I.Введение:
Актуальность темы:
Тема моего исследования интересна и актуальна, так как все ученики пишут по-разному: кто-то красиво, кто-то небрежно. Всех учащихся в начальной школе обучают писать одинаково: красиво, с наклоном вправо и разборчиво, но спустя некоторое время, большинство людей начинают видоизменять свой почерк. Существующие проблемы с почерком, как правило, списывают на неряшливость, но мало кто задумывается, почему так происходит.
Я решила выступить в роли графолога и выяснить, как характер учащихся в моем классе отражается в их почерке.
Цель:
Изучить зависимость характера человека и его почерка
Задачи:
1.Изучить литературу и определить степень зависимости почерка от характера человека
2.Исследовать почерк учащихся 4 «А» класса.
3.На основе исследования установить достоверность полученных результатов
Предмет исследования:
Тетради учащихся 4 «А» класса, почерк ребенка, с помощью которого, на основе графологического анализа, мы можем дать краткую характеристику основных черт его личности.
Объект исследования:
Учащиеся 4 «А» класса.
Предмет исследования:
Тетради учащихся 4 «А» класса.
II.Литературный обзор
2.1 Графология – это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать.
2.2 Характеристика почерка в графологическом анализе
Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, и имеют много друзей и знакомых, а у кого мелкий почерк, этот человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека. В почерке, как и в поведении, и в речи отражен внутренний мир человека.
Начиная с первого класса, всех учеников преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более индивидуальным.
Одинаковые интервалы между словами - это признак стабильности в отношениях с людьми. Меняющиеся или неодинаковые интервалы показывают непостоянство в отношениях с окружающими. Узкий пробел указывает на человека, который чувствует себя комфортно даже в тесном общении. Широкий пробел означает, что ученик большую часть времени предпочитает проводить в одиночестве. А умеренно ровные пробелы -признак зрелости и трезвого ума.
Интервалы между строками тоже несут много информации. Достаточно большой промежуток между строками (такой, чтобы буквы из одной строки не путались с буквами из другой) говорит о внимательности и сознательности человека. Средний интервал свидетельствует организованности и ясности ума. Путающиеся строки - признак неорганизованного мышления и эмоционального и умственного замешательства.
Ширина букв в почерке отражает самовосприятие, отношение к себе. Если сами буквы очень узкие, то такой человек с трудом выражает свои чувства и эмоции. Широкие буквы говорят о привычке с лёгкостью относиться к происходящему, всегда с радостью открывать для себя что - то новое и отсутствие чрезмерной самокритичности.
Почерк крупный говорит о том, что его обладатель легко находит с людьми общий язык.
Мелкий почерк говорит о замкнутости и скрытности человека.
Округлые, закруглённые буквы выдают такое качество характера, как отзывчивость и доброта.
Угловатые буквы - признак эгоистичности.
Сильный нажим свидетельствует об усидчивости, силе воли.
Слабый - неуверенный в себе человек.
Узорный почерк (чёткий, ровный, правильный, линии букв выведены точно, все завитушки и окончания чётко пририсованы) говорит о том, что перед нами обязательный, аккуратный, но несамостоятельный и бесхарактерный человек.
Крупный и размашистый почерк выдаёт натуру энергичную, трудоспособную, общительную. Этот человек умён, но добр и щедр до беспечности, поэтому окружающие активно этим пользуются в своих целях.
Ровные буквы, без излишеств (завитушки, хвостики и т.д) – спокойствие и уравновешенность человека.
Неразборчивым почерком обладают исполнительные, пунктуальные люди, но их деятельность мало успешна.
Мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, остром уме, точности в мелочах, хладнокровности и сдержанности. Это тонкие и умные собеседники, обладают чувством юмора. В экстренных случаях они берут инициативу в свои руки, действуют жёстко и эффективно.
Слитный почерк (все буквы связаны между собой) говорит о том, что человек обладает логическим складом ума.
Разрывистый почерк– признак развитой интуиции.
Если буквы расположенные выше строки, обладатель такого почерка романтичен и не видит людских недостатков. Если буквы наползают на строку, а затем сползают вниз, значит, человек практичный, материалист и он удачен в коммерческих целях. Почерк наклонен вправо (более40-45градусов), такой человек обидчив и раним. Влево - почерк говорит о завышенной самооценке, желании быть в центре внимании. Строго вертикальный почерк характерен для лидеров, обладающих сильной волей; такие люди всегда знают, чего хотят.
