Высокие каблуки: ЗА и ПРОТИВ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Высокие каблуки: ЗА и ПРОТИВ

Кошлакова Д.Е. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Заев Д.А. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность.Мы сейчас находимся в подростковом возрасте, когда хочется выглядеть взрослее, моднее, отойти от детства. Одним из первых критериев взрослости девочки подростки считают обувь на высоком каблуке и некоторые из них носят такую обувь. Принимая во внимание вред ношения обуви на высоких каблуках, которые так привлекают девочек подростков, мы считаем эту тему очень актуальный.

Новизна.В настоящее время, работа, связанная со здоровьесберегающими технологиями ведется во многих школах, классах. Но часто упускается важный ее аспект – влияние обуви на высоких каблуках на здоровье девочек. Поэтому новизна нашего исследования заключается в определении негативного влияния каблука на здоровье девочки и выявлении зависимости между высотой каблука и номером класса у учениц 5-11 классов.

Цель работы: выявление отрицательных последствий каблука и разработка мер профилактики негативного воздействия обуви на высоком каблуке и здоровье девочек.

Задачи исследования:

1.Изучить историю обуви и появления каблука.

2.Раскрыть последствия ношения обуви на высоком каблуке и определить её правильный выбор. Обследовать виды летней и зимней обуви у девочек в школе.

3.Разработать памятки, буклеты о негативном влиянии обуви на высоком каблуке на здоровье девочек.

Гипотеза. Имеется зависимость между обувью девочек и их возрастом: чем старше девочки, тем выше каблук выбираемой обуви; профилактическая работа по определению негативного воздействия обуви на высоком каблуке на здоровье девочек подростковспособствует формированию у них критического отношения к выбору обуви.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.

2. Ознакомление с историей и выбором обуви.

3. Проведение естественного эксперимента, в который входило:

а) измерение высоты каблука летней и зимней обуви у учащихся 5-11 классов;

б) анкетирование девочек 5-11 классов;

в) вычисление угла наклона тела при ходьбе на каблуках.

4. Разработка рекомендаций по профилактике выявленных отклонений: выпуск памяток, буклетов: «Советы для уставших ножек», «Берегите свои ноги», связанных с данной проблемой, разработка презентации «Высокие каблуки: за и против».

Предметом исследования стала разработка данной темы, а также влияние высоты каблука на подростковый организм.

Объектом изучения стали разные виды обуви, учащиеся 5-11 классов и выявление зависимости между высотой каблука и возрастом класса у учениц 5-11 классов

Г

1

лава 1.История возникновения обуви.

Исследуя проблему ношения обуви на высоком каблуке девочками подростками, мы задались вопросом: как возникла такая обувь? Из энциклопедий и Интернет сайтов мы узнали, что каблуки, без которых невозможно представить современную обувь, появились впервые, у египтян. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле Еще с давних времен обувь считается признаком благосостояния. В Древнем Риме заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Упоминание об обуви на «подставке» - прообразе современной платформы – есть в Древней Греции, вместо каблуков для повышения статуса владельца использовались деревянные платформы - котурны, которые увеличивали рост. Их надевали актеры греческого театра, - чтобы их лицедейство всем было видно.

Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой пеленание ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы

Следующий период времени, когда происходит ношение обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Большое распространение получили туфли, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была умопомрачительной – от 14 до 60 см. Весь мир воспринял эту моду как некое подобие циркового представления, однако уже в конце 16 - начале 17 века женщины Испании, Франции и Швеции гордо вышагивали в точно таких же сандалиях.

Поскольку езда на лошадях в средние века оставалась прерогативой мужского пола, то и первые туфли на каблуках были созданы именно для мужчин. Веком позже практика создания каблуков переместилась и на обычные туфли для мужчин высшего сословия. В те времена высота мужского каблука составляла 6-8 сантиметров!

