Паспорт проекта
Название проекта: Неологизмы в периодике 1960-2020 гг.
Фамилия, имя, отчество разработчика проекта: Чалыкина Елена Николаевна
Класс: 8 «А»
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ СОШ № 137 г. Новосибирск Новосибирской области
Предметная область: лингвистика
Время разработки проекта: сентябрь- ноябрь
Проблема проекта: какие неологизмы появились в российских периодических изданиях 1960-2020 гг.
Цель исследования - выявление неологизмов в русском языке на примерах «Литературной газеты» и журнала «Юность» II половины XX века до нашего времени.
Задачи:
определить понятие «неологизм»;
рассмотреть существующие классификации неологизмов;
изучить особенности происхождения и употребления неологизмов в русском языке;
определить функции неологизмов в прессе;
выявить неологизмы в «Литературной газете» и журнале «Юность» с 1960-го года с периодичностью 5 лет;
проанализировать собранный корпус неологизмов;
обобщить полученные результаты;
создать словарь новых слов, дать рекомендации к их употреблению
Тип проекта: исследовательский.
Основные этапы:
подготовительный – поиск необходимых экземпляров изданий в библиотеках и Интернет-пространстве;
теоретический – сбор необходимой информации об объектах исследования;
исследовательский – анализ журнальных и газетных статей на предмет выявления в них неологизмов;
аналитический – сравнение и обобщение результатов;
презентация полученного результата – создание продукта проекта.
Объект исследования: экземпляры советской и российской периодики.
Предмет исследования: появление неологизмов в выбранных газетах и журналах за последние 60 лет.
Продукт проекта: толковый словарь выявленных неологизмов.
15. Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, толковый словарик.
16. Область применения результата проекта: данный материал может быть использован в школьном курсе русского языка при изучении лексики и культуры речи.
17. Результативность: проведен сопоставительный анализ, выявлены неологизмы, получены новые знания в области лингвистики.
Введение
Русский язык, как и другие языки мира, постоянно развивается: меняется его лексический состав, некоторые формы слов, нормы произношения, синтаксические конструкции. Эти изменения происходят, прежде всего, под влиянием трансформаций в обществе: смены общественного строя, войн, революций, нововведений в экономике, политике, идеологии, условиях жизни людей. Другим фактором, определяющим развитие русского языка, является научно-технический прогресс, который также приводит к значительным изменениям в словарном запасе и системных связях слов. Наконец, третий фактор, также влияющий на развитие русского языка, - это влияние других языков и культур.
Подобные процессы ярче всего отражаются в лексико-фразеологическом составе языка и проявляются в устаревании одних слов и устойчивых словосочетаний и появлении других; в изменениях рядов синонимов и антонимов; в изменении активного и пассивного состава лексики. Любые общественные изменения невозможны без оперативного языкового обеспечения.
На разных этапах истории русского языка роль того или иного фактора, влияющего на его развитие, может проявляться с неодинаковой силой, поэтому темп появлений неологизмов неравномерен.
Образование новых слов – это один из самых динамичных процессов современного русского языка. Неологизмы – это одно из явлений, свидетельствующих о социальной природе языка. При этом есть два варианта обозначения новых предметов и явлений: либо у уже существующих слов расширяется спектр значений, либо появляются новые слова и словосочетания.
Новые иноязычные слова пополняют многие тематические группы русской лексики, но шире всего заимствования (особенно – англицизмы) представлены в лексике сферы Интернета и компьютерных технологий, для которых английский язык является исходным и базовым. Другими языками, из которых в настоящее время активно происходят заимствования, являются японский, китайский и корейский.
Наблюдение над заимствованными словами позволяет продемонстрировать активность заимствующего языка. Однако нельзя считать, что активен тот язык, слова которого входят в другие языки. Взаимодействующие развитые языки являются равными.
Отмирание одних и рождение других слов в языке происходит незаметно, поэтому невозможно установить четкие критерии неологизма, как невозможно достаточно точно определить, в каком году или даже месяце появилось данное слово. Но наблюдается такое языковое явление, когда новое слово или новое значение уже существующего слова резко приобретает определенный смысл и становится популярным в связи с каким-либо историческим событием.
Перемены, происходящие в обществе, отображаются, прежде всего, в средствах массовой информации, поэтому можно сказать, что в первую очередь неологизмы появляются именно в прессе и других видах СМИ. Столь пристальное внимание к языку периодической печати объясняется тем, что она быстро отражает события каждого дня и тем самым все новые (особенно лексические) языковые явления. В публицистическом стиле речи, характерном для периодики, допускается использование разговорной и жанровой лексики, слов в переносном значении и метафор, фразеологизмов, что делает его более восприимчивым к неологизмам чем, например, тексты художественного стиля.
Новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются неологизмы в «Литературной газете» и журнале «Юность» с 1960-го года по настоящее время.
Целью работы является выявление неологизмов в русском языке на примерах «Литературной газеты» и журнала «Юность» II половины XX века до нашего времени.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
определить понятие «неологизм»;
рассмотреть существующие классификации неологизмов;
изучить особенности происхождения и употребления неологизмов в русском языке;
определить функции неологизмов в прессе;
выявить неологизмы в «Литературной газете» и журнале «Юность» с 1960-го года с периодичностью 5 лет;
проанализировать собранный корпус неологизмов;
обобщить полученные результаты;
создать словарь новых слов, дать рекомендации к их употреблению
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в школьном курсе русского языка при изучении лексики и культуры речи.
