Заповедь о почитании родителей в бытии современных подростков

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Заповедь о почитании родителей в бытии современных подростков

Акимова А.А. 1
1МБНОУ "ГКЛ"
Картавая М.И. 1
1МБУДО «ЦРТДиЮ» Березовского ГО
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сущностный вопрос каждого человека своей совести на определение исполнения 5 заповеди: Любишь ли, почитаешь ли, слушаешь ли своих родителей? Не обходишься ли с ними грубо, непочтительно, не обманываешь ли их? Не бранишь ли за глаза, не осуждаешь ли их и не обижаешь ли их чем-либо? (из детской исповеди)

Нам представляется, что современные подростки практически малознакомы с заповедью о почитании родителей, в основном знают ее номинально, не понимают ее смысла, даже самого понятия ЗАПОВЕДЬ, последствий от невыполнения ее, блага для души и судьбы при ее исполнении.

Актуальностьвыбранной темы исследования заключается в том, что в последнее время все чаще можно слышать возмущение старшего поколения недостойным поведением подростков по отношению к ним, явным проявлением неуважения, отсутствием почтения. Подростки, по определению психологов и педагогов, самый сложный возраст в становлении личности, эта сложность ярко проявляется во взаимоотношениях с ближними, особенно родителями. Невоздержанность в чувствах, желание доказать свое право на собственную позицию часто выявляет по отношению к родным негативные эмоции, слова. Все чаще можно наблюдать в отношениях со взрослыми грубость, претензии, даже дерзость. Желание попробовать запретное приводит к скрытности, иногда легко допускается ложь своим родителям. Современные мода, гаджеты провоцируют у подростков желание иметь у себя последние модели, модные вещи, а это, в свою очередь, формируют потребительские запросы с позицией «хочу иметь сегодня, как у всех, чтобы не быть хуже всех». Все вместе это приводит к формированию такой черты характера, как нетерпимость, и такой позиции, как недостаточное почтение к родителям и уважение к ним. Чаще всего почитание родителей сегодня понимается как внешнее послушание, подчинение главенствующей роли родителей, исполнение бытовых требований, при этом с разрешением хамского отношения.

В ходе данного исследования были использованы такие важные для понимания проблемы источники, как книги Священного Писания - Ветхий и Новый Завет, Жития Святых, психолого-педагогическое толкование на данную тему.

Проблемой исследования в данной работе являетсяобеспокоенность тем, что в своем внешнем проявлении (словах про родителей, оговорках, пересказах семейных ситуаций) многие подростки проявляют недостаточное почтение и уважение к родителям, допускают грубые слова, негативные эмоции. Мы полагаем, что заповедь о почитании родителей в современности не является в полной мере базовой нравственной ценностью для подростков.

Объектом исследования является познание Божественной заповеди о почитании родителей.

Предмет исследования:

1. Богословское толкование и современное педагогическое прочтение заповеди о почитании родителей;

2. Позиция подростков по отношению к заповеди о почитании родителей;

3. Устные воспоминания старшего поколения о своем детстве, отрочестве и об отношении к родителям.

Цель работы: изучить духовное познание Божественной заповеди о почитании родителей с подростковой позиции и позиции старшего поколения. Вытекающие из цели работы задачи исследования:

1. Изучить богословское и психолого-педагогическое толкование 5 заповеди Декалога «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле»;

2. Провести исследование об отношении к этой заповеди среди учащихся 8 – 11 классов Кемеровского городского классического лицея и устный опрос у старшего поколения (65+) о воспоминании своих взаимоотношений с родителями в отрочестве.

3. Обобщить проведенные опросы, сопоставить позиции, осознать тенденцию.

В качестве основных методов исследования применялись следующие: обобщение, сравнение, анализ и синтез. Для выявления подростковой позиции использовался метод анкетирования. Для выявления позиции старшего поколения (65+) об исполнении заповеди использовался метод интервьюирования.

Данная работа будет способствовать осмыслению ключевых позиций в теоретическом познании духовной заповеди, а также в практическом плане станет темой воспитательной работы с подростками по освоению заповеди «Чти отца твоего…» как нравственной ценности.