Что касается женской туфельки, то впервые внимание на интересное изобретение обратила супруга герцога Орлеанского - Екатерина Медичи. В 1533 году она заказала сапожнику пару модных туфель на каблуках, чтобы подчеркнуть свой высокий статус в обществе.

В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука. Однако после Великой Французской Революции высокие каблуки были надолго забыты как символ общественного неравенства. И лишь в конце 19 века высокий каблук вновь привлек внимание модельеров, но уже как символ женской привлекательности.

В 1950 году итальянский модельер Сальваторе Феррагамо изобрел знаменитую шпильку: в качестве опоры для каблука он предложил длинный стальной стержень-стилет.

Таким образом, история каблука насчитывает не одну тысячу лет. Но об исследовании высоты каблука у школьниц ничего не известно.

Каблук – деталь обуви в виде вертикальной подставки, приподнимающий пятку выше уровня носка. У женщин носящей каблуки, изменяется походка: она как бы вся внутренне подтягивается, плюс ко всему, из-за перемещения центра тяжести тела, ей приходится идти очень мелкими шажками, что придает её походке грациозность и таинственность. Девушки и женщины на каблуках выглядят выше, а, значит, изящнее. Тем не менее, каблуки таят в себе опасности, вызывая ряд болезней. Молодые девушки с ранних лет пытаются носить обувь на высоких каблуках, забывая, что скелет формируется к 20 годам, а обувь с высокими каблуками нарушает правильное формирование скелета стопы и ведет к серьёзным хроническим заболеваниям всего организма. Родители стараются по первому требованию своих детей купить им модную обувь и не задумываются о последствиях вреда здоровью.

Глава 2. Значимость движения в жизнедеятельности человека.

1.Продолжая исследования, мы решили изучить, как обеспечивается движение. Люди, перемещаясь в пространстве: бегают, шагают, прыгают, ползают, плавают, совершают каждый день тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает всё это костно-мышечная система. Он включает в себя кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Но если животным служат опорой все четыре конечности, то человека в вертикальном положении удерживают только ноги. В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатое строение, что сделало её более прочной. А это жизненно необходимо. Мы узнали, что давление, производимое на пол мальчиⁿком массой 45 кг при площади опоры ботинок 300 см2 составляет примерно 15кПа. При ходьбе это давление увеличивается более чем в два раза. У девочки, имеющей ту же массу, но меньший размер обуви, давление больше и при ходьбе становится сравнимым с давлением гусеничного трактора (47 кПа при массе трактора 6610 кг и площади опоры 1,4 м2). А если девочки «встанут на шпильки»? Бедные маленькие ножки! Тяжесть тела в такой обуви переносится на пальцы ног (даже 5-сантиметровый каблук увеличивает нагрузку на костяшку большого пальца в 2 раза!).

Более того, площадь опоры обуви туфли с высоким каблуком значительно меньше, чем с низким, из-за этого при ходьбе труднее сохранять равновесие, ведь, согласно законам физики, предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания [1]. Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней. Поэтому так трудно стоять на одной ноге или высоких каблуках. Еще труднее стоять на канате: основание очень мало, и отвесная линия легко может выйти за его пределы.

Туфли на высоком каблуке также создают ту же проблему, и их регулярная носка провоцирует смещение тазовых костей, в результате чего усиливается изгиб спины и искривляется позвоночник. Особенно, если высота каблука до пяти и более сантиметров

Мы провели эксперимент. Сначала понаблюдали, как стоит человек босиком. Стоя босиком, человек, если провести через него вертикальную линию, образует перпендикуляр, угол 90°. Потом встали на каблуки высотой 5 см. Тело наклонилось, и угол уменьшился до 70°, а на 8-ми см. каблуке - до 55° От головы до стопы, - кости, связки, суставы, мышцы и сухожилия должны изменить положение. Если эти изменения продолжаются в течение длительного времени или повседневное использование высоких каблуков, становятся частыми, то возникают перенапряжения и стрессы, причиняя боль ногам, спине и плечам, усталость и т.д. Психоаналитики и медики рекомендуют от стресса ходить босиком. Если боли в спине стали слишком назойливыми, попробуйте изменить высоту своего каблука.

