ВВЕДЕНИЕ
21 век - век глобализации и высоких технологий. Поэтому тема моего проекта «Социальные сети: вред или польза?» выбрана не случайно. Главная из причин - актуальность данной проблемы. Действительно, современный мир уже сложно представить без таких изобретений, как Интернет и социальные сети. Люди тратят уйму времени, проводя его в виртуальной реальности.
Актуальность: в современном мире все большую популярность набирает виртуальное общение, но мало кто понимает или задумывается над тем, каковы основные причины виртуального общения людей в сети сегодня? Люди в сети знакомятся и даже влюбляются друг в друга. Но с чем это связанно? Почему более удобно для многих стало именно общение в Интернете на сайтах знакомств и в социальных сетях. Как это объяснить с точки зрения психологии? Может быть, что люди вскоре вообще перестанут общаться в реальной жизни, и виртуальная реальность заменит им все? Каковы основные причины такой сегодняшней действительности? Один из наиболее актуальных вопросов, как именно влияют социальные сети на язык людей? Именно данной теме и посвящена работа.
Цель исследования: ознакомление с доступными сетями, выявление влияния социальных сетей на структуру родного языка и разработка рекомендаций по наиболее эффективному и безопасному использованию социальных сетей для общения.
Задачи исследования:
изучить историю создания сетевых сообществ;
подготовить и провести исследование среди обучающихся школы;
проанализировать и обобщить результаты исследования.
разработать буклет «Информационная безопасность».
Объект исследования: социальные сети.
Предмет исследования: влияние социальных сетей на язык.
Гипотеза: в настоящее время социальные сети оказывают огромное влияние на структуру языка, порождают все больше жаргонизмов, поощряют неграмотность.
Глоссарий:
Интернет-сленг - жаргон, используемый при общении через компьютерные сети. На данный момент точного определения данного понятия сформулировать невозможно, из-за того, что сетевой сленг постоянно меняется, как и его тенденции.
«Олбанский язык» - распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед, зайчег, креведко и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов.
Мем - единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.
Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЯЗЫК
Понятие социальной сети
Социальная сеть — онлайн - платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.
Некоторые считают, что социальные сети - это величайший прорыв в век информации, а некоторые утверждают, что они являются великим злом, заменяющим всё настоящее временной иллюзией, обесценивающим всё дорогое в нашей жизни. [1]
Подвиды:
Социальные закладки (англ. social bookmarking).
Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов.
Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами.
Социальные каталоги (англ. social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей.
Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п.
Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов.
Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.
Специализированные социальные сети. Объединяют людей по определённым критериям, например:
возраст;
пол;
вероисповедание;
определённые увлечения и т. д.).
Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей.
Корпоративные социальные сети решают задачи организации и сопровождения деятельности компании и являются сервисами для совместной работы с документами.
Основные принципы социальной сети: [2]
1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.)
2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
История социальных сетей
Немногие знают, что понятие «социальная сеть» появилось в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. Тогда это явление не имело ничего общего с интернетом и толковалось так:
Если говорить простым языком, то социальная сеть — это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи.
С появлением интернета (1969 г.) научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.[4]
Появление современных блогов, социальных сетей и интернета предвидел русский писатель и философ Владимир Федорович Одоевский еще в 1835 г. В это время он закончил писать свой утопический роман «4338-й год». Мир, описанный автором, в некотором роде напоминает XXI в.: «…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом». Также Одоевский рассказывает о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства; ими заменяется обыкновенная переписка… Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости».
Стоит отметить, что Владимир Федорович недалеко ушел от реальности. Однако о социальных сетях, блогах и интернете тогда он, конечно, не мог знать.
Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными для передачи информации.
Спустя 17 лет, в 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» — ретранслируемый интернет-чат — и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени.
Виртуальное общение
Люди, не имеющие навыков общения в реальной жизни, проводят много времени в сети с целью получения коммуникационного опыта. Это больше похоже на имитацию общения. Получается, что главные причины виртуального общения людей в сети связаны с тем, что в реальной жизни у них просто не выработаны такие навыки. [6]
Выражение эмоций затруднено. Они заменяются большим количеством смайликов, но все эмоциональные реакции в смайликах не отражаются. Тем более, каждый человек истолковывает их по-разному.
Образ сетевого собеседника достраивается, поэтому возникает вероятность идеализации этого образа. Таким образом, виртуальному собеседнику приписываются желаемые характеристики личности, какие на самом деле, быть может, в этом человеке отсутствуют. Самые романтические причины виртуального общения людей в сети заключаются в том, что всем приятно идеализировать образ своих желаний, а реальность вносит суровые коррективы. Поэтому начав общаться в Интернете, уже не хочется переходить в реал.