1. Толкование пятой заповеди

Во всем многообразии литературы о взаимоотношениях родителей и детей и воспитании значительно меньше можно найти литературных источников именно о заповеди «Почитай отца…» и ее роли в судьбе человека, тем более с трудом находится глубокая исследовательская литература о важности исполнения 5 заповеди в современном прочтении. В целом можно выделить 3 основных позиции: толкования святых отцов и богословов; критическая позиция современных педагогов и психологов, позиция публицистов. Надо отметить, что часто к толкованию этой заповеди, ее значению в судьбе человека обращаются миссионеры протестантских и инославных церквей, именно на их порталах размещено более глубокие статьи-размышления. Итак, рассмотрим позиции:

1. Библия о почитании родителей: Ветхозаветные и Новозаветные наставления.

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5) [1]. И еще сказано: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4) [1]. И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот — проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф.5:22–23, 6:1–4, Кол.3:18–20; 1Тим.5:4) [1].

2. Святоотеческое толкование.

Святые отцы подчеркивали, что через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями» [2].

Святитель Николай Сербский о почитании родителей высказывался так: «Прежде того, как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете» [3. с.26].

Святитель Тихон Задонский по этому поводу говорит: «Всегда воздавай должное родившим тебя, и тебе за это будет великое благо. Помни, что родители — это величайшие твои благодетели. Вспомни все их скорби, труды, переживания, которые они подъяли при твоем воспитании. И, памятуя это, всегда достойно их за это благодари. Не оскорбляй их, оказывай им во всем послушание. Но это послушание должно быть разумным. Послушание должно быть согласно со словом Божиим и не противоречащим воле Божией. Ничего без совета и благословения родителей не делай и не предпринимай» [4].

3. Богословское толкование современности

Архимандрит Кирилл (Павлов): «Прежде всего почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, и плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей» [5].

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей… Эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. Что значит почитать? Слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти» [6].

Вопрос: Часто современные дети пренебрегают исполнением заповеди о почитании родителей. Отчего это происходит?

Отец Владимир Авсеенко: «От своеволия, гордыни, от того, что человек забывает, кому он обязан своей жизнью и своим бытием. Почтение родителей — значит почтение Богу. Исполняя пятую заповедь, мы призываем имя Божие и, смиряясь, призываем благодать и силу Его» [7].

4. Педагоги о заповеди.

Академик, педагогБорис Бим-Бад:«Если говорить о человеке, то первой идет заповедь – «почитай», а потом уже все остальные. И здесь глубокая мудрость, потому что все начинается с благодарности и отсутствия хамства. Что такое – «почитать»? Это значит - не быть хамом, не смеяться над отцом, родившим тебя, уметь быть благодарным. Этому учит Ветхий Завет» [8].

5. Публицисты о заповеди:

Александр ТКАЧЕНКО (психолог, отец четверых детей): «Сама заповедь о почитании родителей носит не просто родовой или бытовой характер. Дело в том, что народ Израиля представлял собой прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Закона. Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон— отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни» [9].

Итак, тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении.

Особое место в Библии в связи с темой нашего исследования – повествование о Хаме, сыне Ноя. История начинается с того, что Ной после садовых работ выпил вина, опьянел и «лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21) [1]. «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9:22) [1]. Вот, собственно, и все преступление Хама. Принято считать, что он посмеялся над наготой спящего отца, но, как видите, это прямо не сказано. Хотя, конечно, можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал какую-то критику, быть может, насмешку, но никаких подробностей нам не сообщается. Следовательно, они не имеют значения. Значим сам факт. Братья Хама, напротив, являют нам образец правильного поведения. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9:23) [1]. То есть, они не только не критиковали, не только не смеялись, но даже не дерзнули посмотреть на Ноя, который, опьянев, спал в ненадлежащем виде. И много к этому месту в Библии отсылок как у святых отцов, так и у современных публицистов. Св. Тихон Задонский «Не подражай Хаму — сыну Ноеву, который, увидев наготу отца своего, оповестил о том братьев» [10].

Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: "Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего".

Вывод по духовному толкованию заповеди: если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано.

2. Результаты исследования подростков

Было предложено учащимся лицея ответить на 16 вопросов, составленных с психологом Ресурсного центра образования Березовского городского округа Натальей Владимировной Костиковой (Приложение 1).

Экспериментальная группа: 100 учащихся, 30 – 8 классы, 26 – 9 классы, 20 – 10 классы, 24 – 11 классы.

