Продукты массовой культуры в моем культурном рационе

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Продукты массовой культуры в моем культурном рационе

Карагеорги О.Д. 1
1МОБУ лицей с. Булгаково, 7 класс
Шабаева О.Д. 1
1МОБУ лицей с. Булгаково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

За последние полстолетия жизнь человека существенно изменилась, приобрела новые черты и явления, темп ее ускорился. Во многом это связано с постоянно изменяющимися потребностями и желаниями человека, которые он постоянно стремится удовлетворить.

Многие вещи для людей стали доступнее и проще, в том числе и культура, которая из «элитарной» и «народной» превращается в «массовую». Она с легкостью проникла во все сферы нашей жизни и стала неотъемлемой ее частью. При этом ее влияние очень сильно, и определенной проблемой является то, что мы не всегда можем контролировать этот процесс, особенно тяжело делать это подросткам, что объясняется особенностями их психического и физического развития.

Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на подростковое общество путем рекламы, телевидения, литературы, музыки, интернета, она формирует восприятие мира человеком и обществом в целом.

Вопрос о формирование личности современного российского подростка, влияние на него элементов массовой культуры- «индустрии досуга» в виде интернет- контентов, поп –арта, киноиндустрии, музыкальных новинок часто поднимается в прессе. В основном, в связи с появившимися новыми «лидерами-неформалами», пропагандирующими отход от традиционных ценностей российского общества- уважения к людям, понятия «долга», патриотизма, трудолюбия.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, какие элементы массовой культуры наиболее востребованы у современных подростков и составить культурный портрет подростка.

В работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие «массовая культура», выявить ее особенности и характерные черты;

- дать краткую психологическую характеристику подросткового периода;

- выявить интересы подростков,

- проанализировать интересы подростков, установить зависимость между предпочтениями подростков и факторами массовой культуры.

- выяснить отношение подростков к элитарной и национальной культуре

Объектом исследования стали интересы и увлечения учеников 6-7-х классов МОБУ лицея с. Булгаково в возрасте от 12 до 13 лет, а также подростков из различных городов России

Гипотеза: продукты массовой культуры оказывают влияние на мировоззрение, ценности подростков

Методы, применяемые в работе:

- анализ

- синтез

- опрос

- массовый опрос в формате онлайн-анкетирования

- сравнение

- эксперимент

- наблюдение

- интервью

Глава I. Теоретическая часть

Массовая культура

. Массовая культура как явления современного мира

Что же такое массовая культура? И какими существенными признаками она обладает? Единого определения массовой культуры до сих пор не существует. Этому есть свое объяснение. «Массовая культура» - это сложное понятие, которое включает в себя такие элементы как «массовость» (как распространённость и степень потребляемости продукции) и «культура» (как духовная ценность и как потребляемый людьми продукт).

Существуют различные определения понятия «массовая культура». Так, энциклопедический словарь по философии определяет массовую культуру как «феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в XX веке культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, то, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно легко отбросить, когда отпала необходимость». [6]

Схожее понятие предлагает и Новейший философский словарь, говоря, что «массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта». [3]

Большая Советская Энциклопедия четкого определения не дает, но также характеризует массовую культуру как культуру, потребляемую через средства массовой информации большинством членов общества.

Таким образом, массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, культура большинства, преобладающая в современном обществе.

Появление массовой культуры мы обязаны различным причинам: развитию науки и техники, появлению средств информации, преобладанию умственного труда в большинстве современных профессий, развитие рыночной экономике и, в которой информация, искусство превращается в товар.

Оценка массовой культуры в социологии и культурологии

Но нельзя рассматривать массовую культуру односторонне и видеть в ней только отрицательные черты влияния на общество. Во-первых, массовая культура и общество взаимно влияют друг на друга, а, во-вторых, в этих процессах прослеживаются как отрицательные, так и положительные моменты. Массовая культура, как уже говорилось выше, проникает во все сферы жизни, и с развитием информационных технологий ее влияние на общество только усиливается. Это увеличивает поток информации, который обрушивается на людей и который зачастую не поддается какому-либо контролю ни со стороны государства, ни со стороны общества. К этой информации имеют доступ различные категории населения, в том числе и дети, и подростки, которые наиболее подвержены влиянию и внушению.

Стало проще получать знания, развиваться и общаться. Помимо этого, продукты массовой культуры способствуют отвлечению от насущных проблем, которые постоянно возникают в повседневной жизни. При этом стоит упомянуть, что массовая культура не просто формирует спрос, она ориентируется на запросы общества, которые не всегда бывают высокими. В ХХ веке массовая культура с одной стороны охватила широкие слои общества, приобщила их к культуре, сделала ее доступнее для всего народа, но с другой стороны – она с легкостью используется как средство манипуляции общественным сознанием и мнением.

