Введение
Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березкам и тополям.
Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики.
Актуальность. Все учителя, когда- либо за период своей работы задавались вопросом, как представить детям информацию так, что бы им было интересно, они смогли её быстро усвоить и на долго запомнить. Входе выполнения работы мы с учителем литературы Лазаревой Натальей Александровной, разработали уникальный материл по изучению биографии и творчества Есенина для младших классов, в виде развивающей игры (пазлы). Потому что пройдя много сайтов в сети Интернет, мы выявили, что самаялучшая методика усвоения информации у ребенка это игра, но не простая, а развивающая.Я считаю, что наш проект актуален, потому что на сегодняшний день наш конечный продукт может использоваться в школе для изучения биографии и творчества С.А. Есенина.
Цель исследовательской работы: изучить творчество Сергея Александровича Есенина и разработать собственную игру для более глубокого изучения Творчества Биографии С.А. Есенина для младшего школьного Возраста.
Задачи:
Провеститестирование среди учеников разной возрастной категории (1-4 класс)
выявить основные знания среди учениковмладшего возраста.
составить развивающую игру для изучения Биографии и Творчества Сергея Есенина.
Объект исследования: жизнь и творчество С.А.Есенина
Предмет исследования: литература Сергея Александровича Есенина
Методы и приемы работы:
Изучение произведений С.А. Есенина. Проведение опросов среди школьников младшего возраста.
Выявление интересов в изучении творчества Сергея Александровича Есенина
Обработка полученной информации и выявление собственной программы в виде игры по изучению Биографии и Творчества Есенина.
Гипотеза: Изучать творчество Сергея Александровича Есенина в рамках младшего школьного возраста, удобней и практичней в процессе развивающих игр.
Научная новизна: - впервые в рамках Головчинской СОШ, будет выявлена программа изучения Биографии и Творчества С.А. Есенина
Практическая значимость работы: благодаря этой работе учителя и ученики смогут глубже познакомиться с творчеством Сергея Александровича Есенина, а так же получат уникальный материл по программе изучения творчества Поэта
1. Теоретическая часть
Глава 1. Биография «Жизнь» С.А.Есенина
Детство и юность поэта.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в Константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем.
1.2 Встреча с Айседорой Дункан.
В 1921 году во время своего пребывания за границей А.Луначарский имел беседу с американской танцовщицей Айседорой Дункан, слава которой облетела весь мир. Дункан (1878 – 1927) ирландка по происхождению, родилась в Калифорнии, став американской подданной. Она была зачинательницей новой школы танцев, возрождавшей хореографические традиции древней Греции, пластической гимнастики. В 1921 году Дункан прибыла в Москву. Она с энтузиазмом взялась обучать молодежь античному танцу, начала разрабатывать хореографическое воплощение таких тем, как «Красное знамя».
10 мая 1922 года Есенин и Дункан отправились самолетом в Германию. Очевидно, для того чтобы легче получить визу у заграничных чиновников, Есенин и Дункан, будучи уже мужем и женой, вынуждены были вторично вступить в брак за границей. Вскоре в Берлине выходит его сборник стихотворений. Вдали от Родины Есенин чувствовал себя тоскливо и одиноко. Вслед за Европой Есенин посетил Америку. Она показалась ему тесной, неуютной и бездушной.
1.3 Возвращение в Россию.
В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он вскоре после приезда из-за границы. Все, кому в ту пору приходилось встречаться с Есениным, видели, как теперь особенно пристально всматривался поэт в жизнь, в те преобразования, которые произошли на его родной земле во время его заграничных странствий. Из Америки, как отмечал Маяковский, Есенин вернулся «с ясной тягой к новому». Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи. «Мне кажется, - писал один из современников поэта, - что Есенин, изъездив Европу и Америку, начал задыхаться в узком кругу. Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в России, во всем мире. Расширяются горизонты, масштабы его поэзии. С радостью говорит теперь Есенин в стихах о своем «прозрении», о той великой исторической правде, которая ныне все полнее открывается ему: Я вижу все
Я ясно понимаю,
Что эра новая –
Не фунт изюма вам.
Это строки из «Стансов», написанных в 1924г. «В нашем литературном строительстве со всеми устоями на советской платформе», - скажет Есенин о своей гражданской позиции еще раньше, в очерке «Железный Миргорода», осенью 1923 г.