Проводя исследование об отношении к данной заповеди среди учащихся, прежде всего необходимо было понять, сколько человек не слышали о данной заповеди - 15 обучающихся (15%) не знакомы с ней, а 85 человек (85%) знакомы с заповедью (Приложение 2), следовательно, имеют сложившееся отношение к ней и относительное понимание данной заповеди.

68% респондентов (Приложение 4) не считают слова данной заповеди обязательными к исполнению, что говорит о нарушениях детско-родительских отношений и, возможно, иерархии в семье, где не старший учит младшего, а наоборот.

Учитывая социальную желательность каждого респондента, можно утверждать, что ответы на открытые вопросы опросника не всегда были искренними. Но даже с учетом данного факта 51% респондентов ответили, что среди знакомых нет тех подростков, кто исполняет данную заповедь, т.е. в реальной жизни эти подростки не имеют подтверждения и наглядного положительного примера (Приложение 5). Как следствие, часто или иногда не видят границ хамства, грубости и непочтения к родителям 97 % (Приложение 7). Не подчиняясь требованиям (90%), используя грубость и хамство, обманывая родителей (91%), ответственность за последствия нести не готовы 2 человека, готовы нести 87, 10 – не допускают такой ситуации (Приложение 8, 9, 10). С учетом ранее описанной социальной желательности можно предположить, что цифра может оказаться гораздо больше выявленной. 84% не считают, что любить и почитать родителей – это практически одно и то же (Приложение 11). Понимание любви очень сужено, любовь для них не есть каждодневный труд в борьбе с собственной гордыней и эгоизмом, для блага любимого человека, а, следовательно, и самого себя. При этом выявлена изначальная потребность получать безусловную любовь родителей, однако дарить ее родителям не все готовы, хотя понимают, что надо что-то изменить 59% респондентов (Приложение 13). Чувство стыда и раскаянья не чуждо нашим респондентом, и многие из них - 69% - могут искренне попросить прощение у родителей за свои ошибки, готовы пойти на помощь им. Но есть и 19 %, которым данное понимание чуждо (Приложение 14, 15). Общее недопонимание современных подростков: утверждают, что любят, но при этом допускают недопустимое при любви – ложь, претензии, грубость. Значит, любовь понимается не духовно, а упрощенно, без духовной ответственности за отношения, обязательств. Именно следование заповеди позволяет прийти к такой любви, к соединению любви и почтения.

Итак, опрос выявил, что отношения родитель-ребенок, определяемые в идеальном, правильном ключе, как нам предписывает данная заповедь, в основном отторгнуты нашим подростковым сообществом, и эти 19% можно считать жертвами воспитательного вакуума, ведь то пространство, которое занимает вера, религия в душе человека ничто не может восполнить. Все выше перечисленное дает нам право сделать вывод, что заповедь о почитании родителей в современном обществе не является базовой нравственной ценностью для подрастающего поколения, для будущих мам и пап.

Исходя из полученного результата, можно утверждать, что проблема, ранее заявленная в нашей работе, действительно актуальна.

Считаем важным сравнить два опроса: опрос 2018 года, который мной был проведён среди учащихся 8 и 10 классов школ Березовского городского округа и в лицее города Кемерово в 2021 году. Надо подчеркнуть, что в Березовском было опрошено 466 учащихся. Результаты в сопоставлении опросов заставляют задуматься, так как явно обозначилась тенденция не в пользу усвоения и принятия заповеди о почитании родителей:

1. Первые три вопроса выявили, что увеличилось количество подростков, которые знают и понимают заповедь, но не считают ее важной к исполнению (32% в Кемерово против 69% в Березовском), также уменьшилось количество сверстников, которые следуют заповеди.

2. Общее число знающих про хамство по отношению к родителям увеличилось, вместе с тем значительно увеличилось и число ребят, которые допускают непочтение к родителям (80% против 17%), могут нагрубить, не подчиниться требованиям (90% против 58%), обмануть родителей (91% против 80%).

3. Показатель «любите ли общаться с родителями» уменьшился (53% против 89%), также проявление чувства стыда и желание попросить прощение за грубость на 14% стало меньше.

4. Наконец, готовность к самопожертвованию ради родителей, когда надо помочь, уделить время, оставить лучший кусок на столе, также значительно уменьшилась (в среднем на 25% меньше).

