Карманные деньги и подростки

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Карманные деньги и подростки

Юхно Е.Д. 1
1МБОУ гимназия №3
Павловская Т.А. 1
1МБОУ гимназия №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Деньги не оставляют равнодушным ни одного человека. Многие люди уверенны, что от количества денег в кошельке или на банковском счете зависит их счастье и благополучие. Практически нет такого человека, который бы был удовлетворен тем, сколько он денег имеет и сколько тратит. Психологии денег посвящены труды как западных (Д.Клейсон, К.Ричардс), так и российских ученых (А. Тарасова). Однако проблема формирования отношения к деньгам детей и подростков остается малоизученной [1].

В связи с этим важно изучить отношение подростков к деньгам, так как в возрасте от 12 до 17 лет наблюдается экономическая активность. Большинство подростков не умеет и не знает как копить и расходовать карманные деньги. Поэтому данная тема на сегодняшний день является актуальной.

Цель проекта: изучить особенности отношения подростков к карманным деньгам среди учащихся в возрасте от 12 до 17 лет в МБОУ гимназии №3.

Задачи:

Изучить научную литературу по исследуемой теме

Определить основные источники доходов подростов и необходимую сумму денег для подростков

Изучить потребности, на которые тратят карманные деньги подростки

Провести анкетирование в различных классах на тему «Карманные деньги и подростки»

Провести классный час в 10А классе на тему «Карманные деньги и подростки»

Выяснить, как подросток самостоятельно может заработать деньги, предложив несколько вариантов и разработав информационный буклет.

Гипотеза:

Если мы изучим отношение школьников к деньгам, определим структуру расходования денег школьниками, то сможем увидеть, насколько рационально (или нет) используются карманные деньги и насколько ответственны могут быть подростки.

Предмет исследования: карманные деньги

Объект исследования: карманные деньги подростков

Продукт проекта: информационный буклет, итоги анкетирования, сценарий классного часа

Методы исследования:

изучение опубликованных материалов и их анализ;

сопоставительный, сравнительный методы;

социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.

I. Деньги, деньги…

1.1. Понятие денег, история их появления

Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Так же как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег измеряют ценность того или иного товара и услуги, а также в деньгах измеряется заработная плата, или по-другому ценность различных специалистов. Деньги могут быть бумажными, металлическими, виртуальными [2].

Когда были изобретены деньги никто не знает, кто их изобрел, тоже неизвестно. Самые первые деньги на Руси мычали, блеяли и питались травой. За все расплачивались скотом, даже первые монеты потом назывались скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок, а монеты, которые еще нечасто встречались, назывались «кунами» от слова «куница» [3].

Однако такие отношения были не слишком удобными, и возникла необходимость в создании универсального обменного эквивалента, которым явились деньги. Изначально они были металлическим, первые чеканные монеты, появились в VII веке до нашей эры. Они быстро распространились по всему миру, так как имели высокую стоимость при небольшом весе и объеме. Кроме того, их можно было удобно транспортировать, хранить, объединять, дробить.

С расширением товарно-производственных отношений возникла потребность в увеличении стоимости обменного эквивалента, и основными деньгами становятся серебро и золото. 1910 год стал переломным моментом в истории развития денег — именно в это время в Китае появились бумажные деньги и с тех пор прочно вошли в нашу жизнь. Но если раньше их сущность заключалась просто в обязательствах выдать натуральные деньги (соответствующей ценности), то сегодня сами бумажные банкноты являются деньгами [3].

1.2. Появление денег в России

Считается, что первые бумажные деньги в России появились в 1769 году. В 1810 году Россия переходит на серебряный стандарт. На серебряных монетах появилось точное обозначение, сколько граммов чистого серебра они содержат. Меняется и вид ассигнаций — на них появился государственный герб и сложные водяные знаки. Но на финансовом положении страны негативно сказались войны с Наполеоном.

