Женщины в политике

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Женщины в политике

Старикова П.Н. 1
1МБОУ СОШ №13 им.А.Л.Широких
Шелль О.Э. 1
1МБОУ СОШ №13 им.А.Л.Широких
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Общество на протяжении всего своего развития наделяло мужчин бóльшим количеством прав, считая их теми, кто обязан обеспечивать семью всем необходимым, в то время как женщина считалась «хранительницей очага и уюта», а ее главной целью признавалось материнство и забота о семье. И в прошлом эти социальные роли действительно осуществлялись, но с течением времени мужчины стали возлагать на женщин всё больше обязанностей, при этом не давая им самых основных прав.

Вопрос о женщине и ее участии в управлении государством – это тот вопрос, рассуждать над которым можно бесконечно долго, но прийти к единому мнению всё равно не представляется возможным. Политика – это сфера жизни общества, где, как и в любой другой деятельности, важны многие факторы, но среди них половая принадлежность, несомненно, является лишней и нелогичной для оценки способностей человека. Умение вести грамотную политику как внутри государства, так и на международном пространстве не должно зависеть от пола человека, что в современном мире является абсурдом. Женщина – это такой же член общества, как и мужчина, поэтому обесценивание ее умений и деятельности является абсолютно нецелесообразным.

В настоящее время женщины по-прежнему обладают меньшим набором прав, в том числе и в профессиональной деятельности. Хотя законодательно женщины и мужчины обладают равными правами, представители мужского пола на подсознательном уровне считают себя на ступень выше женщин. Но всё таки активная популяризация феминизма и его течений несомненно объединяет женщин и побуждает совместно бороться за наделение их правами, в том числе и правом на управление государством наравне с мужчинами.

Именно поэтому тема исследовательской работы «Женщины в политике» является актуальной.

Проблема: Недооценивание деятельности женщин-политиков в условиях постепенного перехода к эгалитарному укладу жизни общества.

Цель: Определение влияния женщин как глав государств на систему международных отношений.

Задачи:

Провести опрос среди аудитории по теме исследования.

Изучить деятельность женщин, управляющих государством.

Проанализировать итоги и последствия правления женщин, их вклад в развитие государств.

Гипотеза: Успешность управления государством не зависит от пола человека, поэтому женщина способна осуществлять грамотную политику, находясь у власти.

Объект исследования: Политическая арена.

Предмет исследования: Деятельность женщин, управляющих страной.

Методы исследования: Анализ, опрос, построение диаграмм.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Термин международных отношений

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Международные отношения – это научная дисциплина, изучающая взаимодействия между государствами, а в более широком смысле – деятельность международной системы как единого целого. Может рассматриваться либо как многодисциплинарное исследовательское поле, сводящее воедино международные аспекты политики, экономики, истории, права и социологии, либо как метадисциплина, сосредоточенная на системных структурах и моделях взаимодействия человеческих особей как единого целого.

1.2 Классификация системы международных отношений

1.На основе классового критерия:

отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма);

отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира);

переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости).

2.По сферам общественной жизни:

экономические;

политические;

военно-стратегические;

культурные;

идеологические.

3.По степени напряжённости:

отношения стабильности и нестабильности;

отношения доверия и вражды;

отношения сотрудничества и конфликта;

отношения мира и войны.

1.3 Разница между мужчинами и женщинами в политике (по данным исследования PewResearchCenter, опубликованного в CNNpolitics(см. Приложение 1))

Наиболее распространенная причина, по которой на высоких политических постах меньше женщин, чем мужчин, заключается в том, что "женщины, баллотирующиеся на этот пост, должны сделать больше, чтобы проявить себя, чем мужчины".

Вторая наиболее цитируемая причина как среди мужчин, так и среди женщин заключается в том, что женщины получают меньше поддержки от своих партийных лидеров, причем 43% мужчин и 61% женщин чувствуют это.

Среди тех, кто говорит, что гендерная дискриминация является основной причиной того, что женщины не избираются на высокие политические посты в Америке, молодые женщины гораздо чаще говорят об этом, чем пожилые женщины: 68% женщин в возрасте до 50 лет говорят об этом, а 50% женщин старше 50 лет согласны с этим.

