Все творчество, вся жизнь двух поэтов «золотого» и «серебряного» века –
М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой подводит к единому - предельной напряженности, самосожжению, распахнутости души, интуитивность которых вырабатывала энергию духовного сопротивления процессам, происходившим во времена их деятельности, а также общечеловеческих масштабов видения мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСА
В XXI веке проблема отрешенности настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев в своей работе «Философия свободного духа» счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования
Большинство жителей крупных городов чувствуют себя одинокими, люди осознанно замыкаются в своем внутреннем мире, а некоторые с виду общительные, деятельные люди на самом деле страдают от внутреннего чувства страха, зачастую за своей общительностью пряча этот страх остаться одинокими.
Зачастую одиночество возникает после разочарования, за разочарованием следует страх душевной боли, которую они снова могут испытать.
Художественная литература весьма богата описаниями переживаний отрешенности в поэзии М.Ю.Лермонтова, Б. Пастернака, А.Ахматовой и др. Исследователи часто говорят, что талантливый человек, при всей его открытости миру, обречен на одиночество, пройдя через ряд этапов отрешения, что становится образом его жизни.
Стремление к отрешенности называют чумой 20-го века. Тема отрешенности безбрежна в современной философской и социологической литературе и, разумеется, полностью осветить ее невозможно. У многих отрешенность ассоциируется с изоляцией человека. Однако это не так, ибо отрешенность - это субъективное, индивидуальное переживание. Многие люди могут чувствовать себя глубоко отрешенными в толпе, в семье и даже среди друзей. Вот как описывает свою отрешенность Юргис Балтрушайтис в одноименном стихотворении :
Среди людей, я средь – чужих
Мне в этом мире не до них,
Как им, в борьбе и шуме дня,
Нет в жизни дела до меня…
Человек, когда на него обрушивается тяга к отрешенности только в одном измерении, обычно способен жить с тем страданием, которое оно приносит. .
Отрешенность чаще является отрицательным состоянием ума. Уединённость чаще является положительным моментом. В отрешенности вы постоянно теряете других, а уединённость является состоянием ума, когда вы постоянно восторгаетесь в самом себе. Отрешенность - это страдание, уединённость - это блаженство.
Человек, который живёт в своей уединённости, часто все-таки будет привлекаться другим человеком со знаком плюс. А вот идущие на принципиальную отчужденность – это другое:
Когда встречаются два "Я",
То это праздник Бытия.
Когда встречаются два эго,
То это ночь средь бела - дня.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни поэт был одинок.
Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Не удивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
В своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный неповторимый лермонтовский мир.
Начинается подведение итогов пережитого: передается состояние души уже не романтической – печальной, тоскующей, а усталой, он ищет свежих сил и предчувствует близкий перелом.
А поэтический дар М. Цветаевой не только не отменяет писательского труда, но и обретает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.
Страстным душам Цветаевой и Лермонтова нигде нет умиротворения, поэтому многочисленные их стихи пронизаны мотивом одиночества.
Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Расцвет его творчества приходится на период мрачного десятилетия, поэтому неслучайно в его лирике звучат ноты разочарования, обреченности и тоскливого одиночества. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море:
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(«Белеет парус одинокий», 1832г.),
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
(«Листок», 1841г.),
и сосна, растущая на «севере диком»…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
(«На севере диком стоит одиноко», 1827г.)
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был замкнутым человеком.
Тема борьбы, неволи, узничества, тоски вливается в центральный мотив, приходящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества.
Например: «Утес», 1841г.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.
Одиноко он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Или в стихотворении «И скучно и грустно», 1840г.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!…что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы!
И только соприкасаясь с природой, поэт видит утешение, чуждое людским страстям.
Особенно возвышаются мотивы одиночества в поэме «Мцыри», где одинокий монах, живя в стороне от всех, не имея родных, близких, Родины, живет в дружбе с грозой, любуется природой, ищет уединения и живет мечтой о свободе.
