Влияние стимуляторов роста "Циркона" и "Корневина" на приживаемость многолетних растений

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние стимуляторов роста "Циркона" и "Корневина" на приживаемость многолетних растений

Корнилова М.А. 1
1МБОУ "Павловская СОШ"
Корнилова Екатерина Ивановна 1
1МБОУ "Павловская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Около нашей школы есть цветник, в котором из года в год высаживаются однолетники. Но, засаживание клумб каждый год- это кропотливое занятие, требующее много сил, времени и денег на поддержание красивой клумбы каждое лето. У нас появилась идея, которая заключалась в том, чтобы в этом году мы засадили нашу клумбочку растениями- многолетниками, которые будут радовать глаз своими соцветиями по нескольку лет. Тут мы столкнулись с проблемой- весна выдалась ранней и на редкость засушливой. Растениям в таких условиях сложно прижиться, и они могут погибнуть. Что же делать? Было принято решение обратиться к литературе. Из неё мы узнали, что существует иммуномодуляторы, которые помогают развиваться корневой системе и понижают заболеваемость у растений. Существует множество данных препаратов, но больше всего распространены в нашем регионе Корневин и Циркон. Их мы и решили испытать на наших растениях и сравнить, насколько лучше приживутся, будут развиваться и как это отразится на сроках цветения многолетников, обработанных стимуляторами роста, чем те, которые были посажены без обработки.

Цель: Изучение влияния стимулятора роста на приживаемость растений.

Задачи:

1) Ознакомиться с литературой, инструкцией применения стимуляторов;

2) подобрать стимуляторы по критериям;

3) сравнить действие стимуляторов на приживаемость растений.

Предмет исследования: стимуляторы роста.

Объект исследования: влияние стимуляторов роста на приживаемость растений.

Гипотеза: Многолетники, чья корневая система была обработана стимуляторами роста, приживутся быстрее.

Методы исследования:

1.Экспериментально – опытный метод;

2.Метод наблюдения;

3. Анализ.

Анализ литературы: В различных Интренет- ресурсах и книгах не была найдена информация о том, как влияют выбранные мною стимуляторы роста на приживаемость многолетников. Также в литературе указаны сроки цветения используемых мною растений для Центральной полосы России, где климат значительно отличается от нашего. Была найдена информация о механизме влияния стимуляторов роста «Циркона» и «Корневина» [2,4,6,7,8] на корень и краткая характеристика данных стимуляторов. В источниках были найдены особенности ухода за каждым видом растения [1,3,5]

Прикладная значимость: Опыты над растениями мы решили оформить в виде клумбы. Таким образом, украсить двор нашей школы. В работе можно увидеть сроки цветения растений, которые достаточно часто любят высаживать у себя садоводы, южной части Красноярского края и близлежащих территорий.

Основная часть

Теоретическая часть

За что же цветоводы так любят многолетние цветы?

За то, что они, живут на одном месте в течение нескольких лет. В зимнее время они сохраняются в виде корне­вищ, клубней, луковиц или клубнелуковиц. И каждый год формируются новые растения из имеющихся на этих подземных частях растений почек возобновления.

   Создавая композиции или разбивая клумбы только из многолетников, можно значительно облегчить себе жизнь. Они не требуют выкопки и укрытия на зиму, да и в постоянном уходе не прихотливы. Главные требования к основным факторы — это свет, влажность и качество почвы. Ассортимент многолетников настолько широк, что с их помощью можно создать композицию для любого уголка сада, школьного двора. При этом цветники декоративны на протяжении всего сезона: с весны до поздней осени. В этом мы убедились сами.

Самыми популярными и известными для многих людей являются стимуляторы роста такие, как Циркон и Корневин. Они удовлетворяют выбранным мною критериям: простота в применении, доступность, низкий класс опасности, низкая стоимость.

Особенностью стимулятора является наличие биологически активных веществ: кофейной, хлорогеновой и цикориевой кислот, а также сложных эфирных соединений. Благодаря им препарат является универсальным средством, оказывающим широкий спектр действий. Данный препарат является противовирусным и помогают выжить в неблагоприятных условиях. Его широко используют для обработки семян, чтобы они быстрее проростали. Удобрением Циркон считать нельзя, так как в составе нет органических и минеральных веществ, но он помогает распределить питательные вещества в клетках растений. Одним из главных плюсов Циркона заключается и в том, что он абсолютно безопасен для природы, людей и взрослых.

