Введение
Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. В жизни, в природе никогда не бывает тишины! Звук даёт возможность человеку слушать всё: от шорохов и дуновений ветра, до раскатов грома и рёва моторов. Через звук человек воспринимает окружающий мир, постигает его. Благодаря звуку у человека есть возможность общаться, слушать речь и самому её воспроизводить. А самое главное – звуки рождают музыку, и люди способны не просто воспринимать мелодию, а наслаждаться ею, вслушиваясь в каждую её частичку, «любоваться» ею, как произведением искусства.
Но, иногда находясь рядом с человеком, который слушает музыку в наушниках, вы невольно начинаете слушать эту музыку вместе с ним, настолько громко она звучит. Нередко можно наблюдать подростков, которые впадают в транс от децибел и не слышат, что им говорят окружающие.
Актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений, так как в последнее время я наблюдаю резкое увеличение числа подростков, которые ходят с наушниками в школе, на улице. А ведь большинство подростков, увлекающихся слушанием музыки через наушники, не подозревают, насколько это опасно для их здоровья, не задумываются, что это может в дальнейшем привести к потере слуха, нанести непоправимый вред их здоровью.
Проблема: Многие школьники пользуются наушниками, но не знают, что может ожидать их в дальнейшем.
Цель: исследовать влияние наушников на слух человека
Задачи:
1. Изучить литературу о типах наушников и их влиянии на слух человека;
2. Измерить остроту слуха у учащихся;
3. Определить изменение работоспособности учащихся при прослушивания музыки через наушники;
4. Предложить рекомендации для прослушивания музыки через наушники.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме, эксперимент, опрос, анализ, обобщение и описание.
Гипотеза: Наушники негативно влияют на организм человека.
Объект исследования – наушники.
Предмет исследования – влияние прослушивания музыки через наушники на организм человека.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на занятиях по физике, биологии, на классных часах по сохранению здоровья, а также будут интересны всем увлекающимся современными технологиями.
Влияние наушников на здоровье человека
Влияние звуков на организм человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука на функции организма изучает целая отрасль науки – аудиология.
Звук – колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах. Человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц [1. С.198].
Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких звуков мышцы сокращаются и при помощи слуховых косточек перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо [8] (Приложение 1). Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Отоларингологи считают, что очень сильный шум (свыше110 дБ) может стать причиной так называемого шумового опьянения – агрессивного, возбуждённого состояния, а впоследствии привести и к потере слуха [3. С. 272]. Иными словами, любимые многими дискотеки с уровнем 100-120 дБ – это серьёзное испытание для ушей. Сначала человек перестает различать высокие звуки, затем перестаёт слышать стрекотание кузнечиков, пение цикад. Со временем слух становится все хуже, вплоть до полной потери.
Наушники – устройство для персонального прослушивания звуковой информации. Одним из неоспоримых преимуществ прослушивания музыки в наушниках перед акустическими системами является способность различать гораздо большее количество мелких музыкальных деталей. Однако нужно помнить, что без соблюдения определённых мер предосторожности человек рискует утратить эту способность навсегда. [7].
Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона «Walkman» из японской компании «Sony» задумывались над тем, что их изобретение приведёт через несколько лет к возникновению целых поколений людей, потерявших слух смолоду. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях. Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 децибелами, а компания «Sony» применяет в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости [8].
Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провёл исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Результаты этого исследования были опубликованы в декабрьском номере научного журнала «Ear and Hearing» за 2004 год. Учёный пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. Так вкладыши, поставляемые в комплекте с плеерами Apple iPod, повышают уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ [5].
Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждения слуха [4].
Журналист А.Евтушенко приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35-45 дБ. После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму [11].
Другой важный момент – вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, – в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несется машина, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого «раздвоения» можно просто упасть на ровном месте. Объясняется это тем, что вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе [7].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбранная мной для исследования тема широко обсуждается в Интернет-сообществе. Существуют различные мнения по данной проблеме, но большинство исследователей едины в том, что прослушивание музыки в наушниках наносит непоправимый вред здоровью человека в случае неправильного выбора наушников и несоблюдения определённых рекомендаций по их использованию.
