ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ВИКТОРИИ ТИХОМИРОВОЙ «ЧИЛИЖНИК»

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ВИКТОРИИ ТИХОМИРОВОЙ «ЧИЛИЖНИК»

Кормилицина Д.С. 1Кормилицина А.С. 1
1МОАУ "СОШ №8"
Горбунова Т.В. 1
1МОАУ "СОШ №8"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы любить свою родину, надо знать её прошлое и настоящее, быт и культуру. Именно об этом – о любви к своей малой родине – небольшому городку Оренбургу – книга стихов Виктории Тихомировой «Чилижник».

Виктория Яковлевна Тихомирова (Селивановская) родилась в 1947 г. в г. Чкалове (Оренбурге), где и закончила в 1965 году среднюю школу № 51. Выпускница филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Работала в МГУ с 1972 по 2013 гг., заведовала кафедрой славянских языков факультета иностранных языков МГУ им. Ломоносова. Автор более ста научных работ по проблемам польской литературы ХХ века, а также теории и практики преподавания славянских языков. Соавтор первого в России учебника «Польский язык в школе» (1998г.).

Виктория Яковлевна начала писать ещё в школьные годы, была членом литобъединения имени Мусы Джалиля (ныне – литобъединения имени В.И. Даля). Её стихи печатались в оренбургской газете «Комсомольское племя», в сборнике «И с песней молодость вернется». Автор поэтических сборников «Золотые шары» (2017 г.) и «Чилижник» (2019г.).

«Обычный быт. Я просто жизнь рифмую, И что смогу - словами удержу», – признаётся Виктория Тихомирова в одном из стихотворений.

Именно «приметы милой старины»: нравы и быт Оренбурга 50-х годов 20 века в книге В. Я. Тихомировой “Чилижник” вызвали наш интерес.

Актуальность данного исследования связана с отсутствием специальных работ, посвященных изучению хронотопа сборника стихов В. Тихомировой «Чилижник»

Объектом исследования является книга стихов Виктории Тихомировой «Чилижник» (2019).

Предмет исследования – приметы пространства и времени в стихах В. Тихомировой, вошедших в состав книги «Чилижник». Материалом исследования послужили тексты стихотворений, составляющие книгу стихов «Чилижник».

Цель исследования – проанализировать взаимосвязь пространства и времени в стихотворениях Виктории Тихомировой как способ отображения мировоззрения автора.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

дать определение понятиям «художественное время», «художественное пространство» и «хронотоп»;

выявить пространственно-временные образы в лирике Виктории Тихомировой, выяснить, в чём их своеобразие;

охарактеризовать авторскую концепцию времени и пространства в книге стихов «Чилижника» как основу художественного мировосприятия В. Тихомировой.

выявить ключевые образы, используемые в стихах сборника «Чилижник» В. Тихомировой при воссоздании времени 50-х годов 20 в;

Гипотеза: анализ особенностей изображения пространства и времени в сборнике «Чилижник» В. Тихомировой, быта оренбуржцев 50-х годов помогут лучше понять мировоззрение автора, выявить индивидуальные черты её поэтического мира; глубже изучить историю родного города

В работе были использованы следующие методы исследования:

- анализ и описание печатных источников и Интернет-ресурсов по теме исследования;

- исследование художественных текстов,

- синтез,

- систематизация материала.

Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке внеклассных мероприятий по историко-литературному краеведению, посвященных знакомству с культурой родного края.

Глава 1. Время и пространство в художественном произведении. Понятие хронотопа.

1.1. Художественное время

В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени: научно-философское, научно-физическое, теологическое, бытовое и др. Множественность подходов к выявлению феномена времени породили неоднозначность его толкования.

Так как предметом нашего исследования являются приметы конкретного времени и пространства в лирическом тексте, необходимо дать литературоведческое определение этим категориям.

