Опасность шумового загрязнения в школе

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Опасность шумового загрязнения в школе

Попова М.Г. 1
1МБОУ СОШ № 2 с кадетскими классами
Меркурьева Вера Сергеевна 1
1МБОУ СОШ № 2 с кадетскими классами
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема: В 21 веке опасность шумового загрязнения очень велика. Шум незаметно действует на организм человека, который практически беззащитен. Повышение уровня шума оказывает вредное воздействие на организм человека. В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. В результате длительного воздействия шума нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительных и кроветворных органов, развивается профессиональная тугоухость, прогрессирование которой может привести к полной потере слуха.

Актуальность: Практически каждый человек испытывает дискомфорт из-за воздействия вибрации и шумов: у него понижается способность воспринимать и обрабатывать информацию, начинает болеть голова, появляется усталость и раздражительность. Действие шума на организм человека – один из основных неблагоприятных факторов антропогенной среды. Несмотря на неоспоримые блага, которые вносит в жизнь людей развитие цивилизации и технический прогресс, существует ряд сопутствующих факторов, оказывающих негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Как часто в ответ на вопрос, чего бы нам хотелось в какой-то момент жизни, мы устало говорим – тишины. Временами кажется, что шум преследует нас повсюду – дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине. В современном мире большую часть шумового загрязнения создают сами люди: работа на производственных предприятиях, громкие разговоры по телефону в общественных местах, гонки по автомагистралям, ремонтные работы, которые соседи ведут уже не первый год, шумные праздники и огромные толпы спортивных болельщиков скандирующих в поддержку той или иной команды за которую «болеют» на стадионе. Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Психологическая оценка шума в основном базируется на понятии восприятия, причем большое значение имеет внутренняя настройка к источнику шума. Она определяет, будет ли шум восприниматься как мешающий. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный раздражающий эффект. Меня заинтересовали вопросы: как шум воздействует на человека, какой уровень шума у меня в школе, как уменьшить его уровень? Данная работа призвана поднять интерес к проблеме шумового загрязнения, которая очень актуальна в современном мире.

Цель работы: измерение уровня шума в различных местах здания школы.

Объект исследования: здание школы

Предмет исследования: уровень шумового загрязнения в школе

Задачи:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

Провести замеры шума в моей школе

Проанализировать и сравнить с нормами полученные результаты измерений

Выявить последствия влияния шума и звука на здоровье человека

Изучить, как законодательство регулирует уровень шума

Разработать рекомендации, по уменьшению уровня шума

Ожидаемый результат: На основании данных, полученных в ходе измерения шума, разработать методические рекомендации по уменьшению уровня шума.

Гипотеза: уровень шума в моей школе не превышает допустимых границ.

Методы исследования: 

Общенаучные: Абстракция, анализ теоретический научной литературы

Конкретно научные: Анализ литературы и материалов сети интернет.

Анализ понятийно-терминологической системы.

опытно-экспериментальная работа

Анализ результатов деятельности

Основная часть

I. Теоретическая часть.

1.1. Шум и шумовое загрязнение. Опасность шумового загрязнения

Шумовым (акустическим) загрязнением воздуха принято считать превышение естественного уровня шумового фона или резкое колебание и изменение таких звуковых характеристик, как периодичность звуковой волны и силы звукового потока. Чаще всего шумовым загрязнением называют раздражающий шум антропогенного характера, высокая концентрация которого отмечается в городах, на производстве и вблизи промышленных объектов в городе и за его пределами.В современном мире с развитием новых технологий, увеличением потока автомобилей такой фактор, как шум крайне неблагоприятно сказывается на здоровье человека. К большому сожалению, не каждый осознает и понимает силу воздействия шума на человеческий организм. Что же такое шум, и какие последствия он несет? Шум – это совокупность и сочетание раздражающих звуков, которые нарушают наше спокойствие и вредно воздействуют на человеческий организм. Воздействие шума на человека зависит от уровня шума, его характеристик и спектра, времени воздействия, резонансных явлений. Также зависит от состояния здоровья, приспособляемости организма, индивидуальных особенностей человека и других факторов. Неприятное воздействие шума оказывает влияние на эмоциональный настрой, мотивацию поступков, инициативу. Мешающее воздействие шума отрицательно сказывается на работе человека тем, что вызывает сильные сопутствующие раздражения, которые отрицательно отражаются на основной работе человека; повышает рабочую нагрузку. Вредное воздействие шума вызывает патологические изменения органа слуха, ухудшает состояние нервной системы и всего организма в целом. Оно отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, связанных с изменением определенных ситуаций, длительными работами по управлению и непредвиденным приемом информации, требующими напряжения внимания.