Защитные наушники – устройства для покрытия ушей и защиты от внешних воздействий. Изобрел такие наушники в 1873 году Честер Гринвуд, когда ему было 15 лет. Существует два вида современных защитных наушников – утеплённые и противошумные [6].
Динамические наушники – устройство для персонального прослушивания звуковой информации. Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссёры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров [9].
Изобрёл самые первые в истории наушники Натаниэль Болдуин, причём дома на кухне. Собрал он их из разных частей телефона, а изобретение это датируется 1910 годом.
Но первые мониторные наушники были созданы не так давно, в 1958 году. Свою новинку тогда представили Джон Косс и Мартин Лангом, первые наушники были созданы для авиации и очень быстро стали настоящим хитом. С помощью наушников были продемонстрированы возможности первого HI-FI фонографа, который, к сожалению не имел особого успеха у публики. Первая модель стерео наушников - прародителей DJ наушников имела название SP-3, выпустив эти наушники, Джон Косс стал основателем индустрии персонального прослушивания музыки.
По типу конструкции различают четыре вида динамических наушников.
Мониторные – наушники, полностью закрывающие уши, а иногда и половину головы. В таких наушниках значительная степень рассеивания, так как большая часть звука упирается в ушную раковину и доходит до барабанной перепонки окольными путями. К тому же такие наушники по своей структуре обладают очень хорошей звукоизоляцией, что позволяет лучше слышать музыку при посторонних шумах, и вы сделаете звук тише за ненадобностью (Приложение 2, рис. 1) [11].
Накладные – уменьшенный вариант мониторных наушников, не обхватывающие ухо, а всей своей полостью прилегающие к нему. По размерам они обычно меньше мониторных, отчего звук становится более концентрированным, рассеивание гораздо меньше, но звуковая изоляция ухудшается. (Приложение 2, рис. 2).
Вставные – самый распространённый тип наушников, прилагающийся к большинству покупаемых mp3-плееров и сотовых телефонов. (Приложение 2, рис. 3). Звук в таких наушниках более концентрирован с расчётом, что почти вся выходная мощность идёт в ушное отверстие. Звукоизоляции в этом случае вообще никакой – очень хорошо слышно происходящее вокруг сквозь незакрытые наушником бока, а иногда и сквозь сам наушник.
Внутриканальные – постоянно набирающий популярность тип наушников, продвигаемый телефонами серии Sony Ericsson Walkman (Приложение 2, рис. 4). Эти наушники являются абсолютным злом для вашего слуха и абсолютным добром для чистоты звучания. Концентрация звука в таких наушниках 99 %, потому что они вставляются прямо в ушной проход, минуя все закоулки, и звуковая волна стреляет прицельно в беззащитную барабанную перепонку [4]. Стоит отметить, что внутриканальные наушники закрывают внутризвуковой проход, а в наружном звуковом проходе есть железы, которые вырабатывают серу. Наушники давят на кожу наушного звукового прохода, раздражают её и приводят к тому, что сера наружного звукового прохода вырабатывается всё больше и больше и там утрамбовывается [2. С. 25; 11].
Стоит отметить, что существуют и другие виды классификация наушников: по способу передачи электрического сигнала, по количеству каналов, по типу крепления и др. Какие наушники использовать – дело каждого человека. Нужно создать себе такое правило: хорошей громкостью является такая, когда во время прослушивания музыки вы можете хорошо слышать речь рядом стоящих людей (спокойный голос).
Практическая часть
В ходе работы над данной темой было проведено анкетирование среди учащихся 9-х классов в 2020-2021 учебном году МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района с целью изучения, насколько учащиеся подвержены воздействию музыки.
В анкетировании участвовало 20 учащихся. Вопросы анкеты приведены в Приложении 3. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. 93 % учащимся нравится слушать музыку.
2. У 54 % респондентов всегда меняется настроение, когда они слушают музыку.
3. 27 % опрошенных учащихся выполняют уроки, слушая музыку.
4. 54 % респондентов слушают музыку через наушники 1-2 часа в день, 33 % респондентов 3-4 часа в день, 13 % – более 4 часов в день.
5. 7 % опрошенных учащихся замечают у себя снижение слуха.
