Введение
Я люблю читать с самого раннего моего детства. С буквами я познакомилась еще в садике и мне сразу захотелось научиться их складывать в слоги, а потом и в слова. Мне всегда было интересно, что написано на той или иной вывеске на улице, что написано на обертке моего любимого мороженого или шоколада. С четырех лет я бегала за родителями с книгой в руках, чтобы они прочитали мне ту или иную историю. А в пять лет уже самостоятельно читала сказки родителям на ночь и укладывала их спать.
С самого рождения мама покупает мне детские книги - сказки русских и зарубежных писателей, рассказы, повести и энциклопедии. У меня дома уже собралась небольшая библиотека, которая постоянно пополняется новыми книгами и помогает мне в учёбе и в жизни.
Однако даже моей большой домашней коллекции книг иногда недостаточно. Ведь на свете так много авторов, так много интересных книг, что собрать их в одной комнате не получится. Поэтому я часто посещаю библиотеки. Найти доступную библиотеку несложно не только в нашем большом городе, но и за городом. Оказывается, даже в маленькой деревне, где я люблю проводить свои летние каникулы, есть такое уютное и волшебное место – библиотека.
Получается, что для тех, кто любит и хочет читать, кто интересуется книгами, кто тянется к знаниям, хочет развиваться и самосовершенствоваться есть все условия. Но все ли пользуются этими условиями? Все ли понимают насколько важно читать книги и насколько это интересно? Все ли знают, где находится ближайшая библиотека и зачем ее нужно посещать?
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, современное поколение мало читает, книги пользуются все меньшей популярностью. Многие, не только сверстники, но и взрослые в моем окружении чаще всего свое свободное время посвящают просмотру телевизора, играм на компьютерах и модных приставках, а также огромное количество времени проводят за своими смартфонами. Чтение книг многие считают скучным и неинтересным занятием. Поэтому я и выбрала такую тему проекта, чтобы еще раз обратить внимание на данную проблему.
Цель моего проекта:
Проанализировать уровень популярности чтения книг, посещения библиотек среди моих сверстников, обратить внимание на проблему снижения читательской активности.
Задачи проекта:
Рассказать о книгах, пользе чтения книг и роли книги в современном обществе.
Рассказать о библиотеках, их основных целях, об их разнообразии и доступности для каждого читателя.
Рассказать о своих любимых книгах и посоветовать прочесть их тем, кто с ними еще не знаком.
С помощью анкетирования провести анализ популярности чтения среди моих сверстников.
Исходя из данных, предоставленных библиотекарями, проанализировать на сколько часто мои сверстники посещают библиотеку и какие книги чаще всего выписывают.
Гипотеза:
Существует тенденция снижения интереса к чтению книг среди моих сверстников. Все большее количество детей проводит свой досуг за телевизором, компьютером или смартфоном.
Практическая значимость:
Результаты моего исследования помогут привлечь внимание сверстников к проблеме снижения интереса к чтению, могут стать основой для проведения классных часов. Материал можно будет использовать на уроках чтения, а также как возможность повышения интереса детей к внеклассному чтению.
Основная часть
Удивительный мир книг и все о пользе чтения
Книга играет огромную и очень важную роль в жизни человека. Без нее сложно представить нашу жизнь. Книги нашисамые верные друзья. Они учат, развлекают, советуют, вовлекают нас в новые неизведанные миры.
Мир книг удивителен и прекрасен. На свете существуют огромное количество книг и все они разные. Есть книги для взрослых, для детей и даже для самых маленьких малышей. Книги для взрослых, как правило, очень серьезные, почти без рисунков с умными мыслями. Детские книги красочные, яркие с красивыми иллюстрациями.
Книги также различаются по жанрам. Есть книги сказки, рассказы, стихи, повести, романы, книги энциклопедии, учебники. Все многообразие книг можно увидеть на Рисунке 1.
