Популяризация здорового питания

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Популяризация здорового питания

Байдосова Е.Ю. 1
1МБОУ "Лицей №23"
Моргун Н.М. 1
1МБОУ "Лицей №23"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема: популяризация здорового питания

Актуальность: в прошлом году на защите мой проект вызвал большой интерес, и я поняла, что тема здорового питания очень интересна людям, поэтому пришла идея о создании образовательного ролика на тему питания для того, чтобы как можно больше людей смогли узнать о том, как правильно построить свой рацион. Также построение плана питания занимает много времени, поэтому упрощение этого процесса, сократит траты времени.

Цель: придумать способ построения плана питания и создать образовательный ролик на тему питания.

Гипотеза: составление плана питания может быть нетрудной и быстрой задачей.

Проблема: построение индивидуального плана питания занимает много времени.

Задачи:

Придумать способ построения плана питания, который не будет отнимать много времени, и будет адаптироваться под потребности человека.

Подобрать информацию для образовательного ролика.

Подготовить образовательную презентацию.

Снять материал для ролика.

Смонтировать материал для ролика.

Разместить образовательный ролик в сети интернет.

Узнать мнение людей о моем проекте.

Методы исследования:

Изучение литературных и других информационных источников;

Наблюдение;

Сравнение;

Анализ

1. Теоретическая часть занятия

1.1 Сбалансированное питание

Признаки сбалансированного питания:

Отсутствие срывов и перееданий

Обилие энергии

Хорошее пищеварение

Рацион содержит все необходимые нутриенты, компоненты пищи: вода, белки, жиры, углеводы, клетчатка, биофлавоноиды, витамины, минералы, и состоит из любимых продуктов.

Сбалансированное питание предполагает поступление в организм всех нутриентов в правильном соотношении. Но самое главное, что поможет вам достичь гармонии и сбалансировать свое питание – это яркость и насыщенность вашей жизни. Если научиться проживать свои эмоции и наслаждаться соей жизнью, то центром Вселенной перестанет быть еда.

1.2 Вода

Вода – это основа всех процессов, происходящих в организме человека. Она является источником макронутриентов, основой всех структур, растворителем, участвует в терморегуляции, ферментативных реакциях, поддержании клеточного метаболизма, защищает суставы, стимулирует движение лимфы, разжижает кровь и желчные кислоты.

Последствии я недостаточного потребления воды

Преждевременное старение

Ожирение и лишний вес

Проблемы с давлением

Нарушения функции почек

Нарушение работы ферментов

Общая интоксикация организма

Стадии обезвоживания:

1-2% - чувство жажды, усталость, беспокойство, небольшая головная боль затруднение речи

4-5% - головокружение, тошнота, чувство усталости

6-8% - изменяется цвет лица, появляется агрессивность

10% + - начинается гибель клеток

Симптомы недостатка воды:

Белый налет на языке

Сильное чувство жажды

Сухость во рту

Сильный запах мочи и пота

Яркий цвет мочи

Отеки

Если есть возможность и желание заменить привычные напитки (чай, кофе, соки) водой, то это смело можно сделать.

1.3 Белки

Белки́ — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из соединённых в цепочку пептидной связью альфа-аминокислот. В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот. Множество их комбинаций дают большое разнообразие свойств молекул белков. Кроме того, аминокислоты в составе белка часто подвергаются посттрансляционным модификациям, которые могут возникать и до того, как белок начинает выполнять свою функцию, и во время его «работы» в клетке. Часто в живых организмах несколько молекул белков образуют специализированные комплексы, например, фотосинтетический комплекс.

Функции белков в организме человека

Транспортная. Гемоглобин представляет собой белковое соединение и является основным компонентом крови. Он обеспечивает присоединение молекул кислорода и перенос его по всем внутренним органам и тканям. Посредством гемоглобина обратно переносится углекислый газ.

Строительная. Белки — активный компонент формирования новых клеток и внутриклеточных структур. Они являются обязательным фактором клеточных мембран, волос, сухожилий.

Защитная. Для нейтрализации патогенных микроорганизмов, инородных тел требуются антитела — особые белки, которые формируются в результате сложных иммунных реакций. В остановке кровотечений ведущая роль отводится фибрину — белку, образующемуся из фибриногена.

