Введение
Каждую секунду в мире появляется 3,8 кг «экологически безвредного мусора»: объедки, яичная скорлупа, кожура от картофеля и прочее. Он составляет 29 % от среднестатистической мусорной корзины современного человека. Что же касается других составляющих, то 25% - это картон и бумага, 13% - стекло, 11% - пластик, 4% - металл и 18% - другие материалы. Если не предпринять меры, то мусор заполонит всю Землю. [1]
Поэтому вопросы утилизации отходов и мусора на всей планете беспокоят граждан всего мира и нашей страны. Небезразлично к этой проблеме и молодое поколение, ведь нам дальше жить на этой Земле, и какой она будет через 100 лет, зависит от нас. Тема работы актуальна и современна. Я решил на примере села Нижегородка рассмотреть важность утилизации мусора и оздоровления окружающей среды.
Экологические проблемы сегодня волнуют не только жителей городов-мегаполисов, но и тех, кто живет деревенской местности.
Проходя с друзьями по своему селу, мы увидели очень много мусора на обочинах дорог, в оврагах, а также около реки Дема, которая протекает вблизи нашего села Нижегородка. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок, различная бытовая техника свалены на берегу нашей реки и в лесу, и в оврагах. Самое печальное то, что большинство людей не понимает и не хотят понимать, что это ведёт к серьёзным проблемам и вернётся в наши дома в виде загрязнённой воды и ядовитого воздуха. Выбрасывая мусор, брезгливо хотим избавиться от него. И ни один не задумался, что с ним будет дальше. Ведь будущее нашего села зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого, необходимо, чтобы жители сделали шаги для улучшения экологического состояния села.
Цель: изучить причины загрязнения окружающей среды села Нижегородка твердыми бытовыми отходами (мусором), способы их утилизации и разработать предложения по проведению мероприятий по оздоровлению экологии.
Задачи:
-выявить экологические проблемы нашего села;
-узнать, какую роль играет вода в жизни всего живого на Земле и какие меры принимает человек для охраны водных ресурсов;
-определить объём и состав мусора;
-определить возможные меры по ликвидации мусора;
- выяснить отношение учащихся к проблемам экологии;
- воспитывать в себе и других бережное отношение к природе;
- проанализировать литературу по теме исследования;
- разработать рекомендации по оздоровлению природы.
Объект исследования: территория села Нижегородка.
Предмет исследования: экологическая культура жителей села Нижегородка.
Методы исследования:
- поисковый;
- анкетирование;
- словесный (изучение литературы по данной проблеме, анализ, опрос);
- наблюдение;
- эксперимент.
Загрязнение окружающей среды
Загрязнение природы – общая проблема всех стран. Окружающая среда- это то, что ест, пьет, чем дышит человек. Равнодушие и бездействие может привести к экологической катастрофе на планете.
Загрязнением окружающей среды - это ущерб нанесенный природе, почве, воздуху, воде, привнесение в нее чуждых веществ и элементов. [2]
Чистая природа – ценный дар, для живущих на Земле людей. Ежегодное увеличение объемов мусора и отходов, отнимает большие площади, делая их непригодными для проживания. Загрязнение планеты оказывает влияние на несколько областей:
- биосфера.
- почва.
- гидросфера.
Каждый вид несет серьезную угрозу окружающей среде, нанося ей непоправимый вред. Источники загрязнения окружающей среды – это естественные или искусственно созданные объекты, распространяющие загрязнители.
Загрязнение атмосферы
Повышение в атмосфере веществ, несвойственных ей по составу, ведет к изменениям структуры. Главные источники загрязнения – предприятия, выхлопы транспортных средств, бытовые отходы
Над крупными городами атмосфера загрязнена на высоту 1-1,5 км и не пропускает до 25% солнечного света.
Загрязнение почвы
Негативное влияние на почвы происходит постоянно. Источниками могут быть естественные причины, но основными, становятся плоды жизнедеятельности человека. Виды загрязнений почвы:
- тяжелые металлы;
- продукты нефтеперерабатывающих предприятий;
- химикаты, используемые сельским хозяйством;
- стоки промышленности и животноводческих комбинатов;
- бытовые отходы;
- выбросы транспорта;
- радиация.
Опасные вещества из грунта попадают в водоемы, атмосферу, а затем в продукты питания. Чем сильнее человек загрязняет природу, тем больший вред наносит себе.
