Как создать школьное радио?

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Как создать школьное радио?

Комарова А.Е. 1Оревкова Н.В. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Лицей №7" им. А.А. Лагуткина
Молочкова А.В. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Лицей №7" им. А.А. Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Радио – верный спутник человека со времён своего появления. Несмотря на существующее мнение, что радио сдаёт свои позиции, мы считаем, что это не совсем верно. Радиожурналистика идёт в ногу со временем, отражая потребности современности, запросы сегодняшнего слушателя. В этом смысле радио очень чутко реагирует на изменения в обществе.

Очень динамичная школьная жизнь, активная жизненная позиция учеников, желающих быть в курсе последних школьных новостей, острая необходимость знать обо всех успехах одноклассников и рассказать о своих ставят перед фактом необходимости в создании школьного радиоузла. Школьное радио служит доступным информационным и просветительским каналом, позволяющим охватить широкий круг аудитории. Школьное радио станет главным информационно-развлекательным центром, поможет объединить творческую молодежь и позволит им шире раскрыться при составлении своих программ.

Мы решили рассмотреть одно из направлений школьной журналистики, которое является, на наш взгляд, очень актуальным. Это школьное радио. Прежде всего нас интересует практическое воплощение – организация радиоэфира в нашей школе. Рассмотрев основы радиожурналистики в целом, мы постарались выявить значения радио в современной школе, представить основные этапы организации радиоэфира.

Цель работы мы видим в том, чтобы разработать план по созданию школьного радио как одного из направления деятельности пресс-центра.

Цель определяет задачи исследования:

Рассмотреть основы радиожурналистики.

Изучить основные принципы радиожурналистики.

Выявить особенности школьного радио.

Разработать этапы организации радиоэфира в школе.

Провести анкетирование и обработать результаты.

Предмет нашего исследованияорганизация школьного радио.

Объект исследования – принципы и приёмы радиоэфира в школе.

Гипотеза: радио способствует созданию благоприятной атмосферы в школе, выполняя информативную, познавательную и развлекательную функции.

Методы исследования: поиск, анализ и обобщение информации, анкетирование.

Структура работы предлагает две главы. В теоретической главе мы изучаем основы радиожурналистики, её специфику, общие рекомендации по подготовке радиоэфира. В практической части мы исследуем результаты анкетирования и на их основе планируем сетку радиовещания, готовим школьный радиоэфир.

Глава 1. Основы радиожурналистики

Понятие и специфика радиожурналистики

Радиожурналистика — вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания, а также результаты журналистской деятельности, представленные радиопередачами.

Отличия радиожурналистики от других видов журналистской деятельности вызваны чрезвычайно высоким уровнем оперативности, особым характером эмоционального воздействия на аудиторию и вследствие этого — структурным своеобразием композиционных решений исходного журналистского (жизненного и литературного) материала, использованием специальных приемов организации внимания аудитории.

1.2. Виды радиоэфира

1. Пересменка: расскажите своему коллеге в эфире анекдот, спросите его, куда он направится после работы, сделайте ему комплимент, пошутите вместе на злободневную тему..

2. Выход–настроение: расскажите слушателям, как вы добрались до работы , что видели необычного, как проснулись, с каким настроением пришли на работу, что решили надеть…

3. Актуально-оперативные выходы: без них никуда, особенно для эфиров мегаполисов:

погода ( смотрите на официальном сайте гидрометцентра своей страны)

пробки (например, yandex - пробки )

праздники, знаковые события дня, именинники.

4. Музыкальные новости (billboard.com, lenta.ru/music) Важно: ни в коем разе не скатывайтесь до банального озвучивания новости, это ниша новостника, вы обязаны говорить о новостях так, словно вы рассказываете их своему лучшему другу. С той же степенью задора и увлечённости. Если нет интереса у вас, откуда он возникнет у слушателя, который включает радиоприёмник?

5. Выход-наблюдение: материал для этих подводок целиком и полностью находится в вашем эфирном блокноте.