Виртуальное общение можно держать под контролем. Можно отредактировать сообщение, обдумывая его и удаляя лишнюю информацию. Это кажется комфортным и спокойным. Такая иллюзия безопасности приводит к тому, что общение в сети выбирается взамен реального общения.
В сети возникает ощущение того, что есть множество людей, желающих услышать любого. Это важно для людей, которые испытывают дефицит искреннего и заинтересованного общения в реальности.
Неизведанные просторы общения в сети манят. Но злоупотреблять ими не стоит, иначе происходят парадоксальные ситуации. К примеру, когда родные люди сидят в разных уголках одной квартиры и общаются друг с другом через интернет. Не будет способствовать такая форма общения ни душевному сближению, ни приобретению коммуникативных навыков.
Важно также помнить о том, что реальная жизнь существует за границами включенного компьютера. [7]
Изменения в русском языке, которые возникают под влиянием социальных сетей
“Ты в инсте посмотри, я репостнул, лайкнуть не забудь!” – привычная фраза, ставшая частью ежедневного общения современных людей.
Вы задумывались, как Интернет влияет на язык? Почему шутки, фразы и даже отдельные слова из Интернета давно перекочевали в ежедневное общение? На виртуальных просторах используется свой особенный набор фраз, свои способы подачи информации, свой юмор и манера общения. Это англоязычные слова, жаргонные и гибридные выражения, придуманные неизвестными “аффторами” своеобразные фразы. Сложно не обратить внимания, что интернет откладывает свой отпечаток на устную и письменную речь современного человека. В результате чего слова русского языка употребляются не по правилам, мы забываем пунктуацию, культура общения уходит на второй план.
Язык и речь в Интернете и повседневном общении все больше сближаются – это естественная и неминуемая тенденция развития языка в эпоху развития всемирной Сети. [8]
На первый взгляд нет ничего плохого в том, что пользователи интернета внедряют в обиход новую терминологию. Проблема заключается в том, что они переносят ее из виртуального мира в реальную жизнь, заменяя грамотную речь потоком сокращений, англицизмов и интернет-сленга.
Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нельзя недооценивать влияние интернета на язык. С тех пор, как интернет-сленг вошел в наш обиход, возник ряд проблем.
1. Сетевой язык трансформируется в новый стиль общения.
Влияние интернета на речь несложно заметить. Он изобретает новые фразы с небывалой скоростью. Слова «лайкнуть», «загуглить», «аватар» – далеко не полный перечень терминов, который использует современная молодежь и вне интернета. Все мы каждый день что-то “качаем”, где-то “сёрфим” и кого-то “баним”. Надо ли говорить про постоянный “спам на почте”? [10]
2. Низачот: снижение уровня грамотности.
Старшее поколение общалось посредством писем, составляло грамотные тексты, стремилось к красоте языка. Современная молодежь максимально упрощает свою жизнь короткими переписками, использованием простых терминов в обиходе. Интернет-пользователи делают все быстро. На грамматику, пунктуацию и орфографию нет времени. В результате мы регулярно наталкиваемся на сплошные полотна текста, расшифровать которые порой не под силу даже самому “аффтору”. Это сообщения без заглавных букв и знаков препинания. Ошибки в словах и непонятные сокращения – также норма. Молодые люди привыкают к такому стилю. Но на психологическом уровне такое общение наносит серьезный урон грамотности живого общения. Ведь если 10 раз человек видит неправильное написание слова, именно оно отложится на подкорке подсознания. Все это становится причиной безграмотности в современном обществе.
3. Глобальность.
Влияние интернета на русский язык очевидно. Но проблема усугубляется тем, что интернет сленг встречается не только в Сети. Поскольку все мы – пользователи интернета и соцсетей, эта терминология успела просочиться и в печатные издания, на радио и телевидение.
4. Интернет-ресурсы – законодатели мод.
Благодаря социальным сетям и форумам в наш словесный обиход входят новые слова. Название поисковой системы дало название термину «загуглить». В социальной сети Facebook (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) зародилось слово «лайкать». [9]
5. Не придумывай нового?
То, как интернет влияет на язык, мы можем заметить и по новым технологиям. Инновации и разработки приходят с Запада, а на отечественном рынке словесного обозначения для новой разработки не ищут. Русские специалисты используют оригинальные названия. Вместе с инновациями мы получаем и новую терминологию.
6. Мб в пт встретимся? Сокращай и властвуй.
Влияние интернета на язык связано с процессом сокращения сложных терминов. Например, словосочетание «материнская плата» стали заменять простым словом «мамка». «Накопитель на лазерных дисках» или CD-ROM Drive проще назвать «сидюком». Но тут речь идет не только о профессиональной терминологии. В наш век отсутствия времени, мы стремимся к тому, чтобы максимально все упростить. Касается это и разговорных фраз. Например, набор слов «как мне кажется» стали заменять «кмк», личное мнение выражается аббревиатурой “ИМХО” и т.д. [4]
7. “Американство” в массы.
