Исследование влияния конформности подростков на уровень их тревожности

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Исследование влияния конформности подростков на уровень их тревожности

Полянская А.А. 1Смолина А.В. 2
1МБОУ "ШКОЛА №7" г.Богородск Нижегородской области
2МБОУ "ШКОЛА №7"
Чернова Н.В. 1
1МБОУ "ШКОЛА №7"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любой возраст в жизни человека имеет большое значение. Нельзя не придавать значение тому возрасту, в котором находится большинство школьников, то есть подростковому. Именно в этот период жизни человек часто зависит от мнения большинства, подавляет свои желания и интересы, чтобы получить одобрение окружающих. Наибольшее влияние конформность оказывает на стиль поведения, выбор жизненных ценностей и ориентиров. Зачастую принятие или непринятие взглядов подростка окружающими может придать ему сил для достижения поставленных целей или, наоборот, отбить желание что-либо делать. Стоит отметить, что это явление прежде всего оказывает влияние на человека, который испытывает его.

На наш взгляд, тема конформности будет актуальна всегда, хотя в последнее время психологи и социологи проводят не так много исследований, как раньше. Мы предположили, что исследование этого явления может помочь подросткам снизить уровень тревожности. Конформность, как явление, изучаемое в нашем проекте заставляет решить ряд теоретических и практических задач:

1.Изучить понятие конформизма

2.Выяснить какие виды, степени и факторы проявления конформизма существуют

3.Узнать каковы особенности подросткового конформизма.

Актуальность проекта заключается в том, что феномен группового давления постоянно присутствуют в нашей жизни, причем иногда мы это замечаем, а иногда можем не увидеть его проявление.

Начало исследованиям конформности было положено в работах С.Аша, где она выступила, как тенденция индивида изменять свое мнение под давлением коллектива, принимать точку зрения, высказанную большинством. Эксперименты проводились в основном на диффузных группах, в которых испытуемые совместно решали простые, не имеющие существенного значения задачи.

Цель проекта: изучение взаимосвязи степени конформности и уровня тревожности подростка и на основании полученных данных разработать рекомендации по снижению негативного влияния окружения на формирующуюся личность снижение уровня тревожности подростка.

Изучение взаимосвязи конформизма и уровня тревожности у подростков важно, как для учеников средней школы, колледжей, так и для их родителей и учителей. А разработанные рекомендации позволят сформировать более комфортную среду для подростков.

Продуктом нашего проекта будут являться теоретическая и практическая составляющие: теоретическая – установление взаимосвязи между степенью конформизма и уровнем тревожности подростков; практическая – рекомендации для всех участников образовательного процесса для профилактики конформного поведения и снижения уровня тревожности среди учеников средней школы.

Многие личные и социальные проблемы подростков, с которыми столкнулось общество в настоящее время, связаны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности лиц подросткового возраста. Безусловно, конформизм оказывает не только негативное влияние на нашу жизнь. Подросток, глядя на авторитет или следуя за большинством, может перенять позитивные установки и поведение. Взаимосвязь конформности и тревожности среди подростков мы и рассмотрим в этой работе.

Глава 1. Теоретические основы исследования конформности подростков

1.1. Психологические особенности подросткового возраста с точки зрения конформизма

В академическом словаре русского языка разъясняется, что подросток - это мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте, от 12 до 16 лет.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития. По всем направлениям происходит становление качественно новых образовании, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношении со взрослыми, товарищами, а также способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанции, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости: действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.

Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости - социальные. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному товарищи, которых он считает намного старше себя.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм ценностей на другие - с детских на взрослые.

Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял: он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. У подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди - родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их авторитетом, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность.

Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка.

Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости. В этих проявлениях наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это - курение, игра в карты, употребление спиртных напитков и других расслабляющих веществ, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п. Приобретение подобных признаков мужской или женской взрослости для подростка - средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости.