6. Анонсы: Ди-джей – личность, но не личность автономная от станции, на которой он работает, поэтому не забываем анонсировать игры, крупные акции, вечерние проекты и музыкальные треки, которые появятся в ближайшие 15 минут. Если делаете анонс песен, называйте не больше 3 композиций, причём, в обратной последовательности их появления в эфире.

7. Выход – зацепка. Очень опасны такие выходы, на самом деле, можно скатиться до банальности или совсем уж улететь в философские размышления. История проста: слышите последнюю фразу песни - начинаете на этот счёт что-то говорить. К сожалению, тексты русских песен позорно нелепы, поэтому и выходы зачастую получаются ни о чём.

8. Лайф. Я называю это шуршанием оберток конфет в микрофон («День радио»). То есть. Пьёте чай? Скажите об этом в эфире и постучите ложкой по кружке. В эфирной находится гитара? Поиграйте на ней, я помню, особенно хорошо это получилось однажды у «Бригады У». Будьте органичны, делитесь тем, что происходит с вами в данную минуту времени, реалити-шоу всегда имели высокие рейтинги!

9. Пиар станции. Сейчас большинство радиостанций имеют он-лайн трансляции на сайте, пиарьте возможность слушать ваши замечательные волны в любой точке мира. Не говорите напрямую, что вы лучшие, не добивайтесь этого от слушателей, просто давайте им изредка понять, что у тех, кто сейчас настроился на такую-то частоту, идеальный вкус.

1.3.Технология радиоэфира

Радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить её);

пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;

описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;

примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы

определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента – магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? достаточно ли количество дисков, пленки или кассет? нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены? в порядке ли микрофоны?).

Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (также до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режиссёру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени её участники.

Выразительные средства радиожурналистики

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

Формообразующие

К первой группе, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента — слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Стилеобразующие

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в неё выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

1.5. Информационный блок радиовещания

Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они прямо и опосредованно связаны с другими программами. Можно представить вещание и как непрерывный информационный поток. Информационная программа не существует сама по себе. Она лишь часть информационного потока, который постоянно дополняет, обогащает, развивает ранее прозвучавшую информационную картину мира. Это организованное по определенным законам и принципам отражение потока самой жизни во всей ее сложности, противоречивости и многозначности.

Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:

– информационные;

– информационно-аналитические;

– информационно-музыкальные;

– информационно-развлекательные;

– информационно-рекламные.

Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.

Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий.

Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д.

Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании.

Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания:

– постоянное место в эфире в вещательной сетке;

– постоянный объем звучания;

– фирменное оформление (музыкальная обложка, постоянные разбивки, рубрики);

– присутствие ведущего;

– жанровое разнообразие;

– анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ:

– более частая периодичность выхода в эфир;

– мозаичность подачи материала (блоки).

Современные информационные программы характеризуются следующими чертами:

– постоянное расширение спектра информации;

– расширение тематики;

– большая острота и актуальность тем;

– большая свобода ведущего;

– ускорение речевого темпа подачи информации;

– обогащение лексики.

К непременным, постоянно проявляющим себя тенденциям развития информационного вещания нужно отнести:

– повышение оперативности;

– снижение объема официальных сообщений;

– увеличение объема рекламы;

– удовлетворение широкого круга интересов слушателей;

– повышение роли местного, регионального вещания.

Одно из наиболее распространённых жанров в радиоэфире является информационное радиосообщение, которое соответствует заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события.

Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность и конкретность. Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения.

Оперативность, событийность и новизна требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, а также большой мобильности. Актуальность – категория качества, требующая умения определять значимость события.

Достоверность, конкретность подразумевают высокий профессионализм, работу с источником информации, умение определять точность, надежность и объективность сведений.

1.6. Принципы подготовки радиоэфира

1. Краткость в сообщении.

Сообщения, не отвечающие на вопрос «когда?», дезориентируют слушателя (указание времени порой не требует особых усилий редакции).

2. Отбор информации.

Для редакции информации очень важно определить значительность фактов, отбираемых для выпусков новостей, выбрать то или другое событие из огромного количества. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, наиболее значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут новости, отражающие те стороны жизни людей, которые определяют его собственное бытие: проблемы образования, здравоохранения, воспитания детей, преступности, цены на товары и услуги.

