ВВЕДЕНИЕ
Летом 2021 года, отдыхая в Крыму, мы с мамой на пляже помогли выбраться на волю птице, запутавшейся в пластиковом пакете. Когда птицу освободили, мама сказала мне, что проживут жизни несколько поколений людей, а этот пакет всё будет лежать на свалке, как и все кучи мусора из пластиковых бутылок, автомобильных шин, консервных банок и стеклянных бутылок. И, возможно, еще не одна птица запутается в этом пакете. Так я впервые задумалась о проблеме мусора и решила как можно больше узнать об этой теме.
Мусор – постоянный спутник человека с древнейших времен и до наших дней. Учёные-археологи исследуют глиняные черепки, косточки и сохранившиеся остатки разной утвари, чтобы подробно изучить жизнь наших предков [4].
В доисторические времена наши предки не удаляли из пещер остатки жизнедеятельности, и те понемногу загромождали жизненное пространство. Приходилось отправляться на поиски новых убежищ. Когда нормой стал оседлый образ жизни, они доверили утилизацию отходов природе, зарывая их, либо скармливая свиньям и другим домашним животным, либо периодически вывозя мусор на свалки. Этот цикл переработки нарушился с ростом количества городов и уменьшением количества органических отходов [9].
Развитие промышленности привело к росту количества неорганических отходов. С изобретением лёгкого удобного пластика мусор перестал быть биоразлагаемым, то есть появился мусор практически вечный. Сегодня пластик в прямом смысле слова повсеместно проник в нашу жизнь. Он не только вокруг нас, в виде дешевых упаковок, но и внутри нас – в нашей еде, в шампунях, зубной пасте и т.д. [8].
Люди стали больше покупать. Часто это не нужные, одноразовые, в пластиковой упаковке вещи. Покупая, используя и выбрасывая какую-либо вещь, мы становимся частью системы открытого цикла. Время цикла «производство — потребление — выбрасывание» резко сократилось. Больше покупаешь – больше выбрасываешь. Каждый человек производит за свою жизнь отходов в 600 раз больше собственного веса [10].
Ежедневно каждый европеец выбрасывает около килограмма бытовых отходов, то есть примерно в два раза больше, чем сорок лет назад. В США каждый житель оставляет после себя около двух килограммов отбросов в день. В развивающихся странах местные жители выбрасывают значительно меньше: часто по полкило отходов в день [9].
В России на каждого жителя ежегодно приходится более 400 кг. отходов, то есть примерно 1100 гр. в день [7].
В 2005 году население Земли насчитывало 6,5 миллиарда, что в пять раз больше, чем в 1900г. Демографы предвидят, что в 2050 население вырастет до 8–9 миллиардов, по большей части скученных в мегаполисах [9]. Не трудно подсчитать, сколько будут производить мусора все жители земли только за 1 день!
Расширение объемов и площадей, занимаемых мусорными свалками, превратилось для людей в настоящую головоломку.
В России по данным на 2020 год перерабатывается только 7 % твердых коммунальных отходов, а все остальное попадает на свалки. Уже сегодня суммарная площадь всех российских свалок – больше четырёх миллионов гектар. Ежегодный прирост – почти 10% от этой величины, примерно 0,4 млн гектар, что равно суммарной площади Москвы и Санкт-Петербурга [7]!
Необходимо избавляться от мусора. Существует несколько способов утилизации отходов. Первые два – захоронение и сжигание – известны очень давно. Оба способа являются экологически опасными.
Захоронение отходов на мусорных полигонах негативно влияет на окружающую среду сразу в нескольких направлениях:
- Влага, что образуется в самом теле свалки и в результате выпадения осадков (фильтрат) отравляет подземные воды токсичными веществами.
- За счет постоянного процесса гниения отходов происходит загрязнение почвы.
- В результате «брожения» мусора образуется свалочный газ. Он содержит в себе метан и углекислый газ. Выбросы этого газа в атмосферу, способствуют развитию парникового эффекта.