1.2. Нормы шума.

Существуют понятия эквивалентного и максимального уровня шума. Эквивалентный — уровень звука постоянного шума, который измеряется за определенный отрезок времени. Максимальный — наибольший уровень звука за определенный отрезок времени.

Норма допустимого шума в дневное время составляет 40 дБ — это звук обычного голоса, в ночное время — 30 дБ. Шумовые пороги достаточно низкие. Если человек будет кричать, то уровень громкости может быть и 90 дБ, и 100 дБ. Следовательно, необходимо понимать, что в ночное время любой громкий звук может быть расценен как нарушение тишины.

Характеристика шума

Источник шума

Уровень шума, дБ

Естественный шумовой фон

Дыхание

10

 

Разговор шепотом

10-20

 

Шелест листьев

20

Допустимый шумовой фон

Тихий музыкальный фон

40

 

Нормальная речь

50

 

Музыкальный фон, громкое чириканье птиц

60

 

Пылесос, телевизор и т.п

70

 

Стиральная машина, миксер, посудомоечная машина

80

Раздражающие шумы

Оживленная городская улица

90

 

Косилка для газонов

100

 

Работающий мотоцикл

65-105

 

Дрель, автогудок

110

 

Рок-музыка

120

 

Наушники на максимальной громкости

130

1.3. Источники шума

Источники шумового загрязнения с каждым годом растут и становятся агрессивнее ввиду увеличения автомобилестроения, роста промышленных предприятий и т. д. На сегодняшний день к ним относятся:

городской автотранспорт;

железнодорожный транспорт (включая наземные линии метро);

авиатранспорт;

промышленные предприятия;

строительство;

ремонтные работы;

сигнализация и другие шумы «бытового» происхождения;

неправильное расположение городских многоэтажных построек;

воздухозаборные шахты;

объекты тепло- и электроэнергетики.

Уровень шумового загрязнения зависит от планировки города. Основные факторы городской среды, влияющие на количество шума:

расположение аэропортов и железнодорожных путей;

разделение полос движения;

зеленые насаждения, блокирующие шум;

высота зданий около дорог;

качество дорожного покрытия;

состав и скорость автомобильного потока (грузовой транспорт более шумный);

расположение предприятий и электростанций;

Встретить раздражающие звуки мы можем, как на улице, так и на работе, в домашней обстановке:

1) шум от бытовой техники, которая всё больше и больше занимает домашнее пространство для облегчения нашего труда;

2) шум от музыкальной аппаратуры;

3)шум от ремонтных работ;

4)шум хлопанья дверьми;

Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дб: тихий шепот — 10 дб, умеренный шепот — 20 дб, громкий шепот — 40 дб, нормальная громкая речь — 50—60 дб. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум  кратковременный.

Надо знать, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума.  Исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока:

Незаметный шум (40—45 дБ) 

Тихий рабочий приятный шум(46—58 дБ)

Громкий рабочий неприятный шум(59—65 дБ)

Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ)

Вредный импульсный шум (76—88 дБ)

1.4. Методики измерения шума.

Измерение уровня шума обычно происходит по субъективному или объективному методу.

Первый основан на использовании фонометров. Они измеряют шум, сопоставляя его с чистым тоном конкретной частоты. Ее генерирует специальный аппарат. Измерительные операции довольно сложны и дают результаты с ограниченным использованием.

