Наука для детей. Нескучная рабочая тетрадь

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наука для детей. Нескучная рабочая тетрадь

Хохрякова Е.С. 1Хохряков А.С. 1
1МАОУ "Гимназия №76" г. Набережные Челны РТ
Галиева А.Н. 1Ахметова Е.Н. 1
1МАОУ «Гимназия №76» г. Набережные Челны
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гениями рождаюся или становятся? Возможно ли привить ребенку интерес к науке? Как сделать так, чтобы ребенок учился с удвольствием и сам тянулся к знаниям? Что сохранит мотивацию и заинтересованность? Эти вопросы сейчас волнуют многих современных родителей.

Год назад мама увлеклась эфирными маслами. Прошла обучение и стала активно применять их в жизни. Мы тоже заинтересовались, стали спрашивать и много узнали о пользе эфирных масел. Оказывается это целая наука! Очень интересная, современная и полезная. С точки зрения природы – все просто. Надо научиться понимать: что это, для чего и какую пользу в себе несут знания. Нам так захотелось поделиться информацией с другими, что возникла идея сделать журнал для друзей. Назвали мы его: «Наука для детей. Нескучная рабочая тетрадь».

Почему мы выбрали формат рабочей тетради? Обращали ли Вы внимание, как заинтересовывают детей комиксы, детские журналы, задания, квесты, интересные опыты. Даже детские праздники стараются сделать не только веселыми, но и полезными, приглашая аниматоров, которые демонстрируют несложные, но очень эффектные эксперименты, проводят квесты с увлекательными заданиями и загадками.

Ни для кого не секрет, что большинство детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, намного лучше усваивают информацию в картинках, на примерах. Лучше запоминают не сухие цифры, а интересные истории и факты. Именно поэтому особую популярность среди учеников завоевали рабочие тетради. Подобные пособия по различным предметам стали неотъемлемой частью учебного процесса. Именно поэтому очевидна актуальность использования формата детского журнала.

Ну что ж, давайте проверим нашу гипотезу: Возможно ли заинтересовать ребенка наукой по средствам детского журнала?

Цель работы: разработать и создать рабочую тетрадь для детей различного возраста.

Задачи:

изучить литературу по теме эфирные масла;

разработать интересные задания различных форматов по данной теме;

напечатать свой первый журнал.

Практическая ценность работы: Материалы нашей рабочей тетради могут применяться на уроках окружающего мира, а так же применяться в быту.

При написании работы были использованы методы: изучение литературы, эксперимент, наблюдение, анализ.

Структура работы:

1. Теоретический этап: Подбор литературы и методик исследования

2. Проведение и обработка практической части

3. Представление результатов работы

2. Глава 1. Теоретическая часть

2.1. обзор литературы

Эфи́рные масла — летучие, с характерным сильным запахом и вкусом, маслоподобные (маслянистые), нерастворимые в воде, в основном бесцветные или слабо окрашенные жидкости. В отличие от настоящих жиров большинство эфирных масел, состоящих из лёгких фракций, не оставляют жировых пятен на бумаге, потому что испаряются (улетучиваются) уже при комнатной температуре. Эфирные масла образуются во всех частях растений, но количественное распределение их по частям растения обычно неодинаково. Листья, цветки, почки, плоды, корни и корневища являются в большинстве случаев местом наибольшего накопления эфирных масел [6].

Но что же такое «летучее ароматическое вещество»? Вкратце: эти вещества представляют собой маленькие органические молекулы, которые быстро переходят из твердого в жидкое и газообразное состояния при комнатной температуре, поэтому и называются «летучими». Когда вы впервые откроете пузырек эфирного масла, то сразу почувствуете сильный аромат, который ощущается даже на определенном расстоянии. Физические и химические характеристики летучих ароматических веществ, из которых состоят эфирные масла, позволяют им быстро перемещаться по воздуху к нашим органам обоняния. Благодаря своим уникальным свойствам, эфирные масла идеально подходят для нанесения в ароматерапии, при которой растительные вещества используются для поддержания здоровья тела и разума, а также для применения в других сферах. Тип летучих ароматических веществ, содержащихся в эфирном масле, определяет его аромат и воздействие. [9]

Общие сведения об эфирных маслах

В настоящее время известно около 3000 наименований эфирных масел. В медицинской и ветеринарной практике, пищевой, косметической промышленности и в составе товаров бытовой химии широко используется около 300 эфирных масел [5].