- Крысы, бродячие собаки и дикие животные, обитающие на свалках, могут стать переносчиками и распространителями опасных заболеваний [6].
Сжигание является еще более экологически опасным способом уничтожения мусора. Это процесс превращения твёрдых отходов в дым. Все вредные вещества (диоксины, тяжелые металлы) при этом попадают в атмосферу. Это невероятно вредно для человеческого организма. [7].
Лучше всего, если отходы отправятся на заводы, где сначала вручную, а потом с помощью сложных машин мусор сортируют – отдельно бумагу, пластик, стекло, металл, чтобы в дальнейшем повторно использовать для выпуска новой продукции. Необходимо перейти на замкнутый цикл «производство – потребление – выбрасывание – производство». Это поможет увеличить долю переработки до 90 % и принесет пользу как людям, так и природе.
В 2018 году в России принят национальный проект “Экология”, должна будет измениться вся система обращения с отходами в стране. К 2030 году в стране должен будет сортироваться весь мусор, а объем отходов, увозимых на свалку, снизится в два раза. По всей стране появятся специальные комплексы, где из твердых бытовых отходов будут производить ценное сырье. Некоторые виды сырья можно перерабатывать до семи раз [2]!
Использовать мусор повторно – звучит заманчиво. Но на практике рассортировать мусор, поступивший на полигон, очень сложно. Попробуйте, например, выбрать бумагу, стекло, пластик, металл среди пищевых объедков. Вторичное использование мусора возможно, если только мы сами рассортируем наш мусор перед тем, как выбросить. Таким образом, нам необходимо научиться сортировать, сокращать и перерабатывать мусор [5, 11,3].
Прививать культуру экологичного образа жизни необходимо с самого раннего возраста. Например, в Швейцарии культура сбора мусора прививается со школьной скамьи - дети пишут контрольные с задачками на темы: «куда нужно выбрасывать пенопласт» или «как правильно выгуливать собаку». В Сингапуре школьники каждый учебный год задействованы в комплексной программе, призывающей следить за чистотой в своей школы и окружающей ее местности. Учащиеся не только сами изучают как надо обращаться с мусором, но и участвуют в акциях по распространению идеи о чистоте среди местных жителей. Дети лучше всех подходят на роль амбассадоров идеи содержания места жительства и всей страны в чистоте [1].
Эта тема очень актуальна, что и побудило нас изучить вовлеченность детей младшего школьного возраста в процесс раздельного сбора отходов.
Цель исследования: привлечь вниманиедетей к проблеме раздельного сбора отходов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.
Изучить вопрос сортировки мусора в литературе и из источников сети Интернет.
Провести анкетирование учащихся 1 – 4 классов по вопросам раздельного сбора отходов.
Организовать дома раздельный сбор отходов.
Разработать презентацию на тему раздельного сбора отходов.
Познакомить одноклассников с проблемой раздельного сбора отходов путем показа презентации.
Помочь школьным друзьям овладеть практическими навыками сортировки отходов.
Объект исследования – раздельный сбор отходов в быту.
Предмет исследования – участие младших школьников в процесс сортировки мусора.
Новизна исследования– мы оценили готовность детей участвовать в раздельном сборе отходов.
Научно-практическая значимость работы:
– исследована вовлеченность детей в процесс раздельного сбора отходов,
– расширены знания моих одноклассников об экологической проблеме мусора и способах ее решения,
– ученики нашего класса приобрели практические навыки раздельного сбора отходов,
– практическая значимость для меня лично - я познакомилась с процессами создания анкет, диаграмм, презентаций в программе PowerPoint, анкетирования учащихся, анализа результатов исследования.
Внедрение результатов исследования. Результаты нашего исследования используются как при планировании внешкольных мероприятий, так и в повседневной жизни нашей семьи и некоторых семей моих одноклассников.
Апробация работы. Материалы исследования представлены на конкурсе Всероссийского проекта «Экотренд» 2021 – 2022, проводимого общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников (РДШ)».