“Пользователей” сайта сейчас мало, в основном “юзеры”, а еще никто не живет в реальном времени, все находятся “онлайн”. Влияние интернета на речь усиливается и за счет широкого распространения игр в Сети. Англицизмы присутствуют даже в русскоязычных версиях. Так они и запоминаются пользователю.
8. Влияние интернета на русский язык или как возникают гибридные языки
Влияние интернета на речь прослеживается и благодаря гибридным словам. Распространяется тенденция к смешиванию английских фраз с русскими словами. Желание выделиться, изобрести что-то новое толкает пользователей на изобретение совершенно новых фраз. Такие термины набирают популярность, прочно укореняются в разговорной речи. Так проявляется влияние интернета на язык.
9. Игра в ошибки
Намеренное написание фраз с ошибками, вроде “я все понил” или “какдила” – характерная черта интернет-общения. Пока еще речь не идет о безграмотности таких собеседников. Это, скорее, игра. При таком способе общения, совершая грубые ошибки в элементарных словах, человек самовыражается, подсознательно бросая вызов общепринятым нормам общения. [7]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, социальные сети, несомненно, влияют на язык. И это влияние, к сожалению, чаще носит отрицательный характер.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЯЗЫК И РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Анкетирование. Влияние социальных сетей на речь школьников
Я провела анкетирование на тему: «Влияние социальных сетей на язык школьников», где я хотела бы узнать, как изменилась речь обучающихся с приходом в их жизнь социальных сетей.
Было проведено исследование особенностей функционирования интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Рассмотрев примеры из языка интернет-сообщений на фонетическом уровне, можно сделать вывод, что процессы, идущие в устной литературной речи, в интернет-языке закреплены в письменности. Наблюдается тенденция к сокращению слов, в языке интернет-сообщений наблюдается растягивание ударных гласных, также мы видим включение в русский текст фрагмента на иностранном языке.
Проанализировав примеры из словаря сокращений, используемых в языке Интернет-сообщений на уровне лексики, можно утверждать, что темп современной жизни настолько высок, что люди передают друг другу большое количество информации и, чтобы делать это быстрее, используют сокращения, но при этом стараются не утратить смысл своего высказывания. Такие сокращения сможет понять не каждый: они понятны только пользователям социальных сетей.
Если литературные предложения осложнены, развернуты, эмоционально окрашены, в них используются инверсии, то предложения из языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, звучат примитивно и грубо, хотя и очень эмоционально. Таким образом, обеднение синтаксиса приводит к обеднению речи, а речь связана с мышлением, значит, и мышление человека совсем не развивается.
Таким образом, я отметила тенденцию к сокращению слов, которая проявляется в языке Интернет-сообщений абсолютно на всех языковых уровнях, что отрицательно влияет на практическую грамотность подростков.
К явлениям, не менее уникальным в коммуникативной среде, ставшим неотъемлемым компонентом социального бытия современного человека, относится и SMS-общение. Лингвисты не перестают удивляться, как быстро меняется разговорная и письменная речь. Без словаря и минимального знания сленга трудно разобрать элементарное SMS-сообщение. Буквы заменяют цифрами, настроение выражают всё теми же (как и в Интернете) «смайликами». У SMS языка есть много общего с Интернет-сленгом, так как в чатах глобальной сети зародилась своеобразная «скоропись» и небрежная манера сокращений. Конечно, слово «тя» вместо «тебя» или «ща» вместо «сейчас» у многих людей, трепетно относящихся к чистоте русского языка, может вызвать культурный шок. Но, с другой стороны, большая часть сокращений в SMS вынужденная: услуга платная. Слова зашифровываются до неузнаваемости. Отличительная особенность SMS-языка – полное отсутствие правил. Знаки препинания отсутствуют, они стали деталями для «смайликов», непроизносимые и удвоенные согласные исчезли, некоторые слоги заменились цифрами. «4» читается как «че» или «ч». По большому счёту, SMS-сленг – это прямая передача речи на письме: говорица, думаеца, слышица; сдесь, харашо. И в результате таким образом будут писать дети и на уроках русского языка.
Я проанализировала небольшую переписку в интернете. (Приложение 1). Этот анализ не внушает никаких радостных чувств: отсутствие пунктуации, множество орфографических ошибок, множество сокращений и т.д. Положительного пока трудно увидеть, а точнее, ничего положительного нет. Но молодёжь такой способ общения всё больше и больше привлекает. Очевидно, что нужно искать социальные причины этого явления. И если чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет и создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области. Я думаю, что язык чатов - это область лингвистических исследований в будущем. Хочется в этом смысле вспомнить слова С.А. Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Кто знает, а может, именно с чатов начнётся массовое увлечение грамотностью, стремление возродить «богатый и могучий» русский язык?