Для подросткового возраста также характерно приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых (сепарация): развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовка к профессии. В отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: он стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности и подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

1.2. Изучение феномена конформизма

Конформизм — это готовность человека изменить свое поведение и установки под давлением большинства. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость - это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм - это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы ради избегания конфликта с ней. При этом некоторые авторы подчеркивают, что внешне человек может соглашаться с установками общества, но они могут противоречить его внутреннему состоянию и мировоззрению.

В разное время было проведено большое количество экспериментов, изучающих конформное поведение. В дальнейшем конформность была объявлена универсальной закономерностью поведения человека в различных ситуациях.

Классификация конформизма

Существует несколько классификаций конформизма. Рассмотрим некоторые из них.

По типу подчинения:

1. Внутренний конформизм. Человек принимает и разделяет мнение группы, живет по ее правилам даже вне ее пределов, находит рациональное объяснение своему выбору.

2. Внешний конформизм. Человек формально принимает правила и нормы группы, но остается при своем мнении. Это приводит к внутреннему конфликту. Нередко внешнее принятие имеет вынужденный характер.

По специфике поведения:

1. Рациональный конформизм. Человек поддается влиянию через рассуждения, мнение, доводы другого человека.

2. Иррациональный конформизм. Человек подчиняется большинству на уровне стадного инстинкта.

По специфике давления:

1. Пассивный. Человек подчиняется под влиянием непосредственного давления.

2. Активный. Это воинственный конформизм. Нет непосредственного давления сверху, но человек сам хочет почувствовать его специфику, и начинает бороться с инакомыслящими.

Уровни конформизма

Конформизм – это подчинение группе, можно назвать следующие уровни подчинения:

1. Формальное подчинение в конкретных условиях или в конкретный момент времени. Как правило, длится недолго.

2. Идентификация. Человек считает себя частью группы, полностью разделяет ее порядки, участники группы ожидают друг от друга определенного поведения.

3. Интернализация. Система ценностей личности полностью совпадает с системой ценностей группы, она никак не зависит от внешних факторов.

Конформное поведение не возникает просто так. Для этого должны быть соблюдены два условия: конфликт между человеком и группой, психологическое давление группы (оскорбления, насилие и прочее). Стоит отметить, что давление группы может быть реальным или воображаемым.

Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте, и в том числе относительно проявления в определенном возрасте.

1.3. Особенности конформного поведения в подростковом возрасте

Конформист – это человек, который боится отличаться от большинства. Для многих быть другим – значит постоянно находиться в зоне риска, опасаться осуждения со стороны. По этой причине многие люди в большей степени предпочитают принимать общепринятые нормы и ценности, загонять себя в рамки, чтобы не быть изгнанными. Конформист всегда хочет во всем походить на окружающих: это касается стиля поведения, одежды, манеры общаться. Временем конформизма считается переходный возраст – подростковый период, когда происходит наиболее значимое становление личности. В возрасте от 12 до 16 лет люди становятся более зависимы от мнения большинства, что мешает им проявить свою индивидуальность и подталкивает следовать за толпой.

Конформность среди подростков нередко называют «стадным инстинктом». Он подразумевает, что люди, которые придерживаются одних и тех же идей, сбиваются в кучи – «стадо». Они не имеют собственного мнения, очень легко подчиняются чужим идеям, что не позволяет им проявить себя, быть уникальными. Такая проблема очень популярна в современном мире: отсутствие новых возможностей для того, чтобы быть самим собой, и при этом не идти на поводу у других людей. Поэтому людям приходится выбирать из двух возможных вариантов. Некоторыми подростками легко манипулировать, поэтому они и следуют за большинством в окружении.Нельзя не отметить тот факт, что такая манипуляция чаще выгодна тем, кто в большей степени имеет власть над человеком и его сознанием. Это могут быть родители, компания сверстников, друзья, преподаватели. Они могут не подразумевать под такими манипуляциями что-либо плохое и негативное, но именно такое давление не позволяет подростку по-настоящему раскрыться, проявить себя. Отсюда возникают психологические проблемы и барьеры, которые затем очень сложно побороть в более зрелом возрасте. Сложность эта, в первую очередь, возникает потому, что человек попросту не знает, как ему быть и поступить, будучи уже самостоятельным. Он привык идти на поводу у людей и других обстоятельств, и поэтому теперь ему сложнее предпринимать какие-либо более серьезные действия для того, чтобы просто быть самим собой.

Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня конформности подростков и их тревожности

2.1 Характеристика выборки, методов, объекта и предмета исследования

Как и было сказано выше, явлению конформности чаще всего подвергаются подростки в возрасте 12-16 лет. Таким образом, для нашего проекта мы случайным образом отобрали 100 участников данного возрастного диапазона среди учеников МБОУ «Школа 7» г. Богородск Нижегородской области. Все испытуемые на момент реализации проекта были здоровы, не имели приоритетных раздражителей, не связанных с темой проекта. Уровень обученности ребят от 3 до 5 баллов, то что соответствует возрастной норме. Участие в проекте было добровольным, с согласия участников.

Для проведения экспериментов мы воспользовались помощью учителей и классных руководителей, предварительно ознакомив их с целями и задачами проекта и проинструктировав их. Для изучения уровня комфортности нами был создан опросник, относительно одной из социальных проблем современности, в опроснике представлены 4 четыре ситуации, о которых респондент должен был выразить своё мнение по 6 бальной шкале. В первой части естественного эксперимента испытуемый отвечал первым в группе, что давало возможность узнать его истинную позицию относительно изучаемого вопроса. Во второй части эксперимента испытуемые отвечал последним группе, то есть он мог увидеть, как отвечают другие подростки в группе и изменить своё мнение или оставить его таким же. Расхождение в ответах 1 и 2 части эксперимента являются предметом нашего исследования.

Для изучения уровня тревожности мы воспользовались методикой, предложенной Чарльзом Д. Спилбергом и адаптированной Юрием Ханиным. Данная методика позволяет дифференцированно измерить тревожность как личностное свойство и как как состояние. Объектом нашего исследования являются подростки в возрасте 12-16 лет, обучающиеся в МБОУ «Школа 7» г. Богородск Нижегородской области. Предметом исследования в нашем проекте является взаимосвязь между комфортностью среди подростков и уровнем их тревожности.

2.2 План построения исследования. Этапы реализации проекта

С целью решения поставленных задач мы запланировали разделить работу по реализации проекта на несколько этапов.

1 этап. Изучение литературы по проблеме исследования.

2 этап. Исследования уровня проявления комфортности среди подростков.

3 этап. Изучение уровня тревожности у подростков этой группы.

4 этап. Корреляционный анализ степени проявления конформности и уровня тревожности.

5 этап. Интерпретация данных, разработка рекомендаций.

После всестороннего изучения источников, где мы могли подчерпнуть информацию о комфортности, мы приступили к изучению данного проявления личностных особенностей лиц подросткового возраста в группе учащихся.

Первый этап

Процедура исследования уровня комфортности происходила следующим образом. Испытуемые получали бланк для заполнения, который содержал вопросы, затрагивающие одну из проблем современности - дилемму эвтаназии. Текст опросника был разработан на основе учебника этики А.А. Гусейнова и Р.Г.Апросяна. В бланках, предлагаемых испытуемым, была представлена информация о проблеме эвтаназии. После ознакомления с ней участникам эксперимента предлагалось высказать своё мнение по поводу следующих ситуаций эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной. Для этого было необходимо внести один из вариантов ответа для каждой формы эвтаназии. Варианты были предложены в каждом случае по 6 бальной шкале: от полного согласия до полного несогласия. Бланк ответа был разработан для коллективного тестирования; на это целенаправленно обращалось внимание испытуемых. Они он позволял заполнение девятью респондентами. Испытуемые в этой части эксперимента всегда являлись первыми респондентами. Номера ответов, приведённые в опроснике, фиксировались. Вторая часть исследование уровня комфортности происходило через неделю после окончания первой. Испытуемым предлагалось заново заполнить бланки. Необходимость проведения повторного тестирования мы объяснили техническим сбоем. На этом этапе испытуемым предлагалось ответить на вопросы, вместе с бланками для ответов им выдавался стимул в виде ответов неизвестной им группы (подставной). Респонденты на бланке указывали номера своих ответов. Однако, каждый мог видеть, как ответили на данный вопрос другие участники опроса. Отличительной особенностью результата второго эксперимента являлось гомогенность ответов всех предшествующих участников и их несовпадения с ответами испытуемых по двум из 4 исследуемых позиций. Такая структура ответов в опросник создавалось посредством анализа и моделирования первичных ответов. На этой стадии эксперимента респонденты принимали решение: отвечать так же как все или выразить своё мнение, отличное от мнения других. Таким образом, мы могли понять, подстраивается ли испытуемый под мнение других участников эксперимента, то есть подвержен он конформизму или нет. А для проверки влияния введённого нами стимула, вызывающего проявление комфортности, все респонденты были разделены случайным образом на две группы: экспериментальную и контрольную. Случайное распределение испытуемых по группам даёт основание говорить о валидности результатов эксперимента.

