное. Для этого требуется и согласие одного из родителей, и разрешение со стороны органа опеки и попечительства, который также устанавливает временные рамки рабочего дня и другие условия выполнения работы, осуществляя контроль. В такой ситуации трудовой договор заключается родителями несовершеннолетнего ребёнка от его имени. Кроме того, такая работа не должна отрицательно сказываться на здоровье и нравственном развитии ребёнка.

Из документов при трудоустройстве несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати лет, как и прочим гражданам, требуются: паспорт, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта), ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), документы об образовании при их наличии и трудовая книжка при её наличии. В определённых отраслях кроме указанных ранее документов также нужна личная медицинская книжка.0

На основании статьи 69-й Трудового кодекса Российской все несовершеннолетние граждане обязаны при заключении трудового договора пройти медосмотр и принести справку от педиатра работодателю.

А в соответствии со статьёй 58-й ТК РФ и несовершеннолетние, и совершеннолетние граждане имеют право заключать трудовой договор как срочный (с определёнными сроками осуществления трудовой деятельности), так и бессрочный (без определённых сроков осуществления трудовой деятельности).

В статье 70-й определено, что несовершеннолетним не может устанавливаться испытательный срок.

Максимальная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних устанавливается статьями 92 и 94 ТК РФ. Данная информация представлена в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Рабочее время несовершеннолетних работников

 

14 лет

15 лет

16 – 17 лет

Каникулы, день

4 ч

5 ч

7 ч

Учебное время, день

2,5 ч

2,5 ч

4 ч

Каникулы, неделя

24 ч

24 ч

35 ч

Учебное время, неделя

12 ч

12 ч

17, 5 ч

Статья 265-я содержит запрет на привлечение несовершеннолетних работников на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, которые могут причинить вред их здоровью. Конкретный перечень таких опасных работ был установлен Правительством Российской Федерации в 2000-м году.0

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 1999-м году утвердило нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъёме и перемещении тяжестей вручную.0 В статье 266-й ТК РФ установлено, что перед трудоустройством и впоследствии ежегодно несовершеннолетние работники до достижения восемнадцати лет обязаны проходить медицинский осмотр, проводимый за счёт средств работодателя.

Статья 122-я ТК РФ закрепляет право несовершеннолетних работников на получение оплачиваемого отпуска до истечения 6 месяцев непрерывной работы у работодателя.

На основании статьи 267-й Трудового кодекса несовершеннолетние работники имеют право на получение ежегодного основного оплачиваемого отпуска длительностью в 31 день во время, удобное им.

Статья 268-я включает запрет на направление молодых работников в возрасте до восемнадцати лет в командировки; привлечении их к ночной, сверхурочной работе или работе в нерабочие дни, за исключением творческих работников из перечня, утверждённого Правительством РФ.0

В соответствии со статьёй 269-й расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя допускается только при соблюдении общего порядка и с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности ИП (индивидуальным предпринимателем).

На основании статьи 270-й несовершеннолетним работникам устанавливаются нормы выработки с учётом сокращённой продолжительности рабочего дня пропорциональные общим нормам.

В соответствии со статьёй 271-й заработная плата несовершеннолетних работников при различных видах оплаты труда устанавливается с учётом сокращённой продолжительности рабочего дня (кроме сдельной оплаты труда). А вот работодатель имеет право (но не обязан) доплачивать несовершеннолетним за счёт собственных средств до уровня оплаты труда совершеннолетних работников соответствующей категории, работающих полный рабочий день.

Таким образом, видим, что законодательством нашей страны установлены условия работы несовершеннолетних, учитывающие особенности их физического развития, ограждающие от негативного воздействия трудовой деятельности на психику.

2. Организации и учреждения, обеспечивающие защиту прав детей в сфере трудоустройства

В России созданы организации, в задачи которых включены: помощь в трудоустройстве несовершеннолетним, контроль за соблюдением их прав, решение конфликтных ситуаций между несовершеннолетним работником и работодателем и тому подобное.

Одна из таких организаций – центр занятости населения, который есть практически в каждом городе. В этот центр можно обращаться за информацией о существующих на данный момент вакансиях, встать на учёт в качестве безработного, а несовершеннолетним перед официальным трудоустройством зарегистрироваться для получения ежемесячного пособия (социальных выплат) на время осуществления трудовой деятельности.

Защиту прав ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства. Сюда могут обратиться как подростки 14-15 лет, если родители не дают согласия на трудоустройство ребенка, а также родители детей до четырнадцати лет (например, при трудоустройстве в кинематографе).

Созданы территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости – Государственные инспекции труда, в функции которых входит федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права; решение конфликтных ситуаций между работниками и работодателями; охрана права работников и работодателей.

