Бактерии плодородия

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бактерии плодородия

Бутьянова А.А. 1Козлова А.П. 1
1МБОУ "Средняя школа№4"
Орехова Т.Г. 1
1МБОУ "Средняя школа№4"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение:

1.1Актуальность исследования.

Перед учеными стоит задача изыскать возможности управления процессом азотфиксации и на этой основе увеличить урожайность сельскохозяйственных культур. В природе существуют  две группы азотфиксирующих микроорганизмов: одна из них находится в симбиозе с высшими растениями, образуя клубеньки на корнях -это клубеньковые бактерии. Микроорганизмы другой группы обитают в почве независимо от растений, к ним относятся азотобактер, клостридиум, бейеринкия и другие свободноживущие микроорганизмы.

В летнее время при школе был организован экологический лагерь по изучению почв своего района, были лекционные занятия и практические в лаборатории школьного кабинета биологии, а также полевые исследования.Мы  делали почвенные срезы,подкопки, брали образцы почв, исследовали свойства почвы, у каждой группы было свое задание. Мы (Бутьянова Анастасия и Козлова Алена) изучали азотфиксаторы. У нас было оборудование для исследований и методичка с подробными инструкциями, что и где делать, т.к. учитель участвовала в проекте «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов»! В модуле «Охота за микробами» было зашито много базовой теоретической информации и рассказано об азотобактере — где он обитает, что делает, как его можно поймать, была прислана мини лаборатория и методичка исследований, а на уроках биологии была получена информация о симбиотических бактериях на корнях бобовых.

1.2 Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность азотфиксирующих микроорганизмов.

1.3 Задачи:

1. Изучение литературы в области фиксации азота микроорганизмами,

2.Сбор почвы и определение наличия азотфиксаторов

3.Выявление различий между азотфиксаторами

1.4 Объект исследования : почвы Городецкого района, деревня Тарханово 39, деревня Архипиха.

1.5 Гипотеза: клубеньковые бактерии и азотобактер это одинаковые бактерии или нет.

1.6 Методы исследования:

Сбор информации из разных источников и ее обработка

Сбор почвы

Проведение эксперимента

Микроскопия

Наблюдение, сравнение, анализ

1.7 Обзор литературы

Сравнение азотфиксирующих микроорганизмов, живущих в почвах Городецкого района.[2.3.4]

Таблица №1

Признаки

Азотобактер

Клубеньковые бактерии

Регион обитания

Живут по всей планете вплоть до обоих полярных регионоввстречаются в пресных водоемах и в солоноватых болотах.,

Встречается в тех регионах, где растут бобовые

Состав почвы

В слабощелочных и нейтральных почвах

Оптимальная температура для размножения всех 20-30°С, но рост продолжается и при 0-35°С. Лучшая среда (pH) – нейтральная, порядка 6,5-7,1, а вот кислая вызывает гибель колоний.

Перенесе

ние неблагоприятных условий

Способны пережидать неблагоприятные условия в виде спор, в сухой почве  могут сохраняться до 24 лет, не теряя жизнеспособности.

Микроорганизмы способны пережить даже условия после атомного взрыва, выдержать гамма-излучение и ультрафиолет, солнечную радиацию, но не могут обитать при высокой температуре.

размеры

Микроорганизмы крупные , диаметром 1-2 мкм (0,001-0,002 мм) (1—2до 4 мкм в диаметре

толстые и короткие (до 2 мк), покрыты слизью; у гороха и вики длина палочек достигает 3,5— 4 мк, а крупные бактерии люпина и фасоли (3,5 мк) 

Передвижение и развитие

В свежих культурах клетки подвижны благодаря многочисленным жгутикам . Позже клетки теряют подвижность, становятся почти сферическими и выделяют толстый слой слизи , формируя клеточную капсулу .

Грамотрицательные бактерии – это бактерии которые не окрашиваются, подвижные палочки в свободном состоянии и в молодых клубеньках, в дальнейшем развитии они приобретают неправильную форму и превращаются в разветвленные, булавовидные или сферические бактероиды.

Форма клеток

Обычно имеют овальную форму, сферическую, палочкообразную. 

Разнообразие форм — полиморфность, палочко видными и овальными, кокковидные неподвижные и подвижные организмы.

Роль

Аккумулируют азот из воздуха, превращая его в ионы аммония, которые выводятся в почву и легко усваиваются растениями

Микроорганизмы обогащают почву биологически активными веществами, стимулирующими рост растений,

3.Способствуют очищению грунта от тяжелых металлов, в частности, от свинца и ртути.

 1.Клубеньковых бактерий имеют активность (эффективность), т. е. способность в симбиозе с бобовыми растениями ассимилировать молекулярный азот и удовлетворять в нем потребности растения-хозяина

2.Способны синтезировать витамины группы В

3.Синтезируют ростовые вещества типа гетероауксина

4.Обеспечивают самоочищение почв загрязненных тяжелыми металлами 5.Разлагают некоторые хлорсодержащие соединения

Отношение к кислороду

Кислород для азотобактеров является опасным и ядовитым поэтому азотобактеры выработали особые приемы для того, чтобы удалять из себя излишки кислорода — для этого они активно… дышат!:) В процессе активного дыхания накапливающийся у них кислород просто сжигает часть топлива вместо того, чтобы отравлять их организм. Также азотобактеры имеют особый белок, который защищает важную нитрогеназу от воздействия кислорода.Это аэробы.

Развиваться при низком давлении кислорода в среде, но аэробы. [3]

Условия работы

Azotobacter («автономных», не требующих наличия растения) – ферментами, за счет кислорода в клетке;

у Rhizobium (клубеньковые бактерии) – только в присутствии магния, серы, железа.