Д. С. Лихачёв, известный литературовед, писал: « Художественное время – это не взгляд на проблему времени, а само время, как оно воспроизводится и изображается в художественном произведении» [6, с. 82]. Действительно, время в литературе не только изображается, но и осмысляется.

А.Б. Есин утверждает, что «по особенностям художественной условности время и пространство в литературе (во всех ее родах) можно разделить на абстрактное и конкретное» [5, с. 50].Конкретным является линейно-хронологическое (имеет точную датировку, отнесено к определенному событию) и циклическое художественное время(время года, суток). Абстрактное время относится к вечности, понятию «всегда».

М.М. Бахтин же предлагает выделить следующие типы времени в художественном произведении:

идиллическое (время в отчем доме);

авантюрное (время испытаний вне отчего дома);

мистерийное (время драматических переживаний, рефлексии).

В.Е. Хализев выделяет следующие «образы времени»:

биографическое (периоды жизни человека);

историческое (характеристика эпохи, поколения);

космическое (представление о вечности и вселенской истории);

календарное (смена времен года, будней и праздников);

суточное (день и ночь, утро и вечер)

Кроме того, принято говорить о времени «внешнем» - в хронологии событий - и «внутреннем»- в хронологии внутренних душевных процессов персонажей

Формами конкретизации художественного времени выступают чаще всего, во-первых, «привязка» действия к историческим ориентирам, датам, реалиям и, во-вторых, обозначение циклического времени: время года, суток

1.2 Художественное пространство

Как в жизни, так и в литературе пространство и время не даны нам в чистом виде. О пространстве мы судим по заполняющим его предметам (в широком смысле), а о времени — по происходящим в нем процессам.

Для Ю.М. Лотмана художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений.

В.Е. Хализев выделяет образы пространства конкретного (географического) и условного, сжатого и объёмного, открытого и замкнутого, земного и космического, реально видимого и воображаемого

М.М. Бахтин выдвинул антропоцентрическую концепцию пространства художественного текста, утверждая, что в литературе существует двоякое сочетание мира и человека:

1) мир изображен извне, как окружение героя;

2) мир изображен изнутри, как душевно-духовная сфера, включающая в себя намерения, мысли, чувства.

1.3 Хронотоп

Исследуя взаимоотношения художественного времени и художественного пространства М. М. Бахтин приходит к выводу, что «все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены», ивводит в литературоведение термин «хронотоп»: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»)» [1, с. 9].

В литературно-художественном хронотопе приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем. Каждый писатель и поэт имеет свои любимые хронотопы, благодаря которым полнее раскрывается образ автора.

По мнению А.Б. Есина, «характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы» [5, с. 48].

Лирический хронотоп имеет свою специфику:

лирический поэт избегает точных временных и пространственных обозначений, взирая на себя «ниоткуда»;

лирика тяготеет к соединению всех времен: время лирического стихотворения – это настоящее, которое «помнит» о прошлом и направлено в будущее, не  имеющее конца;

отказ лирики от ответа на вопросы «где?» и «когда?» И. А. Гурвич предложил обозначить термином «нулевой хронотоп» [4, с. 12];

менее типичны стихотворения, в которых присутствуют исторические и географические обозначения, конкретизирующие переживание во времени и пространстве, потому они особенно значимы.

Исходя из того, что хронотоп служит средством выражения авторской позиции, рассмотрим, какие образы лирики В. Тихомировой воссоздают эпоху в жизни общества и судьбе лирического героя.