Понятие «неологизм»
Термин «неологизм» впервые появился в 1755 году во французском языке, откуда после 1800 года был заимствован английским языком в значении «употребление новых слов и выражений, инновации в языке»
Неологизм является объектом неологии – раздела лингвистики, в котором изучаются активные процессы в лексике и фразеологии. По мнению многих учёных, главной проблемой неологии на сегодняшний день является отсутствие единого чёткого определения неологизма.
Слово неологизм произошло от греческого nĕos lŏgos, что означает «новое слово».
Неологизм – новое слово или выражение, а также новое значение старого слова. (Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)
Неологизм - слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. (Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталя)
Неологизмы – это сохраняющие окраску новизны лексические единицы и значения слов, вошедшие в язык благодаря общественной необходимости для номинации новых предметов и понятий, а также для новых наименований уже известных объектов мысли. (В. В. Виноградов)
Неологизмы — слова, словосочетания или выражения, созданные для обозначения нового предмета или явления, а также новые значения старых слов. (Словарь литературоведческих терминов Л. И. Тимофеевой и
С. В. Тураева)
Неологизм - новое слово, которое обладает оттенком новизны по сравнению с другими словами языка.
В общем случае для неологизмов характерным является то, что:
при возникновении новые слова понятны только специалистам той области, в которой они образовались, а затем, войдя в широкий обиход, сначала меняет свою стилевую окраску – теряет строгую специализацию, после чего их употребление становится уместным практически во всех сферах языка.
слова остаются новыми ограниченный промежуток времени, переходя в класс общеупотребительных.
обычно неологизмы являются существительными, прилагательными, глаголами.
Исходя из проведенного анализа определений неологизма лингвистов, нашим рабочим определением будет следующее: неологизм – это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке и воспринимаемое хотя бы частью того или иного языкового коллектива как новое.
Классификация неологизмов
По источнику появления неологизмы делятся на:
общеязыковые - те, которые вошли в языковой обиход в результате социально-политических, научных, культурных перемен;
авторские, индивидуально-стилистические - те, что созданы авторами в целях усиления воздействия художественного слова на читателя. Такие неологизмы называют окказионализмами. Они редко выходят за пределы контекста, не получают широкого распространения и, как правило, остаются принадлежностью индивидуального стиля, так что их новизна и необычность сохраняются. Однако встречаются случаи, когда те или иные авторские неологизмы становятся частью общей лексики.
По предназначению:
для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии – это номинативные неологизмы;
как собственные имена для вновь создаваемых предметов;
для более краткого или выразительного обозначения какого-либо понятия или предмета, которое раньше в русском языке обозначался словосочетанием – это стилистические неологизмы;
для достижения художественного (поэтического) эффекта – это неологизмы-окказионализмы.
По степени новизны неологизма:
абсолютные – те слова и фразеологизмы, которых до этого не было в языке в принципе. Обычно их характеристики выделяются в сравнении с относительными неологизмами.
относительные – слова, принципиально не новые для языка, но являющиеся характерными и показательными для развития современного русского языка, обычно обозначающие только старые реалии.
По значению:
неологизмы-слова (лексические неологизмы);
неологизмы-значения (семантические неологизмы).
Происхождение и употребление неологизмов
Существует разные способы появления неологизмов. Словарный состав русского языка пополняется за счёт образования новых слов из существующих в языке морфем по известным моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов. Это самая многочисленная и разнородная группа новообразований.
Другой способ появления неологизмов - развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным. Сюда, в свою очередь, входят следующие группы слов:
а) Так называемая «вернувшаяся лексика». Это малоупотребительные или устаревшие слова, которые в последние годы в связи с возвращением тех или иных явлений актуализировались, сохраняя прежнее значение. После распада СССР особо многочисленные появления выделяются в сфере религии, слов, обозначавших ранее государственные органы, образовательные учреждения, людей, работавших в них, а также слов, ассоциировавшихся ранее с явлениями и признаками буржуазного общества, капиталистических стран.
б) Актуализированная лексика - слова, прежде существовавшие в русском языке, но выступающие на современном этапе в ином осмыслении. Актуализация заключается в расширении сочетаемости и изменении ее характера, в образовании новых значений слов, в том числе переносных, а также в изменении значений слов в связи с идеологической переориентацией. Одномоментное вхождение в язык группы однокоренных или одноструктурных слов также свидетельствует об актуализации этого понятия и обозначающего его слова, например, в связи с историческим событием. Примером этой группы может служить слово «спутник» - если когда-то оно означало человека, путешествовавшего вместе с кем-то, то в 1950-х годах его новым значением стало «Космический аппарат, запускаемый на околопланетную орбиту с помощью ракетных устройств».
в) Внутренние заимствования - новые слова и фразеологизмы, появление которых обусловлено перераспределением языковых средств в видах и жанрах речи. Внутренние заимствования включают в себя те языковые единицы, которые проникают в литературный язык из русской разговорной речи, просторечия, диалектов, жаргонов и арго, из профессиональной лексики, разных областей знания.
Наконец, одним из самых частых способов в настоящее время стало заимствование слов из других языков. В результате политических, торгово-экономических и культурных контактов нашей страны с другими странами происходит проникновение иноязычных слов в русскую лексику. Большая часть новых слов является заимствованием из английского языка. В процессе заимствования такие неологизмы изменяются грамматически и фонетически, начинают склоняться как русские слова этой части речи.