С 1840 года можно говорить о появлении в России настоящих бумажных денег. Согласно манифесту "Об устройстве денежной системы", с 1 января 1840 года в России главным средством платежа становится серебряный рубль с содержанием чистого серебра 18 грамм, все сделки начали исчисляться исключительно в серебре. Платежные документы уже не назывались "ассигнации", а получили название "кредитные билеты", хотя суть оставалась прежней.

Замена старых банкнот на новые, более высокохудожественные, началась в 1903 году. В 1917 году Временное правительство Александра Керенского заказало производство кредитных билетов. В 1937 году вышла новая серия банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. На них впервые появился портрет Ленина. В 1941 году Россия вступила в войну. Ни о каком серебряном и золотом содержании бумажных денег речи не могло быть. Однако благодаря грамотной финансовой политике курс рубля оставался стабильным и по сравнению с другими странами — участницами Второй мировой войны экономическое положение СССР оказалось наиболее устойчивым. После войны, в декабре 1947 года, в Советском Союзе прошла новая денежная реформа. Денежная система укрепилась за счет изъятия лишних денег из обращения, однако вместе со спекулятивными накоплениями под ударом оказывались заработанные честным трудом деньги. Сохраняя заработанное, люди скупали промтовары, драгоценности, мебель и даже продукты длительного срока хранения [3].

Сильное финансовое положение Советского Союза начало давать сбой. В 1961 году в рамках новой денежной реформы произошла очередная деноминация. Тысяча рублей превратилась в сотню, десять — в рубль и так далее. При развале СССР в стране началась инфляция, развивающаяся стремительными темпами. Чтобы снизить ее, а также завершить обращение денег 1961–1992 годов и заменить их на купюры нового образца, в 1993 году была проведена очередная денежная реформа.

В июле 1993 года Россия вышла из рублевой зоны СНГ, это значило, что рубль прекратил свое существование как платежное средство. 1997 году правительство по традиции прибегает к деноминации и срезает три нуля. Купюра в 100 000 превращается в сотню.

Деньги в России прошли трудный путь развития, преодолевая различные препятствия.

1.3. Виды денег

У денег чрезвычайно много разновидностей. В каждом виде денег имеются подвиды, объединяющие их многообразные формы. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные [6].

Товарные деньги (натуральные, вещественные, действительные, настоящие) - это продукты, обладающие самостоятельной стоимостью и полезностью. Они включают все виды товаров, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, и т.п.), а также металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые полновесные монеты.

Обеспеченные деньги (разменные, представительские) могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного продукта или товарных денег, например на золото или серебро. Фактически, обеспеченные деньги являются представителями товарных денег.

Фиатные деньги (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) не имеют самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Они не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории. На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты и безналичные деньги, находящиеся на счете в банке.

Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок [6].

Выделяют также такие виды денег, как полноценные и неполноценные; наличные и безналичные [7].

Полноценные деньги обладают товарной стоимостью, позволяющей формировать их покупательную способность. Покупательная способность, в свою очередь, адекватна внутренней стоимости денег, определяемой условиями их воспроизводства. Полноценные деньги подразделяются на товарные и металлические.

Неполноценные деньги не имеют товарной стоимости и могут быть обеспеченными и необеспеченными; хартальными и денежными суррогатами (в зависимости от законодательных основ обращения денежных знаков). Хартальные – виды неполноценных денег, обращение которых имеет законодательные основы, признается и поддерживается государством.

Наличные деньги – это те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот, а также личные платежно-расчетные операции. Таким образом, наличность - это металлические и бумажные деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде.

Безналичные деньги - это основная масса денежных средств на банковских счетах. Их также называют депозитными или кредитными деньгами безналичного расчета.

В начале 90-х годов появились первые мессенджеры с особым способом шифрования, и именно в этот период криптографы всерьез задумались о переводе средств между анонимными пользователями интернета. Только 1998 году получилось осуществить задуманное.

С каждым годом развивалась система электронных денег, тем не менее связь с банком все еще сохранялась. В 2003 году Девид Чауму изобрел систему «слепой подписи» и процесс модернизации виртуальных денег пошел в ускоренном темпе. Уже в 2008 году в период мирового финансового кризиса появился биткоин. Общее количество биткоинов строго ограничено 21 000 000, при этом на 2021 год добыто уже 18 588 968 BTC т.е. более 85% всех монет. Тем не менее, электронные кошельки все чаще стали заменять деньги в классическом понимании [7].

