Формирование толерантности у современных школьников

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Формирование толерантности у современных школьников

Соколова К.В. 1Илющенко А.Н. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Бодрая Е.А. 1Газимагомедова К.А. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Варварскому стремлению разжечь

конфликт цивилизаций и религий

мы обязаны противопоставить

духовность и терпимость»

(В.В. Путин)

Глава 1. Введение

Окружающий нас мир по своей природе представляет собой живой организм, в котором происходит общение людей друг с другом. Что в этом мире означает толерантность? Толерантность отражает приоритеты общечеловеческих ценностей, лежащих в основе построения демократического общества. Вместе с тем, толерантность сегодня не проявляется в обыденной практике и отношениях между людьми. Это понятие пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных ценностей современного человека. Многие причины социального характера делают задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуальной в практическом плане, требуют от педагога знания проблем, связанных с воспитанием толерантности, и способов их решения.

Гипотеза: толерантности являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика.

Формирование толерантности сегодня рассматривается как одна из приоритетных задач воспитания. Способность созидать, развиваться, взаимодействовать в условиях поликультурного многонационального общества провозглашается как необходимое условие успешной социализации подрастающего поколения. Для реализации задач воспитания детей и подростков необходимы специалисты, которые будут способны научить жить в мире и согласии, научить выстраивать диалог и взаимодействие с позиций равноправия, уважения и любви.

Цель и ожидаемые результаты:

-формирование у подрастающего поколения способность работать в коллективе,

-толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

– способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

– способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов

Что такое «толерантность» и «интолерантность»

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, вероисповедания и т.д. Известно, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью и школу.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Противоположное значение имеет термин «интолерантность».

Интолерантность (от лат. intolerantia — непереносимость), как социальный и культурный феномен — сложное и неоднородное явление, она подразумевает негативные, агрессивные проявления, направленные против кого-то, чей образ жизни, взгляды, личностные или культурные особенности вызывают неодобрение или неприязнь. Интолерантная личность считает себя лучше, выше, разумнее тех, против кого направлены стрелы их нетерпимости.

Происхождение слова «Толерантность»

Впервые этот термин был применён при написании Нантского эдикта в 1598 г. Этим эдиктом, Король Франции Генрих IV Бурбон, решил прекратить религиозные войны, потрясавшие страну много десятилетий.

Уравнивая в правах католиков и протестантов, король призвал к веротерпимости и прекращению гонений по религиозному признаку. Термин «толерантность» имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук.

«Новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачёвым. 

Горбачёв был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция.

Типы толерантности

Основа терпимости к мысли или идеям состоит в том, чтобы понять возможность того, что у других людей есть убеждения, отличительные от собственных, и принять гармоничное сосуществование с этими людьми. Учитывая различный диапазон убеждений и идеалов, которые могут иметь люди, типы толерантности необходимы, чтобы иметь возможность сосуществовать в одном контексте и даже иметь подход к взаимному обогащению. Выделяют огромное количество типов толерантности, и каждый имеет влияние на общество и человеческую мораль в целом. Мы рассмотрим некоторые типы, которые являются наиболее популярными в современном обществе.

1. Межнациональная толерантность

Это системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через законы и традиции), которые предполагают терпимое отношение представителей какой-либо одной национальности и другим инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям). В структуру межнациональной толерантности входят: знания и представления о других культурах.

2. Расовая толерантность

Это расовая терпимость, связанная с отношениями, которые могут существовать между людьми разных рас или этнических групп. Речь идет о гармоничном взаимодействии с людьми разного расового происхождения. Эти источники включают в себя как физические характеристики человека, так и формы поведения и коды, с помощью которых эти люди развиваются.

3. Социальная толерантность

Она относится к принятию людей, принадлежащих к различным социальным классам. Исторически, было много случаев социальной нетерпимости, что отражается в чувстве превосходства, которое некоторые люди имеют над другими и считают людей более низкими из-за меньшего количества экономических ресурсов. Социальная нетерпимость порождает обиды, предрассудки и страхи, которые ведут к важному разделению между людьми, что делает невозможным жить в гармонии, основанной на уважении и признании других.

Глава 2. Основная часть

2.1 Актуальность проблемы

В современном обществе происходит активный рост агрессивности, конфликтов. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью, она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения интолерантности, которые ежедневно имеют место в жизни людей. Нетерпимость ведет только к встречному эгоизму, для того чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

Актуализация проблем толерантности отражена в международных документах ООН: «Декларации принципов толерантности» (1995 г.), однако утвердившаяся в официальных документах толерантность все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом взаимоотношений в социуме.

2.2 Особенности интолерантного поведения школьников

Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет — в первую очередь они жалуются на психологическую и физическую агрессию, проявляющуюся в толчках и побоях. По мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. Девочки и мальчики оказываются жертвами травли одинаково часто, однако мальчики больше подвергаются физической агрессии, а девочки — вербальной и социальной.

2.3. Причины интолерантного поведения

В становлении толерантной личности значительную роль отводят семье, так как нетерпимость часто выступает предпосылкой деструктивных и девиантных форм поведения молодежи. Возникают устойчивые стереотипы по отношению к представителям других культур, которые усваиваются в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственного мнения о тех или иных культурных группах. К собственно психологическим барьерам относятся эгоцентрические установки сознания, т.е. видение мира через призму только своих интересов. Эгоцентристу свойственно считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к людям и не воспринимает другие точки зрения.