К заимствованным словам носители языка относятся по-разному. Обычно люди старшего возраста более нетерпимы к «чужим» словам, чем молодое поколение. Даже у лингвистов нет на этот счёт единого мнения – кто-то считает этот процесс абсолютно нормальным и не видит в этом угрозы, кто-то, напротив, заявляет о «засорении» русского литературного языка.
Функции неологизмов в прессе
Так как неологизмы возникают для обозначения новых объектов и явлений, то одним из первых источников, где они фиксируются, являются средства массовой информации, в том числе и периодические издания. Зачастую именно пресса является первоисточником, откуда неологизм идёт в широкие массы.
Неологизмы в печатных изданиях используются гораздо шире, чем в литературно-художественных текстах, особенно в настоящее время, в то время как в ранних печатных изданиях эта разница была не столь большой. Так, если раньше главным образом использовались слова, принадлежащие к литературной лексике, то теперь авторы свободно включают в написанные ими материалы жаргонизмы, варваризмы, узкоспециализированную лексику. Основными сферами употребления неологизмов являются экономическая, общественно-политическая, техническая, правовая, а также сфера молодежной жизни.
Как уже отмечалось выше, некоторые из неологизмов люди впервые узнают именно из прессы. Обычно они используются там для выделения того, что считается важным в сознании общества. Кроме того, неологизмы призваны придать этому событию или явлению свою оценку, то есть нередко они становятся экспрессивной лексикой, используемой журналистами для внесения в текст определённых мыслей и идей. Для этой же цели употребляются авторские неологизмы, которые практически всегда несут авторскую оценку того, что они обозначают.
Ещё одна причина использования неологизмов в прессе – это желание вызвать у читателя недоумение, чувство неясности. Это незнакомые и непонятные слова, которые приводятся в тексте без разъяснения. Таким образом, у читателя появляется интерес к этой теме, желание в ней разобраться.
Неологизмы в журнале «Юность» и «Литературной газете» 1960—2020 гг.
В работе рассматриваются два печатных издания – журнал «Юность» и «Литературная газета» - с целью изучения процесса появления неологизмов как во взрослом, так и в молодёжном изданиях. Оба издания пользовались популярностью и допускали бо́льшую свободу мнений и критики, чем большинство печатных изданий того времени.
Во время работы были выявлены неологизмы в журнале «Юность» и в «Литературной газете». (Приложение 3) Найденные неологизмы приведены в таблицах, где они разделены на авторские и общеязыковые, последние в свою очередь классифицированы на неологизмы-слова и неологизмы-значения.
Собранный корпус неологизмов включает 371 слово: из них 173 - из журнала «Юность» и 198 - из «Литературной газеты». (Приложения 1, 2) Преобладание новых слов в выпусках газеты может быть связано с тем, что в «Юности» печатаются большей частью литературные произведения, куда неологизмы проникают медленнее, чем в публицистические статьи «Литературной газеты».
Новые слова можно отнести к таким тематическим группам, как массовая культура и искусство (биеннале, диско-вечер, рэпер), научный прогресс (клонировать, кибернетика, геолокатор), новые бытовые предметы (штрих-код, тушь, пейджер), еда и напитки (пиццерия, ромштекс, растворимый кофе), мода, одежда и обувь (джинсы, блейзер, адидасовский), средства передвижения (мопед, джип, парковка), международная и внутренняя политика (горбомания, Брексит, по-вашингтонски), спорт (лоу-кик, роллер), бизнес и торговля (менеджмент, олигарх, бюджетообразующий), профессии и специальности людей (атоммашевец, гаишник).
В последнее время стали активно появляться слова, связанные с сетевыми и информационными технологиями (гуглить, лайк, сайт). Кроме того, появилось множество названий людей, связанных с использованием тех или иных приложений (ютубер, телеграмщик). Это происходит, конечно, потому, что Глобальная сеть, появившаяся в конце прошлого столетия, вошла буквально во все сферы нашей жизни.
И сейчас Интернет продолжает активно развиваться, появляется всё больше связанных с ним возможностей. Для обозначения новых информационных реалий и внесения ясности в нашу речь мы начинаем использовать новые, большей частью заимствованные из английского, слова.
Ещё одна относительно недавно появившаяся группа слов – неологизмы, связанные с пандемией COVID-19 (кол-центр, самоизоляция, масочник). Впоследствии такие слова переходят из чисто «медицинского» круга в другие сферы жизни, начиная обозначать более общие явления.
В таблице преобладают общеязыковые неологизмы, нежели авторские: всего на 74 авторских неологизма приходится 297 общеязыковых. Авторы, использующие в своих работах собственные неологизмы, не должны злоупотреблять ими, иначе читатели не поймут бо́льшую часть текста.
Чаще всего такие неологизмы образуются путем прибавления приставок или, чуть реже, суффиксов к уже известным словам (глыбастость, суперменеджер, псевдообраз). Также нередки случаи, когда неологизмы появляются путём сложения ранее не складываемых основ (телехохот, левиамайдан).
Разделение на авторские и общеязыковые неологизмы происходило с помощью изучения статей в различных печатных и интернет-словарях. Если слова не оказывалось ни в одном из источников, оно причислялось к авторским неологизмам.