В случае нарушения прав несовершеннолетнего работника работодателем, подросток имеет право обратиться в прокуратуру с жалобой или обращением.

Также жалобы и обращения могут подаваться в администрацию населённого пункта или субъекта, где происходит нарушение прав несовершеннолетнего работника.

Исходя из данной информации, можно сказать, что в России существуют и функционируют различные учреждения и организации, которые занимаются обеспечением защиты прав детей в сфере трудоустройства.

3. Из личного опыта трудоустройства

Личный опыт трудоустройства, к сожалению, был получен до изучения законодательной базы, регулирующей сферу труда, поэтому были допущены некоторые ошибки, которых можно было избежать.

Собственный опыт показал, что наибольший выбор вакансий представлен на Интернет-сайтах и в СМИ, но наиболее надежным источником информации о вакантных местах является банк вакансий Центра занятости населения, так как он сотрудничает с официально зарегистрированными предприятиями и организациями города Твери, в которых маловероятен обман юных работников работодателями.

Чтобы понять, как правильно общаться с потенциальным работодателем, необходимо совершить немало звонков и поучаствовать не на одном собеседовании. Практика показала, что лучше придерживаться следующих правил:

Звонить на все номера работодателей, указанных в информации об интересующих вакансиях.

В самом начале звонка нужно поздороваться и указать причину обращения.

При разговоре с потенциальным работодателем нужно общаться официальным языком, без использования просторечий.

Нужно конкретно и честно отвечать на вопросы работодателя, если они не выходят за рамки причины обращения.

Потенциальному работодателю нужно оставить свои контактные данные.

В случае назначения собеседования нужно уточнить, что требуется взять с собой, и записать информацию о времени и месте встречи.

Не нужно боятся спрашивать потенциального работодателя об интересующих вопросах.

Итак, по итогам дистанционного общения с потенциальными работодателями поступило два приглашения на собеседования от представителей франшиз одной торговой марки, относящейся к сфере общественного питания. На эти собеседования нужно было приехать с одним из родителей, чтобы оформить согласие на трудоустройство. На собеседование приехал с документами, в строгом костюме. Один из работодателей согласился принять меня на работу.

Для трудоустройства на предприятие общественного питания требовалась ЛМК (личная медицинская книжка).

В городе Твери оформлением медицинских книжек занимается ФБУЗ (Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения) «Центр гигиены и эпидемиологии по Тверской области». Трудовые сферы, для которых обязательно требуется медицинская книжка, указаны в письме Минздрава РФ от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий».

Для оформления ЛМК впервые необходимы: паспорт, фотография 3х4 см, разрешение родителя на оформление ЛМК. Для получения медицинской книжки нужно оплатить и сдать экзамен «санитарный минимум» (двадцать вопросов). Впервые этот экзамен сдаётся лично в учреждении, а в дальнейшем – дистанционно. Также, для возможности осуществления трудовой деятельности на предприятиях общественного питания необходимо ежегодно с письменным разрешением родителя проходить специальный медицинский осмотр, отметки о котором заносятся непосредственно в ЛМК. Помимо этого, экзамен «санитарный минимум» требуется пересдавать каждые два года.

Когда экзамен и медицинский осмотр пройдены успешно, и информация об этом занесена в ЛМК, в Центре гигиены и эпидемиологии по Тверской области сотрудник проверяет печати, после чего ставит отметку об аттестации и приклеивает голограмму, занося ЛМК в реестр.

Кроме ЛМК и разрешения на работу от родителя или органа опеки для официального трудоустройства требуется справка от педиатра (несовершеннолетнему) и ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). ИНН получают или в ФНС (Федеральной налоговой службе), или в МФЦ (многофункциональном центре).

В процессе трудоустройства необходимо предъявить ксерокопии паспорта (основные страницы 2 и 3, страница с местом регистрации), СНИЛС и ИНН, оригинал ЛМК. Также требовалось написать заявление на трудоустройство и на получение трудовой книжки, так как ранее она не была оформлена.

Заранее подросток имеет право обратиться в Центр занятости населения города Твери с целью назначения ежемесячных социальных выплат ему, в качестве несовершеннолетнего работника. Для этого было достаточно одного звонка в Центр занятости.

Далее работодателем был подготовлен срочный трудовой договор (с оговоренными сроками). Договор составляется в двух экземплярах, один из которых остается у работодателя, другой – передается работнику.

После оформления трудоустройства начинается трудовая деятельность по условиям, оговоренным с работодателем и указанным в подписанном трудовом договоре. Трудовой стаж начинается с даты подписания трудового договора.

За свой труд работник получает заработную плату. Даты её получения указываются работодателем заранее. Выплаты могут осуществляться как способом наличного расчёта у бухгалтера, с подписанием соответствующих учётных бумаг, так и безналичным способом. Настоящее зависит от установленных правил в организации.