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении "Дума".
В стихотворении "Благодарность" и "Нет, не тебя так пылко я люблю..." видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает "прошлое страданье и молодость погибшую свою".
Большое место в лирике поэта занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении "Родина" поэт говорит: "Люблю отчизну я, но странною любовью!" Он любит ту Россию, в которой были "дрожащие огни печальных деревень", "дымок спаленной жнивы", "на холме средь желтой нивы чету белеющих берез".
В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен" он раскрыл тему "малой Родины", изобразив имение Тарханы.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
- это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” - последняя капля в чаше его страданий.
Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Как и М. Ю. Лермонтов Марина Цветаева была одинока, а после смерти матери утвердилась в своём одиночестве, в попытке спрятаться от суровой действительности, уходит в мир книг, живя жизнью их героев. Особенной ее любовью пользовался Наполеон. Именно из–за Наполеона произошло столкновение с отцом. Иван Владимирович, войдя однажды в комнату дочери, увидел, что у нее в киоте вместо иконы висит портрет французского завоевателя. Будучи человеком верующим, он, естественно, потребовал прекратить бесчинство. Дочь в ответ, не умея иначе защитить своего кумира, схватила тяжелый подсвечник. Иван Владимирович тогда сказал: «Делай как хочешь. Только помни, что те, кто ни во что не верят, в тяжелую минуту кончают самоубийством» . Страшное пророчество, особенно если оно звучит из уст собственного отца.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков. В тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит ни времени, ни миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности: что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейшей – сер!… С этой безмерностью в мире мер?! Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. Поэтический дар Цветаевой очень многолик: вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, М. Цветаева, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Цветаева уже теряла надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи – как крик живой, но истерзанной души:
Отказываюсь – быть
В Бедламе – нелюдей,
Отказываюсь – жить
С волками площадей.
Гордая уверенность обернулась для нее полным неверием: «Мне в современности и будущем – места нет».
Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего выбрать правильного пути.
В глубокий час души и ночи,
Ничислящийся на часах,
Я отроку взглянула в очи
Нечислящиеся в ночах.
14 июль 1923г. («Час души»).
В огромном городе моем – ночь,
Из дома сонного иду прочь,
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно – ночь.
17 июля, 1916г.
Идите же! – мой голос нем,
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.
11 июля, 1913г.
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид.
8 декабря, 1913г.
Увлечение книгами, тоска, одиночество – все это способствовало рождению поэта. И это рождение состоялось в 1910 году. М.Цветаева выпустила сборник стихотворений «Вечерний альбом». В этой книге, где преобладают стихи на узко–бытовую тематику, узнается почерк зрелой Цветаевой. Так же, как и у Лермонтова в стихотворении «Молитва» мы находим главные приметы зрелого творчества поэта: все тот же максимализм, трагедийность, а также обостренное чувство смерти, восприятие жизни на грани яви и сна, предчувствие страданий, которых не избегнуть в будущем.
«Молитва» Марина Цветаева
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
В 1932 г. Марина Цветаева пишет: «Когда я с людьми, я несчастна: пуста, т.е. полна ими. Я выпита.» В 1935 г. она - в письме к Пастернаку: "Мне стыдно защищать перед тобой право человека на одиночество,. все стоющие были одиноки, а я самый маленький из них" .
А в декабре 1938 г. Анне Тесковой: "Я страшно одинока. Из всего Парижа - только два дома, где я бываю. Остальное - всё отпало. Если бы эти мои друзья случайно - уехали, у нас бы не осталось никого. На весь трехмиллионный город". Мы знаем, что эта жалоба продиктована житейскими обстоятельствами. И нет сил сказать в гордой отрешенности: "Ты царь: живи один...Но у царей - наложниц Минуты. Бог - один. Тот - в пустоте небес". 31 авг. 1940 г. В. Меркурьевой: "С переменой мест я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - всё меньше и меньше...".