Регуляторная. Метаболизм полезных веществ невозможен без гормонов, в состав которых входят разнообразные белки. Например, инсулин, необходимый для регулирования уровня глюкозы в крови, синтеза гликогена. Благодаря ему происходит активное преображение углеводов в жиры.

Двигательная. Функционирование мышечных волокон невозможно без особых сократительных элементов. Это ничто иное, как белки — актин и миозин, которые осуществляют функцию сокращения скелетных мышц и гладкой мускулатуры некоторых внутренних органов.

Сигнальная. Внешние сигналы проходят через белковые структуры клеточных мембран. Белок преобразует импульсы и передает их непосредственно к ядру клетки.

Запасающая. У животных белок накапливается только в форме молочного казеина или яичного глобулина. В кроветворной системе человека со временем происходит распад гемоглобина с дальнейшим сохранением железа. Этот специфический процесс приводит к формированию ферритинового комплекса. Снижение показателей ферритина является сигналом железодефицитной анемии.

Энергетическая. Усвоение 1 грамма белка обеспечивает организм 17,6 кДж энергии. В первую очередь протеины распадаются на аминокислоты, а затем на конечные элементы — воду, углекислый газ, аммиак. В процесс образования энергии белки включаются только в том случае, когда все остальные компоненты израсходованы.

Каталитическая. За ускорение биохимических процессов отвечают особые белковые элементы. С их участием происходят основные процессы в живой клетке.

Белок – это основной строительный материал организма. Он входит в состав всех клеток.

Для комфортного существования организму требуется 20 видов аминокислот. Из них 11 видов может синтезировать сам организм и еще 9 он получает с пищей.

Для разных видов организмов список незаменимых аминокислот различен. Все белки, синтезируемые организмом, собираются в клетках из базовых аминокислот, только часть, из которых может синтезироваться организмом. Невозможность сборки определённого белка организмом приводит к нарушению его нормальной работы, поэтому необходимо поступление незаменимых аминокислот в организм с пищей.

Роль незаменимых для человека аминокислот

В результате дефицита необходимых аминокислот в организме человека нарушается синтез белков, что приводит к ослаблению функций памяти и умственных способностей, снижению иммунитета (сопротивляемости организма болезням). В то же время избыток потребления несбалансированного белка приводит к перегрузке работы органов, в первую очередь печени и почек. Ценность потребляемого с пищей белка для человека определяется его сбалансированностью по содержанию незаменимых аминокислот.

Продукты с повышенным содержанием отдельных незаменимых аминокислот

Валин: зерновые, бобовые, арахис, грибы, молочные продукты, мясо.

Изолейцин: миндаль, кешью, турецкий горох (нут), чечевица, рожь, большинство семян, соя, яйца, куриное мясо, рыба, печень, мясо.

Лейцин: чечевица, орехи, большинство семян, овёс, бурый (неочищенный) рис, рыба, яйца, курица, мясо.

Лизин: пшеница, орехи, амарант, гречиха, молочные продукты, рыба, мясо, горох.

Метионин: бобы, фасоль, чечевица, соя, гречиха, молоко, яйца, рыба, мясо.

Треонин: орехи, бобы, молочные продукты, яйца.

Триптофан: бобовые, овёс, сушёные финики, арахис, кунжут, кедровые орехи, молоко, йогурт, творог, рыба, курица, индейка, мясо.

Фенилаланин: бобовые, орехи, говядина, куриное мясо, рыба, яйца, творог, молоко. Также образуется в организме при распаде синтетического сахарозаменителя — аспартама, активно используемого в пищевой промышленности.

Аргинин: семена тыквы, арахис, кунжут, йогурт, швейцарский сыр, свинина, говядина, горох.

Гистидин (частично-заменимая аминокислота): соевые бобы, арахис, чечевица, тунец, лосось, куриные грудки, свиная вырезка, говяжье филе.

Виды белков:

1.полноценные – содержат все виды аминокислот (мясо, рыба, курица, яйца, молочные продукты)

2. неполноценные: содержат не все виды аминокислот (овощи, крупы, злаковые, бобовые)

Сбалансированное питание – это получение организмом всего набора незаменимых аминокислот вследствие сочетания овощей, злаковых, молочных, и мясных продуктов.

Важно: вегетарианцам нужно следит за уровнем железа, кальция, и витамина В12 в организме, так как они могут недополучать некоторые виды аминокислот в связи с отказом от животных продуктов.