Объём и структура работы. Работа изложена на 14 страницах машинописного текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа иллюстрирована 1 таблицей и 6 рисунками. Указатель литературы содержит 11 источников.
ГЛАВА I.
ПРОГРАММА, МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наше исследование направлено на привлечение внимания детей к проблеме раздельного сбора отходов.
Мы разработали программу исследования, которая выполнялась в несколько этапов с октября 2021г. по октябрь 2022 г.
1 этап – подготовительный. На данном этапе я читала литературу о раздельном сборе мусора и искала информацию в сети Интернет. Затем была сформулирована цель и поставлены задачи исследования, мы разработали план и программу исследования.
Для того, чтобы выполнить все задачи исследования нам необходимо использовать комплекс методов, включающий в себя:
– социологический метод (проведем анкетирование);
– экспериментальный метод (организуем дома раздельный сбор отходов);
– метод непосредственного наблюдения (будем наблюдать за школьниками при проведении экологических мероприятий);
– математико-статистический метод (обработка анкет).
2 этап – исследовательский. Социологическое исследование проводили по разработанной нами анкете (Приложение 1) среди детей, с которыми я занималась в танцевальном коллективе и которые учатся в разных школах города Челябинска. В анкете мы попросили указать пол и возраст, и задали вопросы: знают ли ребята о необходимости раздельного сбора отходов, хотели бы они узнать о сортировке мусора, знают ли ребята куда можно сдавать мусор, разделяют ли отходы у них дома и хотят ли дети помогать взрослым, если в семье начнут сортировать отходы. Все вопросы были закрытого типа, ребятам не надо было придумывать ответ, а необходимо было выбрать один ответ из предложенных нами. Анкетирование проводилось перед занятиями. Мы вручали анкету ребятам, они заполняли ее самостоятельно. Инструкции по заполнению анкеты я говорила товарищам перед началом анкетирования.
Ребята добровольно согласились ответить на вопросы, им было интересно, вопросы им были поняты – результаты анкетирования должны быть достоверными.
Было собрано 26 анкет, одну анкету мы забраковали, так как она была заполнена не полностью, ответов было меньше чем на 60 % вопросов. Поэтому мы учли ответы только 25 анкет.
При обработке анкет был применен математико-статистический метод.
3 этап – практический (экспериментальный).
На данном этапе исследования:
- организовали дома раздельный сбор мусора;
- нашли через Интернет пункты приема вторсырья в Челябинске;
- отвезли отходы в пункт приема для их дальнейшей переработки;
- создали обучающую презентацию на тему раздельного сбора отходов;
- отправили презентацию на конкурс всероссийского проекта «Экотренд» 2021 – 2022, проводимый общероссийской организацией «Российское движение школьников (РДШ)»;
- провели эко-урок во нашем классе в рамках трека «Орленок-эколог» программы «Орлята России». Мы выступили с демонстрацией презентации «Спасти планету можем мы! Сортировка мусора – способ улучшить экологию». На уроке присутствовали 32 ученика.;
- пригласили на эко-урок волонтера проекта «Разделяйка», который на практике научил моих одноклассников сортировать предметы из различных материалов;
- организовали в классе сбор пластиковых крышечек.
4 этап – заключительный:
- провели анализ результатов работы и оценили их,
- написали и оформили работу.
ГЛАВА II.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения цели нашей работы на каждом этапе исследования мы решали поставленные задачи.
В анкетировании приняли участие 25 школьников – 8 мальчиков и 17 девочек в возрасте от 7 до 10 лет. Все дети занимаются в танцевальном коллективе «Искорки» и обучаются в разных школах города Челябинска.
Рисунок 1. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты о необходимости сортировки мусора?»
Лишь четверть опрошенных детей (24 %) отметили, что в их семьях сортируют отходы (рис.2). Не занимаются сортировкой отходов дома 6 мальчиков и 13 девочек.
Рисунок 2. Ответы на вопрос «У тебя дома сортируют мусор?»
