Они нуждаются в твоей поддержке или «Белые вороны»

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Они нуждаются в твоей поддержке или «Белые вороны»

Лоренц И.А. 1
1ГБОУ ШКОЛА № 2089
Заев Д.А. 1
1ГБОУ ШКОЛА № 2089
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель проекта: Изменение отношения к сверстникам, которые по каким то причинам отличаются от остальных.

Задачи:

1.Привлечь молодёжь к проблеме сверстников, живущих под негласным ярлыком «Белая ворона» или «Изгои».

2.Организовать поиск путей решения проблемы в своей школе.

3.Оказать поддержку эти ребятам, через раскрытие их лучших сторон и привлечение к творческой деятельности на пользу другим.

Актуальность проблемы:

Белую Ворону чаще всего называют изгоем, птицей странной и подозрительной. Иногда - сумасшедшей, чаще - ненормальной. В чем их проблема? Чем они отличаются от других? Легко ли им живется? Могут ли помочь им окружающие? Что делать, если сын или дочь — белая ворона?

Всем хорошо запомнился образ главной героини фильма «Чучело» по повести Железникова. Где ярко были показаны мучительные переживания личности человека «изгоя». Во все времена, если человек не такой как все, то он подергался унижениям, оскорблениям и даже уничтожению. Их имена мы знаем из истории: Джордано Бруно, Коперник, Жанна Д`арк... У нас даже есть любимая песня «Еретик».

«Как часто предают огню

За веру в торжество добра

Я эту веру сохраню

Вскричу из пламени костра

В доброту людей – верую!

И в любовь и в дружбу верную.

И пока живу, верю – Я!

Жил и верил!

И умру – веруя!»

Нам очень часто говорят о толерантности, о принятии другого человека. Но на деле мы часто сами уподобляемся толпе и становимся безликими.

Особенно больно такое видеть это в наши дни, когда в каждой школе, в каждом классе есть такой человек и каким изощрённым издевательствам он подвергается со стороны сверстников.

И как результат это либо ответная агрессия, либо замыкание в себя и уход от мира. Причем зачастую одноклассники не понимают, какие душевные переживания доставляют своему сверстнику, как им тяжело.

«Они живут в своём мире»- говорят про них. Иногда они слышит в свой адрес лестные эпитеты. Ее называют уникальной, необыкновенной, оригинальной, невероятной, а иногда даже гениальной. "Белых ворон" часто не воспринимают, считают, что они "не от мира сего". Но именно среди "белых ворон" попадались ребята интересные, образованные и начитанные.

По наблюдениям учёных таких необычных детей с каждым годом рождается всё больше и больше. Они очень ранимы и чувствительны. У них особенно ярко выражено чувства альтруизма и сопереживания. Разве это повод для издевательства. В то время когда мы пытались понять, правильно ли мы выбрали тему для проекта, нам попался рассказ Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». У нас сразу родилась идея снять социальный ролик, в основу которого ляжет сюжет про особую Чайку, которую не устраивала обычная жизнь, проходящая только в поисках пищи. У этой чайки были другие интересы, которые не приветствовала толпа, и поэтому он был изгнан из стаи и обречен, жить в одиночестве. Но у него появились новые друзья, которые ему помогли достичь новых результатов в его экспериментах. А если бы их не было, что бы тогда с ней случилось?? Важно то, что у Белой Вороны всегда есть шанс превратиться в самую настоящую Редкую Птицу, и вместо насмешек и подозрения вызывать восхищение и чуточку зависти.

…И тогда мы поняли, что выбранная нами тема очень важна и актуальна и в наши дни, и мы просто не можем стоять в стороне. Если не мы, то кто?

Краткое содержание проекта:

Проведение социологического исследования поставленной проблеме в своей школе.

Создание социального ролика по теме проекта.

Обсуждение проблемы «Белой вороны» со своими сверстниками через демонстрацию результатов исследования и социального ролика с целью изменить отношение к ребятам, по каким - то причинам отличающихся от остальных

Привлечение «Белых ворон» к активной, творческой жизни, через раскрытие их сильных сторон.

