Введение
Всем нам с детства знакома Баба- Яга. Это злобная, страшная старуха, которая умеет колдовать. Ей пугают маленьких детей. Однако не все так просто. Например: в сказке «Василиса Прекрасная» сначала Баба-Яга была злодейкой, хотела съесть Василису, а потом помогла ей избавиться от мачехи.
Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем? Откуда она пришла в сказку? Может быть из мифов, ведь они появились раньше?
Если мифы появились раньше, то образ Бабы-Яги в них отразился позднее в сказках. Это наше предположение, то есть гипотеза.
Цель нашего исследования: выяснить, какмифологическая основа образа Бабы-Яги отражается в русских народных сказках.
В работе решаются следующие задачи:
выявить, как образ Бабы Яги связан с мифами;
определить характер и поступки Бабы-Яги в мифах и сказках;
сравнить мифологический и сказочные образы Бабы-Яги.
Объект исследования: Русские народные сказки, мифы.
Предмет исследования: образБаба Яга.
Методы исследования: Медленное чтение, анализ текстов, сравнение.
Мы предлагаем обратиться к загадочному, но популярному до сих пор образу Бабы -Яги и взглянуть на него по-новому.
Прочитаем сказку заново…
Образ Бабы Яги в мифах
Что такое мифы и когда они возникли
«Мифы – древнее народное сказание о легендарных героях, богах о сотворении мира». Это ранний вид народного творчества. С помощью мифов люди стремились уяснить причины явлений, например, грозы. И в то же время миф отражал беспомощность людей перед этими явлениями. Так появились божества, перед которыми преклонялись люди.
До нашего времени не дошло ни одного оригинального, т.е. подлинного источника – текста мифа, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Мы имеем не похожие друг на друга легенды разных народов. Возраст их достигает 3000 (три тысячи) лет.
1.2 Как возникло имя Бабы-Яги
Баба-Яга – древний персонаж славянской мифологии. Существует несколько версий происхождения имени Баба-Яга. Одни ученые считают, что она возникла в результате объединения названий славянского божества Баба и общеиндоевропейского – Яга. Баба – персонаж, положительный, а Яга – «привратница в мире мертвых» [1].
Другие исследователи пишут, что имя древней героини означает «огненная баба» [2] Баба – глава рода, «Яга» - огонь. Был глагол «ягать» - особый крик, в котором собралась вся энергия. То есть Баба-Яга была главная матерь, которая знала все.
1.3 Какой изображалась Баба-Яга в мифах?
Баба-Яга – образ вымышленный. Создание его очень интересно. В реальности его никто не видел, но описывается Баба-Яга как страшилище, адская богиня.
Поведение поступки и роль Бабы-Яги в мифах можно представить в виде таблицы. Посмотрим какой изображалась Баба-Яга в мифологиях разных народов.
Таблица 1
Образ Бабы Яги в мифах
Название мифологии |
Имя героини |
Роль в мифах |
Тюркская |
Яга, Яшка в дальнейшем пращур |
Хранительница рода и традиций. Матерь Мира Добрая |
Славяно-арийская |
Баба-Йога, Йогиня |
Любящая, добросердечная Богиня-покровительница детей. Добрая |
Индуизм (Санкрит) |
Ягья, Йагья или Яга БабА (с ударением на второй слог) |
Подношение даров богам. Чистый, святой отшельник, живущий в гармонии с природой. Добрая. |
Славянская |
Баба-Яга |
Всесильное женское божество прародительница. Положительный образ. Хозяйка леса, которую необходимо задобрить. Стражница потустороннего мира. |
Таким образом, изначально, в мифах образ Бабы-Яги был положительный. До принятия христианства Русью, Яга считалась берегиней, хранительницей рода, всесильным женским божеством.
2. Образ Бабы-Яги в русских народных сказках
Поступки и характер Бабы-Яги в русских народных сказках.
После того, как Русь была крещена, вера в языческих богов стала иной. И они в большинстве своем превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх. При этом сохранялись и добрые черты этого персонажа.
Изменения образа Бабы-Яги мы можем проследить, рассмотрев таблицу.
Таблица 2.
