Введение
Актуальность
На базе нашего лицея ежегодно проходит фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо». Участвуя в фестивале, мы познакомились с девочками из коррекционной школы. Они представляли работу в нашей секции. Мы обратили внимание, что эта группа выступающих была единственной, в которой принимали участие дети с ОВЗ. Одна из девочек с трудом передвигалась с помощью сопровождающего. Но, поднимаясь по лестнице на третий этаж, она все же споткнулась и упала. Вторая девочка имела проблемы со зрением и тоже шла в сопровождении взрослого. Я понял, что для детей с ОВЗ передвижение в нашем лицее весьма проблематично.
Одной из задач образования является включение детей с особенностями развития в социальную жизнь общества. В соответствии с п. 11 ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования детей с особенностями развития[9].
Но готовы ли школы России к таким переменам? Одной из главных проблем школ является техническое оснащение. Наш лицей участвует в программе «Доступная среда». Маломобильные дети учатся на первом этаже. Инклюзивное образование, предполагающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в нашем учебном заведении представляется трудновыполнимой задачей. Мы задумались о возможности создания в школе лифта для детей с ОВЗ.
Цель работы: изучить проблемы инклюзивного образования и выяснить возможность установки лифта для маломобильных школьников (лифт для школы).
Объект исследования: адаптация городской среды для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения маломобильных детей.
Предмет исследования: возможность создания в школе лифта для детей с ОВЗ.
Гипотеза: установка лифта в лицее обеспечит повышение качества образования для детей с ОВЗ и доступ к более широким возможностям для профессионального и личностного роста (приглашение на Молодёжный научный форум России «Шаг в будущее», достижения в проектах программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», звания «Победитель» и «Лауреат» Всероссийского фестиваля «Леонардо»).
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, интервью, сравнение, анализ, синтез, эксперимент.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и выяснить, как организуется инклюзивное образование в России
Провести анализ запросов родителей учащихся о необходимости установки лифта в лицее.
Изучить технический паспорт здания лицея, провести замеры внешнего фасада, на основе модели лифта принять решение о возможной установки лифта (внутри здания либо в виде пристройки).
Провести расчёт стоимости установки лифта. Оценить эффективность способов и средств. Привлечь к решению проблемы Совет депутатов г. Мурманска, ученых Мурманского научного центра РАН, Всероссийское общество инвалидов СГО МООООО "ВОИ", волонтёров, родителей учащихся, предпринимателей, СМИ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы образования детей с ОВЗ
Термин «ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие ограничение возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом который считаются нормальным для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
По последним данным в 2020/2021 учебном году в школах России обучалось 8945 школьников с ОВЗ и 5929 детей-инвалидов. По сравнению с 2019/2020 учебным годом численность обучающихся с ОВЗ в них увеличилась на 3,2%. Это дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость. Численность инвалидов, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%. В России в ближайшие 10 лет ожидается увеличение числа детей с ОВЗ в 2-3 раза.
Специалисты выделили следующие проблемы в нашей стране:
1) социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов;
2) слабая профессиональная подготовка детей с ОВЗ;
3) недостаточная профессиональная подготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
4) трудности передвижения по городу;
5) отсутствие центров реабилитации [5].
Это лишь малая часть тех проблем, с которыми дети с ограниченными возможностями встречаются повседневно.
1.2. Инклюзивное образование в России
Закон «Об образовании» характеризует инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27) [9]. Такой подход связан с процессом, который называется инклюзия в образовании [6].
До 90-х годов государство предпочитало не привлекать внимание общественности к проблемам инвалидов, используя в качестве основного механизма их поддержки льготы и компенсации. Для особых детей существовала сеть специальных образовательных учреждений [2]. Имеющийся в России опыт образования таких детей был основан на модели социального исключения. Сегодня ситуация меняется к лучшему, но довольно медленно.
Выводы
Инклюзия — это попытка придать уверенность учащимся с ОВЗ, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с ОВЗ нуждаются не только в поддержке, но и в развитии способностей, которые приводят к успехам в школе [8].
Маломобильные дети не имеют возможности свободно следовать своим интересам, сталкиваясь с неприспособленными для них условиями. А общее физическое ослабление провоцирует различные комплексы: чувство беспомощности, неуверенности. В связи с этим остро встает проблема адаптации образовательной среды для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов.
