Исследование духовной сферы у подростков через интерес к православному христианству и веру в Бога

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Исследование духовной сферы у подростков через интерес к православному христианству и веру в Бога

Першикова В.М. 1
1Забайкальская краевая гимназия-интернат
Есина Т.А. 1Борисова Н.В. 2
1ЦДО "Перспектива"
2Забайкальская краевая гимназия-интернат
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вращаясь плотно в подростковой среде, и являясь собственно подростком, я заметила, что мои сверстники практически не обсуждают духовные вопросы. Их в основном интересуют материальные дела, только собственные переживания. Они редко задумываются о ближнем, о чувствах других людей. Обсудить духовную сферу, нравственность, веру в Бога с моими сверстниками не возможно, и часто не из-за того, что они не хотят об этом говорить или им не интересно, сколько из-за того, что ребята просто не знают, не чувствуют или не имеют никакого представления о том, что эта сфера существует.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

За последнее десятилетие в мире увеличилось количество подростков, которые находятся в состоянии депрессии, которые склонны к насилию. Подростковый возраст — это возраст исключительной эмоциональной уязвимости. Получается, что перед семьей и обществом стоит задача, которая выходит за рамки обычного воспитания – научить детей духовным ценностям, развивать духовно-нравственную сферу подростков и молодых людей. Как же это сделать? Какими путями двигаться?

Цель нашего исследования – исследовать понимание души и веру в Бога у подростков, проанализировать причины веры или не веры в Бога.

Хотим отметить, что данная работа не имеет целью кого-то в чем-то убедить, или задеть чувства верующих людей, а исключительно выполняется в исследовательских целях.

Результаты нашего исследования будут полезны родителям и педагогам, и всем, кто желает изменить сложившуюся в современном обществе ситуацию, развивать духовно-нравственные качества у своих детей и учащихся.

Понятие «духовно-нравственного» в личности и подросток

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Иногда его значение люди относят его к одной человеческой деятельности – религиозной. Религиозность – это определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности.. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Так, что же такое нравственность? Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же – название науки о морали. «Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда».

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности – учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные – менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера – осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности – требует самого пристального внимания педагогов.

Также нужно разделить понятия «нравственность» и «духовность». Нравственность – это характер внешнего поведения человека, его отношения к окружающему миру: к общественным нормам поведения, к другим людям, к работе, законам и т. д. Нравственность описывается в категориях справедливости, честности, милосердия, культуры жизни. Отступления от неё всегда очевидны и окружающим, и самому человеку. Духовность же – это внутренний мир человека, невидимый для других. Она подразумевает скрытые желания, цели, мечты, отношение человека к другим людям, его искренность или лицемерие, любовь или эгоистичность, зависть или доброжелательство, чистоту или грязь мыслей, чувств. В христианстве духовность человека означает чистоту его души от страстей и особую приобщённость Богу.

Различение нравственности и духовности чрезвычайно важно для понимания причин страданий. Человек может быть нравственным и в то же время духовно глубоко порочным. О таких говорят – «святой сатана». Поэтому, когда возникает вопрос, за что страдает тот или иной человек, почему с ним случаются те или иные бедствия, христианство отвечает, что всё это происходит в силу духовного закона и обусловлено особенностями страстей и грехов данного человека. Ибо грехи и страсти – это раны, которые человек наносит себе.

Жизнь каждого отдельного человека и каждого поколения оставляет после себя как добрые, так и горькие плоды своей духовно-нравственной, научно-технической, культурной деятельности, которые обнаруживают себя в последующее время. Это с полной очевидностью открывается на детях, их мировоззрении, нравственности, на всех обстоятельствах их жизни, состоянии здоровья, свойствах характера, страстях, добрых качествах и прочем.

Христианское вероучение особенно обращает внимание на духовную и моральную связь между родителями и детьми. Порабощённость отцов пороками становится причиной появления и развития таких же страстей (так называемых родовых грехов) в их потомках. Так, рождаются дети с различными болезнями – духовными (например, тщеславием, гордостью), нравственными (ярко выраженной алчностью, жестокостью и т. д.), физическими и психическими.

