Введение
Заголовок - необходимая составляющая структуры журналистского текста. Заголовок выполняет не только различные языковые функции, но является важным элементом оформления печатного издания.Чаще всего читатель выбирает понравившуюся ему статью по яркому, эффектному, красочно оформленному заголовку. Как отмечает Э. А. Лазарева: «Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать материал или отложить газету в сторону. Исследования психологов показывают, что около 80 % читателей уделяют внимание только заголовкам» Заголовки помогают читателю ориентироваться в обширном газетном материале, дают возможность судить о наиболее важных и интересных статьях, информациях. А. П. Бессонов писал, что заголовок — «это своего рода вывеска, и чем она красочнее, тем больше гарантии, что материал будет прочитан» [2].
Актуальность исследования связана с тем, что в последние годы роль в создании норм словоупотребления по праву принадлежит средствам массовой информации, публицистическому жанру, как наиболее близкому к разговорной речи. которая в последнее время все заметнее влияет на литературную норму русского языка. На данном языковом этапе одними из
подобных конструкций являются заголовки, которые, помимо языковой функции, несут в себе исторические, научные и культурные знания об окружающей действительности. Именно поэтому мы считаем интересным обратиться к заголовкам и рассмотреть их как сознательно формируемую тенденцию, которая отображает один из многих аспектов развития языка в современном обществе.
Исходя из вышесказанного, тема исследовательской работы «Анализ типов заголовков в современных СМИ» звучит особо актуально
Объект исследования - газета «Амурский лиман»
Предмет исследования – заголовки, используемые в статьях газеты «Амурский лиман».
Цель работы – выявление разнообразия употребительности заголовков в средствах массовой информации с точки зрения классификации в соответствии с выбранной типологией.
Задачи: 1) Изучить теоретические основы исследования заголовка СМИ.
2) Проанализировать заголовки по, наиболее часто употребляемые в языке газеты «Амурский Лиман».
Нами применялись общеизвестные методы и приемы исследования:
- систематизация заголовков газеты «Амурский лиман»,
- сравнение и сопоставление названий статей,
- классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией,
-литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.
Новизна исследования заключается в том, чтосделана попытка пронаблюдать изнутри и выявить разнообразие заголовков средств массовой информации на примере газеты «Амурский Лиман»
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать на занятиях элективных курсов по изучению языка СМИ, на уроках русского языка при изучении стилистики, словообразования. А также данная работа может представлять интерес для юных журналистов, интересующихся приемами языкового воздействия на читателя, т.к. именно наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает ценность газеты, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди читателей.
ГЛАВА 1
Теоретические основы изучения газетных заголовков
1.1. Понятие заголовка
Перед тем, как начать исследование, обратимся к толковым словарям, чтобы подробно разобраться, что такое заголовок. В знаменитом словаре В.И. Даля о заголовке сказано, что заголовок это “выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листа ведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие заголовка.
В словаре С.И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание
В лингвистической литературе нет однозначного взгляда на грамматическую природу заголовка: заголовок-это слово или словосочетание (А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов); заголовок-номинативное предложение(А.М. Пешковский); заголовок –это предложение (В.Н. Безруков и др.)
Исследователь Ю. А. Белова в работе «Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков британских медиа-текстов» указывает: «Заголовок — это выделенный графически потенциально свернутый знак текста, выраженный вербальными и невербальными средствами языка, обладающий относительной автосемантичностью, являющийся абсолютно начальным, единым для всего текста элементом, который именует и/или характеризует текст, прогнозирует содержание, интерпретирует текст, сообщая ему дополнительные смыслы». 6 ].
