Цель работы:
-выяснить влияние творчества писателей и поэтов второй половины 19 века на современную жизнь Подольского края.
Основополагающий вопрос:
Какой писатель второй половины 19 века, чьё имя связано с Подольским краем, оказал наибольшее влияние на культурную и общественную жизнь города и продолжает, может быть, оказывать это влияние?
Задачи проекта:
-Провести исследование и узнать:
- Кто из писателей и поэтов второй половины 19 века имели отношение к Подольскому краю.
- Сделать краткий обзор жизни и творчества этих писателей.
-Проанализировать влияние писателя, которого (по опросу) лучше всего знают подольчане
-Обобщив, полученную информацию, выразить своё отношение к затронутой проблеме.
Этапы работы над исследовательской работой:
1 этап - подготовительный: составление плана работы, подбор источников информации для исследовательской работы;
2 этап - исследовательский: поиск, изучение, анализ, систематизация информации о писателях и поэтах второй половины 19 – начала 20 вв.
3 этап - защита исследовательской работы;
4 этап – анализ исследовательской деятельности.
3
Глава 1. Город, в котором я живу
Город, в котором я живу – это Подольск Московской области. Я люблю город, в котором родилась и выросла. Это моя малая родина. Здесь впервые я пошла в детский сад, потом в школу. Как же не любить город, с которым связано столько воспоминаний? Наш город не всегда был таким большим и современным. Современная поэтесса Марго Леонова знакомит нас с прошлым города Подольска:
Теперь здесь город... А давно когда-то,
Взирая на холмистые вихры,
Здесь зеленело и цвело богато
Село Подол на берегу Пахры...
Была в почете разная работа,
И утварь, и изделья из муки.
Еще еженедельно, по субботам
В Подол купцы съезжались на торги.
Здесь торговали кумачом, шелками,
И шали примеряли на себе,
Здесь добывали бут и белый камень,
Что отразилось даже на гербе.
И вот однажды, мимо проезжая
Тогда еще села, - нелегок путь,
Екатерина матушка Вторая
Остановилась вдруг передохнуть.
Кидая взор, сошла с кареты чинно,
Спускаясь к речке со своим слугой
Слегка подол от платья намочила,
Залюбовавшись местной красотой.
Пригорки отливали изумрудом,
Искрилась серебристая Пахра...
Императрица восхитилась: «Чудо!
Увы, как жаль, но нам уже пора...»
Красивые места вблизи столицы
Забыть она, уж верно, не смогла.
Подписан был указ императрицей
О преобразовании села
4
В уездный город. Крепла, разрасталась
И строилась Подольская земля,
И от деревни мало что осталось...
Вот краткая история моя.
Глава 2. Выдающиеся русские писатели и поэты, в разное время жившие и посещавшие Подольский край
Наш город тесно связан с именами знаменитых людей России и с историями, которые с ними происходили.
Работая с архивными материалами, я выяснила, что во второй половине XIX века в Подольске и Подольском крае жили и творили многие писатели и поэты.
2.1 Петр Андреевич Вяземский
В 1801 г. А.И.Вяземский – первый хозяин усадьбы начинает строительство дома по проекту, авторство которого пока не установлено. Андрей Иванович, человек много повидавший, умный, независимый и людей притягивал к себе незаурядных. В числе частых гостей были баснописец, позднее министр юстиции Иван Иванович Дмитриев, сенатор и поэт Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, дипломат, член Петербургской академии наук Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, Василий Львович Пушкин, Василий Андреевич Жуковский... С 1804 г. в Остафьеве живет историограф Николай Михайлович Карамзин. В 1807 г., когда умирает Андрей Иванович, Петр становится владельцем усадьбы Покупка имения была приурочена ко дню рождению сына Андрея Ивановича Петра – будущего поэта, историка, государственного деятеля и одного из основателей Русского Исторического общества.
В Подольском районе Московской области находится, пожалуй, самая известная дворянская усадьба, которая с легкой руки Пушкина получила название «Русский Парнас».
В разные годы гостями в этой усадьбе были В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, В.Л. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.П. Погодин, А. Мицкевич, А.И. Мусин-Пушкин, Д.В. Давыдов, В.К. Кюхельбекер, Н. В. Гоголь.
5
Проникновенные стихи о своём имении сочинял П. А. Вяземский.
Сам Петр Андреевич был влюблен в родовое гнездо и посвятил ему немало своих произведений, среди которых «Деревня», «Родительский дом», «Сельская церковь», 27 октября 1857 года он написал здесь большое стихотворение, посвящённое милой его сердцу усадьбе, в котором есть такие строки:
Деревья разрослись вдоль прудовой плотины,
Пред домом круглый луг, за домом тёмный сад,
Там роща, там овраг с ручьём, курганов ряд —
Немая летопись о безымянной битве;
Белеет над прудом пристанище молитве,
Дом Божий, всем скорбям гостеприимный дом.
