Город из букв, (На что похожи буквы?)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Город из букв, (На что похожи буквы?)

Шаль Т.Д. 1
1Филиала МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» (филиал)
Ермолаева И.Ю. 1
1Филиала МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Общение — это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Процесс общения может быть включен в различные виды деятельности человека и приобретать относительную самостоятельность. В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Таким образом, речь – это процесс общения людей, с помощью языка, а язык – это система знаков и символов.

Считаю данную тему актуальной, так как знание языка невозможно без знания его алфавита.

Цель работы – сравнить и изучить системы алфавитов русского языка, и (дактильного алфавита для глухонемых).

Задачи:

1) Дать определение понятию алфавит.

2) Изучить возникновение алфавита и истории азбуки жестов для глухонемых.

3) Сделать сравнительный анализ в алфавитах русского языка и дактильного алфавита для глухонемых, на примере эксперимента.

Методы:

Изучение и анализ литературы.

Сравнение, дактильной азбуки жестов и азбуки.

Наблюдение за экспериментом.

Гипотеза: Дактильная речь – это речь, воспроизводимая посредством специальных конфигураций пальцев и их движений, похожие на буквы алфавита.

Глава № 1. Характеристика Алфавита

Все живые языки имеют свой алфавит, в котором отражена история народа, его традиции. Становление любого алфавита – длительный процесс. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать широкий диапазон звуков голоса с помощью двадцати-тридцати отдельных букв.

Алфавит – это система письма, в соответствии с которым один символ (одна буква) соответствует одному звуку некоторого (Русского языка). Сегодня это самый распространенный в мире принцип письма.

В мире много алфавитов. Они очень разнообразны по внешнему виду, историческому происхождению. Большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв.

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 букв обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, 2 буквы (Ь и Ъ) не имеют звукового выражения.

Алфавит русского языка.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Алфавит в нынешнем представлении существует с 1942 года. Фактически же можно считать год 1918-й годом формирования современного русского алфавита — тогда он состоял из 32 букв (без буквы ё). Происхождение алфавита, согласно историческим документам, связано с именами Кирилл и Мефодий и относится к 9-му веку нашей эры. С момента происхождения и до 1918 года алфавит неоднократно менялся, вбирая и исключая знаки. Одно время он насчитывал более 40 букв. Русский алфавит также иногда называют русской азбукой.

Часто в письменной речи вместо буквы ё используют букву е. В большинстве случаев замена не вызывает затруднений у читающего, однако в некоторых контекстах необходимо использование буквы ё для избегания двусмысленности. Русские буквы являются именем существительным среднего рода. Стоит учитывать, что начертание букв зависит от шрифта.

Некоторые люди для запоминания количества букв в русском алфавите ассоциируют их с популярными фразами: «33 удовольствия», «33 несчастья», «33 коровы». Другие люди ассоциируют с фактами из своей жизни: живу в квартире номер 33, живу в регионе 33 (Владимирская область), играю в команде под номером 33 и подобными. И если число букв алфавита вновь забывается, то ассоциированные фразы помогают его вспомнить. Вероятно, и вам поможет?!

В современном мире придумано много возможностей для общения, это телефон, интернет множество мессенджеров, складывая буквы в слова мы можем, общаться, выражать свои мысли,

Изучение алфавита ребенком происходит примерно с 4-6 лет, множество писателей постарались, иллюстрировали свои книги, для быстрого изучения алфавита. Провели сравнительные образы предметов с написанием буквы. Придуманы четверостишия.

Дактильный алфавит

Для глухих и слабослышащих же людей, речь, как в таковой ее форме, недоступна. Но при этом они используют, одновременно, сразу две совершенно различные системы общения – жестовую речь и дактильную. Жестовая речь – это самостоятельный язык, который был создан для того, чтобы люди с нарушением слуха могли общаться друг с другом. Дактильная речь – это речь, воспроизводимая посредством специальных конфигураций пальцев и их движений. Хотя жестовая и дактильная речь является средством общения для глухих людей, придумали данную речь вовсе не глухие, как это ошибочно предполагают.

Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии 10-го века. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.

В средние века люди, дававшие обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой.

Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Всбра (М. de Vebra.)

В русском алфавите 33 знака. Такое же количество их и в русском дактильном алфавите.

Определенное положение пальцев соответствует той или иной букве русского алфавита.

Одни буквы русского дактильного алфавита имеют сходство с печатными знаками (г, л, м, о, с), другие являются воспроизведением в воздухе письменных начертании (о, д, з), третьи включают отдельные признаки письменного и печатного алфавита (условные): а, в, е, ё, ж, и, й, к, н, р ,п, н, т; у, ф, х, ш, щ, ц, ы, ъ, ъ, э, ю, я.

На основе русского дактильного алфавита созданы дактильные азбуки в ряде стран (Грузия, Азербайджан, Узбекистан).

С помощью дактильной речи воспроизводится не только общий смысл сообщения, но и его дословное содержание. При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии. Дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от письменной и устной форм речи. Дактильная речь подчиняется правилам не столько устной, сколько письменной речи. Дактильная речь воспринимается зрительно. Говорящий посредством дак-тильиого алфавита воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфографически. При дактилировании происходит не слушание речи, а чтение ручных изображений буквенного состава слова.

Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилирован-ных букв.