При увольнении требовалось написать заявление об увольнении по собственному желанию. Работодатель имеет право назначить четырнадцатидневную отработку, поэтому, заявление об увольнении лучше писать заранее. При увольнении выдается на руки трудовая книжка, ЛМК и производится окончательный расчёт (заработная плата за отработанное время с момента получения последней заработной платы до момента увольнения). Кроме этого, были выданы: сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), сведения о страховом стаже застрахованного лица и прочее.

Таким образом, на личном опыте было определено, что процесс официального трудоустройства является долгим и сложным, и действительно требует сформированности определённых личных качеств человека – коммуникативности, воли, целеустремленности и др., которые понадобятся и при выполнении трудовых обязанностей.

4. Подготовка и проведение тематических бесед с учащимися

На практике было выявлено, что самостоятельно, без должной подготовки и сбора информации, не просто устроиться на работу в несовершеннолетнем возрасте. Именно поэтому было принято решение провести тематические беседы с учащимися 7-9 классов нашей школы, чтобы поделиться собственным опытом и помочь ребятам в их возможном дальнейшем трудоустройстве.

В школе поддержали инициативу и разрешили провести такие беседы в рамках уроков обществознания, так вопросы трудоустройства несовершеннолетних рассматриваются в курсе обществознания и права (в старших классах).

Был подготовлен сценарий проведения тематических бесед, посвящённых особенностям трудоустройства и труда несовершеннолетних в городе Тверь, а также были оформлены информационные буклеты.

В период с 5 по 15 февраля 2021 года были проведены беседы, в которых приняли участие 305 подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Многие ребята заинтересовались темой беседы, приняли в ней активное участие, внимательно слушали и задавали вопросы. По окончании этих бесед каждому классу были вручены буклеты с основной информацией по вопросам трудоустройства несовершеннолетних.

5. Проведение анкетирования и анализ полученных результатов

Для проверки эффективности проведенных ранее тематических бесед было принято решение провести анкетирование и проанализировать его результаты.

В анкетировании приняли участие 305 подростков (из 386 учащихся 7-9 классов), 290 из которых непосредственно участвовали в тематических беседах.

Большинство респондентов 7-9 классов отмечают положительные стороны труда несовершеннолетних, такие как самостоятельность, независимость от родителей, возможность помочь родным и близким, а некоторые задумываются о будущей пенсии, а значит, понимают важность трудового стажа. Для многих ребят ключевым положительным фактором в труде является зарплата.

Отрицательные черты труда несовершеннолетних, отмеченные подростками: уменьшение свободного времени, снижение уровня оценок в школе, сложность поиска работы и трудоустройства в подростковом возрасте.

Лишь треть респондентов имела опыт трудоустройства. Из них 22 семиклассника (20,95% от общего числа опрошенных учащихся седьмого класса), 33 восьмиклассника (34,38% от общего числа опрошенных учащихся восьмого класса) и 45 девятиклассников (43,27% от общего числа опрошенных учащихся девятого класса).

Таким образом, чем старше подростки, тем больший среди них процент ребят, имеющих опыт трудоустройства.

Очень малая часть ребят, которые имели опыт трудоустройства, работали официально. В седьмом классе таких ребят было всего лишь пять (22,73% от общего числа опрошенных семиклассников, имевших опыт трудоустройства), в восьмом – восемь (24,24% от общего числа опрошенных восьмиклассников, имевших опыт трудоустройства), а в девятом – девять (20,00% от общего числа опрошенных девятиклассников, имевших опыт трудоустройства).

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что официальный труд на практике не популярен среди подростков.

Среди ребят, которые не имели опыт трудоустройства, оказалось 162 желающих устроиться на работу (это почти в 4 раза больше, чем не желающих). Из них семиклассников – 68 человек (81,93% от общего числа опрошенных семиклассников, не имевших опыт трудоустройства), восьмиклассников – 48 (76,19% от общего числа опрошенных восьмиклассников, не имевших опыт трудоустройства) и девятиклассников – 46 (77,97% от общего числа опрошенных девятиклассников, имевших опыт трудоустройства).

Видим, что опрошенные учащиеся заинтересованы в трудоустройстве и хотели бы начать трудовую деятельность в подростковом возрасте.

Среди респондентов, желающих трудоустроиться, подавляющее большинство предпочли бы официальное трудоустройство. Лишь трое учащихся седьмых классов (14,71% от общего числа опрошенных семиклассников, желающих трудоустроиться), семь учащихся восьмых классов (27,08% от общего числа опрошенных восьмиклассников, желающих трудоустроиться) и шесть учащихся девятых классов (26,09% от общего числа опрошенных девятиклассников, желающих трудоустроиться) предпочли бы неофициальное трудоустройство.