Респонденты опроса указали определенные характеристики, помогающие мужчинам и женщинам, когда они баллотируются на пост, в том числе быть напористыми, решительными, амбициозными и демонстрирующими эмоции. Черты, которые, по мнению американцев, помогают женщинам над мужчинами, - это доступность, физическая привлекательность и сострадание.

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Проведение опроса среди выбранной целевой аудитории

Первым этапом в реализации исследовательской работы стало проведение опроса среди учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №13 и лиц в возрасте 35-45 лет. Социологический опрос проводился методом анкетирования. Было опрошено 47 респондентов, 30 из которых были женщинами и 17 – мужчинами. 39 человек от общего числа были людьми в возрасте 16-18 лет, остальные 8 человек – в возрасте 35-45 лет.

Вывод: первый опрос позволяет нам определить отношение аудитории к участию женщин в управлении страной. 70% (33 чел.) опрошенных ответили, что их отношение к данному явлению положительно, 21%(10 чел.) ответили, что их отношение негативно.

Вывод: второй опрос позволяет нам определить причины, по которым респонденты отдали бы свой голос женщине на выборах. Самой популярной причиной является интерес к текущей ситуации в стране, вследствие чего граждане хотят видеть реализации предлагаемых действий – 72% (34 чел.). Второй и, наверное, наиболее распространенной причиной в процессе голосования является поддержка партии – 55% (26 чел.). 36% (17 чел.) видят в женщине надежного кандидата и выказывают свое доверие, отдавая голос за нее. 19% (9 чел.) проголосовали бы за женщину ради интереса увидеть проводимые ею преобразования в стране. Из данного опроса можно понять, что граждане по большей части руководствуются политической обстановкой, нежели аспектами личностной составляющей.

Вывод: третий опрос позволяет нам понять, насколько целевая аудитория осведомлена о правительницах-женщинах нашей страны и зарубежья. Наибольшую известность имеют правительницы России (бывшей Российской империи) (Елизавета Петровна – 60% (28 чел.), Екатерина II – 89% (42 чел.), а также нынешняя королева Великобритании Елизавета II (85% (40 чел.)) и бывший канцлер Германии – Ангела Меркель (89% ( 42 чел.). О правительницах стран Азии, Европы и Африки целевая аудитория осведомлена меньше (Эллен Джонсон-Серлиф (президент Либерии) – 6 голосов, Цай Инвэнь (президент Тайваня) и Пак Кын Хе (президент Республики Корея) – 9% (4 чел.), Джасинда Ардерн (премьер-министр Новой Зеландии) –4% (2 чел.), Эрна Сульберг (премьер-министр Норвегии) – 2% (1 чел.).

2.2 Анализ политической деятельности Ангелы Меркель

А нгела Меркель - федеральный канцлер Германии с 2005 по 2021 г., первая женщина на этом посту. Три раза подряд была избрана на пост главы германского правительства. В 2016 г. в 11-й раз возглавила ежегодный рейтинг самых влиятельных женщин по версии американского журнала "Форбс".
Во внутренней политике А.Меркель придерживалась следующих целей — создание рабочих мест и поддержка германской экономики за счет уменьшения социальных пособий. В ходе мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство Ангелы Меркель предприняло беспрецедентные меры по оказанию государственной поддержки экономике Германии, что позволило стране выйти из рецессии уже в августе 2009г. Этот факт не мог не отразиться на популярности партии канцлера и осенью 2009г. Христианско-демократический союз (ХДС) А.Меркель в блоке с Христианско-социальным союзом (ХСС) одержал победу на парламентских выборах. Сама Ангела Меркель стала канцлером во второй раз. Именно при Меркель состоялась постройка и запуск Северного потока-1 в 2011 году, что стало причиной укрепления международных отношений и увеличения объема ресурсов страны. По итогам коронавирусного 2020 года объём германско-российской торговли снизился на 22,2 % по сравнению с 2019 годом до самого низкого уровня с 2005 года — 45 млрд евро (в целом торговля Германии со странами СНГ, Восточной и Юго-Восточной Европы снизилась за этот период на 8,4 %).

Во внешней политике Ангела Меркель известна своей безоговорочной поддержкой европейских ценностей, ориентируясь на сближение с США в качестве стратегического партнёра по гарантии мира и стабильности в Европе.