2. Подростковый возрасти его особенности

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 – 12 до 14 – 15 лет). В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками, в стремлении к независимости от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях, интересах – неучебных занятиях.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий), длительное просиживание с телефоном в интернете, за играми, в стримах, блогах, на различных сайтах. Именно поэтому массовая культура так востребована подростками.

Глава II. Практическая часть

Обзор методов

Опрос №1

Как ты проводишь свободное время?

Что из перечисленного активно присутствует в твоей жизни?

Массовая литература

Популярная музыка

Сленг

Кинематограф и телевидение

Интернет-сайты, приложения, блоги, стримы

Читаешь ли ты книги? Если да, то какие жанры литературы? Перечисли названия книг и их авторов, которые тебе запомнились.

Слушаешь ли ты музыку? Если да, то какие исполнители и какие стили музыки тебе нравятся?

Используешь ли ты в своей жизни сленг? Укажи, какие слова ты наиболее часто включаешь в свою речь?

Какие фильмы и передачи по телевидению ты смотришь (комедии, мелодрамы, сказки, исторические фильмы, научно-популярные фильмы и передачи, триллеры, детективы)? Укажите несколько названий конкретных фильмов.

Какие интернет- сайты, блоги, приложения тобой востребованы и почему?

Смотришь ли ты театральные постановки? Ответ поясни

Слушаешь ли ты классическую музыку? Посещаешь ли ты музеи, выставки?

Знаешь ли свой национальный язык, национальные традиции, песни? Если нет, то почему?

Опишите свою идеальную будущую жизнь в нескольких словах. (ценности)

Опиши образ современного подростка: одежда, взгляды, занятия, ценности.

Эксперимент - просмотр мультипликационных фильмов.

Опрос № 2

Кем бы ты хотел (а) стать во взрослой жизни?

Кого из известных людей ты можешь назвать? Чем они знамениты

Кто для тебя является образцом для подражания? (близкие люди, известные люди)

Опрос по методике Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова (Анкета исследования ценностных ориентаций)

Данная методика направлена на изучение ценностных ориентаций с точки зрения двух вопросов:

1) что для испытуемых имеет ценность в жизни;

2) в чем видится смысл жизни.

Каждый ответ характеризует направленность жизненных целей и ценностных ориентаций в настоящий момент.

Интервью с психологом по вопросам:

Какие качества присуще человеку в подростковом возрасте?

Почему массовая культура пользуется большой популярностью среди людей и, в частности, подростков?

«Культурный» портрет подростка

В своей работе я выделила несколько возможных каналов массовой культуры- литература, телевидение, кинематограф, интернет, музыка, пресса, мода, сленг, мода. Проанализирую, какие из них наиболее востребованы подростками. Чтобы выяснить это, я провела несколько опросов у сверстников, ряд наблюдений, эксперимент проанализировала результаты и составила выводы. Массовый опрос респондентов также был осуществлен в формате онлайн-анкетирования. Выборка репрезентативна по возрасту.

Досуг для подростков, значит многое — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. В результате опроса мы выяснили, что чаще всего современные подростки проводят свободное время, просиживая его в телефоне, либо просто гуляя. Мало кто занимается спортом, творчеством, проводит время за чтением книг или просмотром полезных видеоматериалов. (Приложение 1,2)

Опросы показали, что литература, даже массовая, востребована подростками крайне незначительно, в основном это фантастика, приключения, фанфики- комиксы, детективы, ужастики. Особой популярностью у опрашиваемых пользовалось произведение «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Некоторые ограничиваются учебной литературой, по домашнему заданию учителя. Причина отказа от книг для большинства- не интересно, нет желания. Некоторые вообще не видят в этом смысла. (Приложение 3)

Музыка подростками более востребована, в основном это стиль рэп, рок, попса, электронная музыка- техно, транс, хаус, эмбиета, фолк-рок, хэви-метал, trap, dubstep. Смысловое содержание многих музыкальных композиций не несет в себе традиционных ценностей. Многие исполнители, названные подростками- это скорее эпатажные личности, использующие сцену для собственной популярности и обогащения (Инстасамка, Инстабабка, Моргенштерн, Мия Бойка, Даня Милохин. Артур Пирожков) и пропаганды подобного образа жизни- пропаганда и гламуризация употребления наркотиков и алкоголя; образы и явная лирика, представляющая самоубийство как «альтернативу» или «решение»; сцены насилия в клипах; занятия оккультизмом; песни о сатанизме и человеческой жертве, частые инсценировки этих ритуалов во время концертов; трансгендерные образы. Композиции эти не содержат в себе духовных ценностей- дружбы, верности, честности, любви к людям, своей стране. Среди опрошенных есть, тем не менее те подростки, которые слушают В. Цоя и группу Кино. (Приложение 4)