Там привлекают взор, далече и кругом,
В прозрачной синеве просторной панорамы,
Широкие поля, селенья, Божьи храмы,
Леса, как тёмный пар, поёмные луга
И миловидные родные берега
Извилистой Десны, Любучи молчаливой,
Скользящей вдоль лугов струёй своей ленивой…
2.2 А.И. Вяземский – Н.М.Карамзин
А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Николая Михайловича Карамзина, который с 1804 по 1815 гг. работал здесь над трудом «История государства Российского». Вот что вспоминал князь П. А. Вяземский о работе Карамзина над «Историей...», об образе жизни его в то время: «Карамзин вставал обыкновенно часу в 9 утра, тотчас после делал прогулку пешком или верхом, во всякое время года и во всякую погоду. Прогулка продолжалась час. Возвратясь с прогулки, завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу вплоть до самого обеда, т. е. до 3-х или 4-х часов. (...) Во время работы отдохновения у него не было, и утро егоисключительно принадлежало Истории, и было нерушимо и неприкосновенно. (...) В кабинете жена его часто сиживала за работою или за книгою, а дети играли, а иногда и шумели. Он, бывало, взглянет на них, улыбаясь, скажет слово и опять примется писать». Сам Карамзин так писал о своей работе: „Иду голою степью; но от времени удается мне находить и места живописные. История не роман: ложь всегда может быть красива,
6
а истина в простом своем одеянии нравится только некоторым умам, опытным и зрелым. Если Бог даст, то добрые Россияне скажут спасибо или мне, или моему праху“.
Именно в эти годы сюда заезжала творческая элита золотого века русской литературы. Поэты К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин - дядя великого поэта, А.И.Тургенев - близкий друг Н.И.Новикова, писателя, журналиста и издателя, дружившего с А.И.Вяземским, граф А.И.Мусин-Пушкин - государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, прославившийся открытием и первой публикацией "Слова о полку Игореве"; писатель М.М.Херасков, баснописец И.И.Дмитриев, историк М.П.Погодин, будущие декабристы В.К.Кюхельбекер, М.С.Лунин; Н.И.Тургенев, герой войны 1812 г.; поэт Денис Давыдов; наконец, А.С.Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.В.Гоголь и сам А.С.Пушкин
2.3 Великая дружба двух поэтов
Великий русский поэт А.С. Пушкин приезжал в Подольский край в гости к самому знаменитому её владельцу – князю Петру Андреевичу Вяземскому, поэту и литературному критику.
П.А.Вяземский и А.С.Пушкин (тогда еще лицеист) познакомились весной 1816 года в Царском Селе. Первая же встреча выявила общность их литературных вкусов и положила начало творческой дружбе, длившейся до трагической кончины Пушкина. Письмо юного поэта, посланное Петру Андреевичу через несколько дней после знакомства, стало началом их многолетней переписки: сохранилось свыше 70 писем Пушкина к Вяземскому и более 40 писем Вяземского к нему.
Встречи двух поэтов происходили в основном в Москве и Петербурге. Трижды А.С.Пушкин приезжал в Остафьево, которое для него, как и для других его современников, было, прежде всего, «святилищем русской истории», местом, где жил и 12 лет работал над «Историей государства Российского» Николай Михайлович Карамзин – признанный лидер и кумир того литературного круга, к которому принадлежали и Вяземский, и Пушкин.
А.С.Пушкин был у Вяземских желанным гостем. Первый приезд поэта в Остафьево оказался самым продолжительным: он пробыл здесь с 1 по 5 июня 1830 года. Петр Андреевич в это время находился в Петербурге, а в усадьбе жила его жена Вера Федоровна с детьми. Умная и обаятельная (Пушкин
7
называл её «княгиней лебедушкой» и «божественной княгиней»), она была посвящена во все сложности сватовства поэта к Наталье Николаевне Гончаровой.
Второй приезд Александра Сергеевича к Вяземским состоялся 16-17 декабря того же года. В первопрестольной с сентября месяца свирепствовала эпидемия холеры, и семья князя пережидала её в усадьбе, где Петр Андреевич работал над биографией Д.И. Фонвизина.
Друзья читали друг другу свои произведения. Впоследствии Вяземский вспоминал: «Уже при последних издыханиях холеры навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения, всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, острого и светлого. Вообще более хвалил он, нежели критиковал…» На полях рукописи «Фонвизина» сохранились пометы, сделанные рукой Александра Сергеевича.
