Введение
Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 745 в России 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.
Каждый уголок нашей необъятной Родины уникален не только своими природными богатствами и красотой, но и своеобразной культурой. История и культура нашей страны немыслимы без народных традиций и народных промыслов. Именно в народных художественных промыслах во многом проявляется культура народов России: они являются частью культурного наследия России.
Россия- одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов. Россия славится своими уникальными мастерами: для каждого края характерны свои, никем неповторимые народные промыслы. Усиление внимания к сохранению, возрождению и поддержке этих самобытных ремесел – одна из задач Года культурного наследия.
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Очень важно суметь сохранить и передать будущим поколениям это уникальное культурное наследие!
Вологодская область- красивый древний край с богатым прошлым, который славится своей неповторимой природой и уникальными памятниками истории и культуры. Вологодские народные промыслы впитали в себя всю красоту нашего края. Вологодчина богата разнообразием сохранившихся до наших дней народных промыслов, она вобрала в себя самые прекрасные и древние ремесла, такие как мороз по жести, финифть, филигрань, резьба по бересте, резьба и роспись по дереву, чернение по серебру, ткачество, вышивка, гончарное дело и, конечно же, вологодское кружево, которое получило мировую славу. Вологда- это кружевная столица России! Мы гордимся тем, что это удивительной красоты ремесло развито в нашем крае.
Вологодская земля славится и многими выдающимися людьми. И меня заинтересовал вопрос: нашла ли отражение тема народного мастерства – кружевоплетение (как часть культурного наследия России) в произведениях выдающихся деятелей литературы, живописи и музыки Вологодчины. Этот вопрос и лег в основу моей гипотезы.
Гипотеза: в литературных, музыкальных произведениях и в произведениях живописи Вологодского края присутствует тема народного промысла Вологодчины- кружевоплетение.
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что можно говорить об актуальности выбранной темы. .Следует также отметить, чтокружевной промысел стал популярным на Руси с конца 17 века и обеспечил мировую славу мастерам Русского Севера.
Цель исследования данной работы: выяснить, как кружевоплетение повлияло на творчество вологодских авторов и как в литературных произведениях, произведениях музыки и живописи раскрыта тема данного народного творчества.
Объектом моего исследования будут произведения литературы, живописи и музыки вологодских мастеров.
Задачи исследования:
Изучить историю происхождения кружевоплетения на Руси и в Вологодской области
Познакомиться с оборудованием и материалами при кружевоплетении
Выяснить особенности плетения вологодского кружева
Найти произведения вологодских писателей и поэтов, где они обращаются к теме кружевоплетения
Познакомиться с произведениями живописи вологодских художников, связанными с темой народных мастеров кружевоплетения
Найти произведения вологодских композиторов, посвященных теме древнего народного промысла- кружевоплетению
Выяснить роль народного промысла в творчестве вологодских авторов.
1. История появления кружевоплетения на Руси и в Вологодской области.
Вологодский край - родина удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Тысячи терпеливых женских рук пронесли через столетия, передавая из поколения в поколение, секреты создания неповторимых кружевных изделий. Вологодское кружево славится своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
Кружево имеет богатую историю, как впрочем, и само понятие. Одно из значений слова «кружево» происходит от слова «окружать»: в России им изначально окружали рукава и подолы, то есть использовали как отделку в виде каймы на одежде. Другое значение «кружева» связано со словом «кружить»: ведь, чтобы из тончайших нитей получился ажурный орнамент, надо очень постараться – повертеть - покружить коклюшками.
Откуда же пошло кружево? Когда люди научились творить эту сказку?
Археологи предполагают, что кружевоплетением занимались еще древние египтяне и греки. С конца 15 века кружево завоевало Европу, а уже в 16 веке по Европе прокатилась великая кружевная «чума». Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. В кружева вплетали конский волос – и украшение становилось упругим, рельефным. Кружевами украшали мужские камзолы, в них облачали священников, ими обивали мебель, стены гостиных, спален и даже карет. По кружевам буквально сходили с ума: на кружевах разорялись, за них садились в тюрьму, за них иным даже отрубали головы… Кружевные вопросы обсуждались на уровне министров, государственных советов и королей.
В Россию кружево сначала ввозилось из-за границы, но вскоре русские мастерицы сами научились плести изящные ажурные узоры. И в 17 веке искусство кружевоплетения получило широкое распространение. А к началу 20 века в 17 губерниях сложились самобытные очаги кружевного промысла. Наиболее известные до сих пор – Нижегородская, Кировская, Рязанская, Новгородская, Костромская и, конечно же, Вологодская.
В каждой губернии были свои традиции и техника плетения. Поэтому кружево в разных регионах России так разнообразно.
Поистине мировую славу получило вологодское кружево. Вологодское кружево- это один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева, выступает в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решѐтки» («сцепная» техника). Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел сложилось в 1-й четверти 19 в. В современное время мастерицы объединились в артели (с 1930 — Вологодский кружевной союз), а в 1960 организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мастерицами мерные кружева, покрывала, занавеси, салфетки, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников. В Европе вологодские кружева стали популярны в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде
Вологду называют колыбелью русского кружева. В 2015 году исполнилось 195 лет вологодскому кружевному промыслу. В истории вологодского кружева 1840-1860-х годов особо упоминается имя кружевницы Анфии Фёдоровны Брянцевой. Имея особое дарование и пристрастие к кружевоплетению, она достигла замечательных успехов в этом деле. Вместе с А.Ф. Брянцевой работала её дочь Софья Петровна, которая начала плести кружево с пяти лет. Тысячи терпеливых женских рук пронесли через столетия, передавая из поколения в поколение, секрет создания неповторимых кружевных изделий. Сегодня богатые художественные традиции кружевоплетения сохраняются и развиваются современными художниками- дизайнерами и мастерицами вологодской кружевной фирмы «Снежинка».
Известна нам и добрая сказка – легенда о том времени, когда еще и кружево плести не умели. Как же все началось у нас на Вологодчине? «Жили в селении на берегу Кубенского озера лесорубы – сплавщики. Жили дружно. Ни споров, ни раздоров не знали. А ведь у каждого полная изба ребятишек, всех покормить надо. И все сынки, а дочери ни одной. Лесорубы посмеивались, а жены досадовали: у мужей помощников хоть пруд пруди, а кто им, хозяйкам, помогать станет? Вот и стали жены лесорубов просить – молить озеро Кубенское: «Море – озеро, ты, как отец родной – нас поишь, кормишь, одеваешь. Просим тебя ещё об одной милости. Подари нам пучок девичьей травы, чтобы у нас дочки родились. Ты знаешь, где она растёт.»
Откуда ни возьмись, на его волнах появилась махонькая девчонка – несмышлёнка. Достало озеро из тайной кладовой пучок волшебной травы, вложило девчонке в руку и выплеснуло на берег несмышлёнку.
