Введение.
Цель работы:
Выявление и систематизация представлений различных авторов о грехе и добродетели.
Анализ развития образа падшей женщины в русской литературе.
Обнаружение социальных и нравственных причин падения литературных героинь, по версиям авторов произведений.
Раскрытие своеобразия характера русской грешницы.
Актуальность работы:
Исследование черт характера русской грешницы.
Установление связи между грехопадением женщины и высшими, социальными
Поиск ответа на вопрос о том, что есть грех и что есть добродетель, в произведениях русских классиков.
С социальной точки зрения, обострение проблемы падения нравов в обществе, на рубеже XIX-XX века вполне закономерна: Россия переходит к капитализации наемного труда и рыночных отношений, все стороны общественной жизни начинают регулироваться механизмом спроса и предложения. Вследствие этого в обществе наблюдается резкое обнищание, пьянство, невозможность получить образование. В результате этого возникает проблема продажной любви, общественное падение нравов ведет к тому, что женщина идет торговать собой.
К концу XIX столетия эта проблема обострилась настолько, что нашла отражение в искусстве, в том числе и в литературе, как в форме общественного сознания. Известно, что многие писатели рассматривали в своем творчестве тему свободы, проявляя искренний интерес к вопросам общественной жизни. Русская литература подчиняет все свои художественные методы и средства описанию жизни народных масс и обличению несправедливостей самодержавного государства, в том числе связанных с эмансипацией женщины.
Образ женщины-грешницы появился в литературе, во многом, благодаря реалистическому направлению. Для романов и повестей реалистов характерно художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Литераторы стремились показать персонаж, который развивается как личность, познает мир и самого себя, думает, мечтает, анализирует. Реализм в литературе – это искусство, ищущее абсолютную истину, и обнаруживавшее ее, с помощью художественного переосмысления действительности.
Повышенное внимание к личности каждого героя, описание его мировоззрения и чувств, приводили к тому, что в произведениях часто сталкивались несколько субъективных правд. Через многообразие индивидуальностей героев, реалисты стремились передать общественные противоречия. И, конечно, самой острой и актуальной темой в литературе стала тема взаимоотношений угнетателей и угнетенных, в совокупности с осознанием женщины, как существа имеющего те же права, что и мужчина, эта тема подарила русской литературе целую систему женских образов: «униженных и оскорбленных», женщины вынуждены внешними обстоятельствами, социальной несправедливостью пойти по «желтому» билету
В данном ракурсе образ падшей женщины становится символом общественного упадка не только нравственного, но и социального. Не случайно героини, выбравшие этот путь, появляются во всех сословных кругах, и всегда главной причиной их падения и дальнейшей невозможности искупления греха в глазах общественности является несовершенная, исчерпавшая себя система общественных взаимоотношений. Героини осознают, что жить, как раньше он не могут из-за материальных проблем, или же из-за внутренней, душевной дисгармонии. Многие из этих героинь, загнанные в угол, пытаются выйти из него, однако в конце XIX столетия такого пути просто не существует, и девушки, отказавшиеся от соблюдения общепринятых норм нравственности, в лучшем случае оказываются отвержены обществом, а в худшем – вынуждены продавать себя для того, чтобы выжить, обеспечить близких, детей. С одной стороны, нравственные обстоятельства, социально-общественная среда способствуют развитию этого пути, при этом общественность презирает падших женщин.
Смещение морально-нравственных норм характерно не только для низов общества, но и для «просвещенной» части общества, в том числе, «художественной» интеллигенции. Религиозное мировоззрение перестает быть абсолютным источником морали. Несмотря на то, что сюжеты реалистических романов часто перекликаются с библейскими сюжетами, христианские понятия о грехе и добродетели приобретают новое толкование. Происходит переосмысление религиозных догматов в формате нового времени, новых ступеней развития человечества.