3.Объективность информации

При той потребности в новой информации, которая существует на любой радиостанции, в реальной практике достаточно часто возникает ситуация, когда у ведущих и редакторов нет физической возможности заниматься проверкой достоверности сообщений, поступающих к ним через Интернет, по факсу, телетайпу, телефону или просто от собственных корреспондентов, а иногда и от слушателей, в то время как информация эта часто бывает очень необходимой и на первый взгляд не вызывает сомнений. И, что греха таить, непроверенные сведения иногда проходят в эфир.

Подводя итоги главы, нужно сказать, что подготовка радиоэфира – большая работа, которая включает в себя изучение контента, подбор и обработку информации, выявление подходящего времени эфира, проверка технических средств, налаживание обратной связи.

Глава 2. Планирование и организация радиоэфира в БМА ОУ «Лицей 7»

2.1. Анализ результатов анкетирования

Мы провели анкетирование в двух классах и среди учителей. В нём приняли участие 44 учащихся и 14 учителей. Данное количество респондентов, на наш взгляд, может являться показателем общего мнения, на которое стоит ориентироваться при планировании радиовещания.

Первый вопрос анкеты – «Хотели бы Вы, чтобы в школе было своё радио?»

Как видно из диаграммы, большинство опрошенных хотели бы, чтобы в школе было своё радио. Это значит, что идея создания школьного радио является актуальной и интересной.

Мнения респондентов разделились таким образом: 19 человек хотели бы слышать радио каждый день, 21 человек – 2-3 раза в неделю, 3 человека высказались за 1 раз в неделю. На мой взгляд, оптимальным количество эфира в формате школы является 1-2 раза в неделю. Разрабатывая сетку школьного радиовещания, мы запланируем именно такое количество выпусков в неделю.

Ответы на заключительный вопрос анкеты разделились следующим образом: большинство высказалось за новостные и музыкальные передачи. Немного меньше человек отметили развлекательные и познавательные эфиры. Мы постараемся учесть мнение потенциальных слушателей и включать в сетку радиовещания весь предложенный тематический спектр.

Интересно, что результаты анкетирования среди учителей показали схожие позиции с учащимися: они тоже видят необходимость в создании радиовещания в школе, хотели бы слушать радио 2-3 раза в неделю и выбор учителей также остановился на новостном, познавательном и музыкальном эфире.

Таким образом, мы получили подтверждение своему предположению о востребованности школьного радио. Данные анкеты сориентировали нас в тематике и частотности эфиров.

2.2. Планирование сетки радиовещания в школе

Три года назад в нашей школе начал свою работу пресс-центр, на базе которого выпускается периодическое издание «Лицейский вестник». В нём публикуются материалы, связанные с происходящими в лицее событиям, интеллектуальными, творческими, спортивными и др. В каждом номере отражены самые яркие школьные мероприятия.

Но газета не всегда своевременно может отразить происходящее. Школе, наряду с газетой, необходим и другой источник и ретранслятор информации, более гибкий и оперативный. Радиоэфир – это отличный способ сделать школьные будни более яркими и познавательными. С помощью выпусков на радио можно быть в курсе последних новостей. Радио объединяет общим эфиром разные группы слушателей: учителей и учащихся.

Необходимо создать постоянный штаб «радиожурналистов» из числа учеников и начать планомерную работу по подготовке радиовыпусков. Это даёт возможность ребятам получить начальные навыки журналистской деятельности: планирование сетки радиовещания, поиск информационных поводов, работа с текстом, подготовка публичного выступления (прямой эфир), создание интервью и т.д.

Было решено запустить радиовыпуски в тестовом режиме в мае этого учебного года. После согласования с администрацией лицея, после проверки технической готовности мы планируем попробовать формат радио в стенах нашей школы. Заниматься подготовкой радиовещания будут три человека из числа учащихся под руководством Молочковой А. В. Один человек занимается подготовкой техники, второй – редактор, третий - радиоведущий. Если радиоэфир найдёт одобрение у слушателей, то число задействованных человек планируется расширить по количеству тематических рубрик: информационной, познавательной, развлекательной т.д.