6. 27% респондентов отдают предпочтение поп-музыке, 22 % рок музыке, 12 % слушают классическую музыку, а 7 % – клубную (Приложения 5).
Вывод: у более половины учащихся меняется настроение от прослушивания музыки, при этом около полвины из них слушают музыку в наушниках более 1-2 часов в день, многие при этом ещё выполняют домашнюю работу. Следовательно, учащиеся нашей школы плохо информированы о возможных последствиях использования различных типов наушников, поэтому я решила продолжить изучение вопроса о влиянии наушников на здоровье человека.
В 2021-2022 учебном году было проведено анкетирование среди учащихся 10-11-х классов МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района с целью изучения вопроса о предпочтении учащимися различных видов наушников и их влиянии на организм человека. В анкетировании участвовало 20 учащихся. Вопросы анкеты приведены в Приложении 4. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. Все респонденты хотя бы один раз пользовались наушниками для различных целей.
2. 22 % опрошенных учащихся отметили, что у них всегда меняется настроение, когда они слушают музыку.
3. 47 % респондентов слушают музыку через наушники 1-2 часа в день, 23 % респондентов 3-4 часа в день, 30 % – более 4 часов в день.
4. 37 % – респондентов пользуются внутриканальными наушниками, 36 % – вставными, 14 % – накладными и 13 % – мониторными.
5. 10 % опрошенных учащихся замечают у себя снижение слуха.
6. 7 % респондентов отдают предпочтение поп-музыке, 6 % рок- музыке, 1 % слушают классическую музыку, а 7 % – клубную (Приложение 5).
Вывод: за прошедший год число учащихся, слушающих музыку через наушники более 4 часов в день, увеличилось в 2,3 раза. Причём большая часть из них пользуется самыми опасными (внутриканальными и вставными) наушниками. Увеличилось и число учащихся, которые отметили у себя снижение слуха, поэтому необходимо подготовить и провести серию классных и информационных часов о влиянии наушников на здоровье человека. Стоит отметить, что за прошедший год у учащихся изменились музыкальные предпочтения.
В 2020-2021 учебном году было проведено анкетирование родителей 9«Б» класса МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района, в котором приняло участие 12 респондентов. Вопросы анкеты приведены в Приложении 6. Анализ анкетирования родителей показывает:
1. 100 % опрошенных родителей указывают, что их дети пользуются наушниками.
2. 17% респондентов считают, что музыку лучше слушать через наушники.
3. 92% опрошенных родителей указывают, что прослушивание музыки через наушники может вызвать головную боль.
4. 16 % респондентов указывают, что их дети прослушивают музыку через наушники 3 - 4 часа, 42 % – считают, что их дети тратят на это 1-2 часа.
5. 8 % опрошенных родителей замечают у своих детей снижение слуха.
6. 16 % респондентов считаю, что менее опасными являются вставные
наушники, 34 % опрошенных родителей затруднились ответить на этот вопрос (Приложение 7).
Вывод: большинство родителей считают, что прослушивание музыки через наушники может вызвать головную боль, но половина опрошенных родителей не имеют представления о самых опасных типах наушников. Следовательно, необходимо провести разъяснительную работу среди родителей по данной теме. При анкетировании обнаружено противоречие при ответе на вопрос: «Как часто вы слушаете музыку в наушниках?» (Приложение 7).
Врачи отоларингологи отмечают, что в среднем за последние годы число подростков, у которых наблюдается снижение слуха, не изменилось, но увеличилось число молодых людей с инфекционными заболеваниями ушей. Одним из факторов, способствующих возникновению таких заболеваний, является прослушивание музыки в наушниках, так как довольно часто одними наушники могут пользоваться несколько ребят. Стоит помнить, что наушники – это индивидуальное устройство, а наушники, побывавшие в ушах других людей, могут стать разносчиками инфекции.
Измерение остроты слуха
Перед проведением эксперимента, я решила узнать насколько работающие наушники разных типов изменяют уровень звука с помощью ЛабДиска. Измерения показали, что работающие на максимальной громкости наушники всех типов не вставленные в уши, незначительно изменяют уровень звука, который соответствует уровню звука обычного разговора (Таблица 1 приложения 1).
