ВВЕДЕНИЕ
Микрозелень, или так называемый микрогрин – это молодые ростки растений, которые легко и быстро вырастить. Описаны разные способы выращивания микрозелени, которые практикуются людьми разных возрастов. Для кого-то это способ восполнить недостаток витаминов и микроэлементов, для кого-то, помимо продукта, увлечение и декор подоконников.
Для сохранения влаги и стимуляции роста в качестве подложек для выращивания микрозелени возможно использование биоразлагаемых пленок на основе гидроколлоидов.
Целью работы является выращивание микрозелени на подложках на основе гидроколлоидов.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить технологию выращивания микрозелени.
Изучить как работают гидроколлоиды и подобрать концентрацию.
Сделать посевы на традиционных подложках и на биоразлагаемых пленках.
Проанализировать результат и наметить дальнейшие шаги для работы.
Объектом исследования является технология выращивания микрозелени. Предметом исследования – показатели качества микрозелени. Целевая аудитория: люди, следящие за здоровьем и питанием, любители микрозелени, занятые люди.
Методы исследования: изучение литературы; эксперимент; наблюдение, сравнение; анализ.
Литературный обзор по теме
Способы и условия выращивания микрозелени
Микрозелень – это проросшая зелень съедобных растений в фазе первых двух настоящих листочков. Такая зелень содержит в себе максимальное количество витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше, чем выросшая. Микрозелень является натуральной и абсолютно безопасной пищей.
А поскольку диетологи рекомендуют добавлять свежие овощи и зелень почти в каждый приём пищи, так как такое питание стимулирует пищеварение, ускоряет обмен веществ, укрепляет сосуды и защищает от сезонных простудных заболеваний, микрозелень как нельзя лучше подходит для употребления: в ней содержание биологически активных веществ может быть до пяти раз выше, чем у взрослых растений. Это объясняется тем, что в период активного роста и деления клеток юная зелень концентрирует в своём стебле и листочках все питательные вещества из семени (минералы, органические кислоты, витамины) [1-3].
Преимуществом являются простые условия выращивания: обычное освещение, тепло и регулярный полив.
Существует несколько способов выращивания микрозелени.
Микрозелень в промышленных масштабах выращивают в большом объеме на ситифермах гидропонным способом с автоматизацией процесса, на питательных растворах, которые ускоряют процесс выращивания. Можно вырастить микрозелень в гроубоксах с контролем влажности, температуры, освещения. Все эти методы требуют больших вложений, опыта, знаний и подходят для больших ферм [3].
Микрозелень можно выращивать традиционным способом – на почве, как рассаду овощей. Контейнеры заполняют почвой, увлажняют, производят посев семян, укрывают пленкой или стеклом и выставляют контейнеры на светлый подоконник. После появления ростков укрытие можно снять. Уход заключается в опрыскивании зелени 2-3 раза в день. Далее поступают соответственно выращиваемой культуре: дают отрасти только семядольным листкам и срезают, либо ждут появления 1-2 настоящих листиков и употребляют в пищу.
Для выращивания так же можно использовать обычную целлюлозную бумагу или джутовый коврик, помещенные в контейнеры или мини теплицы. При этом необходимо постоянно следить за влажностью, поскольку бумага быстро пересыхает [3].
Высыхание почвы и подложек особенно быстро осенью и зимой, поскольку контейнеры с рассадой обычно устанавливают на подоконники рядом с горячей батареей.
Занятые, работающие люди, не всегда могут уследить за регулярностью полива, что приводит к гибели рассады и приходиться заново наполнять контейнеры и сеять семена. Не всем доступны теплицы и устройства с автоматическим поливом, да и для микрозелени в домашних условиях это ни к чему.
Перспективы использования подложек на основе гидроколлоидов для выращивания микрозелени
Для сохранения влаги и стимуляции роста в качестве подложек для выращивания микрозелени возможно использование биоразлагаемых пленок на основе гидроколлоидов. Такие пленки создавались старшими учениками нашей школы в рамках проектной деятельности «Антиполиэтилен».
К гидроколлоидам в пищевой промышленности относят стабилизаторы, загустители и гелеобразователи. К традиционно применяемым гидроколлоидам относятся агар, альгинаты, гуммиарабик, каррагинан, карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ), желатин, пектин, крахмал и др.
Стабилизаторы, загустители и гелеобразователи присутствуют почти во всех живых организмах и влияют на важные свойства, определяющие рост и существование организмов в окружающей среде – влагоудерживающую способность, содержание влаги, структуру и текучесть. Используемые в пищевой промышленности ингредиенты получают экстракцией из различных природных материалов и вносят в пищевые продукты для получения определенной структуры и требуемых стабильности, текучести и потребительских свойств [4].
К таким добавкам относятся и традиционные материалы, например, крахмал (загуститель, получаемый из многих наземных растений) и желатин (продукт животного происхождения, из которого производят гели, тающие во рту). Необходимо упомянуть также наиболее распространенный структурный полимер наземных растений — целлюлозу, а также камеди и продукты из морских водорослей [4].