За годы нахождения на посту канцлера, Меркель существенно изменила внешнюю политику Германии. Так, при выступлении в Израиле, она заявила, что её страна несет историческую ответственность перед еврейским народом и потому его безопасность входит в интересы немцев.

Отношения с Россией складываются традиционно напряженные. Меркель неоднократно обвиняла Россию в разжигании военных действий на Украине, в захвате Крыма. Поэтому она является ярой сторонницей санкций.

До выборов 2005 года часто, в том числе во время визита в Стамбул, выражала своё мнение о невозможности полноценного членства Турции в Европейском союзе, пропагандируя идею «привилегированного партнёрства». На посту федерального канцлера и председателя Европейского совета Меркель хранила по этому поводу молчание. Также, будучи лидером консерваторов, заявила в интервью телеканалу N-24, что Турция ни по географическому положению, ни по психологии не является европейской страной. Меркель считает, что в этой стране существуют серьёзные проблемы с соблюдением прав человека.

Таким образом, итогом правления Меркель является стабильное демократическое государство, обеспеченное ресурсами и имеющее своей целью обеспечивать права и свободы граждан.

2.3 Анализ политической деятельности Пак Кын Хе

Пак Кын Хе - президент Республики Корея с 2013 по 2017 гг., первая женщина на этом посту в истории страны. Дочь бывшего президента Пак Чжон Хи (1962-1979). За ее роль в успехах консервативной партии "Сэнури" на выборах различных уровней получила прозвище "Королева выборов".

Вступив в должность, Пак Кын Хе пообещала начать эру экономического подъема - "второе чудо на реке Ханган" (считается, что первое совершил ее отец, Пак Чон Хи, возглавлявший страну в 1963-1979 гг., когда была осуществлена быстрая индустриализация экономики Кореи). Она обнародовала план развития корейской экономики, предусматривавший увеличение к 2017 г. темпов экономического роста страны до 4% в год (с 2,89% в 2013 г.), а среднегодовой доход на душу населения должен был достичь $40 тыс. (с $33 тыс.). Тем не менее средние темпы роста ВВП страны в 2013-2015 гг. составили 2,93% (данные Всемирного банка), что не позволило экономике достичь целевого показателя по увеличению среднего дохода на душу населения (в 2015 г. доход составил $35 тыс.). При этом Пак Кын Хе удалось удержать безработицу на низком уровне. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 г. в Корее безработными были 3,6% граждан (в конце 2012 г. - 3,2%).

В результате экономической политики Пак Кын Хе Корея стала менее привлекательна для зарубежных инвесторов: согласно данным Всемирного банка, приток прямых иностранных инвестиций в страну, в 2012 г. составлявший $9,5 млрд, к 2015 г. уменьшился почти вдвое и составил лишь $5 млрд. По оценкам экспертов, причиной снижения интереса иностранного бизнеса к РК стала непрозрачность правовой системы страны.

При Пак Кын Хе началась реализация концепции "креативной экономики", нацеленная на создание новых возможностей для промышленности и бизнеса путем активного внедрения информационных и коммуникационных технологий. В сентябре 2013 г. начал работу интернет-портал "Город креативной экономики", на котором каждый житель Южной Кореи может предложить свою инновационную идею. В крупных городах и провинциях страны были открыты центры креативной экономики и инноваций, поддерживающие стартапы и малый и средний бизнес.

Рейтинг поддержки Пак Кын Хе сильно колебался на всем протяжении ее нахождения у власти. 20 ноября 2016 г. были опубликованы промежуточные результаты расследования громкого скандала в окружении Пак Кын Хе, в центре которого оказалась ее подруга Чхве Сун Силь. Ей, а также двум бывшим высокопоставленным сотрудникам администрации президента предъявлены обвинения в коррупции, вымогательстве и злоупотреблении служебными полномочиями. Считается, что они заставили более 50 южнокорейских компаний перечислить десятки миллионов долларов в два контролируемых Чхве Сун Силь фонда, специально созданных для этой цели. Кроме того, 17 февраля 2017 г. был задержан фактический руководитель корпорации Samsung Ли Чжэ Ён. Его обвиняют в незаконном сотрудничестве с Чхве Сун Силь, в результате которого Samsung в обход антимонопольного законодательства смог объединить несколько своих дочерних компаний. Следователи считают, что Пак Кын Хе знала о действиях Чхве Сун Силь и своих подчиненных и, скорее всего, сама участвовала в них. Парламентское решение об импичменте было одобрено Конституционным судом 10 марта 2017 г., тем самым президентские полномочия Пак Кын Хе были окончательно завершены.