Изучив эволюцию денег можно прийти к выводу, что электронные деньги - высшая форма эволюции денег, наиболее оптимальная форма современных расчетов.

Деньги - одно из величайших наших изобретений. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки.

Функции денег

После того как деньги были изобретены, они вскоре стали выполнять ряд различных, но связанных друг с другом функций. Функция денег — это определенное действие или «работа» денег по обслуживанию движения стоимости в процессе общественного воспроизводства.

Мера стоимости - функция денег, определяющая и помогающая выразить стоимость материальных ценностей в денежном эквиваленте. Через меру стоимости товарам присваивается конкретная цена. Функция меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров и услуг. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса, предложения). Деньги используются при регистрации стоимостного выражения какого-либо экономического параметра или записи обязательств [9].

Средства обращения - это способность денег обмениваться на любой другой товар. Особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки, которые используются многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сделок к другим. Функция денег как средства обращения используется в качестве посредника в актах купли-продажи товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность) [10].

Средства платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Данную функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, в денежных отношениях с финансовыми органами, при погашении задолженности по заработной плате и т.д. [11].

Средства накопления (сбережение денег) – функция, жизненно необходимая рыночной экономики, так как без того не возможен экономический рост [11].

Мировые деньги - это денежные средства, функционирующие между государствами, и обслуживающие возникающие между ними отношения. Данные деньги обычно называют валютой. Валюта бывает национальной и иностранной. В качестве мировых денег в настоящее время используются валюты доминирующих стран (доллар, английский фунт стерлингов, японская иена), национальные валюты, которые выпускаются на международном уровне (евро) [11].

Деньги прошли длительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления к современным электронным деньгам. Каждое изменение формы денег предопределялось высшим уровнем развития общественных отношений и существенным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. На сегодня деньги полностью взяли на себя и успешно выполняют большинство денежных функций, в первую очередь средству обращения, средства платежа и меры стоимости.

1.5 Карманные деньги подростков

Карманные деньги(с англ. pocketmoney) – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Что такое «карманные деньги»? Карманные деньги – это те деньги, которые вы отдаете ребенку (в данном случае - подросшему) «в карман». Именно отдаете, а не просто даете. То, что вы отдали больше не ваше. Карманные деньги не подотчетны ни формально, ни фактически: где, когда и на что потратил их подросток, вас не касается. Иначе это деньги уже не карманные, а целевые.

Зачем нужны карманные деньги? Карманные деньги нужны для того, чтобы приучить ребенка к финансовому планированию и финансовой ответственности, и шире: к самостоятельности, планированию и ответственности вообще. Одно из главных правил, которое должно соблюдаться неукоснительно – все проблемы, которые возникают из-за ошибок в распределении денег, подросток решает сам. Ещё один важный вопрос – количество денег (особенно в старшем возрасте, когда карманные деньги – это все деньги, которые расходуются на подростка). Их должно быть достаточно для удовлетворения основных нужд подростка, но недостаточно для удовлетворения всех желаний. Это будет стимулировать подростка тщательно планировать свои расходы, а также искать источники дохода в виде подработки. Т.е. денег должно быть столько, чтобы у подростка после того, как будут куплены качественные бюджетные одежда и обувь и другие обязательные товары, остались деньги на основные интересы, кино, или ещё какое-то развлечение. А покупка дорогого телефона, брендовой одежды и другие траты, выходящие за пределы «эконом-класса» за счёт карманных денег должны быть недоступны независимо от дохода родителей. Если деньги будут в избытке, то, во-первых, отсутствует воспитательный эффект от планирования расходов, а во-вторых, отсутствует эффект стимулирования самостоятельной трудовой деятельности [6].