Именно школьники, у которых дома осуществляется раздельный сбор отходов, знают куда можно сдавать отсортированный мусор (рис. 3), остальные дети ответили отрицательно.
Рисунок 3. Ответы на вопрос «Знаешь ли ты, куда можно сдавать отсортированный мусор?»
Практически половина (48 %) детей считают сортировку мусора трудным
Рисунок 4. Ответы на вопрос «Как ты думаешь, сортировать отходы – это трудно?»
занятием (4 мальчика и 8 девочек), не согласны с ними дети из семей, где отходы уже разделяют (2 мальчика и 4 девочки). Данные представлены на рисунке 4.
Большая часть опрошенных школьников (76 %) считает необходимым проводить обучающие мероприятия по раздельному сбору отходов. Отрицательно ответили 2 мальчика и 2 девочки; девочек, давших утвердительный ответ – 14, мальчиков – 5. Вопрос вызвал затруднения у 1 мальчика и 1 девочки (рис 5).
Рисунок 5. Ответы на вопрос «Нужно учить детей раздельному сбору отходов?»
В случае, если семья займется раздельным сбором отходов, поддержат членов своей семьи 7 мальчиков и 11 девочек (72 % опрошенных школьников). Затруднились с ответом 35 % девочек и 12,5 % мальчиков (рис. 6). При анализе результатов исследования мы увидели, что детей, отказывающихся принимать участие в сортировке мусора, нет.
Рисунок 6. Ответы на вопрос «Если у тебя дома начнут сортировать мусор,
ты поддержишь членов своей семьи?»
Следует отметить, что в число респондентов, готовых участвовать в раздельном сборе отходов, вошли: дети, которые уже участвуют в сортировке мусора в своих семьях; школьники, которые знают о необходимости сортировки отходов, но не занимались ею; учащиеся (3 человека), которые не знакомы с проблемой раздельного сбора отходов, но готовы принимать участие в сортировке, если ею займутся в семье.
Перед сортировкой мы изучили коды переработки – специальные знаки, которые применяются для обозначения материала, из которого изготовлен предмет.
На третьем этапе исследования был организован раздельный сбор мусора в моей семье (Приложение 2).
Перед сортировкой мы изучили коды переработки – специальные знаки, которые применяются для обозначения материала, из которого изготовлен предмет.
Все пункты приема требуют разделять пластик по категориям и сначала было сложно: пластик PET 1 (полиэтилен) – питьевой, тара, отдельно из-под масла, отдельно из-под молока; РР 5 (полипропилен) - твердый и мягкий, фольгированный и нет, отдельно пакеты из под хлеба; PS 6 (полистирол) – вспененный и нет, перфорированный и неперфорированный; PEHD или HDPE 2 (высокоплотный полиэтилен); LDPE или PEBD 4 (низкоплотный полиэтилен); PVC 3 (поливинилхлорид); все другие виды пластика OTHER 7.
Сортировки требуют и бумага (глянцевая, чеки отдельно), картон (гофрированный и нет), стекло (по цвету), металл (жесть, алюминий, тонкий алюминий).
Кроме того, у каждого вида сырья и своя подготовка: вымыть, высушить, снять этикетки, отрезать носики у дой-паков, крышечки и колечки от них сдаются отдельно, вырезать бумажные этикетки с пластиковых пакетов, сырье смять и т.д.
Мы научились, справились с сортировкой и продолжаем раздельный сбор отходов уже почти год. Но я думаю, что многих людей пугает такая сортировка и подготовка вторсырья. Если бы в Челябинске ввели двухпоточную систему раздельного сбора отходов, это было бы гораздо легче. При такой системе все вторсырье можно складывать в один дополнительный контейнер во дворе, – главное, чтобы оно было сухое и чистое, а уже потом на предприятиях идет вторичная сортировка, сырье разделяют по категориям. Я думаю, что тогда желающих сортировать мусор было бы гораздо больше!
