Тема детства в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема детства в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Адзинова С.М. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Кочубеевское Ставропольского края
Джалилова И.В. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Кочубеевское Ставропольского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Художественная концепция детства в отечественной литературе

Цель: исследовать развитие темы детства в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Задачи:

изучить формирование темы детства в русской классической литературе;

исследовать мир глазами ребенка в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно волновало отечественных писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, А.М. Горький, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин, М.И. Цветаева.

Тема детства занимала русских писателей не только ХIХ в., но и ХХ и ХХI вв. В начале ХХ в. ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова.

Основная часть

2.1. Актуальность работы, объект исследования, практическая значимость

Тема детства в русской литературе является одной из ключевых. Это отражается и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается тема детства. Особенно интересно рассмотреть развитие этой темы в современной литературе в сравнении с широко известными произведениями классической литературы. Этим определяется актуальностьтемы данной работы.

Объектисследования - повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом".

Предметисследования - идеи, составляющие тему детства в данном произведении, и художественные способы их реализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано как на уроках внеклассного чтения по литературе, так и на уроках родной русской литературы.

2.2 Тема детства в отечественной литературе

Мы можем говорить о развитии темы детства в отечественной литературе с XVII и XVIII вв. Но в литературе классицизма детские образы не занимали важного места, т.к. это направление стремилось к изображению «образцового» в людях, а ребенок, являясь незрелой личностью, еще далек от образца. У сентименталистов и романтиков детство выглядит безмятежной порой счастья. В произведениях романтизма детство стали изображать как особенный, драгоценный мир, притягивающий взрослых своей глубиной и прелестью, непосредственностью и чистотой, которую утратили взрослые. Но при этом, как пишет литературовед И.С. Кон, «культ идеализированного детства не содержал в себе ни грана интереса к психологии подлинного ребенка». В первой половине XIX века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности». Сформировались каноны образа русского детства - изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка. Стоит отметить, повесть-сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1828) А. Погорельского, в которой автор показывает самоценность детского возраста, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла. Образ Алёши - главного героя повести - открывает целую галерею образов детей - в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в XX веке - А.Н. Толстого, М. Горького и многих других писателей. «Со времени опубликования «Черной курицы» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А. Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои поступки.

К концу XIX-началу ХХ века в литературе реализма в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно - капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Детство в этот период становится одной из ведущих тем литературы. Реалист М. Горький показывал, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» (1913-1914). Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения и другие писатели реалистического направления: А.С. Серафимович, А.И. Куприн, Л. Андреев. Одним из первых о проблемах детей-беспризорников написал С. Есенин (стихотворения «Папиросники» (1923) и «Русь бесприютная» (1924).

В середине 20 века поэты и писатели создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов. В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образ ребенка-мстителя и подростка-труженика тыла. Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами. Особенно ярким произведением стала повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…»

Детская тема представлена и в творчестве современных писателей (П. Санаева, Б. Акунина и др.).

2.3 Тема детства в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»

2.3.1. Автобиографическая основа повести

П. Санаев родился в 1969 году в Москве. Он известный российский писатель, сын актрисы Елены Санаевой, его отчимом был популярнейший советский артист и режиссер Ролан Быков. Однако в детстве, почти до 12 лет, Павел Санаев жил вместе с бабушкой и дедом. Это было очень тяжелое время, о нем он и рассказывает в книге «Похороните меня за плинтусом». Книга имеет автобиографическую основу, хотя многое в ней выдумано и преувеличено автором: «Моя повесть не абсолютная автобиография. Это литературное произведение на основе реальных событий моего детства». Книга была напечатана в 1996 году. В 2005 году автор был удостоен премии «Триумф-2005».