По нашим наблюдениям, если до середины 80-х годов неологизмы большей частью были образованы из уже существующих морфем, то в настоящее время, напротив, новые слова активно заимствуются из других языков. Можно предположить, что это происходит потому, что сейчас происходит гораздо более активное «общение» между языками, чем полвека назад.
Нами был создан небольшой словарик неологизмов, который может быть использован на уроках русского языка (См. Приложение 4).
Заключение
Появление новых слов связано с переменами в мире, в обществе, появлением новых предметов и явлений, необходимостью более ясно и точно выражать свою мысль, а пресса и другие виды СМИ быстрее всего реагируют на такие события, используя, соответственно, новые слова.
В данном исследовании были рассмотрены особенности происхождения и употребления неологизмов в русском языке, определено значение печатных изданий в СССР и в настоящее время, а также изучен вопрос возникновения «Литературной газеты» и журнала «Юность». На примере этих двух печатных изданий мы смогли выяснить, какие неологизмы появились во второй половине XX века и в первые два десятилетия ХХI в. Найденные новые слова отнесены к авторским и общеязыковым неологизмам, приведены примеры некоторых особенностей их образования, даны толкования отдельных слов-неологизмов.
Изучение неологизмов существенно как для лексикографии, так и для культуры языка. При употреблении значение нового слова должно быть известно как говорящему, так и слушающему, без этого собеседники попросту не смогут правильно понять друг друга. Именно поэтому каждому человеку необходимо овладевать новыми словами, уточняя их значения, для того чтобы употреблять неологизмы уместно.
Появление новых слов – активный процесс, и никакое исследование в этой области не может исчерпать данную тему, по меньшей мере – пока существуют разные языки и культуры, пока общество развивается, а не стоит на месте. Поэтому настоящее исследование - попытка узнать больше по этой теме. В будущем, нам представляется, было бы интересно проанализировать, как изменятся слова и их значения по сравнению с теми, что мы используем сейчас.
Список литературы
Брагина. А.А.. Неологизмы в русском языке. — М.: Просвещение, 1973. — 224 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/bragina-a-a-neologizmy-v-russkom-
yazyke_fb1f7c03824.html (14.10.2021)
Горбунова, Е. В.. НЕОЛОГИЗМЫ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ И ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/6/gorbunova.pdf (07.10.2021)
Журнал «Юность» / Периодическое издание. – М.: Миттель пресс, 2006 №7. - 126 с.
Журнал «Юность» / Периодическое издание. – М.: Миттель пресс, 2010 №3. - 131 с.
Журнал «Юность» / Периодическое издание. – М.: Миттель пресс, 2015 № 5. - 129 с.
Журнал «Юность» / Периодическое издание. – М.: Миттель пресс, 2020 № 7. - 144 с.
Новые слова и значения/ /Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов/под ред. Н.З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. – М.: Советская энциклопедия, 1973. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/novye_slova_i_znacheniya_slovar_1973__ocr.pdf (02.11.2021)
Онлайн-ресурс графиков частотности языковых единиц. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.com/ngrams (22. 10. 2021)
Официальный сайт «Литературной газеты». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lgz.ru/publication/ (29.10.2021)
Роль неологизмов в языке средств массовой информации и их жизнеспособность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65635a2bc69b5c53a89521206c27_1.html (21.11.2021)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
Современный толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. Т.Ф. Ефремова. – М.:АСТ, 2005. - 1168 с.
Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Альта-Принт, 2007. - в 4-х томах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/ (02.11.2021)
Электронный архив номеров журнала «Юность». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unost.org/arhiv-nomerov (29.09.2021 - 18.10.2021)
Электронный архив номеров «Литературной газеты». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magzdb.org/j/4143 (01.11.2021 - 07.11.2021)
Приложения
Приложение 1.