К началу 1923 года становится заметным стремление Есенина выйти из кризисного состояния, в котором он оказался. Постепенно он обретает все более твердую почву, глубже осознает советскую действительность, начинает себя чувствовать не приемным, а родным сыном Советской России. Это в сильнейшей степени отразилось не только в политической, но и в любовной лирике. Именно к 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человечной.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я затем про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить.
Нельзя не обратить внимание на строку:
«В первый раз я запел про любовь». Ведь о любви Есенин писал и в «Москве кабацкой». Значит, сам поэт не признавал настоящей ту любовь, о которой он писал в своем мрачном цикле стихотворений. В эту пору (1923-1925) в его произведениях появляется один настойчивый мотив, к которому он неоднократно возвращается, - поэт более строго судит о настоящей любви, которую не следует смешивать со случайными порывами:
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь спокойно разойдясь.
В «Персидских мотивах» Есенин силой своего поэтического воображения создал реально осязаемую атмосферу Востока: Есенин как бы конструирует его из своих личных впечатлений о советском Востоке и книжных представлений о Востоке древнем. Этот условный Восток обозначен как Персия. В основе «Персидских мотивов» лежат впечатления от его длительных поездок по Кавказу (Тифлис, Батуми, Баку). В книге видное место занимала лирика таких крупнейших поэтов, как Фирдоуси, Омар Хаям, Саади. В их лирике содержится большой жизненный опыт. Излюбленная тема прославленных лириков – тема любви, согретая чувством дружбы и уважения к женщине. Это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу. Такова общая атмосфера древней персидской лирики, она занимает господствующее положение и в «Персидских мотивах» Есенина. Вспомним одно из характернейших стихотворений цикла:
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной дамы
По-персидски нежное «люблю»..?
Помимо того в «Персидских мотивах» есть внутренние соотношения с персидским материалом. Так, например, Есенин пишет: «Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза». Это переложение персидской поговорки, которую Есенин хорошо знал и проводил в одном из писем: «И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуму, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Мы помним, что во время своей заграничной поездки на Запад Есенин почти ничего не написал. Его мучила тоска по Родине, западный мир показался ему антипоэтическим. «Персидские мотивы» Есенин создавал в совершенно иных условиях: он находился на советском Востоке, ему был близок романтический и поэтический мир восточной жизни. Есенин углубляет этот принцип. У него березка «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами «Зеленокосая, в юбочке белой стоит береза над прудом». В некоторых стихах Есенина мы встречаем даже с фактами «биографии», с «переживаниями» березы: Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Такой принцип изображения необычно приближает природу к человеку. В этом одна из сильнейших сторон лирики Есенина – он как бы заставляет человека полюбить природу. Творчество Есенина двух последних лет его жизни не оставляет сомнений в том, что поэт обрел прочную почву под ногами. Современная Есенину критика отмечала обозначившийся процесс духовного выздоровления поэта. Значительные перемены во внутреннем облике поэта были заметны и в его стремлении окончательно порвать с нездоровым бытом, омрачавшим жизнь, пересилить старые привычки, подчинить свои действия рассудку.
В стихах того же 1925г мы довольно часто встречаем прямое выражение любви и привязанности Есенина к жизни, бодрого настроения, душевного равновесия. Об этом, например, можно судить хотя бы по таким его поэтическим признаниям:
«Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел»,
«Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале»,
«И земля милей мне с каждым днем».
1.4 Смерть поэта.
Самым опасным было то, что в результате постоянного перенапряжения сил начали обнаруживаться признаки душевной неуравновешенности Есенина. В нем стала развиваться крайняя мнительность: он постоянно ощущает угрозу заболевания неврастенией, грудной жабой, скоротечной чахоткой, ему кажется, что за ним следят, даже покушаются на его жизнь, у него начинают появляться болезненные фантазии.