Поклонились женщины озеру, за подарок поблагодарили, а судьбу девочки так порешили: «Пусть она для каждой из нас станет дочкой. Назовём её в честь озера Кубеной». День - деньской братья лес рубят, отцам помогают, а Кубена всё одна. Каждую травинку заметит, каждую букашку разглядит. Сама себе игры придумывает, особенно одну игру полюбила.
Привяжет озерные травинки к колышку и ну их сплетать – заплетать. Вот сложились травинки в разные клеточки, будто сплелись сети, что рыбу ловят. Перегородила клеточку травинкой – мостик получился. Протянула травинки из угла в угол – вышла звёздочка. Но тут зима наступила. Озеро льдом сковало. Трава под снегом скрылась. Загрустила Кубена. Братья, увидев это, посоветовавшись с матерями, смастерили небольшие деревянные козелки, полный туесок палочек -коклюшек настрогали, целую подушку иголок наточили. Матери положили на козелки круглую подушечку с опилками и из каждого дома принесли ей по мотку льняных ниток. – Складывай свои узоры, сколь душа пожелает. Села Кубена за козелки, нитки на коклюшки намотала, на подушечке иглами узор наметила и стала нитки вокруг них кружить - закруживать, туда - сюда коклюшки перекидывать. Две нитки сложит – плетешок вьётся. Четыре нитки кладёт – клеточка получается. Восемь в ход пойдут – выходит звёздочка. Коклюшками узор складывать сподручнее, не то что травинками. А Кубена знай себе добавляет и добавляет коклюшки. Теперь уже не восемь ниток, а восемь десятков вокруг иголок крутятся- закручиваются. И узор всё затейливее, всё краше получается. Вот деревья с листочками, цветы, пчёлы и бабочки, в речке – утки с утятами, из трубы дымок вьётся, а на заборе петух кукарекает. Глянули жёны рыбаков, только руками всплеснули. Научила Кубена своих младших сестриц кружева плести. Вскоре каждая стала мастерицей. Потом, выйдя замуж, сёстры по другим селениям разъехались – там кружевному делу многих обучили, и каждая кружевница свои узоры придумывает, Кубену добрым словом поминает».
2. Оборудование и материалы при кружевоплетении
Нитку при плетении кружев наматывают на две коклюшки – сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки. На специальной подставке -пяльцах устанавливают подушку- кутуз, набитый головками льна, опилками или сеном. На подушке с помощью булавок закрепляют сколок– рабочий рисунок. Делается он на плотной бумаге или картоне, на нем прорисован будущий узор. Основа рисунка – точки, куда вкалываются булавки. В сколке хранится секрет мастерицы- неповторимый рисунок кружева. Точки на сколке соединены тонкими линиями: они показывают расположение нитей. Техника плетения кружев заключается в переборе и перекладывании в определенном порядке коклюшек. Плетут одновременно двумя парами коклюшек. Про кружево говорят, что оно сплетено из 8, 12, 20, 40 и более пар. Не всякие нити подойдут для кружева. Излюбленный материал вологодских кружевниц- льняные нити. Кружево изо льна красиво и долговечно.
3. Особенности плетения вологодского кружева
А теперь обратимся к особенностям плетения вологодского кружева. Вологодские кружева отличаются четким делением «строения» кружева на фон и рисунок, четким построением геометрических узоров. Традиционными для вологодского кружева являются мотивы «веера», «опахала», «подковки», «гребешка», пяти-семилепестковых розеток. Принято считать, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах. Главное декоративное качество кружева- его ажурность. Именно ажурные решетки фона, то прозрачные, почти невесомые, то более густые, замысловатого рисунка, позволяют кружеву пропускать через себя свет, придают ему легкость, невесомость. Чтобы подчеркнуть выразительность рисунка, контуры фигур обводят «сканью», более толстой нитью, придавая орнаменту рельефность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Что касается техники плетения, то вологодские мастерицы отдают предпочтение сцепной технике.
4. Тема традиций родного края - кружевоплетения, тема народных мастеров в произведениях вологодских писателей и поэтов, особенности средств художественной выразительности
Тема народных традиций, народного мастерства наиболее полно отразилась в произведениях литературы. Вологодские писатели: Николай Алексеевич Клюев, Василий Иванович Белов, Варлам Тихонович Шаламов, Александр Романов широко известны не только в нашей области, но и за ее пределами. Все их творчество пронизано огромной любовью к русской земле, ее природе, к простым крестьянским труженикам, к традициям родного края. Для них, выросших на вологодской земле, тема промыслов Вологодчины неизменно важна. Ведь многие из них – выходцы из простых крестьянских семей, они с детства впитали в себя народный фольклор, воспитывались на сказках, былинах, колыбельных, которые рассказывали и напевали им мамы или бабушки. Поэтому тема народных промыслов, несомненно, присутствует в творчестве наших с вами земляков- поэтов и писателей.
Наиболее интересна тема кружевоплетения в произведениях литературы поэтов и писателей Вологодчины. Это поистине волшебное ремесло было для них частичкой детства, когда повсюду в уютных их домах были кружевные бабушкины салфеточки, бережно разложенные на комодах, столах; белые накрахмаленные скатерти, чехлы для подушек и подзоры на старинных железных кроватях. Писатели- земляки в своих произведениях обращаются к теме кружевоплетения, теме народных мастеров кружевоплетения, воспевают волшебное вологодское кружево- так как оно уникально- в его орнаментах передавалось представление народа о красоте природы, о добре, счастье, любви, радости жизни. Рождение кружева всегда напоминало рождение чуда. Тонкое, ажурное, в основном белоснежное, оно вызывало всегда восхищение и хорошее настроение, поэтому и не случайно кружевное ремесло отразилось в литературном творчестве вологодских писателей и поэтов. Попробуем понять, насколько глубоко народный промысел проник в художественные произведения, какие средства выразительности использовали те или иные авторы, упоминая кружевоплетение.
4.1 Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)
Обратимся сначала к творчеству Николая Клюева, которого считали самым известным среди писателей - вологжан начала 19 века.
Как писал советский литературовед В.Г.Базанов «О поэтике Клюева»: «Поэзия Клюева неотделима от народного искусства, в котором он находил соразмерность линий и внутреннюю музыку. Орнаментальность становится одним из ее главных стилеобразующих элементов, материальным источником поэтики. Клюев пристально всматривался в народный орнамент и фрески, в выпестренные коньки на крышах деревенских изб, затейливые оконные наличники, в вышивки и кружева, поражающие своим разнообразием и тонкостью рисунка». Именно здесь, в словесном народном творчестве, в северном зодчестве, в «цветном узоречье», по словам С. Есенина, «растут плоды дум и образов». В.Г. Базанов отмечает, что «клюевский «поэзии ковер» соткан на деревенском станке, и краски на нем самые что ни есть обыкновенные- синие, голубые, зеленые, розовые с примесью позолоты, а рисунок у Клюева узорчатый, как у вологодских кружевниц».
