Прочитаем сказку заново (Образ Бабы-Яги в мифах и сказках)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прочитаем сказку заново (Образ Бабы-Яги в мифах и сказках)

Баландин Л.А. 1
1МАОУ Гимназия №1 г. Пермь, 4 "Б" класс
Голдырева А.В. 1
1МАОУ Гимназия №1 г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всем нам с детства знакома Баба- Яга. Это злобная, страшная старуха, которая умеет колдовать. Ей пугают маленьких детей. Однако не все так просто. Например: в сказке «Василиса Прекрасная» сначала Баба-Яга была злодейкой, хотела съесть Василису, а потом помогла ей избавиться от мачехи.

Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем? Откуда она пришла в сказку? Может быть из мифов, ведь они появились раньше?

Если мифы появились раньше, то образ Бабы-Яги в них отразился позднее в сказках. Это наше предположение, то есть гипотеза.

Цель нашего исследования: выяснить, какмифологическая основа образа Бабы-Яги отражается в русских народных сказках.

В работе решаются следующие задачи:

выявить, как образ Бабы Яги связан с мифами;

определить характер и поступки Бабы-Яги в мифах и сказках;

сравнить мифологический и сказочные образы Бабы-Яги.

Объект исследования: Русские народные сказки, мифы.

Предмет исследования: образБаба Яга.

Методы исследования: Медленное чтение, анализ текстов, сравнение.

Мы предлагаем обратиться к загадочному, но популярному до сих пор образу Бабы -Яги и взглянуть на него по-новому.

Прочитаем сказку заново…

Образ Бабы Яги в мифах

Что такое мифы и когда они возникли

«Мифы – древнее народное сказание о легендарных героях, богах о сотворении мира». Это ранний вид народного творчества. С помощью мифов люди стремились уяснить причины явлений, например, грозы. И в то же время миф отражал беспомощность людей перед этими явлениями. Так появились божества, перед которыми преклонялись люди.

До нашего времени не дошло ни одного оригинального, т.е. подлинного источника – текста мифа, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Мы имеем не похожие друг на друга легенды разных народов. Возраст их достигает 3000 (три тысячи) лет.

1.2 Как возникло имя Бабы-Яги

Баба-Яга – древний персонаж славянской мифологии. Существует несколько версий происхождения имени Баба-Яга. Одни ученые считают, что она возникла в результате объединения названий славянского божества Баба и общеиндоевропейского – Яга. Баба – персонаж, положительный, а Яга – «привратница в мире мертвых» [1].

Другие исследователи пишут, что имя древней героини означает «огненная баба» [2] Баба – глава рода, «Яга» - огонь. Был глагол «ягать» - особый крик, в котором собралась вся энергия. То есть Баба-Яга была главная матерь, которая знала все.

1.3 Какой изображалась Баба-Яга в мифах?

Баба-Яга – образ вымышленный. Создание его очень интересно. В реальности его никто не видел, но описывается Баба-Яга как страшилище, адская богиня.

Поведение поступки и роль Бабы-Яги в мифах можно представить в виде таблицы. Посмотрим какой изображалась Баба-Яга в мифологиях разных народов.

Таблица 1

Образ Бабы Яги в мифах

Название мифологии

Имя героини

Роль в мифах

Тюркская

Яга, Яшка в дальнейшем пращур

Хранительница рода и традиций. Матерь Мира

Добрая

Славяно-арийская

Баба-Йога, Йогиня

Любящая, добросердечная Богиня-покровительница детей. Добрая

Индуизм (Санкрит)

Ягья, Йагья или Яга

БабА (с ударением на второй слог)

Подношение даров богам.

Чистый, святой отшельник, живущий в гармонии с природой. Добрая.

Славянская

Баба-Яга

Всесильное женское божество прародительница. Положительный образ.

Хозяйка леса, которую необходимо задобрить. Стражница потустороннего мира.

Таким образом, изначально, в мифах образ Бабы-Яги был положительный. До принятия христианства Русью, Яга считалась берегиней, хранительницей рода, всесильным женским божеством.

2. Образ Бабы-Яги в русских народных сказках

Поступки и характер Бабы-Яги в русских народных сказках.

После того, как Русь была крещена, вера в языческих богов стала иной. И они в большинстве своем превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх. При этом сохранялись и добрые черты этого персонажа.

Изменения образа Бабы-Яги мы можем проследить, рассмотрев таблицу.