Эфирные масла активны против бактерий, микоплазм, грибов, вирусов, простейших и паразитов, обладают противовоспалительным, антиоксидантным, антимутагенным свойствами. Показано, что они замедляют процессы старения, активируют регенерирационные процессы в органах и тканях, активируют иммунную систему, препятствуют образованию и росту злокачественных новообразований, снижают токсическое воздействие ксенобиотиков [4], ионизирующего излучения [2], оптимизируют работу систем и тканей организма, проявляя свойства адаптогенов и улучшая качество жизни [3].

Процесс извлечения масла уникален для каждого растения, но можно выделить три основных способа.

Паровая дистилляция

Холодный отжим (или холодное прессование)

Экстракция растворением

Дистиляция.

Самый распростаненный метод сбора эфирных масел. В специальной емкости вода нагревается, образуя пар. Пар проходит через камеру с эфирными маслами и мешочки с эфирными маслами лопаются, высвобождая масла. Пар переносит масла в кондеционную трубку, где масла и вода соединяются. Поскольку вода и масла не смешиваются, то масла остаются на поверности и легко отделяются от воды

Прессование.

Этот метод используется, когда эфирное масло содержится в больших количествах в крупных внутренних вместилищах, Например, в кожуре цитрусовых. Внутри машины находится несколько вращающихся цилиндров, похожие на большие терки. Фрукты попадают на эти терки и они разрезают поверхность фрукта, в результате чего раскрываются мешочки с эфирными маслами и выделяется масло. Далее под прессом масло выжимается и проходит через фильтр.

Экстрация.

Экстрация позволяет получить масла из очень нежных растений, например из цветков жасмина. Тут используется специальный растворитель. Его подбирают особенно тщательно, чтобы убедиться, что он не изменит аромат и свойства полученного масла [9].

Стандартизация эфирных масел

Для ароматотерапии рекомендуется использовать только натуральные эфирные масла, соответствующие международным стандартам по содержанию основных компонентов [7].

В составе эфирных масел определяется 50-500 и более компонентов, что зависит только от чувствительности аппаратуры. Информацию о составе эфирных масел можно получить на сайте Виноградова Б.А. [1].

Дорогие эфирные масла нередко фальсифицируют, разбавляя их более дешевыми эфирными маслами, жирными растительными маслами или продают вместо них синтетические заменители, которые имеют похожий запах, но не имеют фармакологических свойств натуральных компонентов эфирных масел.

Правила хранения и срок годности эфирных масел

Все эфирные масла окисляются и разлагаются на воздухе и на свету: изменяется цвет, запах, вязкость.

Поэтому ЭМ следует хранить только в темном стекле, без доступа воздуха, только под стеклянной или корковой пробкой. При длительном контакте с эфирными маслами нарушается даже структура полиэтилена, а большинство резин разрушается и загрязняет эфирные масла продуктами распада.

Не следует покупать эфирно масло в количестве большем, чем нужно на 2-3 года работы.

Срок хранения смесей эфирных масел друг с другом еще меньше, чем у отдельных эфирных масел [8].

Меры предосторожности при работе с эфирными маслами

Эфирные масла являются очень активными фармакологическими субстанциями, поэтому перед их использованием всем следует проводить обонятельную или накожную пробу: человеку дают понюхать пробник с эфирным маслом или делают мазок разведенным эфирным маслом на коже внутренней поверхности предплечья. Наблюдают минимум 30 мин. (при возможности дольше) и опрашивают на следующий день. Жалобы на першение в горле, чихание, кашель, затруднение дыхания, изменения артериального давления, частоты пульса, зуд и раздражение кожи - появление таких симптомов в день пробы или в более поздние сроки следует считать противопоказаниями для применения эфирных масел данному человеку.

Эфирные масла следует наносить на кожу в разбавленном виде - в составе крема или жирных масел: лесного ореха, миндального, жожобы, кунжута, абрикоса. Исключение составляют точки акупунктуры, куда наносят 1 -2 капли цельного масла.

Конечно, следует соблюдать осторожность, чтобы масла не попадали на конъюнктиву глаз [8].

2.2 Выводы к главе 1

Натуральные эфирные масла широко используются как самостоятельные и вспомогательные лекарственные средства при лечении и профилактике различных заболеваний и синдромов.

Ароматотерапия требует специальной подготовки работников: обязательны знание химии, токсикологии и техники безопасности при использовании эфирных масел.

Перед назначением ароматотерапии обязательно проведение пробы на индивидуальную переносимость: жалобы на кашель, затрудненное дыхание,

покраснение кожи, зуд, сыпь и др. являются противопоказанием для приема.

В высоких концентрациях эфирные масла токсичны для человека и животных.