Ожидаемый результат:

1.Привлечение общественности и особенно молодёжи к заявленной проблеме

2. Освещение процесса реализации проекта в местном СМИ и показ ролика на местном телевидении

3. Изменение отношения к детям «Белым воронам».

Исследования «Белые вороны среди нас»

Белые вороны среди птиц - обычные, по большому счету, особи. От сородичей их отличает только окрас, а повадки и поведение остаются те же. Белые вороны среди людей - явление сложное и уникальное.

Практически в каждом школьном коллективе существует своя "белая ворона", - существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парни. Потому и отношение к ней у всех разное.

Вопросы для социального опроса:

1. Есть ли в вашем классе люди, про которых можно сказать, что они не такие как все?

2. Считаете и вы себя «Белой вороной»?(ДА, НЕТ, ИНОГДА)

3. Есть ли среди ваших знакомых «Белые вороны»?(В городе, во дворе)

4. Чем они отличаются от других?

5. Ваше отношение к ним? (безразлично, жалость, ненавижу, я их понимаю, сочувствую, нейтрально)

6. Случалось ли вам видеть унижение и оскорбление этих людей? (да наблюдал, участвовал, не видел)

7. Считаете ли вы, что нужно изменить отношение к этим людям?

Итоги соцопроса учащихся школы, где мы учимся.

Было опрошено 105 учащихся с 6 по 11класс (12-17лет)

И з 105 опрошенных 81 человек ответили, что в их классе и среди знакомых есть сверстники, про которых можно сказать, что они не такие как все!

На вопрос:

«Относите ли вы себя к числу «Белых ворон», мы получили неожиданный ответ.

«Да» ответили 7 человек, «иногда» 38 человек.

Вывод: Казалось бы, что особой проблемы нет, так как больше половины ребят ответили, что не относят себя к категории «Белых ворон».

Однако 30 % опрошенных заявили, что «иногда считают» себя не такими как все. Почти половина учащихся отмечают, что в той или иной ситуации ин мнение и поведение отличается от общепринятого, и чувствуют себя одинокими.

Мы проанализировали вопрос, чем, по вашему мнению «Белые ворон» отличаются от остальных и провели собственную классификацию.

Ответы учащихся нашей школы:

-Слишком примерное поведение

-Особое поведение и внешний вид представителей молодёжных субкультур

-своеобразное мышление

- имеет всегда своё мнение

- чёткая жизненная позиция

- неадекватное поведение

- своеобразная манера поведения

-стилем одежды

- одинок, считает себя лишним

- занижает свою самооценку

- талантлив, умён

- слишком активен

- необычайно добры

- отличается качествами – мужества и отваги

- маленький ростом

- молчаливый,

-скромны

- задумчивый, скрытный

- не важно мнение окружающих

-незаметный многим

-погружены в себя

-считаю себя не нужными

-неординарный взгляд на мир

-слишком гордый

- необщительный

-плохое поведение

Первый тип - застенчивы, скромны, незаметны.

«Белая Ворона резко отличается от других. Ей не нашлось места в существующих общественных институтах, и чувствует она себя в соответствии с ситуацией: лишней, покинутой, непонятой. Белая Ворона стесняется своих странностей. Либо она пытается подстроиться под остальную статью и чувствует себя крайне некомфортно в чужой одежке, либо замыкается в себе и тихо ненавидит весь мир».

Второй тип – талантливы, умный.

«Каждый человек склонен к творчеству, а уж Белые Вороны подавно. И вовсе не потому, что их необычность столь привлекательна для муз. Просто их одинокое детство дало время, и возможность как следует разобраться в себе, в результате Белые Вороны больше других погружены в свой внутренний мир. Найдите собственный путь в творчестве, даже если кажется, что талантов вам не досталось. Творчество - это не только живопись и поэзия».

Третий тип – активная жизненная позиция

«У них обостренное чувство справедливости, их касается все: незаслуженно поставленная двойка, друг, удаленный без вины за дверь, однокашник. Одного из факторов достаточно, чтобы они начали бунтовать. Они не бояться задать вопрос в глаза преподавателю или другому взрослому и ожидают не менее прямого ответа. Этот тип белых ворон не идет на компромиссы, они не думают о себе и о последствиях для себя — им важно восстановить справедливость».