1.4 Жиры

Жиры́, или с химической точки зрения триглицери́ды — природные органические соединения, полные сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот (входят в класс липидов). Наряду с углеводами и белками, жиры являются одним из основных источников энергии для млекопитающих, одним из главных компонентов питания. Эмульгирование жиров в кишечнике (необходимое условие их всасывания) осуществляется при участии солей жёлчных кислот. Энергетическая ценность жиров примерно в 2 раза выше, чем углеводов, при условии их биологической доступности и здорового усвоения организмом. В живых организмах жиры (липиды) выполняют важные структурные, энергетические и другие жизненноважные функции в составе мембранных образований клетки и в субклеточных органеллах. Жидкие жиры растительного происхождения обычно называют маслами. Кроме того, в кулинарии жир животного происхождения (полученный из молока животных) так же называют сливочное масло. Также в пищевой промышленности твёрдые жиры, полученные в результате трансформации (гидрирования или гидрогенизации) растительных масел называют саломасом, маргарином, комбинированным жиром или спредом.

Виды жиров:

Мононенасыщенные (авокадо, оливковое масло, фундук, кешью)

Полиненасыщенные (лосось, тунец, сардины, грецкий орех, форель, скумбрия)

Эти 2 вида жиров остаются жидкими при комнатной температуре, снижают уровень холестерина в крови, сокращают риск сердечных заболеваний .

Насыщенные ( свинина, баранина, утка, сливочное масло, сыр, молоко, бекон, сосиски, сало)

Трансжиры (печенье, фаст-фуд, готовая выпечка, маргарин )

Эти 2 вида остаются твердыми при комнатной температуре. Повышают уровень холестерина, увеличивают риск сердечнососудистых заболеваний. Рекомендую сократить их потребление.

Насыщенные жиры расщепляются в организме на 25—30 %, а ненасыщенные жиры расщепляются полностью.

Животные жиры чаще всего содержат стеариновую и пальмитиновую кислоты, ненасыщенные жирные кислоты представлены в основном олеиновой, линолевой и линоленовой кислотами. Физико-химические и химические свойства данной категории жиров в значительной мере определяются соотношением входящих в их состав насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.

Трансжиры — это модифицированные молекулы, появляющиеся в ненасыщенных (растительных) маслах в процессе повторной высокотемпературной обработки. Трансгенные жиры — канцерогены. Они не являются «ядом». Их употребление не нанесет вреда здоровью в ту же минуту. Но со временем они замедляют метаболизм, провоцируя развитие различных болезней, включая онкологию. Их можно употреблять десятилетиями без возникновения четких симптомов. Трансжиры снижают репродуктивные способности людей. Жирные кислоты участвуют в синтезе половых гормонов, поэтому употребление трансжиров негативно влияет на уровень гормона эстрогена у женщин и тестостерона у мужчин.

Функции жиров в организме

энергетическая – источник получения энергии организмом, который по энергоемкости вдвое превосходит белки и углеводы;

структурная – материал для построения здоровых клеточных мембран, в составе которых жиры воздействуют на внутренние процессы клетки (мозг человека на 60% состоит из жиров).

Участвуют в обменных процессах (формируют мембраны, синтезируют ряд гормонов);

Служат амортизаторами, обволакивая основные органы тела;

Принимают участие в защите тела от переохлаждения и перегревания;

Отвечают за усвоение жирорастворимых витаминов (А, D, Е, К) и жирорастворимых антиоксидантов (ликопин и бета-каротин);

Поставляют в организм комплексы ферментов, минеральных веществ, витаминов;

Являются источником воды после окисления в организме.

Жиры и масла представляют собой форму, в которой сохраняется энергия во многих организмах, фосфолипиды и стероиды представляют собой основные структурные элементы биологических мембран.

Стероидные гормоны выполняют регуляторную функцию.

Хиноны в мембранах митохондрий и хлоропластов являются переносчиками электронов.

Жирные кислоты являются эмульсифицирующими агентами (детергентами), которые эмульгируют жиры в пищеварительной системе.

В сетчатке глаза ретиналь (липид, производное витамина А) играет роль светопоглощающего пигмента и принимает участие в передаче сигнала.