Глава 2. Время и пространство в стихах Виктории Тихомировой

2.1. Особенности выражения времени и пространства в поэтическом сборнике «Чилижник» В. Тихомировой

Анализируя тексты книги Виктории Тихомировой “Чилижник”[8, с. 19-80], мы пришли к выводу, что основной хронотоп сборника – биографическое время, протекающее в обжитом пространстве, и выделили следующие временные образы в стихотворениях:

Времена года: лето – три месяца свободы; зимой; летний вечер; весна; зима; сезон; начало лета; не лето, а зима; за окном весна; с концом весны; августовской ночью; на опушке лета; два мая;

Месяцы: майская рань; декабрь; с мая; майские дни;

Время суток: беззвучная темень; до вечера, под вечер; день рабочий; до утра; летний вечер; при лунном свете; ночью; рассвет; полумрак; час до первого петуха; тёплой ночью; сутки; ночное; ночь; ночь – рассвет; сумрак; вечером; до утра; на сутки в прошлое; день ребяческий; дотемна; звездный час;

Текучесть времени: скоро-скоро; пару-тройку дней; на неделю, денёк или пару часов; перепутались года; прошлое; прошли десятилетия; время вломилось; десятилетье новое; молодость; ночь-рассвет; теченье времени;

Бесконечность: давным-давно; дням прожитым; летит настоящее; друг за другом года; который год живу; десятилетия; человеческая жизнь; миг; навсегда; дни; века; теченье времени.

Лирическая героиня стихотворений перемещается по собственным воспоминаниям о событиях детства и юности, являясь одновременно и участником событий, и их сторонним наблюдателем.

Стихотворение «Этот год, этот месяц и день» является отправной точкой путешествия во времени и одновременно называет пространство, в котором будут разворачиваться основные события:

Душу девичью кто-то послал 

в город, временно названный - Чкалов.

<…>

Здесь - в 4 майскую рань -

назначалось во мне поселиться[1, с. 19].

Стихотворение «Нестёртый след» соединяет биографическое время с историческим:

Дням прожитым смотрю вослед.

Мне главное дано судьбою -

родиться в год, когда зимою

уже без карточек был хлеб[1, с. 27].

Отмена карточек, по которым выдавали хлеб, произошла в 1947 году, таким образом, используя указание на конкретное время, автор делает события собственной жизни частью жизни страны. Историческое время вплетается в жизнь семьи и в стихотворении «Рядом с отцом»:

Был он контужен и в праздник показывал

немногочисленные ордена.

Книгами, фильмами, песней, рассказами

в нашей семье обреталась война[1, с. 28].

Время в стихотворениях В. Тихомировой ещё и циклично:

В одно сливались запахи и звуки,

захлебываясь от восторга  - жить.

Зимой кататься с визгом на Валухе,

а летом головастиков ловить…(«Оренбург моих 50-х» [1, с.23]),- а повторяемость событий делает мир детства устойчивым и надёжным.

Время в стихах становится не только моментом, который проживает лирическая героиня, но и передает состояние её души: «и час наступает… выпархивает душа» («За час до первых петухов»); «Для нас с сестрой распахивалось лето. Три месяца свободы! Благодать!» («Зауральная роща»); «Лето. Каникулы. Чистописание…капля предательски ринулась вниз. Непоправимо. И разом отчаянье мелко закапало из-под ресниц» («Клякса»).

Время в сборнике не всегда называется прямо. Читатель понимает, о каком времени года или суток идет речь по ярким значимым деталям. Приметой оренбургской весны становится «букетик в  графине … мелковатых, неярких тюльпанов», «желтеющей чилиги нежный вкус», «жёлтая вкусь акации - тёплый рогалик нагретого солнцем цветка»

Оренбургское лето иногда называется одной яркой подробностью: «золотые шары в палисаднике нашем», «Жарища. Непролазные кусты, опутанные паутиной липкой», «жаркий день на пляже струйкой между пальцев», «в гудроне утонули каблуки», видом «запылённых кустиков паслёна» или же целой строфой:

И снова скатываюсь вниз с откоса.

Стремительно несусь к Уралу, где

вся голова в песке и к жизни нет вопросов.

А счастье - вот оно! - дробится на воде[1, с. 46]..

Детали помогают указать и на зиму: вместе с лирической героиней мы слышим и видим «только лай собак из снежной дали да чье-то освещенное окно», «хоровод фигур ледяных»; желая вглядеться, «к окошку заклеенному прилипну», где «печка согревает целый дом», рассматриваем «общего любимца - снегиря на ветке», «пока привязывали к валенкам снегурки».