В поэме «Погорельщина», созданной в 1928 году, поэт изобразил крестьянскую Россию. Н. Клюев подробно описывает жизнь в деревне Сиговый Лоб, рассказывает о местных умельцах, которые знают многие ремёсла. Эти люди на удивление работящи и талантливы. Посмотрите, какие мастерицы- искусницы Степанида, Настя, Проня:
У Степаниды, веселой Насти
В коклюшках кони, живых брыкастей,
Золотогривы, огнекопытны,
Пьют дым плетеный и зоблют ситный.
У Прони скатерть синей Онега –
По зыби едет луны телега,
Кит-рыба плещет, и яро в нем
Пророк Иона грозит крестом.
Таким образом, упоминается в поэме кружевное творчество. У Н. Клюева много самобытных метафор, эпитетов. Эпитеты «золотогривы, огнекопытны» подчёркивают красоту выполненного изделия. Очень поэтично звучат метафоры в поэме «Погорельщина»- кони, сплетённые коклюшками, «пьют дым плетёный и зоблют ситный». Они же «в петельной погоне расплескали бубенцы в коклюшках»:
«Нет, — сказала кружевница Проня, —
Это кони в петельной погоне
Расплескали бубенцы в коклюшках,
Или в рукомойнике кукушка
Нагадала свадьбу Дорофею…»
Когда не стало деревенского мастера- резчика Олёхи, то Н. Клюев вновь упоминает кружевную работу- «заржал в коклюшках горбунок, как будто годовалый волк»:
Едва забрезжили сполохи,
Пошла гагара наутёк,
Заржал в коклюшках горбунок,
Как будто годовалый волк
Прокрался в лен и нежный шёлк.
Такая же горькая участь постигает и кружевницу Проню, с ее смертью вместе с ней исчезают талант и мастерство- «с коклюшек ускакали кони»
Не стало кружевницы Прони…
С коклюшек ускакали кони,
Лишь златогривый горбунок,
За печкой выискав клубок,
Его брыкает в сутемёнки,
А в горенке по самогонке
Тальянка гиблая орёт —
Хозяев новых обиход.
Так, поэт оживляет кружевные узоры, показывает, что изображённые на них кони могут чувствовать гибель героев. Он пытается показать, насколько самобытным и необычным было народное творчество. Уход из жизни истинных талантов мог повлечь за собой и исчезновение самого ремесла, от которого в поэме остался лишь «златогривый горбунок».
4.2 Василий Иванович Белов (1930-1991)
Известный вологодский писатель Василий Иванович Белов также обращался к теме крестьянского быта и труда в своих этнографических очерках, опубликованными в произведении «Лад» (1982) и «Повседневная жизнь русского Севера» (2000). Данные работы были задуманы как «сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике». В них автор рассказывает о традиционной культуре, народном фольклоре, быте и художественных промыслах деревень Вологодской, Архангельской и Кировской областей России. Всю свою жизнь он собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, предметы материальной культуры и быта, работал в архивах, изучал разнообразные этнографические материалы. Лад в народной жизни - стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, "опыт людей, которые жили до нас", помогают нам создавать будущее.
Энциклопедия народной жизни «Лад», по словам самого В.И. Белова, «складывался из рассказов моей матери, из воспоминаний близких мне людей и собственных переживаний и наблюдений».
Целая глава книги посвящена теме народных промыслов. «Прясть, ткать, вышивать, плести кружева должны были уметь все женщины-крестьянки, учились этому с малолетства, так же как всякий мужчина должен был уметь плотничать, столярничать», - пишет В.И. Белов в книге «Лад». Имеется глава и о кружевоплетении. В.И. Белов очень подробно и полно описывает работу кружевниц, приемы плетения. Кружевоплетение описывается, как труд, для которого нужны инструменты, условия. Так, для плетения кружевницам были необходимы «коклюшки, булавки, сколок, да набитый соломой куфтырь, да подставка для него». Коклюшками называли удлинённые деревянные катушки с ручкой, на которую наматывали нитки, чтобы из них плести кружева. Когда начиналась работа, на подставку крепили куфтырь, то есть туго набитую куделью подушку в виде цилиндра. Затем булавками крепили к нему сколок (то есть рисунок или узор, переведённый на бумагу). А уже по рисунку плели кружево, перебирая в нужном порядке коклюшки и перемещая булавки. В.И. Белов говорит, что к кружевоплетению приучали с детства: «девушки еще с детства постигали мастерство плетения».
В.И. Белов восхищается удивительным перевоплощением, когда многочисленные нити под руками умелой кружевницы превращаются в воздушные произведения. Автор эмоционально описывает труд кружевниц, он использует замечательную развернутую метафору: «Душа человеческая воплощается в созданные руками белых, черных, комбинированных узоров. Сквозь плавную графику северных русских кружев до сих пор струится живительное тепло народного творчества».
4.3 Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)
Нет кружева краше нашего, вологодского. Кто ни приезжает на землю нашу славную - все дивятся работе тонкой мастериц - кружевниц. И лишь только сами мастерицы знают, как тяжела эта работа, как потом болят глаза, как к старости многие слепнут и теряют драгоценное умение и как в дальнейшем складывается их жизнь.
Писатель- земляк Варлам Шаламов задумал рассказ «Пава и древо» - сказ об известном промысле Вологодчины, о вологодской мастерице – кружевнице Анне Власьевне, о сложнейшем узоре, что никому не под силу выпрясть. Умение повторить узор с таким названием становится символом высшего мастерства вологодской кружевницы.
Шаламов с большой теплотой рисует портрет старой кружевницы, ослепшей от работы и мечтающей, чтобы ее внучка продолжила ее дело и сплела сказочный узор с «павой и древом», который когда-то плела она сама.
По всей вероятности, Шаламов отразил в своем рассказе какой-то подлинный случай из вологодской жизни, история создания этого рассказа основана на реальных фактах и судьбе реальных людей.
О том, как прежде относились к мастерицам купчихи – перекупщицы, «уважали» даже самых лучших мастериц- свидетельствует примечательный факт о престарелой кружевнице Даниловой из деревни Федяево под Вологдой, который был опубликован в журнале «Наши достижения» (№5 – 6, 1935г.): «Купчиха – скупщица кружевного товара некая Брусѐнкина в 1908 году предложила Даниловой выплести для царицы Александры Фѐдоровны кружева к зонтику, чулки и халат. Искусная мастерица вместе с подручными девушками целый год выполняла этот царский заказ. Сам волостной старшина приходил и, щупая тонкое плетение из цветного шѐлка, похвалил: «Старайся, Даниловна! Большая тебе будет благодарность от царицы!» Кружевница почти ослепла от работы над царским заказом. Купчиха взяла и отвезла кружева в Питер. Царица действительно наградила, но не мастерицу. Купчиха прислала Даниловой несколько рублей. На этом всѐ и закончилось. Мастерицу, создавшую уникальное, художественное произведение, обманули». Так и Анна Власьевна, главная героиня рассказа, мельком упоминает об этом в своих следующих словах: «По полтиннику в день, вырабатывала: зимами-то фунт керосину в коптилке сжигали. В полуден полоскаешь да чайку попьешь — очень мы чай любили, да и сахару не жалели: когда вприкуску, а когда и вприглядку попьешь… И опять за коклюшки…». Вполне возможно, что Шаламов взял фактический материал, связанный с жизнью Анны Власьевны, именно из этой журнальной статьи.