Четвёртый тип – Альтруисты

Они не могут пройти мимо чей - то беды. Они не думают о себе, готовы отдать последнее. А за их спиной можно услышать: «Дурак»

Пятый тип – неадекватное поведение. «Она не скрывает своего мнения и не пытается соответствовать стандартами. Иногда эти вот странности она даже выставляет напоказ, и демонстративно преувеличивает. Случается, что Белая Ворона отличается от других не только чертами характера, но и нарушением общепринятых стандартов "нормального, здорового человека"».

Шестой тип – представители субкультур

«Критерии общества в последнее десятилетие меняются часто, и есть опасность, что белой вороной или «не такими как все» поспешат окрестить панков, скинхедов, рокеров, неофашистов (добавьте по вкусу). Они действительно не такие, как все, но нас интересуют их «белые» характеристики. Можно ли у перечисленных категорий найти подобные? Вряд ли. Поэтому называйте их, как хотите: серыми, черными в крапинку, но только не «белыми».

Приведённая классификация, возможно, требует доработки и уточнения. Вызывает некоторое недоумение, что явно положительные качества не становятся нормой поведения, а осмеиваются толпой. Это ёщё раз доказывает, что коллектив сила, но добрая или злая зависит от качества сердца человека. Одно из самых важных качеств не уподобляться толпе, а жить в согласии со своей совестью.

Были свидетелями унижения и оскорбления 55 человек.

Сами участвовали в этом унижении 11 опрошенных!

Это самое печальное, что мы выяснили из опроса учащихся!

"Белые вороны", как правило, привыкают не обращать внимания "на наезды" и продолжают бороться за свою индивидуальность.
В большинстве своем они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но все же были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается.

«Живется им нелегко, потому что, во-первых, они часто попадают в неоднозначные, трудные ситуации и оказываются в одиночестве или в меньшинстве. Во-вторых, белые вороны слишком независимы, чтобы ждать или просить помощи. Иногда это заканчивается плачевно для них. В третьих, их не понимают. И это, пожалуй, самое страшное. Их не понимают не только одноклассники и друзья, а часто и самые близкие люди — родители. Вместо того чтобы разобраться, против чего бунтует их ребенок, снова и снова они пристают к ребенку с вопросом: «Но почему ты не такой как все? Живи как все, и не будет у тебя проблем». Они активно учат ребенка приспосабливаться к действительности, идти на компромиссы и т.д.» - выдержка из статьи психолога Татьяны Курбатовой

Вот одно из самых ярких, дышащих достоинством обращений:
"Вы слышите нас? Тогда откройте уши тем, кто не слышит. Мы - ваше спасение. Мы - та ваша часть, которая рвется на волю вопреки общественным догмам! Мы - ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Не будьте жадными, дайте нам место для действий. И мы вытянем вас в яркий, незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными. Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными!"

На вопрос необходимо ли изменить отношение к «Белым воронам» и быть к ним белее толерантными и дружелюбными отвели «да» 65 опрошенных.

И тогда мы поняли, что выбранная нами тема очень важна и актуальна и в наши дни, и мы просто не можем стоять в стороне. Если не мы, то кто?

СЦЕНАРИЙ социального ролика

Весь текст идёт фоном.

Наступил день, и вновь собралась толпа. Как и прежде каждый пытался урвать кусок побольше. Большинство людей не утруждало себя изучением чего-то большего, чем нужно для обычной жизни. Искало легкий путь к счастью.

Видео: Реальные съёмки в школьной столовой на большой перемене.

Но только одного не было среди них.

Обывательский подход к жизни не привлекал его, он всегда ставил перед собой иные цели.

Видео Задумчивая поза главного героя у цветочного уголка.

Не найдя поддержки в толпе и среди близких, он остался один.

Видео: Круг друзей. Они что – то обсуждают, не впуская в свой круг «Белую ворону». Презрительно её отталкивая.

