Изучение факторов, влияющих на эмоциональное состояние подростков

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение факторов, влияющих на эмоциональное состояние подростков

Володина В.В. 1Доценко М.И. 1
1МБОУ СОШ №16
Краева Е.В. 1
1МБОУ СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нынешней ситуации, когда жизнь течёт с бешеной скоростью, и каждый человек вынужден к этому приспосабливаться, мы думаем, что понимать и знать основные факторы, ухудшающие или улучшающие эмоциональное состояние подростков, очень важно, как для взрослых, непосредственно влияющих на их жизнь, так и для самих подростков. Вследствие интенсивного развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте, каждый человек в тот или иной момент своей жизни сталкивался с проблемами, поднятыми в нашем исследовании. В подростковый возраст происходит сложная физиологическая перестройка, слом стереотипов поведения. В это время важно помочь подростку пройти этот этап его жизни, не оставлять его один на один со своими проблемы.

Актуальность проблемы:

В нашем проекте мы решили затронуть важную проблему психологии подросткового возраста. Период – основного становления личности. В это время психика подростков очень хрупкая и сильно подвержена влиянию из вне. Они находятся в постоянном поиске нравственных ориентиров, связанных с переоценкой ценностей, смысла жизни. Эти поиски проблемы и нравственный выбор нередко закрепляются как привычные поведенческие стереотипы или черты личности, сохраняясь и проявляясь затем в течение всей жизни. Это тема нам очень близка, потому что мы сами находимся в этом возрасте, когда эмоции зашкаливают и мешают нам принять правильные решения, рушат личностные взаимоотношения. Именно поэтому мы хотим подробно изучить эту тему. Наша работа является попыткой разобраться в сложной системе взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающим миром.

Цель: Помочь подросткам лучше понять себя и осознаннее справляться со своими проблемами.

Задачи:

Исследовать литературу по возрастной психологии

Изучить механизм воздействия различных факторов на эмоциональное состояние подростков

Узнать какие есть факторы эмоционального состояния подростков, на которые обращают недостаточно внимания

Провести опросы для изучения влияния факторов на психологическую устойчивость и состояние подростков.

Провести анкетирование учащихся

Привлечь внимание к проблеме психического состояния подростков

Объяснить суть психической организации подростков

Метода исследования:

Теоретический (работа с литературой и электронными ресурсами)

Эмпирический (работа с полученными данными)

Проведение анкетирования обучающихся

Дата проведения исследования:

Декабрь 2021 – февраль2022

1. Эмоции

Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и окружающему миру. Развитие эмоций связано с развитием личности в целом. Они не имеют привязки к конкретному объекту: они возникают не по отношению к кому или чему - либо, а по отношению к ситуации в целом. Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на жизнь наиболее очевидно. В психологической литературе отрочество характеризуется личностной нестабильностью и неровным эмоциональным фоном. Большинство авторов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные расстройства у подростков не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни. Эмоции, как и другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, но работают они примерно так: когда органы чувств “сообщают” нашему мозгу, что происходит вокруг, он сравнивает полученную информацию со своей “базой данных”.

В этом контексте у человека может произойти когнитивный диссонанс – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятия актуальной ситуации. Когда понимание и представление человека конфликтует между собой. Часто эмоции вступают в конфликт с логическими рассуждениями, поэтому иногда эмоции могут мешать нам принимать правильные решения.

Эмоциональному воспитанию ребёнка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному.

Здоровые эмоции – это психическое и психосоматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспектива интеллектуального развития, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру. От эмоций во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценкам собственных действий и поступков.

По знаку эмоциональные переживания можно разделить на:

Положительные

Отрицательные

Амбивалентные

Основной функцией положительных эмоций является поддержание контакта с позитивным событием, поэтому им присуща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу.

Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом.

Амбивалентными эмоциями являются противоречивые эмоциональные переживания, связанные с двойственным отношением к чему-либо или кому-либо.