Инструкция по применению: Сначала нужно хорошо взболтать ампулу. Приготовить посуду: эмалированную, пластиковую или стеклянную. Далее водой комнатной температуры разбавляют из расчета 1 мл «Циркона» на 2 литра воды. Для лучшего растворения препарата, его первым наливают в емкость, а затем постепенно подливают воду. Обязательно нужно постоянно помешивать деревянной или пластмассовой палочкой. Оставить растение перед посадкой в растворе на 18- 24 часа.

Корневин также не заменит удобрения, но поможет ускорить рост растений и улучшить внешний вид. Главным компонентом в составе Корневина является индолилмасляная кислота, которая раздражает внешний слой тканей, тем самым стимулируя рост. Стоит отметить, что Корневин имеет удобную и практичную форму (у него опудривающий состав), позволяющий с помощью выской прилипаемости к поверхности ускорить проникновение веществ в клетки растений, из- за чего повышается эффективность и упрощается применение препарата. Также «Корневин» можно использовать в виде раствора. Для этого нужно 5 г растворить в 5 л воды. Окунуть корень растения в раствор и оставить до высадки.

Практическая часть

Опыт проводился на территории МБОУ «Павловской СОШ» Назаровского района Красноярского края с мая по 5 сентября 2022 года.

В мае была подвезена новая земля, которая была перекопана с удалением корней сорняков. Таким образом, подготовили почву к посадке растений.

На сайте школы и нашего села выставили объявления с просьбой к односельчанам поделится многолетниками для оформления клумбы на школьном дворе. В общем количестве были собраны и посажены 31 вид многолетников.

Из каждого вида растения были выбраны по три образца, примерно одинаковые по размеру вегетативной части и длине корневой системы. Первый экземпляр являлся контрольным и ничем не обрабатывался. Второй экземпляр обрабатывался «Цирконом», а третий- «Корневином»

Многолетники высаживались на клумбе группами с учётом физиологических особенностей (растения, требующие затемнения, высаживались на клумбе там, где рядом растут кустарники и с учётом ярусности. Каждому виду растений был присвоен собственный номерок, по которому с другой стороны клумбы можно было узнать информацию о том или ином растении: научное название, классификация, как выглядит во время цветения и интересные факты о каждом цветке. Всё лето самостоятельно производила уход за клумбой: поливала цветы, обрезала высохшие веточки, взрыхляла почву (приложение 6).

Во время всего периода исследования проводилось наблюдение за ростом и временем цветения. Результаты влияния на рост и развитие многолетников занесено в таблицу № 1.

Таблица 1. Влияние стимуляторов на рост и развитие многолетников.

 

контрольные растения

растения с использованием «Циркона»

Растения с использованием «Корневина»

1.Астра новобельгийская

хорошо

хорошо

хорошо

2. Золотарник обыкновенный

хорошо

хорошо

хорошо

3. Дицентра

слабо

хорошо

слабо

4. Аквилегия

хорошо

хорошо

хорошо

5. Тысячелистник птармика

слабо

хорошо

хорошо

6. Лилия

слабо

хорошо

средне

7. Лилейник

средне

средне

средне

8. Флокс

средне

средне

хорошо

9. Фиалка трёхцветная

средне

хорошо

хорошо

10. Девичий виноград пятилисточковый

средне

хорошо

хорошо

11. Ирис

средне

хорошо

хорошо

12. Маргаритка

слабо

средне

средне

13. Кислица

хорошо

хорошо

хорошо

14. Турецкая гвоздика

хорошо

хорошо

хорошо

15. Примула

слабо

хорошо

хорошо

16. Бадан толстолистный

слабо

средне

средне

17. Мелисса лекарственная

хорошо

хорошо

хорошо

18. Зорька обыкновенная

слабо

средне

средне

19. Осока

хорошо

хорошо

хорошо

20. Хоста

средне

средне

слабо

21. Спаржа

погибла

средне

слабо

22. Дельфиниум

средне

хорошо

хорошо

23. Спирея

слабо

средне

хорошо

24. Штокроза розовая

слабо

хорошо

средне

25. Рудбекия

средне

хорошо

хорошо

26. Нивяник обыкновенный

хорошо

хорошо

хорошо

27. Люпин

средне

слабо

хорошо

28. Папоротник Вудвардия

средне

хорошо

хорошо

29. Лютик

средне

средне

средне

30. Роза

средне

средне

средне

31. Котовник кошачий

средне

хорошо

хорошо

Обозначения:

«слабо»- появление новых листов через 3- 4 недели;

«средне»- появление новых листов через 1,5- 2 недели;

«хорошо»- появление новых листов через одну неделю и меньше.

Анализируя данные, видно, что на некоторые растения (астра новобельгийская, золотарник обыкновенный, аквилегия, лилейник, кислица, турецкая гвоздика, мелисса лекарственная, осока, хоста, нивяник обыкновенный, лютик, роза) стимуляторы роста не влияют.

Благотворно влияет «Циркон» на дицентру, тысячелистник птармика, лилию, фиалку трёхцветную, девичий виноград пятилисточковый, ирис, маргаритку, примулу, бадан толстолистный, зорьку обыкновенную, спаржу, дельфиниум, спирею, штокрозу розовую, рудбекию, папоротник Вудвардия, котовник кошачий. Они быстро идут в рост, обгоняя необработанные экземпляры растений.

А отзывчивы к «Корневину» оказались тысячелистник птармика, лилия, флоксы, фиалка трёхцветная, ирис, Маргаритка, примула, бадан толстолистный, зорька обыкновенная, дельфиниум, спирея, штокроза розовая, рудбекия, люпин, папоротник Вудвардия, котовник кошачий.

Отслеженные мною сроки цветения занесла в таблицу 2.

Таблица 2. Сроки цветения многолетников

 

Литературные данные

Контрольные растения

Растения обработанные «Цирконом»

Растения обработанные «Корневином»

1.Астра новобельгийская

Начало июля- сентябрь

27.07- 15.09

17.07- 15.09

17.07 – 15.09

2.Золотарник обыкновенный

Начало июля - сентябрь

7.08- 10.09

2.08-10.09

5.08-10.09

3. Дицентра

Середина мая- июнь

15.08-30.08

25.07- 27.08

3.08- 25.08

4. Аквилегия

Май- август

16.06- 29.08

18.06- 31.08

15.06-30.08

5. Тысячелистник птармика

Конец июня- август

21.07- 11.09

2.07- 11.09

4.07-11.09

6. Лилия

Начало июля- август

23.07- 7.09

11.07- 7.09

17.07-09

7. Лилейник

Июнь- июль

15.07- 5.09

16.07- 5.09

16.07-5.09

8. Флокс

Июль- август

30.06- 7.09

15.07- 7.09

1.07-7.09

9. Фиалка трёхцветная

Май- октябрь

13.06- 3.09

3.06- 3.09

12.06- 3.09

10. Девичий виноград пятилисточковый

Июнь- август

-

-

-

11. Ирис

Май- июнь

18.06- 8.07

10.06- 8.07

11.06-10.07

12. Маргаритка

Апрель- ноябрь

18.06- 11.09

8.06-11.09

7.06-11.09

13. Кислица

Май сентябрь

25.06- 15.09

4.06- 15.09

4.06-15.09

14. Турецкая гвоздика

Июнь- июль

22.07- 10.08

3.07- 15.08

5.07- 10.08

15. Примула

Апрель- июнь

29.05- 25.06

25.05- 27.06

24.05- 27.06

16. Бадан толстолистный

Апрель- июнь

19.05- 15.06

10.05- 17.06

10.05-14.06

17. Мелисса лекарственная

Июнь- август

12.06- 11.08

13.06- 15.08

11.06- 17.08

18. Зорька обыкновенная

Июль- август

23.07- 20.08

15.07- 22.08

17.07-24.08

19. Осока

-

-

-

-

20. Хоста

Июль- август

-

-

-

21. Спаржа

-

погибла

-

-

22. Дельфиниум

Июль- сентябрь

16.07- 10.09

7.07-10.09

9.07-10.09

23. Спирея

 