Рисунок 1. Книги бывают разные
Несмотря на многообразие и огромное количество, каждая книга сама по себе уникальна. В каждой книге хранится своя история. Одни книги заставляют нас плакать, другие смеяться, третьи учат нас новому, а некоторые даже меняют судьбы людей.
Роль книг в нашей жизни сложно переоценить.
Чтение - одно из самых лучших упражнений для развития головного мозга. Книга делает людей умнее, образованнее и грамотнее. У тех, кто много читает, богатый словарный запас. Чтение повышает грамотность, помогает четко, ясно и красиво формулировать и высказывать свои мысли. Человек, который читает книги, интересный собеседник, с ним всегда есть о чем поговорить.
Чтение книг развивает внимание и память. Во время чтения человеку нужно запоминать героев, их имена, их историю и другие важные для сюжета детали. Очень хорошо память тренируют стихотворения и поэмы.
«Чтение - то же для ума, что упражнения - для тела», - подмечает важность и необходимость читать Джозеф Аддисон, английский поэт.
Многие книги имеют поучительный смысл и открывают нам глаза на жизнь, на окружающий нас мир. При помощи книг человек сам того не замечая меняется, становится добрее, умнее и даже счастливее. Книги побуждают нас задуматься о том, где ложь, что верно и что ошибочно, помогают принимать правильные решения.
Книга - неиссякаемый источник знаний, она хранит всю человеческую мудрость, накопленную за многие века. Книга позволяет нам окунуться в разные эпохи, из книг мы узнаем о судьбах людей, учимся чему- либо на чужом опыте.
Книга не только хранит чужой опыт и знания, но также и вдохновляет нас на новые свершения и открытия, развивает таланты и способности человека.
Конечно, в современном мире у человека много других интересных друзей – телевизоров, компьютеров, планшетов, смартфонов. Но при этом книги ни в коем случае не утратили свое огромное значение и роль.
Есть одно очень известное изречение, которое вслед за французской писатильницей С. - Ф. Жанлис повторил богатейший человек планеты Б. Гейтс. Звучит оно так:«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Есть повод задуматься…
Библиотека как удивительное место
Слово «библиотека» произошло от двух греческих слов: βιβλίον (библио) «книга» и θήκη (тека) «хранилище».
Библиотеки существовали еще в древние времена. Они всегда играли очень важную роль в жизни человека, их называли «памятью человечества», «храмом мудрости», «хранилищем сокровищ». Библиотека – это удивительное и волшебное место, ведь там живут книги.
Библиотеки бывают разными: государственными, муниципальными, частными, учебными, научными. Бывают специальные библиотеки: медицинские, исторические, художественные, технические и др.
А есть и совсем обычные библиотеки – районные, школьные, например. Любой человек может посетить такую библиотеку, зайти почитать пару страниц, и даже может забрать себе домой несколько книг для прочтения.
Школьные библиотеки есть в каждой школе и те, кто часто туда заглядывают, наверняка знают, что это одно из самых спокойных, уютных и тихих мест в школе.
Кроме хранилища книг, библиотеки часто являются и культурным центром, в котором проводятся различные интересные мероприятия, связанные с книгами и писателями. Здесь могут проходить различные творческие конкурсы, встречи с известными писателями, выставки, экскурсии, праздники и многое другое.
Библиотеки делают книги доступными для всех, кто любит читать. И если домашняя (личная) библиотека, с огромным количеством книг, которые передаются из поколения в поколение, удовольствие не из дешевых, то районные или школьные библиотеки открывают нам новые возможности, о которых раньше люди и мечтать не могли.
Моя домашняя библиотека
Я, конечно, очень люблю посещать библиотеки и выписывать книги, но все же с особой любовью я отношусь к своим собственным книгам из своей домашней библиотеки.
Чтобы заинтересовать и вовлечь ребят моего окружения в удивительный мир чтения книг, хочу показать всем свою домашнюю библиотеку (Приложение 1. Рисунок 1) и кратко рассказать о своих любимых книгах.