Все эмоции очень важны в жизни человека, каждая выполняет свою роль.

Считается, что отрицательные эмоции играют даже более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида.

1.1 Эмоциональный интеллект

Чаще всего люди не отдают себе отчёт в том, почему они испытывают те или иные эмоции. “Мне страшно”, “Мне грустно”, “Мне весело” – это эмоции. Если спросить у человека почему он испытывает именно эту эмоцию, то не каждый сможет ответить. Казалось бы, очень простой, а главное важный вопрос. Умение ответить на него для самого себя определяет степень нашей осознанности и является частью эмоционального интеллекта. Подобный навык помогает нам контролировать и понимать, а не подавлять собственные эмоции.

Эмоциональный интеллект – это сумма навыков и способности человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

 

В подростковом возрасте социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Для этого подросток анализирует происходящее вокруг него, действие людей и их мотивацию.

Анализ происходящего и понимание других людей развивается со временим. Это часть эмоционального интеллекта - довольно гибкий навык.

Уровень самосознания, способность говорить о своём эмоциональном состоянии – может помочь детям лучше адаптироваться в социуме.

В любом возрасте эмоциональный интеллект - это чрезвычайно важный навык, ведь в любой сфере, любая деятельность представляет собой процесс коммуникации.

Концепцию эмоционального интеллекта психологии разработали ещё в 80-х, пытаясь объяснить, почему умные люди иногда делают очень глупые вещи. Считается, что общий интеллект влияет на способность обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, а эмоциональный интеллект отвечает за распознавание эмоций и управление ими – как собственными, так и чужими.

Эмоциональный интеллект – это регуляция эмоций без их подавления.

Сложно достичь чего-то значимого без достаточного уровня эмоционального интеллекта. Каждый человек должен чётко понимать, что из себя представляют его эмоции. Если у человека недостаточно уровня самосознания, пытаться контролировать эмоции – всё равно, что плавать на лодке без парусов.

Эмоциональная подпитка - это единственная работающая мотивация. Чем чаще мы испытываем эмоции, тем легче нам даётся наша деятельность, тем больше мы получаем удовольствия и тем охотнее двигаемся вперёд. Когда мы знаем свои эмоции, мы лучше видим реальность.

В интернете есть множество тестов на определение эмоционального интеллекта. Каждый может с лёгкостью пройти их и узнать над какими аспектами эмоционального интеллекта ему стоит работать. При выполнении этих тестов стоит помнить, что нужно здраво оценивать себя, чтобы ответы были максимально достоверными.

Согласно научной концепции, разработанной Дж. Мейером, П. Сэловей и Д. Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырёх равнозначных ветвей:

Восприятие эмоций

Использование эмоций

Понимание эмоций

Управление эмоциями

Как правило, развитие ветвей у каждого из нас неравномерно, это существенно уменьшает эффективность их использования в реальной жизни.

Мы постараемся дать несколько советов о том, как можно развить эмоциональный интеллект.

Учитесь себя мотивировать.

Составляйте для себя короткие цепочки успеха, поощряйте полезные действия и приучайте себя чувствовать радость, когда делаете что-то. Это станет для вас долговременным запалом, который не иссякнет через неделю.

А главное делайте хоть что-то. Часто действие – это не столько последствие мотивации, сколько причина.

Признавайте эмоции других.

Любых здоровых взаимоотношений можно достичь, только слушая окружающих и сопереживая им.

Развивайте осознанность

Отдавайте себе отчёт в том, что вы делаете. Осознавайте, что вы чувствуете.

Осознавайте свои слабости.

Реалистичное оценивайте свои способности и работайте над недостатками.

Анализируйте окружающих и их эмоции.

1.2 Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние – психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность, отражающий субъективное значение объектов ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъект, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страхаробости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. В ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. Неспособность или не желание понять эмоциональное состояние друг друга приводит к психологической несовместимости людей.

