Актуальность работы.
«Мы интересуемся бледными описаниями роскошной тропической природы, а не обращаем внимания на красоту какого-нибудь лесного уголка на расстоянии часа езды от Кремля»
К.А.Тимирязев .
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.Экологическая тропа школьного лесничества « Друг природы», созданная силами специалистов филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» и педагогами Данковской школы. Основное назначение данного учебного экологического маршрута было создание доступной среды для обучения членов школьного лесничества «Друг природы». Во время тематических бесед и лекций со школьниками, с членами школьного лесничества одним из самых серьезных вопросов, требующих решения, оказалось отсутствие возможности проведения практических занятий непосредственно в лесных массивах. Ведь объяснить, показать, а самое главное привить любовь к природе подрастающему поколению и научить беречь и охранять кладовые природы не возможно лишь лекциями и учебниками.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
2. Основные характеристики экологической тропы.
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: М. Данки Серпуховский район. Ул. Школьная д.1
Год закладки: 2011г.
Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 1.400м
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: Наша учебная экологическая тропа школьного лесничества «Друг природы», расположенная на территории лесного фонда филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» – специально разработанный экскурсионный пешеходный маршрут, созданный для ознакомления с особенностями природного ландшафта, учитывающий задачи экологического образования и природоохранной пропаганды, а также духовного обогащения людей. Решение о выборе данного экологического маршрута обуславливали несколько моментов: доступность, познавательность, информативность, красота природы, ее своеобразие и разнообразие.
На всей протяженности маршрута экологической тропы был убран валежник, сухостойные и опасные деревья, а порубочные остатки были оставлены на специально отведенном месте для изучения процессов распада (разложения) древесины и дальнейшего заселения на них мхов, лишайников и низших водорослей.
Экологическая тропа является кольцевой учебно-экологической тропой. Она проложена на территории лесного фонда Данковского участкового лесничества (квартала 58,59) филиала «Русский лес ГКУ МО «Мособллес»
Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.
Задачи тропы:
дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах
Цели экскурсий:
воспитание бережного отношения к природе;
формирование экологической культуры поведения в природе;
показ причинно-следственных связей в природе;
проведение природоохранительных связей в природе;
проведение природоохранительной работы;
пропаганда экологических знаний.
и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
3.Маршрут учебной экологической тропы
Тропа представляет интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию экосистем и ландшафтов. Общая протяженность тропы 1,4 км. Это расстояние является оптимальным для основной целевой аудитории – школьников средних и старших классов. Время прохождения – 1 час 20 мин (с учетом пребывания на каждом учебном месте по 10 мин).
4. Экологическая характеристика тропы
Территория лесного фонда Серпуховского района, с многочисленными пойменными лугами играет особую роль в сохранении генофонда растений Русской равнины, прежде всего евроазиатских и европейско-кавказских степных видов. Большинство видов степной флоры обладает природоохранным статусом. Три вида включены в Красную Книгу Российской Федерации, практически два десятка видов включены в Красную Книгу Московской области. На территории лесного фонда района произрастает также большое число растений, еще не ставших редкими на территории Московской области, но усиленно истребляемые и заметно сокращающие свою численность.
Уникальный флористический Окский комплекс, представленный более 8900 видами высших сосудистых растений, в котором сочетаются южные степные виды, и растений европейской тайги и широколиственных лесов .
Дендрофлора представлена местными видами.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.Большой интерес представляет ручей. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.
5. Оформление экотропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
общий указатель и схема тропы;
правила поведения на природе;
лозунги и призывы;
сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся установки информационных досок, экологических знаков и указателей. Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
6.Станции маршрута экологической тропы .
На протяжении маршрута учебной экологической тропы было оборудовано 8 учебных мест, где можно более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами. Такими учебными местами стали:
1 Лесная геодезия;
2.Дендрология;
3.Ботаника;
4.Лесоводство
5.Воспроизводство лесов;
6.Лесная таксация;
7.Защита леса;
8.Охрана леса.
На каждом учебном месте проводятся практические исследования (оценка состояния зеленых насаждений, определение степени вытоптанности травяной растительности, таксация насаждений, перечет деревьев на отведенных участках путем замеров диаметров растущих деревьев, определения их породы, технической годности, практическое определение объемов растущих деревьев, ориентирование на местности при помощи природных явлений и компасу, определения азимута и румба при помощи буссоли и прохождении маршрутов по ним). В данном лесном массиве, закрепленном за школьным лесничеством, где проложена учебная тропа имеется возможность ознакомиться с квартальными просеками и квартальными столбами.В 2015 году добавили еще одно учебное место, - естественный родник, находящийся в маршрутном коридоре экологической тропы (Маршрутный коридор – комбинация всех элементов, которые посетитель может видеть на маршруте и которые влияют на его восприятие в целом (т.е. сама тропа, и вся территория, которая просматривается с тропы) (Чижова В. П., Добров А. В., Захлебный А. Н, 1989). Расширенно водное устье, убран вдоль берега различный мусор, сделаны небольшие перепады, а также восстановлен небольшой природный водопад и установлен деревянный помост для лучшего подхода к источнику пресной воды. После осуществления всех необходимых работ, выполняемых не только для эстетического восприятия, но и в целях безопасности посещения, этот элемент природного ландшафта добавили к учебным местам на экологической тропе. Юные защитники леса смогут вживую понаблюдать не только за водной средой и обитающей в ней разнообразной флорой и фауной, но и изучить состав экосистемы мелководья, особенности водной среды обитания живых организмов и визуально оценить качество воды. Помимо изучения водной среды, школьники смогут изучить эрозии почв, дать характеристику рельефа, познакомиться с его перепадами, составом почв, ознакомятся с географическими особенностями местности, по которой проходит экологическая тропа, рельефом и климатом.
