Клиповое мышление: плюсы и минусы

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Кожевникова И.В. 1
1МБОУ СОШ №20 города Минеральные Воды
Кожевникова А.С. 1
1МБОУ СОШ №20 города Минеральные Воды
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.

Темп современной жизни и возрастание потока информации - порождает стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства. Это требует выработки нового языка подачи информации: краткости, яркой визуализации, высокой скорости обновления картинок – «клиповое мышление». Другими словами, лидирующее место занял клип, а именно быстро сменяющиеся образы. Это позволяет за очень короткие сроки получить огромное количество информации, но при этом затрудняющие ее анализ и осмысление.

Новые условия нашей жизни породили новое мышление. Термин клиповое мышление активно обсуждается и используется философами, психологами, педагогами и физиологами, но до сих пор не получил точного объяснения, а значит, требует дальнейшего осмысления и изучения. Это обстоятельство повлияло на выбор цели данной работы.

Цель работы: исследовать феномен клипового мышления - его плюсы и минусы в современном мире.

В исследовании поставлены следующие задачи:

Изучить понятие клипового мышления.

Провести анализ личностное восприятие информации через его призму.

Рассмотреть положительные и отрицательные характеристики клипового мышления и восприятия.

Выявить факторы, способствующие использованию клипового мышления и восприятия как инструмента усвоения знаний.

Разработать рекомендации по применению элементов презентации, позволяющих представить информацию в оптимально удобной для восприятия форме.

Объект исследования: ученики средней школы МБОУ СОШ №20 города Минеральные воды (8-9 классы).

Предмет исследования: клиповое мышление и восприятие информации подростками.

Гипотеза исследования: клиповое мышление в современном информационном пространстве является неизбежным, поэтому необходимо найти и научится использовать его положительные качества в процессе обучения старших школьников.

1. Теоретическое исследование понятие «клиповое мышление»

1.1 Теория происхождения данного понятия

Клиповое сознание (или клиповое мышление) получило название от английского глагола clip – «резать». Мир воспринимается не как логичная и целостная картина, а как набор случайных фрагментов: нарезка коротких новостей, сообщений, обрывков статей, ярких картинок и событий.

К характеристикам данного стиля можно отнести:

предпочтение визуальных стратегий обработки информации;

фрагментарность информационного потока, одновременная работа с разнородной информацией на фоне низкой способности к анализу и обобщению информации, конкретности мышления, ориентацию на работу с готовой информацией;

высокую скорость обработки информации, беглость, подвижность мышления.

Термин «клиповое сознание» был предложен Элвин Тоффлером в 1980 году. В России первым это явление описал Федор Гиренок [3].

Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.

Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий. [3]

После проведенных исследований, 2010 году российским философом и культурологом К.Г. Фрумкиным было выделено 5 основных причин появления клипового мышления:

развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;

необходимость принимать больший объем информации;

многозадачность;

ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;

рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы [9].

Клиповое мышление - это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации.

Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским (его слова Букатов В. М. привел в своей статье), которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги» [2].

1.2 Обоснование и выбор показателей влияния гаджетов на когнитивную сферу школьников

Среднестатистический ребенок в возрасте от 8 до 13 лет смотрит на экран в среднем 8 часов в день. Под экраном здесь подразумевается все в сумме: ТВ, смартфоны, планшеты, ПК. Но еще хуже то, что подростки и старшеклассники пользуются цифровыми устройствами еще активнее (около 12 часов в день).

По последним данным, ведущим видом деятельности школьников становится игра на цифровых устройствах (гаджетах). Дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. Изображения на экране подвергаются изменениям, которые изначально были заложены создателями программы. В традиционной игре ребёнок является главным создателем воображаемой ситуации. В виртуальной ситуации ребёнок может лишь манипулировать, его роль заключается не в создании чего-то нового, а в выборе тактики поведения с объективно существующими объектами [4]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «виртуальная игра» гораздо в меньшей степени способствует развитию воображения, чем традиционная сюжетно-ролевая игра. Развитие технологий изменяет структуру мозга и когнитивные функции.

Под когнитивными функциями подразумевают функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается рациональное взаимодействие с ним. К когнитивным функциям относят: память, внимание, речь, поведение, интеллект. Напрямую связано с развитием речи развитие когнитивных функций.

Поэтому у многих школьников сейчас наблюдается недоразвитие речи (дислексия и дисграфия). Сейчас свыше 40 % детей, использующих гаджеты, имеют проблемы подобного рода. Дети хуже формулируют свои мысли, чем их сверстники из предыдущих поколений.

Это связано с тем, что необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.

У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл  аудио- или видеофрагмента. Как показывают психологические исследования, если человек не имеет повседневной практики общения, полноценное формулирование мысли и мышление не может сформироваться. Дети целыми днями сидят в интернете, у них происходит деформация социальных связей.