Следующим шагом по изучению проблемы – стал подбор правильной обуви. Оказывается, здесь есть свои правила. Примерно 98% всех детей появляются на свет со здоровыми ногами. В дальнейшем, при достижении ими зрелого возраста, 40% из них страдают различными заболеваниями ног, из этого числа примерно 12% уже не может быть вылечено медицинским образом, и как показывает анализ количества операций, эта тенденция растёт

В прошлом, главными причинами травм и проблем, связанных с детскими ногами, были в основном болезни, полученные вследствие недоедания и перегрузок.  Сегодня же практически существует лишь одна из причин, которая является виновником: некачественная или неправильно подобранная детская обувь!

П

3

о назначению обувь подразделяется: на бытовую, и специальную спортивную, медицинскую (ортопедическую), производственную. Бытовая обувь должна быть достаточно свободной. Тесная и узкая обувь приводит к развитию плоскостопия, изменению формы стопы, ограничению подвижности сустава, образованию вросшего ногтя, в холодную и сырую погоду способствует быстрому охлаждению. Ношение же слишком просторной обуви способствует образованию потертостей и мозолей.

Подбирая новую обувь, следует помнить, при нагрузке размеры стопы могут увеличиться до 10-12 мм, поэтому внутренние размеры обуви должны быть несколько больше размера ненагруженной стопы. Пальцы в обуви должны располагаться совершенно свободно, чтобы ими можно было шевелить, а для большого пальца необходим припуск на 10-15 мм. Наиболее удобна обувь на широком каблуке умеренной высоты.Небольшой каблук необходим даже в детской обуви, т.к. он предупреждает развитие плоскостопия: приводит к развитию неправильной осанки. Для мужчин высота каблука может составлять 2-3 см, для женщин 2-4 см, для детей старшего возраста 2-3 см. Ношение обуви на слишком высоком каблуке приводит к сильному сокращению икроножных мышц. Площадь опоры обуви с высоким каблуком уменьшается, из-за этого могут быть подвертывание стопы, растяжение связок, вывихи голеностопного сустава. Особенно противопоказано ношение обуви на высоком каблуке подросткам, т.к. это может вызвать искривление позвоночника, изменение формы таза, смещение внутренних органов. Каблуки «крадут» часть двигающей силы сухожилий и мышц ног. В период моды на «французские туфельки» почти не имеющие каблучков: девочки из «добропорядочных» семей, вынужденные ходить в них весь день, успевали хуже, чем их сверстницы из более низких слоев общества, сбрасывавших обувь и игравших во дворе босиком. Сейчас мода кидается из крайности в крайность: то шпильки, то «балетки» без каблуков. И то и другое вредно. Обувь без каблука может привести к плоскостопию

Плоскостопие - это нарушение сводов стопы и потеря ее рессорной функции. Оно бывает из-за чрезмерной нагрузки за счет длительного пребывания на ногах, прыжков на двух или одной ноге, бесконтрольное занятие мальчиков-подростков тяжелой атлетикой, ношение неудобной обуви с жесткой подметкой, каблучком менее 1-2 см или совсем без каблука. Профилактика плоскостопия должна начинаться среди детей дошкольного возраста. Большое значение имеет подбор обуви для ребенка. Она должна быть удобной, иметь каблук 2-3 см, гнущуюся подошву и строго соответствовать размеру стопы. В теплое время года целесообразно ходить босиком по песку и специальным гравийным дорожкам, а зимой по поролоновому коврику. Для укрепления связочного аппарата стопы и мышц у здоровых детей желательно включать в зарядку ходьбу на носках, на пятках, на наружных поверхностях стоп.