Второй метод подразумевает применение шумомеров. Они конвертируют звуковые волны в электрические. После чего сигнал следует на измеритель. К выходному участку усилителя можно присоединять разные фильтры для корректировки сигнала. Они позволяют получить более точные данные об интенсивности шумов конкретных частот.

В своем проекте я использовала второй метод с использованием шумомера.

1.5. Влияние шума на организм человека

Рассмотрим возможные нарушения здоровья, возникающие при шумовом загрязнении.

Сердечно-сосудистые заболевания. По данным ВОЗ, тысячи людей преждевременно умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных долговременным воздействием повышенного уровня шума. Ученые выявили, если человек длительное время по ночам подвергается воздействию шума громче 50 дБА (неинтенсивное дорожное движение) или выше, это способствует развитию гипертонии, ишемической болезни сердца, а также сердечной недостаточности.

Нарушение сна. Шум способен влиять на здоровый сон человека. Крайне неблагоприятно на организм человека действуют прерывистые, внезапные шумы, особенно в вечернее и ночное время. Резкий звук, проезжающего мимо дома грузовика, нередко вызывает испуг, особенно у детей и людей пожилого возраста. Шум способен влиять на продолжительность и глубину сна: человеку сложно заснуть и трудно проснуться утром, может появиться бессонница. Нередко сон становится поверхностным, а после пробуждения люди не чувствуют себя отдохнувшими. Отсутствие здорового сна после трудового дня приводит к хроническому переутомлению.

Когнитивные нарушения у детей. Согласно докладу ВОЗ влияние шумового загрязнения на детский слуховой аппарат ведет к неблагоприятным нарушениям когнитивных способностей. Таким образом, дети могут отставать в развитии, у некоторых прослеживается ухудшение памяти и низкий уровень концентрации внимания.

Кратковременная потеря слуха и глухота. При воздействии громкого шума слух человека, как правило, адаптируется и порог слышимости повышается. Поэтому, после посещения достаточно шумных мест, человек краткосрочно теряет возможность слышать тихие звуки, но затем острота слуха восстанавливается. Но если Вы длительное время находитесь в местах с источниками шумового загрязнения (ночные клубы, концерты, бары и спортивные мероприятия), Вы рискуете «заработать» нейросенсорную тугоухость или вовсе потерять слух. Постоянное воздействие шума может негативно повлиять не только на слух, но и вызвать звон в ушах, головокружение и головную боль.

Длительное воздействие интенсивного шума (выше 80 дБА) на слух человека приводит к его частичной или полной потере. В зависимости от длительности и интенсивности воздействия шума происходит большее или меньшее снижение чувствительности органов слуха, выражающееся временным смещением порога слышимости, которое исчезает после окончания воздействия шума, а при большой длительности и (или) интенсивности шума происходят необратимые потери слуха (тугоухость), характеризуемые постоянным изменением порога слышимости.

Различают следующие степени потери слуха:

I степень (легкое снижение слуха) – потеря слуха в области речевых частот составляет 10 - 20 дБ, на частоте 4000 Гц  –  20 - 60 дБ;

II степень (умеренное снижение слуха) – потеря слуха в области речевых частот составляет 21 - 30 дБ, на частоте 4000 Гц  –  20 - 65 дБ;

III степень (значительное снижение слуха) – потеря слуха в области речевых частот составляет 31 дБ и более, на частоте 4000 Гц  –  20 - 78 дБ.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно- сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

В первую очередь влияние шума сказывается на структурах головного мозга, что вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных органов и систем. Специфическое действие шума проявляется в изменениях, которые наступают в слуховом анализаторе, а неспецифическое – в изменениях, возникающих в других органах и системах человека. Подвергающиеся шумовому воздействию люди, чаще всего жалуются на головные боли, которые могут иметь разную интенсивность и локализацию, головокружение при перемене положения тела, снижение памяти, повышенную утомляемость, сонливость, нарушения сна, эмоциональную неустойчивость, снижение аппетита, потливость, боли в области сердца. Шум способен спровоцировать развитие артериальной гипертензии, кроме того, широкополосный шум является причиной значительных изменений в периферическом кровообращении. Шум – это один их самых сильных стрессорных агентов. Влияние шума сказывается на функциях эндокринной и иммунной систем организма, в частности это может проявляться в виде трех главных биологических эффектов: снижение иммунитета к инфекционным болезням; снижение иммунитета, направленного против развития опухолевых процессов; появление благоприятных условий для возникновения и развития аллергических и аутоиммунных процессов.