 Теплоизоляционная функция: у животных нейтральные жиры откладываются в основном в подкожной клетчатке, где создают хороший теплоизоляционный слой, особенно развитый у морских млекопитающих — китообразных и ластоногих.

Откладываясь в полости тела вокруг внутренних органов (например, вокруг почек), жировая подушка защищает их от механических повреждений при движении, прыжках, ударах и т. д. (защитная функция).

Жирорастворимые витамины К, Е, D и А играют важные метаболические функции:
витамин К необходим для свертывания крови;

витамин Е играет функцию мембранного антиоксиданта и важен для размножения животных;

витамин D необходим для минерализации костей (при его недостатке в детском возрасте возникает рахит — нарушение развития скелета);

витамин А — предшественник ретиналя, компонента зрительного пигмента глаз.

Жиры – это строительный материал клеток, гормонов, ферментов.

Симптомы дефицита жиров:

Дефицит половых гомонов

Нарушения зрения в темноте

Сухость кожи

Выпадение волос

Ломкость ногтей

Частые ОРВИ

Важно: обезжиренные молочные продукты не дают чувство сытости надолго и не являются полезными, потому что в йогурте и твороге находятся не самые полезные добавки . Настоящий обезжиренный творог обладает низкими вкусовыми качествами: он сухой и пресный. Поэтому довольно часто недобросовестные производители идут на хитрость – добавляют в него подсластители, ароматизаторы, крахмал (для придания особой «творожной» текстуры).

Полезные вещества из обезжиренного творога усваиваются хуже. Например, усваивается только 30-40 % кальция, так как в продукте недостаточно жирорастворимого витамина D. Витаминов А и Е в таком твороге и вовсе или принимать аптечные препараты.

1.5 Углеводы

Углево́ды — весьма обширный класс органических соединений, среди них встречаются вещества с сильно различающимися свойствами. Это позволяет углеводам выполнять разнообразные функции в живых организмах. Соединения этого класса составляют около 80 % сухой массы растений и 2—3 % массы животных. Организмы животных не способны самостоятельно синтезировать углеводы из неорганических веществ. Они получают их из растений с пищей и используют в качестве главного источника энергии, получаемой в процессе окисления. Таким образом, в суточном рационе человека преобладают углеводы. Травоядные получают крахмал, клетчатку, сахарозу. Хищники получают гликоген с мясом. Для человека главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд, в зависимости от своего происхождения, содержит 70—80 % глюкозы и фруктозы.

Углеводы- это хорошее пищеварение (клетчатка), энергия и «топливо» для мозга (глюкоза).

Виды углеводов:

Моносахариды ( сразу попадают в кровь, начинают перевариваться уже во рту)

Дисахариды и полисахариды делятся еще на перевариваемые и неперевариваемые (клетчатка)

Рафинированные (очищенные) – углеводы, которые были подвержены обработке. Например, когда из зерна убирают оболочку т зародыш

Нерафинированные – углеводы , не прошедшие тщательную обработку

В живых организмах углеводы выполняют следующие функции:

Структурная и опорная функции. Углеводы участвуют в построении различных опорных структур. Так целлюлоза является основным структурным компонентом клеточных стенок растений, хитин выполняет аналогичную функцию у грибов, а также обеспечивает жёсткость экзоскелета членистоногих.

Пластическая функция. Углеводы входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК).

Энергетическая функция. Углеводы служат источником энергии: при окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г воды.

Запасающая функция. Углеводы выступают в качестве запасных питательных веществ: гликоген у животных, крахмал и инулин — у растений.

Осмотическая функция. Углеводы участвуют в регуляции осмотического давления в организме. Так, в крови содержится 100—110 мг глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.

Рецепторная функция. Олигосахариды входят в состав воспринимающей части многих клеточных рецепторов или молекул-лигандов.

Как избежать переедания углеводами?

Сбалансировать рацион. Начинать прием пищи с белков и жиров, распознавать свой эмоциональный голод, высыпаться и вовремя отдыхать.

1.6 Клетчатка

Клетчатка – это компонент пищи, непереваривамый пищеварительными ферментами организма человека, но перерабатываемей полезной микрофлорой кишечника.

Клетчатка содержится во фруктах и овощах. Они очень важны для пищеварения и хорошего самочувствия.