Христос в притче о талантах указывает и на другую причину страданий, связанную с более глубокой стороной наследственной природы человека. В этой притче богатый человек, отъезжая, дал одному рабу пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (см. Мф. 25, 14–30). Под талантами в данном случае подразумеваются не разного рода способности (поэта, художника, спортсмена, вора и т.д.), а наследственные моральные силы человека, силы искания истины, смысла жизни, Бога.

Каждый человек рождается со своими талантами, и они также являются причиной соответствующего формирования обстоятельств его жизни: здоровья или болезней, богатства или нищеты, способностей или бездарности… Таким образом, внутренние силы человека и внешние обстоятельства его жизни всегда находятся в полном взаимосоответствии. Поэтому все до последнего человека оказываются в абсолютно равных условиях возможности достижения спасения: и рождённый здоровым, и болеющий рассеянным склерозом; и ученик Христов, и оказавшийся в шайке разбойников. Но само спасение и у тех и у других зависит от их доброй или лукавой свободной воли, от того, как они использовали имеющийся у них талант. Живое свидетельство тому – судьба Иуды Искариотского, который был учеником Христа, но предал кровь невинную (Мф. 27, 4), и пример правого разбойника, который был распят рядом со Христом.

Но почему же страдают дети, которые ещё не имеют возможности реализовать свои таланты? Страдания детей обусловлены тем же законом духовной наследственности, по которому каждому ребёнку в полном соответствии с его природными талантами даются временные испытания – не бессмысленные с христианской точки зрения ни для детей, ни для родителей. Для очень многих родителей болезни детей явились причиной определиться со своим мировоззрением, серьёзно подумать о смысле жизни, о Боге. Страдающие же дети – это получившие пять талантов: благодаря своим испытаниям они приобретают в грядущей вечной жизни бесконечную славу и блаженство. Об этом писал апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18); Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:17–18).

Таким образом, с христианской точки зрения страдания человеческие, и прежде всего невинные детские, не случайны и не бессмысленны – они не произвол Бога или Его несправедливость, но явление Божественного Закона любви, по которому человек становится способным к получению высшего и бесконечного блага вечной жизни.

Анкетирование и анализ полученных результатов

С целью изучения мнения подростков о религии, вере в Бога, духовности и нравственности, мы создали анкету. В анкету в аккуратной форме, с учетом возрастных особенностей опрашиваемых и возможных религиозных предпочтениях, включили закрытые и открытые вопросы.

Группа анкетируемых составила 30 человек в возрастном диапазоне 9-11 лет. В результате мы получили следующие ответы.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО СОЗДАЛ ЛЮДЕЙ?

БОГ - 64% МАТЬ ПРИРОДА – 36% ИНОПЛАНЕТЯНЕ – 0%

НОСИТЕ ЛИ ВЫ КАКОЙ-НИБУДЬ СИМВОЛ ВЕРЫ?

КРЕСТИК 62% КУЛОН ПОМОЩИ (ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЯТЫХ) – 4%

ИЗОБРАЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ БОЖЕСТВ - 4% ПОЛУМЕСЯЦ -0% ничего – 30%

О КОМ ВАМ ИЗВЕСТНО БОЛЬШЕ?

ИИСУС ХРИСТОС - 100% БУДДА - 0% АЛЛАХ - 0%

КАКОЙ ФРАГМЕНТ ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ БОГА ВАМ ПОНРАВИЛСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Исцеление людей – 54% Наказание за первородный грех – 11% Появление Бога на Земле – 4% Распятие – 4% Воскрешение – 76% Про Адама и Еву – 11% Бессмертие и справедливость Бога – 8%

КАКОЙ ФРАГМЕНТ ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ БОГА ВАМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ?