Заголовок текста может решать следующие задачи:
привлекать внимание потенциального читателя, ориентировать его в материале;
агитировать, формировать отношение читателя к материалу;
создавать интригу, вовлекать в языковую среду;
включать в диалог с автором
1.2. Особенности и виды заголовков СМИ
Заголовок может по разному взаимодействовать с остальной частью текста он может быть ввязан по смыслу с первыми предложениями или подчеркнуто отстранен. И тот и другой способ встраивания заголовка в текст может быть продуктивный в зависимости от цели и содержания материала. Есть несколько общих требований к заголовку, вытекающих из его функций: он должен легко читаться, легко запоминаться и быть понятным. Сложные заголовки не приветствуются, поскольку они могут оттолкнуть читателя от прочтения текста. Грамотно составленный заголовок не должен иметь лишние и непонятные слова и выражения. Для заголовка в полной мере проходит афоризм “краткость- сестра таланта”. Широко распространены в нашей прессе такие разновидности заголовков, которые сразу дают представление о событии, например “Охота с Хэмингуэем» (“Комсомольская правда”), “Серийный грабитель пойман” (“ Молодость Сибири”) и т. П.
Заголовок фактический
Сообщает основную мысль
Заголовок- клише
Заголовок образный
Вызывает эмоциональную реакцию, отражает идею материала
Использует крылатые выражения, пословицы, поговорки, изречения; без прочтения статьи трудно понять, о чем материал. Может иметь подзаголовок, отражающий суть материала [1].
1.3. Типы заголовков
Также следует уделить внимание разнообразию типов заголовков газет и журналов. М. И. Шостак предлагает классификацию типов заголовков СМИ и приёмы их различения:
‒ Заголовок— хроника. Такой заголовок сообщает о самой главной информации, заключенной в тексте последующей статьи. Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста никак допускать не следует. В целом, конечно, "дубль" нежелателен, но эта давняя рекомендация корректируется особыми соображениями. Новость должна побыстрее дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения "поверх текста". (К примеру, когда усваивают, не читая, просто пробежавшись по заголовкам развернутой газеты, которой шуршит твой сосед на две минуты в переполненном метро...)
‒ Заголовок— «бегущая строка». В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст.
Время от времени такие заголовки становятся модными, но поветрие быстро проходит, поскольку есть опасность соседства одинаковых форм, их повторяемости в разных газетах. Выделяемое, примелькавшись, перестает выделяться
‒ Заголовок— констатация и резюме. Такой заголовок косвенно повествует о каком-либо событии, скрывает его прямые оценки, подается в ироничной или игровой форме. Этот заголовок популярен в разных репортерских материалах (тогда как первые две упомянутые формы заголовков использует, преимущественно, для жестких новостей). Он дает возможность репортеру, пекущемуся о самоочевидности факта, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подается такой заголовок в спокойно-повествовательной, "объективной", иногда чуть ироничной, или в игровой манере. Прямое резюме не исключает скрытой иронии.
‒ Заголовок— цитата (прямая или косвенная). Заголовки такого рода позволяют удвоить интерес читателей.
‒ Заголовок-интрига и сенсация. Такой заголовок указывает на факт, не раскрывая его полностью, заинтересовывая и побуждая читать статью дальше. Побуждает незамедлительно ознакомиться с вестью и понять, в чем же дело. Содержит недосказанность, именно она толкает раскрыть новость и дочитать ее до конца.
‒ Заголовок— лозунг и призыв, обращение. Чаще всего заголовки такого типа содержат в себе узнаваемое выражение, словосочетание, призыв. [Шостак, 1998, с. 62]. Такая классификация позволяет нам утверждать, что приемы и способы создания заголовка и заголовочного комплекса разнообразны. Они могут включать в себя «сухую» констатацию фактов, могут быть обыграны авторами статей, могут включать высказывания известных людей и т. д. Все это делается для намеренного привлечения внимания читателей к тексту статей. [2].
1.4. Способы создания заголовков
Заголовок должен, повторим, привлечь внимание читателей, поэтому журналисты часто используют в названии тропы и стилистические фигуры. Например: «Большой бизнес пишет президенту» (Известия) синекдоха; «Медведь готовится к прыжку» (Крестьянин об участии партии Единство в предстоящих парламентских выборах) – метафора; «Мягкий человек с железными кулаками» Российская газета – эпитет и антитеза; "Честные менты против продажных Известия – антитеза; Сказочное свинство Современный горожанин – оксюморон.