Повесть начинается так: «Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Под карликом-кровопийцей подразумевается Ролан Быков, который представлен в книге глазами своей тёщи. Однако именно он первым прочел отрывки рукописи (писать повесть Санаев начал еще в юности) и, одобрив, вдохновил Павла на продолжение. Ролан Антонович увидел в повести литературную ценность, творческое начало, а не просто автобиографические заметки, и именно ему посвятил свою книгу П. Санаев. Елена Санаева была полностью предана мужу (Р. Быкову). Она ездила с ним на съемки в разные города, заботилась о его здоровье. Ради него Елена даже рассталась с сыном Павлом, оставив его жить у бабушки с дедушкой. Свекровь тоже считала, что в ее квартире чужому ребенку не место (Санаева с мужем долго жили в квартире матери Р. Быкова). От разлуки с матерью мальчик сильно страдал, Е. Санаева не находила себе места. Были моменты, когда она возвращалась после встреч с сыном и очередного скандала с матерью (а эти скандалы стали уже неотъемлемой частью свиданий) и готова была броситься под поезд метро. Она ничего не могла поделать. Однажды Е. Санаева выкрала собственного сына. Тайком, выждав момент, когда мать вышла в магазин, она быстро увела ребенка с собой. Но сын сильно заболел, ему требовались особые лекарства и уход, а ей нужно было уезжать с Роланом Быковым на съемки. Павел вновь вернулся к бабушке. Актриса смогла вернуть сына только, когда ему исполнилось 11 лет. П. Санаев очень уважал Р. Быкова. Опубликовал свою книгу только после смерти дедушки и бабушки, хотя она была написана на несколько лет раньше.

2.3.2. Система персонажей в повести

Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, своем восприятии жизни. И всех персонажей мы видим глазами ребенка или уже повзрослевшего Саши.

Мама оставила Сашу жить у бабушки с дедушкой. Мальчик видит её только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши: «Вот они спокойно обсуждают уехавшего в Америку Бердичевского, и вот бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит, что проломит ей голову, а я плачу под столом и пытаюсь отскрести от пола пластилинового человечка, которого слепил к маминому приходу и которого они на бегу раздавили». Когда в семье конфликты и ссоры, больше всех страдает, конечно, ребенок. Саша тяжело переживает разлуку с мамой, их редкие встречи для него - праздник: «Редкие встречи с мамой были самыми радостными событиями в моей жизни. Только с мамой было мне весело и хорошо. Только она рассказывала то, что действительно было интересно слушать, и одна она дарила мне то, что действительно нравилось иметь. Бабушка с дедушкой покупали ненавистные колготки и фланелевые рубашки. Все игрушки, которые у меня были, подарила мама. Бабушка ругала ее за это и говорила, что все выбросит». Ребенок становится разменной монетой в отношениях матери и бабушки. Мать не может его забрать, а бабушка и не собирается его отдавать.

Безусловно, Саша любит свою маму. Он ласково называет её «моя Чумочка» и прямо говорит: «Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее». Для того чтобы изредка видеть маму, Саше приходилось изворачиваться, подстраиваться под бабушку, угождать ей. Но такое поведение Саши можно оправдать. И дальше он сам объясняет: «Бабушка была моей жизнью, мама - редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни – свои». Таким образом, ребёнок лишается настоящего детства. Саша не может быть всегда искренним, не может открыто выражать свои чувства, мысли, переживания. Мама - олицетворение доброты, ласки, счастья, радости. Любовь её к сыну - искренняя, тёплая, настоящая. Она всегда думает о том, чтобы рядом с нею сыночку было хорошо, уютно, весело, интересно. Но она не может противостоять бабушкиной злой воле и вырвать Сашу из этого ада - просто не умеет сделать этого, хотя видит, что мальчик страдает. Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути - бабушка.