Видео: Алиса (Играет Роль мамы) произносит слова: «Но почему, почему,- спрашивала его мать - почему так трудно быть таким как все». «Я просто хочу больше знать, я не хочу предавать свою мечту».

Он мечтал, по-своему радовался жизни, достигал задуманного, терпел неудачи, поднимался и снова шел вперед.

Видео: Сидит у окна и мечтает. Поднимается вверх по лестнице. (Съёмки со спины). Берёт швабру у технички и моет пол. Подтягивается в спорт зале. Ему учитель физкультуры вручает кубок. Снова поднимается вверх по лестнице.

Он очень хотел поделиться своими достижениями с другими, но его никто не услышал.

Видео: Группа ребят сидят на скамейке. Главный герой подходит к ним и подносит книгу. Ребята с пренебрежением смотрят её и тут же возвращают обратно.

Вместо этого он услышал насмешки, поучения.

Толпа стала учить его жить! Она говорила, что все сделанное им никому не нужный бред. Он был изгнан.

Главный герой подносит свою картину, с ней поступают так же. Подносит свечу, её задувают.

Видео Они отворачиваются, исчезают.

«Это невозможно, ведь я так хотел поделиться с ними своими открытиями. Тут явно какая-то ошибка. Почему они мне не дали шанс? Они отказались открыть глаза и увидеть, что есть другой мир».

Съёмки на улице. Главный герой в центре ребят. Они толкают его из рук в руки и затем толкают в снег.

Он оставался один.… Но с каждым днем знание, которым он обладал, росло.

Видео: на столе одна за другой появляются книги

Вдруг, рядом с ним появились 2 человека.

Два белых ангела подходят к нему, и он уходит с ними. Главный герой нашёл себе друзей.

И они пошли вместе плечо к плечу.

За руки удаляются.

С тех пор его мечта стала реальностью. Он был понят и принят людьми!

Вопросы для организации обсуждения:

Какую главную проблему вы увидели в фильме?

Ваше отношение к поставленной проблеме.

Какие чувства испытывает человек, оказавшись в одиночестве:

Можем ли мы решить эту проблему или всё оставить, так как есть?

Давайте совместно попробуем найти пути решения данной проблемы в нашей школе.

Напишите размышления на тему» «Каждый человек на Земле ценен»

Или «После просмотра фильма я поняла…»

Рефлексия. Письменные рассуждения участников обсуждения в нашей школе «После просмотра фильма и обсуждения я понял…», «Каждый человек на Земле ценен»

Выдержки из размышлений участников обсуждения:

« Каждый человек как частица огромного механизма. Ведь даже без одной частицы механизм работать не будет». 8 Кл.

«Каждый человек – это маленькая часть всей Вселенной. У него есть родные и близкие люди. Как родители смогут жить без своего ребёнка? Никак!

Может в детстве это обыкновенный мальчик или девочка, а в будущем, возможно, это человек станет известным и совершит открытие».

Я поняла, что я сама «Белая ворона» как и большинство моих друзей! Поняла, насколько важна и актуальна эта проблема. Нужно просто поставить себя на место этого человека, а потом делать вывод отвергать человека или помогать ему. Как важна поддержка и помощь»! 8 Кл.

«Каждый в этом мире играет свою роль. Нашу жизнь можно сравнить с театральным представлением, в котором каждым человек это актёр и даже если его роль не значительна, но без него ничего не получится. Я поняла, что те проблемы, которые нас окружают, и которые мы не замечаем, важны, и решать их должен, каждый из нас». 8 Кл.

«Если мы будим отвергать того или иного человека от себя, то мы в истинном смысле отвергаем частичку себя, ведь этот человек есть в твоей жизни. Это часть тебя! Так зачем же убирать эту часть в сторону. Может быть именно этот человек, сможет помочь мне в трудной ситуации, ведь у него есть своё мнение, мыли, чувства и это часть твоей жизни». 7 Кл.

«Если не будет взаимопомощи. Доверия не будет ни чего»! 7 Кл.

«Я считаю, что такие люди всё равно будут делать свой дело, и никто их не остановит. Даже если человек носит ярлык «Белой вороны» - он сможет стать великим». 7 Кл.