Загрязнение воды
Причинами негативного влияния на воду становятся естественные и антропогенные отходы. Природные естественные загрязнения такие, как штормы, цунами смывают мусор с почвы. Реки, озера заполняются бытовыми и промышленными отходами. Сброс стоков меняет структуру воды. Она насыщается химическими элементами сельскохозяйственных удобрений. Негатива добавляют бытовые отходы. Мировой океан пополнился островами из выброшенного пластика, срок разложения которого исчисляется столетиями.
Более 500 млн. человек на планете страдают тяжелыми заболеваниями в результате употребления некачественной воды. [3]
Основные виды загрязнения
Загрязнение среды постоянно происходит под влиянием деятельности человека. Меняется климат, появляются новые болезни. Основные виды загрязнителей разделяются на 4 типа:
- химические.
- механические.
- физические.
- биологические.
Причинами этих процессов стало развитие цивилизации.
Химические
Атмосфера насыщается химикатами промышленных, нефтеперерабатывающих предприятий. Они разносятся ветрами по планете. Устойчивость химических веществ позволяет проникнуть в почву, подземные воды, происходит их накопление.
Сельскохозяйственные удобрения при поливе заполняют водоемы, пропитывают грунт. Мигрируя по цепочке, они проникают во все области природы, попадают в организм человека.
Механические
Объемы мусора увеличиваются на 3-4% за год. Для хранения только 1 тонны отходов нужна площадь около 5 м². Поэтому ежегодно сотни тысяч гектаров земли оказываются заваленными мусором. Среди них:
- полимеры, пластик;
- автомобильные шины;
- упаковки из-под аэрозолей;
- ТБО предприятий.
Отходы при хранении и утилизации отравляют воздух пылью, дымом, туманом. Вред, который наносят механические загрязнения, поражает масштабностью. Они меняют климат, поглощая солнечные лучи. Влияние на человека выражается болезнями бронхов, легких, которыми страдают 4% населения.
Физические
Воздействие, вызывающее изменение температуры климата, освещенности и жизни живых организмов, является итогом физического фактора. К нему относятся: радиоактивные; шумовые; тепловые; электромагнитные.
Биологические
Загрязнения биологического характера окружающей среды происходят, когда появляются микроорганизмы, несвойственные данной области. Это приводит к эпидемиям инфекционных болезней.
Несоблюдение правил безопасности научными лабораториями тоже становится причинами биологических загрязнений. Также источниками могут стать: канализационные сети, больные животные, зараженные растения, мусорные полигоны. Биологическое загрязнение окружающей среды проявляется вспышками чумы, холеры, оспы, сибирской язвы.
Основные причины загрязнения окружающей среды
Катаклизмы происходит по естественным или антропогенным причинам. Первое проходит без участия людей, как результат сильных природных явлений. Антропогенные причины заключаются в том, как человек своей деятельностью загрязняет окружающую среду. Каждое из них несет большую угрозу.
Естественные источники загрязнения
Естественные причины вызывают явления, влияющие на окружающую среду. Из космических глубин до Земли доходят выбросы солнечной энергии, повышая уровень магнитных волн.
Извержения вулканов покрывают пеплом почву, убивают растения и животных. Смерчи разрушают плодородный слой, поднимают сотни тысяч тонн пыли, штормы и цунами смывают с земли отходы.
Но есть много факторов загрязнения человеком окружающей среды.
Антропогенные источники
Вред, который наносится природе, увеличивается год от года. Научно-технический процесс, увы, не идет на пользу окружающей среде.
Человек и природа тесно связаны между собой. Потребительское отношение к среде обитания несет вред самому человеку.
Негативное влияние человечества на окружающую среду
Лес – это легкие планеты. Вырубка его миллионами гектаров, уменьшает процент атмосферного кислорода. Почти 70% зеленых насаждений гибнет из-за лесных пожаров. Летом 2019 года на территории Сибири выгорело около 3 млн. гектаров леса. Основной причиной стала попытка скрыть незаконную вырубку и продажу ценной древесины.
Океаны ежегодно пополняются на 10 млн. тонн отходов. Для добычи полезных ископаемых строятся тысячи платформ непосредственно в море. Аварии на танкерах приводят к разлитию нефтепродуктов.
Один автомобиль ежегодно выбрасывает углекислый газ по количеству равный его массе. В нем содержится почти 350 ядовитых веществ.
Равнодушное отношение к среде обитания отнимает у человечества богатые водные ресурсы. Деятельность человека погубила знаменитое Аральское море, занимавшее 4 место по величине в мире, славившееся рыбными запасами.
