Анатомия улыбки – правильный прикус

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анатомия улыбки – правильный прикус

Коновалова П.В. 1
1МАОУ "КОСУЛИНСКАЯ СОШ № 8", 11
Воложанинова Ю.Д. 1
1МАОУ "КОСУЛИНСКАЯ СОШ № 8"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Зубы играют важную роль в нашем организме. Одна из их главных задач – измельчение пищи. Сейчас мы рассматриваем зубы не только, как устройства для пережевывания пищи, но и как эстетическая составляющая внешности людей. Достижения стоматологической науки позволяют на сегодняшний день каждому желающему иметь эстетичную и привлекательную улыбку.

Актуальность: тема ортодонтических аппаратов является актуальной в современном мире, поскольку большинство людей сталкивается с проблемой неровного положения зубов, но сейчас настолько развиты технологии, что есть множество вариантов для исправления любого случая такого дефекта, только с ними мало кто знаком.

Объект исследования: стоматология.

Предмет исследования: эффективность современных технологий для исправления прикуса.

Цельпроекта: изучить ортодонтические методы для исправления прикуса и познакомить школьников с современной ортодонтией, а также показать на примере жизненного опыта, как брекеты исправляют один из случаев неправильного положения зубов.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:

Рассмотреть строение, функции и особенности зубов человека;

Изучить историю развития ортодонтии;

Взять интервью у врача-ортодонта и сделать анализ ортодонтического лечения на брекет-системе;

Провести опрос среди школьников для анализа их знаний в сфере ортодонтии и сделать для них классный час;

Показать влияние газированных напитков на зубы и создать буклет с полезной информацией о гигиене нашего рта.

Методы исследования:

Работа с литературой и интернет ресурсами

Сбор материалов по теме и его систематизация;

Консультация;

Социальный опрос.

Практическая значимость проекта заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках биологии, web-сайтах и web-страницах стоматологических клиник в качестве ознакомления будущих пациентов, решивших ставить ортодонтические системы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ: СТРОЕНИЕ ЗУБОВ

Практически все люди стремятся к тому, чтобы иметь красивую и белоснежную улыбку, но мало кто знает, что такая красота зависит во многом от особенностей строения зубных единиц.

Выделяют три главных составляющих зуба – это коронка, шейка и корень. Коронка – единственная видимая зубная часть. Она возвышается над десной и защищает внутреннюю зубную полость. Покрывает ее зубная эмаль – самая твердая ткань человеческого организма. Зубная шейка – это место перехода коронки в корень, она находится под десной. Корень зуба располагается в зубной лунке (альвеоле). Индивидуальное строение зуба подразумевает разное количество корней – от одного до трех, а иногда их количество доходит до пяти.

1.1. ВИДЫ ЗУБОВ

Зависимо от формы (см. Приложение 1), существует четыре основных типа:

Резцы — относительно острые зубы, расположенные в передней части челюсти. У человека в верхней и нижней челюсти имеются по два центральных и два боковых резца, из которых два центральных верхней челюсти более крупные;

Клыки — зубы, имеющие конусовидную форму и располагающиеся по два на верхней и нижней челюстях. Служат для удерживания пищи и ее последующего разрывания[2].

Премоляры – самые маленькие из жевательных зубов. Премоляры немного напоминают клыки, и они расположены сразу за ними. Поверхность этих зубов более широкая, чем у клыков, поэтому они лишь частично задействованы в процессе пережевывания.

Моляры — считаются самыми большими зубами в ротовой полости. Находятся за премолярами и сгруппированы по 3 штуки на каждой половины зубной дуги. Третий моляр – зуб мудрости, который вырастает позже остальных.

1.2. ИСТОРИЯ ОРТОДОНТИИ

Ортодонтия (от греч. слов orthos - прямой и odontos - зуб) является дисциплиной, изучающей диагностику, профилактику и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций. Термин «ортодонтия» впервые был употреблён Лефулоном в 1840 г. Им обозначали «науку, которая имеет отношение к исправлению зубов» [6].