Ребята отмечали, что официальное трудоустройство имеет ряд преимуществ, в том числе, даёт гарантии соблюдения прав ребёнка при оформлении трудовых отношений. Кроме того, неофициальное трудоустройство незаконно. Однако, те, кто предпочитал неофициальный труд, писали о неготовности к высокой ответственности при официальном трудоустройстве и о желаемых высоких зарплатах, которые обещают работодатели при неофициальном трудоустройстве.

Опираясь на эти данные, можно сказать, что значительная часть опрошенных изъявила желание трудоустроиться в подростковом возрасте официально. Но были и те, кто предпочёл неофициальное трудоустройство, так как это проще с точки зрения оформления документов и «выгоднее».

Также подавляющее большинство респондентов осведомлено о том, что уже с четырнадцати лет подросток имеет право на официальное трудоустройство. В седьмом классе об этом знали 94 человека (89,52% от общего числа опрошенных семиклассников), в восьмом – 81 человек (84,38% от общего числа опрошенных восьмиклассников), а в девятом – 95 человек (91,35% от общего числа опрошенных девятиклассников).

Для определения эффективности проведённых тематических бесед, проанализируем ответы учащихся на следующие вопросы анкетирования.

У двухсот из двухсот девяноста опрошенных учащихся, участвовавших в проведённой тематической беседе, появилось желание трудоустроиться. Это 83 семиклассника (82,18% от общего числа опрошенных учащихся седьмых классов, участвовавших в тематической беседе), 49 восьмиклассников (55,68% от общего числа опрошенных учащихся восьмых классов, участвовавших в тематической беседе) и 68 девятиклассников (67,33% от общего числа опрошенных учащихся девятых классов, участвовавших в беседе).

Подавляющее большинство опрошенных ребят, участвовавших в беседе, предпочтут официальное трудоустройство в будущем. Однако, семь учащихся седьмых классов (7,37% от общего числа опрошенных семиклассников, участвовавших в тематической беседе), восемь учащихся восьмых классов (11,27% от общего числа опрошенных восьмиклассников, участвовавших в тематической беседе) и семнадцать учащихся девятых классов (19,32% от общего числа опрошенных девятиклассников, участвовавших в тематической беседе) в будущем предпочтут неофициальное трудоустройство.

Информация из тематической беседы повлияла на выбор 46,55% опрошенных подростков, которые участвовали в тематической беседе, то есть на 48 семиклассников, 37 восьмиклассников и 50 девятиклассников.

Информацию из беседы посчитали полезной 248 опрошенных, то есть 85,52% от общего числа респондентов, которые участвовали в беседе. Это 89 семиклассников, 71 восьмиклассник и 88 девятиклассников.

Таким образом, анализ 7-10 вопросов показал, что тематическая беседа оказалась эффективной, так как значительная часть опрошенных сделали выбор в пользу официального трудоустройства.

III. Заключение

В Российской Федерации действуют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы трудоустройства несовершеннолетних. Они закрепляют права подростков на особые условия труда, учитывают возраст, особенности физического развития детей и так далее, дают гарантии защиты несовершеннолетних от нарушения их прав.

Обеспечивают защиту прав подростков различные государственные и муниципальные учреждения и организации, обратиться в которые несовершеннолетний может как лично, так и с помощью родителей.

Собственный опыт показал, что официальное трудоустройство – процесс непростой, так как требует оформления большого количества документов, соблюдения установленных законом условий приёма подростков на работу, а также сформированности у желающего трудоустроиться волевых и коммуникативных качеств для общения с потенциальными работодателями и сотрудниками вышеуказанных организаций.

Были проведены тематические беседы с учащимися 7-9 классов нашей школы. Для этого подготовлен примерный сценарий занятия и информационные буклеты. Эффективность данных бесед выявлена по результатам анкетирования, проведенного среди учащихся (большинство участников в итоге отдали предпочтение официальному труду, тем более, что неофициальное трудоустройство незаконно).

В заключение хотелось бы привести слова В.В. Маяковского:

«Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши,

выбирай

на вкус!»

В.В. Маяковский

IV. Литература

Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. С новыми поправками. – М.: Мартин, 2020.

Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2021.

Письмо Минздрава РФ от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12120416/ (дата обращения: 08.10.2021).

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12140390/ (дата обращения: 08.10.2021).

Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68004/ (дата обращения: 13.10.2021).

Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/180624/paragraph/61:1 (дата обращения: 13.10.2021).

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/181762/ (дата обращения: 13.10.2021).

0 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12140390/ (дата обращения: 08.10.2021).

Письмо Минздрава РФ от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12120416/ (дата обращения: 08.10.2021).

0 Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/181762/ (дата обращения: 13.10.2021).

0 Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/180624/paragraph/61:1 (дата обращения: 13.10.2021).

0 Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68004/ (дата обращения: 13.10.2021).

Просмотров работы: 78