На протяжении всего рассказа звучит тема главного по значению промысла Вологодчины – кружевоплетения. С трех лет наша героиня играла «на повити в коклюшки да булавки», а с пяти лет она уже «привыкла вертеть коклюшками». К 18 годам стала непревзойденной мастерицей в своем крае. Итак мы понимаем, что мастерицы- кружевницы начинали заниматься плетением уже с ранних лет, чтобы в будущем стать настоящими мастерами своего дела. Чтобы удивить читателя, насколько умелой и талантливой была Анна Власьевна, Шаламов пишет о ее способности в молодые годы вертеть по триста пар коклюшек, чтобы создавать самые сложные узоры.
У каждого узора или отдельных его частей свое собственное название, порой иногда даже необъяснимое. Узоры, которые выплетала раньше вологодская мастерица, разнообразны: «сердечки, опахальца, оплет, воронья лапка, стежные денежки, решетки камфарные». Знакома Анна Власьевна была со множеством узоров, которые было даже не сосчитать ей по памяти: «рязанские павлинки, протекай-речка, ветки- разводы травчатые, бровки- пышки, города, гипюр зубьями, паучки орловские, обачино ярославские, копытце да блины тверские, белевский окорок..». Анна Власьевна могла создать кружево не только на вологодский манер, но и на балахнинский, рязанский, скопинский, елецкий, мценский манеры (манер- это приемы плетения, свойственные определенным районам). Она знала и ярославский, и тверской, и калязинский, и орловский манеры, но, по мнению кружевницы, вологодский манер для нее самый лучший, самый близкий сердцу! Даже французское и испанское кружево ей «не пришлось за нрав», потому что у них «нет чистоты родного вологодского кружева»!
Автор преклоняется перед трудолюбием главной героини, непревзойденным мастерством, он подчеркивает также, что вологодское кружево «самое тонкое, самое хитрое».
В.Шаламов в рассказе показывает нам, что ему хорошо известны тонкости чудесного ремесла. При он знакомит нас с предметами кружевоплетения, без которых невозможно создать уникальные изделия- это коклюшки (деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения), кутуз (подушечка для плетения кружев), сколки (рисунки для создания будущего изделия), а также разнообразные виды кружева по технике исполнения –сцепное кружево, фонтанное, сколичное – чем «славится вологодское кружево».
Научиться плести кружево очень сложно, но еще сложнее его изобрести- создать сколок. А сколок для кружевницы является одним из главных составляющих процесса кружевоплетения, без него не создать кружевное изделие. Но Анна Власьевна умела и это- она уже «к восемнадцати составляла сама узоры и «сколки» на «бергаменте». Также пожилая мастерица говорит, что «во всем крае только на сколотое кружево и мастерицы», а она знала и «численное» («численная техника» кружевоплетения). Такая она была одна у Софьи Павловны («Софья Павловна за мое кружево получила четырнадцать медалей»). Хочется отметить, что данная техника является одной из самых старейших техник кружевоплетения, а характерной его чертой является создание кружева по памяти через повторение определенных форм орнамента при отсутствии булавок и рисунка.
В. Шаламов в рассказе прославил красоту и особенности кружевного края, мастерство удивительной вологодской мастерицы. Труд кружевниц очень тяжелый, требует хорошей зоркости, внимания, поэтому глаза их сильно уязвимы, зрение мастериц могло упасть уже к сорока – пятидесяти годам, а к старости многие и вообще полностью теряли зрение. Так случилось и с Анной Власьевной: она ослепла. «Темная вода залила её глаза», она уже не может повторить сложные узоры, которые плела когда- то, но продолжает гордиться теми вещами, которые могла сплести в молодости- «тальмы, вуали, чепцы, вплоть до цельных платьев». В своих воспоминаниях старая мастерица с искренней любовью и трепетом рассказывает о деле всей жизни, о своих умениях, ведь в каждое созданное ею изделие вложена вся душа мастерицы- недаром говорят, что в изделиях, созданных руками, живет душа русского народа и его характер. В воспоминаниях Анны Власьевны встречаются слова, которые свойственны Северному краю: «кружевничала» (плела кружево), «замыслилась» (задумалась), «почитай», «ходка» (быстра), «старопрежняя» (бывшая), «баил» (говорил), «брехать» (врать), «изгилялся» (издеваться), «пешей дойду» (пешком), «сошила» (сшила), но нам эти слова кажутся совершенно простыми и понятными. Много в рассказе и слов, которые ушли в прошлое, но автор с их помощью рисует нам прежнюю жизнь Анны Власьевны: она привыкла мерить кружева аршинами, ширину- вершками, керосин- фунтами, а дорогу- верстами.
Мастерица мечтает, чтобы ее дочери и внучка продолжили ее дело и сплели сказочный узор с «павой и древом», который когда- то плела и она сама, а сейчас это ей уже не под силу. Она вспоминает, что «из ее пав сама английская царица мантилью сошила», чем очень гордится. Неслучайно Анна Власьевна говорит внучке: «А больше всего плету во сне пав и древо, что вы сплести не можете». Умение сплести узор «пава и древо» и является символом высшего мастерства, поэтому В. Шаламов и дает название своему рассказу «Пава и древо» -сложнейший узор, который мало кому под силу выплесть. Хочется отметить, что «пава и древо» является одной из центральных композиций многих кружевных орнаментов, это любимый мотив многих деревенских кружевниц, а в русском фольклоре эти два символа взаимосвязаны: древо-жизнь, пава (птица)-счастье.
