1. Введение
Литература как школьная дисциплина должна быть не только интересной и познавательной, но ещё и способной сформировать в обучающемся патриотические, духовно-нравственные и эстетические ценности. По этой причине творчество многих отечественных классиков стабильно изучается из года в год, так как их прозаические или лирические произведения пробуждают в юном читателе новые чувства: любовь к чтению и уважение к культуре родного края.
Творчество Александра Сергеевича Пушкина является одним из тех, которое способствует развитию человека как личности. Его произведения пронизаны любовью к русскому слову, к культуре России, а также к её живописной природе, что подтверждено в его поэзии.
Пейзажная лирика Пушкина хрестоматийна – многие стихотворения знают наизусть и дети, и взрослые. Глядя на увядание природы осенью, устремив взгляд на блеск и чистоту снега, приземлившегося на ветки деревьев, невозможно не вспомнить строки стихотворений всеми любимого стихотворца: Пушкин всегда в наших сердцах.По этой причине выбранная нами тема является актуальной, так как тщательный анализ художественного текста позволит выделитьсимволы, роль которых нам предстоит определить. Понимание символом, деталей может сделать процесс чтения и анализа стихотворений более увлекательным, чем прежде.
Говоря о степени изученности выбранной нами темы, нужно отметить, что наибольший вклад в её раскрытие был внесён специалистами в области литературоведения, изучающими поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Мы проанализировали множество научных статей, однако в основу исследования были положены исключительно самые яркие и информационно наполненные работы, составившие в дальнейшем исписок использованной литературы.
Так, нами была отмечена научная статья Н.Н. Мазура «Две зимы», в которой была отображена мысль о влиянии временно-пространственного фона стихотворения на настроение лирического героя [3]. Эту идею продолжает В.А. Кошелев в работе «Времена года в творчестве Пушкина». Автор научной работы отмечает, что время года воспринимается А.С. Пушкиным в прямой зависимости от его воздействия на человека [1], что очевидно, ведь поэт – это творческая личность, на настроение и стиль работы и поведения которой, влияют внешние факторы. Интересна идея В.А. Кошелева: специалист полагает, что образ осени описывается при помощи такого тропа, как оксюморона (сочетание противоположных по смыслу определений) [1], ведь строки стихотворения предают грусть лирического героя. Однако, раскрыв его образ, мы полагаем, что именно осень является любимым временем года Пушкина – в результате мы сталкиваемся с противоречивостью токования. Интерпретация образа зимы в лирике Александра Сергеевича переплетается с идеей П.А. Вяземского, который полагал, что тема зимы в русской литературе – это возможность отличиться от Европы [1].
Статья Л.А. Утяшевой и З.А. Зариповой «Поэтика зимних пейзажей А.С. Пушкина в школе» акцентируют внимание на необходимости вовлечения детей в детальный анализ лирических произведений, что поспособствует эмоциональному и эстетическому удовлетворению [7]. Опираясь на слова В.Г. Белинского о том, что Пушки «созерцал природу и действовал под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтичным» [5], становится понятно, что пейзажная лирика А.С. Пушкина необходима в школьной программе, ведь нам, ученикам, она приносит наслаждение.
Информативна диссертация Е.В. Шохиной «Семантика времён года в поэзии пушкинской поры», на которую мы опирались при написании исследовательской работы. Автор подчёркивает, что зима в поэзии XIX-ого века была актуальна, так как с её помощью был отражён национальный характер русской литературы [8]. Шохина обращает особое внимание на поведение лирического героя в зависимости от времени года, на его динамику и статику, представляющие контраст жизни [8], что было подмечено и предыдущими специалистами. Однако очевидным остаётся тот факт, что перечисленные выше исследователи анализируют идейно-тематическую сторону поэзии А.С. Пушкина, разнообразие средств выразительности, актуальность изучения поэзии русского поэта, но не обнаружено ни одной научной статьи, реферата, исследующих роль символов в раскрытии образов времён года в пейзажной лирике Пушкина. Следовательно, наш вклад в решение избранной проблемы заключается в попытке определить роль символов в раскрытии образов осени и зимы в пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина.
Целью исследования стало выявление символов и определение их роли в раскрытии образов осени и зимы в лирике А.С. Пушкина.