Особенно сложной в настоящее время является проблема выбора школьной обуви. Дело в том, что ассортимент этого товара не особо велик, особенно по сравнению с взрослой женской и мужской обувью, а стоимость достаточно высока. Особенно важным является производство сменной обуви, к которой также предъявляются немалые требования. Некачественная обувь может привести к плоскостопию и другим заболеваниям, поэтому наличие небольшого каблучка на обуви обязательно.

При этом, особо требовательными являются сами подростки, которые не желают носить гигиеничные и практичные сандалии образца 70-х годов прошлого века. В этом случае, они с большим удовольствием останутся в сапожках и уличных ботинках, которые покажутся им более модными. В результате школьный класс будет забит пылью, летящей с подошв уличной обуви. Кроме того, и сам подросток будет чувствовать дискомфорт, так как в теплом помещении ногам будет жарко в уличной обуви. Выход из этой ситуации только один: отправиться на рынок или в магазин, вместе с подростком, и подобрать для него то, что будет не только полезно и комфортно, но и модно. И заранее смиритесь с тем, что вам придется выложить за такую обувь немалую сумму. Итак, наконец-то, мы нашли пару, которая понравилась и нам, и родителям. Теперь необходимо тщательно исследовать ее, чтобы выяснить, насколько качественной она является.

Обувь в паре не должна отличаться друг от друга по цвету, материалу, фасону, форме и размерам. Кроме этого, на ней не должны находиться пятна, царапины и морщины.

Глава III. Методика изучения положительных и отрицательных

сторон ношения обуви на высоком каблуке.

Узнав немало про правильную обувь, мы решили выяснить, а как обстоят дела с обувью в нашей школе? Мы составили план исследования:

1. Провести анкетирование среди девочек нашей параллели по вопросам:

1.Кто покупает тебе обувь?

2.Какие параметры для тебя более важны: удобство, красота, качество.

3.В пользу чего ты сделаешь выбор:

натуральные материалы, но не очень модная обувь;

искусственная кожа или искусственные материалы, но модная обувь.

4.Поскупишься ли ты удобством ради красоты?

5.Какую обувь ты предпочитаешь: классическую, спортивную, остро-модную?

Для девочек: на сплошной подошве, на каблуке, высота каблука: 2 - 3 см, 5 - 7 см, 7 см и

выше.

Эту работу мы выполнили в прошлом году. По итогам анкетирования мы выявили, что многие девочки уже имеют и очень хотели бы иметь обувь на каблуке не меньше 7 см, и что ученицы 6 классов стремятся носить обувь на каблуках. Например, в 6А классе 30% выбирают обувь на каблуке 2-3см, а в 6Б классе 28%.; на каблуке 5-7см – в 6А классе 30%, в 6Б - 34%.

   

2.С помощью научного руководителя провели беседу с девочками по найденным материалам о вреде высоких каблуков. Попросили классного руководителя поговорить об этом на родительском собрании (её тоже обеспокоила эта тяга к обуви на высоком каблуке).

3.Затем провели вторичное анкетирование и порадовались изменившимся результатам.

   

Мы заметили в ходе бесед и опросов, что в нашем классе те, кто предполагал покупку новой обуви на высоком каблуке заколебались в своем решении, а 25% отказались от такой идеи, решив приобрести обувь на высоком каблуке в более зрелом возрасте.

Мы считаем, что необходимо школьному врачу, медицинской сестре и классным руководителям проводить беседы с учащимися и родителями о профилактике негативного влияния каблука на здоровье.

4.Провели практическую работу: измерили высоту каблуков у девочек во всех классах с 5 по 11 в два этапа: в сентябре, когда носили летнюю обувь, и в декабре – с зимней обувью.

Самые высокие каблуки в 11 классе – 13 см, 10 классе – 12 см, 9а – 11 см, 8а – 9-10 см. Всего два класса 5а и 6б носят обувь не выше 3 см. Из своих исследований по замеру каблуков мы выявили зависимость между высотой каблука и возрастом девочек: чем старше девочки, тем выше каблук выбираемой обуви.