Это тоже житейские обстоятельства, ставшие мироощущением поэта. Есть в жизни человека два периода, когда он наиболее остро ощущает, что он не нужен в мире - в юности и в старости. В юности - потому что впереди неведомое - туда надо идти - жизнь. В старости - неведомое - и туда тоже надо идти - смерть. Смерть как протест, смерть — если нет уже надежды одолеть зло, насилие, принуждение. Крайняя форма отчужденности от жизни:
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь —
Пригибающийся — и жилу
Перекусывающий конь
Аравийский.
Эти горделивые строки были написаны еще в 1924 году. Они, выражающие стремление к отчужденности, остались до конца выражением ее жизненного кредо.
Ненависть к миру, с годами все более усугублявшаяся на почве общего семейного и психологического неблагополучия (мучительное переживание старения, утрата цели существования, растущее отчуждение в семье (дочь и муж, увлекшись евразийскими идеями, стали фанатиками возвращения в СССР), трудности с публикацией своих произведений, финансовые проблемы, тоска по родине и т.п.), неизбежно должна была привести М.Цветаеву к ненависти к существованию вообще. Жизнь со временем начинает страшить ее больше, чем смерть. Она без сожаления готова расстаться с жизнью: «Пора – пора – пора творцу вернуть билет. Отказываюсь – быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь – жить. Не надо мне ни дыр ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир ответ один – отказ»
Вторая предпосылка одиночества творческой личности, по М.Цветаевой, как мы уже говорили, таится в ее особом психологическом складе. Лирическая героиня М.Цветаевой – типичная бунтарка, своевольная, раскованная, больше всего на свете ценящая личную свободу и независимость (не случайно любимым произведением М.Цветаевой была поэма «Цыганы»). Она чужда и враждебна любым проявлениям конформизма. Взамен сложившихся веками представлений о нравственности М.Цветаева вырабатывает свой собственный моральный кодекс.
И, все-таки, проблема трагического одиночества в творчестве М.Цветаевой была бы освещена неполно, ели бы мы не упомянули об одном обстоятельстве. Дело в том, что обреченность поэта на одиночество, по М.Цветаевой, – это не только зло, но и… благо. «Рай – сквознякам сквозняк», заявляла она. Ценность личности, оказывается, определяется величиной страдания, ниспосланной ей свыше:
Говорят, тягою к пропасти
Измеряют уровень гор .
Страдание – благо вследствие того, что только благодаря ему поэт испытывает минуты божественного вдохновения, творит Поэзию, которая и есть – счастье… Такова диалектика размышлений М.Цветаевой над проблемой трагического одиночества.
Цветаева начинает, идет и завершает свой путь в достойном романтического Гения одиночестве. Как не вспомнить признание Ницше: "О, одиночество! Ты, отчизна, моя, одиночество! Слишком долго я жил диким на дикой чужбине, чтобы не возвратиться со слезами к тебе!" У Цветаевой много подтверждения того, что удел поэта - удел пустынника, умеющего по-настоящему ценить один дар - дар свободы.
"Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!" - решительно отделяет она себя от других. И эта правда в том, что в страшную эпоху войны и разрушения "воскресения" не будет и искупить грех никому никогда не удастся. Единственная реальность - смерть: "под землей скоро уснем мы все, кто на земле не давали уснуть друг другу". А если так, то от земной жизни нужно успеть взять самое замечательное: любовь, не знающую границ, творчество, не ведающее меры. Словом, крылато и на одном дыхании прожить (перестрадать!) свою романтическую судьбу!
Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем, -
вот желанный предел поэта. Это достигается ценой нечеловеческого напряжения сил. Это - стремление к тому, что люди обычно считают невозможным или несбыточным .