В свете всего вышесказанного, нельзя судить героинь-грешниц, основываясь лишь на общих понятиях нравственности. Эту проблему нужно исследовать глубже и рассматривать ее в конкретном историческом контексте. Нельзя сказать, что падение нравов было обусловлено одними лишь биологическими потребностями человека и его изначальной бездуховностью, если бы можно было сказать так о всяком грешнике, то наверное эта тема не была бы так актуальна по сей день. Аморальное поведение отдельных личностей, осуждаемое обществом, является ничем иным, как результатом воздействия этого самого общества. Поэтому попытка воспитать добродетель в душе грешника, призвать его к покаянию, к осознанию своей вины, может не дать положительного результата. Гораздо более правильным будет стремление изначально формировать в обществе четкие понятия греха и добродетели. Только в этом случае каждый отдельный индивид будет осознавать себя частью высокодуховного общества.
Нам кажется, что именно такую цель преследовал русский реализм. Описание поиска истинного пути отдельных героев, это не попытка утверждения абсолютной, добродетели, но призыв, к тому, чтобы каждый читатель, стремился осознать себя частью общества, живущего по законам морали.
Теоретическая часть.
В 1843 году, при Николае I, в России была создана жесткая система медицинского и полицейского надзора за публичными женщинами. Таким образом, государство легализировало «любовь за деньги»
Согласно правилам для содержательниц домов терпимости, публичных женщин 1844 г. в публичные дома разрешалось принимать женщин с 16 лет. В 1901 г. было принято решение повысить минимальный возраст для поступления в публичный дом до 21 года. Таким образом, в государстве постепенно налаживалась системность такой работы. Впрочем, большинство девушек едва достигали 20 лет. Встречались женщины в возрасте от 11 до 19 лет, причем часть из них проживала в официальных домах терпимости. Возраст в «желтом билете» намеренно завышался или же его просто "забывали указать", и девицы поступали в публичный дом по своему внешнему виду. Контингент постоянно обновлялся, ибо на смену одним, исчезнувшим, либо оставившим свое занятие, приходили другие. Ряды пополняли безработные, домашняя прислуга, чернорабочие, порою бывшие дворянки, дочери военнослужащих, мещанки. К концу 1910-х гг. в связи с глубоким экономическим кризисом деревни резко возросло число крестьянок, поступающих в публичные дома. Отправившиеся в город на заработки, девушки часто не находили работы, а на вокзалах и около фабрик их отслеживали специальные вербовщики. Часто девочек и девушек обманом увозили в город, обещая им помощь в трудоустройстве, или же они сами отправлялись в город «торговать телом», так как не могли обеспечить себя честным трудом.
Вспышка интереса к судьбам падших женщин во второй половине. XIX века была вызвана двумя обстоятельствами: введением специального законодательства по проблемам регламентации проституции и подъемом общедемократического движения в России. В это время в Европе прошло несколько конгрессов и съездов по приостановлению торга женщинами. Кроме того, вопросы проституции традиционно смешивались с проблемой притеснения личности.
Писатели XIX-XX века видели в падшей женщине жертву социальной несправедливости, торгующую собой, чтобы прокормить близких. Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» создает образ, «мученицы» Сонечки Мармеладовой, которой приходиться торговать телом, чтобы прокормить свою семью. Героиня-грешница оказывается настолько трогательной, близкой и понятной читателю, что этот образ начали использовать и другие русские писатели. Тема очень быстро развивалась, образ блудницы по-разному интерпретировался авторами.
Примечательно то, что в русской литературе героини-блудницы не всегда были женщинами, торгующими собой, или представительницами низшего сословия. Многогранность, неоднородность таких женских образов, созданных в XIX-XX веке, поражает: неверные жены, инфернальные особы, вроде Грушеньки из «Братьев Карамазовых», простые девушки из крестьянской среды и «праведные» блудницы, такие как Сонечка Мармеладова. Система образов пополнялась и героинями из высшего света, такими, например, как толстовская Анна Каренина, или купеческая жена Катерина Львовна Измайлова (« Леди Макбет Мценского уезда»). Эти женщины вступили на путь разврата не из-за материального неблагополучия, а от скуки.
