Истина, еще со времен Сократа, поднятая в высказывании немецкого философа XIX века Вильгельма Швебеля, стара как мир. Но это отнюдь не умаляет ее вечной актуальности.
Как и всякое живое существо, человек учится у более старших и мудрых. И это естественно и необходимо. Ибо он не рождается с тем багажом необходимых знаний, навыков, взглядов, идей. Все это и многое другое формирующаяся личность черпает у тех, кого социология именует «агентами» и «институтами» социализации. Именно благодаря им, во многом, складываются приверженности, ценностные установки, мировоззрение, определяется траектория жизни. Некоторые «агенты» у молодежи становятся особым объектом поклонения и примером подражания, их наделяют званием – кумиры.
Разумеется, входя в эту жизнь, социум, каждый из нас должен опираться на того, кто уже прошел определенный жизненный путь. Того, кто вызывает в маленьком человеке, смотрящим на мир огромными, широко распахнутыми глазами восхищение, восторг, приятное удивление, уважение. Того, кто способен повести за собой. Кумиры, подчас, обладают непререкаемым авторитетом в глазах, смотрящих на них.
В основном, ведущую роль авторитетные личности для человека играют именно в детском и юношеском возрасте. Сознание человека в этом период жизни, похоже на чистый лист, готовый к различным краскам, сюжетам- что нанесут на него, то и запечатлеется, и возможно, надолго. Зрелый, пожилой человек не так сильно поддается внешнему влиянию. Его взгляды уже сложились, принципы выработались, он более консервативен в своих суждениях.
Нужны ли молодому человеку кумиры? Однозначно, да! Но кто ими будет- вот в чем вопрос! Сколько примеров таит в себе история человечества! Примеров славных и ужасающих.
В тоталитарных государствах первой половины XX века правительства активно использовали искусно созданные образы кумиров, пропагандистские методы в проведении молодежной политики, верно усматривая за молодежью будущее страны и народа.
В Германии, где глава нацистской партии Адольф Гитлер был авторитетным лидером для массы молодых людей, молодежная нацистская организация «Гитлерюгенде», активно формировала в подрастающих немецких мальчишках ненависть ко многим нациям, идею расового превосходства. «Эта молодежь – она не учится ни чему другому, кроме как думать по-немецки, говорить по-немецки…». Идеи милитаризма и нацизма сознательно взращивались в неокрепших душах, определяя мировоззрение.
Невозможно иначе объяснить жестокость этих повзрослевших мальчиков- солдат вермахта к еврейскому населению в годы Второй мировой войны и предвоенное время, варварство немецких захватчиков, разорявших нашу Родину. Спокойствие, с которым они методично уничтожали заключенных лагерей- плод работы нацистских кумиров.
В СССР, где также существовали свои кумиры – патриоты, герои гражданской войны, стахановцы, молодые люди, воспитанные этими примерами в годы войны, сами становились героями- Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Алексей Маресьев и многие другие остановили фашизм ценой собственной жизни.
В эпоху либерализма, современных технологий и массовой культуры, благодаря СМИ, конкретно интернету у подавляющей части их аудитории складывается медиамировоззрение. Молодежь более уязвима к трендам и новым технологиям, поскольку они только познают мир, ищу себя и охотно поглощают информацию данную ему в интернете. Их взгляды еще не сформированы, и они более радикальны в выборе кумира. Тренды, рассчитанные на молодежь, перекликаются с их еще не до конца сформированным мышлением, поэтому они действенны.
Блогеры транслируют культ продуктивности, как залог успеха, которого так жаждут подростки. Деятельность данных кумиров служит мотивацией для поколения Z, продвигают развитие, полезность обществу, организованность. Видя успешных людей в различных социальных сетях, подростки начинают стремиться также к самореализации.
Но, существует и другая часть молодежи с иными увлечениями и кумирами. Многие стримеры, поп-певцы, тиктокеры, рэперы, как правило зарабатывающие на развлечениях, хайпе, продвигают безрассудство, низкий уровень нравственности, употребление наркотиков, спиртные напитки, аморальное поведение, размытость гендерных стереотипов. Такие «антикумиры» формируют у подростков мнение о ненужности образования. У амбициозной молодежи складывается уверенность в том, что успеха можно добиться и не обучаясь в школе, колледже, университете. Подражание подобным кумирам в современном мире ведет к утере традиционных и изменениях моральных ценностей.
Да, молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров. Но у подрастающего поколения всегда есть выбор, который оно делает исходя из приобретенных нравственных ценностей, собственных размышлений. Чтобы молодой человек умел делать выбор в пользу достойного кумира, этого недостаточно. Ему необходима помощь, которую в современном мире может оказать правильная, разумно выстроенная молодежная политика государства, формирующая в первую очередь ценности патриотизма.
Список интернет-ресурсов и литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная энциклопедия «Википедия»
2. https://cyberleninka.ru/ -научная электронная библиотека «Киберленика»
3. Сучков М.Е. Хрестоматия по новейшей истории. 1917-1945, М.: «Просвещение», 1971