Ведение.
Актуальность:
21 век - это век информатики, технологий и всевозможных гаджетов. И к сожалению на данный момент возникает проблема приобщения детей к чтению. К счастью, нам повезло, что сейчас в свободном доступе на прилавке книжные магазинов и киосков можно приобрести множество интересных книг и журналов.
Задача:
Выяснить популярность журнала с начала выпуска до наших дней.
Цель:
Изучение журнала «Веселые картинки», ознакомление с его историей
Проанализировать популярность среди читателей в разные годы.
Выяснить интересен ли журнал современным детям
Методы исследования:
Анкетирование, сравнение, изучение литературы.
Недавно на уроке литературного чтения учительница задала нам творческое домашнее задание: сделать презентацию своего любимого детского журнала. Рассказать так о нём, чтобы ребятам захотелось прочесть именно тот журнал, о котором ты расскажешь!
Я очень люблю читать и книги, и детские журналы тоже. Часто мама и бабушка покупают детские журналы мне почитать на каникулах или когда мы едем путешествовать. Также наша школьная библиотека каждый год делает подписку на детские журналы, там можно всегда их просмотреть.
Более всего мне нравится журнал «Весёлые картинки» и я решила исследовать его более подробно. Это любимый журнал моей мамы, когда она была маленькой. Он был очень популярным во времена СССР. Стала искать информацию об истории этого издания, мне стало так интересно. Но когда бабуля достала мне с антресолей настоящий журнал «Весёлые картинки» за 1979, 1982, 1991 год - моему восторгу не было предела, я решила провести сравнительный анализ старинного выпуска и нового издания этого журнала. Мне стало интересно, что читала моя мама, когда была маленькая, какие темы волновали детей того времени?
В журнале содержались письма от детей, комиксы, рассказы, ребусы, шутки, рисунки по точкам, загадки, разукрашки, стихи, различные настольные игры, игры-лабиринты. Моя мама очень любила вырезать из журнала бумажных кукол и одежду для нее, находить различия между картинками, делать различные поделки, как учили главные персонажи журнала, а так же очень любила комикс-рисунки про девочку Машу и куклу Наташу. Это журнал «Веселые картинки» 1992 года. То есть так выглядел журнал ровно 30 лет назад.
Глава 1.
1.1 История возникновения журнала
Журнал начал издаваться с сентября 1956 года и до сих пор. Издается в Москве 1 раз в месяц.
Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала карикатуристу журнала «Крокодил» Ивану Семёнову. Он стал первым редактором журнала и вместе с художником Виталием Стацинским привлёк к работе своих коллег, среди которых были Аминадав Каневский и Алексей Лаптев. С первого дня в редакции журнала работал Александр Митта.
По распространённой версии, название «Весёлые картинки» появилось летом 1955 года, когда И. М. Семёнов приехал за город проведать сына Володю. Мальчик что-то старательно вырисовывал в своём альбоме. «Что там?» — заинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живём!» — «А какие картинки?» — «Весёлые!» — воскликнул сын.
У журнала были 4 главных редактора:
Иван Семёнов (1956—1972)
Нина Иванова (1972—1977)
Рубен Варшамов (1977—2000)
Инна Антипенко (с 2000 года)
Изначально — до 12 номера за 1964 год — журнал издавался в горизонтальном формате и был похож на альбом (размером в половину формата журнала «Крокодил»).
Там печатались такие авторы как: Корней Чуковский, Агния Барто, Эдуард Успенский и.т.д.
В 1977 году главным редактором журнала стал художник Рубен Варшамов, с которым пришли и новые авторы, в том числе художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер.
В 1992 году из-за финансовых трудностей вышло только 8 номеров журнала. С 1992 года «Весёлые картинки» стали выходить без перерыва.
В 1994-1995 годах журнал печатался в Финляндии. В 1995 году журнал печатался в типографии в Костроме.
Отмечается, что «Весёлые картинки» были единственным изданием в СССР, на страницах которого не публиковались извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л. И. Брежнев и появилась директива опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий, в «Весёлых картинках» на фоне названия журнала это выглядело бы неуместно.
В начале 1990-х годов редакция журнала была преобразована в одноименный издательский дом.
4 декабря 2010 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «„Весёлые картинки“ — первый российский комикс».
В 2006 г. издание получило Премию Москвы за номер в честь 50-летнего юбилея журнала.
В сентябре 2016 года журнал отметил 60-летие, выпустив юбилейный номер. В нём были размещены материалы самого первого выпуска и письма, присланные в адрес редакции, а сам номер был выполнен в горизонтальном формате, в котором журнал выходил в 1950-е читателей год.
Известный писатель С.Я.Маршак даже посвятил журналу стихотворение :
В большой семье советской
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет.