Переносы могут дать следующую информацию. Человек, который не любит делать переносы и оставляет в конце строки большие пустые поля, он, скорее всего, слишком осторожен, осмотрителен. Строки, заполненные полностью, и при этом присутствует искажение последних букв (что бы уместить в строке), говорит о том, что обладатель такого почерка жаждет сочувствия, любви и понимания. Если строчки письма к концу поднимаются вверх, значит, человек решителен, но для достижения своих целей он не пойдёт «по головам». Этот человек будет честен при реализации задуманного. А в случае, когда строка сползает в конце вниз, то у людей наблюдается апатия, пессимизм, отсутствие инициативы. Неровная по всей длине строчка - признак спокойствия, рассудительности и здравомыслия. Если ученик оставляет по бокам листа большие поля, значит, он щедр, если же узкие – бережлив.
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
«О ЧЕМ ГОВОРИТ ПОЧЕРК?»
Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек. Исследовать почерк могут не только специалисты графологи, но и такие подростки, как я, заинтересовавшиеся этой темой. Я решила выступить в роли графолога и выяснить, как характер обучающихся моего класса 4 «А», отражается в их почерке.
Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ
При проведении анализа почерка учащихся 4 «А» класса мне потребовались их тетради, образцы почерка на чисто белых листах. При проведении исследования мне потребовалось 31 работа учащихся. Анализируя их работы, я получила необходимый результат, который мне дал понять, о чём говорит почерк ученика. (Приложение 1)
Характеристика почерка |
Баллы |
|
Размер букв |
Очень маленькие Маленькие Средние Крупные |
3 7 11 20 |
Наклон букв |
Левый Легкий влево Правый Резкий правый Прямое написание |
2 5 14 6 10 |
Форма букв |
Округлые Бесформенные Угловатые |
9 10 19 |
Направление почерка |
Строчки ползут вверх Строчки прямые Строчки сползают вниз |
16 12 1 |
Сила нажима |
Легкая Средняя Очень сильная |
8 15 21 |
Характер написания слов |
Соединение букв Отделение букв Смешанный стиль |
11 18 15 |
Общая оценка почерка |
Почерк старательный аккуратный Почерк неровный Почерк небрежный неразборчивый |
13 7 4 |
Сложим полученные баллы.
Группа № 1 (52-63): в большинстве жизненных ситуаций этот человек не смел и пассивен. По складу ума романтик и философ.
Группа № 2 (64-75): обладатель этого почерка решителен, хоть и часто рискует. Несмотря на лёгкий характер, не лишён чувства собственного достоинства.
Группа № 3 (76-87): почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
Группа № 4 (88-98): самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными), смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
Группа № 5 (99-109): индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одарённые личности, склонные к творчеству, изобретательству.
По результатам исследования было выявлено, что наибольшее количество учащихся в 4 «А» классе относится к группе №2и №3 (29%).Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь.
На втором месте группа № 4 (26 %)-Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели.
На третьем месте группа № 1 (13 %) Люди, обладающие подобным почерком, обычно оторваны от жизни, часто не способны справляться с трудными ситуациями, уходят в себя, в свои интересы. Болезненно воспринимают неудачи.
На четвертом месте группа № 5 (3,2%)-Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором.(Приложение 2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Изучая почерк ребят, я заметила, что почерки многих схожи наклоном, написанием букв, это происходит скорее потому, что нас обучает письму один учитель, мы воспитываемся в одном коллективе. С течением времени он может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь. В итоге проведенного исследования убедилась, что почерк зависит от характера человека, является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нём, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности
Список литературы:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Издательство: Мир и Образование Оникс,2009г
2.Практическая графология: как узнать характер по почерку. Составитель Елена Львовна Исаева. Издательство: Москва Рипол-Классик, 2010 г
3.Щеголев И.В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие, Питер,2007г.
Приложение 1. Мои исследования.
Приложение 2. Результаты исследования.
Группа № 1.
Группа № 2.
Группа № 3.
Группа № 4.
Группа № 5.