Образ незабываемого детства в родном городе складывается и через пространство, автор часто использует в стихах хронотоп встречи: с любимыми местами, с друзьями, с самим собой. С кем встретится и что увидит лирическая героиня, вернувшись в отчий дом? В стихотворении «За стеклом» названо самое главное для автора:

И увижу -  конечно же, сразу увижу - 

в круге света  - что в сборе семья[1, с. 21].

Художественное пространство сборника локально, оно «привязывает» изображенный мир к конкретным топографическим реалиям. Город, река Урал, Зауральная роща, улица Советская упоминаются в текстах чаще всего:

Я хотела бы с городом свидеться летом…все слова мои городу… («Восклицательный знак»); этот город нам не позволяет о себе надолго позабыть («Оренбуржцы»); Оглянусь на свой город и загород…(«Оглянусь на свой город и загород»);

Но я к Уралу рвусь…(«Однажды в июле»); в пропахший степью город на Урале, где я когда-то девочкой жила… («Бабочка»); стремительно несусь к Уралу… («По косогору памяти»);

Был к Зауральной роще путь не новый …(«Зауральная роща»); Все ушли в Зауральную рощу… («Выпускной вечер»); всходил к небесам березняк молодой - тот, из рощи моей Зауральной («Находка»);

Здравствуй, Советская! Я - твоя пленница («Рядом с отцом»);

Ах, улица Советская!

который год живу - 

всё по тебе из детства я

корабликом плыву… («Круиз») [1, с.52].

Конкретное пространство сборника расширяется: от окошка «дома-развалюшки» («За стеклом»), в котором навсегда осталось в памяти время, когда «в сборе семья», «гостиной с немецким фортепьяно» в доме школьной подруги мы переносимся в школьный класс на Володарской, где «Марья Фёдоровна Чернышова читает грустный рассказ». Вместе с лирической героиней-ребёнком мы оказываемся во дворе, где «вздымаются, как паруса, развешанные тряпки и рвется с привязи коза» («Прятки»), а «из пыльных переулочков» появляется Вера-дурочка («Счастливая душа»), а затем на улицах города: «а вот по улице 8 Марта невозмутимо шествует верблюд» («Оренбург моих 50-х»), «войдём с тобой при фонарях в квартиру на Советской» («Марсик»), «идём по Пролетарской. Летний вечер» («Ноктюрн») – и «в старом парке с тополями» («Тополиный парк»). В конце сборника пространство становится панорамным:

Первым делом домой (преулок Почтовый, 16),

а потом - к драмтеатру, а дальше пусть к роще несут.

там взметнусь высоко над грызущей откосы рекою,

буду долго, прощаясь,

                           над степью ковыльной кружить…(«Маршрут») [1, с.78]

…А внизу, на столешнице города

чей-то крохотный силуэт

машет мне, как большому пернатому… («Оглянусь на свой город и загород») [1, с.79]

И всё же, несмотря на конкретность и узнаваемость мест, встречающихся в стихотворениях сборника основным пространством, на наш взгляд, становится внутреннее пространство памяти лирической героини. Это позволяет объединить пространство и время в единое целое и перемещаться внутри этого художественного мира, следуя логике припоминания. Что-то помнится ярче, и мы видим картины крупным планом:

Я вижу все отчетливо и ярко.

Сейчас в бидончик керосин нальют…(«Оренбург моих 50-х») [1, с.23]

Мне три. Я к бабушке прибилась.

Ни слова не произнося, 

струей воды заворожилась.

И тут увидела гуся…(«Гусь») [1, с.30]

Деревенская избёнка.

Пол прохладный земляной.

У порога две сестрёнки -

Флюра с младшей Наилёй…(«Уроки татарского») [1, с. 55]

Такая же на небе синь.

Цветастый сарафанчик.

Родная степь. Кругом полынь.