Симптомы дефицита клетчатки:

Запоры

Нарушение кишечной микрофлоры

Снижение уровня энергии

Овощи и фрукты улучшают пищеварение, содержат витамины и минералы, улучшают состояние нашей кожи, волос и ногтей.

1.7 Биофлавоноиды

Биофлавоноиды - это компоненты растений, окрашивающие их в разные цвета. Они представляют собой нетоксические соединения растительного происхождения с выраженными антиоксидантными свойствами.  Биофлавоноиды получили свое название от латинского слова flavus - желтый, так как первые флавоноиды, которые были выделены из растений, имели желтый цвет.

Максимальное количество природных натуральных антиоксидантов наблюдается обычно в кожуре и коре растений и деревьев, а также в косточках, где хранится генетическая информация. Считается, что наиболее эффективные соединения - биофлавоноиды, которые лучше всего препятствуют разрушению и старению организма, находятся в тех составах, которые придают растениям их выраженную пигментацию или окраску. Именно по этой причине наиболее полезными оказываются те продукты, которые имеют наиболее тёмную окраску (черника, тёмный виноград, свёкла, фиолетовые капуста и баклажаны и т.п.). То есть, даже без химического анализа мы можем «поедать» самые полезные продукты (фрукты, овощи, ягоды и т.п.), отдавая предпочтение тем, что сильнее всего окрашены в тёмные тона.

Биофлавоноиды способны снижать даже уровень холестерина в организме, а также тенденцию красных кровяных телец слипаться и образовывать тромбы, как впрочем и многое другое. Например доказано, что биофлавоноиды эффективно помогают снижать гипертонию и устранять разного рода аллергии.

1.8 Витамины и минералы

Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений, необходимых для нормального функционирования гетеротрофного организма

Большую часть витаминов организм не способен синтезировать сам. Эти витамины должны быть неотъемлемой частью пищевого рациона человека. Источниками витаминов для человека являются пищевые продукты растительного и животного происхождения. С пищей витамины поступают в готовом виде, или в форме провитаминов, из которых в организме образуются витамины. Некоторые витамины синтезируются микрофлорой кишечника. 

Витамины делят на:

жирорастворимые витамины: А, D, E, K;

водорастворимые витамины: C, Р и витамины группы B.

Жирорастворимые витамины накапливаются в жировой ткани и печени.

Водорастворимые витамины в организме не накапливаются, при избытке выводятся с водой. Поэтому чаще наблюдаются гиповитаминозы водорастворимых витаминов и гипервитаминозы жирорастворимых витаминов.

1.9 Пищевая ценность — понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические свойства. Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учётом его потребления в общепринятом количестве. Пищевая ценность продуктов питания определяется в первую очередь энергетической и биологической ценностью составляющих её компонентов, а также пропорциями отдельных видов компонентов в их общем количестве. Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в её маркировке, включает следующие показатели:

Энергетическую ценность (калорийность).

Количество белков, жиров, углеводов.

Количество витаминов и минеральных веществ.

Обычно пища содержит смесь различных компонентов, однако встречаются виды пищи, состоящие из какого-либо одного компонента или его явного преобладания, например, углеводистая пища.

2. Практическая часть урока

2.1 как построить здоровый план питания?
Бурный рост количества советов по питанию и диетических планов
за последние несколько десятилетий оставил большинство людей
неуверенными в том, как «правильно» есть или контролировать свой вес.

Хорошая новость в том, что вам не нужно быть экспертом по питанию, чтобы сделать правильный выбор. Вместо этого вам нужно помнить то, что вы, вероятно, узнали о питании в детстве: ешьте сбалансированную пищу, ешьте через регулярные промежутки времени и иногда наслаждайтесь угощениями.

2.2 Почему вредны диеты? И как они ведут к перееданию?

Обычно люди прибегают к трем формам диеты:

1. Откладывание пищи как можно дольше и дальше

Часто встречается мнение, что если вы пропустите завтрак или обед, то суммарно за день съедите меньше (употребите меньше калорий) .

2.Ограничение общего количества съедаемой пищи

Это касается различных марафонов похудения, где взрослому человеку предлагают перейти на количество калорий, подходящих для ребенка 1—3 лет.

3.Исключение определенных продуктов

Люди, которые переедают, часто избегают определенных видов пищи, потому что они воспринимают их, как способствующие набору веса или потому, что их употребление в прошлом вызывало переедание. Они часто описывают эти продукты как «запрещенные», «плохие» или «опасные».
Все три формы диетического поведения распространены среди тех, кто регулярно передает, но при этом одновременно это поведение ведет к перееданию.