Эмоциональные проблемы существуют у очень многих подростков. На этом этапе жизни переживание ребёнком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия зависит от большого количества факторов. Таким образом, общение со сверстниками, сравнение себя с другими и многое другое при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей подростка приводят к тому, что важнейшим содержанием его психического развития становится развитие самопознания.

Расширение круга его интересов, развитие самопознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведёт к интенсивному росту социальных ценных побуждений и переживаний. При неблагоприятных условиях формирование личности школьника, в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, проявляющим такие чувства, являются: озлобленность, агрессивная эмоциональная реакция, пренебрежение взрослых и окружающих к подростку, к его запросам, стремлениям, к его личности.

Разумеется, приоритеты в стремлениях подростков, от успеха в которых в том числе зависит их эмоциональное состояние различаются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей личности.

Эти аспекты мы так же учтём в своей работе.

Эмоциональное состояние имеет настолько большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и интерес школьников к самой учебной деятельности. Социальный контекст жизни подростков оказывает сильное влияние на его мотивацию.

Поэтому необходимо понять влияние на человека психологических факторов и роль психологической безопасности среды, в которой находится подросток.

В том числе благодаря информированности в этой сфере развивается так называемый “эмоциональный интеллект”

2. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние подростков.

Из-за того, что многие недостаточно серьёзно относятся к этой теме могут возникать следующие проблемы:

Проблемы с социализацией в школе – подросток не может найти общий язык со сверстниками и учителями.

Ухудшение успеваемости – подросток не может сосредоточиться на учёбе.

Потеря интереса (следствие неудач в вещах, которыми занимается человек) – подросток не может найти дело ему по душе, не умеет справляться с неудачами.

 

Плохое отношение к себе, низкая самооценка – нелюбовь или ненависть к себе, нестабильная оценка своей внешности, характера, способностей.

Неудовлетворённость жизнью (следствие всех факторов в совокупности) – потеря интереса к любому роду деятельности, отсутствие целей в жизни.

Неспособность справиться с возникающими у всех жизненными проблемами (следствие всех факторов в совокупности) – подросток не умеет решать свои проблемы самостоятельно, быстро отчаивается из-за неудач.

Чрезмерное желание заполучить внимание любой ценой (следствие недостаточного количества внимания и заботы к человеку) – подросток совершает рисковые, импульсивные и необдуманные поступки с целью обратить на себя внимание.

Неумение сдерживать эмоциональные импульсы (злость, агрессию) (следствие всех факторов в совокупности) – подросток срывает агрессию на окружающих его людей, совершает необдуманные поступки.

Чрезмерное чувство вины (следствие всех вышеперечисленных факторов) – подросток совершает поступки, за которые в последствии чувствует вину, привыкая к этому подросток начинает считать себя виноватым во всех ситуациях, что приводит к пункту 4 (плохое отношение к себе, низкая самооценка).

Одним из альтернативных способов преодоления этих проблем является исключение негативно влияющих факторов и внедрение позитивно влияющих.

В результате неправильного поведения окружающих, и подхода к этой ситуации, личность человека может быть некорректно сформирована.

Решение этой проблемы - это предотвращение различных ситуаций и срывов на фоне негативной психологической обстановки, которые могут привести к серьёзным последствиям. Также - это помощь взаимоотношениям и коммуникации подростков со взрослыми и между собой.

По многочисленным исследованиям проблемы большинства людей, нерешённые в подростковом возрасте остаются с ними на всю жизнь

Помощь подросткам в прохождении этого этапа в их жизни помогает укрепить и сформировать их нервную систему.

Для лучшего понимания проблемы мы проведём социальный опрос, состоящий из приведённых ниже пунктов.

Выбрав определённые классы, мы будем проводить составленный нами опрос с интервалом в неделю. После этого полученные данные наглядно продемонстрируем в диаграммах, по которым будет ясно видно какие из представленных факторов наиболее сильно влияют на эмоциональное состояние подростков в определённом возрасте.