Однако в русской литературе женщина-грешница – прежде всего, страдалица и мученица; ее путь лежит от греха к возрождению, или же к полному самоуничтожению. История героини-грешницы чаще всего развивается по определенному сценарию: «падение – раскаяние - спасение». Если же героиня по каким-либо причинам не доходит до последнего этапа, то ее ждет смерть. Такая тенденция связана с христианским пониманием греха, отсылает нас, прежде всего к библейскому сюжету о Марии Магдалине и соотносится с богословской триадой «грех – покаяние – спасение», если же спасения не происходит, то героиню «наказывает» сам автор, так как жизнь в грехе противоестественна.
Русская интеллигенция превратила блудниц в ещё один источник своего комплекса вины перед народом.
Исследовательская часть.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Сонечка Мармеладова - первый законченный и совершенно сформированный образ «падшей женщины» в русской литературе. Соня - девушка «малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она жила в бедной, практически нищей семье: отец ее, Семен Мармеладов, был пьяницей, мачеха, Катерина Ивановна, была больна, а ее сводные брат и сестры были слишком малы, чтобы зарабатывать. Жили они все в проходной комнате, на большее средств не хватало. Достоевский очень реалистично и максимально точно передает картину жизни городской бедноты, когда люди находятся в таком состоянии, что за помощью «идти больше некуда». Дети голодают, а купить еды им не на что. Соня все это видит. И после долгих колебаний, и уговоров мачехи, понимая, что честным трудом она себя еле-еле прокормит, не говоря уже о детях, Соня идет по «желтому билету». Ради других, осознавая, что это единственный выход и спасение для людей, которых она любит, Соня переступает через себя и встает на греховный путь, который претит ее душевной чистоте. Она жертвует собой, своим положением в обществе, своей чистотой ради других. Но, даже окунаясь в этот грязный и пошлый мир, и присутствуя в нем физически, душа Сонечки остается все такой же светлой и внутренне нетронутой. Она верит в Бога, верит всем сердцем, молится, несмотря на то, что сама себя считает «великой грешницей», она сохраняет приверженность христианской морали и именно поэтому, как никто другой, осознает свой грех. Соня – олицетворение безграничного страдания и бескорыстной жертвы. Раскольников, убив старуху и тоже согрешив, понимает глубину мучений Сонечки, потому что чувствует то же самое. Именно поэтому он приходит к ней, осознавая, что только одна она сможет понять его, как грешница и как мученица. Но исток их страданий различается в том, что Раскольников переступил через других, ради себя, а Сонечка переступила через себя, ради других. Соня для Достоевского является олицетворением нравственности, целостности и стойкости души. Несмотря на ужас своего положения, несмотря на мучения, Соня думает о других, готова всегда прийти на помощь любому, кто будет в этом нуждаться, и слушает голос своего сердца, не позволяя заглушить его тому делу, благодаря которому она вынуждена так зарабатывать. Она приносит себя в жертву смиренно, ничего не требуя, не предъявляя, просто потому, что так нужно и нет другого выхода. Соня не оценивает свой вклад в семью высоко, а принимает все как есть, думая лишь о том, как бы сделать еще больше, чем то, что уже сделала. Ею движет любовь. Любовь непоколебимая, бескорыстная, жертвенная. Любовь деятельная. Любовь спасительная, которая в итоге спасет и Раскольникова. Но, несмотря на всю силу характера, Соня от сознания своей греховности множество раз думала о том, что не лучше было бы разом все покончить и совершить самоубийство, ведь больше нет сил, жить в постоянном грехе. «Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом все покончить…», «…он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении». Но она не решается на это, понимая, что без нее не будет денег, достаточных для жизни любимых ею людей. И, следовательно, даже в этом решении, она идет по пути самопожертвования. Соня понимает и осознает свой грех и именно поэтому идет по этому пути. Она принимает сознание своей греховности как крест, а жертву ради близких, как искупление. В наших глазах падение Сонечки предстает как подвиг, но парадокс заключается в том, что сама героиня самоопределяется прямо противоположно. Она полный антипод Раскольникова, который грешит и понимает свой реальный грех, как подвиг. Именно поэтому он не понимает Соню и почему, несмотря на все мучения, она остается спокойна сердцем и верна себе.
Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
Задумывая «Анну Каренину» Л.Н. Толстой сообщил жене, что ему представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины. Как мы знаем, впоследствии, этот роман станет одним из самых известных и любимых, не только в России, но и во всем мире, и многие литературоведы будут пытаться объяснить, почему эта книга, даже спустя 200 лет не оставляет читателей равнодушными. Нам кажется, что главная причина кроется в том, что Толстой удачно подобрал главную героиню. Анна Каренина, образ противоречивой, но искренней женщины, совершенно запутавшейся в собственной жизни, вобравшей целую галерею характеров и судеб, типичных для конца XIX века людей, живущих по законам света, вопреки своей природе.
Перейдем же непосредственно к анализу образа Анны Карениной. Впервые встретившись с ней в романе, мы понимаем, что она обычная светская дама, ничем не отличающаяся от других, однако, в глазах ее Вронский замечает «сдержанную оживленность». От природы Анна одаренная энергичным, чувственным характером (это мы можем заметить и по другим деталям портрета: «пружинящая походка», «блестящие глаза», «румяные губы»), однако, будучи замужем за Карениным, посещая кружок Лидии Ивановны, она нигде не находит той искренности, нежности, ласки, которая ей так необходима. Чуткая Долли замечает, что в ей не понравился дом Карениных, так как в нем было «что-то фальшивое», и конечно, Анна тоже это чувствовала. Поэтому единственным существом, которое она безмерно любит, и ради которого она живет, становится ее сын, Сережа. Расставшись с ним, Анна очень скучает. Она и сама ведет себя несколько по-детски: легко рассказывает графине Вронской о своих переживаниях, искренне сочувствует Долли, но также искренне говорит, что простила бы неверного мужа, легкомысленно танцует с Вронским на балу. Даже почувствовав симпатию к Вронскому, она пытается бороться с собой, надеясь, что это лишь мимолетное увлечение, и не понимая, насколько сильное, глубокое чувство зарождается в ее сердце.
В продолжение нескольких месяцев Анна пытается забыть Вронского, но все напрасно. Любовь навсегда объединяет двух героев, однако есть ли у них шанс на счастье? Вспомним, что оба героя принадлежат к великосветскому аристократическому кругу, в котором все обязаны следовать определенным правилам. Союз с замужней женщиной чрезвычайно выгоден для репутации, ведь в XIX веке, было принято волочится за прекрасными дамами. Даже мать Вронского радуется его успехам, и только спустя время понимает, что ее сын действительно полюбил Каренину. Свет одобрил бы и поведение Анны, если бы она пряталась и лгала, также как княгиня Бетси Тверская или баронесса Шильтон, но Каренина не намерена скрывать свою любовь. Ее правдивая страстная натура не допускает обмана и тайн, (вспомним, как она мучительно-фальшиво наигрывает усталость и непонимание когда муж пытается допросить ее после вечера у княгини Тверской). Анна не смогла бы вести двойную жизнь, поэтому ей приходится делать сложный выбор. И сделав этот выбор, Каренина до последнего верит, что поступает правильно. Она хочет развестись с мужем, выйти замуж за Вронского, и даже отказывается от общения с обожаемым сыном, ради осуществления своей мечты. Ведь именно так, по ее мнению, должна поступить приличная женщина, если уж ей случилось полюбить изменить мужу. Но совершенно иному нравственному закону следуют в высшем свете. «…все ложь, все обман, все зло», – восклицает Анна перед смертью, и это весьма точное высказывание. Фальшь и лицемерие приняты в светском обществе: Стива переживает, что не сумел скрыть от жены измену, Алексей Каренин, которому нет дела до «вопросов совести», руководствуясь мнимыми представлениями о добродетели, не дает Анне развод, Лидия Ивановна, кажется любившая Анну раньше, начинает презирать ее, и заставляет Алексея Александровича соврать Сереже, будто его мать умерла. Эти герои и многие другие (Стива в числе прочих, так как не будь Анна его сестрой, он бы придерживался такого же мнения, какого придерживается большинство, так его понятие о нравственности также подчинено законам высшего света) осуждают Анну, чей грех весьма незначителен в сравнении с их грехами.