2.3 Для использования плана необходимо:

1.Рассчитать свою потребность в калориях. Удобнее всего воспользоваться онлайн калькулятором по формуле Харриса-Бенедикта или Миффлина Сан-Жеора (чтобы открыть онлайн калькулятор воспользуйтесь приложением для сканирования QR-кодов, наведите камеру на данный код и перейдите по ссылке), также его можно найти в сети интернет или свою норму калорий можно посчитать самостоятельно.

Формула Харриса-Бенедикта:

655,1 + (9.6 х массу тела в кг) + (1.85 х рост) - (возраст х 4.68).

Формула Миффлина Сан-Жеора:

10 х вес + 6.25 х рост + 5 х возраст - 161. 

Обычно две формулы имеют в результатах небольшую разницу примерно в 100 калорий. Какой из них пользоваться не столь важно.

На следующем этапе необходимо уточнить коэффициент физической активности. Он зависит от того, чем человек занимается, какой у него тип работы:

сидячая работа – 1.2;

сидячая плюс легкие виды спорта до трех раз в неделю – 1.3;

работа на ногах до 12 часов без тяжестей – 1.5;

сидячий труд и спорт больше трех раз в неделю – 1.4;

работа на ногах и интенсивный спорт – 1.6;

сидячая работа и спорт 5 дней в неделю – 1.6;

работа на ногах до 12 часов плюс спорт интенсивный 5 раз в неделю – 1.9;

домохозяйки – 1.3;

хозяйки с наличием огорода – 1.5.

На этот коэффициент нужно умножить цифру, показывающую базовый расход калорий, которая посчитана выше. Получится количество калорий, которое необходимо для поддержания формы.

Чтобы создать дефицит калорий нужно отнять от полученной суммы 10%, чтобы создать профицит нужно прибавить 10%.

2.Изучить понятие «порции» по таблице ниже;

3.Следить за своим питанием и составлять план питания

на день;

4.Вносить в план группы продуктов и количество порций.

Продукты питания разделяем на следующие категории:

Злаки

Фрукты

Овощи

Белки

Жиры

Молочные продукты

Каждая из различных «пищевых групп» содержит, в основном, один из главных типов питательных веществ (макроэлементов): углеводы, белки, жиры или клетчатку. А также микроэлементы: минеральные соли, витамины. Все эти вещества необходимы для хорошего здоровья. Ни одно из них волшебным образом не сделает вас полным. Отказ от целой пищевой группы (и группы веществ) – например, от злаков или фруктов (углеводов) – не сделает вас автоматически худее.

Соотношение питательных веществ и порций составлено так, чтобы ваше тело получало всё необходимое. В комплексе с режимом питания, подобранные на основе этой книги рационы также позволят вам чувствовать
насыщение и не испытывать постоянный голод в течение дня.

Соотношение белков, углеводов или жиров не является тем, что работает для снижения веса, но одновременно хорошее здоровье зависит от правильного баланса этих макроэлементов.

Чтобы иметь крепкое здоровье, нам также необходимо иметь в своем рационе правильные витамины и минералы. Это так называемые микроэлементы, и они отлично усваиваются из продуктов питания (пищевые добавки чаще всего не нужны и даже могут нанести вред).

Одна из причин, по которой врачи-диетологи разделяют продукты на разные группы, заключается в том, что каждая группа продуктов особенно богата теми или иными микроэлементами.

Если вы упускаете целые группы продуктов, вы упускаете определенные питательные микроэлементы, которые необходимы для здоровья. В таблице ниже для вас даны примеры продуктов в каждой группе продуктов и указаны размеры порций.

В таблице ниже приведены размеры порций различных групп продуктов в граммах. Это справочная информация, которая приведена, чтобы наверняка избежать двусмысленности. Вы можете взвесить продукты один раз, чтобы посмотреть на то, как выглядят порции.

Но на каждодневной основе не рекомендуется носить с собой весы и взвешивать продукты. Цель в том, чтобы вы могли определять, сколько вам нужно съесть на глаз, без использования измерительных приборов. Это дело привычки.