Также в жизни подростков присутствует сленг (краш, треш, рофл, кринж, хит, позер, стрим тд). Проблема наличия подобных слов в словарном запасе подростка приводит к засорения литературного языка, сложности выразить собственные мысли, взгляды. Многие подростки в своем общении через средства связи используют смайлики, что является быстрым и простым способом передать свои эмоции, упрощают общение, но при живом общении многие подростки не могут словами передать свои эмоции и информацию.(Приложение 5)

Кинематограф- это мощный канал для распространения массовой культуры, но у подростков он проигрывает интернету. Тем не менее, кинофильмы смотрят, любимые жанры- это фэнтези, детективные либо комедийные телесериалы, ужасы, мультфильмы, сказки. Данные фильмы носят развлекательный характер. («СашаТаня», «Пес», «Елки», Сваты», «Пацанки», «Гарри Поттер»). Небольшое количество указали телешоу- развлекательные, познавательные. Научно-популярные, учебные фильмы, исторические подростки смотрят крайне редко. Увлечение ужасами и насилием в видеофильмах у подростков, по мнению психологов, связано с выражением заторможенных страхов и агрессивности. (Приложение 6)

Самое популярное направление в массовой культуре- интернет- приложения, сайты, блоги, стримы. По данным мониторинга общественного мнения большинство россиян пользуются различными социальными сетями и мессенджерами: WhatsApp (70 %, чаще в возрасте 25—44 лет — 77 %), «ВКонтакте» (50%, чаще молодежь 18—25 лет — 72—74 %), смотрят YouTube (40 %, среди 18—24 лет — 56 %), заходили в Instagram (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) (38 %). и «Одноклассники» (37 %). [9] Наибольшей популярностью в подростковом возрасте пользуется Тик-ток, Вк, Ютюб, Bravl, Телеграмм, игровые сайты и многие другие. Среди блогов и каналов в Ютюбе лидируют развлекательные- Макс Ващенко, Валя Карнавал, Винди 31, Руперт Гринт. Объясняя популярность этого направления массовой культуры, подростки говорят о возможности быстрого общения, получения информации, расслабления, разгрузки. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.(Приложение 7).

В целях составления «культурного» портрета подростка в опросе присутствовали вопросы о востребованности у подростков элитарной и народной культур. Произведения элитарной культуры отличаются более сложным содержанием, которое заставляет человека размышлять, формирует правильные ценности.

Театральные постановки и классическая музыка, музеи и выставки, также, как и классическая литература не пользуются успехом у большинства представителей подросткового возраста. Это кажется им неинтересным, скучным, у некоторых нет возможности посещать театры, музеи и выставочные экспозиции. (Приложение 8,9)

С группой из 7-8 классов численностью 110 человек был проведен эксперимент – организован просмотр мультипликационных фильмов- «Адажио» (режиссер Гарри Бардин), согласно замыслу сценариста и режиссёра Гарри Бардина, фильм — «философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире». Второй фильм- детский развлекательный «Гравити Фолз», американский анимационный телевизионный сериал, созданный Алексом Хиршем и транслируемый на каналах Disney Channel и Disney XD. (Приложение 13)

Не все ребята поняли смысл первого произведения, на вопрос, чтобы они посмотрели еще раз, большинство выступили за продукт массовой культуры.

Знание народной культуры ограничивается в основном, знанием родного языка.(Приложение 10)

По методике Мурзича, Тарасова в качестве ценностей отметили- собственную жизнь, семью, свободу, возможность реализовать собственные способности, деньги. Труд, родина, природа не являются приоритетными ценностями. А смысл жизни большинство видят в улучшении условий собственной жизни и реализации своих способностей. (Приложение 15)

Чем можно объяснить такие итоги? По мнению психолога- массовая культура пользуется большой популярностью среди людей и, в частности, подростков по нескольким причинам. Во-первых, связано это с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих людей, в том числе и подростков: отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие в процессах социального характера. «Вместо этого преобладает желание только лишь потреблять «готовый» продукт культуры и развлекаться. А массовая культура как раз и использует усредненный, универсальный язык общения, который понятен всем (и не надо напрягаться). Во-вторых, – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь…».