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь Анны была загублена не столько из-за того, что она жена и мать, сколько из-за отсутствия у этой женщины нравственной опоры. Все обернулось против Анны: общественное мнение, религия, закон. Из великосветской дамы, он превратилась в бесправное, всеми порицаемое существо, недостойное того, чтобы находится в «приличном обществе». В то же время Вронский, овеянный скандальной славой, становится желанным гостем в высшем свете. Ему рады везде: на балах, в театре, а особенно в домах, где имеются молоденькие девушки, ведь он офицер, блестяще образован, и умеет вести себя в обществе. Да и сам граф любит находиться в свете и не может отказать себе в этом, он пытается занять себя рисованием, однако многолетние привычки дают о себе знать. Невозможность выезжать вместе с Анной тревожит его, но желание общаться с людьми своего круга пересиливает и он начинает выезжать один, Анна верно подмечает, что она «камень на его шее», однако причина не в том, что он любит другую женщину, а в том, что любовь к Анне мешает ему предаваться обычным удовольствиям. Каренина не понимает этого, потеряв все, она живет только ради Вронского, всецело отдается ему и требует взаимности. Вронский же не может отдать ей всю свою жизнь, так как он не утратил прежних связей. Вследствие недопонимания, у героев назревают все новые и новые скандалы, зачинщицей которых, чаще всего, становится Анна. В итоге, героиня и в отношениях с Вронским начинает чувствовать себя виноватой. Это становится последней каплей: Анна решает покончить с собой.
Подробно изучив судьбу Анны Карениной, мы можем, наконец, попытаться ответить на вопросы, которыми, задаются все читатели: Виновата ли Анна Каренина? Справедливо ли осуждать ее поступок? Чем его можно оправдать? Нам кажется, что Л.Н. Толстому удалось Анну «жалкой, но не виноватой». Согласимся, что поступок Анны нельзя оправдать порывом сильных чувств. Героиня бросает своего маленького сына, отказываясь от главной, священной обязанности женщины: воспитывать детей. Этого страшного преступления, конечно, нельзя оправдать, его не прощает героине даже сам писатель, который считал, что главное дело любой женщины – забота о детях. Однако за свой грех Анна платит сполна. Чувство вины постоянно мучает ее, отравляя ее счастливую жизнь. Если бы не было в Анне нравственности, не было бы этих страшных мук совести, то и не было бы никакой трагедии в романе. Анна не аморальная женщина, она именно женщина «потерявшая себя», обреченная на безумную любовь, она не в силах сопротивляться ей, выполнять свой долг. В этом смысле, антиподом Анны становится жена ее брата – Долли Облонская. Ее жизнь являет собой подвиг: она прощает мужу бесконечные измены и огромные траты, живя лишь ради обожаемых детей. Долли своеобразный укор для Анны, ведь она является идеалом верной супруги и любящей матери. Но, несмотря на свою праведную жизнь, Долли так же несчастна, как и Анна.
Чувство вины мучает Анну Каренину, она остро ощущают насколько зол и лжив окружающий мир и не хочет мириться с этим. В меру своих сил, она пытается бороться с тем, что кажется неправильным. Однако Анна не вполне осознает это, находясь во власти любви, она внутренне ощущает, что общественная мораль устарела, что не справедливо судить за то, что она совершила. «Мне главное надо чувствовать, что я не виноват», – говорит один из героев романа, Константин Левин. И это также очень важно для Анны. Ведь чувствовать себя «не виноватой» ‑ это значит, быть уверенной в своих чувствах и поступках, несмотря на мнение света. Другими словами, для героя, даже в борьбе со злом, важно поступать по совести. Каренина же, сама того не замечая, решается пойти на сделку со своей совестью, ради обретения нового счастья, новой жизни она жертвует сыном. Ее связывают не столько узы брака, сколько личные привязанности и убеждения, отказаться от которых она не может. Сделка с совестью, становится для Анны невыносимой, так как она человек с глубокой нравственной природой.