Шумовая болезнь

Это заболевание, при котором органы слуха, группы органов центрально-нервной и сердечно-сосудистой системы поражаются из-за продолжительного воздействия акустического загрязнения.

Возникновение болезни происходит в результате двух процессов.

Первый: угнетающее действие шума на внутреннее ухо. Второй: поражение клеток внутренней спиральной борозды.

Симптомы шумовой болезни:

снижение чувствительности слуха;

головные боли, в основном тупого характера;

постоянный стресс;

головокружение;

снижение качества работы;

бессонница, неспокойный сон, сбитый режим;

низкая концентрация;

расстройства кожи;

нарушения памяти;

изменение ритма дыханий и сердечных сокращений;

Болезнь может привести к полной потере слуха. Заболевание лечится комплексно, т. е. восстанавливается слуховой аппарат, лечится нервная и сердечно-сосудистая система. Обязательно исключается вредный шум.

Но в первую очередь воздействие шума, конечно, ведет к нарушениям слуха: могут повредиться клетки и мембраны улитки — части внутреннего уха, которая отвечает за восприятие звука. Волосковые клетки-рецепторы, которые улавливают звуковые колебания и передают их в мозг, могут из-за перегрузок утратить свою подвижность или вообще погибнуть. Ученые называют этот процесс нейросенсорной тугоухостью — потеря слуха, вызванная длительным воздействием звука более 70 децибел.

Кроме того, громкий звуковой фон — еще и колоссальный стресс для организма, который выражается в повышенном кровяном давлении, заболеваниях сердца, нарушениях сна и расстройствах внимания.

1.6. Законы о санитарных нормах

Чтобы защитить здоровье человека, государство разработало законы и санитарные нормы, которые контролируют тишину дома.

1. Фeдepaльный зaкoн № 52 «O caнитapнo-эпидeмиoлoгичecкoм блaгoпoлyчии нaceлeния»
2. Caнитapныe нopмы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шyм нa paбoчиx мecтax, в пoмeщeнияx жилых, oбщecтвeнныx зданий и нa тeppитopии жилoй зacтpoйки».
3. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Требования к жилым зданиям».

СНиП (строительные нормы и правила) — нужны для контроля качества строительства зданий, коммуникаций, морского и водного транспорта, дорог, мостов. В них есть требования к строительным работам и расчетам.

СНиП «Защита от шума» содержит допустимые уровни звукового давления и условия звукоизоляции зданий. Если дома слышно, как сосед спокойно разговаривает по телефону — скорее всего застройщик нарушил какие-то нормы СНИП. Грохот стройки также не должен сводить с ума, потому что есть СНИПы, которые устанавливают максимальную громкость при строительстве.

СанПиН (санитарно-эпидемиологические нормы и правила) — устанавливают нормы шума в квартире и во дворе дома, на работе и в общественных зданиях. За нарушение СанПинов можно получить штраф или даже уголовный срок.

В законе о тишине описаны допустимый уровень шума в квартире, время, когда можно шуметь и наказания за нарушения тишины.

В большинстве регионов страны тишина должна соблюдаться в ночное время с 22:00 до 7:00. Но могут быть и другие правила, которые введены местными органами власти.

Контролируют соблюдения всех правил:
1. Управляющая организация — отвечает за качество проживания жильцов в доме.
2. Роспотребнадзор — несет ответственность за соблюдение государственного закона «О тишине».
3. Суд — гарантирует исполнение закона.1

II.Практическая часть

2.1. Измерение уровня шума

Я провела измерения в своей школе и сравнила их с нормами, чтобы выяснить, какой допустимый уровень шума должен быть.Измерения я проводила с помощью приложения на мобильный телефон «Шумомер».

