ВВЕДЕНИЕ
Всё началось с того, что на глаза мне попались строки:
«Чтобы от дома не удаляться,
Чувства в сосуде должны сохраняться».
Я подумала, что сосуд для чувств – это наша душа. Но российский поэт Генрих Ужегов высказал иную точку зрения, которая мне тоже понравилась:
«Стихи – сосуд, в котором наши чувства
Приобретают контуры души,
Писать стихи – великое искусство:
– Не веришь? Ну, попробуй, напиши!»
В том, что стихи писать нелегко, я не сомневалась, потому что в течение четырёх лет обучения в начальной школе я и мои одноклассники неоднократно прибегали к выражению своих мыслей в стихотворной форме, и всегда это было трудным, но интересным делом.
А существуют ли определённые правила, с помощью которых можно научиться писать стихи? Умение выразить чувства кратко, точно, доходчиво в современной жизни, насыщенной быстрой сменой событий, весьма актуально.
Так родилась тема моей работы «Сосуд, в котором наши чувства, или Как учиться писать стихи».
Конечно, существуют специальные учебники, которые учат взрослых правилам стихосложения. А могут ли учащиеся младших классов освоить эту науку, пользуясь доступными правилами? Попробуем узнать!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель моей работы – выяснить, могут ли учащиеся начальных классов научиться писать стихи, пользуясь доступными их возрасту правилами.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
изучить информацию об основах стихосложения;
разработать памятку «Как учиться писать стихи»;
проверить эффективность рекомендаций по стихосложению на практике.
Гипотеза: учащиеся начальных классов могут научиться писать стихи, следуя рекомендациям по стихосложению.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, анализ, синтез.
ГЛАВА 1Знакомство с поэзией
Из словаря русского языка С.И.Ожегова я узнала, что стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах.[2, с.667]
Часто мы считаем слова «стихотворение» и «стих» одинаковыми по смыслу. Стих – это только одна строка стихотворения. Стихи объединяются в строфы. [2, с.667]
Строфа – это несколько стихов (строчек), связанных по смыслу.[2, с.673]
Для стихотворения характерно наличие рифмы и ритма.
Из статьи «Почему поэзия на тысячи лет древнее прозы»[6] я узнала, что поэзия возникла раньше прозы на целые тысячелетия. Самые древние произведения писались только в стихах, потому что так легче было запоминать и передавать информацию. Лишь к XIX веку эти области сравнялись по значению.
Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека.
Из своего жизненного опыта я убедилась, что сочинение стихов помогает высказать свои чувства кратко, точно, делая речь более выразительной, музыкальной.
В статье Г.Ужегова я прочитала, что есть люди, обладающие поэтическим даром. Но даже они не смогут быть поэтами, если не будут знать законов стихосложения.[7]
Поэтому я стала знакомиться с этими законами.
ГЛАВА 2 Секреты стихосложения
2.1Рифма
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.[2, с.591]
Рифма бывает:
мужская –порА-дворА(ударение падает на последний слог);
женская –гОры-взОры (ударение падает на предпоследний слог).
Есть и другие виды рифм.
2.2 Способы рифмовки
а) Парная – ААББ (рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки).
По опушке шла весна,
Вёдра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке,
Опрокинулись ведёрки.
б) Перекрестная - АБАБ (рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки).
Зима недаром злится:
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
в) Кольцевая – АББА (рифмуются 1и 4, 2 и 3 строки).
И там я был, мёд, пиво пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
Есть и другие способы рифмовки.
2.3 Ритм
Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов.
В стихотворении это чередование ударных и безударных слогов. Ритм можно простучать, промаршировать. [2, с.591]
Я думаю, каждый это свойство обнаружил, как только научился говорить и выучил первые стихи.
А теперь я узнала: если обозначить ударный слог (/), а безударный (-), то у известной детской песенки получится такой графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
2.4 Ценность стихотворения
Я считаю, что она выражается в построении стихотворения так, чтобы в немногословной форме:
- суметь сконцентрировать внимание читателя на главной мысли;
- вызвать чувства, стремления, вдохновение.