-

-

-

24. Штокроза розовая

Июль- август

12.08- 31.08

1.07-7.08

5.07-10.08

25. Рудбекия

Июнь- август

8.08- 11.09

27.07-11.09

25.07-11.09

26. Нивяник обыкновенный

 

25.06- 30.07

27.06-27.07

21.06-30.07

27. Люпин

Июль- август

18.08-5.09

28.08-5.09

12.08-5.09

28. Папоротник Вудвардия

 

-

-

-

29. Лютик

Июнь- август

15.07- 11.09

14.07-11.09

15.07-11.09

30. Роза

Июнь- август

11.08- 27.08

10.08-4.09

14.08-2.09

31. Котовник кошачий

Июль- август

1.08- 5.09

26.07-5.09

24.07-5.09

Растения корневая система, которых выдержана в «Корневине» и «Цирконе», приживаются быстрее, и, как следствие, зацветают раньше в среднем на 5- 6 дней. Также наблюдается и продолжительность, и обильность цветения. Большинство поздноцветущих видов растений радовали своим цветением до заморозков и были прибиты заморозком в один день.

Заключение

Клумба получилась очень красивая (приложение 1). Цветение одних растений сменяли другие, из-за чего клумба оказалась красочной с мая по 5 сентября, до первых заморозков.

Были созданы 3 пары деревянных скульптур, которые имеют свою цель. Встречают гостей Иван да Марья (приложение 4). Рядом с опознавательными табличками (приложение 2) можно было встретить Андрияшку с Парашкой (приложение 3). А у Василисы Премудрой и Ивана- Царевича (приложение 5) находятся вопросы для тех, кто хочет принять участие в игре «Угадай-ка». 2 и 3 сентября для учащихся 3-6 классов, была проведена сначала экскурсия, где школьники знакомились с цветами, а затем игра, в которой участники поочерёдно вытаскивали вопросы и старались ответить на них. Мероприятие всем очень понравилось.

Выводы:

Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась частично. Не все вещества одинаково влияют на рост разных частей растений. Например, у некоторых растений: астра новобельгийская, золотарник обыкновенный, аквилегия, лилейник, кислица, турецкая гвоздика, мелисса лекарственная, осока, хоста, нивяник обыкновенный, лютик, роза я не увидела разницы в развитии у экземпляров с обработкой корневой системы стимуляторов и без неё.

Были отобраны стимуляторы роста, которые подходили мне по нескольким критериям, которые я посчитала наиболее важными. Данные стимуляторы способствуют развитию дополнительных корней при пересадке растений на постоянное место, например, при обрыве части корня у растения, при травмах корневой системы, да и здоровым корням они помогают быстрее адаптироваться к новым почвенным условиям.

Для каждого растения нужно подбирать стимулятор роста индивидуально, исходя из его осообенностей. Для дельфиниума, спиреи, штокрозы розовой больше подходит «Циркон», для флоксов, фиалки трёхцветной, ириса, Маргаритки, примулы- «Корневин».

Список литературы

1. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. «Удивительные опыты с растениями: Книга для учащихся». — Мн.: Нар.света, 1991. —208 с.:

2. Травкин М.П. "Занимательные опыты с растениями", М. Учпедгиз. 1960г.

3. Н.Н. Третьяков «Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений» – М.: Колос, 2000.40с., ил.

4. Шаповал О.А., Вакуленко В.В., Прусакова «Защита и карантин растений», №12, 2008. 88 с.

5. Якушкина Н.И. «Физиология растений». М., Просвещение, 1993. 351 с.

Интернет- ресурсы:

6. http://dachadecor.ru/udobreniya/luchshie-stimulyatori-rosta-primenenie-i-charakteristiki

7. http://hozvo.ru/news/vegetable_garden/Narodnyiestimulyatoryirosta/

Приложения

Приложение 1. Клумба во время цветения

Приложение 2. Таблички- определители

Приложение 3. Андрияшка с Парашкой.

Приложение 4. Иван да Марья

Приложение 5. Иван- Царевич и Василиса Премудрая

Приложение 6. Уход за клумбой

Просмотров работы: 226