Таким образом, тема «Карманные деньги и подростки» актуальна среди молодёжи. Поэтому в практической части мы решили провести анкетирование среди школьников и разработать на своем примере несколько идей для заработка карманных денег самими подростками.

II Подростки и деньги

2.1. Проведение анкетирования учащихся с 1 по 11 класс различных школ Иркутска

Для того чтобы узнать, как подростки относятся к деньгам и сколько они получают денег от родителей, мы провели опрос среди учеников различных школ в г. Иркутске (вопросы опроса в приложении №1). Анкетирование проводилось посредством Google форм.

А нкетирование было проведено в сентябре 2021 года. Было опрошено 150 учеников разных классов и возрастов (рис.1)

Рис. 1. Возраст респондентов, участвующих в опросе

В опросе, таким образом, приняли 36 человек возраста 7-10 лет, что составляет 24% от числа опрошенных, 52 человека возраста 11-13 лет, что составляет 32,3% от числа опрошенных, 26 человек возраста от 14 до 16 лет, что составляет почти 17% от числа опрошенных, и 36 человек возраста 16-18 лет, что составляет 24% от числа опрошенных. Наибольшее количество, таким образом, среди участников опроса составили подростки 11-13 лет.

Так же мы опросили учеников о том, выделяют ли им родители деньги на различные нужды (рис.2)

Рис. 2. Ответы на вопрос «Выделяют ли вам родители карманные деньги?»

В опросе, таким образом, ответили «да» 92,6% -это 137 человек, «Нет» ответили 7,4% - это 12 человек.

Рис.3. Ответы респондентов на вопрос: «С какого возраста вам дают карманные деньги?»

Так же мы спросили о том, с какого возраста им дают деньги и какую сумму (рис.3.)

Из 150 человек – ответили на данный вопрос 145 человек, из них родители дают деньги детям с 7-10 лет – 59,3%, это 85 человек, с 11-14 лет - 34,5% - это 50 человек, с 15-18 лет -6,2%, около 10 человек.

Выясним, «какую сумму дают родители?»

В опросе приняли 146 человек, из них 35,6% дают 50-100 рублей - это 52 человека, 200-500 рублей получают 48,6% детей - это 70 человек, и, наконец, 500 рублей и более получают 24 человека, что составило 15,8% детей.

Таким образом, наибольшему количеству участников опроса выделяют от 200 до 500 рублей в неделю.

Следующий наш вопрос был о том, хватает ли ребятам этих денег, а также умеют ли они копить эти деньги (рис.4.)

Рис.4. Ответы респондентов на вопрос: «Хватает ли вам этих денег?»

В ответе на вопрос «Хватает ли вам этих денег?» приняли участие 145 человек, из них «да» ответили 112 человек, что составило 77,2% опрашиваемых, ответ «нет» выбрало 33 человека, что составило 22,8% учеников.

Наибольшему количеству респондентов данной суммы карманных денег достаточно.

В опросе на вопрос «Получается ли у вас копить деньги?» приняли участие 150 человек, из них «да» ответили 110 человек, что составило 73,3% опрашиваемых, ответ «нет» выбрало 40 человек, что составило 26,7% учеников.

Наибольшему количеству респондентов удается накопить из карманных денег на свои личные цели.

Последний наш вопрос был о том, куда и на что тратят опрашиваемые свои деньги? Большинство подростков ответили, что тратят свои деньги на еду, личные нужды, и на канцелярию, так же, помимо этого, некоторые подростки тратят деньги на проезд на автобусе до школы. Так же небольшое количество ребят тратя деньги на походы по магазинам и кафе

Исходя из ответов опрошенных, мы можем сделать вывод, что почти всем детям в возрасте от 10 до 18 лет родители дают деньги – 92,6% респондентов ответили на данный вопрос положительно (Рис.2).

Наибольшее количество респондентов в возрасте с 7 до 10 лет (59,3%) получают карманные деньги от родителей. 48,6% опрошенных получают сумму в размере от 200 до 500 рублей в неделю (Рис.3)

77,2 % довольны той суммой, которую выделяют им родители. У 73,3% детей получается копить на личные нужды (Рис.4).