1.3. Способы передвижения детей с ОВЗ
Определим конкретные группы детей с ОВЗ, которым необходимы технические сооружения для передвижения по зданию школы:
- школьники, имеющие нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции);
- школьники с нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; координации движений).
Для передвижения таких детей в школе должны быть установлены пандусы, подъемники и лифт. Мы рассмотрели основные виды инвалидных колясок и их характеристики, изучили основные виды подъемников для инвалидов и их характеристики.
Вертикальные подъемники предназначены для маломобильных граждан.
Горизонтальные лестничные подъемники служат для перемещения инвалидов-колясочников под наклоном. Монтируется на любые лестницы или ландшафтные перепады.
Наклонные подъемники созданы для комфортного перемещения в офисных и торговых центрах, жилых зданиях, социальных и медицинских учреждениях.
Все подъемники соответствуют ГОСТ 55555-2013, 555556-2013 и ТР ТС 010/2011.
Выводы: из технических характеристик инвалидных колясок видно, что их ширина примерно одинакова – до 70 см. В домах Мурманска в большинство лифтов жилых домов инвалиду-колясочнику невозможно заехать из-за узкого дверного проема.
1.4. Обоснованность выбора модели лифта
В 2017 году в новосибирской школе-интернате № 152 в рамках городской программы был установлен лифт для маломобильных граждан. Задача была непростая — встроить внутренний лифт по современным требованиям в уже существующее здание 1962 года постройки. Строителям пришлось вручную разбирать плиты бетонных перекрытий на каждом этаже, выпиливать проёмы для шахты лифта. Специалисты подрядных организаций возвели лифтовую шахту, смонтировали металлоконструкции, лифтовое оборудование, проложили силовой кабель до щитовой, обустроили вентиляцию и выполнили отделочные работы. Работа по монтажу внутреннего лифта трудная и дорогая.
Согласно техническим характеристикам здания нашего лицея невозможна установка платформы без глобальной перепланировки. Специальные подъемники часто ломаются. Поэтому их эксплуатация невозможна без постоянной технической поддержки.
Для перемещения людей в инвалидных креслах в кабине необходим адаптированный лифт с шахтой. В отличие от обычного лифта у лифта для людей на инвалидной коляске более широкий вход (не менее 0,9 м), более просторная кабина (минимум 1,1х1,4 м), а панель управления должна быть расположена ниже стандартного.
Как правило, лифт закладывается при проектировании здания. . Установка такого лифта в уже построенном здании, где по документам он не предусмотрен, имеет трудности технического и юридического характера: нужно будет спланировать монтаж лифта, а потом согласовать это с различными учреждениями. Лифт для инвалидов – технически сложная конструкция, его установка стоит дороже, чем установка подъёмной платформы. Однако иногда это является единственным решением.
Мы предлагаем лифт для маломобильных людей с кабиной внутри шахты БЕЗ машинного помещения и БЕЗ противовеса. Такой внешний лифт был создан в Финляндии. В России этот лифт еще нигде не устанавливался. Разработчик данной конструкции фирма KONE (Финляндия). Сертификация его в России из-за дороговизны возможна лишь при заказе партии оборудования от 100 шт.
Полагаем, что необходимо разработать и производить такие лифты на российских заводах-изготовителях. Мы рассматриваем данную конструкцию из-за того, что её можно внедрить в существующие лифтовые шахты без их глобальной перепланировки. В нем отсутствует противовес, что позволяет увеличить габариты кабины, как по ширине, так и по глубине. Расширяется размер дверного проема до + 100 мм. В 3 раза снижается нагрузка на электроснабжение. Не требует зоны безопасности вверху шахты, что позволяет увеличить пространство еще на 1 этаж вверх
Основное направление проектных организаций - замена старых лифтов на социальные лифты (для маломобильных групп населения). Из-за невозможности изменения размеров лифтовых шахт проектировщики этим требованием пренебрегают.
Мы выбрали именно лифт, а не платформу для инвалидов, руководствуясь следующими аргументами:
Платформа не имеет пожарного режима, а из-за высокой этажности (в лицее 3 этажа). Эвакуация будет невозможна из-за его медлительности.
В случае отсутствия энергоснабжения подъемник не приходит в действие.
У лифта таких недостатков нет. Пользоваться лифтом могут инвалиды и персонал школы + школьники.