Для лучшего запоминания нужен яркий образ. Поэтому вместо граммов переводим порции продуктов в мячи для большого тенниса. Чтобы вы лучше запомнили аналогию, приведены фотографии ниже. Используем теннисный мяч как единицу измерения еды.

2.4 Чем удобен теннисный мяч?

Теннисный мяч – это реальный предмет, на который вы можете посмотреть, подержать в руке, сравнить с тарелками, стаканами и другими ёмкостями, в которые мы обычно помещаем еду. По такому же принципу, одну порцию более прямоугольной еды, такой как приготовленные куски мяса, можно сравнить с колодой карт.

Группа продуктов

Одна порция

Злаки

1 мяч готовой крупы макарон или картофеля ( 150-200г)

1 кусок хлеба (35г)

0,5 мяча готовых бобовых (70г)

Овощи и фрукты

1 мяч сырых или приготовленных овощей (100г)

1 мяч листовой зелени

1 средний фрукт (100г)

0,5 мяча мелких ягод (100г)

1 мяч крупных ягод (100г)

0,5 банана (50г)

150 г дыни, арбуза

0,25 мяча сухофруктов (20г)

Молочное

1 стакан молока, кефира (200мл)

1 баночка натурального йогурта (130г)

1 ломтик сыра

Белки

1 колода карт приготовленного мяса или рыбы (120г)

0,5 мяча творога

1 яйцо

Жиры

1 ч. л. растительного масла

1 ст. л. (8-10г) орехов, семечек

2 ст. л. сметаны

0,25 авокадо

0,25 мяча мороженного

0,5 колоды карт пиццы

Данные порции имеют усредненное значение. В процессе использования данного способа кто-то может понять, что объема порции данного продукта ему недостаточно или с избытком. Замечайте эти моменты и корректируйте свое питание. Из этих последовательных действий и будет складываться посторенние индивидуального плана питания.

2.5 Как рассчитать необходимое для вас количество порций?

Вспомните вашу потребность в калориях, рассчитанную по одной из формул.

Для снижения веса необходимо вычесть из этой цифры 300-400 калорий и найти полученное значение по таблице ниже. Если ваше значение оказалось где-то посередине между двумя столбцами, вы можете выбрать тот, который вам ближе по количеству порций в какой-то группе продуктов.

Группы

1600 ккал

1800 ккал

2000 ккал

2200 ккал

2500 ккал

2700 ккал

3000 ккал

Злаки

6

7

7

8

9

10

11

Фрукты и овощи

6

7

7

7

8

9

10

Молочное

2

3

3

3

4

4

4

Белки

2

2

2,5

3

3

3

3

Жиры

5

5

6

6

6

7

7

Обратите внимание, что в графе «жиры» указаны так называемые дополнительные жиры. В молочных и белковых продуктах обычно уже содержаться жиры. Дополнительные жиры съедаются в дополнение к жирам из белковых и молочных продуктов.

В предыдущей таблице предполагается, что одна порция жира - это 5 грамм жира. Например, в 1 ч. л. подсолнечного масла, которое вы добавляете в салат, содержится 1 порция жира. Соответственно, если мы смотрим на второй столбец таблицы, то понимаем, что можем добавить 5 ложек масла в день, а остальной жир добирать из белковых и молочных продуктов.

Так как большое количество жира часто содержится в лакомствах, которые мы любим, таких как пирожные, мороженое, пицца – их лучше переводить в жиры. Содержание жира в порции в большинстве случаев написано на упаковке. Например, на мороженном часто пишут содержание макронутриентов в 1 порции размером 0,5 миски (cup)что примерно равно одной ложке (scoop). Вы можете принять это за половину теннисного мяча. Если в 0,5 мяча 11 грамм жира, вы записываете, что съели 2 порции дополнительных жиров.

2.6 Основные рекомендации по плану питания:

Каждый прием пищи состоит как минимум из трех групп продуктов

Первый прием пищи делайте до полудня

Обратите внимание, что последний прием пищи желательно сделать за 2 часа до сна.

Желательно, чтобы между приемами пищи было около 3-4 часов.

Соединение в одном примете пищи продуктов из разных групп дает более долгую сытость.

Старайтесь в качестве перекусов выбирать фрукты, немного орехов или йогурт. Оптимально, если перекусы являются некими «мостиками» между полноценными приемами пищи и не состоят из слишком жирной и тяжелой пищи.