Ее требования к своему назначению чрезвычайно высоки. Известно, каким замечательно возвышенным и вместе с тем мучительно неразделенным в полной мере был духовный союз Марины Ивановны с Борисом Пастернаком. В ее письмах к нему мы находим то, каким хотела бы она его видеть в будущем, какую сверхцену давала его поэтическому дару. Она пишет Пастернаку: "Я же знаю, что Ваш предел - Ваша физическая смерть". И еще: "Вам нужно писать большую вещь. Это будет Ваша вторая жизнь, первая жизнь, единственная жизнь... Вы будете страшно свободны". К сожалению (или к счастью?), отношение к "работе" у Цветаевой и Пастернака было различным. Примем к сведению одно его замечание в письме: "Про страшный твой дар не могу думать. Догадаюсь когда-нибудь, случится интуитивно" .
"Страшный дар"... Точное определение. Тревоги Пастернака жестоко оправдались трагической судьбой Марины Цветаевой, ее последовательной отрешенностью. Ее судьбой.
Рок - страшный и сладкий - преследует и гонит цветаевскую героиню, как безумную от слепой страсти античную Федру или Андромаху - от одной бездны к другой. В ней все "каторжные страсти слились в одну", в ее душе лишь "безнадежность ищет слов". Цветаева сознательно отдаляет и отделяет себя сразу ото всех. "Легонькая стопка восхитительных стихов" дорого стоит, цена ей - жизнь.
Каждый человек, у которого есть душа, - гений он, или обыкновенный человек, справляется со своим одиночеством как может. Кто уходит от окружающей суеты - в себя, кто, спасаясь от одиночества, заполняет себя суетой (пустотой) . Но раньше всего приходит и на всем пути сильную и творческую личность сопровождает то, без чего не может быть сосредоточенности, нового открытия мира – отрешенности…
Список литературы
Литература по М. Ю. Лермонтову:
Андроников И. Л. «Лермонтов – исследования и находки» - 4-е издательство – М., 1977г.
Андреев-Кривич С. А. «Тарханская пора», Приволж. Кн. Издательство, Саратов, 1976г.
Висковатов П. А. «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество», Москва «Современник», 1987г.
Ковалевская Е. А., Мануйлов В. А. «М. Ю. Лермонтов в портретах, иллюстрациях, документах» - Л., 1959г.
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1989г.
М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2 т.
а). Сочинение в 2 т.; Москва, издательство «Правда», 1990г., т.1.
б). Сочинения в 2 т.; Москва, издательство «Правда», 1990г., т. 2.
«Лермонтовская энциклопедия» - М., 1981г.
Мануйлов В. «Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова», М., Л., 1964г.
Научно-методические журналы «Литература в школе», а также ежендельные газеты изд. Дома «П.С.» - «Литература» (Научно-метод. Журнал «Литература в школе», №3, 2004г.. и др; еженед. Газеты изд. Дома «П.С.» - «Литература», 2002г.
Щеблыкин И. П. «Лермонтов. Жизнь и творчество». – Саратов, Приволж. Кн. Издательство (Пенз. Отд), 1990г.
Литература по М. И. Цветаевой:
Карнаух Н. Л., И. В. Щербина. Литература. Письменные работы по литературе. (9-11 классы), 2
Научно-методический журнал «Литература в школе», №9, 2003г., и др., а также еженедельные газеты изд. Лома «П. С.» - «Литература», 2003г.
2 изд. Стереотипное; М.; Дрофа, 2004г
Пухначев Ю. В. «Пространство Цветаевой». 1981г.
Почехуа Р. Г. «Лингвоспектор русской поэзии», Тбилиси, 1977г.
Цветаева М. И. «Стихотворения. Поэмы» - М.: Дрофа: Вече, 2002г. (библ. Отечеств. классич. худ. лит – ры).
Цветаева М. И. «Избранное». Изд. Второе, М., «Просвещение», 1992г.
Цветаева М. И. «Избранные произведения», М.: Л., 1965г.
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 1.
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 2.
Цветаева М. И. «Стихи и проза» - М.,; Издательство Эскмо, 2004г.
Учитель русского языка и литературы МКОУ Бродовской СОШ Хабарова Наталия Валентиновна