Одна из главных тем произведения – тяжелая жизнь ослепшей мастерицы, потерявшей все, что у нее было когда-то. Теперь все, что осталось – воспоминания, до боли жгущие душу. И тут же более светлая сторона – сильная, яркая, искренняя любовь к своему делу. Мастерство, любовно взращенное и взлелеянное самой героиней, осталось и приумножилось в ее дочерях – будущих мастерицах. И как любовно Анна Власьевна отзывается о том, что нет, не пропадет то, чему училась она всю жизнь, сберегут они народное достояние, продолжат ее ремесло: «Анна Власьевна повернулась, открыла ящик комода и обомлела: кружево «пава и древо», того самого хитрейшего узора, что когда-то сгубил глаза Анны Власьевны, что выплела она теперь в Москве артели в подарок, — было сложено в ящике комода аккуратными стопочками, приготовлен к сдаче. — Чье плетение? — под ногой Анны Власьевны скрипнула половица. — Наше, маманя… Мы с Шуркой… Старая кружевница улыбнулась. — Такую красоту выплесть… Молодцы, бабы. Нет, не угаснет наш род…»
И пусть кружевница уже стара. Пусть глаза залила ей «темная вода». Но ее кровиночки, ее дочери выучились хитрому узору, не сказав матери ни о чем, сохранили ее «кружевную гордость» («Скрыли от старухи уменье свое… Гордость мою кружевную хранили»). …» Радостно на душе от того, что продолжатели рода вологодской мастерицы смогли дать новую жизнь ее умению. Поэтому автор хотел показать нам, что все будет хорошо- надо быть верным своему делу, не забывать и не отказываться от своего умения. Ведь если ты любишь то, что по-настоящему умеешь делать, все твои творения всегда будут прекрасны, потому что сделаны с душой и с любовью. А еще очень важная мысль звучит в финале рассказа: не умрет народное искусство, пока живы талантливые мастерицы; будут передаваться из поколения в поколение прекрасные сколки, чтобы вновь возрождалось старинное искусство. Так писатель, задумав свой рассказ о знаменитой кружевнице, не только прославил красоту и особенности кружевного края, но и показал, что у Анны Власьевны есть достойные продолжатели ее ремесла, и это самое главное, потому что дело всей ее жизни -старинное ремесло- будет жить! В конце рассказа Анна Власьевна говорит такие слова: «Я еще елку с оленем составить могу»...
В. Шаламов показывает нам в рассказе, что ему хорошо известны тонкости чудесного ремесла, он - знаток древнего ремесла, умело пользуется народной речью, использует средства художественной выразительности. В произведении автор использует много профессионализмов при описании предметов кружевоплетения: коклюшки, кутуз, сколки, численное кружево, артель. Есть устаревшие и диалектные слова: фунт, вершок, пол - аршина, тальма, баил, повить, замыслилась, численница. Встречаются слова, отличающиеся неправильным произношением: канфарные решётки, бергамент, манер, баланжен, наволока. В.Шаламов употребляет такое средство, как эпитет: узор под названием «пава и древо» он называет хитрейшим. Одновременно писатель передаёт восхищение Анны Власьевны, узнавшей, что её дочери умеют создавать этот узор. Для этого В.Шаламов выбирает метафору, Анна Власьевна с уважением скажет: «Скрыли от старухи уменье свое... Гордость мою кружевную хранили...»
4.4 Игорь Васильевич Северянин (1887- 1941)
Восхищается красотой вологодского кружева и поэт Игорь Северянин в своём стихотворении. В 1910 году в Павловске он написал «Импровизу», начинавшуюся словами:
В живой уют зеленых кружев
Вошел я в мае всей душой.
Я жаждал счастье обнаружить,
Я верил… Было хорошо.
И. Северянин использует метафору. Деревья своей нежной листвой напоминают ему «живой уют зелёных кружев».
4.5 Александр Александрович Романов (1930-1999)
Обратимся к творчеству нашего земляка, поэта А. А. Романова. Александр Романов самозабвенно любил все родное: природу, людей, русское слово, отчий дом, крестьянское ремесло.
К 850 - летнему юбилею города в 1997 году вышел сборник стихов «Вологда моя светловолосая». В сборнике есть стихотворение «Русский Север», где упоминается северное кружево: «Здесь дома, что кружева, воздушны». В творчестве Александра Романова преобладают в основном сравнения. Так и в этом стихотворении он сравнивает внешний вид домов с кружевом. И это не случайно, ведь Вологда славилась ещё и ажурной резьбой по дереву, которой украшали строения. В стихотворении «Народный музей», которое вошло в сборник стихов «Красные тучи», автор «восторженно глазеет» на предметы народных художественных промыслов и изделия народных мастеров – прялки, дуги, красочные пояса, лапти, кружева. Все это ушло из жизни и стало достоянием музеев, где они хранятся как произведения искусства. Чистоту вологодских кружев он сравнивает со вздохом - «а кружева, как вздох чисты». За 10 лет до этого сборника появилась книга «Русь уходит в нас». В ней поэт несколько раз упоминает заветное слово (использует сравнения): «А березняк поднебесье расшил тонким, что кружево, белым узором («Анна»), «А речи всё плетутся, как наши кружева» («Народная речь»), «Но лишь о них напоминал вплетенный в северные реки, как будто кружево, канал» («Пётр Великий»), «Тропинка золотыми слитками передо мной умощена, и кружевною нитью выткана среди ветвей голубизна» («Околица»), «В кружевном кручении озер» («Лебеди»). А в поэме «Художники» из этого же сборника говорится о «кружевной невидали кокошников, розовой выдумке рубах». Так, поэт видит кружево, его красоту в ветвистом канале и извилистых озёрах, в тонких ветках березняка и в красоте кокошников. Даже речь его героев похожа на плетение вологодской красоты.
4.6 Елена Степановна Тринова (1916-2005)
Нашей землячкой является замечательная сказочница – Елена Степановна Тринова. Она написала целую коллекцию сказок под названием "Кружевные узоры", в которую вошли очень добрые и поучительные сказки. В Вологде, где прошло детство Елены Степановны, вечерами женщины собирались и за разговорами плели кружево. Сама Елена никогда не плела кружева. Не умела. Но выросла среди кружевниц. Позднее она вспоминала: «В школьные годы я жила среди вологодских кружевниц, могла изо дня в день любоваться их удивительным искусством. Что ни кружево, то целая сказка. Невольно становишься сказочницей. И я стала сказочницей несколько лет спустя, в августе-сентябре 1941 года, на Ленинградском фронте. Тогда я работала военфельдшером в полевом госпитале. Мы стояли в лесу. За брезентовой стенкой госпитальной палаты отчётливо слышались разрывы авиабомб, гул артиллерийских орудий. Осколки зенитных снарядов щёлкали по стволам деревьев. Раненые волновались, прикидывали, как далеко идёт бой. И вот, чтобы отвлечь их от этих мыслей, успокоить, я начала складывать для них сказки, вспоминая северную строгую красоту вологодских кружев- такие сказок и вошли в сборник «Кружевные сказки». Сказка никак не вяжется с войной, но бывает так, что именно она может поднять дух и укрепить волю в тяжелые времена. Е. Тринова писала: «Что ни кружево ,то сказка».