Неологизмы журнала «Юность»
Дата |
Авторские неологизмы |
Общеязыковые неологизмы |
||
Неологизмы-слова |
Неологизмы-значения |
|||
Слово |
Значение |
|||
1960 март |
Искусство-ненавистничество |
Атомник |
Демагогия |
Болтовня, основанная на одностороннем осмыслении, истолковании чего-л. или прикрывающая какие-л. корыстные цели |
Митхитяне (студенты МИТХТ - Московского государственного университета тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова) |
Блюз |
Пацифизм |
Философское мировоззрение, возникшее после Второй Мировой войны |
|
Самоустройство |
Вертолёт |
Психовать |
Вести себя слишком нервно, возбужденно |
|
Сверхсекрет |
Видеофон |
Психопатка |
Психически неуравновешенная женщина |
|
Гляциолог |
||||
Допинг |
||||
Кибернетика |
||||
Киномания |
||||
Пескоструйщица |
||||
Прямой эфир |
||||
Самортизировать |
||||
Телеэкран |
||||
1965 апрель |
Барбудо |
Атомный век |
«Москвич» |
Автомобиль марки «Москвич» |
Глыбастость |
Гаишник |
Баранка |
Рулевое колесо |
|
Нафталинить |
Глушилка |
Маникюр |
Лак, покрывающий ногти |
|
Необобщённость |
Кинозвезда |
|||
Лосьон |
||||
Модерный |
||||
Нейлоновый |
||||
Неоновый |
||||
Нержавейка |
||||
Ромштекс |
||||
Телехроника |
||||
Транзистор |
||||
Хула-хуп |
||||
1970 июнь |
Необоюдный |
Бензовоз |
Массовка |
Те, кто снимается в массовой сцене (фильма, спектакля и т.д.) |
Проигрыватель с подрывом |
Джинсы |
Молния |
Застёжка на одежде |
|
Динамик |
||||
Квазикоординаты |
||||
Лайнер |
||||
Легковушка |
||||
Мопед |
||||
Панельный дом |
||||
«Студебеккер» |
||||
1975 август |
Архишовинистический |
Биопотенциал |
Раствори-мый кофе |
Кофе, способный растворяться в горячей воде, не требуя варки |
БАМинисты |
Диетик |
|||
Вхутемасовец (студент ВХУТЕМАСа – Высших художественно-технических мастерских) |
Дизайнер |
|||
Мини-юм |
«Икарус» |
|||
Инфразвук |
||||
Маоизм |
||||
Микроавтобус |
||||
Молодёжка |
||||
Мохер |
||||
Неординарный |
||||
Продлёнка |
||||
Слайд |
||||
Ханурик |
||||
Хобби |
||||
1980 июнь |
Нешоссейный ветер |
Аппарат искусственного дыхания |
Без вариантов |
Определённо, несомненно, безусловно |
Рецензийный |
Ветровик |
Блондинка |
Глупая, недалёкая женщина |
|
Отфутболить |
Скутер |
То же, что мотороллер |
||
Сенсорная депривация |
Тушь |
Краска для ресниц |
||
Телевидимость |
||||
Элениум |
||||
1986 октябрь |
С наглинкой |
Адидасовский |
Амбал |
Сильный человек, громила (получило новое распространение в связи с появлением одноименного комиксного персонажа) |
Строкогон |
Блейзер |
Брод |
Главная широкая улица города |
|
Телековбой |
Диско-вечер |
Перестройка |
Процесс решительной смены основ общественного сознания, приведший к коренному изменению жизни (в СССР в середине 80-х годов). |
|
Диско-группа |
Роллер |
Человек, катающийся на роликовых коньках |
||
Дисплей |
||||
Лав-стори |
||||
Парковка |
||||
Пижамник |
||||
Пиццерия |
||||
Побалдеть |
||||
Пресс-ложа |
||||
«Уазик» |
||||
1990 февраль |
Нифиганеделание |
Видеоклип |
Кайф |
Заменило устаревшее слово кейф |
Пасквилеобразный |
Горбомания |
|||
Микс |
||||
Небеллетристический |
||||
Неформал |
||||
Партократ |
||||
Постмодернизм |
||||
Сабвей |
||||
Спецназовец |
||||
Триллер |
||||
«Челленджер» |
||||
1994 май |
Крименталитет |
Бизнесмен |
Зеленые |
То же, что доллары |
Мебелюшка |
Видик |
Класс |
Очень хорошо |
|
Энерготорпеда |
Джоггинг |
Коммерсант |
Человек, занимающий коммерцией, торговлей (заново вошло в употребление) |
|
Менеджмент |
Отрубаться |
Терять сознание |
||
СНГ |
||||
Суши-бар |
||||
Уфология |
||||
2000 ноябрь-декабрь |
Бэтмен |
|||
Клонировать |
||||
«Кодак» |
||||
Пейджер |
||||
Попса |
||||
«Сони» |
||||
Состояние грогги |
||||
Тетрис |
||||
Шоу-бизнес |
||||
2006 июль |
Дилер |
Андергра-унд |
Направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них |
|
Лоу-кик |
||||
Лох |
||||
Поколение next |
||||
Рэпер |
||||
«Спрайт» |
||||
Теракт |
||||
2010 март |
«Бош» |
Инферналь-ный |
В значении сниженный (о лексике) |
|
Вай-фай |
Форвард |
Пересылка электронного письма третьему лицу |
||
Соинвестор |
Эксы |
Бывшие мужья (парни) или жёны (девушки) |
||
Худи |
||||
2015 май |
«ВКонтакте» |
Джокер |
Человек, разыгрывающий других людей (от названия одноименной карты в колоде) |
|
Телеграмщик |
Стрим |
Прямая трансляция в Интернете |
||
Тизер |
Форум |
То же, что веб-форум |
||
Фейк |
||||
2020 июль |
Чмырить |
Воцап |
Коллектор |
Сотрудник агентства, специализирующегося на взыскании задолженности |
Отксерить |
Палево |
Донос, а также провал, неудача |
||
Репост |
Стретч |
Растягивающаяся плёнка для упаковки вещей |
||
Самоизоляция |
||||
«Фейсбук» |
||||
Флешбэк |