Движение кабины лифта по сравнению с платформой примерно в 6 раз быстрее, что влияет на оперативность при возникновении пожара.
Срок эксплуатации лифта до его замены ̶ 25 лет, а у платформы ̶ 10 лет.
Однако, «минус» лифта – дорогостоящее обслуживание в послегарантийный период, которое связано с заменой расходных материалов (канаты, кнопки).
Кроме того, предлагаем в лифте установить кнопки с шрифтом Брайля для того, чтобы лифтом могли пользоваться слабовидящие и слепые дети (См. Прил.4).
Выводы
1. В учреждении будет сформировано такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
2. Понятие социального лифта напрямую связано с повышением уровня образования и с социальной мобильностью.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1.Материально-техническое обеспечение МБОУ г. Мурманска «Мурманский международный лицей»
Площадь здания для образовательного процесса: 6072,5 кв. м.
Наш лицей располагает большими информационными ресурсами, например, библиотека, кабинет химии и кабинеты английского языка находятся на 3-м этаже, а 2 кабинета информатики и кабинет физики на 2-м этаже. Следовательно, у маломобильных учеников не будет возможности попасть туда без лифта.
2.2. Условия обучения в МБОУ г. Мурманска ММЛ детей с ОВЗ
В лицее обучаются 553 ученика, из них 3 ребенка-инвалида. Обеспечивается интегрированное обучение детей с ОВЗ, однако требуется переход от интеграции к инклюзивному образовательному пространству, чтобы число детей, находящихся на индивидуальном обучении, не увеличивалось.
Нет электронных образовательных ресурсов и специальных технических средств обучения, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Вывод: в учреждении необходимо создавать условия для становления и раскрытия личности каждого ребёнка, развития социально-адаптированной личности, оказывать содействие детям с ОВЗ в определении своих возможностей, исходя из интересов и состояния здоровья.
2.3. Анализ общественного мнения о необходимости лифта в школе
Чтобы выяснить отношение родителей детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционной школе интернате №3 г. Мурманска к инклюзивному образованию, мы провели анкетирование (Прил.5). Опрошено 62 человека.
Выяснили, что 78% опрошенных поддерживает совместное обучение детей с ОВЗ в обычных школах. Среди самых распространенных причин совместного обучения с обычными детьми родители назвали следующие:
- Дети с ОВЗ не должны чувствовать себя ущербными и одинокими – 89%;
- Чтобы детям с особенностями было проще адаптироваться в жизни – 78%;
- Если дети с особенностями учатся вместе с обычными детьми, это учит последних состраданию – 66 %;
- Потому что они имеют право реализовывать себя в обществе как и все остальные – 54 %.
81% респондентов отметили, что, занимаясь совместно со сверстниками, можно повысить образовательные результаты детей с ОВЗ. 57% опрошенных считают, установка лифта в нашем лицее будет интересна ученикам из других школ. Личное участие в помощи детям с ОВЗ подтвердили 32% учащихся Мурманского международного лицея.
Выводы
100% опрошенных высказываются за оснащение школ лифтами. Возможность маломобильным детям свободно передвигаться по школе откроет новые горизонты: они получат знания и умения, которые помогут найти хорошую работу, приобретут опыт общения с детьми и взрослыми и жизненные навыки для успешной социализации, научатся легко адаптироваться и жить в современном обществе.
Большинство родителей учащихся с ОВЗ считают, что инклюзивное образование будет полезно для развития личности детей. Результаты анкетирования дают нам основание сделать заключение, что необходимо построить лифт для маломобильных детей в нашем лицее.
Многие люди считают реализацию данной идеи в школах России интересной, это дает право участникам на активную позицию по отношению к собственному образованию.
2.4. Техническая характеристика лифта
Паспорт доступности объекта МБОУ г. Мурманска «Мурманский международный лицей» и услуг для инвалидов представлен в Приложении № 1. На основе данных документов сделаны замеры и рассчитаны грузоподъемность лифта, скорость, размеры и безопасность (см. Прил. № 1,Табл. 1).
Конструкцию можно внедрять в лифтовые шахты без глобальной перепланировки. В лифте нет противовеса, что позволяет увеличить габариты кабины. В 3 раза снижается нагрузка на электроснабжение. Не требует зоны безопасности вверху шахты, это увеличивает пространство еще на 1 этаж вверх. Возможность перемещаться по всем этажам могут быть доступны маломобильным учащимся уже сегодня.