В настоящее время проблема неровных зубов возрастает с каждым годом. Это связано с изменением в питании современного человека - пища стала обработанная и мягкая. От этого челюсти "не растут" и зубы прорезываются криво. В период неандертальцев такие проблемы были минимальны.

Ученые и инженеры многие века пытались создать приспособление, которое смогло бы улучшить жизнь тех, кто столкнулся с проблемой неправильного прикуса. Поэтому, я хочу обратить ваше внимание на некоторых личностей, которые внесли большой вклад в такой раздел стоматологии, как ортодонтия.

Первым в списке таких людей идет Авл Корнелий Цельс (I век до н.э.). Он для исправления аномального расположения зубов рекомендовал метод пальцевого давления и первым из древних медицинских авторов выделил болезни полости рта в самостоятельные главы, тем самым положив начало систематизации различных разделов медицины.

Отцом современной научной ортодонтии является - Эдвард Энгль. Это первый учёный, основавший ортодонтию как науку в 1900 году. Он впервые начал применять технику, представляющую собой систему с прямоугольной дугой, входящей в пазы (см. Приложение 2). И это по праву можно назвать первой брекет-системой [5].

Профессор Лоуренс Эндрюс – в 1960 году после изучения 120 гипсовых моделей зубов пациентов с идеальным прикусом от природы, обнаруживает общие признаки идеального прикуса,  описывает их в своей книге и создаёт впервые технику прямой дуги - модель современных брекетов[1].

1.3. СОВРЕМЕННЫЕ БРЕКЕТ-СИСТЕМЫ

Применение в ортодонтии нового оборудования значительно улучшило качество лечения. Современные компьютерные технологии позволяют проводить максимально точную диагностику, создавать виртуальные 3D модели челюсти и изготавливать индивидуальные ортодонтические аппараты, которые могут максимально точно соответствовать зубочелюстной системе пациента и особенностям нарушений прикуса.

Самый распространенный аппарат по исправлению прикуса это брекет-система. Брекеты – это зафиксированные на зубах замки с пазом и «крыльями». Принцип работы системы заключается в способности ортодонтической дуги возвращаться в исходное положение. Металлическая дуга обладает «памятью формы»: выпрямляется, тянет за собой брекеты и перемещает зубы в нужном направлении. Принцип действия брекетов позволяет достичь цели ортодонтического лечения – создать наилучший баланс эстетики лица и зубного ряда [8].

Различают лигатурные и самолигирующие (безлигатурные) брекеты. К первым относятся традиционные конструкции: дугу фиксируют в пазе с помощью эластических или проволочных лигатур. Лигатурным системам свойственны долгий период лечения – от года до трёх лет в зависимости от сложности клинического случая.

Устройство самолигирующих брекетов состоит из паза, в которой скользит ортодонтическая дуга, и закрывающейся крышки. Безлигатурные конструкции обеспечивают сокращение сроков лечения по сравнению с лигатурными аппаратами в среднем на 7 месяцев. Принцип действия безлигатурных аппаратов делится на пассивное и активное самолигирование. При пассивном типе фиксации дуга свободно перемещается в пазе. Крышка удерживает дугу и не оказывает на нее давления. При активном типе клипса давит на дугу и перемещает её к основанию паза.

По материалу различают металлические, керамические и сапфировые брекеты. Металлические брекеты изготавливаются из нержавеющей стали высокого качества. Благодаря материалу они прочные, долговечные, устойчивые к внешним воздействиям. При этом металлические брекеты самые популярные, так как обходятся пациенту дешевле, результат достигается быстрее, меньше ощущаются болезненность и давление.

Керамические брекеты стали выпускать сравнительно недавно, однако, эти изделия стали пользоваться большой популярностью благодаря своему внешнему виду. Полностью керамические изделия на зубах практически незаметны, так как сливаются с цветом эмали. При сравнении аналогичных моделей керамические изделия стоят дороже, чем металлические. Их применяют при средних и небольших дефектах.