Измерения в здании школы

 

Место измерения

Результат Дб

Норма Дб

1 этаж

75

60

Начальные классы

77

60

2 этаж

73

60

Первое крыло

71

60

Левое крыло

67

60

Столовая

75

60

На уроке

68

55

В раздевалке

65

60

Пришкольная территория

67

70

По результатам измерения можно сделать вывод о том, что уровень шума в здании школы превышает допустимые нормы. Единственным местом, где уровень шума соответствует норме, является пришкольная территория. Самыми «шумными» являются начальные классы, где уровень выше средних показателей. На втором месте по уровню излишнего шума находятся столовая и первый этаж, так как там наибольшее скопление людей.

Повторные измерения после введения карантинных мер.

Место измерения

Результат Дб

Норма Дб

1 этаж

74

60

Начальные классы

74

60

2 этаж

73

60

Первое крыло

69

60

Левое крыло

70

60

Столовая

69

60

На уроке

68

55

В раздевалке

65

60

Пришкольная территория

62

70

После введения карантинных мер, я повторно измерила уровень шума в школе. Карантинные ограничения положительно сказались на уровне шума, и он стал ниже предыдущих показателей. Самым тихим местом является пришкольная территория, самыми громкими по-прежнему остались начальные классы и первый этаж, там уровень шума максимальный. Показатели шума стали ниже, но так и не достигли нормы.

2.2. Рекомендации по уменьшению уровня шума

Норму допустимого шума в жилых помещениях устанавливает Роспотребнадзор, но что делать, если не все соседи готовы соблюдать установленные правила. Пять советов, как самостоятельно минимизировать шумовое загрязнение в Вашей квартире.

Модернизируйте окна. Обратите внимание на толщину стекол, их количество и расстояние между ними. Сейчас можно установить стеклопакет с триплексом, который будет поглощать до 40 дБА шума.

Устройте перестановку в квартире. Поставьте шкаф или комод к стене, кровать расположите как можно дальше от стены, таким образом Вы минимизируете шум из соседних квартир.

Постелите ковер. Можно положить на пол пушистый красивый ковер, он тоже будет отлично «съедать» ненужные дБА, которые проникают в Вашу квартиру от соседей снизу.

Акустические панели из стекловолокна для подвесного потолка и стен помогают уменьшить акустический шум и снизить его воздействие на человека. Они поглощают и рассеивают звуковые волны, благодаря чему в комнатах царит приятная тишина. Исключив внешние факторы действия шума на организм у себя дома и в офисе, вы обеспечите себе полноценный отдых и создадите условия для максимальной работоспособности в течение рабочего дня.

Используйте беруши. Правильные беруши способны «убрать» до 35 дБА шума. Обратите внимание на материал, из которого их производят, это должен быть качественный силикон, воск или полиуретан.

Делайте противошумный ремонт. Этот совет подойдет тем, кто недавно купил квартиру и только собирается делать ремонт в ней. В первую очередь обратите внимание на материалы, которые Вы планируете использовать. Потолок можно облицевать звукопоглощающим покрытием, стены необходимо качественно покрыть шпаклевкой или специальной звукоизоляционной штукатурной.

Проветривайте при закрытых окнах. Установите в квартире компактную приточную вентиляцию, например — бризер. Он поможет избавиться от нежелательных звуков с улицы: работает при закрытых окнах и производит до 160 м3/ч свежего и чистого воздуха. Бризер имеет сниженный уровень шума от 19 дБА, что обеспечивает комфортное и тихое проветривание. Еще одним преимуществом устройства является режим рециркуляции — очистка воздуха внутри помещения и возможность использования смешанного режима: забор воздуха в равных пропорциях и с улицы, и из комнаты. Управлять прибором можно с помощью мобильного приложения.

Каждый человек может свести к минимуму вред шума для себя и своих детей. Даже если ваша квартира располагается в шумном районе, по соседству с предприятием, железной дорогой или выходит окнами на оживлённую улицу, последствия опасного воздействия шума на органы слуха можно существенно уменьшить. 

Чтобы уменьшить шум в школе

Не шуметь самому и учить правильному общению одноклассников.