Итак, рассмотрев подробнее историю жизни Анны Карениной, мы смогли оправдать многие из ее поступков. Несомненно, «невиновность» Анны как героини – заслуга Л.Н.Толстого, который очень тонко передал психологию этой женщины. Образ «потерявшей себя» женщины использовался автором для того, чтобы передать характер времени, сделав акцент на социальных проблемах рубежа веков. Анна Каренина, в отличие от своей «предшественницы», Сонечки Мармеладовой, несет в себе все больше противоречий. В ней нет ни искренней веры в бога, ни добродетельной всепоглощающей любви, она не приносит себя в жертву. Анна Каренина – обычная женщина, способная на ненависть, ревность, предательство, осуждение. Однако, несмотря на это, в конце романа, она из грешницы превращается в мученицу, искупая свои грехи чистым и искренним раскаянием. И мы сострадаем ей, видя в ней простую земную женщину, запутавшуюся в своих чувствах, раздавленную светским презрением, вспыльчивую, но пытавшуюся бороться за свое личное представление о том, что есть мораль и что есть счастье.
Повесть Л.Н. Толстого «Крейцерова соната»
Рассмотрим произведение Л.Н Толстого – «Крейцерову сонату», она была написана несколько позже «Анны Карениной». Еще до публикации эта повесть стала предметом противоречивой дискуссии, ведь проблема, поднятая Л.Н. Толстым в произведении, была чрезвычайно острой, актуальной. К тому же провокационная точка зрения Толстого на вопросы семьи и брака вызвала бурный интерес у читателей.
Главный герой повести – Позднышев, на первых же страницах объявивший, что он убил собственную жену, впоследствии, выступает в роли проповедника нравственности и целомудрия. Такое странное, противоречивое сочетание, Л.Н. Толстой вновь оправдывает неправильным устройством общества. По его мнению, (из послесловия ясно, что идеи Позднышева, поддерживает и сам автор) брак — это противоестественный союз, принуждающий двух людей к половому общению во имя «сохранения рода человеческого», настоящая же, добродетельная, христианская любовь, исключает физический контакт, и основывается на соединении душ. Позднышев, доказывая свою теорию, говорит о том, что в отношениях мужчины и женщины слишком много лжи, фальши, разврата. А значит, сочетаясь браком, потому что так принято в обществе, супруги с самого начала врут, что их союз основан на «чистой любви», совершая грех, и затем, всю жизнь ненавидят себя за это.
В «Крейцеровой сонате» Л.Н.Толстой вновь противопоставляет эгоистичную любовь семейной любви, как и в романе «Анна Каренина». С самого начала Позднышев не питает к своей жене тех возвышенных, искренних чувств, которые следует питать к жене. Он женится не на человеке, а на «красивом джерси», на внешности, которая пленяет его в один из вечеров. Отсутствие взаимопонимания становится причиной постоянных семейных скандалов, при этом герои ведут себя очень эмоционально, однако никогда не говорят напрямую, о проблемах, которые волнуют их обоих. Ситуация усугубляется, когда жена Позднышева перестает рожать детей, она становится полнее, здоровее, красивее, начинает привлекать внимание других мужчин. Брак, казавшийся Позднышеву спасением от развратной жизни или, по крайней мере, достойным прикрытием, чтобы не подозреваться в развращенности, начинает разваливаться из-за необоснованной ревности Позднышева. Он знаком с общественными механизмами соблазнения, ему известно, что таят в себе невинные реплики и случайные взгляды, будь он менее опытен и внимателен, быть может, мимолетное увлечение жены не обернулось бы трагедией. Но наш герой, еще в юности столкнувшийся с развратом, не может перенести даже мысли о том, что девушка, которую он избрал для создания «чистого» союза, может быть так же как он подвержена пагубному воздействию внешних сил.