В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна. Дактильные алфавиты содержат количество знаков, соответствующее числу букв, имеющихся в алфавите того или иного языка. Распространение дактильного алфавита во всем мире среди глухих и использование его до настоящего времени - основательное доказательство жизненности этой формы словесной речи.

Глава № 2. Город из букв, использование азбуки глухонемых.

В первую очередь язык жестов необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.

Знание языка жестов позволяет педагогам обрести работу или дать образование тем, кто в нем нуждается. Зная алфавит глухонемых, можно поделиться секретной информацией в общественном месте. Когда необходимо соблюдать режим тишины, также может выручить пальцевой алфавит.

Алфавит глухонемых позволяет людям переживать все свойственные эмоции.

Дактильная система предназначена для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Значение дактильных знаков понятно только тем, кто усвоил соответствующий алфавит.

Дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи и воспринимать на слух ее образцы, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Это связано с тем, что первичным образом слова у слышащих детей является слуховой, а у глухих и слабослышащих – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (дактилированием, артикуляцией или письмом).

Глава № 3 Опытно экспериментальная часть

Итак, в процессе изучения материала выяснено, что словесной речью дети с нарушением слуха способны овладеть лишь в условиях специальных учереждений.

Я решил провести эксперимент по изучению русского дактильного алфавита на своих одноклассниках, возрастом 8-9 лет, без нарушений слуха.

Подготовительный этап

1 В эксперименте участвовало 10 человек, 5 девочек и 5 мальчиков.

2 Детей ознакомили, что такое дактильный алфавит.

3 Для эксперимента выданы два алфавита один с изображением букв, второй с изображением букв и фигур из пальцев, для самостоятельного изучения, и анализа сравнения между собой.

Основной этап

1 Детям повторили, что такое дактильный алфавит.

2 Детям было предложено продактелировать два слова: КУКЛА и ДОМ.

3 Четко дактилируя каждую дактилему (чтобы не смешивались при восприятии сходные дактильные буквы), говорящий в то же время дактилирует слово как целостную речевую единицу, плавно переходя от предыдущей дактильной буквы к последующей.

Заключительный этап

1 Произведено сравнение двух алфавитов. Анализ результата по сравнению букв показал, что у некоторых букв есть схожесть с фигурой из пальцев. Из 32 букв схожесть всего их 8 букв). Из 10 ребят, 4 ответили, что схожесть есть у 5 букв, 6 ребят ответили, что схожесть есть у 8 букв. Приложение №1.

2 Дети должны были дать ответ, на дактилируемые слова воспроизвести слова, вслух. КУКЛА, ДОМ. Приложение № 2. Со словом «КУКЛА» Затруднение вызвало у всех детей, в произношении слова. Не было проблем с отдельными буквами Л и А. т.к. буква А первая в алфавите ее быстрее запомнили, а буква Л похожа по написанию. Мальчиков дактильный алфавит заинтересовал больше, чем девочек.

Следующее слово «ДОМ». Так же затруднение вызвало у всех детей, в произношении слова. Не было проблем с отдельными буквами М. т.к. буква М похожа по написанию. А вот букву О узнали не все ребята, только 3 Человека, остальные ее перепутали с буквой, Ю, и Е.

Вывод эксперимента

Резюмируя результаты исследования, мои одноклассники познают речь легко, опираясь на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. И знание алфавита.

У детей с недостатками слуха, все-таки обучение дактильной речи лучше начинать с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью.

Мой эксперимент для одноклассников сделал занятие увлекательным-познавательным, информационно и эмоционально насыщенным. Моя гипотеза подтвердилась, что Дактильная речь – это речь, воспроизводимая посредством специальных конфигураций пальцев и их движений, некоторые похожи на буквы алфавита.

Заключение

Буквы- это знаки, обозначающие определенные звуки, т.е. это своеобразный код. Но, так как, люди с проблемами слуха не могут сопоставить написанную букву звук (они не слышат), то была разработана дактильная азбука, в которой так же 32 буквы и каждой букве алфавита соответствует жест. Дактильный язык позволяет понимать не только мир глухих, но и, в целом, мир. Мы и без этого разговариваем на разных языках, а жестовая речь позволяет нам общаться между собой. Изучив литературу, я понял, что лингвистические исследования, в наши дни во многих научных центрах Европы и Америки, показали, что жестовые языки глухих разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя.

В наше время очень важны такие качества, как уважение, взаимопонимание и толерантность друг к другу, независимо от расовой и национальной принадлежности. И поэтому, можно сделать вывод, что изучение дактильной речи очень важно и нужно, как для глухих людей, так и для общества, в целом.

Литература

Ожегов С.И. Словарь русского языка. (24-е издание). М., 2007.

Комарова А.А. Развитие исследований по истории глухих // Материалы 1 Московского симпозиума по истории глухих. М., 1997.

Марциновская Е. Н. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью // Психология глухих детей. - М., 1971.

Гейльман И. Ф. Дактилология. - Л., 1981.

Источник:интернет https://bstudy.net/879394/pedagogika/vozniknovenie_razvitie_daktilnoy_azbuki_daktilnoy_rechi

https://studylib.ru/doc/3717949/daktilologiya.-zhestovaya-rech._.-g.l.-zajceva

https://signlang.ru/science/read/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение № 1

Приложение № 2

Слово «ДОМ»

Слово «КУКЛА»

Просмотров работы: 83