Издавать меньше визгов и криков, которые при коллективном исполнении по мощности сравнимы с шумом, издаваемым реактивным самолётов при взлёте.

На перемене вести спокойные беседы, играть в спокойные игры.

Классным руководителям, дежурным классам контролировать поведение учащихся и соблюдение тишины в коридорах на переменах и в школьной столовой.

Учителям, работникам школы, обучающимся следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос.

Учителям повысить дисциплину на уроках, так как шум не только мешает восприятию материала, но и вредит здоровью.

Заключение

В ходе работы над проектом я узнала о шуме, его видах, опасности его влияния на организм человека. Шумовое загрязнение — бич современного общества. Транспорт, промышленность, музыка, работа, быт несут звуковую нагрузку на экологию и здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), шумовое загрязнение – это одна из самых опасных экологических угроз для здоровья населения. Я провела измерения шума в здании своей школы, сравнила их с нормами, гипотеза не подтвердилась, мною были оформлены рекомендации по уменьшению уровня шума. Шум окружает человека всюду. Наша жизнь проходит в повышенном шумовом загрязнении, что отражается на нашем здоровье. Сейчас эта проблема должна стоять на одном из первых мест, но, к сожалению, люди недооценивают эту серьезную опасность. Мой проект направлен на привлечение внимания к данной проблеме.

На основании данных, полученных в ходе работы, можно сделать следующие выводы:

1) Я узнала, что такое шум и каковы его источники.

2) Нашла информацию о нормах шумового воздействия на организм человека.

3) Мне удалось измерить уровень шума в здании школы, данные показали, что они не соответствуют допустимым нормам.

4) Чтобы снизить негативное влияние шума на организм человека, необходимо следовать простым рекомендациям.

Результаты: Мною проведены измерения уровня шума в здании школы, сделан их анализ, оформлены рекомендации по уменьшению уровня шума

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках физики, биологии, основах безопасности жизнедеятельности, во внеурочной деятельности. А также на открытых уроках и внеклассных встречах

Планы на будущее:

Провести опрос среди обучающихся по проблеме исследования

Проверить остроту слуха у одноклассников

Измерить уровень шума в различных местах города

Литература:

[https://e-phon.ru/blog/o-vozdeystvii-shuma-na-organism-cheloveka.html]

Влияние шума на человека: https://laboratoria.by/stati/vliyanie-shuma-na-cheloveka

[Допустимые уровни шума в квартире по СНиП и СанПиН: https://бризекс.рф/blog/dopustimye-urovni-shuma-po-snip-i-sanpin-v-zhilyh-pomeshcheniyah]

[Негативное влияние шума на организм человека: https://fb.ru/article/28480/uu-negativnoe-vliyanie-shuma-na-organizm-cheloveka]

[Пошумим? Чем шумовое загрязнение опасно для людей и животных: https://ecosphere.press/2021/09/09/poshumim-chem-shumovoe-zagryaznenie-opasno-dlya-lyudej-i-zhivotnyh/]

[О влиянии шума на здоровье человека (по материалам территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах): http://23.rospotrebnadzor.ru/content/325/14474/]

[Шумовое загрязнение: как шум влияет на здоровье человека: https://tion.ru/blog/shumovoe-zagryaznenie-kak-shum-vliyaet-na-nashe-zdorove/]

[Шумовое загрязнение: влияние шума на организм человека: https://бризекс.рф/blog/vliyanie-shuma-na-cheloveka#vidy-shuma]

[Шумовое загрязнение: как шум влияет на наше здоровье

https://tion.ru/blog/shumovoe-zagryaznenie-kak-shum-vliyaet-na-nashe-zdorove/]

[https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/07/07/proekt-shum-v-nashey-shkole]

[https://infourok.ru/socialniy-proekt-borba-so-shkolnim-shumom-klass-1155597.html]

1 Допустимые уровни шума в квартире по СНиП и СанПиН: https://бризекс.рф/blog/dopustimye-urovni-shuma-po-snip-i-sanpin-v-zhilyh-pomeshcheniyah

Просмотров работы: 539