Таблица 2.

«Баба Яга в русских народных сказках»

Название сказки        

Поступок Бабы Яги

Роль в сказке

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича, если не выполнит задание

Злая. Повелительница

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису, но все же отпустила, дав ей то, за чем она пришла и наказала тех, кто отправил ее на погибель

Злая и добрая. Повелительница

Сказка про Василису

Премудрую

Помогла Иванушке встретиться с Василисой

Добрая. Советчица

Баба Яга

Хотела съесть девочку

Злая. Повелительница

Баба Яга и заморышек

Хотела всех погубить

Злая. Похитительница детей и воительница

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Злая. Похитительница людей и повелительница

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Добрая. Дарительница

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Добрая. Советчица

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Добрая. Дарительница

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что

Помогла Андрею-стрельцу

Злая и добрая

Советчица

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Добрая. повелительница

Анализируя примеры из таблицы, мы видим, что образ Бабы-Яги стал более разным, иногда противоречивым. В одних сказках эта страшная старуха - воительница, похитительница, повелительница. В других – дарительница, советчица. А в-третьих, меняет свое поведение: сначала – злодейка, потом помощница.

Баба-Яга – персонаж таинственный и разнообразный.

Перечитывая сказки заново, мы увидели, как в них отражается мифологическая основа. Иногда она сохраняется, но чаще меняется цель действия. Приведем примеры. В сказках «Жихарка», «Гуси-лебеди» Баба-Яга пытается изжарить детей в печи, то есть она злодейка. А ученые связывают эти действия с древним ритуалом припекания детей. К нему прибегали, если малыш хилый, слабый, недоношенный или больной рахитом. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Другой пример. В сказке «Баба-Яга» злодейка хочет съесть девочку. Мифологическая основа этого действия – обряд посвящения. Во время испытания ребенок должен умереть для внешнего мира и возродиться новым человеком. И ребенка, чаще мальчика, символически сжигали, варили и вновь воскрешали. Считалось, что после этого он приобретал магическую силу.

Таким образом, Сказки отражают мифологическое восприятие мира древними людьми. Поэтому Баба-Яга изображается в них по-разному, меняя свое поведение. Но при этом персонаж древний старухи остается таинственным.

Заключение

Народная мудрость гласит, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам, к их опыту. Прочитав русские народные сказки заново и познакомившись с мнениями разных ученых, мы убедились, что Баба- Яга- один из самых загадочных образов русского фольклора.

Что бы уяснить роль древней героини, мы сравниваем русские народные сказки с мифологической основой образа Бабы-Яги. В результате сложился собирательный образ, который пришел в сказку из мифов, вобрав в себя все разнообразие, неоднозначность, а порой и противоречивость и прибавив волшебство свойственное сказке.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.

Нам дорог тот образ, который создан русской народной сказкой и близок тот, который пришел к нам из славянской мифологии. Думаем, наше исследование интересно одноклассникам. И им захочется перечитать русские народные сказки о Бабе-Яге заново.

Список литературы

Алещенко А. И. Мифоним Баба Яга в русских народных сказках// Русский язык в школе. – 2008. № 4.

Русская мифология. Энциклопедия. - М.: ЭКСМО; СПБ.: Мидград, 2006

Русские чудесные сказки. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007. -272 с. С ил. – (Лучшие детские сказки).

Русские народные сказки. Т. 1/Сост., авт. вступ. Статьи и комент. О.Б. Алексеева. – М.: Современник, 1987. – 509 с. (Классическая б-ка «Современника»).

Сказки-подсказки /Том подгот. А.Н. Ефимов, Л.В. Бережная; Худож. А. А. Мехнушев. – К.: Изд-во «Довира»; М.: Ин-т соц. И эконом интеграции: Собеседник, 1995. – 317 с.: ил. – (Волшебные ступени).

Чудо чудное, диво дивное: русские народные сказки от А до Я / ил. С. Ковалева; (сост. В. Соколовского). – Москва: Эксмо, 2018. – 264 с.: ил.

Интернет-источники

https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/baba-yaga-yaginya/

https://sub-zero.livejournal.com/216463.html

https://koreajob.ru/baba-yaga-istoriya-poyavleniya-baba-yaga-v-slavyanskoi-mifologii-ot/

https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/baba-yoga-velikaya-boginya/

http://www.wolfnight.ru/forum/forum_theme.php?theme=210&page=1

Просмотров работы: 42