Ежегодно до 5 лет не доживают 1,8 млн. детей из-за проблем с загрязнением окружающей среды. [3]
Последствия загрязнения окружающей среды
Изменения в окружающей среде наносят вред человеку, флоре и фауне Земли. Загрязнение природы не ощущается сразу, оно имеет далеко идущие последствия, влияющие на разные сферы: глобальное влияние; живые организмы; изменение климата; неплодородные земли; озоновый слой;
Негативные процессы могут полностью разрушить экосистему планеты, сделав ее непригодной для проживания.
Глобальное влияние на окружающую среду
Пренебрежительное отношение к природе выражается увеличившимися выбросами промышленности и сельского хозяйства. Насыщая биосферу, они нарушают баланс углекислого газа. За последние 3 года глобальное загрязнение выросло на 20%.
Мировой океан теряет морские ресурсы от повышения концентрации свинца, мышьяка, радиоактивных веществ. Огромные площади водной поверхности покрываются нефтяной пленкой, не пропускающей кислород.
Гектары плодородной земли занимают мусорные полигоны, отравляющие водоемы, грунт и почву.
Воздействие на живые организмы
Нечистоты среды обитания оказывают опасное влияние на живые организмы. Химические вещества, проникают через дыхательные пути, вызывают острые отравления, болезни легких, потерю зрения.
Рыбы, животные, поедая отравленный корм, гибнут. Ядовитые выбросы заставляют мигрировать пчелиные семьи в поисках чистых мест обитания. Свою лепту вносят шумовые загрязнители. Органы слуха реагируют на повышение звукового давления, что ведет к глухоте, истощает нервную систему.
Изменение климата
Природные процессы связаны между собой. Нарушение экологического равновесия планеты, ведет к резкому изменению климата. Перенасыщение биосферы большим количеством углекислого газа, вызывает парниковый эффект, как последствие загрязнения. Тают ледники, окисляются воды океанов.
За 5 лет таяние ледников в Антарктике возросло в 3 раза.
Изменение климата- серьезная проблема загрязнения планеты.
Неплодородные земли
Неправильное ведение сельского хозяйства, чрезмерное увлечение химическими удобрениями истощает почву. Усиливается процесс эрозии, что ведет к образованию оврагов, оползней.
Мусорные свалки, наращивая объемы, занимают все большие площади. Отравленная земля теряет плодородность. С огромной скоростью наступают пустыни, неся голод населению пострадавших районов.
В мире остро стоит вопрос о плодородии земли.
Истощение озонового слоя
Глобальной проблемой становится уменьшение озонового слоя. На земную поверхность проникает ультрафиолетовое излучение, превышающее норму. Увеличивается покров смога над планетой. Это вызывает болезни кожи, раннее старение, вирусные, инфекционные заболевания.
Нарушается синтез растительности водоемов, что приводит к снижению корма для морских обитателей. Большое количество ультрафиолета тормозит рост флоры.
Мероприятия по сохранению природы заботят экологов всего мира. Необходимо найти методы, способные бороться с основными промышленными, бытовыми, радиационными, шумовыми источниками загрязнения окружающей среды. [4]
Утилизация и переработка отходов
Мусорные объемы ежегодно увеличиваются. Его нужно утилизировать и перерабатывать, чтобы уменьшить воздействие на природу. Сжигание утиля - не выход из сложившейся ситуации. Продукты горения усугубят проблему. Применение современных способов уничтожения и переработки сохранит экологию от загрязнения.
Уменьшение количества промышленных выбросов и отходов
Для снижения отходов промышленности следует разрабатывать и внедрять очистные сооружения. Они могут стать основными способами борьбы с вредным влиянием на природу
Высадка зеленых насаждений
Надежная защита от загрязнения окружающей среды, проведение мероприятий по озеленению. Деревья, кустарники, газоны, высаженные на улицах городов, вдоль оживленных дорог, на территориях предприятий омолодят природу, очистят воздух, обогатят его кислородом.
Тень от них защитит от ультрафиолетового излучения. Растительность задержит мелкодисперсные аэрозольные частицы, пыль. Деревья поглощают волны, уменьшают уровень городского шума.
Дополнительная информация. Хвойные растения задерживают в год до 35 тонн пыли, лиственные до 70 тонн. [5]
Законодательные меры
Природные ресурсы охраняются законодательством Российской Федерации. Для предотвращения загрязнения окружающей среды, закон предусматривает имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Предприятие, нарушившее закон по охране окружающей среды, несет материальное наказание, вплоть до приостановки деятельности. [6]
2.2. Загрязнение окружающей среды в с. Нижегородка
Село Нижегородка Уфимского находится на правом берегу реки Дема.