Большинство подростков тратят карманные деньги на еду (сладости, снеки и прочее).

Исходя из этого, мы предлагаем подросткам правила, рекомендуемые экономистами и психологами, которым они должны научиться, живя с родителями [5]:

Деньги, выделенные родителями на карманные расходы, нужно тратить разумно.

Уважайте мнение родителей о том, сколько денег они могут выделить из семейного бюджета. Не забывайте, что их расходы на вас включают не только карманные деньги, которые вы получаете.

Не следует требовать с родителей денег за работу по дому. Ваш вклад в семейный быт безвозмезден.

Попробуйте поработать самостоятельно. Однако помните, что работа не должна мешать учёбе. Посоветуйтесь с родителями, пусть взрослые помогут убедиться, что эта работа не принесёт вреда здоровью и будет достойно оплачиваться.

Очень полезно ежемесячно проверять, сколько денег за это время ты получил, сколько и на что потратил и сколько накопил. Можно завести блокнот, в котором делать записи о своих доходах и расходах.

Готовься к тому, что после определённого возраста родители не будут выделять тебе суммы денег, и тебе необходимо будет самостоятельно искать пути заработка, так как ты станешь уже сформировавшейся личностью.

Решение, давать или не давать карманные деньги, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

В связи с этим, нами самостоятельно разработана памятка и для родителей:

Не переплачивайте. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Постепенное увеличение. Увеличивайте сумму постепенно, объясняя, почему ее увеличиваете.

Целевое финансирование. Если ребенок произвел нецелевую трату денег, вычтите эту сумму из следующей выдачи.

Дробите сумму. Если ваш ребенок тратит деньги сразу после получения и разговоры не помогают, то выдавайте деньги по частям.

2.2. Идеи для заработка карманных денег, проверкаих использования на практике, в реальной жизни

С 14 лет в нашей стране можно трудоустроиться через центр занятости населения на неполный рабочий день в свободное от учебы время, в том числе в летний период на благоустройство города [6].

Можно зарабатывать деньги своими знаниями и умениями: призовые места в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, стипендии за отличную учебу.

Спортсмены могут осуществлять судейство на спортивных соревнованиях. Работа промоутером (раздача листовок и рекламных проспектов).

Каждый подросток может устроиться на работу. Минимальный возраст для заключения трудового договора – 14 лет. При этом работа должна быть легкой, не должна мешать учебному процессу, выполняться в свободное от учебы время и не причинять вред здоровью [6].

Для подростков до 18 лет устанавливается сокращенный рабочий день. Детям в возрасте до 16 лет разрешается работать не более 24 часов в неделю, в 16-17 лет – не более 35 часов в неделю. При этом обучающимся и работающим в свободное от учебы время в возрасте до 18 лет во время учебного года данные нормы еще сокращаются в 2 раза, то есть не более 12 часов в неделю в возрасте до 16 лет и не более 17,5 часов в неделю в 16-17 лет.

Для заключения трудового договора необходим паспорт и медицинская справка подростка о состоянии здоровья. При устройстве на работу в возрасте 14 лет также требуется согласие родителей.

В нашей практической части мы решили попробовать все возможные способы заработка денег для подростка. Все способы заработка мы пробовали в летний период, свободный от учебы. Мне помогали мои друзья, знакомые. Подросткам младше 18 лет, найти работу тяжело, но всё же возможно. Рассмотрим различные варианты:

Работа курьером

В больших городах есть курьерские службы, в которые всегда нужны люди. Это прекрасный вариант для подростка. Работа включает в себя доставку корреспонденции, писем, небольших грузов, а также бесплатной прессы в жилые дома. Очень хорошо, если вы имеете велосипед и если вы неплохо знаете свой город либо район, где собираетесь работать. Плюсы работы – это свободный график работы, а минусы – что приходится быть постоянно в разъездах и носить порой тяжелые сумки.