Все истории «Кружевных сказок» очень добрые и интересные. В них переплетаются правда и вымысел. Так в сказке «Двенадцать Катерин» встречаются царь Пётр и заморский король. Царь Петр говорит заморскому королю, что живут в его государстве мастерицы, которые плетут невероятное кружево. Вместе с купцами они находят 12 девушек, у которых все матери – сёстры и они так любят друг друга, что и своих дочерей назвали одинаково. Поэтому и имена девушек похожи, все они так или иначе повторяют имя Катерина: Катёна, Катёнушка, Катеринушка, Катя, Катёша и т.д. Девушки такие кружева плели, что залюбуешься, несметные сокровища отдашь, лишь бы обладать ими, как и случилось с заморским королем. Каждая сестра рассказывает свою сказку, напрямую связанную с кружевным промыслом. В результате все 12 сказок не только занимательны, но и полезны. Например, в истории «Отчего снежинки все разные» говорится, как «однообразные, уныло - одинаковые» снежинки благодаря кружевнице Аннушке получили нарядные кружевные платьица, а окна домов покрыли ледяные узоры. А в сказке «Волшебное кружево» девушка Павлинка плетёт золотое платье, которое потом спасает её от змеиной королевы Зугзы. Конечно, на помощь Павлинке приходит брат Васёк, прославившийся деревянными изделиями, но сказка от этого становится ещё интереснее.
В сказках можно найти большое разнообразие художественных средств, относящихся к теме «кружево». Например, в сказке «Двенадцать Катерин» кружевные узоры похожи на струящиеся волны, невиданные цветы или рассыпанные звёзды. Не случайно в следующей сказке «Отчего снежинки все разные» есть инверсия: кружева - «товар редкий». А название другой сказки содержит эпитет: «волшебное кружево». Описание кружевного платья представляет собой развёрнутую метафору: «спереди золотое солнце сверкает, сзади — луна светится, а кругом хороводом звезды вьются». В сказке «Ох, вздох и волшебная песенка» также есть метафоры. Кружево - это «диво дивное», при его изготовлении у работницы из - под пальцев потекла «кружевная река». Так необычно автор называет кружевоплетение.
4.7 Владимир Иванович Аринин (1935-2020)
К сказкам, связанным с вологодским кружевом, ранее обращался другой наш соотечественник- Владимир Иванович Аринин. Родившись в 1935 году, он с 1962 года стал жить в Вологде, где более сорока лет проработал в местных газетах. В.И.Аринин выпустил книгу «Вологодский клад», куда вошли сказки и легенды о Вологодчине. В легенде с таким же названием рассказывается о знаменитом путешественнике и художнике из Голландии. Он много лет изучал разные страны, со временем побывал и в России. Оказавшись в Вологде и Архангельске, путешественник по имени Корнилий де Бруин очень многое записал в свой дневник про легендарный северный край. Было это в начале 18 века, когда царь, «его императорское величество Пётр Первый повелел построить у моря новую столицу - славный город Санкт - Петербург». Для этого ему понадобились плотники, каменщики, резчики, художники и другие мастеровые. В то же время разнёсся слух, что в Вологде спрятан клад, но найти его могут только некорыстные люди. Когда же Корнилий захотел посвататься к прекрасной Анне, он попытался найти сокровища. На его счастье жил в Вологде землекоп Ивашка. Он - то и помог Бруину понять, где эти сокровища находятся. Ими, по словам писателя, оказались «изделия вологодских мастеров из дерева, серебра, камня, старинные кружева, древняя живопись и многое другое». Что касается кружев, то по легенде мастерицы сплели кружевное покрывало, а на покрывале - дерево жизни. Ветер - вихрь не смог навредить городу, потому что запутался в кружевных ветках. Иван говорит, что «вологодское кружево -не простое, а с умыслом…» В.И.Аринин использует эпитет, называя кружево чудесным.
5. Тема кружевоплетения в произведениях вологодских живописцев
Образ женщины за рукоделием – золотошвейки, пряхи, кружевницы, вышивальщицы- всегда занимал значительное место в изобразительном искусстве. Кружево же во все времена ценилось на вес золота. Плетение кружева- ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушки и женщины всегда выполняют с легкостью, огромной любовью. Женщинам, занимающимся этим древним ремеслом, посвящали свои картины многие живописцы как XIX столетия, так и художники XX-XI веков- фигуру труженицы- кружевницы мы можем встретить на многих полотнах.
В собрании Государственной Третьяковской галереи находится знаменитое полотно выдающегося русского портретиста Василия Андреевича Тропинина «Кружевница» (1823). Её можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Она создана в 1823 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника. Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него (Приложение 1, рис.1).
В постоянной экспозиции русского и западноевропейского искусства XVII – начала XX века, находящейся в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи, эспонируется этюд «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)» (1895), написанный прославленным русским художником Василием Верещагиным. Василий Васильевич Верещагин, уроженец Вологодчины (родился в г. Череповец), этот этюд создал в один из приездов на родину. К образу кружевницы живописец обратился неслучайно, ведь уже в XIX веке Вологда славилась этим промыслом. На портрете небольшого формата создан выразительный образ пожилой женщины-труженицы, с живым взглядом и сильным характером. О ее нелегкой жизни можно догадаться, рассматривая лицо портретируемой. Догадку подтверждает рассказ женщины о своей судьбе, опубликованный в книге: «Художник Василий Васильевич Верещагин. Несколько автобиографий к портретам незамечательных русских людей»,изданной в Москве в 1895 году. Ничего не изменяя в рассказе Пахтусовой, В. В. Верещагин сохранил в книге обаяние русской народной речи, а в портрете – обаяние русской души. Вологжанка Пахтусова родом из мещанской среды, неграмотная, овдовела и похоронила двух сыновей. Оставшись без средств к
существованию, пожилая женщина (на портрете ей около семидесяти лет) занималась типичным для вологжанок промыслом - плетением мерного кружева, продавала его «по четыре копейки за аршин» и доживала свой век в приюте бедных граждан Вологды, где на нее обратил внимание Василий Верещагин, путешествовавший в 1894 году по Русскому Северу. Мастеру, разглядевшему в «незамечательной» русской женщине огромную мудрость, нравственную красоту и обаяние, удалось создать замечательный образ простой русской женщины-труженицы (Приложение 1, рис.2).
В Вологде особенного толчка в развитии кружевоплетение достигло в середине XX века. В 1948 году вологодский художник А.М. Киркиж написал картины «Вологодские кружевницы» (Приложение 1, рис.3, рис.4).
В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранятся некоторые живописные картины местных художников, посвящённые искусству кружевоплетения. Одна из таких работ — портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза «Правда», созданная в 1947 году вологодским живописцем Н.М. Ширякиным (приложение 1, рис.5). Сидит кружевница, а перед ней- валик с коклюшками, и, как бесконечный ручеек, течет с валика ажурная лента кружева, постукивают коклюшки в ее руках.
Еще одно картина, которая находится в собрании Вологодского государственного музея-заповедника – это картина вологодского живописца Н.И. Крюкова«Вологодские кружевницы»(1952) (приложение 1, рис.6). На полотне художник изобразил вологодских кружевниц в светлом зале вологодской кружевной мастерской. Молодые мастерицы, сидящие у окна, на время отложили плетение, и с интересом наблюдают за беседующими кружевницами, изображенными в левой части полотна. Рядом женщина в очках и орденом на груди сосредоточенно плетет кружево.