Бабушка Саши - домашний деспот, тиран в семье, у неё очень тяжелый характер. Нина Антоновна постоянно чем-то недовольна, бранит всех и вся, во всех неудачах она винит окружающих, но только не себя. Своего любимого внука она называет «проклятая сволочь», «вонючая смердящая сволочь», «мразь», «скотина», «падаль», «кретин», «идиот», «тварь», «гад» и др., мужа – «гицель», дочь – «сволочь», «идиотка» и т.д. Ребенок постоянно слышит брань, для него подобная манера общения становится нормой. Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику. Маленькому Саше бабушка запрещает практически все: играть во дворе с друзьями, быстро бегать, есть мороженое и т.д. Бабушка совершенно искренне считала, что она поступает правильно, что мальчик болен, поэтому его нужно оберегать от всего. Такое воспитание травмировало его психику. «Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет что-то, чего не умею я. Так как не умел я ничего, поводов для зависти было много. Я не умел лазить по деревьям, играть в футбол, драться, плавать. Читая «Алису в стране чудес», я дошел до строк, где говорилось, что героиня умеет плавать, и от зависти мне стало душно. Я взял ручку и приписал перед словом «умеет» частицу «не». Дышать стало легче, но ненадолго - в тот же день по телевизору показали младенцев, умеющих плавать раньше, чем ходить. Я смотрел на них испепеляющим взглядом и втайне желал, чтоб ходить они так и не научились». Ребенок разрывается между мамой и бабушкой, он вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать.

Ребенок боится бабушку, даже ненавидит, но он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична: «…Это он по метрике матери своей сын. По любви - нет на свете человека, который любил бы его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я, когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась!.. Страх за него, как нить, тянется, где бы ни был, все чувствую… Он по двору один бегает, так это словно сердце мое там бегает, одно, беспризорное об землю топчется. Такая любовь наказания хуже, одна боль от неё, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить, Вера Петровна? Я ради него только глаза и открываю утром». Данный отрывок из разговора бабушки со своей знакомой как нельзя лучше характеризует ее отношение к внуку. Даже в отдельных фразах, брошенных вскользь, можно уследить тёплые чувства бабушки к своему внуку: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам», «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще».

Дедушка – еще один близкий Саше человек. Он артист, очень часто уезжает на гастроли, любит рыбалку. Однако он обладает слабым характером, поэтому терпит ругательства бабушки, во всем ей потакает. Саша своим непосредственным детским взглядом замечает все достоинства и недостатки деда, мальчик понимает, что искать поддержки у деда бесполезно, т.к. он почти никогда не возражает бабушке и безропотно сносит ее ругательства. Дедушка оказывается абсолютно равнодушным к ребёнку, он сосредоточен только на своих заботах.

Отчим в повести представлен как «карлик-кровопийца». Только так называла его бабушка. Мальчик слышал о нем всегда что-то плохое от бабушки, поэтому в воображении ребенка рисуется страшный образ, он начинает его бояться. Однако именно он первым прочел отрывки рукописи (писать повесть Санаев начал еще в юности) и, одобрив, вдохновил Павла на продолжение. Ролан Антонович увидел в повести литературную ценность, творческое начало, а не просто автобиографические заметки, и именно ему посвятил свою книгу П. Санаев.

Таким образом, мы понимаем, что самый главный и любимый человек в жизни Саши Савельева - его мама. Мальчик очень любит ее, страдает от разлуки с ней, мечтает видеть ее каждый день. У Саши одна мечта - жить с мамой. Однако жизнь ребенка полна разочарований, поэтому он уже почти не верит в осуществление своей мечты. Тогда у мальчика возникает странная идея - он думает, что хорошо бы было, чтобы, когда он умрет, его бы похоронили «за плинтусом» в квартире мамы: «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