Итак, сделаем вывод: заповедь о почитании родителей за последние 3 года подверглась значительному умалению, знание ее не приводит к исполнению. Почему? Мы думаем, что это объясняется нарастанием эгоистических и потребительских тенденций в мировоззрении подростков, утраты в некотором смысле чувства благодарности, уважения к родителям, а также критическим настроем по отношению ко всем взрослым как представителям другой эпохи (уточняем, доцифровой).

3. Опрос старшего поколения

Жителям города возраста старше 65 лет были в беседах заданы вопросы: что они могут сказать о отношениях к своим родителям в детстве, что разрешалось, что запрещалось им.

Людмила Юрьевна, 66 лет: Воспитывали своим примером, если родители заняты, считала, что нужно помогать, была самостоятельная, вместе убирались, гуляли, читали книги, видела уважение между родителями.

Таисия Семеновна, 90 лет: Ненавязчивый авторитет родителей, воспитывала окружающая среда в доме (чистота, уют), внимание к детям, даже когда родителей нет дома.

Надежда Васильевна, 67 лет: Уважение, безукоризненное подчинение, авторитет, уговаривать было не надо, всё делала, помогала, хватало взгляда.

Галина Николаевна, 65 лет: Безукоризненное уважение, грубости не было, всегда спрашивали разрешения.

Людмила Васильевна, 68 лет: Безоговорочное послушание, уважение, грубости не допускали.

Сания Шакировна, 70лет: Во главе была помощь родителям, исполнительность, дисциплина, боялась мать до самой её смерти (не заругает ли).

Анна Семеновна, 81 год: Воспитывала мать пять детей, берегли мать, не могли расстроить, было время голода, держались всегда вместе.

Рафиль Хазиевич, 73 года: Помогали родителям: в очередях стояли на морозе по 2-3 часа. Без разрешения никуда не ходил.

Нина Дмитриевна, 70 лет: Разрешалось ходить на речку, на танцы только после того, как сделано всё по дому, в огороде, по хозяйству. Родителей, учителей боялась, не перечила. Даже в мыслях не было прогулять школу. Кушать садились все вмести, за столом не разговаривали.

Татьяна Васильевна, 65 лет: Чтоб всегда был порядок, убирать за собой, помогать младшим. Не наказывали, но был страх что поругают.

Галина Николаевна, 65 лет: Уходя на работу мама составляла список заданий, к её возвращению всё было сделано. Уважение, грубости не было. Наказывали редко, ставили в угол.

Иван Васильевич, 64 года: Наказывали (не разрешали ходить на речку, на танцы), но это было редко. Родителей любил, уважал, немного побаивался, за плохую учёбу только ругали.

Людмила Григорьевна, 65 лет: Мама на работе была целый день, на мне были две младшие сестры. Ответственность прежде всего. Если ходила гулять, то возвращалась строго в положенное время.

Анатолий Александрович, 68 лет: Наказывали (не пускали гулять) за испорченные вещи (например, порванные штаны).

Фарида Галинулловна, 65 лет: Не наказывали, но боялись разговора с отцом, у каждого ребёнка в семье были свои обязанности, выполнялись безоговорочно.

Валентина Яковлевна, 65 лет: Родителей не боялась, вела себя всегда хорошо, школу не прогуливала, помогала родителям в огороде, убиралась в доме.

Вера Акимовна, 70 лет: Воспитывал отец, был авторитетом, очень любила его, не наказывал, но мог отругать (лазила по чужим огородам, хотя было всё своё), очень ему благодарна, всегда помогала ему по хозяйству (святая обязанность).

Галина Антоновна, 78 лет: Воспитывали папа и бабушка, всегда слушалась старших, не огрызалась, училась хорошо, хотелось, чтоб родные мной гордились, не расстраивались.

Заключение

В сознании подростков не прояснено, что значит исполнять заповедь, именно само осознание понятия заповедь расплывчато, скорее оно заменено правом и обязанностями, нарушена иерархия между родителями и детьми. Доминирует некое равноправие в сознание подростков, даже у многих присутствует позиция, что родители обязаны им, а значит можно требовать свое, и при неполучении проявлять негативные чувства.

Смысл слова почитай сегодня не понимается в соответствии с библейскими установками.

Любовь к родителям не всегда соотносится с послушанием и жертвенностью, заметны позиции потребительства.