Самая опасная интолерантность - та, которая рождается в отсутствии теории, как результат элементарных импульсов, поэтому она не может критиковаться, не сдерживаться рациональными аргументами. На развитие морального сознания и нравственного поведения влияют сверстники, социальная роль, телевидение, «семья, общество, государство, причем формирование установок толерантного сознания должно начинаться с самых первых этапов формирования личности, с первых контактов ребенка и родителей».

Внешними причинами интолерантного поведения являются:

1) Быстрый темп и ритм технико-технологических преобразований

2) Насыщенный характер информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка

3) Экологические и экономические кризисы

4) Неправильное воспитание родителей из-за чего подростку внушаются чужие принципы и ценности.

Внутренние причины интолерантного поведения являются:

1) Другая особенность мышления (эгоцентризм)

2) Невротический протест личности (защитная реакция)

3) Способ психической разрядки

2.4. Возможные пути решения проблемы

Для решения проблемы интолерантности в образовательных учреждениях необходимо, по нашему мнению, сделать следующее:

Создать необходимые условия для повышения общей культуры педагогов, учащихся и их родителей. (Не забывать, что учитель всегда являет собой пример для подражания и должен выступать образцом, эталоном проявления толерантности в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями)

Предоставить учащимся и учителям возможность межкультурного обмена.

Обучать детей толерантности, сделать образовательный процесс более открытым для диалога, превратить его в поле толерантности (дебаты, дискуссии, открытые обсуждения проблем, позволяющие высказать собственную точку зрения и понять точку зрения другого человека).

Возродить в том или ином виде существовавшие ранее клубы интернациональной дружбы. 

Превратить образовательные учреждения в «зоны мира», в которых все возникающие конфликты разрешаются мирным путем. 

Использовать Интернет как средство диалога культур, помогающее понять особенности менталитета другого человека и т.д.

Устраивать тренинговые мероприятия активного и интерактивного обучения.

Часть 3. Практическая часть

3.1 Анализ тренинга

Для подведения итогов, мы провели тренинг среди учащихся 8-10 классов основанный на понятии «толерантность» и ее формировании, сыграли в несколько профилактических игр и создали опрос, чтобы лучше понять взаимоотношения учащихся и вывести статистику.

В тренинге было рассмотрено несколько важных тем, такие как;

- значение слова толерантность

- появление толерантности и ее важнейшие структуры

- сплоченность коллектива

3.2 Опрос и статистика

В ходе опроса, в котором приняли участие 66 человек, мы задали несколько наводящих вопросов, чтобы выявить интолерантное поведение в коллективе, основанное на недоброжелательности, агрессии и неуважении друг к другу со стороны сверстников.

Ответы участников опроса могут быть недостаточно правдивы, так как могло проявиться давление со стороны учеников и учителей.

Самые показательные вопросы и ответы на них:

 

Ответ

Вопрос

Да

Нет

1. Есть ли в твоем классе ребята, которые над тобой подшучивают или смеются?

26%

74%

2.  Бывает ли так, что ты сам подшучиваешь над своими одноклассниками?

46%

53%  

(1 % - «затрудняюсь ответить»)

3.      Считаешь ли ты, что в школе ущемляют твои права (учителей или учеников)?

9%

80%  

(11 % - «затрудняюсь ответить»)

4.  Хорошо ли ты относишься к людям другой национальности?

88%

4,5%  

(7,5% - «затрудняюсь ответить»)

5.  Ты бы стал дружить с цыганом?

55%

36% 

(9% - «затрудняюсь ответить»)

Заключение

Итак, методологическую основу психологии и педагогики толерантности составляют представления о толерантности как гуманистической ценности. Подобного рода представления уходят корнями в различные педагогические и философско-этические системы, которые имеют древнюю историю. Анализ этих систем позволяет определить аксиологические основания понимания толерантности. Толерантность в ценностном плане рассматривается в тесной взаимосвязи с терпимостью, вежливостью и смирением.

Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, приспособительная функция организма, эквивалентность и мера дифференциации, нравственная сдержанность, терпимость, эмоциональная устойчивость и терпеливость и т.д. Толерантность, на наш взгляд, можно рассматривать как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении.

В рамках идей толерантного сознания следует выделить категорию отношений. В системе отношений в качестве противоположных понятий можно поставить «терпимость» и «толерантность». В настоящее время нет четкого разделения понятий «терпимость» и «толерантность».

На наш взгляд, некоторую неопределенность в трактовках терпимости и толерантности можно снять, если исходить из следующих положений. Во-первых, и терпимое и толерантное отношение актуализируются тогда, когда мнения, оценки, верования, поведение людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия, это объединяет данные понятия. Во-вторых, различает их то, что они выполняют разные функции.

Толерантность дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть носит адаптивный характер. Например, толерантность к неадекватному поведению одноклассника, толерантность к иной национальности, чужой вере. Терпимость же, кроме адаптивности, выполняет еще и активную функцию, то есть дает возможность изменять чужое мнение, исправить поведение другого человека, без применения средств принуждения.

Мы рассмотрели с разных позиций проблему формирования толерантности, на примере отечественной школьной педагогики и психологию. И пришли к выводу, что воспитание толерантности являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства и самовыражения личности.

Список литературы

Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2008.

Кудряшов С. Цивилизованные изверги // Родина. – 2002.

Латышева Е. О. Социологические основы профилактики интолерантности и проявлений экстремальных жизненных установок // Социология. –2013.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2001.

Собкин В.С., Адамчук Д.В. Методическое руководство для проведения мониторинговых социологических исследований проявления толерантности в подростковой среде // Социология образования: Беседы, технологии, методы. Труды по социологии образования. Т. XI, Вып. XVIII // Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО – 2006.

Собкин В.С., Фомиченко А.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. – 2012.

Просмотров работы: 213