Хранить эфирные масла следует только в стеклянной таре без доступа света и воздуха. При неправильном хранении эфирные масла теряют лечебные свойства и обретают свойства аллергенов.

Смеси 2-3 масел не рекомендуется хранить и использовать более года. Использовать многокомпонентные смеси не рекомендуется в силу непредсказуемости изменений химического состава и фармакологических свойств.

3.Глава 2. Проектная часть

3. 1. План работы над проектом.

Мы, совместно с мамой, в прошлом учителем, разработали план работы над проектом:

Сбор и изучение соответствующей литературы по теме эфирные масла.

Анализ необходимых ресурсов для разработки рабочей тетради

Разработка заданий, подбор опытов и экспериментов

Структурирование и оформление рабочей тетради

Печать макета журнала

Корректировка

Печать готового продукта

Презентация журнала друзьям.

Оценка продукта

Выводы.

3.2.Описание проекта. Изучив достаточно литературы, мы проанализировали необходимые ресурсы для изготовления журнала. Во-первых – компьютер с выходом в интернет, принтер, бумага, наличие свободного времени и финансовых средств для распечатки итогового продукта в типографии.

Выбрали основную идею – под общим названием «Наука для детей» решили создать нескучную рабочую тетрадь.

В содержание тетради было решено включить теорию, исторические факты в иллюстрациях, научные эксперименты и опыты, странички для рисования, кроссворд, задание с расшифровкой кода.

Мы разработали журнал в форме диалога, чтобы у читателя было ощущение общения. На протяжении всего издания сначала ребенку дается информация в доступной форме, а потом задаются вопросы, и в соответствующее окошко он вписывает свой ответ.

Раздел «Наука в истории» оформлен увлекательными историями в картинках о великих ученых Альберте Энштейне и Исааке Ньютоне. Тем самым мы показываем ребятам, что наука интересна и доступна для детей.

Далее раскрывается принцип научного метода, где пошагово раскрывается сама суть метода, правильность оформления и ребенок может задокументировать в соответствующих окошках свои действия и выводы, а контрольные вопросы помогают лучше усвоить материал.

В следующем разделе читателям предлагается провести научный эксперимент и заполнить таблицу. Экстеримент состоит в том, чтобы понять различную ли плотность имеют эфирные масла.

Далее идет страничка для рисования, где можно отдохнуть, сменив деятельность и насладиться разукрашиванием сочного апельсина.

Следующий раздел содержит информацию о эфирных маслах и небольшй эксперимент, где ребенок может убедиться в том, что эфирные масла не смешиваются с водой.

Раздел «Разгадай код» содержит зашифрованное послание, где используя заданный ключ можно узнать интересный факт о эфирных маслах. С этим заданием мы справились благодаря шрифту Wingdings 2 в программе Microsoft Word.

Далее разбираются способы получения эфирных масел, где каждый способ представлен наглядно и просто. В доступной форме, рассмотрев иллюстрации, каждый поймет, как это работает.

На следующей страничке предлагается создать свою иллюстрацию, где будет изображено любимое растение, из которого ребенок хотел бы получить эфирное масло.

Далее – эксперимент по дестиляции. Самый главный эксперимент всего издания. Читателю предлагается очислить воду по средствам дестиляции от загрязнений. В качестве загрязнителя можно использовать песок, блестки, соль. Тем самым смоделировать процесс паровой дестиляции. Итоговые вопросы завершают раздел.

Кроссворд по темам журнала мы создали на страничке https://crossmaker.ru/ в сети интернет. Вопросы придумывали самостоятельно. Все ответы на них можно найти, внимательно изучив предыдущие странички.

На следующей страничке - страничка рисования, где расположилсь прекрасная ароматная роза.

Следующий раздел очень важный. Использование эфирных масел и безопасность. Где читателя знакомят с основными правилами использования масел, дозировках, а так же с методами применения эфирных масел.

В конце рабочей тетради страница «Проверь себя». Там содержатся ответы к заданиям.

В результате «Нескучная рабочая тетрадь» состоит из 30 страниц полезной и интересной информации, написанной доступным языком, в форме диалога, с наличием специальных окошек для фиксирования ответа. Страницы издания красочные и содежаться иллюстрации по теме.

Все опыты и эксперименты проделывались по мере добавления их в содержание.