Итак, вашему вниманию представлены одни из моих любимых книг, которые я успела уже прочитать, где-то самостоятельно, где-то вместе с мамой и папой.
Моя первая книга, которую я прочла, по словам мамы, на одном дыхании еще в возрасте 5-6 лет это была книга А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Приложение 1. Рисунок 2). Мы с мамой бежали с детского сада поскорее домой, чтобы узнать, что дальше приключилось с девочкой по имени Элли из Канзаса и ее верных друзей - песика Тотошки, Страшилы, Железного Дровосека и Смелого Льва. Эта сказочная повесть об удивительных приключениях обычной девочки Элли в Волшебную страну с необычными жителями, добрыми и злыми волшебниками. Советую прочитать данную книгу всем, кто любит истории о волшебстве, приключениях и настоящей дружбе.
Вторая книга, о которой я хочу рассказать, это сказочный рассказ
Катаева «Цветик-семицветик» (Приложение 1. Рисунок 3) - история обычной девочки Жени, которая получает от старушки уникальный цветок, который исполняет все желания. Спустя некоторое время Женя понимает, что не все желания хороши. Пока Женя исполняет только свои мечты, они не приносят ей счастья. Когда же она исцеляет мальчика, то понимает, что радость удваивается, если разделить ее с кем-то.
Одна из самых любимых моих книг - сказка Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (Приложение 1. Рисунок 4) - увлекательная история о фантастическом народе коротышек со смешными говорящими именами. Незнайка — озорник, лентяй, полный совершенно невероятных идей. Знайка - очень умный и эрудированный коротышка. Винтик и Шпунтик - мастера на все руки. Пилюлькин - врач. Гусля и Тюбик -талантливые коротышки: музыкант и художник. Гунька, Пончик, Кнопка - преданные товарищи Незнайки.
Люблю также читать книгу Эдуарда Николаевича Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (Приложение 1. Рисунок 5). Это увлекательная история о дружбе необычного зверька по имени Чебурашка и крокодила Гены.
Как вы заметили, я очень люблю читать сказочные, волшебные и приключенческие истории. Мои любимые книги на эту тему также книга Джеймс Барри «Питер Пэн и Венди», Родари Джанни «Приключения Чиполлино», Толстой Алексей Николаевич«Золотой ключик, или Приключения Буратино», Кэрролл Льюис «Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье». Признаюсь, не все из этих книг я еще успела полностью прочитать, некоторые мама специально отложила на более позднее время, чтобы я могла понять смысл и вынести уроки.
Одна из самых необычных книг в моей библиотеке – книга Коби Ямада «Может быть» (Приложение 1. Рисунок 6). История о бесконечном потенциале в каждом из нас. С первого прочтения она мне не понравилась из-за отсутствия в ней приключений. Но картины, нарисованные художником, и очень интересные, вдохновляющие мысли заставили меня не раз прочесть ее в слух себе и своим друзьям.
Также мы с мамой любим читать энциклопедии, узнавать новое о нашем мире. Любим читать не только книги, но и журналы. Детский журнал «Непоседа» - один из самых увлекательных журналов. В нем много интересных историй, ярких иллюстраций и много-много заданий.
Книга, бесспорно, самый лучший подарок на все случаи жизни. Вот, например, одна из наших любимых книг, подаренных на Новый год – «Елка. Сто лет тому назад» (Приложение 1. Рисунок 7). Мы с мамой каждый год перечитываем эту книгу перед новым годом и погружаемся в атмосферу праздника и волшебства.
О своих книгах я могу говорить очень много, потому что очень люблю открывать новые книги, листать страницы, просматривать рисунки, погружаться в волшебные миры, развивать свое воображение, представлять себя на месте героев, фантазировать. С ними точно не соскучишься!