Близким человеком, другом, товарищем, помощником стала Бениславская для Есенина. Участие Бениславской в судьбе Есенина особенно возросло в 1924 – 1925 годах. Во время частых отлучек Есенина из Москвы Бениславская ведала всеми его литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати. Горячо любимая поэтом природа, для которой он всегда находил яркие, радостные краски и тона, все чаще в его стихах становится мрачной, печальной и зловещей:
Снежная равнина, белая луна,
Саванном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Появляются мысли о том, что кончилась творческая пора, иссякли поэтические силы, поэту начинает казаться, что «Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор». Неверие в собственные силы было самым страшным для Есенина. Но и в этом тяжелом состоянии Есенин еще боролся с самим собой. В минуты просветления он выражал надежду, что справится с положением, в которое попал. Стремясь вырваться из мрака, окружавшего его, он пытался переломить течение событий, решительно переломить жизнь.
Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер». Трагическая смерть поэта, безусловно, была связана с его неуравновешенным душевным состоянием.
Глава 2. Биография «Творчество» С.А Есенина
1.1 Литературный дебют.
В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии.
Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные. Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например :
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».
«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех. В 1924 году пишет известное произведение «Письмо к матери» .
2. Практическая часть
На первом этапе практической части работы возникла необходимость провести опрос среди учащихся с целью выявления знаний по данной теме. Я составила анкету для проведения социологического опроса среди младшеклассников. Полученные результаты представлены на диаграммах. (см. Приложение. Диаграмма 1 и 2)
Проанализировав ответы, сделала вывод, что тема не только интересна для исследования, но и актуальна. Ещё в ходе анализа ответов мы с учителем Лазаревой Натальей Александровной сделали вывод, что детям интересна настольная игра «пазлы» и решили разработать собственную игру с уклоном на изучение биографии и творчества Сергея Александровича Есенина. Мы долго определялись с дизайном нашей игры, перед нами стояла задача не только сделать красивым конечный продукт, но и логически продуманным. В итоге, схема нашей программы такова: есть несколько прямоугольников разбитые на две части. На первой часть написан вопрос, а на второй ответ.
Но для того, чтобы ребёнку было более комфортно в проблемной ситуации решить задачу, мы на каждой половинке в нижнем углу решили расположить кружки одного цвета, что бы ученик смог наглядно
увидеть, что с чем нужно сопоставить.
После того как ученик соберёт все восемь прямоугольников, он записывает ответы на вопросы в бланк ответов. Затем он сдает свой бланк конечный продукт данного исследовательского проекта, зачитывается вопросы по бланку ответов и в теории ученик должен запомнить 50% информации. (см. Приложение. Фото 1 и 2)
Чтобы проверить эту теорию и подтвердить нашу гипотезу, нам оставалось всего лишь издать нашу игру. Это был лишь вопрос времени. Вскоре мы все-таки издали один экземпляр такой игры. И в тот же день я провела ее среди учеников младшего возраста (среди параллели 3х классов) уже с конечным продуктом моего проекта.
Результаты нас несколько удивили, ученики с радостью играли в нашу игру и в конечном итоге ответили на все вопросы, которые находились в бланке ответов. (см. Приложение. Фото 3 и 4)
Выводом моей практической части можно отметить, что действительно развивающие игры помогают ребенку быстрее усвоить информацию и на продолжительный промежуток времени ее запомнить. Также хотелось отметить, что у ребенка в голове откладывается в первую очередь ответы, которые даны в коротких числах.
Выводы:
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений: мир его дум, чувств, страстей слоен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе. Система ценностей поэзии Есенина едина и неделима. В ней все взаимосвязано, все образует единую картину " родины любимой" во всем многообразии ее оттенков.
Творчество Есенина - одна из самых ярких, глубоко волнующих страниц русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.
Поэзия Сергея Есенина пробуждает в нас лучшие человеческие чувства. Из далёких 1920 годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее.
Заключение
В ходе проведенной проектно-исследовательской работы, выдвинутая гипотеза полностью подтверждена: изучать творчество Сергея Александровича Есенина в рамках младшего школьного возраста, удобней и практичней в процессе развивающих игр.
Список литературы.
1. Избранные стихи - М.: «Огонек», 1925
2. «Березовый ситец» – М.:, ГИЗ, 1925
3. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха – 1979
4. С. Есенин. Стихотворения и поэмы – 1988
5. С. Есенин. Собрание сочинений в пяти томах: Т 1-Ш, художественная литература – 1966-1967