По красоте его можно назвать райским уголком. Находясь недалеко от Уфы, можно восхищаться красивой природой этой местности. Только отдыхающие туристы часто оставляют горы мусора после себя. Страшно смотреть на эту картину. Вместо того, чтобы утилизировать отходы, сельчане и туристы решили выбрасывать мусор, главное, подальше от своего дома: в пустоты, в пропасти, в реки, озера, в лес, тем самым оказывая пагубное влияние на флору и фауну этих мест.
На наших свалках можно увидеть мусор разного происхождения: пластиковые бутылки, бумага, мешки, старая техника. В селе население экологически неграмотно и потребительски относится к природе. Это доказывается тем, что бытовой мусор выбрасывается куда и где угодно. Одно радует: в последние годы глава администрации села разместил контейнеры для мусора, куда люди бросают отходы. Оттуда каждый день мусор вывозится. Это конечно радует, но среди мусора имеются железо, древесина, картон и бумага, текстиль, кожа и кости, резина и металлы, бытовой мусор, стекло и пластмассы, полиэтилен и др. А ведь бумага – 2, склянки – 90, полиэтилен – 200, стекло – 1000 лет не распадаются. Гниющий мусор является благоприятной средой для множества микроорганизмов, которые могут вызывать инфекции и заболевания. Загнивая бытовые отходы выделяют в почву и в воду ядовитые вещества. Ведь это же открытый источник воды - один из притоков Белой. Что же будет дальше, если его загрязняют прямо с истоков!?
3.1. Исследование проблемы и поиск путей решения
Чтобы найти пути решения этой проблемы, я решил составить план работы (от частного к общему):
Узнать, какой мусор выбрасывает чаще всего семья и сколько кг мусора в среднем выбрасывает один человек в селе за 1 день.
Проведение анкетирования по теме: «Мусор и его утилизация»
Ознакомление одноклассников с таблицей 1, в котором указано время перегнивания часто выбрасываемого мусора и токсические вещества, выделяемые при их перегнивании.
Разработка рекомендаций по утилизации мусора и памятки для учащихся.
Мой личный вклад.
3.2. Выводы и рекомендации
По моим просьбам соседи и знакомые не выбрасывали мусор в течение недели. Сделав анализ мусорного ведра, мы сделали следующие выводы:
Бумага - 8 кг;
Строительный мусор - 21 кг;
Стеклянная тара-3 ш. - 4,5 кг;
Крышки, железные банки, проволоки и т.д. - 12 кг;
Памперсы-35 шт. - 27 кг;
Пластмасса - 6 кг;
Пищевые отходы - 0,5 кг;
Кости - 5,3 кг;
Пакеты - 30 шт. -1,2 кг;
Прочее -11 кг.
1. В течение недели 21 человек выбрасывает 96,5 кг мусора, в день – 13,7 кг. Мы пришли к выводу, что в среднем в день один человек из селения выкидывает 0,65 кг мусора, что на 0,13 больше чем в прошлом году. Цифра кажется мизерной, но посчитав сколько кг выбрасывают в общем все сельчане, накапливается приличная цифра. К великому сожалению, в 2022 году люди стали выбрасывать на 27 % процентов больше, чем в 2021. Это связано больше тем, что люди начали создавать уют в своих домах, тем самым увеличив количество выбрасываемых строительных отходов. А также дети все больше и больше предпочитают питаться с магазина, покупая все с красивыми упаковками, впоследствии чего упаковка оказывается на свалке.
2. Я провел анкетирование у одноклассников. на тему: “Мусор и его утилизация”. Участие приняли 10 человек.
Из диаграммы видно, что большинство одноклассников беспокоит проблема мусора, они согласны собирать его, сортировать мусор и сдавать в пункт приема вторсырья.
3. При анкетировании я раздал листовки с информацией о времени перегнивания разных материалов и о вредных веществах, выделяемых ими при перегнивании. А также раздал листовки с информацией, где можно применять те или иные предметы, которые выбрасываются.
4. В октябре 2022 года было проведено обследование территории с. Нижегородка.
Было обнаружено 5 свалок (помимо хаотично разбросанного мусора).
Общий объём- установить не удалось.
Состав свалок: пищевые отходы, стекло, шкуры и трупы животных, строительный мусор, пластик, тряпьё, железо, полиэтилен, макулатура и т.п.
Возраст – около 1 –50 лет.