7.Экскурсия
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”.
Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми
глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!” 7.
Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ходу маршрута, квадратик “эмоциональный фон” соответствующим цветом:
- красный – я восхищаюсь,
- желтый – мне приятно,
- зеленый – я равнодушен, спокоен,
- синий – мне неприятно,
- черный – я возмущаюсь.
Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.
Итак, вперед!
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.» П.Гвездослав
Дорогие друзья!
Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.
Пожалуйста:
Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.
С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный зверь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
Приложени1.
8. Завершение маршрута - экскурсии (рефлексия)
Вот и закончилась наша экскурсия. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что интересного ты узнал на экскурсии?
- Что тебе понравилось?
- Что поразило или удивило тебя?
- Что не понравилось?
- Что бы ты предложил организаторам экскурсии?
- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
9.Литература.
Статьи из научно-методического журнала “Биология в школе”:
А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.
Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.
Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.
Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. – М.: Эколого-просветительский центр “Заповедники” – WWF, 1997. – 128 с.
Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.
Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.
Приложение 1.
Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
Станция |
Основное содержание |
1. Лесная геодезия; |
Лесные почвы. Изучение типов лесных почв по монолитам. Определение физических свойств почв методами полевых исследований. |
2. Дендрология; |
Основные хвойные породы. Общие сведения о важнейших хвойных породах: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, пихта сибирская, лиственница сибирская, сосна сибирская. Основные лиственные породы. Общие сведения о важнейших лиственных породах: дубе черешчатом, ясене обыкновенном, буке лесном, грабе обыкновенном, березе повислой, березе пушистой, ольхе серой и черной, вязе обыкновенном, липе мелколистной, клене остролистном, лещине, рябине, жимолости, калине и бузине, можжевельнике и др. |
3. Ботаника; |
Жизненные формы растений. Вегетативные и репродуктивные органы растений. Основные травянистые виды лесных растений. Лекарственные травы. Растения, занесенные в Красную книгу. |
4. Лесоводство |
1.Основы лесоведения. Общие понятия о природе леса: определение понятия лес. Составные растительные элементы леса. Признаки леса. Формирование древостоев и смена пород: понятие о росте и развитии лесных пород. Возрастные этапы леса: молодняк, жередняк, средневозрастный приспевающий, спелый, перестой. Понятие о смене пород и ее хозяйственном значении. Основы лесной типологии: понятие о типе леса и типе лесорастительных условий. Значение лесной типологии. Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среды его обитания (зимний учет животных, орга-низация орнитологических наблюдений, организация зимней подкормки диких животных и зимующих птиц – развешивание веток с ягодами рябины, березовых веников, выкладка снопов сена). Проведение исследовательских работ со школьниками возможно по следующим направлениям: Особенности гнездования птиц (какие породы деревьев, строительный материал для гнезд предпочитают, на какой высоте селятся, особенности размещения и т.д.); Учет птиц (видовое разнообразие, примерное количество); Влияние лесных зверей (лося, косули, бобров и т.д.) на древесную растительность. Изучение следов, продуктов жизнедеятельности различных лесных зверей. |
5. Воспроизводство лесов; |
Лесные питомники. Виды питомников. Посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращиваемый в питомниках и его значение. Основные хозяйственные части (отделения питомника). Система обработки почвы в лесных питомниках. Севооборот в питомниках. Применение удобрений. Способы лесовосстановления. Искусственное лесовосстановление (подготовка почвы под лесные культуры, виды агротехнических уходов, их цели и условия применения). Содействие естественному возобновлению леса, способы его производства. |
6. Лесная таксация; |
Таксационные показатели ствола дерева. Инструменты для измерения толщины ствола дерева: мерные вилки различных конструкций, их устройство, техника работы с ними. Правила измерения толщины растущего дерева. Соотношение между диаметром на высоте пня и на высоте груди (1,3 м.) Измерение высоты дерева. Таксация насаждения. Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждений. Таксационные показатели насаждения: состав, полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и возраст, густота и сомкнутость полога древостоя, класс товарности, бонитет и запас. Ознакомление в натуре с таксационными показателями насаждения и способами их определения. Практическое занятие: ознакомление в натуре с правилами отвода лесосеки. |
7. Защита леса; |
Основы лесной фитопатологии. Понятие о болезнях растений и их причинах. Типы заболеваний древесных пород и кустарников. Иммунитет растений. Классификация лесозащитных мероприятий. Биологические, химические, биофизические и механические методы борьбы. |
8. Охрана леса. |
Основы лесной пирологии. Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Характеристика лесных горючих материалов. Особенности различных видов и форм лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах. Противопожарные мероприятия. Ведение разъяснительной и пропагандистской работы. Тактика тушения лесных пожаров. Средства пожаротушения. Авиационная служба охраны леса. |