Достижение цели определяет необходимость решения следующих теоретических и практических задач:
Ознакомиться с теоретико-методической базой исследования по теме научно-исследовательской работы;
Выявить своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина;
Определить роль символов в раскрытии образа осени в лирике А.С. Пушкина;
Выявить роль символов в раскрытии образа зимы в поэзии А.С. Пушкина.
2. Основная часть
2.1. Биография А.С. Пушкина
Биография помогает человеку определить, насколько был тяжёл путь становления личности, интересующего нас деятеля. Так, биографические факты из жизни Александра Сергеевича Пушкинапослужат нам фундаментом в определении значимости пейзажной лирики в его поэзии.
С раннего детства А.С. Пушкин был свидетелем красоты русской природы: учёба в Царскосельском лицее, расположенном в живописных местах Санкт-Петербурга; работа в селе Большое Болдино в период самого красочного и волшебного времени года - осени - всё это оставило след на творчестве великого литературного деятеля.
Пушкин занимает особое место в культуре России, ведь, как отметил В.Ф. Одоевский, поэт – «солнце нашей Поэзии», – создатель «солнечной системы» русской литературы [2]. Не просто найти человека, который был бы талантлив не только в создании стихотворений, но и в создании прозаических произведений.
Особую ценность на творческом поприще поэта составил период 1826-1830-ых годов, в период которых А.С. Пушкин продуктивно работал над лирическими и эпическими произведениями. В период «Болдинской осени» (1830 г.) было создано большое количество разноплановых произведений. Значение этого периода в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных художественных текстов – реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству [2]. В основу определения темы, проблемы лирических произведений были положены личные переживания поэта, острая обстановка в стране: распространение холеры, которая унесла множество жизней.
Таким образом, мы можем утверждать, что творческая деятельность А.С. Пушкина была для него не просто работой, а настоящей жизнью, ведь в создание произведений было положено много сил, эмоций и времени.
2.2. Своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина
Пейзажная лирика позволяет не только наглядно представить предмет повествования, хронотоп, ландшафт,но и позволяет проанализировать психологическое состояние лирического героя, который либо находятся в гармонии с окружающим миром, либо, наоборот, протестует естественной среде. По этой причине в творчестве многих поэтов можно найти список стихотворений, посвящённых природе.
На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике. Александр Сергеевич был одним из тех русских поэтов, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную красоту пейзажей нашей страны. Ни для кого не секрет, что любимым временем года поэта была осень, однако обилие стихотворений, описывающих зимний пейзаж, видно невооружённым глазом. Картины, которые «рисует» Пушкин при помощи слов, средств выразительности, помогают читателю выделить символы, которые лежат в основе создания образов времён года. В этих стихотворениях удивительно тонко передана любовь, тоска, чувство страха, которым окутан лирический герой.
Как утверждают литературоведы, многие образы пушкинской лирики использовались последующими поэтами, которые заново их переосмысливали и добавляли что-то своё [2]. Итак, пейзажная лирика Пушкина действительно впечатляет и согревает душу читателей.
2.3. Роль символов в раскрытии образа осени в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворений «Осень», «В тот год осенняя погода», «Осеннее утро»)
Для определения роли символов в раскрытии образа осени, нами были выделены следующие стихотворения А.С. Пушкина: «Осень», «В тот год осенняя погода», «Осеннее утро».
Лирические произведения объединяет одна общая идея – перерождение души лирического героя. Именно осенью человек погружён в размышления о смысле жизни, о том, что необходимо для дальнейшего развития и роста, что важно для творческой личности. В пейзажной лирике, где главным природным объектом является осень, невозможно не ощутить динамику, которая скрыта под маской грусти и отчуждения лирического персонажа: природа «умирает», вместе с ней погибает старое обличие человека. Этот естественный процесс необходим для того, чтобы душа успела отдохнуть «до сладостной весны» [4], и предстала перед обществом в новом, свежем виде: «с каждой осенью я расцветаю вновь» [4]. Благодаря осени, Пушкин достиг совершенства в творчестве, ведь через строки лирического произведения он указал на самое важное в жизни людей – на возможность человека иметь выбор и выражать свою точку зрения, ведь идея стихотворений состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему. Несмотря на грусть, которой пронизаны лирические произведения, можно разглядеть и радость, влияющую на творчество писателя. «Прощальная краса» [4], о которой пишет Пушкин, вызывает в его душе уныние, ведь в скором времени наступит зима, влияющая на поэта не так, как осень.