Сопоставляя позиции современных подростков и старшего поколения, мы видим существенное отличие в исполнении заповеди о почитании родителей. Для старшего поколения родители были безусловным авторитетом, почтение включало в себя боязнь не послушаться и обидеть родителей, желание выполнять их волю. У современных подростков такой почтительный страх отсутствует, который ранее на безусловном авторитете и удерживал от дурных поступков, однако заметно своеволие, потребительство, черты хамства.

Мы полностью согласны с позицией: «Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Пс.1:1–3).

Перспективы исследовательской работы:

Повторение опроса в других образовательных учреждениях, как среди учащихся, так и среди студентов колледжей, техникумов;

Изучение проблемы почитания родителей, взаимоотношениях родителей и детей в произведениях русской литературы 18 – 19 веков, выявление характерных тенденций, соотнесение с современным отношением к заповеди;

Просмотр с подростковыми аудиториями документального фильма «Дорогие мои родители», в котором представлены позиций подростков (проект «Достучаться до сердец» 2013 год). Выявление особенностей восприятия современными подростками позиций, представленных в фильме;

В связи с выявленной проблемой явного, несдерживаемого сквернословия в присутствии взрослых (педагогов, соседей, горожан), в том числе пожилых людей, есть желание развить тему реферата в этом направлении, а именно: исследовать отношение к скверным, нецензурным словам у молодого поколения в соотнесении с позицией взрослых, как родных, так и окружающих людей, в контексте нравственных категорий «стыд, почтительность, уважение».

Практическая значимость: наша работа будет значима для классных руководителей при организации и проведении классных часов, родительских собраний, дискуссий, написании эссе.

Список использованной литературы

1. Александр Ткаченко http://www.pravoslavie.ru/111324.html [9]

2. Архимандрит Кирилл (Павлов) http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/arhimandrit-kirill-pavlov-o-pochitanii-roditelej/ [5]

3. Архимандрит Тихон (Шевкунов) http://www.pravoslavie.ru/6771.html [6]

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издательство: Духовное преображение. – 2016. – 1280 с. [1]

5. Борис Бим-Бад https://www.svoboda.org/a/27900893.html [8]

6. Святитель Иоанн Златоуст http://www.pravoslavie.ru/49179.html [2]

7. Отец Владимир Авсеенко http://uvar-eparhia.ru/index.php/2015/10/pochitanie-roditelej-vazhnost-ispolneniya-pyatoj-zapovedi/ [7]

8. Святитель Николай Сербский (Велимирович) "Будь верен Богу. Советы современному человеку. Миссионерские письма" Издательство: Свято-Успенская Почаевская Лавра. – 2018. – 480с. [3. c. 26]

9. Святитель Тихон Задонский http://www.blagobor.by/article/vera/roditeli [4]

10. Святитель Тихон Задонский https://elitsy.ru/communities/30394/214684/ [10]

11. Филарет Свт. Жития святых. – М.: Эксмо, 2013-928с.

Приложение 1

Анкета для школьников

Слышали ли вы такие слова: «Почитай отца и мать, и будет тебе благо»?

Понимаете ли вы смысл этих слов?

Считаете ли вы эти слова безусловной и обязательной к исполнению заповедью?

Есть ли среди Ваших знакомых, друзей, приятелей, подростки, исполняющие данную заповедь?

Знаете ли о том, что такое хамство по отношению к родителям?

Часто ли Вы допускаете по отношению к родителям непочтение и грубость?

Допускаете ли вы ситуацию, когда можно не подчиняться требованиям и просьбам родителей?

Если допускаете, то готовы ли вы нести ответственность, за последствия, о которых предупреждали ваши родители?

Случалось ли вам обманывать родителей?

По вашему мнению, любить и почитать родителей - это одно и тоже?

Любите ли Вы общаться со своими родителями?

Хотелось ли вам что-то изменить во взаимоотношениях с родителями?

Испытываете ли Вы чувства искреннего раскаянья и стыда, если допустили дерзость, грубость, претензии по отношению к родителям?

Если испытываете, то просите ли вы прощение у родителей?

Готовы ли Вы, пожертвовать своим временем, личными интересами, когда родители очень нуждаются в помощи?

Считаете ли вы, что лучший кусок за столом должен принадлежать родителю?

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Просмотров работы: 214