||||
Ютубер |
Приложение 2
Неологизмы «Литературной газеты»
Год |
Дата |
Авторские неологизмы |
Общеязыковые неологизмы |
||
Неологизмы-слова |
Неологизмы-значения |
||||
Слово |
Значение |
||||
1960 |
25.06 |
Лисынмановская клика |
Антиреалистический |
Психопат |
Психически неуравновешен-ный мужчина |
Конфешенс-стори |
Атомный реактор |
||||
Натуросоциология |
Бестселлер |
||||
Биогеносфера |
|||||
Бродвейский |
|||||
Гангстерский |
|||||
Джип |
|||||
Запсиховать |
|||||
«Ньюйоркер» |
|||||
Тельмановец |
|||||
1965 |
06.04 |
Космические братья |
Вал |
Общий объем продукции, произведенной за определенный период, в стоимостном выражении |
|
Мачете |
Микрометр |
Единица длины, равная одной миллионной части метра |
|||
Негрофоб |
|||||
Неоперативно |
|||||
Пресс-конференция |
|||||
Ротапринт |
|||||
1970 |
30.09 |
Антифантазия |
Агитпоход |
Американизм |
Слово, выражение, оборот речи, заимствованные из |
Сверхэкспресс |
Биеннале |
Магистраль |
Главное, основное направление развития чего-л. |
||
Телеизмерительная аппаратура |
Бэби-бум |
Массовка |
Те, кто снимается в массовой сцене (фильма, спектакля и т.д.) |
||
Геолокатор |
Форум |
Массовое собрание, съезд |
|||
Микрофильм |
|||||
Нефотогеничный |
|||||
Поп-арт |
|||||
Псевдолитературный |
|||||
Телеавтоматический |
|||||
Фактология |
|||||
1975 |
19.11 |
Архиинтеллигент-ный |
Беллетризация |
Катализатор |
Факт, явление и т.п., способствующее развитию чего-л. |
Быстросчиталочка |
Деколонизация |
Перл |
Нечто нелепое, смешное, бессмысленное |
||
Застрессовать |
Истеблишмент |
Стекляшка |
Небольшое здание со стеклянными стенами |
||
Магичествовать |
Маоист |
||||
Перевключить |
Поп-музыка |
||||
Псевдообраз |
Пресс-центр |
||||
Пульсант |
Продюсер |
||||
Сверхобильный |
Суперменство |
||||
Телекс |
|||||
Хобби |
|||||
Хунта |
|||||
1980 |
27.08 |
Биопьезоэлектрический |
Атоммашевец |
Биохимия |
Научная дисциплина, изучающая химический состав живой материи, свойственные ей химические процессы |
Непроницательнейший |
Биополе |
Фирма |
Модная одежда, обувь |
||
Сверхисторический |
Офис |
||||
Сверхочередной |
Парапсихология |
||||
Фламмарионовы шарики |
По-вашингтонски |
||||
Шрифтоочиститель |
Психосоматический |
||||
Ритм-группа |
|||||
Слайд |
|||||
Узкоэгоистический |
|||||
Эй-Би-Си |
|||||
Экстрасенс |
|||||
1985 |
22.05 |
Автострасти |
Блейзер |
Зеленая линия |
О демаркационной линии |
Лозунговщик |
Закомплексованный |
Оживляж |
Оживление; начало или усиление какой-либо деятельности |
||
Псевдоэпопея |
«Мерседес» |
Перестройка |
Процесс решительной смены основ общественного сознания, приведший к коренному изменению жизни (в СССР в середине 80-х годов) |
||
Схемомания |
Микрокапля |
||||
Соисполнитель |
|||||
Фирменный |
|||||
Фирмовый |
|||||
Человеческий фактор |
|||||
Экспресс-диагностика |
|||||
1990 |
08.12 |
Антивремя |
«Большая семерка» |
||
Партловкач |
Видеосюжет |
||||
Полит-холл |
Видеотехника |
||||
Суперзанавес |
Граффити |
||||
Хэви-металлист |
Демросс |
||||
Энтээсовцы |
Неформал |
||||
Партбосс |
|||||
Постмодернизм |
|||||
Приватизация |
|||||
Рокерша |
|||||
Телефакс |
|||||
Теневая экономика |
|||||
Тусовка |
|||||
1995 |
16.08 |
Правдоматочник |
«Газпром» |
Батька |
О А.Г. Лукашенко |
Грингричизм |
|||||
Дудаевцы |
|||||
Милли-меджлис |
|||||
Новый русский |
|||||
Пластиковая карточка |
|||||
Промоушн |
|||||
Рыночная экономика |
|||||
2000 |
5-11.04 |
Жвачники-сигаретчики |
Бюджетообразую-щий |
Виртуальный |
Симулированный, имитированный с помощью компьютера |
Озончик |
Вице-спикер |
Дедушка Боря |
О Б.Н. Ельцине |
||
Политфилология |
Клонировать |
Рейтинг |
Степень популярности кого-л., устанавливаемая путем социологических опросов |
||
Путинская эпоха |
Мобильник |
||||
Суперлиберал |
Ноу-хау |
||||
Олигарх |
|||||
Политтехнолог |
|||||
Политтусовка |
|||||
Попса |
|||||
Рэп |
|||||
Силовики |
|||||
Тишот-дизайн |
|||||
Турфирма |
|||||
Федерал |
|||||
Фитнес-центр |
|||||
Шорт-лист |
|||||
Штрих-код |
|||||
2005 |
22-28.06 |
Арт-продукция |
Бизнес-культура |
||
Лжеферменты |
Блокбастер |
||||
Суперменеджер |
Драйв |
||||
Телеклоунесса |
Киллер |
||||
Монетизация |
|||||
Ньюсмейкер |
|||||
«Пентиум» |
|||||
Петросяне |
|||||
Попсовик |
|||||
Сайт |
|||||
Электрошокер |
|||||
VIP-зона |
|||||
2010 |
13.10 |
Глобалрашенсы |
Блог |
Форум |
То же, что веб-форум |
Телеиск |
Бэкграунд |
||||
Гендер |
|||||
Инноград |
|||||
Креатив |
|||||
Постчеловек |
|||||
Соцсеть |
|||||
Топ-5 |
|||||
Френд |
|||||
Чат |
|||||
Эсэмэска |
|||||
2015 |
4-10.02 |
Левиамайдан |
Антимайдан |
||
Мультисторонность |
Гуглить |
||||
Суперсканер |
Крымнашист |
||||