Многие гидроколлоиды представляют собой углеводы, однако, по меньшей мере один (желатин) — это белок. Большая часть гидроколлоидов имеют растительное происхождение, некоторые получают с использованием биотехнологий, а желатин относится к продуктам животного происхождения
Одним из важнейших свойств гидроколлоидов, влияющих на текстуру, является их способность к образованию гелей при определенных условиях, от мягких и вязкоупругих до твердых и хрупких [4].
К основным свойствам агара относятся: возможность его использования в очень малых концентрациях благодаря высокой гелеобразующей способности (минимальная концентрация, необходимая для гелеобразования, составляет 0,2%, а в пищевых продуктах агар используют в концентрациях 0,5-2,0%).
Пектин используется в качестве гелеобразователя, загустителя и стабилизатора консистенции. В основном в пищевых продуктах его применяют для регулирования содержания влаги и активности воды, а также для формирования требуемой текстуры. Однако в отличие от агара, пектин требует определенных условий для образования геля (степень метаксилирования, рН) [4].
Поскольку гидроколлоиды, как указывалось выше, хорошо связывают воду и способны ее удерживать, то гели на их основе могут служить подложкой для проращивания семян, обеспечивая их постоянной влагой. В таком случае не требуется следить за поливом.
Экспериментальная часть
Планирование и постановка эксперимента
Для выращивания были выбраны следующие виды микрозелени: кресс салат и редис.
В качестве подложек для сравнения использовали почву, целлюлозные салфетки и пленки, сделанные с использованием агара и пектина. При этом в одни из образцов использовали гумат.
В подготовленные емкости укладывали подложки и высевали семена микрозелени. Лотки помещали на подоконники. Все образцы содержались в одинаковых условиях. Наблюдали в течение 5 дней, отмечая появление всходов и наблюдая за ростом растений.
Ход работы показан на рисунке 1. На рисунке 2 всходы на 2 и 4 сутки.
Рисунок 1. Подготовка субстратов и посев семян микрозелени
на бумагу и почву
|
Всходы на 2 и 4 сутки |
|
Рисунок 2. Результат на подложках грунт и бумага
2.2 Использование биоразлагаемых пленок в качестве основы для выращивания
Пленки для использования в качестве подложек готовили с использованием гидроколлоидов, структурообразователей агара и пектина.
Агар обладает очень сильной влагосвязывающей способностью и студни на его основе очень прочные на изломе стекловидные. Для более мягкой структуры добавляли крахмал, который придавал эластичность.
Использовали следующие пропорции (таблица 1).
Таблица 1. Варианты подложек на основе структурообразователей.
|
Образец |
Вода, мл |
Вода+гумат, мл |
|
Агар/крахмал, 2/5 г |
300 |
298+2 |
|
Пектин, 2г |
300 |
298+2 |
Готовили растворы полисахаридов: нужное количество структурообразователя заливали водой, доводили до кипеня и кипятили 2 минуты (для активации свойств структурообразователя и стерилизация среды). Затем растворы охлаждали до температуры около 30 °С и заливали в лотки. Сверху, еще на жидкие подложки распределяли семена, чтобы они были слегка утоплены в раствор. В течение 10 мин (для агара) и 40 мин (для пектина) образовывались твердые пленки, на поверхности и в верхних= слоях которых распределены семена микрозелени (рисунок 3).
|
Рисунок 3. Посев семян на жидкие подложки |
|
|
Рисунок 4. Всходы на 2 и 3 день |
|
Указанные концентрации гидроколлоидов в нашем случае подобраны экспериментально, исходя из того, что прочность студней-подложек не должна быть чрезмерно прочной.
Выводы и рекомендации
В результате проекта вырастили микрозелень.
Выращивание микрозелени на подложках на основе гидроколлоидов происходит быстрее и не требует полива.
Образование агарового геля является полностью обратимым: при нагревании гель плавится, а при охлаждении вновь образуется. Этот цикл можно многократно повторять без существенного изменения механических свойств геля. Поэтому подложка может быть многоразового использования, при нагревании расплавленную массу лишь стоит отфильтровать от корешков и остатков растений.
Проектная работа продолжается, планируется выращивание различных видов микрозелени, доработка рецептуры подложек и эксперименты по выживаемости растений в длительном отсутствии полива. Кроме того, планируется адаптация предложенного решения в другие агротехнологии.
Список использованной литературы
1. Амбросьева Е.Д. Физиология питания : учебник / Е.Д. Амбросьева. — Москва: КНОРУС, 2018. — 306 с.
2. Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravilnoe-pitanie-shkolnika 3.Микрозелень Режим доступа: https://ifarmproject.ru/blog/2020/11/mikrozelen-po-tehnologiyam-ifarm
4. Аймесон А. (ред.-сост.) All Пищевые загустители, стабилизаторы, гелеобразователи / А. Аймесон (ред.- сост.). — Перев. с англ, д-ра хим. наук С. В . Макарова. — СПб.: ИД «Профессия», 2012. — 408 с.