В каждом классе в сентябре, во время замеров каблуков, мы старались провести краткие профилактические беседы. Старшеклассницы сначала посмеивались над нашими профилактическими беседами, но в конце разговора выразили своё согласие с нашими выводами и наблюдениями.

При обследовании зимней обуви картина отличалась в лучшую сторону. Уже единицы девочек из старших классов носят высокие каблуки, в 5-6 классах, практически, высота каблука 2-3см, в 6-7 классах – до 4см.

Общая картина измерения каблуков по школе летней и зимней обуви такова:

   

Оказалось, что 62% учениц носит сапоги на каблуке высотой 2-3 см, высота каблука выше 4-6 см – у 26% учениц, а 7см и выше – 12% учениц. Всего 56% учениц носит туфли на каблуке высотой 2-3 см, 24% учениц - 4-6 см, а 7 см и выше – 20% учениц. Вывод: Высота каблуков зимней обуви ниже, чем летней, что очень благоприятно для здоровья девочек.

6.Анализируя данные измерений, стоит задуматься, а каблук – это хорошо или плохо?

При хождении на плоской подошве или на широком каблуке 2-4 см, вес тела человека равномерно распределяется по стопе, не вызывая перегрузок на её отдельные части. Когда мы помещаем пятку на каблук, пальцы ног и мысок испытывают перегрузку. При высоте каблука всего лишь 4-5 сантиметров, нагрузка на мысок увеличивается на 22% по сравнению с нормой. Когда же высота каблука достигает 6-7 сантиметров, то мысок выдерживает двойную нагрузку! Сложно представить, как хрупкие суставы и кости мыска справляются с такой задачей. Неудивительно, что регулярное хождение на каблуках влечет как минимум десяток неприятных последствий. Нагрузка ведёт за собой болезни: деформация мышц и плюсневых костей, плоскостопие нарушение кровообращения, артриты, артрозы, варикоз и т.д.

Видя стремление девочек к высоте каблукам, мы решили провести анализ: что влечёт девочек к каблукам? Казалось бы, это так неудобно ходить, практически, на цыпочках. Есть ли положительные стороны ношения обуви на каблуках? У нас получилась следующая подборка.

Положительные стороны ношения обуви на высоком каблуке:

• Прежде всего, на каблуках девушка становится выше.

• Чтобы удержаться на каблуках, приходится расправить плечи и перенести центр тяжести на поясницу, что придает фигуре более уверенный и открытый вид.

• Правильно подобранная форма колодки туфель на каблуках визуально удлиняет ноги, делая их более привлекательными.

• При ходьбе на высоких каблуках телу приходится постоянно балансировать, что приводит к покачиванию бедер из стороны в сторону. Такая походка сводит с ума не только поклонников высокой моды, но и рядовых ценителей женской красоты.

• Чем выше каблук, тем короче шаги, что придает походке больше женственности, "летящий" вид, грациозность и таинственность (Приложение 9).

Несмотря на привлекательные стороны обуви на каблуках, отрицательных сторон больше.

Отрицательные стороны ношения обуви на высоком каблуке:

• Смещение центра тяжести: высокий каблук вынуждает тело смещается вперед, спина для сохранения равновесия уходит назад. Происходит смещение позвонков и таза, усиливается изгиб спины, вслед за этим смещаются внутренние органы. Болезни: воспалительные процессы пищеварительной системы и органов малого таза, остеохондроз, мышечные боли, искривление позвоночника и другие заболевания спины.

• Перегрузка передней части стопы. Меняется точка опоры, вместо всей поверхности стопы нагрузка идет только на носок. Из-за ненормального перераспределения нагрузки пяточное сухожилие оказывается незадействованным и постепенно атрофируется, ограничивается движение голеностопного сустава, деформируются мышцы и плюсневые кости. При этом нарушается кровообращение, стопа перестает пружинить. Болезни: натоптыши на ногах, артриты (воспаления суставов), артрозы (деформации суставов), отеки, тромбофлебит, варикозное расширение вен поперечное плоскостопие (сначала меняется очертание стопы, потом могут появиться шишки на ногах, боль в стопе, отеки и быстрая усталость).