Пушкин прочитал в Остафьеве многое из созданного им в знаменательную для его творчества болдинскую осень. 19 декабря 1830 года Вяземский записал в дневнике: «Третьего дня был у нас Пушкин. Он много написал в деревне: привел в порядок 8 и 9 главу Онегина, ею и кончает; из 10-й, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих – славная хроника; куплеты: Я мещанин, я мещанин, эпиграмму на Булгарина за Арапа; написал несколько повестей в прозе, полемических статей, драматических сцен в стихах: Дон-Жуана, Моцарта и Сальери; у вдохновенного Никиты, у осторожного Ильи». День, проведенный Пушкиным в Остафьеве, был для Петра Андреевича «праздничным днем».
В третий раз Пушкин приехал в Остафьево на Святки, 4 января 1831 года, в компании друзей. Петр Андреевич писал своему знакомому: «У нас был уголок Москвы… Был Денис Давыдов, Трубецкой, Пушкин, Муханов, Четвертинские; к вечеру съехались соседки, запиликала… скрипка и пошел бал балом».
Знатный, богатый, талантливый Петр Андреевич в стихотворениях Пушкина (самое известное из них – «К портрету Вяземского») предстает как баловень судьбы.
8
Судьба свои дары явить желала в нем,
Счастливом баловне, соединив ошибкой
Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.
В тоне восхищения и дружеской приязни написано и послание «Вяземскому»:
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый,
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил благодаря судьбе
Смеяться весело над злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.
Петр Андреевич стал не только адресатом Пушкина, но и персонажем его произведений. В романе «Евгений Онегин» автор представляет его достойным собеседником своей любимой героини Татьяны:
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
Петр Андреевич присутствует в «Евгении Онегине» и как автор стихотворения «Первый снег». Пушкину особенно нравилась строка: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Она стала эпиграфом к первой главе романа, а в начале пятой главы автор, описывая картины русской зимы, опять вспоминает «Первый снег» Вяземского:
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях…
Александр Сергеевич ценил не только стихи своего друга, но также его прозу и критические статьи, находя в них «отпечаток ума тонкого наблюдательного, оригинального».
9
2.4 Трогательная история любви
История литературы состоит не только из громких и признанных имен. Есть имена забытые, но в свое время звучавшие...
Трогательная история любви подольской поэтессы Надежды Львовой и известного поэта серебряного века Валерия Брюсова никого не оставляет равнодушными. «Её стихи, такие неумелые и трогательные, не достигают той степени просветленности и ясности, когда они могли бы быть близки каждому, но им просто веришь, как человеку, который плачет», - писала о Надежде Львовой Анна Ахматова.
Стихотворение Н. Львовой «Мне хочется плакать под плач оркестра…»
Мне хочется плакать под плач оркестра.
Печален и строг мой профиль.
Я нынче чья-то траурная невеста…
Возьмите, я не буду пить кофе.
Мы празднуем мою близкую смерть.
Факелом вспыхнула на шляпе эгретка.
Вы улыбнётесь… О, случайный! Поверьте,
Я — только поэтка.
Слышите, как шагает по столикам Ночь?..
Её или Ваши на губах поцелуи?
Запахом дышат сладко-порочным
Над нами склонённые туи.
Радужные брызги хрусталя —
Осколки моего недавнего бреда.
Скрипка застыла на жалобном la…
Нет и не будет рассвета!
Осень 1913 года
Когда-то в Подольске, на Большой Зелёновской улице, напротив ремесленного училища, стоял дореволюционной постройки деревянный дом с мезонином. В этом доме раньше проживала семья Львовых. Место это было поистине дачное. Утопающие в садах деревянные дома, рядом лес, река. Недалеко от дома царил над всей округой Троицкий собор. В этой спокойной обстановке растили своих детей (двух дочерей и четверых
10
сыновей) Григорий Иванович и Софья Андреевна Львовы.
Из Подольска, где Львов работал почтовым служащим, его перевели на работу в Москву. После окончания начальной школы к нему переехали обе дочери. Надя поступила в Елизаветинскую гимназию и была одной из лучших учениц. В 16 лет она окончила гимназию с золотой медалью. Она неплохо рисовала, увлекалась поэзией Блока, Бальмонта, Брюсова.
В 15 лет её втянули в подпольную организацию РСДРП. Она вела революционную агитацию среди московских рабочих. Но этот период в её жизни был недолгим. После того, как её арестовали, а потом выпустили на поруки отцу, она порвала социал-демократами и целиком отдалась поэзии.