В контрольную группу попали 36 испытуемых. Экспериментальному воздействию подвергались оставшиеся 64 человек. Вычислив вероятность того, что дифференцированное поведение является результатом воздействия переменной, получили статистически значимый результат p<0.02. Исходя из этого, делаем вывод, что случайность при выборе ответов имеет место лишь в двух случаях из ста. Таким образом, случайность не сыграла решающей роли в результатах экспериментов, значимость его основном зависит от влияния экспериментального воздействия. Каждый респондент экспериментальной группы давал два ответа,разница между которыми фиксировалась нами и была показательной при изучении проявления конформности в группе. В ходе обработки полученных данных все результаты нашего объединились в 5 групп.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов по степени проявления конформизма

Группа

Характеристика

Степень проявления, %

1

Респоденты, не проявившие конформность

52

2

Респонденты, проявившие небольшую конформность (1-2 показателя)

6

33

Респонденты, проявившие высокий уровень конформности (3 показателя)

22

44

Респонденты с наибольшей выраженностью конформности

19

5

Респонденты, проявившие антиконформность

<1

Интерпретация данных: свою позицию относительно важного социального вопроса изменили в общей сложности 48% респондентов. Отметим, что для этого не было использовано никакая дополнительная информация, всего лишь был введён стимул в виде мнение большинства.

Второй этап

Изучение уровня тревожности подростков. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность, как личностная особенность.

Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина стояла из двух позиций для измерения 2 форм тревожности. Подшкала оценки ситуативной тревожности, диагностирующая самочувствие в данный момент и подшкала оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека. Нам важно оценить ситуативную тревожность. Оценка ситуативной тревожности на выборке, состоящей из 64 человек экспериментальной группы показала следующий результат.

Таблица 2. Оценка ситуативной тревожности респондентов экспериментальной группы

Уровень

Количество, %

Характеристика

Низкий

12

Испытуемый нуждается в повышенное чувство ответственности и Осознание моральных мотивов собственной деятельности.

Умеренный

53

Характеризует средний уровень стресса в данный момент.

Высокий

35

Склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций, и реагировать выраженным состоянием тревожности. Может быть наличие невротического конфликта, который в неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психологические заболевания.

Интерпретация данных: как показывают результаты исследования, большинство подростков экспериментальной группы имеют умеренный уровень тревожности. Однако, чуть меньше половины респондентов имеют отклонение; наиболее выражена высокая тревожность, наименее низкая.

2.3 Корреляционный анализ взаимосвязи конформности и уровня тревожности

В ходе выполнения проекта нами отмечено, что уровень комфортности можно представить, как составляющую одной из пяти групп. Уровень тревожности как составляющую одной из трёх групп. Более подробно раскрыты характеристики в предыдущем пункте 2.2 в таблице 1 и таблице 2. Сопоставим получившиеся данные.

Рисунок 1. Сопоставление результатов исследования уровня конформности и степени выраженности тревожности у респондентов с низким уровнем тревожности.

Интерпретация данных: у респондентов с низким уровнем тревожности наиболее выражены первая группа проявлениея конформности, не проявляет признак вторая группа, а третья четвёртая группа распределены довольно равномерно относительно общего показателя. Респонденты, проявившие антикомфортное поведение, имеют низкий уровень тревожности.