Вывод: сами по себе работающие на максимальной громкости наушники любого типа не оказывают негативного влияния на слух. Негативное влияние на слух оказывает близкое расположение наушников к слуховым каналам и высокое давление уровня звука.
В эксперименте по измерению остроты слуха приняли участие 10 обучающихся, 5 из которых по результатам анкетирования слушают музыку через вставные и внутриканальные наушники более 5 часов в день. Тип наушников и громкость музыки выбирались самими учащимися.
1. Первоначально я оценивала остроту слуха с использованием механических часов. Для этого подносила к уху механические часы с секундной стрелкой и измерила линейкой, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки. Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-20 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха испытуемого снижена [10]. Результаты исследования заношу в таблицу (Приложение 8).
Вывод: после прослушивания музыки через наушники острота слуха снизилась. Стоит отметить, что при использовании внутриканальных и вставных наушников разница в показаниях оказалась больше, чем при использовании мониторных и накладных наушников.
Далее я оценивала остроту слуха с помощью речевой аудиометрии. Я стояла на некотором расстоянии от исследуемого, при этом ему запрещается смотреть в мою сторону. Во время исследования каждое ухо проверяют по отдельности, для чего противоположное ухо «выключается» путём введения трещётки Барани в наружный слуховой проход (в нашем исследовании слуховой проход плотно закрывался рукой). Затем исследующий (я) произносит цифры нормальным голосом и шепотом. Слух считается нормальным, если шепотная речь различается на расстоянии 6-7 м [12]. В эксперименте приняли участие 5 обучающихся, которые по результатам анкетирования слушают музыку через вставные и внутриканальные наушники более 5 часов в день таблица 4 (Приложение 9).
Вывод: у одного ученика выявлено снижение слуха, ему необходима консультация у врача отоларинголога.
Влияние звуков на физиологическое состояние человека
Для проверки влияния музыки на работоспособность обучающихся проводится мини-эксперимент. Испытуемые решают несколько несложных заданий из таблицы 5 (Приложение 9). Затем они надевают наушники и решают задания аналогичного характера, но под сопровождение музыки. Результаты исследования заносим в таблицу 3 (Приложение 8).
Вывод: при прослушивании музыки через наушники у большинства учащихся незначительно произошло ухудшение работоспособности, на выполнение заданий им потребовалось больше времени и увеличилось число допущенных при решении примеров ошибок. Стоит отметить, что в ходе исследования у некоторых ребят, которые пользовались накладными и мониторными наушниками, произошло увеличение работоспособности (в таблице выделены жирным шрифтом).
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что динамические наушники за историю своего развития сильно изменились. Классифицируются наушники по разным критериям, но пользователю больше знакома классификация по типу конструкции: мониторные, накладные, вставные, внутриканальные. Проанализировав различные интернет источники, проведя измерение остроты слуха, исследовав изменение работоспособности учащихся при прослушивании музыки через наушники, можно сделать следующие выводы:
· Наиболее опасными являются вставные и внутриканальные наушники, что подтверждает гипотезу моей работы.
· Перепады звукового давления, создаваемые наушниками, наносят вред нашему организму незаметно для нас.
· Наушники наносят вред здоровью человека при неправильном их использовании.
· Человек, слушающий громкую музыку, может не заметить движущийся транспорт и создать аварийную ситуацию на дороге.
· Необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся и их родителей по данной теме. Для этого нужно разработать классные часы и родительские собрания.
Моя гипотеза нашла свое подтверждение и в наших микроисследованиях, в ходе которых мы установили, что наушники отрицательно влияют на здоровье человека.
Конечно, полностью отказаться от использования наушников в повседневной жизни невозможно, но необходимо выполнять простые правила, которые помогут сохранить слух. Необходимо рассказывать и объяснять ребятам, родителям, что неправильное их использование наносит непоправимый вред организму..
И хотя на сегодняшний день нет однозначных данных, указывающих на необратимые изменения слуха при прослушивании музыки через наушники, считаю разумным не пренебрегать возможностью уберечь свой слух от звуковых ударов и советую придерживаться следующих рекомендаций:
1. Лучше всего использовать для прослушивания музыки мониторные или накладные наушники.
2. Не отключать автоматику безопасности при прослушивании mp-3 плеера.