• Перенапряжение мышц. Для будущих мам последствия хождения на высоких каблуках могут проявиться значительно быстрее. Ведь идет постоянное напряжение мышц, повышенная нагрузка на страдающий позвоночник, нарушается столько важное в это время кровоснабжение органов таза. Болезни: гипертонус матки — повышение угрозы выкидыша; неправильное положение плода; растяжки на животе из-за смещения центра тяжести вперед; отеки; боли в спине.

• Травмы. Дамы на каблуках чаще вывихивают ноги и при падениях получают более серьезные травмы, нежели их «приземленные» подружки. Это объясняется как тем, что на каблуке сложнее сохранить равновесие, так и эффектом высоты. Болезни: перелом вместо банального синяка, растяжение там, где в другом случае все обошлось бы легким ушибом, и масса неприятностей на неровном месте

Болезнь высоких каблуков пока не вошла в медицинские справочники, зато на наших болезнях ног активно развиваются косметические и хирургические процедуры, которые призваны устранить или хотя бы скорректировать неприятные последствия от ношения высоких каблуков.

Мы, занимаясь данной проблемой второй год, ведём активную профилактическую работу. Возможно, это играет какую-то роль в сознании девочек, т.к. мы к своему удовлетворению увидели, что этой зимой девочек на высоких шпильках осталось единицы. А в прошлом учебном году такой обуви было намного больше. То же можем сказать и о своём классе. Мы стали старше, но количество девочек, носящих обувь на высоком каблуке, уменьшилось. Надеемся, у девочек будет формироваться критическое отношение к ношению такой обуви.

Изучив материал, сделав определённые выводы, мы решили создать памятки для учениц 5-11 классов, для тех, кто пытается покорить «вершины» высокого каблука. Конечно же, обувь на каблуке добавляет красоты женским ножкам, но дарит "букет" болячек. Несколько простых рекомендаций помогут сохранить здоровье на высоте.

Глава IV. Методические рекомендации по профилактике негативного воздействия обуви на высоком каблуке на здоровье девочек

Мы собрали подборку советов для профилактики

1. « Советы для уставших ножек».

Во-первых, попробуйте ограничить время ношения обуви на каблуках до двух раз в неделю. Во-вторых, при сидячей работе желательно ставить под ноги маленькую скамеечку. В-третьих, старайтесь как можно чаще устраивать своим ножкам «контрастный душ» – прекрасная тренировка для наших сосудов. И, наконец, не забывайте о том, что венам могут помочь и природные средства. Хорошо зарекомендовали себя фармакологические препараты на основе конского каштана, например, таблетки «Эскузан 20», которые врачи назначают для профилактики и лечения венозной недостаточности.

1. За две-три недели до мероприятия (на которое планируете одеть высокие каблуки) начните носить маленькие каблуки (не более 4 см) по часу в день. Это можно делать, переобуваясь на работе. Снимая обувь дома, уделяйте внимание ногам – массируйте стопы, подержите их в теплой воде с отваром из трав. Всего 10 минут понадобится для того, чтобы освежить и снять усталость с ног, которым некоторое время пришлось быть скованными обувью.

2. Налейте в таз теплой воды, добавьте не очень крепко заваренного черного чая. Эта чайная ванночка дополнительно дезодорирует и смягчает кожу. Время не будет потрачено даром: благодаря такой заботе уже через пару недель вы легко можете встать на высокие каблуки.

3. В обуви наши ноги пребывают довольно долго, поэтому отеков к концу дня не избежать. Попробуйте принимать настой тысячелистника: часть сушеной измельченной травы залейте 10 частями кипятка, дайте настояться до остывания. Процедите и принимайте по 1/3 стакана 3 раза в день.