Наше архитектурное предложение – установка лифта и приставной шахты во внутреннем дворе МБОУ г. Мурманска «Мурманский международный лицей». Нами создан макет лифта из подручных материалов. Он наглядно демонстрирует принцип работы адаптированного лифта, для возможного его внедрения в производство на лифтовых заводах, и дальнейшей их установки, который будет полностью удовлетворять потребности инвалидов.
2.5. Расчет затрат на установку лифта
Изучив диапазон цен произвели расчет затрат на установку лифта (см. Прил. № 2, Табл. 2).
Коммерческие фирмы, занимающиеся обслуживанием лифтов и подъемников, предоставляют скидку на свои услуги образовательным учреждениям. Также при вопросе финансирования, можно прибегнуть к аукциону при выборе поставщика услуг. Цена обслуживания составляет около 10 000 руб. в месяц.
Критерии доступности качественного образования, полноценной интеграции учащихся с ОВЗ и ожидаемые результаты
Критерии качества образования учащихся с ОВЗ
Не менее 50% учащихся с ОВЗ станут призерами и победителями конкурсов разного уровня.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ не ниже, чем в Мурманской области.
Не менее 50% человек поступят в ВУЗы по профилю.
Не менее 30 положительных отзывов в Интернете.
Критерием доступности качественного образования учащихся с ОВЗ является доступ к более широким возможностям для профессионального и личностного роста (приглашение на Молодёжный научный форум России «Шаг в будущее», достижения в проектах программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (сборник «Ими гордится Россия»), звания «Победитель» и «Лауреат» Всероссийского фестиваля «Леонардо»).
Критерием полноценной интеграции учащихся с ОВЗявляется работоспособность лифта, комфорт, безопасность, возможность перемещаться по этажам школы, повышение мобильности детей с ОВЗ и улучшение взаимоотношения со сверстниками.
Мы проанализировали влияние внешних факторов и риски на ожидаемые результаты ( См. Прил. № 6,Табл. 3,4).
Выводы
Мобилизация гражданских ресурсов общественности (волонтёры, представители предприятий, родители учащихся) для улучшения образования и социальной адаптации учащихся с ОВЗ.
Установка лифта в школах решает проблему социальной изоляции и полноценной интеграции учащихся с ОВЗ и проблему получения качественного образования для всех учащихся, обеспечивая личностную самореализацию или профессиональное самоопределение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможность маломобильным детям свободно передвигаться по школе откроет новые горизонты для школьников с ОВЗ: они получат опыт общения с со сверстниками, необходимые жизненные навыки для успешной социализации. Во всех современных зданиях, в том числе школах, следует предусматривать не менее одного лифта для людей на инвалидном кресле, кабина которого должна иметь размеры, не менее, м: – ширину – 1,1; – глубину – 1,5; – ширину дверного проема: ВСН 62-91* (1994 г.) – 0,85 м; СНиП 2.08.02-89* (1999 г.) – 0,9 м.
Изучив рекомендации по созданию лифтов, мы провели анализ видов подъемников для маломобильных людей. На основе технических характеристик здания лицея рассчитали характеристики лифта: грузоподъемность, скорость, размеры и безопасность. С целью внедрения разработки в России, рассчитали стоимость материалов, позволяющих снизить материальные затраты.
На основе макета для демонстрации принципа работы адаптированного лифта выяснили, что возможно установить лифт для маломобильных школьников (лифт для школы). Также возможно создание подобных лифтов на заводах России.
Ученицы ГОБОУ Мурманской коррекционной школы-интернат №3 получили дипломы участников очного тура Всероссийского фестиваля «Леонардо" (лифт в образование).Таким образом, мы достигли цели работы и гипотеза частично подтвердилась.
Практическая значимость: возможность перемещаться по всем этажам может появиться у маломобильных учащихся уже сегодня: данный лифт решит проблему их передвижения в школах России. Идею поддержали СРЗ «Нерпа», местное общество инвалидов и региональное отделение Союза Машиностроителей России.. Мы активно продвигаем наш продукт, обращаясь к местным властям. Написано письмо на имя Губернатора Мурманской области А.В. Чибиса, мы просили помощи у Министра социального развития Мурманской области Мякишева Сергея Борисовича, председателя Мурманского общества инвалидов, которые поддерживают наш проект.