После сортировки все твердые бытовые отходы, собранные в течение 2 месяцев, мы взвесили. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Вес сортированных бытовых отходов
Отходы |
Материал |
|||
Пластик (любой) |
Стекло |
Бумага/картон |
Металл (жесть, алюминий) |
|
Вес (гр.) |
2900 |
3400 |
3300 |
300 |
Как мы видим, по весу лидируют стеклянные отходы, но так как пластик легкий материал, то объем пакетов с пластиком был значительно больше.
В сети Интернет были найдены пункты приема вторсырья в г. Челябинск. Мы выбрали два пункта (Приложение 3), в которых не только принимают вторсырье, но и проводят обучающие мероприятия:
Челябинская региональная общественная организация развития экологической культуры «Сделаем» проект «Разделяйка».
Прием сортированных отходов производится:
- ежедневно в Экоточке с 10:00 до 19:00 по адресу Комсомольский пр., д. 33;
- ежедневно в GoGreenCenter с 10:00 до 18:00 по адресу ул. Бр. Кашириных, д. 55;
- стационарные круглосуточные контейнеры для сбора отходов возле ТРК «Алмаз»;
- каждое первое/третье воскресенье месяца с 11.00 до 12.45 на 2/13 точках по всему городу.
2. #НЕМУЗЕЙМУСОРА
Прием сортированных отходов производится ежедневно с 10:00 до 20:00 по адресу Комсомольский пр., д. 61.
Данный пункт приема нам очень понравился, в нем есть музей переработки, вермиферма и артобъекты из вторсырья, проводятся экскурсии, мастер-классы и квесты для детей и взрослых. В данном пункте самый большой перечень категорий сырья, которое принимают на переработку – более 30 видов вторсырья!
По материалам проведенной работы нами была разработана презентация «Спасти планету можем мы! Сортировка мусора – способ улучшить экологию». Презентация была представлена на конкурс всероссийского проекта «Экотренд» 2021 – 2022 (Приложение 4).
Чтобы привлечь внимание одноклассников к проблеме сортировки мусора был проведен эко-урок во нашем классе в рамках трека «Орленок-эколог». Я выступила перед ребятами с демонстрацией презентации.
Мы пригласили на эко-урок волонтера проекта «Разделяйка», который на практике показал школьникам, как сортировать мусор. Ребята познакомились с правилами подготовки отходов к сортировке, самостоятельно искали знак вторичной переработки на различных предметах и учились определять маркировки различных видов материалов. Эко-урок прошел интересно и эмоционально, ребята задавали много вопросов, были очень активными (Приложение 5).
В конце эко-урока мы предложили организовать в классе сбор пластиковых крышечек от пищевых продуктов и напитков. С разрешения классного руководителя в классе были установлены контейнеры для сбора крышечек. Одноклассники активно участвовали в данной акции, обсуждали результаты сбора, проявляли инициативу – приносили не только крышки, но и использованные фломастеры, ручки, которые можно сдать на переработку (Приложение 6).
Таким образом, ученики моего класса углубили знания по теме раздельного сбора отходов, познакомились с возможностями сдать сортированные отходы в г. Челябинск, узнали адреса пунктов приема вторсырья, на практике попробовали сортировать мусор, участвовали в сборе пластиковых крышечек. Но самое главное, мы все поняли, что проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо в своей семье. Сортировать мусор не очень сложно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цель нашей работы достигнута – привлечено внимание детей к проблеме раздельного сбора отходов. Младшие школьники больше узнали про переработку отходов, получили практические навыки, увлеклись темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.
Большинство детей (60 %) знают о необходимости раздельного сбора отходов, 76 % детей считают нужным проводить обучение сортировке мусора. Большинство учащихся (72 %) готовы принимать участие в раздельном сборе отходов, в их числе школьники, которые не знакомы с проблемой раздельного сбора отходов, но планируют принять участие в сортировке, если ею займутся в семье.