4. Хорошо снимает отёки ног настой петрушки: возьмите несколько растений целиком, корни очистите и измельчите, а зелень мелко нарубите. Стакан этой массы залейте 2 стаканами крутого кипятка. Настой делайте с вечера и оставляйте всю ночь настаиваться. Утром процедите, влейте свежевыжатый сок лимона. Пейте настой не более 1/3 стакана в день 2 дня подряд. После 2-3-дневного перерыва продолжите прием.

5. Укрепить стопы и икроножные мышцы. Старайтесь об этом не забывать, а также об улучшении кровообращения в ногах. Помогут в этом простые упражнения, часть из которых можно выполнять сидя в кресле у телевизора, или во время вязания, чтения.

6. Занимаясь любимым делом, одновременно сгибайте и разгибайте ступни в голеностопе, выполняйте вращения стопой в разные стороны вместе и поочередно. Не сидите нога на ногу – об этом важном правиле помните всегда. Старайтесь больше двигаться и не оставаться неподвижной подолгу на одном месте. Не помешает и подготовка икроножным мышцам.

7. Обопритесь ладонями о стену и сделайте одной ногой большой выпад назад, 10 секунд оставайтесь в таком положении: стопа должна быть прижата к полу, а нога напряжена. Повторите выпад другой ногой. Постепенно доведите их количество до 30 каждой ногой.

8. Водные процедуры прекрасно стимулируют кровообращение, тренируют стенки сосудов и повышают сопротивляемость организма различным недугам. Ванна на 3/4 заполняется холодной водой, так, чтобы она доходила до середины голени. Если ноги холодные, их следует предварительно согреть, приняв согревающую ножную ванну. Процедура заключается в переминании ног на месте. Окуная ногу в воду, следует ставить её на полную ступню. Быстрый темп стимулирует приток крови. После минуты непрерывного переминания обе ноги ненадолго помещают в теплую воду.

9. Эта процедура повторяется несколько раз и завершается опусканием ног в холодную воду, чтобы сосуды сузились. В заключение – мощное растирание и обтирание полотенцем, пока не почувствуется ощутимое согревание. Шерстяные носки обеспечат длительное сохранение тепла.

10.Летом обязательно держите в холодильнике лед для косметических процедур и регулярно пополняйте его запасы. Лед из травяных отваров – незаменимое средство для ухода за уставшими за день ногами. Если к вечеру они отекли и гудят, приготовьте ванночку с кубиками льда из замороженных отваров ромашки, мяты, календулы. Можно использовать и простой лед

без «наполнителя», лишь капнув в ванночку с кубиками льда пару капель ментолового масла или лимонного сока.

11. Протирание кубиками льда из травяных настоев рекомендуется и в том случае, если на ногах расширены вены (по этой причине зачастую и отвергается высокий каблук!).

12. Если беспокоит «косточка» на большом пальце, воспользуйтесь проверенным способом балерин: проложите между первым и вторым пальцами мягкую ватную подушечку.

13. Чтобы на следующее утро после мероприятия «на каблуках» твердо стоять на ногах, не ощущая тяжести и боли в икрах, вечером перед сном сделайте массаж в течение 10 минут – проверенное средство манекенщиц. Не помещает и ванночка с освежающей пеной или расслабляющим маслом. Это поможет улучшить кровообращение и снять усталость.

14. Небольшой массаж ног благоприятен при частых перенапряжениях ножной мускулатуры из-за длительного стояния, при болях в ногах из-за перегрузок. Поглаживания проводят кончиками пальцев обеих рук с небольшим надавливанием – от пальцев на тыльной стороне ступни до голеностопного сустава. Кончиками пальцев многократно обводят обе косточки, ладони обхватывают сустав и с надавливанием разглаживают икроножную мышцу по направлению к колену. Разглаживание голени возможно, когда нет варикоза и других заболеваний ног. Каждый массажный прием повторяется несколько раз.

Следующая памятка, разработанная нами:

2. «Берегите свои ноги!»