На переднем плане спиною к зрителю, сидит женщина в красном платье. Она держит в руках кружево и внимательно слушает свою собеседницу. На нее смотрят две кружевницы, расположившиеся левее, за круглым столом, покрытым кружевной скатертью. Одна из них, опытная мастерица, всем корпусом подалась вперед, жестом своей правой руки объясняя, по всей вероятности, что-то важное. Женщина на заднем фоне укрепляет на стену кружевное панно. Расположение фигур мастериц в композиции очень мягкое и гармоничное. Следуя слева направо, глаз зрителя как будто бы считывает движение вилюшки — элемента коклюшечного кружева, плавно создающего изгибы узора. Динамику в картину привносят позы мастериц — движения рук, наклоны тела и головы, а также несколько ярких цветовых акцентов.
Известная вологодская художница Джанна Тутунджан все свое творчество посвятила жизни северной деревни. Ее рисунки, картины прославляют вологодскую землю, ее людей. Все произведения очень выразительные, светятся оттенками какой-то особой чистоты, согреты любовью и к людям, и к земле вокруг них. Особенно много на её картинах женских образов. Так на одной из своих работ (серия «Про жизнь», 1966) изображена пожилая кружевница за рукоделием. Мы видим, с какой огромной любовью перебирает пожилая мастерица своими суховатым пальцами коклюшки, выплетая заветный узор (приложение 1, рис. 7).
Совсем юную мастерицу за плетением кружев изобразила Джанна Тутунджан в своей работе «Плетея» (1965). С самого раннего возраста девочки перенимали опыт своих бабушек, мам (приложение 1, рис. 8).
Портрету известной кружевницы, мастера своего дела Капитолины Васильевны Исаковой (1960), посвящена работа вологодского художника Константина Анатольевича Воробьева ("Портрет кружевницы Капиталины Васильевны Исаковой", приложение 1, рис. 9). Работая в технике масляной живописи, К.А. Воробьев изобразил мастерицу. Задумчивая художница- кружевница Исакова погружена в процесс творческого поиска. В эти самые минуты ее воображение рисует кружевные узоры, пройдет какое- то мгновение, и ее рука плавно выведет на бумаге эскиз будущего кружевного произведения.
Среди современных вологодских художников хочется выделить Евгению Евгеньевну Марочко, члена Союза художников России, постоянную участницу областных и межрегиональных выставочных проектов, среди которых «Молодые дарования» и «Ладья» в Москве, «Русский Север «, «Серебряная коклюшка», Международный фестиваль кружева VITA LACE, «Лабиринт кружева». Евгения Марочко- представитель известной в Вологде и за ее пределами династии художников вологодского кружева. Ее мама Ангелина Николаевна Ракчеева, заслуженный художник РФ, является одним из ведущих художников кружевного промысла России. Она создает в кружеве особый мир, обращаясь к фольклорным образам, народным песням, праздникам, образам природы. Она большой мастер цветочных орнаментов и кружевных сказок, ее произведения очень музыкальны: они поют гимн красоте и человеческому таланту. С ее именем связан рассвет и возрождение кружевного промысла Вологодской области. А.Н. Ракчеева является творческим наставником и для своих двух дочерей, которые продолжают дело своей мамы. Так, ее дочь Евгения Марочко с детства выросла в творческой атмосфере красивейших произведений вологодского кружева и талантливой живописи вологодских художников. Ее творчество многогранно: она работает в технике масляной живописи, в жанрах пейзажа, натюрморта и декоративного панно с ручным кружевом; использует сочетание живописи с элементами вологодского кружева. Это человек разносторонне одаренный: и живописец, и график, и кружевница, поэтому ей удается умело сочетать в работах и живопись, и кружево; на ее полотнах графика и кружевные изделия дополняют друг друга, создавая неповторимые образы. Живописные работы с элементами вологодского кружева- это своеобразное ноу-хау Евгении. Фантастические образы природных стихий находят воплощение в таинственном женском обличье, и кружевные вкрапления выглядят, как дорогие украшения мифических героинь. В этих полотнах- аллегориях «Энергия», «Весна», «Ночь», «Заря-заряница», «Благовещение» , «Птица Сирин» (приложение 1, рис.10-15) чувствуется и женственность, и поэтичность, и профессиональная уверенность мастера. Художник умело находит простор для своего творчества: сохраняя традиции вологодского кружева, она воплощает их в новых формах.
6. Тема кружева в произведениях вологодских авторов композиторов
Не только поэты и живописцы восхищались удивительным древним народным ремеслом- кружевоплетением и посвящали ему свои произведения, но и у современных композиторов тема кружева находит отражение в творчестве. Так почему же кружево привлекает и композиторов?
Как известно, плетут кружева также с использованием валика, продолговатой подушки, набитой, например, соломой, при помощи булавок, коклюшек и если оказаться в мастерской нескольких кружевниц, то можно услышать мелодичный перезвон. «Волшебные палочки» в руках умелых мастериц поют, словно водица чистая в лесном ручейке переливается с камушка на камушек. Вологодское кружево- ажурно, воздушно, тонко, узорно. По мнению экспертов, в вологодском кружеве можно проследить плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента. Присматриваясь к рисунку вологодского кружева, можно ощутить внутренний ритм и периодичность в смене орнамента, поэтому у человека возникают эмоции, похожие на те, что появляются при прослушивании звучащей мелодии. Возможно, именно поэтому вологодское кружево можно считать «музыкальным». У некоторых людей смена орнамента в рисунке ассоциируется со звоном колоколов Софийского собора в Вологде.
В творчестве вологодского композитора Вячеслава Сергеевича Белякова преобладают хоровые произведения. Большой его известностью пользуется произведение, написанное для хора на слова Ларисы Васильевой «Вологодские кружева». Это произведение было написано к 850-летию города Вологды (приложение 2).
То не лебеди летят над берегом,
Не снежинки водят хоровод.
То меж пальцев вьется нитка белая,
То девчонка кружева плетет.
Душу чуткую растревожили
Взгляды жаркие и слова.
Не запутать бы нитки сложные—
Вологодские кружева.
То поет, поет не птица-ласточка,
То не муж сидит рядком с женой.
Незнакомый парень что-то ласково
Кружевнице шепчет молодой.
То не нитка, будто голубь, кружится,
Не слеза туманит ясный взор,
То вплелись мечты девичьи в кружево,
В тонкий белый, будто снег, узор.