Одним из распространенных создания заголовков стала языковая игра, под которой учёные понимают некоторую языковую неправильность, воспринимаемую читателем именно как нарочитую, а не неправильную.
Разновидность языковой игры в заголовках – создание новых слов. Так, например, после выхода передачи За стеклом журналисты стали использовать слова “застекольщик”, “застеколье”. Газета Московский комсомолец озаглавила материал о результатах организованного газетой интерактивного общения в интернете почитателей и противников Земфиры – “Отземфирились”.
При окказиональном употреблении слов, а также при употреблении слов в противоположном значении их заключают в кавычки: “Элитная” обманка “ (газета Власть и сила о негативных сторонах образования в элитных школах); Зайчику пришлось прыгать (Российская газета о белорусской валюте).
Популярен такой приём, как графические выделения определённой части слова, когда выделенная часть создаёт дополнительный смысл помимо того, который заложен в заголовок.
Пожалуй, самый распространённый вид языковой игры – использование чужих текстов (аллюзии) как первоосновы для создания нового смысла. Такие названия эффективны только тогда, когда их понимание доступно читателям.
Существуют и другие способы «игры с читателем» в заголовках. Встречаются рифмованные заголовки: «Я проснулся – здрасти: нет Советской власти» («Комсомольская правда»); заголовки с повторами: «Суперзвезда в интерьере суперцеремонии» («Московский комсомолец»).
Характерно то, что использование языковой игры в заголовках чаще всего способствует созданию отрицательной оценочности. [4].
Глава II. Исследование заголовков газеты «Амурский Лиман»
Не всегда по заголовку можно определить основное содержание публикации. Мы провели небольшое исследование: предложили ученикам определить по заголовку «Осторожно, двери открываются» (рассказ о самых известных музеях страны) содержание статьи. Результат опроса показал, что никому из участников опроса не удалось точно спрогнозировать содержание по заголовку. Все варианты ответов были связаны либо с безопасностью на транспорте, либо с открытием двери.
К сожалению, в прессе встречаются и неудачные, так называемые дезориентирующие, заголовки, т.е. заголовки, которые не ориентируют, а, наоборот, вводят в заблуждение читателя. Например, берется цитата из текста в качестве заглавия, а она совсем не отражает сущности текста или даже ей противоречит. Иногда дезориентирующие заголовки искажают факты, содержащиеся в материале. (В принятых американским обществом редакторов газет «Канонах журналистики» (1923 г.) среди прочих требований профессиональной этики содержалось и такое: заголовки должны соответствовать их содержанию. [4].
Заголовок – это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста (или даже «самая сильная»)
Заголовок помогает понять, что содержится в этом объекте, о чем будет информация. Обычно заголовок отделен от своего материала и первым привлекает внимание читателя: набран более крупным, жирным и заметным шрифтом, после него оставляют небольшое пространство. Для примера мы взяли два номера еженедельника «Амурский Лиман» за 2021 год (Приложение 2). Всего два номера газеты содержали 44 заголовков. Сначала мы их классифицировали согласно типологии М. Шостака.
Заголовок-резюме: 8
Заголовок-интрига: 16
Заголовок-хроника: 13
Заголовок-призыв: 2
Итак, чаще всего в газете «Амурский лиман» использовались заголовки –интриги, реже всего - заголовки-призывы. Это объясняется тем, что ощущение неизведанности и странности всегда побуждает к скорейшему познанию. Так, увидев оригинальный заголовок, читатель не может соотнести его смысл со статьей, не прочитав его, поэтому возникает некая заинтересованность в раскрытии заветной тайны. Конечно, интрига была, есть и будет беспроигрышным вариантом для составителей заголовков, так как именно они вызывают наибольший интерес читателя.
На втором месте – заголовок –хроника. Кратчайшая форма суммирующего лида, головная строка, которая сообщает о самом главном. Фактически заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста и заголовка нельзя никак допускать. Новость должна быстрее дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения «поверх текста».
Заголовок-резюме третий по количеству употреблений. Он дает возможность журналисту, пекущемуся о самоочевидности факта, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подается такой заголовок в спокойно-повествовательной, «объективной», иногда чуть ироничной, или в игровой манере.