3. Соблюдать правило «60-60». Это значит, что нельзя слушать музыку на громкости более 60 % и дольше 60 минут подряд. Если музыка наушников слышна окружающим, то это уже вредно для слуха того, кто слушает музыку на такой громкости.
4. Давайте своим ушам отдыхать; послушайте тишину.
Реклама одного из усилителей гласит: «Для тех, кто слышит разницу». Так давайте же, как можно дольше сохраним эту способность – чувствовать разницу и слушать музыку во всём её разнообразии и богатстве.
Литература
1. Звук [Текст] // Физика: Энциклопедия. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 198.
2. Максимовская, Е. В. Наушники вредят не только слуху [Текст] / Е.В.Максимовская // Лечебные письма. – 2013. – № 20. – С. 25.
3. Шумим, братец, шумим! [Текст] // Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. М. : Аванта +, 2001. – С. 272.
Электронные ресурсы
4. Берегите свой слух [Электронный ресурс]. – Режим доступа : yp- p2.narod.ru› headset.htm, свободный. – Загл. с экрана.
5. Болезни слуха, вызванные громкими звуками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.convdocs.org›docs/index-47680.html…, свободный. – Загл. с экрана.
6. Какие наушники вредны для слуха? [Электронный ресурс] . – Режим доступа : health.mail.ru›news/128402/, свободный. – Загл. с экрана.
7. От меломана до инвалида [Электронный ресурс] . – Режим доступа: old.computerra.ru›think/243542/, свободный. – Загл. с экрана.
8. Постоянное использование наушников ведет к прогрессирующему снижению слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: medinfo.ru› Новости›6185.html, свободный.– Загл. с экрана.
9. Проблемы слуха современной молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: metodisty.ru›download_file/746.doc, свободный. – Загл. с экрана.
10. Профессиональные наушники для звуковой индустрии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - Журнал ...rus.625 net.ru/audioproducer/2006/02/ naysh1.htm, свободный. – Загл. с экрана.
11. Спасите слух от наушников! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: old.computerra.ru›, свободный. – Загл. с экрана.
12. Тест на слух - Методы исследования болезней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doktorland.ru›, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение 1
Рис. 1. Строение уха
Таблица 1
Некоторые уровни звукового давления
10-24 дБ |
Шум леса |
40 дБ |
Приготовление пищи на плите |
60 дБ |
Обычный разговор, телефонный звонок |
70 дБ |
Шум в классе |
80 дБ |
Городской транспорт, звонок будильника на расстоянии метра, шум на фабрике, шум пылесоса |
90 дБ |
Поезд метро, мотоцикл, газонокосилка |
100 дБ |
Бензопила, отбойный молоток |
110 дБ |
Дискотека |
120 дБ |
Рок-концерт, раскат грома |
130 дБ |
Взлет ракеты, выстрел из артиллерийского орудия |
Приложение 2
Рис. 1. Мониторные наушники
|
Рис. 2. Накладные наушники
|
|||
|
|
|||
Рис. 3. Вставные наушники
|
Рис. 4. Внутриканальные наушники |
Приложение 3
Анкета для обучающихся 9-х классов
2020-2021 учебный год
1. Нравится ли вам слушать музыку?
а) да; б) нет.
2. Меняется ли ваше настроение, когда вы слушаете музыку?
а) да; б) нет; в) зависит от музыки.
3. Делаете ли вы уроки, слушая музыку?
а) да; б) нет; в) иногда.
4. Как долго вы слушаете музыку в наушниках?
а) менее 1 часа; б) 1-2 часа; в) 3-4 часа; г) более 4 часов.
5. Замечали ли вы у себя проблемы со слухом?
а) да; б) нет.
6. Какую музыку вы слушаете?
а) любую; б) классическую; в) рок; г) поп-музыку; д) клубную.
Приложение 4
Анкета для учащихся 10-11-х классов
2021-2022 учебный год
1. Пользуетесь ли вы наушниками?
а) да; б) нет.
2. Меняется ли ваше настроение, когда вы слушаете музыку?
а) да; б) нет; в) зависит от музыки.
3. Как долго вы слушаете музыку в наушниках?