Сапфировые брекеты производятся из искусственных кристаллов. Они прочные, прозрачные и хорошо пропускают свет.  Такого вида брекеты использую при лечении начальных и средних патологий прикуса.

1.4. ЭЛАЙНЕРЫ

В современной ортодонтии помимо брекетов используют элайнеры - ортодонтические каппы для активного выравнивания зубов. Они изготавливаются из высокотехнологичного прозрачного пластика. Они полностью незаметны на зубах, рекомендуются независимо от цвета эмали, имеют полное прилегание и соответствуют форме зубов [3].

Процесс лечения начинается с того, что с зубов снимаются слепки. Ортодонтическая коррекция планируется на компьютере и согласуется с пациентом. После изготовления комплект кап выдают пациенту. Каждую пару нужно носить 2 недели, а затем заменять на новую. В отличие от брекетов элайнеры можно снимать для приема пищи и чистки зубов, что делает процесс лечения более комфортным.

Толщина элайнера неоднородна. Там, где участки пластика толще, он сильнее давит на зубы, а где тоньше — слабее. Разница давлений обеспечивает перемещение зубов. На разных этапах лечения зубам требуется разная сила воздействий. Поэтому пациент получает не одну пару элайнеров, а комплект из нескольких пар (в среднем от 16 до 25). Когда под воздействием одной пары зубы перемещаются в нужную позицию, пациент переходит к следующей. И так — до конца лечения.

Однозначно ответить, какая система лучше – невозможно. Все зависит от клинического случая. Ортодонт всесторонне оценит ситуацию, опираясь на результаты осмотра, снимки, состояние зубов, и тогда уже сможет порекомендовать, что для пациента будет эффективнее – элайнеры или брекеты.

ГЛАВА 2. ОРТОДОНТИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

Изучение распространенности зубочелюстных аномалий в разные периоды формирования прикуса ребенка представляли большой научный интерес. В настоящее время имеется достаточное количество научных работ по ортодонтии, но до сих пор недостаточно изучены вопросы эффективности оказания ортодонтической помощи детскому населению дошкольного и школьного возраста. Проблема оказания ортодонтической помощи детям и подросткам, имеющим зубочелюстные аномалии, остается актуальной.

2.1. ИНТЕРВЬЮ У ВРАЧА-ОРТОДОНТА

Для большего ознакомления детского стоматологического лечения, я смогла взять интервью у врача-ортодонта одной из стоматологических поликлиник города Екатеринбурга.

Интервьюер: Здравствуйте. Не могли бы Вы для начала сказать, сколько в среднем за день к вам приходит пациентов?

Врач-ортодонт: Добрый день. Так как мой рабочий день начинается с 9:00 и заканчивается в 16:00, то я успеваю принять около 12-14 пациентов. Все в основном зависит от того, сколько человек приходит на осмотр, а сколько на лечение, так как это различные по-времени приемы.

Интервьюер: Есть ли предельный возраст для исправления прикуса?

Врач-ортодонт: Нет. Если зубы есть, то исправить можно.

Интервьюер: Брекеты портят эмаль зуба? Под ними может образоваться кариес?

Врач-ортодонт: Брекеты никакого вреда на зубы не оказывают, а кариес может образоваться вокруг них только в том случае, если плохо следить за гигиеной полости рта.

Интервьюер: Сколько в среднем длится лечение на брекет-системе?

Врач-ортодонт: два с половиной года.

Интервьюер: При помощи каких ортодонтических аппаратов можно исправить прикус?

Врач-ортодонт: Таких аппаратов много, но в основном используют функциональные пластинки, элайнеры и брекет-системы.

Интервьюер: Как часто надо посещать врача-ортодонта после установки брекетов?

Врач-ортодонт: Раз в 1,5-2 месяца на подтяжку брекетов и осмотр.

Интервьюер: Можно ли ставить брекеты только на одну челюсть?

Врач-ортодонт: Можно, но не гарантировано, что результат может полностью устроить пациента. Бывали случаи, когда после лечения, при несоблюдении противопоказаний, зубы возвращались в прежнее положение.