ГЛАВА 3 Этапы обучения стихосложению
Всё в жизни имеет свой порядок. Стихосложение тоже подчиняется своему плану. Изучив и проанализировав имеющуюся информацию, я решила расположить этапы обучения стихосложению в таком порядке:
а) понять отличие стихотворной речи от прозы (рифма, ритм);
б) познать законы рифмы и ритма;
в) развивать образное воображение;
г) выполнять специальные тренировочные упражнения. [5, 8]
ГЛАВА4 Составление памятки «Как учиться писать стихи»
Мне интересно знать секреты стихосложения, а нужно ли это ребятам моего класса? Их мнение я узнала из ответов анкеты, в которой было два вопроса:
1. Пробовали вы хоть раз в жизни выражать свои мысли в стихотворном виде? (57% ребят ответили утвердительно.)
2. Хотите ли вы научиться сочинять стихи? (76% ответили «да».)
Ценность моего исследования возросла. Я взялась за составление памятки «Как учиться писать стихи». Для этого я изучила различные источники, связанные с правилами стихосложения. Были среди них сложные, в которых мы разберёмся, наверно, только в старших классах.Что-то я взяла из своего опыта, и составила памятку для начинающих поэтов.(Приложение А)
ГЛАВА5 Стихи собственного сочинения
Следуя памятке, мы с ребятами нашего класса попробовали сочинять стихи. И вот что из этого получилось.
Осенняя история
Однажды за окошком
Увидел я картинку…
Летит листок осенний,
А следом паутинка.
На веточке берёзы
Родился милый странник,
На все четыре стороны
Летит он, как ни странно.
Вдруг протянуло солнышко
Свой лучик непростой,
И стал листок волшебный,
Стал, словно золотой.
Но все другие листья
Взметнулись в туче ярости:
«Мы, почему обычные?
Такими быть до старости?»
Тут солнце осветило
Их самым нежным светом.
И в благодарность листики
Златым сияют цветом! (Богданов Богдан)
Другие мои одноклассники тоже попробовали сочинять свои стихи. (Приложение Б)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе создания своих стихов авторы выражали разные чувства: нежность, возмущение, сочувствие, сострадание, гордость, надежду, восторг, радость. И все они отражали душу их создателя и содержались в едином сосуде – стихах!
Гипотеза о том, что учащиеся начальных классов могут научиться писать стихи, следуя рекомендациям по стихосложению,подтвердилась.
Закончив своё исследование, я ещё раз убедилась в справедливости пословицы: «Глаза страшатся, а руки делают». Приложив силы, можно добиться любой цели!
В перспективе мне было бы интересно познакомиться с тайнами белых стихов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 т. Т.26. – Москва: ООО «Издательство Астрель», 2010. – 504 с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка.– Москва: «Русский язык», 1984.– 667с.
Чудакова, Н.В. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (литература). – Москва: «АСТ-ЛТД», 1997. – 448 с.
Чуковский, К.И. От двух до пяти. – Москва: «Планета детства», 1999. – 704 с.
Как научить вашего ребёнка писать стихи.(Официальный сайт Узоровой О. – [Электронный ресурс]. – Код доступа:https://uzorova-nefedova.ru/kak-nauchit-vashego-rebenka-pisat-stihi
Почему поэзия на тысячи лет древнее прозы. – [Электронный ресурс]. –Код доступа: zen.yandex.ru›
Ужегов, Г.Н. Уроки стихосложения.– [Электронный ресурс]. – Код доступа: Словарь рифм http://stihi.ru/avtor/velstran13
Школа поэтического мастерства. – [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www.stihi.ru/author.html.velstran
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПАМЯТКА «КАК УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ»
Часть І. Теория
1. Рифма (созвучие слов на конце стихотворных строк)
Совпадут у строк хвосты,
Значит, рифму выбрал ты.
Рифма бывает:
мужская рифма - порА-дворА (ударение падает на последний слог);
женская рифма -гОры-взОры-спОры-штОры (ударение падает на предпоследний слог).
Способы рифмовки:
парная – ААББ (рифмуются 1и 2, 3 и 4 строки);
перекрёстная - АБАБ (рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки);
кольцевая – АББА (рифмуются 1и 4, 2 и 3 строки).
