Сосуд, в котором наши чувства, или как учиться писать стихи

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сосуд, в котором наши чувства, или как учиться писать стихи

Сёмчена М.В. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Климкович А.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Всё началось с того, что на глаза мне попались строки:

«Чтобы от дома не удаляться,

Чувства в сосуде должны сохраняться».

Я подумала, что сосуд для чувств – это наша душа. Но российский поэт Генрих Ужегов высказал иную точку зрения, которая мне тоже понравилась:

«Стихи – сосуд, в котором наши чувства

Приобретают контуры души,

Писать стихи – великое искусство:

– Не веришь? Ну, попробуй, напиши!»

В том, что стихи писать нелегко, я не сомневалась, потому что в течение четырёх лет обучения в начальной школе я и мои одноклассники неоднократно прибегали к выражению своих мыслей в стихотворной форме, и всегда это было трудным, но интересным делом.

А существуют ли определённые правила, с помощью которых можно научиться писать стихи? Умение выразить чувства кратко, точно, доходчиво в современной жизни, насыщенной быстрой сменой событий, весьма актуально.

Так родилась тема моей работы «Сосуд, в котором наши чувства, или Как учиться писать стихи».

Конечно, существуют специальные учебники, которые учат взрослых правилам стихосложения. А могут ли учащиеся младших классов освоить эту науку, пользуясь доступными правилами? Попробуем узнать!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель моей работы – выяснить, могут ли учащиеся начальных классов научиться писать стихи, пользуясь доступными их возрасту правилами.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

изучить информацию об основах стихосложения;

разработать памятку «Как учиться писать стихи»;

проверить эффективность рекомендаций по стихосложению на практике.

Гипотеза: учащиеся начальных классов могут научиться писать стихи, следуя рекомендациям по стихосложению.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, анализ, синтез.

ГЛАВА 1Знакомство с поэзией

Из словаря русского языка С.И.Ожегова я узнала, что стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах.[2, с.667]

Часто мы считаем слова «стихотворение» и «стих» одинаковыми по смыслу. Стих – это только одна строка стихотворения. Стихи объединяются в строфы. [2, с.667]

Строфа – это несколько стихов (строчек), связанных по смыслу.[2, с.673]

Для стихотворения характерно наличие рифмы и ритма.

Из статьи «Почему поэзия на тысячи лет древнее прозы»[6] я узнала, что поэзия возникла раньше прозы на целые тысячелетия. Самые древние произведения писались только в стихах, потому что так легче было запоминать и передавать информацию. Лишь к XIX веку эти области сравнялись по значению.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека.

Из своего жизненного опыта я убедилась, что сочинение стихов помогает высказать свои чувства кратко, точно, делая речь более выразительной, музыкальной.

В статье Г.Ужегова я прочитала, что есть люди, обладающие поэтическим даром. Но даже они не смогут быть поэтами, если не будут знать законов стихосложения.[7]

Поэтому я стала знакомиться с этими законами.

ГЛАВА 2 Секреты стихосложения

2.1Рифма

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.[2, с.591]

Рифма бывает:

мужская –порА-дворА(ударение падает на последний слог);

женская –гОры-взОры (ударение падает на предпоследний слог).

Есть и другие виды рифм.

2.2 Способы рифмовки

а) Парная – ААББ (рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки).

По опушке шла весна,

Вёдра с дождиком несла,

Оступилась на пригорке,

Опрокинулись ведёрки.

б) Перекрестная - АБАБ (рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки).

Зима недаром злится:

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

в) Кольцевая – АББА (рифмуются 1и 4, 2 и 3 строки).

И там я был, мёд, пиво пил,

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел и кот учёный,

Свои мне сказки говорил.

Есть и другие способы рифмовки.

2.3 Ритм

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов.

В стихотворении это чередование ударных и безударных слогов. Ритм можно простучать, промаршировать. [2, с.591]

Я думаю, каждый это свойство обнаружил, как только научился говорить и выучил первые стихи.

А теперь я узнала: если обозначить ударный слог (/), а безударный (-), то у известной детской песенки получится такой графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.

  / - / - / - /
  / - / - / - /
  / - / - / - /
  / - / - / - /

2.4 Ценность стихотворения

Я считаю, что она выражается в построении стихотворения так, чтобы в немногословной форме:

- суметь сконцентрировать внимание читателя на главной мысли;

- вызвать чувства, стремления, вдохновение.