Социальные факторы содействуют формированию характера и социальных привычек будущего взрослого и сформировавшегося человека. Как правило, именно в подростковом возрасте человек больше всего подвержен влиянию окружающей его среды. От того как у человека прошел этот этап зависит будущая психологическая устойчивость и умение принимать правильные решения в жизни. Нам хочется, чтобы данные, которые мы постараемся вывести помогли подросткам лучше понимать себя и справляться со своими проблемами.

В процессе взросления подросток испытывает много душевных переживаний, не смотря, на то, что их причиной могут стать сделанные им ошибки.

Какие же факторы приводят к неблагополучному взрослению, нарушению эмоционального здоровья?

В литературе указываются три группы:

Нарушение динамизации – не позволяет подростку получить новые впечатления и разнообразить деятельность. Он оказывается в застое и однообразии, в связи с этим он совершает необдуманные поступки.

Нарушение стабилизации – приводит к неуверенности и неопределённости. Подросток не понимает, чего от него хотят.

Нарушение оптимизации – приводит к сильному переживанию неудач, подросток испытывает дискомфорт и тревогу.

Нарушение хотя бы одного из этих аспектов приводит к неблагополучному эмоциональному состоянию. Всему начало – семья, её принципы, традиции, заведённый распорядок жизни, права и обязанности каждого. Из этого вытекает то, что на не благополучность эмоционального состояния подростка сильной степени влияет окружающая его среда – школа, семья, друзья, успех в деятельности и её выбор. Из этого следует, что основными факторами, влияющими на эмоциональное состояние подростков, могут являться:

Успеваемость и интеллектуальная нагрузка

Взаимоотношения с семьёй

Социализация

Приспособление ко взрослой жизни

Принятие личности подростка окружающими

\

3. Практическая часть исследования.

Проведённый опрос состоит из следующих пунктов:

Я чувствую себя сегодня бодро

- да

- нет

1.2 Я хочу, чтобы сегодняшний день скорее закончился

- да

- нет

1.3 Все люди вокруг меня мне симпатичны

- да (за исключением 1-2 людей)

- нет

1.4 Улыбка целый день не сходит с моего лица

- да

- нет

2.1 Я считаю сегодняшний день в школе сильно загруженным

- да

- нет

2.2 У меня сегодня есть дополнительные занятия

- да

- нет

2.3 Какая у вас успеваемость в этом месяце?

- 2-3

- 3-4

- 4-5

3.1 Я считаю свою жизнь недостаточно насыщенной интересной впечатлениями

- да

- нет

4.1 Я не успеваю сориентироваться в событиях своей жизни

- да

- нет

5.1 Я хорошо общаюсь со своими одноклассниками и у меня много в школе

- да

- нет

5.2 У меня много друзей вне школы

- да

- нет

5.3 Я доволен отношением учителей к себе и чувствую себя комфортно в их окружении

- да

- не всех

- нет

6.1 Я считаю своих друзей той самой “плохой” компанией

- да

- нет

7.1 У меня хорошие взаимоотношения с родителями

- да

- не очень

- нет

8.1 У меня недавно были резкие перемены в жизни (переезд, переход в новый класс, новый коллектив, неожиданные семейные обстоятельства и т. д)?

- да (положительные)

- да (отрицательные)

- нет

9.1 Я чувствую, что мне недостаточно внимания окружающих к себе

- да

- нет

10.1 Я хорошо отношусь к себе (к своей внешности, телу, характеру)

- да

- не очень

- нет

11.1 Повлиял ли какой-то из перечисленных факторов на ваше настроение в течение этого дня?

- да

- нет

12.1 Какой(кие)? напишите номер пункта(ов) 2-10

Мы разделили пункты опроса по следующим группам:

Интеллектуальная нагрузка

Впечатление от жизни

Умение приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам в жизни

Социализация

Благоприятность окружения

Взаимоотношения с родителями

Перемены в жизни

Желание получить внимание любой ценной

Отношение к себе

Экспериментальной частью проекта является проведённый нами социальный опрос среди учеников 5-9 классов.