3 свалки можно ликвидировать вручную, а 2 – с помощью погрузочных средств. (Фото 1, 2, 3, 4)
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
5. Выводы и рекомендации:
а) штрафовать жителей за несанкционированный выброс мусора;
б) регулярно организовывать субботники;
в) сортировать мусор;
г) отвести специальное место для мусора и оградить его от смывания и животных;
д) вычистить водоемы от мусора;
е) проводить беседы с населением о вреде свалок;
ж) вычистить весь лес и поля от мусора;
з) посадить деревья;
и) следить за тем, чтобы около школы и магазина дети не выбрасывали обертки и бумагу.
А также была составлена памятка для школьников. Все школьники ознакомлены с ней. Если каждый из нас будет выполнять эти правила, мы думаем, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
6. Лично я с одноклассниками регулярно участвую в субботниках. Мы собираем мусор и сажаем деревья. А также расчистили территорию около 3 мусорных контейнеров. Участвую во многих мероприятиях. Мы также разрабатываем мероприятия по патрулированию и картированию несанкционированных свалок, с тем, чтобы не только выявить их размещение на территории леса, водоемов, полей, посёлка, но и проанализировать возможные причины возникновения, предложить корректирующие мероприятия и меры по ликвидации.
Так как для эффективного решения исследуемой проблемы необходимо объединение административных и общественных усилий, предоставляю результаты мониторинга загрязнения территории с. Нижегородка Главе Администрации и Совету депутатов поселения с предложением о размещении мусоросборных контейнеров по раздельному сбору непосредственно на территории села.
В рамках районной акции «Пластику вторую жизнь!» наша школа приняла активное участие. Был установлен специальный пакет для приема пластиковой тары и 1 раз в месяц, начиная с сентября приезжает машина и забирает это вторсырье.
Решать проблему безопасной утилизации мусора нужно общими силами. Надо строить заводы для переработки и безопасного сжигания мусора. Построить заводы в каждом городе. И в каждом районе открыть пункты приема макулатуры. Хорошо было бы создать такую машину, которая с помощью тепла выделяемого при сжигании мусора, отапливала бы школы, детские сады и жилые дома. Это поможет не только утилизировать мусор, но и сохранить природные ресурсы.
В с. Зубово открылся пункт приёма вторсырья. Бокс сбора вторичных материалов находится на ул. Серебряная, 70. (Фото 5) Точку приема вторсырья установил региональный оператор — компания «bardaka.net». Переработка вторсырья полезна не только для экологии, но и для бюджета жителей района. Именно сюда все желающие могут сдать бумагу, пластик, пленку и даже стекло и получить за это деньги.
Фото 5
Заключение
Окружающая среда постоянно подвергается загрязнениям. Среди них естественные и антропогенные причины.
Деятельность человека ведет к негативным последствиям от загрязнения:
- вырубка лесов снижает уровень кислорода;
- атмосферные выбросы предприятий и транспорта – причина тяжелых болезней среди детей и взрослых;
- загрязнение водоемов приведет к нехватке пресной питьевой воды;
- почва, впитавшая химикаты, пестициды становится источником некачественных продуктов питания;
- из-за гибели водоемов деградирует почва, происходит опустынивание, миграция населения.
Совокупность источников несёт серьезную угрозу экосистеме планеты. Человечеству пора задуматься над решением проблемы по загрязнению и восстановлению окружающей среды.
Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор. Пока человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок; вторичное использование отходов;
сжигание отходов. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Одна из проблем заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло – должно находиться отдельно. В России "мусорная тема", как никогда, актуальна. О проблеме мусора говориться много, а делается недостаточно. А он всё накапливается и накапливается. Улицы городов, посёлков, обочины дорог уже невозможно представить чистыми.
А, что же на счет моего селения. Даже если сортировать мусор, его дальше негде перерабатывать (малое количество можно переработать своими силами). Остается только стараться меньше выбрасывать вещи, давать им вторую жизнь, вместо того чтобы выбрасывать. А весь мусор собрать раздельно и вывезти в соседнее с селом Нижегородка с. Зубово в пункт приема вторсырья, посадить деревья, очистить берега водоемов от бытовых отходов.
Список использованной литературы
Ашихмина Т. Я. - «Школьный экологический мониторинг». «АГАР», 2000.
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. “Глобальная экология” - Просвещение, 2001.
Закон РФ «Об отходах производства и потребления».
Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студ. Высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.
Крикунов Е. А., Пасечник В.В. “Экология” - Дрофа, 2001.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. I: Пер. с англ./Под ред. Ягодина Г.А. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – 256 с.