Хочется отметить, что с 2008 года в Вологодской области проходит музыкальный фестиваль «Кружево». «Вологодское кружево - музыкальное. Сам промысел музыкальный. Название фестиваля созвучно нашему известному знаменитому бренду», - говорит директор Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Юлия Евсеева. Так и родилась идея проведения музыкального фестиваля «Кружева». Для каждого фестиваля одному из современных российских композиторов заказывается сочинение под названием «Вологодские кружева» — воплощение в инструментальном звучании знаменитого историко-культурного бренда региона. Увертюра «Вологодские кружева» является особым знаком фестиваля. Чтобы сохранить этот образ, принесший Вологде мировую известность, в ткань нового произведения непременно вплетаются музыкальные символы Вологдчины: мелодия боя часов на колокольне Софийского Собора, интонации и мелодии фольклора Вологодской области. Премьерой этого произведения завершается фестиваль. С 2008 композиторами, нашими современниками, написано семь сочинений «Вологодские кружева» для разных составов. Сочинения «Вологодские кружева» 2008–2016 — это своеобразная музыкальная летопись старинного вологодского промысла:
2008 год - Александр Чайковский «Вологодские кружева»для симфонического оркестра. Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов;
2010 год- Кузьма Бодров«Вологодские кружева»для симфонического оркестра. Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов ;
2011 год- Артем Васильев«Вологодские кружева»для симфонического оркестра и магнитофонной записи. Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов;
2013 год- Михаил ГОГОЛИН«Вологодские кружева»для камерного оркестра, народных голосов, кружевниц, колоколов, художественного руководителя фестиваля и губернатора. Камерный оркестр Вологодской филармонии, дирижер Михаил Гоголин. Солисты ансамбля русской песни «Солнцеворот» (народные голоса). Учащиеся Вологодского областного «Губернаторского колледжа народных промыслов» (кружевницы);
2014 год - Михаил БРОННЕР«Вологодские кружева»
для фортепиано, скрипки, виолончели и оркестра русских народных инструментов. Андрей Диев (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Губернаторский оркестр русских народных инструментов, дирижер Галина Перевозникова;
2015 год- Юрий КАСПАРОВ«Эхо тишины» («Вологодские кружева-VI» для 10 солистов. Ансамбль солистов «The Pocket Symphony», дирижер Назар Кожухарь;
2016 год- Сергей ЖУКОВ«Теней вереница и времени нить»
(«Вологодские кружева-2016») для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано. Московский ансамбль современной музыки.
Хочется отметить увертюру «Вологодские кружева» Михаила Гоголина, которая прозвучала в 2013 году. В увертюре передан процесс кружевоплетения, как символ движущегося времени. Кружевницы находились в зале с самого начала исполнения сочинения, а само произведение исполнялось под звук коклюшек.
Заключение
1. Трудно оценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Наш край славится мастерами и различными промыслами. Традиции народной культуры, крестьянского ремесла продолжают жить и в наше время. Вологодчина вобрала в себя самые прекрасные и древние ремесла, является хранительницей уникального вологодского кружевоплетения.
2. Вологодское кружево – не только рукоделие, но это настоящее искусство. Кружевоплетение было частью жизни многих крестьянских семей Вологодчины. В изделиях вологодских кружевниц живет душа русского народа, его характер. Не случайно вологодские кружева называют «Морозной песней», «Чарующими узорами», «Волшебной сказкой». Вологодское кружево необычно своей мягкостью и легкостью, тонким, словно паутинка, узором, и до сих пор оно очень высоко ценится повсюду. Не перевелись и на сегодняшний день в наших краях мастерицы, которые продолжают создавать белоснежное чудо, радующее глаз. Воистину талантлив русский народ, и все, что он создал и создает, надо беречь и свято хранить.
3. Вологодские писатели и поэты, музыканты, композиторы, многие из которых связаны с крестьянским бытом и традициями, обращались в своем творчестве к теме народного искусства и культуры. Судьба мастериц – кружевниц привлекала внимание вологодских авторов 19- 21 веков, поэтому и нашла отражение в их творчестве- в легендах, сказках, рассказах, стихах, поэмах, картинах, музыкальных произведениях. Красота кружевных изделий завораживала глаз, вдохновляла на создание творческих произведений, посвященных кружевоплетению.
4. До тех пор, пока существуют люди, умеющие делать руками красоту, пока живы талантливые мастерицы, пока они будут передавать свои умения из поколения в поколение, будет жить народное искусство, будет оно продолжать вдохновлять всех творческих людей на создание произведений, радующих глаз и трогающих душу! Коклюшек звон неторопливый будет радовать нас, мы будем видеть его и слышать в творческих произведениях наших земляков! А значит будет наша страна богата и крепка!
4. Наша гипотеза о том, что в литературных, музыкальных произведениях и в произведениях живописи Вологодского края присутствует тема народного промысла Вологодчины- кружевоплетение подтверждена. Цель работы достигнута: я выяснила, как тема народного творчества - кружевоплетения раскрыта в произведения мастеров Вологодчины и как она повлияла на их творчество .
5. Слава вологодских мастеров оказалась настолько заметной, что о ней писали и другие авторы. И это подтверждение того, что вологодское кружево- уникальное творчество жителей моего края. Поэтому хочется закончить исследовательскую работу стихотворением Всеволода Рождественского «Вологодские кружева»:
Городок занесен порошею,
Солнце словно костром зажгли,
Под пушистой, сыпучей ношею
Гнутся сосенки до земли.
Воробьи на антеннах весело
Расшумелись, усевшись в ряд,
И к крылечку береза свесила
Снежный девичий свой наряд.
Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.
Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева.
И чего-то в них не рассказано,
Не подмечено в добрый час!
Здесь судьба узелком завязана
Для приметливых карих глаз.
Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.
А стежки то прямы, то скошены,
Разрослись, как в озерах цвель,—
То ли ягоды, то ль горошины,
То ль обвивший крылечко хмель.
Слово к слову, как в песне ставится:
С петлей петелька — вширь и вкось,
Чтобы шла полоса-красавица,
Как задумано, как сбылось.
Расцветайте светло и молодо,
Несказанной мечты слова...
Вот какие умеет Вологда
Плесть затейные кружева!
Приложение 1
Рис.1 В. А.Тропинин «Кружевница» (1823).
Рис. 2 В.В. Верещагин «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)» (1895)
Рис.3 А. М. Киркиж «Вологодкие кружевницы» (1948)
Рис.4 А. М. Киркиж «Вологодкие кружевницы» (1948)
Рис.5 Н.М. Ширякин «Портрет кружевницы А.С.Брантовой» (1947)
Рис.6 Н.И. Крюков «Вологодские кружевницы» (1952)
Рис. 7 Д. Тутунджан (1966)
Рис. 8 Д. Тутунджан «Плетея» (1965)
Рис. 9 К.А. Воробьев «Портрет кружевницы Капитолины Васильевны Исаковой»
Рис.10 Е.Е Марочко «Весна»
Рис.11 Е.Е Марочко «Ночь»
Рис.12 Е.Е Марочко «Птица Сирин»
Рис.13 Е.Е Марочко «Энергия»
Рис.14 Е.Е Марочко «Благовещение»
Рис.15 Е.Е Марочко «Заря- заряница»