Больше всего из всех категорий населения подвержены влиянию массовой культуры именно подростки, потому что их личность ещё не сформировалась, не обозначились ценности и авторитеты, только начинают формироваться свое мнение и мировоззренческие взгляды. И они впитывают, как губка всё, что их окружает. Беря за авторитет то, что популярно, эмоционально и социально значимо для их сверстников и ближайшего окружения.

Опрос о приоритетах будущей профессиональной деятельности показал следующие результаты: востребована та сфера деятельности, которая связана публичностью, развлечениями, получением прибыли- блогеры, тиктокеры, бизнесмены. То есть подростки, действительно берут пример для подражания со свих кумиров. Стоит отметить, что небольшая часть опрашиваемых ребят также выбрала в качестве приоритетных профессию врача. Но в целом - социальные, действительно нужные, благородные профессии (пожарный, ученый, учитель, полицейский) из представлений подрастающего поколения постепенно уходят. Формируемая массовой культурой среда становится еще одним пространством, задающим профессиональные ориентиры.(Приложение 14)

Анализирую полученные сведения, можно условно составить «культурный» портрет современного подростка – это личность, формирующаяся под воздействием массовой культуры, носящей характер развлекательной, не требующей особого внимания, основной целью которой является получение дохода. Поэтому, можно отметить в качествах подростка –неусидчивость, инфантилизм, агрессивность, гиперактивность, он не мыслит себя без гаджетов. Рассматривают будущую профессию как возможность финансового благосостояния, самодостаточности, роскошной жизни, желание популярности. Он индивидуалист, ценности коллективизма сформированы слабо. Отсутствует связь между реализацией себя в жизни и трудолюбием. Но благодаря массовой культуре подростки стали более мобильны, могут быстро найти информацию, более настойчивы. Ценностью является ближайший круг – семья. Данные выводы подтверждены ответами самих подростков на вопросы – какой они видят свою идеальную жизнь в будущем, кто для них является кумирами.

Заключение

Культура- очень важная часть жизни человека. Это то, что складывает его мировоззрение, формирует его личность. И от того, какие духовные ценности формирует эта культура зависит и характер личности самого человека, группы и общества в целом. Массовая культура порождает общество потребления, где подлинно духовные ценности уходят на второй план, на первый выходят деньги, достаток, популярность. И именно подростки, как не сложившиеся личности, наиболее подвержены ее влиянию.

Цель работы была достигнута- интернет- индустрия, сленг, музыка, кинематограф –это те каналы, через которые продукты массовой культуры попадают в «рацион» подростка, что оказывает влияние на характеристику его личности.

Задачи были выполнены, мною был составлен культурный портрет подростка, формируемый каналами массовой культуры.

Гипотеза оказалась подтвержденной.

Практическая значимость этой работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках обществознания, в темах, посвященных культурной сфере жизни общества, мировоззрению, социальным статусам и ролям человека и т.д.

Список использованной литературы и интернет -ресурсов

1. БСЭ. - М., Советская энциклопедия, 1969 - 1978

2. Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

3. Новейший философский словарь. М., 2009

4.Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2010.

5.Тепляшин А. "Массовая культура, ее формы и влияние на молодежь". Доклад на научно-практической конференции III Свято-Дмитриевские образовательные чтения "Православие как основа государственности на Дальнем Востоке России". Хабаровск, 2007 год.

6.Философия: энциклопедический словарь. /под редакцией А.А. Ивина. - М., 2004

7. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1967.

8. Интернет-ресурс: www.kulturoznanie.ru

9.

https://monitoringjournal.ru/index.php

10. https://studwood.ru/

Приложение № 1

Общее количество опрошенных- 132 человека- 100 %

Как ты проводишь свое свободное время?

Варианты проведения свободного времени

Количество опрошенных

«Сижу» в телефоне

43

Прогулки

17

Ничего не делаю

13

Занятие творчеством

7

Провожу время с семьей

6

Чтение книг

6

Занятие спортом

1

Приложение № 2

Что из перечисленного активно присутствует в твоей жизни?

1. Массовая литература- 16

Популярная музыка - 65

Сленг - 46

Кинематограф и телевидение - 22

Интернет-сайты, приложения, блоги, стримы - 105

Приложение № 3

Читаешь ли ты книги? Если да, то какие жанры литературы? Перечисли названия книг и их авторов, которые тебе запомнились.

Читаю – 35 человек (в основном- фантастика, детективы, японские комиксы, приключения)

Не читаю – 81 человек (причины: нет времени, не интересно, лень)

Читаю редко – 14 человек

Приложение № 4

Слушаешь ли ты музыку?

Какую музыку ты предпочитаешь слушать? Что тебя привлекает в этом жанре?

Жанр

Что привлекает?