Как только макет журнала был готов, мы его распечатали и подвергли корректировке. Помогла в этом подруга, которая с удовольствием на протяжении трех дней изучала макет. Выяснилось, что код на странице с зашифрованным текстом местами сбился, заменили буквами повторяющиеся символы. Было решено страницы для рисвания сделать ароматизированными, чтобы читатель смог глубже проникнуться в тему эфирных масел. На странице с апельсином – ароман сочного цитруса, на странице с розой – аромат благоухающего цветка. Аромамасла мы использовали торговой марки DoTerra. Они считаются чистыми и терапевтическими.

3.3 Вывод к главе 2.

В ходе создания рабочей тетради мы пришли к выводу, что макет обязательно нужно выводить на печать, чтобы проанализировать проделанную работу, проработать текст, дополнить информацию или исправить ошибки.

Форма диалога очень удачна. Контрольные вопросы помогают закреплять изученный материал. Дети знакомятся с методами научного экперимента. Учатся задавать вопросы, формируют гипотезу, ставят эксперимент, делают анализ, заключение и учатся оценивать свои результаты. Все поэтапно и понятно. Различные по сложности и характеру задания не дадут скучать. А веселые иллюстрации делают рабочую тетрадь интересной и веселой.

Заключение.

Любопытство - естественная часть жизни ребенка. Они хотят понять и получить дополнительную информацию. Наша рабочая тетрадь направлена на поощерение данной любви к исследованиям. Здесь каждый найдет инструменты, которые откроют и помогут привить любовь к науке, накопить знания в области базовой химии, эфирных масел и здоровья. Данное издание получилось интересное не только детям, но и взрослым. В этом мы убедились, раздав несколько экземпляров соседям. И это – здорово! Родители совместно с детьми выполняли несложные опыты, делились впечатлениями, разгадывали тайны зашифрованных страниц, помогали детям ответить на вопросы, рисовали и наслаждались ароматами эфирных масел.

Проведя столь серьезную работу, мы видим перспективы дальнейшего развития. Мы пришли к выводу, что можно сделать целую серию подобных рабочих тетрадей под общим названием «Наука для детей. Нескучная рабочая тетрадь», которые предлагают эксперементы и занятия, интересные детям разного возраста и по различным темам и направлениям.

Гипотеза подтветдилась – заинтересовать ребенка можно и нужно. Все цели и задачи проекта были выполнены в полном объеме. Так же хочется отметить, что журнал получился, на самом деле, интересен для ребят различных возрастов. Младшие школьники с интересом проводили опыты с родителями, отвечали на вопросы, выполняли задания. Ребята среднего звена уже самостоятельно изучали тему.

А еще наша тетрадь в интересной форме учит как правильно проводить опыты, задавать вопросы, стороить гипотезу, фиксировать результат и делать выводы. Эти навыки помогут развить любознательность и тягу к наукам!

Мы же в свою очередь поделились знаниями о эфирных маслах и очень надеемся, что в жизни эти знания очень пригодятся. Ведь сила природы очень мощная.

Для себя так же мы открыли новые направления – редактор и иллюстратор. Возможно, рассмотрим их для будущей профессии.

А сейчас, в приложении к работе, Вы можете пролистать наш первый выпуск нескучной рабочей тетради.

Список источников и литературы

1. Виноградов Б.А. Получение, состав, свойства и применение эфирных масел: http://www.viness.narod.ru

2. Говорун М.И., Шинкарчук И.Ф., Тихомиров А.А. Радиомодифицирующее действие ЭМ при внешнем гамма-облучении // Аромакоррекция психофизического состояния человека: международн. н.-практ. конф. (Ялта, 4-6 мая 2011 г.).

3. Николаевский В.В., Еременко А.Е., Иванов И.К. Биологическая активность эфирных масел. - М.: Медицина, 1987. - 144 с.

4. Регистр лекарственных средств России. Изд. 6-е, перераб. и доп. / Гл. ред. Крылов Ю.Ф. - М., 1999. - 1072 с.

5. Тихомиров А.А. Перспективные направления использования эфирных масел в медицине и ветеринарии // Эфирные масла и их использование в здравоохранении и народном хозяйстве: материалы конф. Научно-координац. Совет южного научного центра АН УССР, НИИ им. Сеченова (Ялта, декабрь 1988 г.). - Ялта, 1988. - С. 30-31.

Википедия. Эфирные масла. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эфирные_масла

Международная организация стандартизации. - http://www.iso.org/iso/home/about.htm

Принципы использования эфирных масел для медицинских целей

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-ispolzovaniya-efirnyh-masel-dlya-meditsinskih-tseley

Эфирные масла DoTERRA https://www.doterra.com/RU/ru_RU/what-is-an-essential-oil

Приложение.

Просмотров работы: 95