«Баба Яга в русских народных сказках»
Название сказки |
Поступок Бабы Яги |
Роль в сказке |
Марья-Моревна |
Хотела погубить Ивана-царевича, если не выполнит задание |
Злая. Повелительница |
Василиса Прекрасная |
Хотела съесть Василису, но все же отпустила, дав ей то, за чем она пришла и наказала тех, кто отправил ее на погибель |
Злая и добрая. Повелительница |
Сказка про Василису Премудрую |
Помогла Иванушке встретиться с Василисой |
Добрая. Советчица |
Баба Яга |
Хотела съесть девочку |
Злая. Повелительница |
Баба Яга и заморышек |
Хотела всех погубить |
Злая. Похитительница детей и воительница |
Гуси-лебеди |
Похитила ребёнка, чтобы съесть |
Злая. Похитительница людей и повелительница |
Сказка о молодильных яблочках и живой воде |
Дала совет, как найти воду и яблоки |
Добрая. Дарительница |
Царевна-лягушка |
Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного |
Добрая. Советчица |
Финист-Ясный сокол |
Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола |
Добрая. Дарительница |
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что |
Помогла Андрею-стрельцу |
Злая и добрая Советчица |
Заколдованная королевна |
Помогла найти королевну |
Добрая. повелительница |
Анализируя примеры из таблицы, мы видим, что образ Бабы-Яги стал более разным, иногда противоречивым. В одних сказках эта страшная старуха - воительница, похитительница, повелительница. В других – дарительница, советчица. А в-третьих, меняет свое поведение: сначала – злодейка, потом помощница.
Баба-Яга – персонаж таинственный и разнообразный.
Перечитывая сказки заново, мы увидели, как в них отражается мифологическая основа. Иногда она сохраняется, но чаще меняется цель действия. Приведем примеры. В сказках «Жихарка», «Гуси-лебеди» Баба-Яга пытается изжарить детей в печи, то есть она злодейка. А ученые связывают эти действия с древним ритуалом припекания детей. К нему прибегали, если малыш хилый, слабый, недоношенный или больной рахитом. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.
Другой пример. В сказке «Баба-Яга» злодейка хочет съесть девочку. Мифологическая основа этого действия – обряд посвящения. Во время испытания ребенок должен умереть для внешнего мира и возродиться новым человеком. И ребенка, чаще мальчика, символически сжигали, варили и вновь воскрешали. Считалось, что после этого он приобретал магическую силу.
Таким образом, Сказки отражают мифологическое восприятие мира древними людьми. Поэтому Баба-Яга изображается в них по-разному, меняя свое поведение. Но при этом персонаж древний старухи остается таинственным.
Заключение
Народная мудрость гласит, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам, к их опыту. Прочитав русские народные сказки заново и познакомившись с мнениями разных ученых, мы убедились, что Баба- Яга- один из самых загадочных образов русского фольклора.
Что бы уяснить роль древней героини, мы сравниваем русские народные сказки с мифологической основой образа Бабы-Яги. В результате сложился собирательный образ, который пришел в сказку из мифов, вобрав в себя все разнообразие, неоднозначность, а порой и противоречивость и прибавив волшебство свойственное сказке.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Нам дорог тот образ, который создан русской народной сказкой и близок тот, который пришел к нам из славянской мифологии. Думаем, наше исследование интересно одноклассникам. И им захочется перечитать русские народные сказки о Бабе-Яге заново.
Список литературы
Алещенко А. И. Мифоним Баба Яга в русских народных сказках// Русский язык в школе. – 2008. № 4.
Русская мифология. Энциклопедия. - М.: ЭКСМО; СПБ.: Мидград, 2006
Русские чудесные сказки. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007. -272 с. С ил. – (Лучшие детские сказки).
Русские народные сказки. Т. 1/Сост., авт. вступ. Статьи и комент. О.Б. Алексеева. – М.: Современник, 1987. – 509 с. (Классическая б-ка «Современника»).
Сказки-подсказки /Том подгот. А.Н. Ефимов, Л.В. Бережная; Худож. А. А. Мехнушев. – К.: Изд-во «Довира»; М.: Ин-т соц. И эконом интеграции: Собеседник, 1995. – 317 с.: ил. – (Волшебные ступени).
Чудо чудное, диво дивное: русские народные сказки от А до Я / ил. С. Ковалева; (сост. В. Соколовского). – Москва: Эксмо, 2018. – 264 с.: ил.
Интернет-источники
https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii
https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/baba-yaga-yaginya/
https://sub-zero.livejournal.com/216463.html
https://koreajob.ru/baba-yaga-istoriya-poyavleniya-baba-yaga-v-slavyanskoi-mifologii-ot/
https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/baba-yoga-velikaya-boginya/
http://www.wolfnight.ru/forum/forum_theme.php?theme=210&page=1