а) менее 1 часа; б) 1-2 часа; в) 3-4 часа; г) более 4 часов.
4. Какими наушниками вы пользуетесь?
а) мониторными; б) накладными; в) вставными; г) внутриканальными.
5. Замечали ли вы у себя проблемы со слухом?
а) да; б) нет.
6. Какую музыку вы слушаете?
а) любую; б) классическую; в) рок; г) поп-музыку; д) клубную.
Приложение 5
Приложение 6
Анкета для родителей
1. Пользуются ли ваши дети наушниками?
а) да; б) нет.
2. Согласны ли вы, что музыку лучше слушать, используя наушники?
а) да; б) нет.
3. Как вы считаете, может ли прослушивание музыки через наушники вызвать головную боль?
а) да; б) нет.
4. Как долго ваши дети прослушивают музыку в наушниках?
а) менее часа; б) 1-2 часа; в) 3-4 часа; г) более 4-х часов.
5. Замечали ли вы у своих детей проблемы со слухом?
а) да; б) нет.
6. Как вы считаете, какие наушники менее всего вредят здоровью?
а) мониторные, накладные; б) вставные;
в) внутриканальные; г) не знаю
Приложение 7Приложение 8
Таблица 2
№ п/п |
Список учащихся |
Тип наушников |
До прослушивания |
После прослушивания |
1. |
Фатима А. |
мониторные |
18 см |
15 см |
2. |
Егор К. |
вставные |
9,5 см |
6,5 см |
3. |
Кристина О. |
накладные |
17 см |
15 см |
4. |
Степан П. |
внутриканальные |
30 см |
25 см |
5. |
Валерия Д. |
внутриканальные |
23 см |
18 см |
6. |
Дмитрий Л. |
вставные |
25 см |
15 см |
7. |
Анна Д. |
внутриканальные |
23 см |
19 см |
8. |
Анастасия Л. |
мониторные |
19,5 см |
16,5 см |
9. |
Дарья Г. |
внутриканальные |
20 см |
15 см |
10. |
Кирилл Б. |
внутриканальные |
22 см |
16 см |
Таблица 3
№ п/п |
Список учащихся |
Тип наушников |
Число ошибок |
Время выполнения |
1. |
Фатима А. |
мониторные |
увеличилось (1) |
уменьшилось |
2. |
Егор К. |
вставные |
увеличилось (1) |
увеличилось |
3. |
Кристина О. |
накладные |
уменьшилось (1) |
уменьшилось |
4. |
Степан П. |
внутриканальные |
увеличилось (2) |
увеличилось |
5. |
Валерия Д. |
внутриканальные |
увеличилось (2) |
увеличилось |
6. |
Дмитрий Л. |
вставные |
увеличилось (1) |
увеличилось |
7. |
Анна Д. |
внутриканальные |
не изменилось |
увеличилось |
8. |
Анастасия Л. |
мониторные |
нет ошибок |
уменьшилось |
9.
|
Дарья Г. |
внутриканальные |
уменьшилось (1) |
не изменилось |
10.
|
Кирилл Б. |
внутриканальные |
увеличилось (2) |
уменьшилось |
Приложение 9
Таблица 4
№ п/п |
Список учащихся |
Правое ухо |
Левое ухо |
1 |
Егор К. |
Хорошо слышит |
Допущена 1ошибка |
2 |
Валерия Д. |
Хорошо слышит |
Хорошо слышит |
3 |
Степан П. |
Допущена 1 ошибка |
Допущено 3 ошибки |
4 |
Анна Д. |
Хорошо слышит |
Хорошо слышит |
5 |
Дарья Г. |
Допущена 1 ошибка |
Хорошо слышит |
Таблица 5
До прослушивания музыки |
Во время прослушивания музыки |
45+28 = |
72+14 = |
146-92 = |
34+65+12 = |
13+29 = |
67-45 = |
25-15 = |
34+89 = |
40-11 = |
49-13 = |
150-126 = |
30+78 = |
150-16+31 = |
94-56 = |
34+18 = |
78+20 = |
76-58 = |
67-23 = |
43-16 = |
43+34 = |
88-16+13 = |
76-199 = |
111-17 = |
98+45-79 = |
43+67 = |
67+43 = |