Итак, немного ознакомившись с художественными текстами, мы пришли к выводу, что в стихотворениях обилие символов, роль которых нам предстоит определить.
Осенние пейзажи в поэзии Александра Сергеевича Пушкина детализированы поздним временем суток. Упоминание о ночи есть во всех стихотворениях, которые были выбраны для анализа: «на третье в ночь» («В тот год осенняя погода»), «с небес уже скатилась ночи тень» («Осеннее утро») [4]. В «Осени» атмосферу ночи создаёт образ луны: «люблю её снега, в присутствии луны» [4]. Чтобы определить роль ночи в создании образа осени, мы обратились к словарю символов Дж. Тресиддера. Так, ночь – это олицетворение страха перед неизвестностью [6]. Мы знаем, что раньше новый год наступал именно осенью, когда завершались полевые работы, сбор урожая и т.д. Следовательно, с уходом одного этапа жизни, лирический герой не может предсказать, как сложиться его судьба в будущем, из-за чего он прощается «с блаженством и с душою» [4], как следствие, его мучает тоска и чувство одиночества. С другой точки зрения, ночь обозначает «отдых, мир и обновление» [6] – лирический герой жаждет обновления с приходом осени, ведь, как он утверждает, в этот период он «снова молод и счастлив» [4], а также полон жизни. Именно в этом заключается специфика пейзажной лирики Пушкина: он постоянно меняет свою позицию.
Наравне с лирическим персонажем ждёт обновления и природа, ведь особенностью пейзажной лирики является неразрывная связь человека и естественной среды. Так, в стихотворении «В тот год осенняя погода» мы становимся свидетелями того, что осенняя природа с нетерпением ждёт обновления – прихода зимы: «Зимы ждала, ждала природа» [4]. Именно ночь дарит природе возможность раскрыться и почувствовать на себе «зимы блистательный ковёр» [4].
Следующий немаловажный символ в раскрытии образа осени – ручей – он также как и луна указывает на уходящее время и жизнь [6]. В стихотворениях Пушкина течение ручья описано медлительно, автор использует слово «ещё», намекая, что вскоре он замёрзнет, его жизнь может угаснуть: «Его струи медлительно текли», «Журча ещё бежит за мельницу ручей / Но пруд уже застыл». Однако действие ручья – течение – указывает на то, что жизнь не останавливается навсегда, она всего лишь переживает естественный процесс, при котором возможны остановки, паузы. Подобное знакомо и поэту, ведь на его пути были похожие «остановки» - это в очередной раз сближает человека и природу.
Туман – ещё один символ, который описывается в лирических произведениях Пушкина. В словаре Тресиддера туман трактуется как знак изменения, превращения [6]. В художественном тексте он является «свидетелем тоски, забавы» [4], которыми наполнена душа лирического героя. Читатель приходит к пониманию: пейзаж, обрисованный в осенней поэзии Пушкина, претерпит изменения, так как впереди зима, которая преображает не только природу, но и душу человека, навевая чувство одиночества и грусти.
Таким образом, использование символов в лирических произведениях Александра Сергеевича Пушкина, посвящённых осени, позволяет детализировать художественный текст и усложнить его анализ, который доказал, что символы, использованные в стихотворениях, подробно и верно интерпретируют основную идею лирических произведений. При создании образа осени в пейзажной лирике они играют роль проводника: с их помощью мы подтвердили мысль, что Пушкину приятно это время года. Благодаря символам, которые лежат в основе создания образа осени, мы констатируем тот факт, что автору удалось передать настроение, восхищение и динамику чувств лирического героя по отношению к этому сказочно-таинственному времени года, также символы ярко отразили стремление персонажа к перерождению.
2.4. Роль символов в раскрытии образа зимы в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворений «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима!...Крестьянин, торжествуя» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «В поле чистом серебрится…»)
Для определения роли символов в раскрытии образа зимы, нами были выделены следующие стихотворения А.С. Пушкина: «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима!...Крестьянин, торжествуя» (отрывок из романа «Евгений Онегин») и «В поле чистом серебрится…».