И за руку взял мальчик…(«Два мая») [1, с.72]

В некоторых текстах вместе с лирическим героем мы размышляем о былых временах, но затем возвращаемся в реальность, понимая, что все осталось в прошлом:

Нет фонтана. Лягушки те квакают где-то.

Превратились скульптуры детей  - в стариков.

Но излюбленная городская примета

снова бьет для меня из лягушечьих ртов…(«Городская примета») [1, с.39]

Бывает иногда: при лунном свете,

когда осядет весь дневной сумбур,

послышится вдали десятилетий

тот первый мой шопеновский ноктюрн…(«Ноктюрн») [1, с.41]

И сегодня хочу вглядеться

в тот растерянный полумрак,

где в обнимку сидят два детства

и в желанную неизвестность

не решаются сделать шаг…(«Выпускной вечер») [1, с.42]

Собственно время действия здесь сжимается до нескольких часов или мгновений, между тем как на экран памяти проецируются время и пространство целой человеческой жизни.

Таким образом, мы приходим к выводу, что биографическое время и конкретное пространство – ключевые средства создания образа малой родины и способ отображения внутренних переживаний лирического героя в сборнике «Чилижник» В. Тихомировой:

Растут стихи из родины большой,

которую зову любовно “малой”…(«Парафраз») [1, с.80]

2.2. Быт Оренбурга 50-х годов 20 века в книге В. Я. Тихомировой “Чилижник”

Обычный быт. Я просто жизнь рифмую,

и что смогу - словами удержу.

Одно из стихотворений сборника «Чилижник» В. Тихомировой называется «Оренбург моих 50-х», обозначая основные временные и пространственные границы лирических текстов. Рассмотрим, через изображение каких конкретных реалий воссоздается быт оренбуржцев в лирических текстах сборника.

Во-первых, это упоминание предметов, которые были обыденными для того времени: «И букетик в  графине стоял…» («Этот год, этот месяц и день») [1, с.19], « будем …прихлёбывать из блюдца» («Марсик») [1, с.29], «Столик с чернильницей, прописей стопочка» («Клякса») [1, с.32], «Самовар пыхтит снаружи»(«Уроки татарского») [1, с.55]

Во-вторых, описание образа жизни горожан, который был привычен для 50-60-х годов, но ушел в прошлое в наше время. Например, за водой ходили на колонки, у которых были очереди, зимой возили воду в бадейках, покрывая их деревянными кружками от замерзания, а летом носили на коромыслах («Гусь», «Счастливая душа»). В частных домах были колодцы журавли («Зауральная роща»). Мылись горожане в общественных банях:

…А по субботам отправлялись в баню…

У нас шампуней не было в помине,

мы даже не слыхали о таком.

В ход шли желтки, хозяйственное мыло,

довольствовались кислым молоком («Баня») [1, с.56].

Для приготовления пищи использовали керосин, который наливали в определённых местах в специальные бидончики («Оренбург моих 50-х»).

Для отопления частных домов использовали кизяки («Прятки»), а для утепления окон заклеивали оконные переплёты бумагой («За стеклом»). В некоторых домах были ещё земляные полы, а во дворах, как в деревне, держали «кур, ягнят, собак» («Уроки татарского») и даже коров («Парафраз»). На улицах города можно было увидеть не только троллейбусы(«Зауральная роща»), но и верблюдов («Оренбург моих 50-х»).

Читая сборник, мы можем узнать, как одевались девушки того времени: в школу ходили «в форме с белыми воротничками» («Старое поздравление»), на выпускной покупали «новое платье и фильдеперсовые чулки» («Выпускной вечер»), а на танцы в парк Тополя ходили в пышных юбках – «в солнце-клёше из поплина» («Тополиный парк»).