2.3.3. Автор - повествователь и главный герой

Начинается повесть с небольшого вступления, из которого мы узнаём, от чьего лица будет идти повествование и с чего оно будет начато. Здесь мы наблюдаем, безусловно, детскую речь, но с отдельными фразами, которые явно заимствованы из лексикона бабушки: «Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой». И на протяжении всего произведения повествование от лица автора переплетается с рассказами главного героя. Например, в главе «Цемент» рассказ ведётся маленьким Сашей, но в нём нетрудно заметить небольшие вставки от автора-повествователя: «Почему я идиот, я знал уже тогда. У меня в мозгу сидел золотистый стафилококк. Он ел мой мозг и гадил туда». В главе «Парк культуры» наиболее чётко можно разделить автора и главного героя и отметить очень яркое проявление детского восприятия мира. Начинается глава с замечания автора: «Моя бабушка считала себя очень культурным человеком и часто мне об этом говорила… Я верил бабушке, но не мог понять, отчего, если она такой культурный человек, мы с ней ни разу не ходили в Парк культуры. Ведь там, думал я, наверняка куча культурных людей. Бабушка пообщается с ними, расскажет им про стафилококк, а я на аттракционах покатаюсь». Здесь очень ярко звучит явно не детская, а взрослая ирония. Следующие два небольших абзаца - это детские мечты об аттракционах. В них переданы волнения души ребёнка: желание покататься, зависть к пассажирам, восторг от «разноцветных сиденьиц…». Далее переданы впечатления Саши от того, что бабушка наконец-то согласилась пойти в парк: «Как же я радовался, когда бабушка согласилась!» Но в парке его ждет разочарование. Единственное, на что согласилась бабушка, - это мороженое и поход в игровые автоматы. Но, как мы видим дальше, и эта детская забава заканчивается для Саши неудачно - кончается время игры, а бабушка непреклонна.

Глава «Железноводск» начинается с того, как Саша повествует о том, что пошёл в первый класс. Несмотря на то, что повествование ведётся от лица ребёнка, мы всё же замечаем, что в нём звучит взрослая оценка всей ситуации и снова отчасти ироническая: «На год позже пойдешь», - говорила она. - Куда тебя сейчас, падаль, в школу. Там на переменах бегают такие битюги, что пол ходуном ходит. Убьют и не заметят. Окрепнешь немного, тогда пойдешь.» Бабушка была права. Через год, когда я пошел в школу, мне пришлось подивиться ее проницательности».

Таким образом, если проследить по всему тексту повести, то можно легко отметить моменты, где передано восприятие мира героем - маленьким Сашей, и отделить от них точки зрения, мысли, впечатления автора - взрослого человека.

3. Заключение

В результате проделанной работы можно сделать выводы о том, что тема детства является одной из центральных в творчестве русских писателей с XVIII в. по XXI в. Ребёнок воплощает добро, возвращает к высшим ценностям жизни, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры. Сходство позиций художников слова в оценке детства говорит нам о глубине понимания его как главного нравственного ориентира, точки опоры в судьбе отдельного человека и целого народа.

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» воплощает тему детства в современной литературе. Книга является автобиографической, писатель взял за основу свою собственную жизнь, свое детство у бабушки. Автор изображает окружающих ребенка людей, влияющих на его жизнь, формирующих его личность. В повести показан тяжёлый мир несчастного детства Саши Савельева, который представлен глазами ребёнка, но уже переосмысленный автором. Санаев сумел передать мысли, чувства, переживания мальчика, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией.

Жизнь маленького Саши без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ просто ужасна. Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство. Автор заставляет читателя задуматься о жизни, о взаимоотношениях близких людей, о доброте и любви.

Список использованной литературы

Бегак Б. Классики в стране детства. - М.: Детская литература, 1983. - 111 с.

Интервью с Павлом Санаевым // Ж. "Караван историй". 2003, №12

Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с.

Костюхина М.С. Русская детская повесть начала XIX века // Русская литература. - 1993. - №4. - С.86-93.

Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. - М.: Флинта-Наука, 2002. - 423 с.

Павлова Н.И. Образ детства - образ времени. - М.: Детская литература, 1990. - 143 с.

Санаев П. Похороните меня за плинтусом: роман / Павел Санаев. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 283 с.

Соболева М. Ролан Быков и Елена Санаева. "Тебя Бог выдумал и послал мне…" // Дарья. - №4. - 2010. - С.12 - 13.

Просмотров работы: 612