В творчестве А.С. Пушкина можно выделить ещё одно время года, которое выразительно представлено в стихотворной форме – это снежная, весёлая зима. Очень интересно поэт рисует её образ на страницах лирических произведений: при описании зимы читатель погружается в движение («тройка борзая бежит», «летит кибитка удалая», «вот бегает дворовый мальчик»); внешний фон сопровождается звуками, песнями («спой мне песню», «трещит затопленная печь», «завоет…заплачет», «колокольчик гремит» - всё это придаёт повествованию спокойствие и умиротворение, навевает мысли о родном крае, а порой и навевает страх перед неизвестным.
В нашей работе мы неоднократно упоминали о том, что природа в связи с человеком раскрывает психологизм, поэтому невозможно не обратить внимания на контраст чувств лирического героя: радость – грусть, сопровождающие, выбранные нами, стихотворения о зимних пейзажах. Так, некое восхищение зимними днями передаёт динамика, энергия строк, размер стихотворения – ямб, который и создаёт подобную атмосферу в лирических текстах «Зимнее утро» и «Зима!.. Крестьянин, торжествуя». Грусть описана при помощи хорея, который создаёт не только угнетающую обстановку, но и замедляет развитие действий; наличие соответствующих эпитетов, образов и символов: буря, старушка, луна, ночь, туман («по кровле обветшалой», «ветхая лачужка / И печальна и темна», «моя старушка», «отуманен лунный лик») – всё это читатель может заметить при чтении стихотворений «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «В поле чистом серебрится».
Таким образом, А.С. Пушкин относится к зиме располагающе, ему по нраву красота зимних пейзажей, русский мороз и постоянное желание «предаться бегу нетерпеливого коня» [4].
Далее следует определить символы, которые необходимы для глубокого анализа лирических произведений, а также для определения их роли в создании образа зимы. Самым ярким символом является путь (дорога), который сопровождает лирического героя во многих стихотворениях о зиме вместе с ямщиком, песнями, луной и тройкой («По дороге зимней, скучной / Тройка борзая бежит», «в долгих песнях ямщика», «на дровнях обновляет путь», «тройка мчится по дороге столбовой») [4].Образ дороги в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями [6]: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нёс на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку. По этой причине поэт прибегает к использованию хорея, дабы усилить меланхолические чувства лирического героя, передать тоску и печаль, таящиеся в его душе: «то сердечная тоска», «скучно, грустно», «путь мой скучен» [4]. Подытожив, отметим, что образ дороги помогает А.С. Пушкину показать и картины жизни, и усилить окраску настроения лирического героя.
Символ луны, играет немаловажную роль при создании образа зимнего пейзажа. Так, ссылаясь на словарь символов Тресиддера, мы можем предположить, что луна или месяц – это средство изменчивостиэмоций [6]; психологи связывают луну с изменениями настроения: на чередование настроения, эмоций мы указали в начале анализа. Несомненно, в лирике Пушкина эта особенность наблюдается: используется соответствующий размер; используются эпитеты («великолепные ковры», «янтарный блеск», «месяц ясный»); есть ласковое обращение («друг прелестный», «друг милый»), уменьшительно-ласкательная форма слова («лучинушка») – так представлено счастье простого русского человека. Уныние от зимних холодов, природной пустоты передано при помощи соответствующего стихотворного размера, а также, благодаря тоскливому описанию окружающей обстановки: «Ни огня, ни чёрной хаты, / Глушь и снег…» [4]. Таким образом, символ луны необходим для полноценного раскрытия психологизма лирического героя, основой которого является эмоциональный фон.
Далее следует отметить символ печи (камина), игравшего особую роль при описании русского быта, очага. Печь символизирует духовное очищение и обновление [6].Лирический герой А.С. Пушкина «обновляется» благодаря долгим раздумьям в дороге, в результате он принимает всё то, что даёт ему судьба и принимает решение отпустить происходящее: «я забудусь у камина». В стихотворении «Зимнее утро» лирическому герою только предстоит пережить обновление, ведь печь только ещё находится в процессе нагревания: «Трещит затопленная печь» [4], пока он может предаться раздумьям, приносящим ему удовольствие: «Приятно думать у лежанки»[4].