Казнь, распятие – 42% Наказание человечеству за грех Адама и Евы в виде смертности - 45% Создание первых людей, а именно то, что Адам создан из земли и то, что он был создан первым – 15%

КАКИЕ ГРЕХИ ВЫ ЗАМЕЧАЛИ В СЕБЕ И ХОТИТЕ ИСПРАВИТЬ?

ГНЕВЛИВОСТЬ - 45% ЗАВИСТЬ - 11% НЕБЛАГОДАРНОСТЬ – 4% ЛОЖЬ – 12% НАГЛОСТЬ – 19% ЗЛОРАДСТВО – 8% ОСКОРБЛЕНИЕ – 19% ЖЕСТОКОСТЬ – 12% ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ – 36%

БЕССЕРДЕЧИЕ - 4% СОВЕТОВАНИЕ ГРЕХА – 8% ЛЕННОСТЬ – 52% ОБЖОРСТВО – 32%

КАКИЕ ВЫ ИМЕЕТЕ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ?

ЧИСТОТА СЕРДЦА – 44% ЧЕСТНОСТЬ – 24% ОСОЗНАНИЕ СВОИХ ГРЕХОВ – 68% МУЖЕСТВО - 20% ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ – 64% ВЕРНОСТЬ – 44% МИРОЛЮБИВОСТЬ – 16% ТРУДОЛЮБИЕ – 24% УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ – 48% ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ – 32%

КАКОЙ ВАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОСТУПОК ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?

Помощь бездомным животным – 24% Подаренный подарок – 4%

Проявление уважения к старшим – 8% Получение хороших оценок – 4% Спасение природы – 4%

Помощь близким и друзьям – 32% Забота о себе, спорт – 28%

Организация и проведение беседы в форме круглого стола для подростков

На основе нашего анализа и наблюдений, полученных из анкетирования, мы составили беседу в форме круглого стола. Участвовали все опрошенные ранее подростки.

Для наглядности в беседе мы использовали презентацию с результатами анкетирования, обсуждали их, смотрели отрывок лекции профессора Осипова о духовности, делали совместные выводы и умозаключения по поводу услышанного.

Круглый стол прошел успешно. Ребята активно участвовали, отвечали на вопросы, спорили, им было интересно отвечать на вопросы темы, многие вопросы ребята задавали себе впервые в жизни.

Живой интерес подростки проявили к результатам анкетирования, мы объясняем это тем, что в этом возрасте высока потребность в самопознании и познании группы общения. Особенная реакция была нами замечена на анализ результатов по вопросам: «Какие грехи вы у себя замечали и хотите исправить?» и «Какие добрые дела я сделал (а) за последнее время?». Мы отметили, что подростки очень четко понимают, что хорошо и что плохо, отдают себе отчет в нравственности тех, или иных чувств и поступков, хорошо понимают, к какому образу в плане духовной развитости нужно стремиться. Очень позитивно реагируют на добрые поступки своих сверстников, берут на заметку, что можно сделать хорошего, с удовольствием планируют такие дела.

В заключение круглого стола ребята оставили в письменном виде обратную связь. Вот что они писали:

- на круглом столе особенно запомнилась информация от профессора и ученого-богослова Осипова, интересные результаты анкетирования, диаграммы;

- высказаться на круглом столе успели практически все, недосказанности у ребят не осталось;

- подростки сделали для себя выводы, что существуют высоко развитые духовные люди, что область богословия и духовно-нравственного развития – это вполне ощутимая сфера, и существует прямо рядом с нами, что если кто-то, являясь обычным человеком, смог развиваться в духовном плане, значит это доступно и остальным, некоторые ребята отмечали, что через веру в Бога развить свои духовные качества легче, чем каким-то иным путем.

Заключение

Еще раз хотим отметить, что данная работа не имеет целью кого-то в чем-то убедить, или задеть чувства верующих людей, а исключительно выполнялась в исследовательских целях.

Прежде всего, мы выявили, что религиозность - это определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом.

Список использованной литературы

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // Интерфакс: Религия. - 28.12.2007. - Адрес в Интернет: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700

Осипов А.И. «Бог», 2005

Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009

Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861

Просмотров работы: 59