Дети копируют поведение родителей, которые являются для них образцом для подражания. Из-за возраста дети не могут заниматься раздельным сбором отходов дома самостоятельно, организовать эту работу и привлечь к ней ребенка должны родители. Вторичные ресурсы начинают путь из дома.
Мы считаем, что необходима совместная деятельность детей и родителей. С этой целью возможно проведение детско-родительских эко-уроков, туристических походов, прогулок на природу, экскурсий на предприятия по вторичной переработке отходов, участие родителей в мероприятиях в рамках трека «Орленок-эколог» и т.д.Совместные мероприятия позволят взрослым и детям увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 20 идей по развитию России: ч. 10 Экотехнологии для города, ч. 20.25 Выброс мусора https://20idei.ru
2. Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами https://национальныепроекты.рф/projects/ekologiya/utilizatsiya_br_i_pererabotka_musora
3. Кочергин, И. Вся правда про мусор / И. Кочергин. – М: Изд-во «Настя и Никита», 2021. – 24 с.
4. Мазелли, М. История мусора. От древних отходов до переработки пластика / М. Мазелли. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2019. – 80 с.
5. Мазелли, М. Вторая жизнь мусора, или как сделать отходы полезными / М. Мазелли, А. Феррари. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2019. – 82 с.
6. Мусорные полигоны и загрязнение окружающей среды – какое негативное воздействие на экологию оказывают свалки? https://ecospectrum.ru/articles/2398/
7. Проблема мусора в России: страшная статистика https://alon-ra.ru/problema-musora-v-rossii.html?ysclid=l9a7f1wily48176746
8. Райдт, Г. Мусор. Всё о самой неприятной вещи на свете / Г. Райдт. – М.: Мелик-Пашаев, 2020. – 84 с.
9. Сильги, К. История мусора / Катрин де Сильги. – М.: Текст, 2011 г. – 288 с.
10. Файви, Э. Мусорная революция: свалка о двух концах / Э. Файви. – М.: Пешком в историю, 2022. – 64 с.
11. Шабутдинова, Л. Как маленькому человеку помочь большой планете / Л. Шабутдинова. – М.: МИФ, 2021. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
АНКЕТА
Дорогие ребята!
Просим вас принять участие в опросе и дать ответы на предложенные вопросы.
1. Укажи свой пол
- девочка
- мальчик
2. Укажи свой возраст
- 7 – 8 лет.
- 9 – 10 лет
- 11 – 12 лет
3. Знаешь ли ты о необходимости сортировки мусора?
- да
- нет
4. У тебя дома сортируют мусор?
- да
- нет
5. Как ты думаешь, сортировать отходы – это трудно?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. Знаешь ли ты, куда можно сдавать отсортированный мусор?
- да
- нет
7. Нужно учить детей раздельному сбору отходов?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Если у тебя дома начнут сортировать мусор, ты поддержишь членов своей семьи?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Приложение 2.
Этапы раздельного сбора отходов
А – подготовка, Б – сортировка,
В – транспортировка, Г – сдача отходов в GoGreenCenter
А |
Б |
В |
Г |
Приложение 3.
Пункты приема вторсырья в городе Челябинске
«Разделяйка»
Экоточка акции «Разделяйка» |
Маркированные емкости для отходов |
Контейнеры для сбора возле ТРК «Алмаз» Эко-станция у ТРК «Горки»
#НЕМУЗЕЙМУСОРА
Маркированные емкости для отходов |
Музей переработки |
Вермиферма |
Помещение для мастер-классов |
Приложение 4.
Сертификат участника во Всероссийском проекте «Экотренд» 2021 – 2022
Приложение 5.
Эко-урок в классе 2э2 МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» 29.04.2022 г.
Показ мультимедийной презентации Коростылевой А.
Волонтер акции «Разделяйка» обучает лицеистов сортировке отходов
Активное участие детей 2э2 класса на эко-уроке
Приложение 6.
Акция по сбору пластиковых крышечек в классе
Контейнеры для сбора крышечек, установленные в классе
Второклассники передают собранные крышечки для переработки