Занятия детей были многообразны, из стихотворения «Парафраз» мы узнаем, что очень популярна была подростковая дворовая игра, распространённая в странах Центральной Азии – лянга, а ещё жизнь ребят состояла из:

панамок белых, горна по утрам,

из поисков макулатуры дома,

шныряния в азарте по дворам,

когда объявлен сбор металлолома,

краюхи каравая, молока

из-под бурёнки в нашем переулке,

возни сосредоточенной, пока

привязывали к валенкам снегурки,

из ёлочных игрушек - их зимой

вручную мастерили вместе с мамой… («Парафраз») [1, с.80]

Любимыми местами прогулок были для детей сквер с фонтаном, украшенным шестью фонтанными лягушками («Городская примета»), набережная - «Памятник Чкалову. Белая лестница» («Рядом с отцом»), Зауральная роща – «Айда скорей с ребятами до вечера на пляж» («Круиз»).

Некоторые традиции полувековой давности сохранились и до нашего времени, например, добрососедские отношения:

Исключительно радушна

к нам татарская семья…

Мир немыслимо прекрасен.

Я твержу его слова:

“киль манда”, “кая барасын”,

“туп”, “исенмесез”, “апа”(«Уроки татарского»).

…гармонь татарскую мелодию играет,

а то в гостях припомнится чак-чак («Оренбург моих 50-х») [1, с.23].

Ещё одной особенностью жизни Оренбурга 60-х годов можно назвать литературное объединение молодых поэтов, которое было организовано в 1958 году и просуществовало под руководством поэта Геннадия Хомутова более полувека:

Растягивая день рабочий,

растил он, не жалея сил,

поэтов, критиков и прочих

филологических светил («Наша литгруппа») [1, с.40].

Именно ему, своему учителю, автор и посвящает сборник «Чилижник»:

Ты мне вернул давнишнюю потерю - 

желтеющей чилиги нежный вкус… 

Автор подчеркивает, что сборник «Чилижник» - это сокровища её души, сохранённые «в коробах памяти»: «все - в копилку жизни, в сундучок поэзии».

Мы считаем, что сборник «Чилижник» - это ещё и своеобразная энциклопедия жизни оренбуржцев в 50-60-е годы 20 века, в которой сохранились для потомков многие детали быта и образа жизни, воссозданные поэтом с большой любовью.

Заключение

Изучив литературу по теме исследования, мы приходим к выводу, что художественное время и пространство являются важными аспектами анализа художественных произведений, а хронотоп зачастую служит средством выражения авторской позиции.

Исследуя пространственно-временные образы в стихотворениях В. Тихомировой, мы пришли к следующим выводам:

время в лирике поэта конкретно, биографично и в то же время исторично;

пространство изображается не только как конкретное топографическое окружение лирического персонажа, но и как способ характеристики лирической героини, её внутреннего мира;

основным пространством, на наш взгляд, становится внутреннее пространство памяти лирической героини;

хронотоп встречи (с родными местами, с прошлым, с самой собой) становится одним из ключевых в стихотворениях - лирическая героиня стихотворений перемещается по собственным воспоминаниям о событиях детства и юности, являясь одновременно и участником событий, и их сторонним наблюдателем;

быт оренбуржцев 50-60-х годов в лирических текстах сборника воссоздаётся через изображение предметов, воссоздание уклада жизни, описание повседневных занятий.

Список источников и использованной литературы

Тихомирова В. Я. Чилижник. Стихи. – Оренбург, ООО «Типография «Южный Урал», 2019. – 84 с.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.121-290.

Биография Виктории Тихомировой. URL: https://oren-spr.ru/index.php/news2/1496-novaya-kniga-viktorii-tikhomirovoj-chilizhnik (дата обращения: 18.11.2021)

Время и пространство в литературном произведении. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/vremia-i-prostranstvo-v-literaturnom-proizvedenii/ (дата обращения: 1.11.2021)

Время и пространство в поэзии. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/azarova-nataljya-mihajlovna/poeziya-uchebnik/9 (дата обращения: 18.11.2021)

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1999. С.97-105.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. (Разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства».)

Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб.1174-1177.

Просмотров работы: 372