Рисунок 2. Сопоставление результатов исследования уровня конформности и степени выраженности тревожности у респондентов с умеренным уровнем тревожности.

Интерпретация данных: у респондентов с умеренным уровнем тревожности наиболее выражено не проявление конформизма, остальные показатели респондентов распределены равномерно относительно общего показателя; антиконформное поведение отсутствует.

Рисунок 3. Сопоставление результатов исследования уровня конформности и степени выраженности тревожности у респондентов с высоким уровнем тревожности

Интерпретация данных: у респондентов с умеренным уровнем тревожности наиболее выражено не проявление конформизма, остальные показатели респондентов распределены равномерно относительно общего показателя; антиконформное поведение отсутствует.

Исходя из полученных графиков, изображённых на рисунках 1-3 приходим к выводу, что связь между степенью выраженности конформности и уровнем тревожности подростков экспериментальной группы тесная линейная. Во всех группах выделяются умеренный уровень тревожности и это не позволяет без погрешности объединить все получившиеся точки в линию с определенной степенью допуска. Данный факт говорит, на наш взгляд о том, что для респондентов данной возрастной категории любого уровня тревожности чаще всего встречается первый, неконформный тип поведения.

Заключение

Изучение зависимости степени комфортности подростков и уровня тревожности очень важно, как для обучения, так и для воспитания данной категории обучающихся. Нам удалось разработать и провести эксперимент, который отличался высокой валидностью. В данном эксперименте удалось точно измерить степень конформности подростков. 48% респондентов в различной степени подвержены конформности.

Наиболее важные эмоциональные реакции, к которым относится тревожность возникают в критические моменты разбалансированности человека и среды. Чувство тревоги во многом результат субъективной оценки человеческих внешних обстоятельств и своих внутренних ресурсов. Для каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожностиэто полезная тревожность.

В нашем проекте наиболее интересно распределение респондентов разных групп по уровням тревожности в соответствии со степенью проявления их комфорности. Для этого мы провели корреляционный анализ. Исследование показало, как возможный деструктивный потенциал конформности, так и его положительные составляющие. Конформность является мощным фактором самосохранения общества, чем выполняет созидательную функцию, мотивирующую людей к сознательному полезному и приемлемому поведению. Люди, склонные к конформному поведению способны корректировать его в соответствии с требованиями социальной среды, формируя толерантность.

По результатам исследования уровня тревожности экспериментальной группы, как состояния подростков в настоящий момент выявлено, что чуть более половины респондентов имеют средний уровень тревожности, 12% низкий и около трети высокий, что говорит о необходимости корректировать актуальное состояние примерно у половины подростков.

Исходя из выявленных закономерностей в ходе сопоставления данных по уровню комфортности и степени выраженности тревожности подростков экспериментальной группы, выявили тесную линейную зависимость между этими показателями. Выбивающими из описанной закономерности является показатель некомфорности поведения, преобладающий во всех группах. Представители антиконформного поведения присутствуют только в группе с низким уровнем тревожности.

Результаты нашего информационного проекта взгляд могут быть интересными как самим подростком, так и педагогам, родителям учащихся. Считаем возможным предложить наш проект для изучения старшеклассников, планирующим работать в сфере образования, а отдельный интерес проект может вызывать у администрации школы и узких специалистов: психологов, социальных педагогов.

Исходя из полученных данных, мы сформировали рекомендации для подростков, чьи показатели наш взгляд необходимо подвергнуть коррекции. Рекомендации мы вынесли в отдельный документ.

Список литературы

Агеев В.С. “Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы”, 2008 г., 264 с.

Бэрон Р., Керр Н., “Социальная психология группы”, 2003 г., 272 с.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. “Азбука социального психолога-практика”, 2001 г., 464 с.

Майерс Д. “Социальная психология”, 1996 г., 670 с.

Бишь А. “Большой академический словарь” I том, 2016 г., 662 с.

Просмотров работы: 10