Телехохот |
Лайк |
||||
Фиатик |
Сисадмин |
||||
Фанфик |
|||||
Фейсбук |
|||||
Фейсбучная лента |
|||||
Фейсконтроль |
|||||
2020 |
21-27.10 |
Видео-контентор |
Брексит |
«Корона» |
COVID-19 |
Стихопатство |
ИГИЛ |
Масочник |
Сторонник ношения медицинской маски в период пандемии коронавирусной инфекции |
||
Колл-центр |
Самоизоля-ция |
Комплекс ограничительных мер для населения, которые вводит правительство для борьбы с распространением опасного заболевания |
|||
Солсберийцы |
|||||
Топовый |
|||||
ТОРС-ков |
|||||
Трампист |
|||||
Трейлер |
|||||
Фейк |
Приложение 3
Некоторые из неологизмов журнала «Юность»
Приложение 4. Словарик неологизмов
Андегра́унд, [дэ], м. 1. Направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них. Субкультура андеграунда. 2. Представители такового направления в культуре и искусстве. Будущий писатель-андеграунд. 3. Работы и произведения таких авторов. Запомнить!Также возможно написание андерграунд.
Блокба́стер, [тэ и те], м. Дорогостоящий кинофильм с масштабными съёмками, пользующийся необычайным успехом у зрителей и дающий большой кассовый сбор. Главный драматический блокбастер этого сезона.
Бре́ксит, [рэ], м. Выход Великобритании из Европейского Союза. В русском языке, да и в других языках тоже, от слова Брексит образовался глагол брексить – прощаться, но не уходить. Встречается также написание Брекзит.
Бэкгра́унд, м. 1. Всё относящееся к жизненным факторам, наложившим отпечаток на человека (происхождение, условия жизни, воспитание и т.п.). Бэкграунд социолога. 2. Инструментальное или вокальное сопровождение. 3. Фон, заливка, задний план (в дизайне или кинематографии). Современным фразеологизмом можно считать прочный бэкграунд – то есть у человека есть большие познания и опыт в этом деле, он признанный профессионал.
В ай-фа́й, нескл., м. Технология беспроводной локальной сети для передачи цифровой информации по радиоканалам. Бесплатный вай-фай. Пароль от вай-фай. Рекомендуется!В официальных текстах лучше использовать английское написание Wi-Fi. В неофициальных и публицистических текстах допускается использование русского написания вай-фай или вайфай.
Гу́глить. Искать информацию в Интернете при помощи поисковой системы Google или, более обще, при помощи любой поисковой системы. Загуглить в поисковике. Запомнить!Допустимым произношением считается выделение ударением последнего слога: гугли́ть.
Ди́лер, м. - 1. Частное лицо, фирма или банк, занимающиеся куплей-продажей товаров (ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов) и действующие от своего имени и за свой счёт. 2. Лицо, связанное с какой-либо компанией и выполняющее посреднические функции на рынке ценных бумаг в интересах этой компании. Официальный дилер продукции известного бренда. 3. Предприниматель, торгующий в розницу продукцией, которую он закупил оптом. Я напрямую работаю с дилером товаров для кондитеров. Запомнить!При склонении слова дилер ударение всегда падает на первый слог (ди́леры).
Драйв, м. 1. Приподнятое психологическое состояние, удовольствие, удовлетворение, сильная эмоция, а также то, что создаёт это состояние. Получить драйв. 2. Чувственная, энергичная манера исполнение в музыки, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа. Звучать без особого драйва. Данное слово не употребляется во множественном числе.
И нногра́д, м. Населённый пункт, в котором располагаются предприятия и фирмы, занимающиеся инновационными разработками. Руководитель иннограда.
К ол-це́нтр, м. Организация или отдел, занимающиеся обработкой обращений и информированием по голосовым каналам связи. Обратиться в кол-центр. Более обобщающим словомможно считать контакт-центр – организацию или отдел, занимающиеся обработкой обращений и информированием не только по голосовым каналам связи (по телефону), но ещё и по электронной или обычной почте, факсу, мессенджерам и т.п.
Лайк, м. Кнопка для того, чтобы отметить публикацию в социальных сетях или блоге как понравившуюся, сама такая отметка. Собрать кучу лайков.
Ньюсме́йкер, [мэ], м. 1 Человек — обычно политический деятель, актёр, спортсмен и т.п., в интересующий широкий круг общества и потому ставший объектом пристального внимания со стороны представителей средств массовой информации. Стать внезапно ньюсмейкером. 2. Журналист, создающий новостные программы. Он со всех сторон осаждается ньюсмейкерами.
П околе́ние next, ср. Поколение людей, родившихся примерно с 1981 по 1996 год, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Поколение next современного мира. Синонимами словосочетания являются миллениалы, поколение Y, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры.