Реализация работы:

Изучили психические процессы влияющие на восприятие жизни. Сделали вывод о том какие факторы в сфере жизни наиболее значимы и благоприятны для изучения.

Для осуществления задач мы воспользовались несколькими методами:

- Детальное изучение материала о эмоциональном состоянии подростков

- Опрос

- Анализ всей работы

Итог исследования:

В результате, изучив немалое количество литературы, мы узнали, что такое эмоциональное состояние подростков.

Почему эмоциональное здоровье так важно в жизни? Как эмоциональное здоровье влияет на жизнь людей?

Проведя анонимный опрос 5-9 классов, мы сделали выводы по проделанной работе.

3.1 Анализ анкетирования

Мы построили вопросы таким образом, чтобы проанализировать влияние на эмоциональное состояние подростков следующих факторов

1.Влияние интеллектуальной нагрузки

Большинство детей в 5 классе обращает большое внимание на оценки (70%).

В 6 классе на это обращают внимание чуть меньше человек (60%).

В 7 классе этот показатель находится на самом низком уровне среди тестируемых классов (35%).

В 8 классе этот показатель чуть повышается (55%).

В 9 классе этот показатель немного повышается (40%)

2.Влияние ярких событий в жизни.

В 5 классе 55% детей обращают сильное внимание на этот показатель. Переход в старшую школу является серьёзным этапом в их взрослении, поэтому они обращают много внимания на происшествия вокруг них.

В 6 классе 35% детей обращают внимание на этот показатель. В сравнение с предыдущим годом этот показатель немного снизился, так как дети привыкли к новым особенностям их школьной жизни.

В 7 классе меньше всего детей (20%) обращают внимание на этот показатель

В 8 классе в сравнении с остальными на этот показатель обращает внимание большее количество подростков (65%) обращают внимание на этот показатель

В 9 классе внимание к этому фактору слегка понижается до среднего (50%)

3.Умение приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам в жизни

В 5 классе детей умеющих приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам в жизни 30%

В 6 классе этот показатель повышается до 60%

В 7 классе на подростков в сравнении с остальными больше всего влияет то умеют ли они приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам в жизни 70%

В 8 классе подростки адаптируются к окружающим их проблемам и этот показатель снижается до 30%

В 9 классе подросткам этот фактор в связи с загруженностью в учёбе и первыми серьёзными экзаменами повышается 40%

4.Социализация

В 5 классе то на сколько успешно подростки находят общий язык с окружающими сильно влияет на их эмоциональное состояние у 20%

В 6 классе этот показатель повышается до30%

В 7 классе до 40%

В 8 классе до 60%

В 9 классе до 80%

Это говорит о том, что по мере взросления подростки начинают обращать больше внимания на социальную сферу своей жизни

5.Благоприятность окружения

Благоприятность окружения у всех пяти классов (с 5 по 9) сильно влияет только на 10 % подростков

6.Взаимоотношения с родителями

В 5 классе хорошие или плохие взаимоотношения с родителями имеют сильное влияние на 80% подростков

В 6 классе хорошие или плохие взаимоотношения с родителями имеют сильное влияние на 50% подростков

В 7 классе хорошие или плохие взаимоотношения с родителями имеют сильное влияние на 40% подростков

В 8 классе хорошие или плохие взаимоотношения с родителями имеют сильное влияние на 30% подростков

В 9 классе качество взаимоотношений с родителями имеют сильное влияние только на 20% подростков

Это говорит о том, что родительское влияние с возрастом постепенно снижается

7.Перемены в жизни

Перемены в жизни у всех пяти классов (с 5 по 9) имеют сильное влияние на 90% детей

Этот фактор сильно влияет на людей всех возрастов на протяжении всей жизни, следовательно, умение быстро приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам и решать проблемы является одним из важнейших умений человека

8.Желание получить внимание любой ценной

В 5 классе то, могут ли ученики получить нужное им внимание имеет сильное влияние на 60% детей это говорит о том, что в этом возрасте большое количество детей может совершать необдуманные поступки с целью заполучить чьё- либо внимание. На это стоит обращать внимание.