Поп музыка

Хороший голос исполнителя, танцевальная, смысл

Рок

Сочетание битов, звучание

РЭП (Моргенштерн,

Инстасамка)

Смысл есть, поет о современной жизни, поднимает настроение, мотивирует

Классическая

Включаю фоном, когда делаю разные дела по дому

Приложение № 5

Используешь ли ты в своей жизни сленг? Укажи, какие слова ты наиболее часто включаешь в свою речь?

Опрошенные подростки ответили, что используют слова «краш», «треш», рофл, кринж, хит, позер и т.д

Приложение № 6

Часто ли ты смотришь телевидение? Что конкретно ты смотришь по телевизору: фильмы, телепередачи, новости или что-то другое?

Часто смотрю телевизор

Редко смотрю телевизор

79

53

Перечень телевизионных программ/каналов/фильмов

Примеры

Количество опрошенных

Просмотр развлекательных каналов

Никелодиум, СТС, ТНТ

25

Познавательные телепередачи

«Мир наизнанку», «Орел и Решка»

5

Спортивные каналы

Матч ТВ, Чемпион

3

Новостные передачи

Россия 1

7

Просмотр фильмов, сериалов

«След», «Пес», «Игра в кальмара», «Хоррар»

30

Редко смотрю, без разницы что

 

24

Приложение № 7

Как часто ты заходишь в интернет? Что тебя там интересует?

Часто захожу в интернет

Редко захожу в интернет

129

3

Что интересует

Количество

Видео

82

Игры

53

Общение

68

ГДЗ

25

Покупки, рецепты

3

Все подряд

10

Какими приложениями и сайтами ты пользуешься и пользуются твои друзья? Почему именно этими

Сайт

Что привлекает

Тик-ток

Просмотр видео, интересная информация

Ютуб

Просмотр видео

Ватцап

Для общения

Бравлстарз

Играю

ВК

Просмотр видео и фото, общение

Инстаграмм - соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН

Интересно узнавать о жизни других людей

Каких блогеров ты смотришь обычно?

Направление

Блогеры

Развлекательные

Влад А4, Мамикс, Ева, Куплинов, Афинка, Елена Рейтман, Валя Карнавал, Дошик, Пушистый волк, Динара, Кашаева, Паша ПЭЛ, Виндяй, Дима Масленников

Познавательные

Анастасия Постригай (обзор искусства), Анастасия Тарасова (финансовая грамотность), мини-химик Ира, микробиолог Валя

Игровые

Дмитрий Куплинов, Эдуард Перец, Вячеслав Аид Ронжин, Роман Фильченков, Евген Бро

Тревл-блогеры

Дмитрий Комаров, Антон Птушкин, Эльнар Мансуров, Леонид Пашковский, Александр Кондрашов

Приложение № 8

Смотришь ли ты театральные постановки? Ответ поясни

Комментарии опрошенных: «не смотрю, потому что скучно», «не интересно», «не вижу смысла», «нет возможности смотреть».

Приложение №

Слушаешь ли ты классическую музыку? Посещаешь ли ты музеи, выставки?

Приложение № 10

Знаешь ли свой национальный язык, национальные традиции, песни? Если нет, то почему?

Приложение № 11

Опишите свою идеальную будущую жизнь в нескольких словах (ценности).

Приложение № 12

Опиши образ современного подростка: одежда, взгляды, занятия, ценности.

Носит кроссовки, джинсы, длинные футболки, панама,

Иногда впадает в депрессию

Взгляд потерянный, пофигист. Красит волосы. Пользуется косметикой.

Много сидит в телефоне, общается с друзьями, слушает музыку, играет в телефоне.

Интеллектуал (1 человек!). Любит учиться.

Многие вообще не смогли ответить на этот вопрос.

Портрет современного подростка

Приложение № 13

Эксперимент

С учащимися 7-8 классов был организован просмотр мультипликационных фильмов, относящихся к элитарной культуре («Адажио» режиссер Гарри Бардин) и массовой культуре («Гравити Фолз»).

После этого происходило обсуждение просмотренных роликов.

В итоге мы получили следующие данные:

1.Какой мультфильм вам понравился больше?

 

«Адажио»

«Гравити Фолз»

3

18

5

18

Какой смысл у мультфильма «Адажио»?

 

Не понял

Общество не признает не похожих на себя

13

8

15

8

Приложение № 14

Кем бы ты хотел стать во взрослой жизни?

Кто для тебя является образцом для подражания?

Приложение 15

Методика Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова (Анкета исследования ценностных ориентаций)

В чем вы видите смысл жизни

Что для вас имеет ценность в жизни?

Просмотров работы: 3336