Стихотворение Н. Львовой «В храме весеннем – в лесу белоствольном …»
В храме весеннем – в лесу белоствольном –
Сладко забыться под куполом синим…
Сердце уснуло в смиреньи безвольном,
Дума устала бродить по пустыням.
Помнятся дали – мятежны и знойны.
Помнятся молний узоры по тучам…
Всё уплывает…Я – тихо спокойна.
Я засыпаю под ветром пахучим.
И никого в этот миг не люблю я.
Сердце безмолвно и воля уснула.
Вечно б лежать – не томясь, не тоскуя,
В мягких объятьях весеннего гула!
В 1911году она рискнула показать свои стихи Валерию Брюсову, который в те годы был корифеем русской поэзии. Встреча с ним оказалась для Нади роковой. Положительно отозвавшись о стихах приглянувшейся девушки, Брюсов ввёл Львову в круг столичных писателей-декадентов. Надю хвалили, приглашали на литературные вечера. «Она всегда садилась где-нибудь в сторонке, в тёмном углу, где её меньше всего бы заметили, и внимательно слушала, не проронив ни одного слова каждого, читавшего», - писал современник.
В журнале «Русская мысль» состоялся поэтический дебют Львовой – публикация стихотворения «Я оденусь невестой – в атласное белое платье…»
Стихотворение Н. Львовой «Я оденусь невестой – в атласное белое платье…»
11
Я оденусь невестой – в атласное белое платье,
Серебристой фатой обовью темноту моих кос,
И кому-то во мглу протяну безнадежно объятья,
И покорно отдамся потоку стремительных грёз.
Прислоняясь к окну, залитая сиянием лунным,
Буду ждать, буду звать в безысходной ночной тишине.
И аккордом усталым, печальным, томительным, струнным,
Пронесётся мой зов к недостижной, холодной луне.
И луна мне шепнёт, что бесцельно моё ожиданье,
Что надолго-надолго – навеки! Мой сказочный плен,
Что напрасен порыв к неразгаданной тайне свиданья…
Я одна навсегда в многогранном кольце перемен.
На устах утомлённых, не вспыхнув, погаснут проклятья.
Бледный день, разгораясь, глаза мне начнёт целовать
…Ночью снова надену атласное белое платье
И кого-то во мгле буду ждать, буду ждать, буду ждать…
Валерий Брюсов был старше Надежды на 18 лет. Деловое знакомство быстро переросло во флирт, льстивший им обоим. Видимо, уже через полгода они миновали и стадию простого флирта.
Влюблённый Брюсов одарил юную поэтессу своим покровительством. В 1912 году стихи Надежды Львовой были опубликованы в нескольких журналах, а в следующем году вышел в свет её первый (и последний) поэтический сборник «Старая сказка. Стихи 1911-1912 гг.» — с предисловием Брюсова.
Весной и летом 1912 года Валерий Брюсов побывал в Подольске, навестил Надежду в доме на Большой Зелёновской, куда она приезжала к матери. Книжник и урбанист, Валерий Яковлевич написал в Подольске пейзажные стихи, где признавался:
Мир – клочок росистый луга,
Где уста нашли друг друга…
К сожалению, Надежда Львова не указывала место написания стихотворений, за редким исключением. Но вот стихи, навеянные, скорее всего подольскими встречами – «У тебя в петлице белая ромашка…»
У тебя в петлице белая ромашка.
12
У меня букетик пламенных гвоздик…
- Помнишь скат пологий сонного овражка,
Где поёт прозрачно плещущий родник?
Нынче день весенний…Солнце нежно ярко…
Будь со мной, как прежде, в этот зыбкий миг!
- Помнишь сон тревожный сумрачного парка,
Где к моим губам ты первый раз приник?
Нет, не надо помнить. Помнить слишком больно.
Почему ты бледен? Почему молчишь?
Не для нас смеётся, ласково и вольно,
Предвесенней тайной веющая тишь…
Не для нас…Не надо…Грустные, несмело,
Входим мы в ревущий уличный поток.
У меня гвоздика ярче заалела,
У тебя в петлице, словно снег, цветок.
С осени 1913 года Брюсов стал отдаляться от Нади. Он много работал, и новые встречи откладывались. Она чувствовала, что любовь их близится к концу. Она никак не могла понять раздвоенности Брюсова между домом и их сокровенным миром. Ужас одиночества вставал перед глазами. В письмах поэту высказано ею всё наболевшее:
«Милый Валечка!
На этот раз, кажется, действительно «всё» …Я должна уйти и ухожу. Ничего нет в моей душе. Всё умерло. Только чудо могло бы удержать меня сейчас. Если бы ты знал, как я хочу, чтобы сейчас – вот сейчас – ты пришёл. Валечка, неужели ты не слышишь, как я зову тебя».