«Я думаю, что стоит с ними пообщаться, может, что и получиться». 7 Кл.

«Каждый человек на Земле ценен, потому что чего не может сделать или добиться один, то сможет другой». 8 Кл.

«Нужно научиться видеть в другом человеке своё, особенное, неповторимое.

Нужно учиться делать людям приятное, хотя бы самую малость. Ведь несложно подарить улыбку или доброе слово.

Люди начинают уже задумываться над этим. И я лично уже привлекла одного человека, к себе от которого все отвернулись. Я стала с ним общаться, идти на контакт и постепенно к нему потянулись и остальные люди. Нужно только начать и всё получится!» 8 Кл.

«Возможно, что именно от этого человека может, зависит многое или уже зависит и ему сейчас нужна ваша помощь. Я поняла, что нужна им»! 8 Кл.

«После обсуждения я понял, что надо прислушиваться к мнению этих людей» 7 Кл.

«Без одного конкретного человека может быть нарушен баланс и равновесие в мире». 7 Кл.

«Белые вороны» делают дела, так как велит им сердце, они слушают себя, а не повторяют за другими» 7 Кл.

«Что стоит просто протянуть друг другу руку» 7 Кл.

«Человек – это чудо на Земле! Если человек исчезнет, значит, исчезнет Чудо». 7 Кл.

Каждый человек - индивидуальность и личность. И непохожесть "белой вороны" на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором "живет" такой "ценный и редкий вид".

Советы «Белым воронам»

Советы мы взяли из статей по психологии. Раньше мы и не знали, что такие советы существуют.

И кто вообще обращал на этих ребят внимание?

«Своих проблем хватает!?» - скажут вам многие. К педагогам же такие ребята обращаются за помощью только в крайних случаях.

Выпустите на свободу свое "Я"

Освободитесь от того нервного напряжения, которое сопровождало вас всю жизнь, с самого детства и до сего момента. Перестаньте страдать от косых взглядов и родительских вздохов. Что вас тревожит, что заставляет втягивать голову в плечи и сливаться с толпой: смеяться со всеми над бездарной шуткой, напряженно улыбаться на шумной вечеринке (на которую так не хотелось идти!), делать вид, что вы - в стае, со всеми, как все. Позвольте себе роскошь быть собой. Быть непонятой, кем-то отвергнутой, кем-то осмеянной. Это пройдет. Только после того, как исчезнет постоянное напряжение, и прекратятся попытки втиснуться в какие-то нормы поведения, вас начнут уважать и принимать со всеми странностями. Не раньше.

Найдите свой способ самовыражения

Каждый человек склонен к творчеству, а уж Белые Вороны подавно. И вовсе не потому, что их необычность столь привлекательна для муз. Просто их одинокое детство дало время, и возможность как следует разобраться в себе, в результате Белые Вороны больше других погружены в свой внутренний мир. Найдите собственный путь в творчестве, даже если кажется, что талантов вам не досталось. Творчество - это не только живопись и поэзия. Научитесь делать курносых кукол из пластика, нарисуйте эскизы вечерних платьев в стиле "Оскар", напишите роман о реинкарнации Джона Леннона. А лучше - сделайте и то, и другое, и третье. Не подражайте, не копируйте чужой удачный стиль. Рисуйте и пишите так, как будто за вас говорит ваш внутренний голос. Самовыражение творит чудеса: Белые Вороны преображаются на глазах, у них появляется яркое оперенье и уверенная поступь. К тому же, чем больше у людей увлечений и способностей, тем привлекательнее они выглядят в глазах других.

Найдите применение своим странностям

Случается, что Белая Ворона отличается от других не только чертами характера, но и нарушением общепринятых стандартов "нормального, здорового человека". Найдите применение именно этим странностям, положите их в основу собственного стиля. Клаус Джоул с детства не может грамотно писать, он физически не способен создавать связные тексты. Он наговаривает текст на диктофон, затем его помощник расшифровывает запись. В итоге получаются легкие, ни на что не похожие книги, напоминающее неспешную беседу. Бротиган, казалось, не имел никакого представления о том, какой должна быть литература. Он писал и не стихи, и не рассказы, а нечто бесформенное и, на первый взгляд, бессмысленное. Критики придумали в честь него новый жанр.