В 6 классе могут ли ученики получить желаемое внимание имеет сильное влияние на 40% учеником

В 7 классе этот показатель достигает 50%

В 8 классе 40%

В 9 классе 35%

К девятому классу этот показатель регулируется и приходит к среднему значению

9.Отношение к себе

В 5 классе отношение к себе имеет сильное влияние на 60% детей

В 6 классе отношение к себе имеет сильное влияние на 70% учеников

В 7 классе этот показатель доходит 70%

В 8 классе этот показатель доходит до 60%

В 9 классе у детей отношение к себе 60%

Этот фактор имеет сильное влияние на всех детей с 5 по 9 класс

В ходе исследований мы пришли к таким выводам по каждому пункту:

Явно выделяется среди всех факторов 7 (резкие перемены в жизни). Они оказывают сильное влияние на учеников не зависимо от их возраст (на 9 из 10 человек) прослеживается закономерность между их общим эмоциональным состоянием и сильными положительными или отрицательными переменами в жизни.

Самая явная закономерность прослеживается в 1 и 4 пунктах (интеллектуальная нагрузка и оценки; социализация)

Наблюдается постепенный переход внимания подростков с 5 по 9 класс от оценок и загруженности в школе и вне, к социализации, успешному общению и удовлетворительному отношению к себе.

С 5 по 7 класс наблюдается большая заинтересованность в оценках начиная с 8 и далее на первый план во внимании школьников выходит их социализация, общение, отношение к ним окружающих.

Так же прослеживается постепенное снижение влияние родителей на детей параллельно с их взрослением. В то время как у 5-6 классов взаимоотношения с родителями находятся в первых строках их внимания, то у 7-9 классов взаимоотношения с родителями постепенно спускаются по степени важности.

Успеваемость подростка и социализация сильно связаны с негативными отношениями в семье. То как ребёнок учится общаться формируется в младшем возрасте. Он смотрит на то, как взрослые ведут себя в социальных ситуациях. Самыми близкими взрослыми для него являются родители. Поэтому родителям стоит подавать правильный пример, чтобы ребёнок мог выстраивать здоровые взаимоотношения в будущем.

В остальных пунктах прослеживается стабильность.

Таким образом 8 пункт (потребность во внимании) у всех учеников с 5 по 9 классов имеет среднее влияние на их эмоциональное состояние.

Влияние 2 пункта (впечатление от жизни) на эмоциональное состояние подростков с 5 по 7 класс постепенно спадает, а с 8 по 9 наоборот возрастает.

Стабильность прослеживается в 9 пункте (отношение к себе) он остаётся в первых строках важности с 5 по 9 класс.

3 пункт (умение приспосабливаться) с 5 по 9 класс остаётся во второй половине по важности

Так же в 8 классе у учеников наблюдается некоторое повышение интереса к оценкам по сравнению с 7, у 9 этот интерес немного снижается.

В итоге мы выяснили, что в среднем самое больше внимание в эмоциональном состоянии подростков стоит уделять его отношению к оценкам и интеллектуальной нагрузке, в успешной социализации и умению находить общий язык с окружающими, его отношению к себе, тому как он справляется с резкими переменами в жизни.

Рейтинг влияния факторов на эмоциональное состояние учеников 5-9 классов

4. Вывод: Эмоциональное состояние подростка является самым важным пунктом в развитии его личности. Оно связано почти со всеми сферами жизни подростка. Тема эмоционального состояния очень обширна и глобальна, поэтому её нельзя полностью осветить в объёме данной работы. Нам удалось ответить на некоторые вопросы этой темы.