Чтобы узнать отношение подростков к данной проблеме, мной был проведен опрос пользователей сети Интернет. Учащимся 6-9 классов были предложены разные вопросы. Исходя из результатов проведенного опроса, я пришла к следующим выводам:
-учащиеся больше общаются в жизни, нежели в социальных сетях - 68% из 100% (Приложение 2).
- 48% опрошенных при общении в социальных сетях стараются придерживаться норм русского языка, но при этом используют смайлы - 90%, графические сокращения или замену слов - 73% (Приложение 3).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.
- 22% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса (Приложение 4).
- на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность»? ответили «да» - 55%, и 45% «нет» (Приложение 5).
Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается).
Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так: «Нет, потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»; «Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»; «Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет».
Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность. Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
2.2. Буклет «Безопасное общение в сети»
Учитывая актуальность темы безопасности в сети, я решила разработать и распечатать буклет-памятку. Я убеждена, что он будет полезен для уроков русского языка, информатики и классных часов и пригодится школьникам.
В буклете я осветила следующие аспекты:
1. Понятие информационной безопасности;
2. Основные правила общения в сети;
3. Правила безопасного поведения в сети.
Пользуйтесь, пожалуйста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведённой мною работы показали, что главными языковыми проблемами в результате использования социальных сетей являются: употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение орфографии и пунктуации, использование словарных сокращений, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации.
Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций. К сожалению, большинство подростков и старших школьников, нарушая нормы русского языка при общении в сетях, привыкают к неправильной речи и начинают использовать Интернет-язык не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они.
Хотя в устной речи и звучат словечки из сленгового Интернет-общения, меня радует тот факт, что в письменной речи у учеников старших классов их становится всё меньше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. - №11. - с.63-67.
Домбровский В., Ломтев И., Городбин А. Проект «Мы в интернет-безопасности» // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С.;
Информационная культура: Учебное пособие для средней школы. Часть 2/ Т. А. Матвеева, А. Г.;
Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ, 2005.
Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие//Ведомости, 14.12.2006, № 236(1763).
Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон. // Русская речь - 2007. - №3 - с.184.
Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: АйрисПресс, 2002.
Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с., ил.;
Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты.
Шадрин, С. Н. Лапшина – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2007. – 416 с.;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Примеры переписок подростков из глобальной сети Интернет
Приложение 2. Результаты анкетирования. Ответ на вопрос: «Где вы чаще всего общаетесь»?
Приложение 3. Влияние, оказываемое социальными сетями на речь подростков
Приложение 4. Результаты анкетирования. Ответ на вопрос: «Можете ли вы отказаться от смайлов и аббревиатур при общении в социальных сетях»?
Приложение 5. Результаты анкетирования. Ответ на вопрос: «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность»?
Приложение 6. Примеры компьютерного сленга
Ауф — кайф, круто. Этот возглас используют для выражения самых разных эмоций — восхищения, одобрения, разочарования, грусти, дело только в интонации. Скажите ему это вместо тысячи слов, когда он без напоминания уберёт свою комнату. Байтить — провоцировать. Происходит от to bite — укусить. Когда он снова будет вам дерзить, охладите его веским: «Хорош меня байтить». Буллинг — травля, от английского bullying (издевательство). По смыслу похоже на русскую «дедовщину», но не только в отношении «старший — младший», а при любом отличии одного человека от другого или от группы. Вайб — атмосфера, настроение. Англицизм-калька слова vibe (вибрация), сначала так стали говорить эзотерики о позитивных вибрациях, а затем слово перекочевало к молодёжи. Например, «он своим появлением сломал вайб» — испортил общую атмосферу в компании. Варик — вариант. Простое сокращение, которое мы узнаём и в словах «мультик», «кондер», «комп». Войсить — записывать голосовые сообщения, от англ. voice (голос). Относится к любым аудиосообщениям в соцсетях и мессенджерах. Задонатить — пожертвовать, от английского donate (пожертвование). Означает пополнение своего мобильного счёта, оплату подписки на какой-то сервис, покупку чего-либо в компьютерных играх. Иногда используется для обозначения любой покупки. Производное — донат (оплата). Зашквар — что-то позорное, ощущение стыда за поступок. У слова не самая приятная история, на тюремном жаргоне «зашквариться» — сделать что-то неправильное, «запачкаться», понизить свой статус. Если он говорит вам, что у него зашкварная одежда, то он показывает, что ему стыдно в этом ходить. А заодно намекает, что вы должны задонатить на новый прикид и др. |
Приложение 7. Буклет «Информационная безопасность»