Постчелове́к, м. Гипотетический образ человека будущего, потерявшего человеческий облик из-за научно-технического вмешательства в свой организм. Во множественном числе слово изменяется как постлюди.
Репо́ст, м. Вторичная публикация сообщения другого пользователя соцсети или блога без его изменения, со ссылкой на исходную публикацию. Сделать репост.
Самоизоля́ция, ж. 1. Уход от контактов с людьми и внешним миром (в психиатрии). 2. Направление во внешней политике, связанное с искусственным возведением барьеров, препятствующих развитию внешней торговли, внешнеэкономического сотрудничества. 3. Комплекс ограничительных мер для населения, которые вводит правительство для борьбы с распространением опасного заболевания (в настоящее время – в связи с пандемией COVID-19). Ввести самоизоляцию в регионе. Быть на самоизоляции.
Сисадми́н, м. Сокр. от системный администратор – специалист, занимающийся наладкой и поддержанием работоспособности компьютерной сети, парка компьютеров, серверного оборудования. Устроиться сисадмином.
С оинве́стор, м. Лицо, производящее инвестицию совместно с другим лицом (в сфере недвижимости). Запомнить!При склонении слова соинвестор ударение всегда падает на букву е (соинве́сторы).
Стретч, [рэ], м. 1. Хорошо тянущийся материал для пошива одежды. 2. Растягивающаяся полиэтиленовая плёнка, служащая для упаковки товаров или грузов. Упаковать коробки в стретч.
Стрим, м. 1. Прямая трансляция в Интернете. Стриминговая платформа (прил.) 2. Мейнстри́м[мэ]– основное направление развития в какой-либо области в определённый момент. Мейнстрим в постмодернизме.
Телегра́мщик, м. Автор канала в мессенджере Telegram. Начинающие и опытные телеграмщики.
Т и́зер, м. – 1. Небольшой ролик, включающий, как правило, несколько отснятых кадров, о картине, которая только начала сниматься, целью которого является возбудить интерес потенциальных зрителей к будущему фильму. Выход первого тизера. 2. Всякий рекламный ролик, плакат, постер для возбуждения интереса покупателя к ещё не выпущенному продукту. Тизер нового бренда. В русском языке на основе снова тизер образовались такие слова, как тизерить (намеками рекламировать будущее событие, продукт), тизерный (относящийся к тизеру).
Тишо́т-диза́йн, м. Создание и печать изображения на футболках и майках. Заниматься тишот-дизайном.
Т о́повый. Один из лучших; выдающийся; находящийся на вершине рейтинга. Топовый бренд. 2. Популярный, лидирующий. Топовая профессия.
Тре́йлер1, [рэ], м. 1.Прицеп для перевозки тяжёлых грузов. Погрузить автомобиль на трейлер. 2. Прицеп, специально оборудованный для проживания в нём. Жить в трейлере.
Тре́йлер2, [рэ], м. Видеоролик, состоящий из наиболее зрелищных кадров, для рекламы ещё не вышедшего фильма. Выпустить трейлер за месяц до показа.
Фа́нфик, м. Любительское сочинение по мотивам известного оригинального литературного произведения, произведений киноискусства, компьютерных игр, комиксов и т. д. Писать фанфик. Синонимами этого слова являются жаргонизмы фанфикшн, фэнфикш(э)н, фэнфик, фик.
Фейк, [фэ], м. Намеренная ложь, не соответствующая действительности, подделка, фальсификация, дезинформация. Проверьте информацию, чтобы это был не фейк. Запомнить! Допускается и написание фэйк, однако согласно нормам русского языка правильно писать фейк.
Фейсконтро́ль, [фэ], м. Проверка соответствия дресс-кода правилам и установлениям для посетителей определённых заведений и организаций. Пройти фейсконтроль. Жесткий фейсконтроль. Запомнить!Допускается написание фэйсконтроль или фейс-контроль.
Флешбэ́к, [лэ], м. Художественный приём, прежде всего в кинематографии, заключающийся в том, что повествование ненадолго прерывается для показа каких-либо предшествующих событий. Наполнить фильм флешбэками. Запомнить! Написание флэшбек считается ненормативным.
Френд, [рэ], м. 1. То же, что друг, приятель. Там френд меня ждёт. 2. Подписчик в какой-либо социальной сети или блога. Рекомендуется не употреблять данное слово в официальных текстах. Возможно также и написание фрэнд.
Х у́ди, нескл., ср. Спортивная толстовка без молнии с имеющим шнуровку-утяжку капюшоном и, чаще всего, скрытыми боковыми карманами. Одень поверх футболки худи. Также возможно причисление слова худи как к женскому, так и к мужскому роду, так как фиксирования слова в словарях пока что нет.
Чат, м. Обмен сообщениями в режиме реального времени через информационную сеть; виртуальное место встречи в Интернете. Общий чат. Участник чата.
Шорт-ли́ст, м. Список отобранных и наиболее вероятных кандидатов или творческих работ на главный приз. Работа попала в шорт-лист. Запомнить!При склонении слова шорт-лист ударение будет падать на окончание слова лист (шорт-листа́, шорт-листо́м.)
Юту́бер, м. Видеоблогер, снимающий и выкладывающий свои видео в приложении YouTube. Невероятно популярный ютубер. Особенностью значения этого слова является то, что ютубером называют человека, у которого аккаунт на YouTube является единственным или основным, то есть человека, «специализирующегося» именно на этой платформе.