Основные факторы, влияющие на эмоциональное состояние подростков, различаются у младшего подросткового возраста и старшего.

С 5 по 7 класс оценки сильнее остальных исследуемых факторов влияют на эмоциональное состояние учеников.

В оставшихся классах на оценки уже обращают не так много внимания. Влияние этого фактора с взрослением начинает постепенно уменьшаться.

Социализация является значимым фактором в жизни подростка. То, получается ли у подростка находить общий язык со окружающими, начинает с возрастом больше влиять на его эмоциональное состояние и к 9 классу выходит на первые строки внимания подростка.

Взаимоотношения с родителями являются одним из факторов, имеющих сильнейшее влияние на младший подростковый возраст. С взрослением влияние родителей на жизнь постепенно уменьшается.

На первых строках влияния на эмоциональное состояние всех тестируемых подростков находятся:

Отношение к себе

Резкие перемены в жизни

Желание получить внимание

Таким образом, в формировании эмоционального интеллекта подростка решающими факторами являются вышеперечисленные.

Чтобы помочь ему лучше относиться к себе, нужно дать понять подростку, что вы понимаете его чувства. Очень многие в этом возрасте чувствуют сильную неуверенность в себе. В такие моменты самооценка подростка становится очень хрупкой. Нужно понять, почему подросток себя так чувствует и постараться переключить его внимание на его достоинства.

Помните, что чаще всего недостатки, на которые вы обращаете своё внимание, на самом деле не так существенны, как вам кажется. Обращайте внимание на свои достоинства.

Перемены в жизни могут перевернуть её с ног на голову и с этим нужно уметь справляться.

Стоит помнить, что ошибки неизбежны и их всегда можно исправить. Умейте принимать любые свои чувства. Двигайтесь дальше и примите, что возврата к прошлому нет.

Желание получить внимание от окружающих является частой проблемой среди подростков. Они могут совершать необдуманные поступки, преследуя эту цель. Родителям в этой ситуации нужно показать, что подростку не обязательно всеми силами пытаться привлечь его внимание. Уделяйте больше времени подростку.

Каждому подростку стоит помнить, что они являются полноценными личностями и им не обязательно лезть из кожи вон, чтобы привлечь внимание окружающих.

Социализация – этот навык, который следует развивать на протяжении всей жизни. Саморазвивайтесь и учитесь поддерживать любую тему разговора. Не расстраивайтесь, если вам не удаётся наладить с кем-то отношения. Помните, что люди в нашей жизни приходят и уходят.

Взаимоотношения с родителями имеют сильное влияние на младший подростковый возраст. Налаживание отношений - это двухсторонняя работа. Есть множество советов, помогающих это сделать, главное уметь слушать друг друга.

В основном, всё вышеперечисленное можно развить и улучшить эмоциональное состояние подростка, если суметь развить эмоциональный интеллект. Как уже говорилось ранее – это очень важный и гибкий навык. Обратите внимание на данные для этого советы.

Список литературы:

Асланова Д. Т. “Теоретические аспекты создания психологически-комфортной и безопасной образовательной среды” – 2000

Гуружапов В. А. “Психологическая наука и образование” – 1997

Запорожец Л. В. “Значение ранних периодов в детства для формирования детской личности” “Принцип развития в психологии” – Второе дополнение, Москва, институт практической психологии, 1996, стр. 304// “Принцип развития в психологии” - 1978

Ленг Р. “Самопознание” “Самосознание и защитные механизмы личности“ -

Леонова О. И. “Эмоционально-личностное состояние подростков в школе с психологически опасной образовательной средой” – 1975

Петровский А. В. “Возрастная и педагогическая психология” - 2001

Трофимова Н. М., Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. “Возрастная психология.” – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (серия “Учебное пособие”) стр. 34

Фельдштейн Д. И. “Психология развивающейся личности.” – М: Воронеж: МПСИ, 1996

Просмотров работы: 1794