Мы опробовали этот способ работы и можем сказать, что в среднем за 1 день работы курьером, можно заработать 230р./заказ. Рабочий день Андрея, которому 17 лет, начинался с 10-00 и до 15-00. Работал по Ленинскому району. В день делал по 5 заявок в среднем. В неделю работал 2 дня, соответственно его заработок составил в месяц 9200 рублей. Вы можете брать столько заказов, сколько осилите, и соответственно, от этого зависит то, сколько вы проработаете часов и заработает денег.

Раздача листовок

Много компаний часто ищут распространителей рекламы. Что включает в себя эта работа? Нужно стоять возле метро либо больших торговых центров и протягивать листовки, сказав пару слов. Платят здесь в основном почасово. Кстати, оплачивается труд достаточно неплохо. Деятельность распространителей реклам контролируется самим заказчиком. Работа не совсем сложная, но устаете стоять долго на улице, могут попасться недобродетельные люди, ответить грубо. В день работа занимает в среднем 3 часа. Оплата ежедневно, без скрытых штрафов. Стоимость формата А5 за штуку 1,7 руб., формат А4 - 2 рубля за штуку. Анастасия, ученица 9 класса, заработала за месяц 3000 рублей. Работала 1 час в день, зарабатывала 250 рублей, в неделю – 750 рублей.

Репетиторство

Этот вариант для старшеклассников, которые неплохо учатся. Зачастую состоятельные родители находят профессиональных репетиторов. Конечно, не все имеют такую возможность. И тогда родителям проще найти старшеклассника, который не возьмёт много денег за занятие, но поможет выполнить их ребенку задания по математике, истории либо английскому языку. Вся работа зависит от ваших знаний, которые вы готовы подарить ученикам. Моя знакомая Дарья, ей 18 лет, ученица 11 класса, начинающий репетитор по английскому языку, за репетиторство получает 400 рублей за час, занимается онлайн с ребёнком. Уделяет репетиторству в неделю 3 часа, итого в неделю ее заработок составляет 1200 рублей.

Работа грузчиком

Этот вариант заработка больше подходит для юношей. Один мой знакомый, Сергей, ему 16 лет, в период летних каникул разгружал овощи/фрукты на овощной базе. Его заработок составил за 14 дней 7350 рублей, один рабочий день – 521 рубль. Это, вполне, не плохой доход. Рабочий день с 8-00 утра и до 15-00. Оплата производилась еженедельно. Но, однозначно, работа не из легких.

Мойка автомобилей

Это не легкий способ заработать карманные деньги. Матвей, 14 лет, заработал за месяц 4000 рублей. Он мыл фары и стекла у машин на парковке у Фортуны. Пока машины стоят, он ходил между рядами и предлагал протереть фары и стекла на автомобиле. Его рабочий день начинался с 12-00 часов дня и заканчивался около 17-00 вечера. Матвей мыл за день в среднем 5 машин, одна его услуга стоила 100 рублей, в день 500 рублей. Работал 2 дня в неделю, на моющие средства было затрачено 1000 рублей. Итого за месяц заработал 3000.

Фасовка продуктов в супермаркетах

Этим летом я подрабатывала фасовщицей в супермаркете. На самом деле, работа не сложная, вполне может подойти как девушкам, так и юношам, но только по исполнении 14 лет. В день я работала по 3 часа, час работы стоил 150 рублей, в день – 450 рублей. В месяц я отработала 24 часа, и мой заработок составил 7200 рублей.

Таким образом, некоторые виды заработков, которые опробовали сами или узнали у наших друзей сходного возраста, мы объединили в таблицу (см.таблицу 1).