Итак, заключительным символом, необходимым для создания образа зимы, является «тройка» («лошадка», «конь»)[4] - это символ животной жизненной силы, скорости и красоты. Так как поэт часто вводит в стихотворения мотив дороги (пути), невозможно обойтись без образа, который бы скрывал в себе скорость. В стихотворениях мы наслаждаемся описанием зимних пейзажей и явлений природы: «прозрачный лес один чернеет», «ель сквозь иней зеленеет», «речка подо льдом блестит», «вихри снежные крутя», «печальные поляны», «снег волнистый и рябой» [4] - поэту удалось эстетично описать богатство России, что привлечёт внимание и ребёнка, и взрослого. В особенности красоту русской природы способен оценить иностранец, ведь таких пейзажей, как у нас, нет нигде - это по-настоящему дар, который нужно беречь. Таким образом, символ лошади подчёркивает в лирических текстах красоту, могущество природы России.
Итак, роль символов в раскрытии образа зимы в поэзии А.С. Пушкина велика - с их помощью мы выделили значимость психологизма при анализе лирического героя, смогли обозначить силу пейзажа в становлении личности. Символы поспособствовали детальному анализу стихотворений, их метафоричности и глубины повествования, что невозможно рассмотреть при обычном чтении.
Подводя итог, следует отметить, что символы - это одно из средств, необходимых для познания идеи произведения с точки зрения автора, переосмысления образов в поэзии. Тема роли символов в раскрытии образов осени и зимы в пейзажной лирике А.С. Пушкина позволила нам убедиться в исключительной связи природы и человека, психологизма и эмоций. Изучив основные символы, образы, мы узнали много нового и интересного, о чём раньше и не подозревали.
3. Заключение
Исходя из поставленных задач, нами были сделаны интересные наблюдения. Так, излагая первую задачу научной работы: ознакомиться с теоретико-методической базой исследования по теме научно-исследовательской работ, мы проанализировали несколько научных статей и диссертацию, которые освещают выбранную нами тему. Следует заключить, что поэзия А.С. Пушкина привлекает внимание литературоведов, учителей и школьников по сей день, ведь образ природы влияет на развитие мировоззрения учащихся.
Реализуя вторую задачу: выявить своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина, мы убедились в том, что время года, заявленное в стихотворении, влияет на настроение лирического героя, на стиль повествования. Такие времена года, как осень и зима, которые мы выбрали для анализа, способствуют воссозданию образа лирического героя, единства и внутренней целостности. Таким образом, пейзажная лирика взаимосвязана с психологизмом, благодаря которому определяется идея всего произведения.
В-третьих, мы выявили роль символов в раскрытии образа осени в поэзии А.С. Пушкина: символы, используемые автором в лирическом стихотворении, демонстрируют импульс жизни лирического героя, его подъёмом и размах творческого потенциала.
В-четвёртых, мы выдвинули предположение, что символы, которые неоднократно встречаются в стихотворениях, посвящённых зиме, повествуют о стремлении к уединению, нахождению новых путей развития, о желании оказаться дома, на родной земле.
Таким образом, результатом нашей работы станет словарь символов пейзажной лирики А.С. Пушкина, который мы будем пополнять в процессе анализа оставшихся времён года.
4. Список использованной литературы
Кошелев В.А., Времена года в творчестве Пушкина // Электронное издание. – Череповецкий государственный университет. – Череповец, 2014. – С. 66-78 – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24350062_55205666.pdf (дата обращения: 20.11.22).
Литература. Пособие для поступающих в вузы / В.Е. Красовский, А.В. Леденёв / Под общей редакцией В.Е. Красовского - М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2003. - 734 с.
Мазур Н.Н. Две зимы // Материалы для обсуждения. Седьмые Тыняновские чтения. – Рига – Москва, 1995-1996. С. 8 – URL: file:///E:/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B5/Mazour-1995.pdf (датаобращения: 21.11.22).
Пушкин А.С. Стихотворения / Александр Пушкин. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 544с.
Пушкин в школе: пособие для учителя / Сост. В.Я. Коровина. - М.: РОСТ, 1999. - 368 с.
Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. Палько. С. - Москва: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. - 443 с.: URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/ (дата обращения: 20.11.22).
Утяшева Л.А., Зарипова З.А. Поэтика зимних пейзажей А.С. Пушкина в школьном изучении // Педагогический журнал Башкортостана. Электронное издание. Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы. – Уфа, 2017. – 7 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-zimnih-peyzazhey-a-s-pushkina-v-shkolnom-izuchenii(дата обращения: 19.11.22).
Шохина Е.В. Семантика времен года в поэзии пушкинской поры /
Е.В. Шохина: дис. … канд. фил. наук: – 10.01.01. – Воронеж, 2017. – 160 с.