В перспективе:
• установка лифта и приставной шахты во внутреннем дворе.
Список литературы
ГОСТ 55555-2013, 555556-2013 и ТР ТС 010/2011.
Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ Российской Федерации. [Электронный ресурс] — URL: // https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-shkole-protivorechiya-i-problemy-organizatsii-dostupnoy-sredy-na-primere-shkol-rossiyskoy-federatsii
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. [Электронный ресурс] — URL: // https://www.nsu.ru/n/education/inclusive-education/accessibility/ (Дата обращения: 21.01.2019 г.)
Основные проблемы детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс] — URL: http://www.sociodone.ru/codos-331-1.html (Дата обращения: 12.12.2018 г.)
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Развитие инклюзивного образования: сборник материалов./Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2015.
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. [Электронный ресурс] — URL: // http://минобрнауки.рф/documents/2974 (Дата обращения: 09.12.2021 г.)
Электронные словари «Академик» [Электронный ресурс] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1378297 (Дата обращения:12.12.2021 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Техническая характеристика лифта
Таблица 1
Наименование (краткая характеристика) |
Техническая характеристика |
Кабина лифта |
ширина от 1300 мм, глубина от 1750 мм, высота 2400 мм. |
Грузоподъемность |
630 кг (8 человек) |
Высота подъема |
12 м. |
Скорость подъема |
1,0 м/с |
Размеры приставной шахты (внутренние), толщина утеплителя по проекту |
ширина 1600 мм, глубина 1800 мм., высота 16,5 м. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Таблица 2
Проектно-сметная документация
Наименование |
Количество, шт. |
Средняя цена, руб. |
|
Проектно-сметная документация (смета) |
1 |
150 000,00 |
|
Материальные запасы |
|||
Шахта лифтовая приставная с утеплением на 4 этажа (без машинного помещения)* - конструкция в виде сборочной единицы, согласно проекта |
1 |
500 000,00 |
|
Лифтовое оборудование: - Комплект направляющих на 4 этажа - Двери шахты (комплект) - Кабина - Отводные блоки (шкивы) - Тяговые канаты диаметр 8 мм. - Лебедка безредукторная - Ограничитель скорости и натяжное устройство - Буфер кабины - Станция управления - Кнопки вызова (этажные) - Кабели электроразводок в шахте (комплект) - Светильники для шахты |
1 4 1 25 4 1 1 1 1 4 1 5 |
1 000 000,00 |
|
Комплект диспетчерской связи |
1 |
30 000 ,00 |
|
Строительно-монтажные работы, выполняемые специализированной организацией |
1 |
750 000,00 |
|
Полное техническое освидетельствование (ПТО) |
1 |
60 000,00 |
|
Оформление декларации соответствия лифта |
1 |
10 000,00 |
|
ИТОГО |
2 500 000,00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.Макет лифта
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. ПРИМЕР КНОПОК СО ШРИФТОМ БРАЙЛЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. Результаты анкетирования
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
Таблица 3
Наши проблемы и способы их решения
Проблемы установки лифта в лицее |
Что нужно сделать? |
Невнимание к изменяющимся обстоятельствам. |
Провести анализ перед принятием решений. Привлечение специалистов. |
Неготовность инвесторов. Финансирование. Сможем ли мы найти инвесторов? |
Участие в конкурсах Грантов, бизнес-консультирование. Поддержка в СМИ, показ на ТВ. |
Таблица4
Ожидаемые результаты
Учащиеся с ОВЗ |
Результаты PISA не ниже, чем по России. Результаты сдачи ЕГЭ по физике, химии, информатике, биологии не ниже, чем по Мурманской области. Любой ученик сможет реализовать инженерный проект. Выпускники смогут сделать профессиональный выбор. Любой ребенок сможет добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников и получить перспективный социальный лифт в образование. Доступ к более широким социальным и профессиональным перспективам: встречаются с учеными и представителями бизнеса. |
Педагоги |
Получат инструмент расширения ассортимента обучения и удовлетворят профессиональный интерес. |
Родители учащихся |
Удовольствие от успехов своих детей. Помощь в профессиональном выборе детей. |
Представители бизнеса удовлетворят кадровый дефицит |