ГЛАВА 3 Этапы обучения стихосложению

Всё в жизни имеет свой порядок. Стихосложение тоже подчиняется своему плану. Изучив и проанализировав имеющуюся информацию, я решила расположить этапы обучения стихосложению в таком порядке:

а) понять отличие стихотворной речи от прозы (рифма, ритм);

б) познать законы рифмы и ритма;

в) развивать образное воображение;     

г) выполнять специальные тренировочные упражнения. [5, 8]

ГЛАВА4 Составление памятки «Как учиться писать стихи»

Мне интересно знать секреты стихосложения, а нужно ли это ребятам моего класса? Их мнение я узнала из ответов анкеты, в которой было два вопроса:

1. Пробовали вы хоть раз в жизни выражать свои мысли в стихотворном виде? (57% ребят ответили утвердительно.)

2. Хотите ли вы научиться сочинять стихи? (76% ответили «да».)

Ценность моего исследования возросла. Я взялась за составление памятки «Как учиться писать стихи». Для этого я изучила различные источники, связанные с правилами стихосложения. Были среди них сложные, в которых мы разберёмся, наверно, только в старших классах.Что-то я взяла из своего опыта, и составила памятку для начинающих поэтов.(Приложение А)

ГЛАВА5 Стихи собственного сочинения

Следуя памятке, мы с ребятами нашего класса попробовали сочинять стихи. И вот что из этого получилось.

Осенняя история

Однажды за окошком

Увидел я картинку…

Летит листок осенний,

А следом паутинка.

На веточке берёзы

Родился милый странник,

На все четыре стороны

Летит он, как ни странно.

Вдруг протянуло солнышко

Свой лучик непростой,

И стал листок волшебный,

Стал, словно золотой.

Но все другие листья

Взметнулись в туче ярости:

«Мы, почему обычные?

Такими быть до старости?»

Тут солнце осветило

Их самым нежным светом.

И в благодарность листики

Златым сияют цветом! (Богданов Богдан)

Другие мои одноклассники тоже попробовали сочинять свои стихи. (Приложение Б)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе создания своих стихов авторы выражали разные чувства: нежность, возмущение, сочувствие, сострадание, гордость, надежду, восторг, радость. И все они отражали душу их создателя и содержались в едином сосуде – стихах!

Гипотеза о том, что учащиеся начальных классов могут научиться писать стихи, следуя рекомендациям по стихосложению,подтвердилась.

Закончив своё исследование, я ещё раз убедилась в справедливости пословицы: «Глаза страшатся, а руки делают». Приложив силы, можно добиться любой цели!

В перспективе мне было бы интересно познакомиться с тайнами белых стихов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 т. Т.26. – Москва: ООО «Издательство Астрель», 2010. – 504 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка.– Москва: «Русский язык», 1984.– 667с.

Чудакова, Н.В. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (литература). – Москва: «АСТ-ЛТД», 1997. – 448 с.

Чуковский, К.И. От двух до пяти. – Москва: «Планета детства», 1999. – 704 с.

Как научить вашего ребёнка писать стихи.(Официальный сайт Узоровой О. – [Электронный ресурс]. – Код доступа:https://uzorova-nefedova.ru/kak-nauchit-vashego-rebenka-pisat-stihi

Почему поэзия на тысячи лет древнее прозы. – [Электронный ресурс]. –Код доступа: zen.yandex.ru›

Ужегов, Г.Н. Уроки стихосложения.– [Электронный ресурс]. – Код доступа: Словарь рифм http://stihi.ru/avtor/velstran13

Школа поэтического мастерства. – [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www.stihi.ru/author.html.velstran

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПАМЯТКА «КАК УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ»

Часть І. Теория

1. Рифма (созвучие слов на конце стихотворных строк)

Совпадут у строк хвосты,

Значит, рифму выбрал ты.

Рифма бывает:

мужская рифма - порА-дворА (ударение падает на последний слог);

женская рифма -гОры-взОры-спОры-штОры (ударение падает на предпоследний слог).

Способы рифмовки:

парная – ААББ (рифмуются 1и 2, 3 и 4 строки);

перекрёстная - АБАБ (рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки);

кольцевая – АББА (рифмуются 1и 4, 2 и 3 строки).