1.Приобрести хорошие стельки. Стельки с профилактическим супинатором делают обувь более комфортной, слегка пружинят, способствуют равномерному распределению нагрузки на стопу и способствуют профилактике плоскостопия. Но стоит помнить, что стелька — не панацея, она лишь снижает риски, не предотвращая их полностью.

2. Чередовать различные виды обуви. Хорошо бы переобуваться несколько раз в день. Шпильки и балетки, низкий и высокий каблук, танкетка и спортивная обувь… Если не «зацикливаться» на каблуках, и носить их не больше 2—3 часов пару раз в неделю, большого вреда для здоровья не будет.

3. Давать ногам отдых. Например, как можно чаще ходить босиком или пользоваться специальным массажером для ступней, что стимулирует кровообращение. Хороший эффект дают специальные ванночки и крем для уставших ног, а также укладывание натруженных конечностей на возвышение.

4. «Слезать с иглы» каблука плавно. От длительного ношения многосантиметровых каблуков стопа меняет строение, аномально работают мышцы, поэтому резкий переход на «правильную» обувь может быть слишком болезненным. «Высотницы» со стажем часто жалуются, что ничего, кроме обуви с каблуком, носить не могут. И это не блажь: ногам требуется время, чтобы привыкнуть. Мы ведь постепенно приучаем себя к каблукам — сначала невысокий, потом устойчивый повыше, а уж затем высоченная шпилька. Вот и «слезать» лучше постепенно, взяв на вооружение сначала средний каблук, потом невысокий, а уж потом, если есть желание, можно носить и спортивную обувь.

5. Не рисковать без нужды. Если у девушки или женщины есть предрасположенность к артритам, варикозам и другим заболеваниям ног (этими болезнями страдают ближайшие родственницы), то от высоких каблуков, увы, лучше отказаться заранее, до появления первых симптомов заболевания. Не стоит рисковать также тем, кому подолгу приходится находиться на ногах (например, продавцам, парикмахерам и учителям).

Заключение.

Обработав полученный материал, мы пришли к следующим выводам:

1.В предупреждении отрицательных последствий ношения обуви на высоком каблуке ведущую роль играет критическое отношение к выбору правильной обуви, выполнение рекомендаций по профилактике негативного воздействия каблука на здоровье девочек.

2.Мы можем только показать пути к здоровому образу жизни, а идти по ним должен каждый сам.

3.При организации работы по здоровьесберегающим технологиям не стоит упускать важный аспект – влияние обуви на высоком каблуке на здоровье девочек подростков.

4.Считаем, что наши результаты, памятки, рекомендации могут быть использованы в учебной и воспитательной работе и заставят задуматься о своём здоровье. К сожалению, многие начинают это понимать лишь тогда, когда их уже обременяют многочисленные недуги.

Конечно, работа, связанная со здоровьесберегающими технологиями еще не закончена. Она будет нами продолжаться и всегда будет актуальна. Исследовательская работа много дала нам и нашим одноклассницам, т.к. изменились наше представление и мнение в выборе обуви.

Нужно находить все более интересные формы работы, чтобы учащиеся узнавали, что полезно и что вредно для здоровья. И если наши советы, беседы будут иметь хоть небольшое действие, и часть девочек задумаются о своем здоровье, то можно считать, что наша задача выполнена.

Библиографический список.

1Шавкунова. А.Р. «Статика»// Физика в школе.- 2004.-№2.

2. Большая книга эксперимента для школьников. – М.: Росмэн.- 2001.

3. Настольная книга для девочек: - М.: Эксмо, 2007.- 416 с.

4.Первая энциклопедия для настоящих девочек.-8-е изд.-Мн.: Соврем. слово, 2006.- 480 с.

5. Энциклопедия для детей Человек. Т18.- М.: Аванта+, 2001.

Интернет:

www.allshoes.ru/

www.historyfootwear.ru/

www.lorybus.ru/

www.belobuv.com

www.leathernet.ru

www.obuvnoi.ru

http://boots.by.ru

http://obuv.marlen-shoes.ru/history/

Просмотров работы: 42