Таблица 1

Сводная таблица по видам заработка для подростков,

их преимущества и недостатки

Вид заработка

Заработанная сумма (руб/час)

Кол-во часов/общая сумма

Плюсы работы

Минусы работы

Курьер на велосипеде

230

40/9200

Физические упражнения, находишься всегда в тонусе. Если успеваешь по времени, можешь спокойно выпить кофе или поесть

Надо хорошо знать географию района, трудно работать под открытым небом (зимой холодно, летом-жарко)

Промоутер (раздача листовок)

250

12/3000

Свободный график, развитие коммуникативных способностей, полезные знакомства, физически легкая, оплата ежедневно

Недоброжелательные, грубые люди, практически все время на ногах, трудно работать под открытым небом (зимой холодно, летом-жарко)

Репетиторство

400

12/4800

Можно выбрать способ проведения занятий, свободный график, возможность выбирать учеников по своим критериям

Высокая ответственность, завышенные ожидания родителей, работа в режиме многозадачности, работа на результат, траты на дидактические материалы

Работа грузчиком

75

98/7350

Хорошая физическая форма

Физически тяжелая, при чрезмерных и частых нагрузках страдает весь организм, ненормированный график

Мойка автомобилей

100

40/4000

Оплата ежедневно, свободный график, развитие коммуникативных способностей

Не доброжелательные, грубые люди, длительное время приходится находиться на ногах

Фасовка продуктов

300

24 /7200

Находишься в помещении, не на улице

Физическая нагрузка, при нехватке персонала, в обязанности входит выкладка в торговом зале

Премия мэра

Разовая выплата

Благодарственная грамота, деньги на свои нужды, а так же дополнительные баллы к ЕГЭ

Нужно очень постараться проявлять себя активно в разных конкурсах, в школе, а так же хорошо учиться

Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что самая лучшая и оплачиваемая работа, это работа репетитора. Пока ты являешься учеником старших классов, либо студентом, если ты отлично разбираешься в данном предмете, и тебе это очень нравится, то это самый отличный заработок. А еще можно сделать вывод, что надо учиться, не лениться, добиваться хороших результатов, для того, чтобы в дальнейшем заниматься любимым делом. А любимое дело, как правило, будет приносить хороший доход. В качестве приятного бонуса мною была получена премия мэра, которая составила 5000 рублей, но для ее получения весь предыдущий год я участвовала в различных мероприятиях и получала призовые места.

В нашей школе так же имеется официальное трудоустройство несовершеннолетних детей с 14 до 16 лет. Работнику устанавливается заработная плата в размере 5116 рублей 80 копеек в месяц. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью не более 10 часов.

Время начала работы- 15.00 час, окончание -17.00 (при бучении с 1-й смены)

Время начала работы- 10.00 час, окончание -12.00 (при бучении со 2-й смены).

Увы, но подростки часто сталкиваются с мошенничеством. Некоторые работодатели и заказчики недобросовестно относятся к сотрудничеству с несовершеннолетними сотрудниками. Особенно часто это случается, если работа в онлайне: не доплатили за заказ, получили материалы – и перестали выходить на связь и т.д. Но, к счастью, наших знакомых и нас данная проблема не коснулась, но, нужно быть осторожными с работодателями.

Чтобы избежать такого печального опыта, нужно помнить, что:

в интернете не бывает легких денег. Обещание «золотых гор» за пару часов работы слабо похоже на правду;

нередки случаи, когда заказчик по каким-либо причинам просит прислать вас деньги для получения работы (оплата регистрации, взноса, комиссия и т.д.). Что бы ни фигурировало в объяснениях – с подобными заказами лучше не связываться и никаких денег не отправлять;

если устраиваетесь на работу в офлайне – требуйте заключения договора;

любая работа требует понимания выбранной сферы и предварительного обучения.

Из всего можно сделать следующий вывод, что у современного подростка есть большие возможности для заработка карманных денег. Есть возможность понять, что легких денег не бывает, чтобы заработать «копеечку», надо потрудиться. Будьте внимательны, не столкнитесь с мошенниками, устраивайтесь на работу только к проверенным работодателям, и обязательно заключайте трудовой договор.

Заключение

Изучив отношение школьников к деньгам и определив структуру расходования денег, мы увидели, что школьники рационально используют карманные деньги, которые дают им родители и могут быть ответственны к их расходованию. Наша гипотеза подтвердилась.

Исходя из цели и задач моей работы, мы:

Изучили научную литературу по исследуемой теме.