23 ноября 1913 года она застрелилась из небольшого дамского пистолета, подаренного ей В. Брюсовым. Ей было 22 года…
Брюсов считал себя виновным в смерти Львовой.8 января 1914 года Брюсов написал стихотворение «Венок на могилу».
Я не был на твоей могиле;
Я не принёс декабрьских роз
На свежий холм под тканью белой;
Глаза других не осудили
Моих, от них сокрытых, слёз.
Ну что же! В неге онемелой,
Ещё не призванная вновь,
13
Моих ночей ты знаешь муки,
Ты знаешь, что храню я целой
Всю нашу светлую любовь!
Что ужас длительной разлуки
Парит бессменно над душой,
Что часто ночью, в мгле холодной,
Безумно простирая руки,
Безумно верю: ты со мной!
Что ж делать? Или жить бесплодно
Здесь, в этом мире, без тебя?
Иль должно жить, как мы любили,
Жить исступлённо и свободно,
Стремясь, страдая и любя?
Я не был на твоей могиле.
Не осуждай и не ревнуй!
Мой лучший дар тебе не розы:
Всё, чем мы вместе в жизни жили,
Все, все мои живые грёзы,
Все, вновь назначенные, слёзы
И каждый новый поцелуй!
Вот так закончилась трогательная история любви подольской поэтессы Надежды Львовой и известного поэта серебряного века Валерия Брюсова.
Глава 3. Практическая часть. Проведение опроса.
Свою деятельность я начала с вопросов:
- Кто из русских писателей и поэтов 19 – начала 20 вв. прославили Подольский край?
- Помнят ли их в настоящее время?
В связи с этим я провела опрос, в котором приняли участие ученики, учителя школы №27. К ним я обратилась с одним вопросом: «Кто из русских писателей и поэтов второй половины 19 – начала 20 вв. прославили Подольский край?»
В результате проведённого опроса я пришла к выводу, что имена поэтов и писателей, живших или живущих в нашем крае, известны очень немногим. Следовательно, над этим проектом надо работать. Многие писатели внесли вклад в развитие русской литературы Подольской земли, и любой образованный человек должен знать их имена.
14
Заключение
Таким образом, изучение литературного наследия родного края была для меня очень интересной. Я занималась поиском интересующей меня литературы в библиотеке и в сети Интернет, изучала творчество поэтов, посещавших и живших в подольском крае.
На подольской земле творили многие поэты, писатели, они внесли свой вклад в развитие нашего края. Большую роль в истории литературы сыграла «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Николай Михайлович Карамзин - один из немногих российских деятелей, отношение к творчеству которого и к самому этому человеку не претерпело со временем никаких изменений. Его уважали при жизни, признавая большим авторитетом. Его уважают и признают и в наши дни в подольском крае.
Пушкинские праздники поэзии проводятся в усадьбе ежегодно с 1982 года и неизменно привлекают внимание жителей и гостей Москвы и Подмосковья. Праздники позволяют каждому из присутствующих окунуться в мир поэзии А.С.Пушкина и понять особое место творчество поэта в истории русской культуры.
Теперь этот материал можно использовать на уроках литературы, краеведения, на классных часах, посвящённых родному краю.
В дальнейшем я планирую изучить творчество других мастеров слова и поделиться своей работой с другими учениками.
Мне нравится, что мой Подольск растет и облагораживается, становится красивым и современным. Я люблю красоту и природу родного города. Я хочу, чтобы люди в моем городе были всегда молоды и счастливы, с веселыми лицами, с открытой душой. А ведь каждому хочется, чтобы его город был лучшим. Я бы многое хотела для этого изменить.Конечно же, есть и проблемы в моем городе, которые пока что не преодолены, но это лишь стимул продолжать развитие к лучшему, развитие, которое уже ведется. Город строится, в нем появляется все больше талантливой молодежи, а ведь за молодежью будущее, и мне искренне верится в то, что у нашего родного города Подольска оно прекрасное!
15
Список используемой литературы
1.Подольские предания //Подольский край в истории русской культуры. Подольск: СГПИ, 1973.
2.Панков Д.Д. Очерки по истории Подольского края: II часть. Подольский край с конца XIX века до новейшего времени. — М.: Учебник, 1998
3.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostafyevo.ru/
4. Для подготовки данной работы были использованы материалы Интернета
ПРИЛОЖЕНИЕ
Усадьба Вяземских
Усадьба Вяземских
Памятник Н.М. Карамзину
Надежда Львова Валерий Брюсов