Анализ заголовков «Газеты Амурский Лиман» показывает, что заголовки очень разнообразны. Так журналисты успешно использовали чужие тексты как первоосновы для создания нового смысла : «Светильники, фонтан, подстветка - сквер преображается», «Мы певцы и музыканты, ведь мы «Черные коты» («Амурский Лиман», № 28(18071), 14.07.2021), Часто испульзуются тропы и стилистические фигуры. Например: «Ромашковоу настроение», «Чистые берега»- эпитеты; «Ныгайские мальки: курс-Охотское море», «6 соток-островок счастья», «лицо магазина-продавец», «Счастье рождается в семье», «Вертолет приземлился на постамент»; «Свадьба без гостей» - оксюморон..
Заключение
Современное информационное пространство содержит такой объем и разнообразие текстов, что пользователям просто некогда читать столь пространный описания, поэтому роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет
К тому же у читателя очень большой выбор, и чтобы наш текст прочитали, его заголовок должен выполнять сразу несколько функций.
Мы рассмотрели в данной работе основные сведения о заголовках СМИ с точки зрения типологии, вида и способа создания. В ходе работы мы выяснили, что наиболее употребительными в газете «Амурский Лиман» оказались заголовки - интриги и заголовки - хроники. При создании заголовков журналисты, привлекая внимание читателей, широко использовали тропы и стилистические фигуры.
Литература
. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана- Граф, 206. -272 с.: ил.
Некрасова, А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ / А. С. Некрасова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/301/13190/ (дата обращения: 14.02.2022).
3.Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с.https://www.studmed.ru/view/shostak-mi-zhurnalist-i-ego-proizvedenie_20bd31a2855.html (дата обращения: 17.02.2022).
4 Русский родной язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций / О.М. Александрова.-М.: Просвещение, 2021
5. https://cyberpedia.su/23xe49.html (дата обращения: 24.02.2022).
6. Белова, http://cheloveknauka.com/strategii-interpretatsii-smysla-gazetnyh-zagolovkov-britanskih-media-tekstov.
7. http://gramota.ru/biblio/research/hudtext0/hudtext7/hudtext9/
Приложение 1
«Амурский Лиман», № 28(18071), 14.07.2021
Заголовок |
Тип |
Светильники, фонтан, подсветка - сквер преображается Ромашковое настроение Сельская атлетика Край обещает субсидии Ныгайские мальки: курс – Охотское море Отделаться предупреждением не всегда получится В атаку ведёт Бубенин Чемпионат города по игре го Здесь будет и тюльпан, и фонтан Я умею плавать Ветераны среди лучших ! Молодые кадры «Полянки» Адресная социальная помощь Призыв 2021 Вышивки- картинки Вне закона Нашел контейнеры с икрой Провели «круглый стол» Выездные приемы для граждан Мы певцы и музыканты ведь мы Чёрные коты Счастье рождается в семье |
резюме интрига хроника хроника интрига интрига интрига хроника интрига интрига резюме интрига хроника хроника интрига интрига резюме интрига Хроника Интрига резюме |
«Амурский Лиман», № 29(18072), 21.07.2021
Не просто продаём- помогаем сделать верный выбор Важно ваше мнение Лицо магазина - продавец Сердце и сосуды. Как сохранить и не навредить Опыт Хабаровского края интересен всей стране Первый морской технопарк может появиться в крае Консервы – из собственных овощей Свадьба без гостей Масочный режим Амур загрязнен Деликатный разговор Свободное время ребенка 6 соток - островок счастья Волонтеры помогают вакцинации Вертолет приземлился на постамент Чистые берега Помощник командира корабля В крае бэби- бум Уще одна «Точка роста» Быть ли приюту для животных? Меткий выстрел охотника О пожарной безопасности детям и их родителям Картофель: польза и вред |
хроника призыв резюме хроника хроника хроника хроника интрига призыв резюме интрига интрига резюме хроника интрига резюме интрига хроника интрига |
Приложение 2