Другаяпроблема влияния гаджетов - искажение целостного образа предмета. Поскольку поток информации при использовании телефона или планшета поступает в основном через зрение и слух, формирование целостного образа предмета со всеми его физическими характеристиками может быть искажено. Иными словами, сформировать представление о весе, размере, текстуре, материале, функциях и других физических характеристиках при помощи гаджета невозможно. Именно поэтому информация, которую дети получают с помощью гаджетов, должна подкрепляться взаимодействием с реальными предметами [4].

Таблица 1

Влияние гаджетов на организм

Область влияния

 

Краткая характеристика

Рекомендации

Здоровье

ухудшение зрения:

-синдром  «сухого глаза»

Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и истончается.

Пользоваться ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день.

Оптимальное расстояние между глазами и монитором - 60-70 см

Близорукость

Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц.

Малоподвижный образ жизни

Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.

Сидите правильно :

1. ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол;

2. спину держите ровно;

3. руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов.

Головные боли

 Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу.

хорошая физическая разминки или активная прогулка на свежем воздухе.

Поведение

Повышение детской жестокости и агрессивности.

Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 

Альтернативные интересы: прогулки, кружки, игры с родителями

Формирование зависимости

ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. 

 

Успеваемость

 «Дефицит концентрации»

Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений

 

Затруднения в восприятии информации на слух

Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. 

Снижение фантазии и творческой активности детей

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.   Им не интересно общаться друг с другом.

 

Современные дети одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст [7].

Не существует конкретных рекомендаций о том, какие гаджеты лучше всего использовать в обучении, какие в большей степени полезны, а какие наоборот - вредны.

Школы выбирают технологии для обучения, основанные на собственных индивидуальных потребностях. Например, при выполнении письменных работ с применением гаджета оперативная обратная связь (когда ребенок сам не обнаружил ошибку) имеет преимущество перед визуальной связью (исправление учителем текста карандашом/ручкой спустя определенное время).

Электронный учебник получает преимущество перед бумажным - за счет сенсорного экраны, который способствуя лучшей производительности. Электронные книги с анимацией, звуковыми эффектами и играми - будут отвлекают детей от содержания и текста более младшего школьного возраста.

Зато ребят от 12 и старше – они могут с большей степени увлечь именно благодаря техническим возможностям (эффектами, визуальным рядом и прочим).

Применение клипового мышления в обучении позволяет человеку запоминать большие объемы информации без восприятия ее содержательности, то есть быстрое и простое запоминание набора слов, фраз или чисел в определенной последовательности на основе некоторых образов, которые соответствуют запоминаемой информации [12].

Подобные методы удобны при их использовании, например, в изучении иностранных языков, где какому-то образу слова из родного языка может соответствовать иностранное название. Однако применение подобного способа в физике приведет только к заучиванию каких-либо терминов, правил, определений, формул, но при этом само понимание физического процесса будет потеряно.

1.3 Положительные и отрицательные стороны данного явления

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа. В связи с этим у клипового мышления имеются как отрицательные так и положительные стороны.

К отрицательным его сторонам можно отнести рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и творить. Так же, снижается чувствительность и понимание других, пропадает рефлексия, коммуникативные навыки, характерен небольшой словарный запас. Преобладает конкретное мышление над абстрактным, отсутствует собственное мнение, некритичным становится мышление, увеличивается тяга к комфорту [9].

Особенности клипового мышления делают школьников неспособными сосредоточиться на одной теме, они с трудом могут удерживать внимание, перескакиваю с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть. Старшеклассники, являющаяся основным обладателем клипового мышления, плохо воспринимает и запоминает учебный материал, не умеет правильно излагать свои мысли. Многим тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения, что приводит к падению коэффициента усвоения знаний современных детей и подростков (приложение 3).

Из-за клипового мышления люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни [8].

Наряду с отрицательными сторонами, клиповое мышление имеет и положительные стороны. К положительным сторонам клипового мышления специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под изменяющиеся условия. Небольшой словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большое количество информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. У молодых людей которые вынуждены запоминать большой объем учебного материала, перегрузка памяти не происходит, так как они стараются вычленять основное. Исчезла потребность в анализе и логике. Мы знаем, что сегодня одним из основных качеств при отборе молодых сотрудников на работу является многозадачность - способность делать несколько дел одновременно, а клиповое мышление формирует у людей именно это качество. Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, клиповое мышление порождает у людей желание получать и осваивать все больше новой информации: оно заставляет человека выискивать и поглощать ее, что весьма полезно для его интеллектуального развития.

Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.

Способность клипового сознания отделять ненужную информацию, защищает мозг от перегрузок. Но, с другой стороны, возникает вопрос: как человек может отфильтровать ее из большого потока, когда его восприятие лишено критичности? В этом случае приходится действовать методом проб и ошибок и надеяться на интуицию. Тем не менее, такой способ на сегодняшний день более востребован, чем медленное принятие логически выверенного решения человеком с понятийным сознанием [8].