Питание

Для жизни способны использовать углеводы (например маннит, сахарозу, глюкозу), спирты (в том числе этанол и бутанол) и соли органических кислот, в том числе и бензоаты, в качестве источника углерода и энергии

Клубеньковые бактерии отличаются высокой специфичностью по отношению к растениям-симбионтам [4]

2.Основная часть.

Исследовательская работа .Забор образцов [приложение1]

Взяли почву с корневой системы растений - клевера и люпина

Почву с корней отделили и высушили.

По инструкции методички «Охотник за микробами» и присланного лабораторного оборудования провели работу:

«Посев и наблюдение за ростом колоний бактерий азотобактер и симбиотических растений с корней бобовых» [1]

А) Подготовительный этап - на чашках Петри заготовили трафарет и подготовка почвы для анализа

Б) вспомогательный раствор и среду Эшби

В) посев

Г )наблюдаемые эффекты

Ход работы:

П риготовили среду Эшби:

Р азлили её по чашкам Петри для 3-х видов почв: клевер, люпин, клевер+люпин. Разметили большую крышку Петри сеткой 1*1см, начертили на застывшей среде Эшби трафарет. Почву от Клевера, Люпина,

Клевер+Люпин положили на пересечение горизонтальных и вертикальных линий, с помощью зубочисток. Оставили их у влажной среды:

Оставили их во влажной среде на 3 дня и получили такой результат:

К левер: обрастание 20%

Л юпин:обрастание 10 %

К левер+Люпин

Обрастание комочков почвы через 3 дня.

Клевер

Люпин

Клевер + люпин

Горизонталь

Вертикаль

Горизонталь

Вертикаль

Горизонталь

Вертикаль

6

1

4

6

5

2

1

2

5

3

6

3

5

2

2

6

7

3

4

6

5

6

7

4

4

4

   

6

6

3

     

6

3

       

3

6

Обрастание комочков почвы через 7 дней

Результаты:больше всего обрастаний комочков почвы в чашках Петри с люпином, клевер +люпин, меньше всего в чашках с клевером.

Клевер

Люпин

Клевер + люпин

Горизонталь

Вертикаль

Горизонталь

Вертикаль

Горизонталь

Вертикаль

4

2

1

1,2

3

1,3,6

4

3

2

1,2

4

1

2,3,6

6

4

3

1

5

4,3,2

7

5,4,6,7,3,

6

2

2,7,4

   

3,4

4

4,4

3

   

1,2,6

5

2

5

33

 

3

7

2

6

       

7

5

       

6

6

П очва:

Этапы:

Клевер

Люпин

Клевер+Люпин

На рисунке

сетки 1*1 отметили какие 3 образца пойдут для исследования:

     

Выбранные 3 участка почвы, положили на предметное стекло с препаратом:

Фукорцин+тушь 1:1:

     

Вывод:количество обросших комочков почвы, где проявился азотобактер

( в числовом и % отношении).

Дни

Растения

Люпин

Клевер

Люпин +клевер

Через 3 дня

4

5

7

Через 7 дней

20

8

15

 

В микроскопе увидели, следующие:Клевер:

Л юпин:

К левер+Люпин:

Микропрепараты показали, что азотобактер встречается в почвах нашего района, причем растение люпин было выкопано от города Городца в 10 км около дер.Архипиха, а клевер дер. Тарханово.Наиболее богата почва азотобактером , где растет люпин.

3.Заключение.

В ходе проделанной нами работы мы достигли поставленной цели , обнаружили в почве нашего района азотфиксаторы, убедились в их видовом многообразии, используя литературу,составили характеристики азотобактера и клубеньковых бактерий.У нас было прекрасная методичка , которую нам прислали из Новосибирска по программе «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов».

В ходе исследования и экспериментов увидели различия: азотобактер имеет сферическую форму, неподвижен и живёт колониями. А клубеньковые бактерии очень маленькие, также имеют сферическую форму, но не живут в колониях, они врастают в корни растений, в данном случае люпина,клевера изменяют ткани корней с образованием наростов - клубеньков, при применении окраски клубеньковые бактерии не окрашиваются, их можно обнаружить при срезе клубенька [ приложение 1].

Все выше сказанное даёт понять, что азотобактер и клубеньковые бактерии, абсолютно разные по строению, способу питания, условиям работы и жизнедеятельности.

На уроках биологии мы получали знания только о клубеньковых бактериях и их симбиозе с бобовыми, данная работа произвела большое впечатление,получили новые знания, убедились, что в почве есть все условия для нормального развития растений, не зря говорят «почва – это удивительное творение природы, это богатство природы».

4.Библиографический обзор.

1..Программа «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов», методичка «Охотники за микробами».Основной исполнитель Исследовательской программы – Институт химической биологии и фундаментальной медицины. Соисполнители Исследовательской программы – Фонд «Образование», Новосибирский государственный университет и др

2..https://noparasites.ru/protozojnye-organizmy/azotobakter.htm

3.https://mel.fm/blog/tsifrovaya-platforma/5684-mama-ya-poymal-azotobaktera-kak-prevratit-shkolnuyu-biologiyu-v-realnost

4.ttps://probakterii.ru/prokaryotes/in-nature/klubenkovye-bakterii-zhivut-i-razmnozhajutsja.html

Приложение 1

Забор образцов, приготовление микропрепарата клубеньковых бактерий

   
 

Корни люпина

   
 

Корни белового клевера

   
Просмотров работы: 93