Таким образом, можно понять, что нечестное осуществление власти может быть и среди женщин, и среди мужчин.

2.4 Анализ политической деятельности Эллен Джонсон-Серлиф

 

Эллен Джонсон-Серлиф - президент Либерии с 2006 г. Первая женщина-президент в истории Африки, самая пожилая женщина во главе государства или правительства (77 лет). Единственная среди действующих женщин-глав государств - лауреат Нобелевской премии мира.

С самого начала своего президентства Серлиф пообещала сделать сокращение государственного долга, который в 2006 году составлял около 4,9 миллиарда долларов США, главным приоритетом для ее администрации. Соединенные Штаты стали первой страной, предоставившей облегчение долгового бремени Либерии, отказавшись от полного долга Либерии в размере 391 миллиона долларов в начале 2007 года. В сентябре того же года G-8 во главе с канцлером Германии Ангелой Меркель предоставила 324,5 миллиона долларов для погашения 60% долга Либерии.долг перед Международным валютным фондом, приписывая свое решение макроэкономической политике, проводимой администрацией Серлифа.

В апреле 2009 года правительство успешно списало дополнительный внешний коммерческий долг в размере 1,2 миллиарда долларов в рамках сделки, в ходе которой правительство выкупило долг по дисконтированной ставке 97% за счет финансирования, предоставленного Международной ассоциацией развития, Германией, Норвегией, Соединенными Штатами и Соединенным Королевством. Дисконтированная ставка была самой большой в истории развивающейся страны.

Страна была признана имеющей право участвовать в инициативе бедных стран с крупной задолженностью в 2008 году. В июне 2010 года страна достигла точки завершения инициативы БСВЗ, квалифицируя ее для облегчения всего своего внешнего долга. В том же месяце Всемирный банк и МВФ договорились финансировать списание многостороннего долга Либерии, что составило 1,5 миллиарда долларов.16 сентября Парижский клуб согласился списать 1,26 миллиарда долларов, а независимые двусторонние кредиторы аннулировали дополнительные 107 миллионов долларов, по существу списав оставшийся внешний долг Либерии. Серлиф пообещала предотвратить неустойчивые заимствования в будущее путем ограничения ежегодных заимствований до 3% ВВП и ограничения расходов всех заемных средств на разовые инфраструктурные проекты.

После своего избрания на пост президента Серлиф совершила свою первую зарубежную поездку в качестве президента в соседний Кот-д'Ивуар. Серлиф также установила тесные отношения с Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой, которая построила несколько передатчиков для расширения системы вещания Либерии по всей стране и построив новый кампус для Университета Либерии.

Таким образом, приход Джонсон-Серлиф к власти стал периодом построения дружественных отношений с влиятельными государствами, а также списания внешнего долга страны. В 2010 году Newsweek включил ее в десятку лучших лидеров мира, в то время как Time включил ее в десятку лучших женщин-лидеров.

2.5 Анализ политической деятельности Мишель Бачелет

М ишель Бачелет-первая женщина-президент Чили (2006-2010, 2014-2018). Ранее была министром здравоохранения (2000-2002) и министром обороны Чили (2002-2004, первая женщина, занявшая эту должность в истории Чили и Латинской Америки), пришла к власти благодаря демократическим выборам, что было более легитимным в глазах избирателей и политической элиты.