Интервьюер: И напоследок, в каком возрасте лучше начинать исправление прикуса у ребенка?

Врач-ортодонт: В первый раз стоит посетить ортодонта в 7 лет.

Интервьюер: Спасибо! До свидания.

Из этого интервью я узнала предпочитаемые врачами методики лечения зубочелюстных аномалий, как и сколько по времени проходит лечение на брекет-системе, а также что нет возрастного ограничения для начала лечения неправильного прикуса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для пациента любого возраста и с разным клиническим случаем найдется свой способ лечения, при котором получится добиться желаемого результата.

2.2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

Когда у меня были молочные зубы, моя улыбка ничем не отличалась от улыбок остальных детей. Когда же на месте временных зубов начали вырастать коренные, улыбка изменилась в худшую сторону. Новые зубы стали расти в свободном порядке и в разном направлении, из-за чего у меня появился комплекс «кривых зубов». Это мне мешало улыбаться, и я уже с 7 лет начала мечтать об установке брекетов. Много раз я посещала зубных врачей, советовалась со знакомыми, искала подходящего для меня врача-ортодонта, копила деньги, делала несколько раз рентген челюсти и черепа. В итоге, осенью 2021 года я поставила брекеты на верхний ряд зубов (см. Приложение 3).

Как проходила установка брекетов на верхнюю челюсть:

Для начала, чтобы ортодонту было удобно работать, он устанавливает расширительную конструкцию, обеспечивающую доступ к зубам пациента;

Перед процедурой фиксации производится гигиена полости. После, врач полирует эмаль, покрывает её специальным восстановительным средством, смывает его и высушивает зубы;

На поверхность каждого зуба крепится замочек при помощи специального клеевого состава: сначала на передние зубы, потом на задние;

Чтобы соединить брекеты в целостную систему, врач использует дугу, создающую нужное давление для смещения зубов, которую закрепляет в замочки;

Чтобы избежать смещения и повреждения ортодонтической конструкции и снизить нагрузку на опорные жевательные зубы, делают надкусочные пломбы.

После установки ортодонтической конструкции она становится активной, т.е. начинает свою работу над зубами. Спустя 3 недели появился первый результат (см. Приложение 4): немного выровнялись 2 передних резца; второй правый резец немного сдвинулся вперед; второй левый резец изменил наклон; правый клык, освободив немного места правому резцу, сдвинулся вправо.

Последующие изменения на втором, третьем и четвертом месяцах были значительно заметнее (см. Приложение 4). В целом, проносив брекеты только 4 месяца, я уже подчеркнула для себя исправленный прикус, немного поменявший форму лица, и практически ровный ряд верхних зубов. Хоть это еще не конечный результат, но я уже довольна своей улыбкой.

Я нахожусь еще в процессе лечения, но самое сложное осталось позади. Мое мнение, брекеты - это важное изобретение для современного общества, так как многие сейчас следят за красотой и эстетичностью своего лица и улыбки. Элайнеры тоже хороший вариант для тех, кому не нравится, как на нем смотрятся брекеты или кто хочет чтобы его лечение произошло незаметно для других. Но как по мне, брекеты эффективнее и быстрее справляются с задачей исправления прикуса.

2.3. РАЗРУШАЮЩИЙ ЭФФЕКТ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ

По рентгеновским снимкам мне еще изначально сказали, что нужно будет вырывать зубы мудрости, и, в лучшем случае, сделать это стоит еще до установки брекет-системы. Но получилось удалить первые 2 зуба только после 4 месяцев от начала установки системы. Один из них мне удалось сохранить. Рассмотрев его, можно увидеть, что корень еще не образовался, из-за чего удалять его было легче.