Его читатель тоже
Ещё довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребёнку –
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
Символ и Главные герои журнала
Карандаша (символа журнала придумали) народный художник СССР Иван Семёнов и писатель Юрий Дружков во время совместной работы в журнале «Весёлые картинки», визуальный образ персонажа создал И.Семёнов в 1956 году. Согласно художественному образу, Карандаш — забавный, добрый и весёлый человечек с красным грифелем вместо носа. Он был одет в синюю блузу, на голове красовался элегантный берет, а на шее — красный бант. Всё, что Карандаш рисовал своим носом, тут же становилось настоящим.
Первый «Карандаш»
«Карандаш» в наше время
Семёнов и другие художники журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Весёлых человечков» — Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино. Ребята ждали новых встреч с забавными человечками, и выход каждого нового номера становился настоящим праздником.
Карандаш и Самоделкин были единственными членами Клуба весёлых человечков, придуманными специально для журнала, остальные «пришли» из ранее написанных произведений. О Карандаше и Самоделкине книг не было и Постников, взявший псевдоним Дружков, взялся такую книгу написать. Первая его книга с этими героями — «Приключения Карандаша и Самоделкина» вышла в 1964 году.
В 1979 году Виктор Пивоваров создал логотип журнала, состоящий из «букв-человечков». Моя мама очень любила как изображали буквы в названии журнала, а так же нравились яркие и интересные иллюстрации.
Глава 2
2.1 Анализ тиражирования журнала в разные годы
Мы решили провести анализ популярности журнала в разное время, каким тиражом его печатали, а так же то, как менялся журнал с даты его первого выхода.
Для начала рассмотрим каким тиражом печатался журнал на протяжении своего существования. Для лучшей наглядности, я решила ознакомить вас с этой информацией при помощи диаграмм.
На данном графике мы видим, что в самых больших количествах журнал издавался в начале 80-х годов (9 500 000 экземпляров). В начале 90-х годов, после распада Советского Союза, тираж начал стремительно уменьшаться. Мы видим, что в наше время тираж составляет всего 12 000 экземплярах, это по моему мнению так же связано с огромной конкуренцией, чего не было во времена СССР. Всего за время существования издания выпущено более 4,5 миллиардов экземпляров. В наше время такие тиражи в детской периодике кажутся абсолютно фантастическими. Так же хотелось бы отметить, что В 1960-е годы журнал «Веселые картинки» стал настолько популярен, что оказался в разряде дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто.
2.2. Анализ популярности журнала у разных поколений.
При помощи анкетирования людей разных возрастов (было опрошено по 15 человек), мы можем увидеть, у какого поколения журнал был более популярным.
Как видите при помощи диаграммы можно увидеть, что наиболее популярным этот журнал являлся у людей, чей возраст на сегодняшний день от 30 до 40 лет. 100% опрошенных этого возраста знакомы с этим журналом. А вот наименьшим спросом, увы, он пользуется у детей, чей возраст на сегодняшний день от 0 до 10 лет.
Заключение
Если сравнить журналы разных годов, то можно заметить, что концепция журнала с годами не изменилась. Вот какой итог по сравнению можно вынести:
Изменилось качество бумаги
Количество страниц с годами увеличилось с 15 до 40 страниц
Менялась прорисовка главных персонажей
В журнале стало больше ребусов, головоломок, игр.
Несмотря на то, что в наше время есть большое разнообразие журналов и книг, я считаю, что с журналом «Веселые картинки» должен быть знаком каждый ребенок. Так же радует, что журнал как и раньше знакомит детей с добрыми рассказами, стихами, картинками, играми, которые в свою очередь играют большую роль в воспитании младшего поколения.
По результатам исследования, можно сделать вывод, что журнал в наше время практически утратил свою популярность, большинство детей с ним не знакомы. Журнал есть в библиотеках, но дети берут его редко. Все это я считаю связано с тем, что у журнала в наше время большая конкуренция, чего не было раньше. В киосках в продаже бывают редко, легче по подписке получать его на дом. К сожалению, с каждым годом тираж падает, что говорит о том, что он теряет свою популярность.
Своей работой мне хотелось бы привлечь внимание ребят к чтению данного журнала, который предлагает нам различные головоломки, игры, ребусы, а так же помогает познавать нам окружающий мир!
Список используемой литературы
Архив номеров «Веселые картинки»
Википедия – свободная энциклопедия
Газета «Известия» (30 сентября 2016). — Интервью с главным редактором «Веселых картинок» Инной Антипенко
Газета «Коммерсантъ» (28 сентября 2001). Анна Качуровская. Жизнь в «Веселых картинках». Детскому журналу исполнилось 45 лет
Официальный сайт «Веселые картинки»