Обращу внимание, что ведение плана питания, является важнейшим инструментом для того, чтобы обнаружить что именно вызывает сложности, и что необходимо подкорректировать.

Отслеживание питания – неотъемлемый элемент успеха.

2.7 Как внедрить здоровый план питания?

В этой системе что-то может показаться трудным или невыполнимым. На новую систему питания нужно переходить бережно и плавно. Спешить никуда не нужно. Само решение что-то поменять в своей жизни уже похвально, теперь стоит лишь методично двигаться к цели. Процесс достижения цели небыстрый, поэтому запаситесь терпением и действуйте.

Менять пищевые привычки нужно постепенно, сосредотачиваясь на одном приеме пищи в неделю. Начните изменения с завтрака каждый день в первую неделю; затем сконцентрируйтесь на другом приемк пищи или перекусе на следующей неделе и так далее.

Каждую неделю добавляйте новый прием пищи или перекус, пока не будете полностью следовать своему плану. Не переживайте, если это покажется медленным. Помните, что вы вносите изменения, которые должны длиться всю жизнь. Спешка ни к чему.

Чтобы воплотить ваш план в жизнь, вам понадобиться еда, которая указана вашем плане. Поэтому планирование и сотавление списка покупок также поможет вам соблюдать ваш план питания.

Также крайне важно придерживаться правила «регулярности» .

Практическая часть проекта

Создание ролика

Материал для ролика уже собран и логически расставлен в нужной последовательности, поэтому я приступила к созданию видеоролика. Для записи видео материала я использовала программу для видеоконференций Zoom. Занятие разделено на две части: практическую и теоретическую. В теоретической части урока я рассказала про основные понятия в питании, компоненты пищи и их роль в организме человека: Сбалансированное питание, вода, белки, жиры, углеводы, клетчатка, биофлавоноиды, витамины и минералы, пищевая ценность. В практической части занятия я рассказала о том, как построить здоровый план питания, почему вредны диеты, что необходимо для использования плана питания, зачем понадобился теннисный мяч и каких основных рекомендаций нужно придерживаться, чтобы внедрить эту систему питания в жизнь.

Данный урок можно смотреть как видео, также отдельно сохранена аудиодорожка, что дает возможность слушать данный урок как подкаст.

Я постаралась объяснить основные понятия доступным языком, поэтому считаю, что данный видеоролик рассчитан на широкую целевую аудиторию, и он подойдет для просмотра не только ученикам старших классов, но школьникам помладше. Также он будет интересен и взрослым.

Ролик опубликован на сайте лицея № 23. Ссылка на ролик: http://лицей23.рф/deyatelnost/tvorchestvo-obuchayushchikhsya (самый первый после выпусков газет)

Выводы

Придумала способ построения плана питания

Создала образовательный ролик на тему питания.

Моя гипотеза подтвердилась.

Заключение

Питание является очень важной частью нашей жизни. И эту часть не стоит игнорировать. Планировать свое питание очень важно, но не стоит делать еду центром Вселенной и контролировать каждый грамм и калорию. Наслаждайтесь своей жизнью, наполняйте её событиями, занимайтесь любимым делом и помните, ваша жизнь в ваших руках.

Источники информации

Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: учебник в 3 т. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — Т.2. — 496 с. ISBN 978-5-9704-0602-1 (т. 2)

Гистология: Учебник/Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2002. — 744 с.: ил. ISBN 5-225-04523-5

Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс: В 4 т. — издание 5-е, дополненное и переработанное. — Оникс, 2009. — С. 20. — 864 с. — ISBN 978-5-488-02311-6.

1.Gianluca Castelnuovo1,2 Giada Pietrabissa1,2 Gian Mauro Manzoni1,3 Roberto Cattivelli1,2 Alessandro Rossi1 Margherita Novelli1 Giorgia Varallo1 Enrico Molinari1,2 1 Psychology Research Laboratory, Istituto Auxologico Italiano IRCCS, San Giuseppe Hospital, Verbania, 2 Department of Psychology, Catholic University of Milan, Milan, 3 Faculty of Psychology, eCampus University, Novedrate, Italy DOI:10.2147/PRBM.S113278

2.Nutrition Counseling in the Treatment of Eating DisordersMarcia Herrin, Maria Larkin https://doi.org/10.4324/9780203870600

Просмотров работы: 225