Сохраненный зуб мудрости также нашел применение в моем проекте – над ним был произведен эксперимент с газированным напитком одной известной компании. В газированных напитках есть два компонента, негативно влияющих на зубы: сахар и различные кислоты, которые добавляются для улучшения вкуса. Сахар плох тем, что стимулирует рост кариесогенных бактерий, обитающих в зубном налете. Кислоты напрямую разъедают эмаль и вызывают появление едва заметных углублений — эрозий. В начале эксперимента я провела замеры зуба: высота - 1.2см, ширина – 0.9см. При этом исходный цвет был чисто молочный, без каких-либо пятен. Зуб пролежал в газированном напитке 2 недели, и вот какие результаты я получила: размер остался неизменным, коронка и часть корня потемнели, на эмали образовались желтые пятна и небольшие кариозные отверстия.

Результаты эксперимента доказывают то, насколько сильно газированные напитки повреждают нашу эмаль, и что при частом потреблении газировок эмаль зуба повреждается и со временем, через истонченную эмаль, начнет просвечиваться внутренняя ткань зуба (дентин), из-за чего зубы будут казаться более желтыми. Поэтому, стоит отказаться от газированных напитков или пить их не более 1 банки в день, при этом строго следуя всем правилам гигиены.

2.4. ОПРОС УЧЕНИКОВ И КЛАССНЫЙ ЧАС

Изучая тему об ортодонтических аппаратах, я задумалась: какой процент школьников ознакомлен с современной ортодонтией и насколько актуальна проблема дефекта неправильного положения зубов в моей школе?

Для этого я провела социальный опрос среди учеников 5-9 классов МАОУ «Косулинской СОШ№8». Школьникам были заданы следующие вопросы:

Посещали ли вы когда-нибудь ортодонта?

Знаете ли вы, что такое брекет-система?

Как вы думаете, для чего используют элайнеры?

Использовали ли вы (или используете на данный момент) какие-либо системы для исправления прикуса?

Нравится ли вам ваша улыбка или вы ее воспринимаете как свой комплекс?

При обработке результатов, выяснилось, что:

25% школьников посещало ортодонта, остальные 75% посещали либо других стоматологов, либо никогда не были в стоматологической клинике;

Только 4% учеников не знают, что такое брекеты;

При этом 74% людей не знакомы с такой ортодонтической системой, как элайнеры;

10% опрошенных имели практику в ношении каких-либо систем для исправления прикуса;

40% человек на данный момент остаются недовольными своей улыбкой.

На основе полученных данных, я могу сделать вывод о том, что современные школьники мало ознакомлены с таким разделом стоматологии, как современная ортодонтия, и что большой процент учеников имеет комплексы из-за «некрасивой улыбки», что делает в нынешнее время актуальным проблему дефекта прикуса среди подростков. Поэтому, я провела в некоторых классах классные часы, где рассказала про систему наших зубов и познакомила с современными ортодонтическими методами лечения прикуса детей и подростков (см. Приложение 5).

После классного часа я задала ребятам несколько ключевых вопросов, чтобы понять насколько они усвоили информацию, и поняла, что значение ортодонтических аппаратов они теперь знают хорошо. Но выяснилось, что они обладают недостаточной информацией о правилах гигиены полости рта. Поэтому я решила создать памятку-буклет по соблюдению гигиены полости рта.

2.5. СОЗДАНИЕ БУКЛЕТА

Для создания буклета я использовала программу Canva. Взяв один из готовых дизайнов, я вставила текст и картинки на тему «Правила ухода за твоими зубами». На обложке есть название и краткое введение в тему буклета, на 2 обороте - особенности проведения гигиенических процедур, на третьем - виды гигиены, на четвертом - для чего нужно поддерживать гигиену, на пятом - информация о последствиях несоблюдения гигиены полости рта, и на шестом - советы по уходу.

Эти информационные буклеты размещены в нашей школьной библиотеке и пунктах аптек (см. Приложение 5). Благодаря такому буклету, школьники смогут поближе познакомиться со структурой и методами гигиены рта, и это даст им повод задуматься над тем, насколько они правильно следуют этим правилам, и что если относиться к гигиене зубов не серьезно, то можно из маленьких микробов развить серьезные заболевания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У некоторых людей имеются дефекты развития зубного ряда и челюстно-лицевого скелета. Подобные осложнения возникают еще в детском возрасте, когда зубы только начинают сформировываться. При проблемах в развитии зубного ряда достаточно проблематично правильно ухаживать за ротовой полостью. Проблемы возникают и во время приёма пищи, так как на челюстные мышцы оказывается нагрузка, которая приводит к пульсирующим головным болям.