В августе 2005 г. Бачелет официально стала кандидатом на высший государственный пост от коалиции "Объединение партий за демократию". В первом туре выборов (11 декабря 2005 г.) она набрала 45,9% голосов, во втором (15 января 2006 г.) с результатом 53,5% одержала победу над Себастьяном Пиньерой, представлявшим правоцентристскую партию "Национальное обновление". Вступив в должность 11 марта 2006 г., Мишель Бачелет стала первой женщиной в истории страны на посту главы государства. Во время ее первого президентского срока (до 11 марта 2010 г.), несмотря на разразившийся мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., средние темпы роста ВВП Чили составляли 3,2%. Была проведена реформа в сфере социального обеспечения, в частности, были увеличены пенсии, женщинам стали выплачивать пособия на каждого рожденного или усыновленного ребенка, в целом помощь от государства получили 1 млн граждан (население страны - 17 млн человек). Уровень бедности в стране снизился с 13,7% в 2006 г. до 11,5% в 2009 г. Было создано почти 800 тыс. рабочих мест, приняты 14 новых законов в сфере охраны труда. В 2009 г. был создан Национальный институт по правам человека.

Правительство Бачелет поддерживало тесные отношения с Вашингтоном. В 2006-2009 гг. были подписаны договоры о свободной торговле с Панамой, Перу, Колумбией, Японией, Австралией и Турцией. В 2010 г. страна присоединилась к Организации экономического сотрудничества и развития. В конце президентского срока деятельность Бачелет одобряли 84% граждан страны.

В президентских выборах 2013 г. Мишель Бачелет участвовала как кандидат коалиции "Новое большинство". В первом туре, прошедшем 17 ноября 2013 г., она набрала 46,7% голосов. Во втором туре 15 декабря 2013 г. с результатом 62,2% одержала победу над Эвелин Маттеи, представлявшей правоцентристскую коалицию "Альянс за Чили".

Темпы роста экономики во время второго срока Бачелет, по данным Всемирного банка, снизились с 1,8% в 2014 г. до 1,5% в 2017 г., инфляция сократилась с 5,9% до 4,7%.

В международной политике Бачелет продолжила ориентироваться на расширение экономического сотрудничества с разными странами. В марте 2018 г. Чили стала участником Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о транстихоокеанском партнерстве, предусматривающего создание зоны свободного движения товаров, услуг, капиталов и технологий.

Таким образом, деятельность Мишель Бачелет на посту президента можно считать успешной вследствие улучшения социального положения граждан и вступления страны в международные организации по решениям экономических и социальных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы было изучено понятие «международные отношения» и его классификация. В соответствии с задачами исследовательской работы были рассмотрены положительные и отрицательные аспекты в нахождении женщины у власти и ее отличительных от мужчин особенностях управления государством (на основании данных зарубежных источников), был проведен опрос по теме «женщины в политике» среди учащихся 10—11 классов МБОУ СОШ №13 и лиц 35-45 лет, сформулированы выводы о мнении людей в видении женщины в качестве главы государства. Гипотеза полностью подтвердилась: не только мужчины, но и женщины могут быть грамотными политиками, но в том и в другом случае бывают исключения, никоим образом не зависящие от пола человека. Из всех рассмотренных женщин-правителей большинство получало поддержку граждан и осуществляло хорошо продуманную политику на протяжении всего своего руководства страной.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть полезными для учителей и учащихся при подготовке дополнительной информации для уроков истории, обществознания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Василик М. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.

В чем разница между женщинами и мужчинами в политике? [Электронный ресурс]: официальный сайт.- URL: https://edition.cnn.com/2018/09/20/politics/women-men-pew-study/index.html (дата обращения: 16.02.2022)

Духина Т.Н., Болотова Т.П. (сост.) Политология: краткий словарь политологических терминов. Справочное пособие для студентов всех факультетов. — Ставрополь: СтГАУ, 2010. — 24 с.

Женщины – действующие главы государств и правительств. Досье [Электронный ресурс]: официальный сайт.- URL: https://tass.ru/info/3448889?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 26.03.2022)

Женщины в правительстве [Электронный ресурс]: официальный сайт.- URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Women_in_government (дата обращения: 07.04.2022)

КиберЛенинка [Электронный ресурс]: официальный сайт.- URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.04.2022)

Никольсон Г. Дипломатия (Перевод с английского под редакцией и с предисловием А. А. ТРОЯНОВСКОГО). М: О Г И 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1941.

The Concise Oxford Dictionary of Politics ("Политика". Толковый словарь) "ИНФРА-М", Изд. "Весь Мир". Переводчики: Кузнецова Н.В. 2001. 768 с.

Приложение 1

Данные исследования Pew Research Center

Просмотров работы: 59