Позднышев пытается обернуть все события так, чтобы утвердить свою главную идею – идею абсолютного целомудрия, вспомним его высказывание о том, что человечество достигнет идеала лишь тогда, когда вымрет. Однако он не дает своей жене возможности показать свою внутреннюю силу, его терпение кончается раньше, чем бедная женщина начинает осознавать неоднозначность своих отношений с музыкантом. Позднышев, в больном сознании которого, уже нарисована кошмарная картина измены, мгновенно признает свою жену виновной и «казнит» ее. Отсутствие духовной близости, разлад между супругами, неконтролируемая вспышка гнева героя – все это следствия поступков его безнравственной юности, обличающие его безобразную, неспособную любить натуру.
Позднышев связан со своей женой лишь формальными отношениями, что вынуждает его постоянно обманывать и тайно ненавидеть её. Тема лжи и предательства прослеживается в повести с самого начала, Позднышев обвиняет старшее поколение в неправильном воспитании детей. По его мнению, развращение происходит именно в семье, причем считается делом вполне благопристойным: заботливые отцы приводят своих сыновей в публичные дома, а добросердечные матери учат дочерей-невест наряжаться так, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры, сделаться соблазнительнее. Таким образом, растление души, начавшееся с детского возраста, в конце концов, приводит к тому, что безнравственный человек, не знающий добродетельной любви, создает собственную семью, в которой продолжает плодить пороки. Именно такая закономерность страшит Л.Н.Толстого, ведь появление целого поколения людей, не имеющих твердой, непреложной системы нравственных норм, не умеющих взаимодействовать между собой в рамках этих норм, ведет к постепенному вымиранию рода человеческого.
Заключение.
Зарождение и развитие социального конфликта во второй половине XIX века во многом определялось тем, что это была эпоха духовного кризиса русского общества. Традиционные понятия о мире и человеке разрушались, формировалось новое буржуазное общество. Рационализация сознания способствовала уменьшению значимости духовных и нравственных ценностей, потере веры. И одним из главных признаков падения нравов в обществе – является возникновение и процветание проституции. Одобрение публичных домов государством – явный показатель низкого уровня духовности, морали и добродетели. Такие писатели, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и А.И. Куприн, гении русской литературы, истории и философии, не могли не поднять тему «падших женщин» в своих произведениях. Каждый из них воспринимал проблему проституции, как проблему социальную и духовную. Именно поэтому Сонечка Мармеладова Достоевского является образом «святой грешницы», которая не по своей воле идет по желтому билету, а из-за отсутствия работы и денег, идет по желтому билету, при этом, не теряя чистоты души и сердца. Затем Л. Н. Толстой создает Анну Каренину, которая из-за норм, принятых в обществе выходит замуж не по любви, и, будучи несчастной в браке, встречает Вронского, влюбляется в него и изменяет мужу, но в итоге, не выдерживая осуждения общества и собственных душевных терзаний, кончает с собой. А в завершение А.И. Куприн открывает перед нами целый греховный реалистичный мир, в котором живут публичные женщины, выражая в нем весь общественный и духовный упадок. Проблема «падших женщин» была актуальна, как и в XIX веке, так и сейчас. В современном мире, материальные ценности превалируют над духовными и одним из признаков этого является так же, как и в XIX веке, процветание проституции. В XXI веке мы наблюдаем проституцию в совершенно свободном доступе, сталкиваемся с развратом практически каждый день, и считаем это нормальным, так, как в современной обществе и литературе проблема проституции не поднимается должным образом и не рассматривается, как проблема падения нравов.
Список литературы.
Ф.М. Достоевский: Преступление и наказание.
Б. Тихомиров: Лазарь, выйди вон!
Э.Г.Бабаев: Комментарий к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
В.В.Набоков: Лекции по русской литературе.
Л.Н.Толстой: Анна Каренина.
Л.Н. Толстой: Крейцерова соната
Л.Н. Толстой: Послесловие к «Крейцеровой сонате».
Н.С. Лесков: По поводу «Крейцеровой сонаты».
В.И. Ленин: Л.Н. Толстой как зеркало русской революции.
Н.С. Лесков: Леди Макбет Мценского уезда
В.Зеленский: Критическая литература о Толстом
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, том II