Нельзя не согласиться с Ф.И. Гиренок в том, что необходимость пропустить через мозг огромный объем информации, стремление все успеть сделать и ничего не упустить привело к уменьшению активного лексического запаса и бедности речи. Пополнить его можно с помощью чтения книг, анализируя прочитанное. Но, к сожалению, современные школьники и молодежь в большинстве своем делать этого не торопятся. С одной стороны, не хватает времени, с другой – интернет-технологии предоставляют доступную информацию, зачастую с готовыми решениями. Это может быть краткое изложение содержания произведений школьной программы, готовые домашние задания и др. В памяти надолго остаются лишь знания, связанные с яркими образами, а тексты, усвоенные не глубоко, запоминаются ненадолго [3].

Из-за того, что современный человек совершает одновременно несколько задач (слушает музыку, пишет СМС, общается по скайпу, проверяет электронную почту и в это время выполняет домашнее задание), снижается концентрация внимания. Многозадачность же эффективна при выполнении простых рутинных дел, не требующих большой сосредоточенности. Для осуществления серьезных сложных проектов требуется понятийное мышление, которое необходимо развивать.

Таким образом, человек с клиповым мышлением быстрее найдет нужную информацию, ему легче будет ориентироваться в непредвиденной ситуации, но понять, почему она вообще случилась и как ее не допустить в будущем, сможет только тот, у кого развито мышление понятийное. Но человек с понятийным складом ума не успевает справляться с информационным потоком, и, выпадая из него, остается внизу социальной структуры.

Успешность людей с клиповым сознанием относительна. В школе – это обычно те, кто учится на тройки. Они быстрее обрабатывали полученную информацию, но не запоминали ее надолго. Во взрослой жизни – это работники, связанные с несложной профессиональной деятельностью с четко отлаженной системой (офисный работник). Но на вершине социальной пирамиды находятся люди, у которых развито и понятийное, и клиповое восприятие информации. Основу составляет понятийное мышление, но, когда необходимо, их мозг, может используя навыки клипового, принять правильное решение.

Следовательно, необходимо развивать понятийное мышление, сохраняя навыки клипового. Для развития понятийного мышления психологи советуют развивать речь, внимание, память, воображение.

Также, можно отметить, что сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку, в данном случае, клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно - психологических перегрузок [7].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что клиповое мышление, становясь массовым явлением в современном обществе, является своеобразной защитой от информационных перегрузок, человек, испытывая потребность быстрого усвоения информации на разнообразные темы, не имеет другой альтернативы кроме восприятия по образцам.

Заключение

Дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. Ведущим видом деятельности современных школьников является игра на цифровых устройствах. В традиционной игре ребёнок является создателем воображаемой «мнимой» ситуации, а в виртуальном мире роль ребёнка заключается не в создании чего-то нового, а в выборе тактики поведения. Развитие технологий изменяет структуру мозга человека и когнитивных процессов, таких как мышление, внимание, память, речь, воображение.

Современное клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы. Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Клиповое восприятие информации является неизбежным в современных условиях информационных перегрузок. С одной стороны, клиповое восприятие может помешать целостному восприятию человеком картины и смысла происходящего, с другой – может помочь работать в режиме многозадачности. Другими словами, клиповое восприятие информации при правильной подаче этой информации (правильной инфографике) будет играть положительную роль, помогая сэкономить время получения и усвоения знаний.

Нами рассмотрены теории возникновения данного понятия. Первые определения в России появились у отечественных философов - Ф.И. Гиренка и К.Г. Фрумкина[3, 9].

Среди причин, формирования клипового мышления выделяются возросший темп жизни, постоянно растущий поток информации, и количества дел, которыми человек занимается одновременно.

В данной работе мы выделили особенности клипового мышления:

снижение способности анализировать сведения, полученные об окружающем мире;

трудность восприятия больших текстов и предпочтение им изображений;

мозаичность и фрагментарность восприятия окружающего мира;

уменьшение активного лексического запаса;

ухудшение памяти и внимания, преобладание кратковременной памяти.

Клиповому мышлению противопоставляется понятийное, особенностью которого является глубокое проникновение в суть текста.

Клиповое мышление действительно присуще многим современным школьникам и зачастую плохо сказывается на их мыслительной деятельности. Для решения этой задачи требуется его минимизация и развитие понятийного мышления. Однако нужно понимать, что школьники самостоятельно развивать навыки понятийного мышления не готовы, так как отсутствует внутренняя мотивация. Значит, к этому должны подталкивать взрослые: учителя и родители.

Список литературы:

Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление»// Общество. Коммуникация. Образование - 2015. - №2(220).

Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? // Актуальные проблемы психологического знания – 2018. – № 4 (49).– С. 5-19.

Гиренок Ф. И. Клиповое сознание – М: Проспект - 2022 г. – 256 с.

Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2018. - № 3. - С. 5-12.

Мышление, его формы и виды. [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/blog/61906/ (дата обращения: 25.01.2022).

Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Общество. Коммуникация. Образование - 2017. - №3(25) - С. 97-106

Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера. [Электронный ресурс] URL: https://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenietipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera (дата обращения: 15.01.2022).

Трофимова Е. И. Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей / Е. И. Трофимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 45 (387). - С. 291-293. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/387/85119/ (дата обращения: 01.02.2022).

Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] URL: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 27.01.2022).

Просмотров работы: 103