Дженис Джоплин стала рок-звездой, несмотря на хриплый, словно надломленный, голос. Ренате Литвиновой с ее-то интонациями, казалось, нечего делать ни в кино, ни в театре. В начале творческого пути всех их считали маргиналами, людьми абсолютно лишними и непонятными. В конце концов, именно странности стали "визитной карточкой".

Добейтесь признания

Сейчас в меня полетят камни и обвинения в зависимости от чужого мнения... Белые Вороны демонстративно отворачиваются от мира, страдают, но от принципов - ни на шаг. Непризнанные гении - это Белые Вороны. Признанные - Редкие Птицы. Вовсе не обязательно претендовать на "Букера" и вакантное местечко в Лувре, достаточно будет, если окружающие начнут слышать вас и слушать. К тому же, что бы ни говорили, а по-настоящему независимой от мнения окружающих может стать только социально реализовавшаяся личность. Сделайте карьеру, откройте приют для бездомных животных, покажите свои эскизы вечерних платьев начинающему дизайнеру, выставьте кукол на продажу и разошлите рукопись по издательствам.

Не прячьте свою "белизну" - подчеркивайте!

Редкая Птица - это Белая Ворона, которая приняла свои странности и заявила о них как о достоинствах. К чему лукавить, чаще всего эти странности даже преувеличивают, и в этом тоже нет ничего противоестественного. Редкая Птица - это Белая Ворона "в квадрате", с уважением и даже тайным восторгом относящаяся к своей дивной сущности. Единственное, следует избегать другой крайности - нездорового эгоизма. "Я не такая, как все" вовсе не означает "Я лучше всех".

Секрет Джона Кохе и капитана Врунгеля

Несколько лет назад знаменитый психолог Джон Кехо (тот самый, который на грани нищеты разработал собственную "психологию богатства" и через три года стал миллионером), участвовал в исследованиях творческих способностей. Множество психологов провели сотни тестов среди творческих людей и тех, у кого творческое мышление не развито. Они стремились найти некий ключевой фактор, отличающий одних от других.

Потратив несколько месяцев и сотни тысяч долларов, психологи его все-таки нашли. Единственное различие между творческими и нетворческими людьми было в том, что первые считали себя творческими личностями, а вторые были уверены обратном.

Все! Кохе был поражен. Мы же с вами знаем, что эту истину открыл еще капитан Врунгель: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет".

Считайте себя редкой птицей, называйте чудачества утонченностью, а свое подозрительное отличие от других - выгодным отличием. Готова поспорить: уже через пару недель вы заметите в своей внешности что-то необычное, а в манере поведения - повадки Редкой Птицы...

Белой Вороной быть непросто. Еще в школе маленькому человеку однозначно дают понять: ты не из нашей стаи. По большому счету, неважно, почему так бывает: у кого-то было нелегкое детство, кто-то странно выражает мысли и с трех лет играет в шахматы, кто-то морально старше своих сверстников, а кто-то просто родился рыжим и непропорциональным. Важно лишь то, что у Белой Вороны всегда есть шанс превратиться в самую настоящую Редкую Птицу, и вместо насмешек и подозрения вызывать восхищение и чуточку зависти.

Вывод:

В обсуждении данной проблемы участвовало около 300 человек в нашей школе. Процент равнодушных оказался небольшим, но мы слукавим, если скажем, что таких нет.

Самое главное, мы выяснили, что поставленная проблема волнует ребят, и они готовы её решать.

Мы верим, что после наших встреч с нашими сверстниками многие изменили своё мнение и отношение к «Белым воронам».

В своей школе мы сами создали детскую организацию «Эос», девиз которой: «Каждый новый рассвет несёт с собой возможности новой жизни» и мы уточняем «Лучшей жизни», где главный принцип – это поддержка и уважения и взаимовыручка. Куда мы персонально приглашаем ребят «Белых ворон».

Правду говорит пословица «Вода камень точит».

Просмотров работы: 75