2. Ритм (чередование ударных и безударных слогов. Его можно простучать, промаршировать.)
Чередование слогов –
И вот вам ритм уже готов.
Его прохлопать, простучать,
А можно промаршировать.
Если обозначить ударный слог (/), а безударный (-) , то получим вот такую ритмическую структуру этого стихотворения:
- - - /- - - /
- - - /- - - /
3. Краткость, точность (чтобы сконцентрировать внимание читателя на главном.)
Очень точным нужно быть,
Мысли кратко изложить.
4. Пробуди чувства читателя (это главная ценность стихотворения)
Высшая степень искусства -
Будить у читателя чувства!
Часть ІІ. Практика
1. Чаще читать стихи поэтов-классиков и современников.
2. В момент ожидания в очереди или сидя в транспорте, можно просто рифмовать слова.
3. Упражнение «Лёгкий стих» (придумать первую, пусть даже бессмысленную строчку, и продолжить, добавляя к ней всё, что приходит в голову, стараясь чтобы «хвосты» каждой строки были одинаковые.)
Светит солнышко в окно,
Встала я уже давно,
Что мне делать, всё равно,
Может быть, пойти в кино? (Продолжать, пока запас рифм не иссякнет.)
4. Упражнение "Стихи на выбранную тему"
Выбрать тему. Записать в строчку все ассоциации, связанные с ней. Например (осень, окошко, летит, листок, паутинка…).
Однажды за окошком увидел я картинку…
Летит листок осенний, а следом паутинка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СТИХИ УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА
Да будет мир!
Я, к счастью, войны той кровавой не знаю,
Но фильмы смотрю, о ней книги читаю,
А многих героев по имени знаю.
При слове «война» чётко я представляю:
Солдат, ополченцев в неравном бою,
За Родину жизнь там отдавших свою.
Они защищали родную страну –
Поклонимся всем, кто сражался в войну!
Нельзя забывать это страшное слово,
Иначе придёт она, подлая, снова!
Я очень хочу, чтоб на нашей планете
Не ведали ужаса взрослые, дети!
Пусть в каждой стране будет мир и покой!
И сбудется пусть вот наказ мой такой! (Сёмчена Мария)
Зимние мысли
Осень уходит, зима на носу!
Снежинки, сосульки ждут детвору,
Крепость, сугробы, а вот снеговик,
С горки весёлый доносится крик…
Зимой для детей все забавы важны!
Главное, будьте здоровы, дружны!
(Гаврилова Мария, Розанцева Софья)
Забота о растениях
Растения, растения,
Любимые растения,
Вы дарите прекрасные
Для жизни нам мгновения.
Фиалки, орхидеи
В вазончиках стоят
И об одном настойчиво,
Неслышно говорят:
«Взгляните, пожалейте,
Полейте нас, полейте!»
Об этом я не забываю,
Цветы всегда в срок поливаю! (Демьянович Захар)
Быть живым
Бывает так, что смотришь и стыдишься
В глаза животных, даже не людей.
Уводишь взгляд свой в сторону и злишься,
Пытаясь обо всём забыть скорей.
Забыть, стереть из памяти страданья
Унылых, никому не нужных, но живых
Животных, обречённых на скитанья
Людьми, которым и неведом стыд.
Как разобрать кольцо немых страданий?
Как дать им кров, любовь, покой?
Как сделать так, чтоб люди испытали
Сполна всю их мучений боль?
Тогда, возможно, будет по-другому.
Тогда, наверно, станем понимать,
Что, причиняя боль всему живому,
Мы сами будем искренне страдать.(Пускова Кира)
Война
Вот 41-й год идёт,
Ничто беды не предвещает…
Но летом утро настаёт,
Когда все – спят, а по земле война – шагает.
Гуляли перед этим дотемна.
А ранним утром вдруг небесная атака.
Никто не знал, что началась война,
Что подло так фашист полезет в драку.
Взрывались мины под ногами
И бомбы падали с небес,
Война измерена и горем, и слезами,
Здесь без борьбы не ожидать чудес!
Победу мы упрямо приближали!
Ценою жизней, знай, достигнута она!
Живи, трудись теперь без горя и печали,
Историю забудешь – вновь придёт война! (Демьянович Захар)