Определили основные источники доходов подростов и необходимую сумму денег для подростков

3. Изучили потребности, на которые тратят карманные деньги подростки

4. Провели анкетирование в различных классах на тему «Карманные деньги и подростки»

5. Провели классный час в 10А классе на тему «Карманные деньги и подростки»

6. Выяснили, как подросток самостоятельно может заработать деньги, предложив несколько вариантов и разработав информационный буклет.

В теоретической части нашей работы мы узнали, что такое понятие деньги, изучили историю их появлений в России, какие существуют виды денег и их функции. Так же ознакомились с понятием карманные деньги и для чего они нужны подросткам.

Для проведения практической работы мы провели опрос среди подростков разной возрастной группы.

Наибольшее количество среди участников опроса составили подростки 11-13 лет. Большинству опрашиваемых, исходя из ответов, родители дают деньги на карманные расходы. В среднем сумма от 200 до 500 рублей в неделю. Наибольшему количеству респондентов данной суммы карманных денег достаточно. Большинство подростков тратят карманные деньги на еду (сладости, снеки и прочее).

Нашли советы для подростков и самостоятельно составили рекомендации для взрослых.

Предложили несколько идеи для заработка карманных денег для подростков. Проверили их использование на практике, самостоятельно, в реальной жизни.

На сегодняшний день существует огромное количество возможностей для несовершеннолетних, которые хотят заработать. Выбирайте, что вам по душе и по силам. Будьте готовы столкнуться с различными трудностями. Это неизбежно. Если даже что-то не получится с первого раза, не отчаивайтесь и не торопитесь все бросить. Работа – это не только получение дохода, но и опыта, так вы учитесь новому, совершенствуете навыки.

Мы, подростки, стремимся к независимости. Поэтому нам тем более важно научиться обращаться с деньгами.

Ребёнок растёт и вполне может самостоятельно совершать какие-то покупки. Многие родители считают, что они лучше знают, что нужно их детям и сами делают для них все покупки. Но все-таки это возможно только до определённого возраста. Не научившись в детском возрасте делать выбор, мы тем самым поставим себя под удар во взрослой жизни.

Неплохо, если подросток попробует сам зарабатывать и распоряжаться своими средствами. От того как мы сейчас научимся обращаться с деньгами, во многом зависит наше благосостояние в будущем.

Список используемой литературы:

https://creator-arseny.site/books-movies/knigi-o-dengah (дата обращения 25 .12.2021)

https://journal.open-broker.ru/economy/sushnost-i-funkcii-deneg (дата обращения 27.12.2021)

RICH DAD POOR DAD FOR TEENS (The Secrets About Money – That You Don’t Learn in School) by Robert T. Kiyosaki, 2012. (датаобращения 11.11.2021)

Деньги : [энциклопедия : для среднего школьного возраста : 6+] / [Никишин В. О. ; худож.: М. О. Дмитриев, В. Л. Освер, О. К. Пархаев]. - Москва : РОСМЭН, 2013. - 95 с. : цв. ил.; 22 см. - (Детская энциклопедия РОСМЭН).; (дата обращения 19.10.2021)

Детская энциклопедия  « Я познаю мир "Экономика"» М. Издательство: АСТ,  1998(дата обращения 16.09.2021)

https://mir-fin.ru/dengi.html(дата обращения 27.12.2021)

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/10-11-klass/riski-i-finansovaia-bezopasnost-159205/dengi-chto-eto-takoe-159630/re-967ddfda-d236-4286-bfa7-c001f9b52760(дата обращения 8.09.2021)

https://ozyorsk.ru/funktsiya-deneg-kak-sredstva-obrashheniya-i-kak-sredstva-platezha/(дата обращения8.09.2021)

https://www.finam.ru/dictionary/wordf02B5B/?page=28(дата обращения 18.12.2021)

https://biznes-prost.ru/dengi-mirovye.html(дата обращения 26.12.2021)

https://www.rsb.ru/press-center/publications/2021/010621/(дата обращения 6.12.2021)

https://www.b17.ru/article/podrostkiiroditeli_dengi/(дата обращения 16.09.2021)

Просмотров работы: 1706