2. Ритм (чередование ударных и безударных слогов. Его можно простучать, промаршировать.)

Чередование слогов –

И вот вам ритм уже готов.

Его прохлопать, простучать,

А можно промаршировать.

Если обозначить ударный слог (/), а безударный (-) , то получим вот такую ритмическую структуру этого стихотворения:

- - - /- - - /

- - - /- - - /

3. Краткость, точность (чтобы сконцентрировать внимание читателя на главном.)

Очень точным нужно быть,

Мысли кратко изложить.

4. Пробуди чувства читателя (это главная ценность стихотворения)

Высшая степень искусства -

Будить у читателя чувства!

Часть ІІ. Практика

1. Чаще читать стихи поэтов-классиков и современников.

2. В момент ожидания в очереди или сидя в транспорте, можно просто рифмовать слова.

3. Упражнение «Лёгкий стих» (придумать первую, пусть даже бессмысленную строчку, и продолжить, добавляя к ней всё, что приходит в голову, стараясь чтобы «хвосты» каждой строки были одинаковые.)

Светит солнышко в окно,

Встала я уже давно,

Что мне делать, всё равно,

Может быть, пойти в кино? (Продолжать, пока запас рифм не иссякнет.)

4. Упражнение "Стихи на выбранную тему"

Выбрать тему. Записать в строчку все ассоциации, связанные с ней. Например (осень, окошко, летит, листок, паутинка…).

Однажды за окошком увидел я картинку…

Летит листок осенний, а следом паутинка.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

СТИХИ УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА

Да будет мир!

Я, к счастью, войны той кровавой не знаю,

Но фильмы смотрю, о ней книги читаю,

А многих героев по имени знаю.

При слове «война» чётко я представляю:

Солдат, ополченцев в неравном бою,

За Родину жизнь там отдавших свою.

Они защищали родную страну –

Поклонимся всем, кто сражался в войну!

Нельзя забывать это страшное слово,

Иначе придёт она, подлая, снова!

Я очень хочу, чтоб на нашей планете

Не ведали ужаса взрослые, дети!

Пусть в каждой стране будет мир и покой!

И сбудется пусть вот наказ мой такой! (Сёмчена Мария)

Зимние мысли

Осень уходит, зима на носу!

Снежинки, сосульки ждут детвору,

Крепость, сугробы, а вот снеговик,

С горки весёлый доносится крик…

Зимой для детей все забавы важны!

Главное, будьте здоровы, дружны!

(Гаврилова Мария, Розанцева Софья)

Забота о растениях

Растения, растения,

Любимые растения,

Вы дарите прекрасные

Для жизни нам мгновения.

Фиалки, орхидеи

В вазончиках стоят

И об одном настойчиво,

Неслышно говорят:

«Взгляните, пожалейте,

Полейте нас, полейте!»

Об этом я не забываю,

Цветы всегда в срок поливаю! (Демьянович Захар)

Быть живым

Бывает так, что смотришь и стыдишься

В глаза животных, даже не людей.

Уводишь взгляд свой в сторону и злишься,

Пытаясь обо всём забыть скорей.

Забыть, стереть из памяти страданья

Унылых, никому не нужных, но живых

Животных, обречённых на скитанья

Людьми, которым и неведом стыд.

Как разобрать кольцо немых страданий?

Как дать им кров, любовь, покой?

Как сделать так, чтоб люди испытали

Сполна всю их мучений боль?

Тогда, возможно, будет по-другому.

Тогда, наверно, станем понимать,

Что, причиняя боль всему живому,

Мы сами будем искренне страдать.(Пускова Кира)

Война

Вот 41-й год идёт,

Ничто беды не предвещает…

Но летом утро настаёт,

Когда все – спят, а по земле война – шагает.

Гуляли перед этим дотемна.

А ранним утром вдруг небесная атака.

Никто не знал, что началась война,

Что подло так фашист полезет в драку.

Взрывались мины под ногами

И бомбы падали с небес,

Война измерена и горем, и слезами,

Здесь без борьбы не ожидать чудес!

Победу мы упрямо приближали!

Ценою жизней, знай, достигнута она!

Живи, трудись теперь без горя и печали,

Историю забудешь – вновь придёт война! (Демьянович Захар)

Просмотров работы: 40