Учитывая данные проведённого анкетирования, мы предлагаем следующую сетку радиовещания.

Дата

Время

Наполнение эфира

Инф. блок

Муз.блок

Позн. блок

Развл.блок

02.09.2022

7.40-7.55

14.10-14.25

7.40.- 7.43

14.10-14.13

7.43-7.48

14.13-14.18

7.48- 7.51

14.18 – 14.21

7.51 – 7.55

14.21 – 14.25

05.09.2022

7.40-7.55

14.10-14.25

7.40.- 7.43

14.10-14.13

7.43-7.48

14.13-14.18

7.48- 7.51

14.18 – 14.21

7.51 – 7.55

14.21 – 14.25

09.09.2022

7.40-7.55

14.10-14.25

7.40.- 7.43

14.10-14.13

7.43-7.48

14.13-14.18

7.48- 7.51

14.18 – 14.21

7.51 – 7.55

14.21 – 14.25

16.09.2022

7.40-7.55

14.10-14.25

7.40.- 7.43

14.10-14.13

7.43-7.48

14.13-14.18

7.48- 7.51

14.18 – 14.21

7.51 – 7.55

14.21 – 14.25

В начале сентября мы хотим попробовать запустить первый выпуск школьного радио. Понедельник – наиболее подходящий день для радиоэфира, так как это начало недели и в выпуске можно анонсировать предстоящие события. Время выбрано нами с учётом двух смен, чтобы как можно больше учащихся было охвачено радиоэфиром. Оба выпуска планируется выпускать в формате прямого эфира.

Учитывая результаты проведённого анкетирования, мы решили включить в выпуск 4 блока информации: новостной, музыкальный, познавательный, развлекательный, распределив время таким образом, чтобы удержать внимание слушателей и чередовать «серьёзную» информацию с музыкально-развлекательной.

В информационном блоке планируется освещение текущих новостей и запланированных школьных мероприятий.

В музыкальном – поздравление именинников (как учителей, так, возможно, и учеников) с музыкальным подарком. Есть идея организовать школьный хит-парад, по результатам которого в эфир будут выдаваться песни-победители.

В познавательном блоке можно освещать интересные факты из научной, социальной и др. сфер. Можно рассказывать об интересных открытиях, инновационных направлениях науки и техники, новых профессиях и т.д.

В развлекательном блоке можно объявлять разные весёлые конкурсы со школьной тематикой и каждую неделю подводить итоги. Например, конкурс на самый смешной школьный анекдот, шутливый девиз класса, «вредные советы» для учеников и т.д. Работа развлекательного блока направлена на включение как можно большего количества учащихся.

Обязательно будем проводить работу на налаживание обратной связи: опрос, анкетирование, отклик на конкурсы. Нам важно понять, насколько востребовано радиовещание в школьном формате.

Заключение

Школьное радио - это самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы. Позволяет разнообразить обыденный учебный день в школе интересными и полезными радио рубриками и, тем самым, снизить эмоциональную и психологическую нагрузку. Через средства радиосвязи можно успешно распространять информацию о культурно-массовых мероприятиях, направленных на нравственное развитие школьника. Кроме того, позволяет ускорить процесс всеобщего оповещения учащихся и учителей о чрезвычайной ситуации.

Школьное радио действительно востребовано во всех школах. Учебная  радиостудия способна помочь ребятам с выбором будущей профессии. Современные технологии позволят с имеющимся оборудованием вещать в интернет на собственный радиоканал совершенно бесплатно.

Использованная литература:

 Васильева Т. В. Публицистические жанры радиожурналистики. М., 1992.

Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика", 2002

Шерель А.А. Радиожурналистика: Учеб. Пособие - М.: МГУ, 2000.

Электронные источники:

https://pandia.ru/text/77/130/436.php

https://vestinn.ru/news/society/142496/

Просмотров работы: 1552