С такой проблемой люди столкнулись еще до нашей эры, поэтому уже многие века идет развитие такого важного раздела стоматологии, как ортодонтия. В ней для лечения аномалии зубных рядов используют как несъёмные (брекеты), так и съёмные (элайнеры) конструкции. Функция таких аппаратов заключается в том, что на зубы и на челюсть будет оказываться постепенное давление, которое приведет к полному излечению аномалии зубного ряда и пациент сможет получить идеальную улыбку.

Так, функциональность одной из ортодонтических систем я смогла проверить на себе. На примере 4-5 месяцев лечения на брекетах я смогла показать, что результат их воздействии можно увидеть уже спустя несколько недель и что при соблюдении всех рекомендаций врача, этот процесс для самого пациента протекает практически незаметно и безболезненно. Также был проведен небольшой эксперимент, в котором я наглядно показала разрушающее воздействие газированных напитков на наши зубы.

Среди школьников «Косулинской СОШ№8» я провела социальный опрос, где было выявлено, что многие ученики мало знакомы с современной ортодонтией. Поэтому в качестве ознакомления и для общего развития для них были проведены классные часы, по результатам которых было так же выявлено, что многие плохо знают о соблюдении гигиены полости рта. Исходя из этого, я создала буклет, в котором коротко и ясно изложена информация о том, как нужно заботиться о гигиене своего рта и что при ее несоблюдении могут развиться серьезные болезни.

В процессе работы над проектом я смогла поближе познакомиться с таким направлением стоматологии, как ортодонтия; лично пообщалась и проконсультировалась с различными зубными врачами; начала лечение на брекет-системе и создала буклет с полезной информацией о гигиене полости рта, с которым могут ознакомиться как дети, так и взрослые. Думаю, что мой продукт будет полезен окружающим, и, надеюсь, что в мире будет все больше и больше счастливых улыбок!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Давидян С. С. // Всё о брекет-системах: отличие, установка, как выбрать.

[Электронный ресурс]

https://intan.ru/blog/stati/vsye-o-breket-sistemakh-otlichie-ustanovka-kak-vybrat

Захаров Сергей, Юрий Малышев // Электронное периодическое издание ООО «Здоровье инфо». Зубной словарь.

[Электронный ресурс]

https://www.zdorovieinfo.ru/zdorovye_zuby/zubnoy_slovar/

Мазникова А. В., Полегошко А. А. // Актуальные проблемы современной медицины и фармации - 2017 : сб. тезисов докладов XXI Междунар. науч.-практ. конференции студентов и молодых ученых , Минск, 17-19 апр. 2017 г. / под ред. Сикорского А. В., Дорониной О.К.

[Электронный ресурс]

http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/22872

Максименко Е. Г. // Стоматология ROOTT. Хочу исправить зубы элайнерами. О чем нужно знать?

[Электронный ресурс]

https://zen.yandex.ru/media/roott/hochu-ispravit-zuby-elainerami-o-chem-nujno-znat-5e57f9a6219423318e6dee2a

Mosorto.ru © 2014–2022 // История ортодонтии.

[Электронный ресурс]

https://mosorto.ru/istoriya-ortodontii.htm

Хелпикс.Орг - интернет помощник // Ортодонтия. 2014-2022 год.

[Электронный ресурс]

https://helpiks.org/3-38377.html

Приложение 1

Виды зубов

Приложение 2

Первая брекет-система

Приложение 3

1 день после активации брекетов

Приложение 4

Через 23 дня после активации брекетов

Через 2 месяца после активации брекетов

Через 3 месяца после активации брекет-системы

Через 4 месяца после активации брекетов

Приложение 5

Классный час в одном из классов МАОУ «Косулинской СОШ№8»

Размещение буклета в аптеке и школьной библиотеке

Просмотров работы: 69