Анализ популярности чтения книг среди моих сверстников
Разделяют ли мою любовь книгам люди моего окружения? Популярно ли чтение книг среди моих сверстников? Какие же книги они читают, любят ли книги в их семьях и посвящают ли этому занятию свой досуг? Чтобы выяснить это я разработала небольшую анкету, состоящую из восьми вопросов (Рисунок 2). Данную анкету я предложила заполнить своим одноклассникам, а также друзьям из своего окружения.
Рисунок 2. Анкета
В анкетировании приняло участие 28 человек. Результаты обработки анкет представлены ниже (Рисунок 3).
9 опрошенных из 28 ответили, что каждый день видят своих родителей с книгой, 11 признались, что такое бывает очень редко.
21 опрошенных из 28 признались, что родители им читают редко, а 7 только иногда. Ежедневных ритуалов совместного чтения книг нет ни у кого.
7 опрошенных из 28 читают книги каждый день, 14 редко, 7 иногда.
13 из 28 опрошенных ответили, что у них дома мало книг, оставшиеся 15 ответили, что много.
15 из 28 опрошенных любят читать, 9 нет, оставшиеся 4 не очень любят.
Рисунок 3. Результаты анкетирования
Анкетирование выявило все проблемы, связанные с чтением:
Только одна треть опрошенных видят часто читающих родителей. У большинства практически нет примера для подражания.
Большинству опрошенных родители редко читают книги.
Более половины опрошенных с неохотой читают книги сами, а часть и вообще считают это занятие неинтересным.
У половины опрошенных дома практически нет книг.
К сожалению, более половины моих ровесников называет любимыми литературными героями героев мультфильмов или даже игр, а совсем не книжных персонажей.
Половина детей на вопрос «Что читаете сейчас?» ответила «Ничего»!
Анализ посещаемости библиотек
Чтобы узнать, какой популярностью пользуются библиотеки среди моих сверстников, я обратилась за помощью к библиотекарям. Первая библиотека, которую я посетила была школьной. За помощью я обратилась к библиотекарю школы МБОУ «СОШ №42» г. Набережные Челны.
Мне были предоставлены следующие данные по посещаемости библиотеки учениками школы за период I учебного полугодия 2021 года (Рисунок 4).
Рисунок 4. Количество посетителей школьной городской библиотеки за I полугодие 2021 г.
Исходя из этих данных, посчитав общее количество детей в школе, я выявила что библиотеку посещают лишь 36% учащихся данной школы, то есть 869 детей из 2438. Результат исследования отражен в Рисунке 5.
Рисунок 5. Доля посетителей библиотеки среди общего числа учащихся
Выводы, которые я сделала, исходя из проанализированных данных:
Школьную библиотеку посещает 36% из общего числа учащихся данной школы.
С возрастом ученики посещают библиотеку с меньшей активностью.
Особой популярностью в библиотеке пользуется детская литература - сказки, рассказы про животных, комиксы.
Одни из самых популярных современных авторов среди учеников школы - Холли Вебб (английская писательница популярных детских книг о животных) и Джоан Роулинг (тоже английская писательница, известная как автор серии романов о Гарри Поттере).
Второй библиотекой для исследований стала библиотека в деревне Куш-Елга Заинского района Республики Татарстан, куда я часто приезжаю отдыхать со своей семьей. Библиотекарь данного сельского поселения предоставила мне данные по посещаемости библиотеки школьниками за период I учебного полугодия 2021 года (Рисунок 6).
Рисунок 6. Количество посетителей сельской библиотеки за I полугодие 2021 г.
Стоит отметить, что посещаемость данной сельской библиотеки, несмотря на малое количество учеников, максимальная - 100 процентная. Считаю, что это обусловлено тем, что в маленьких сельских поселениях библиотека является не только хранилищем книг, но и некоторым культурным центром. Сюда дети приходят не только, чтобы выписать книги, но и провести свой досуг с пользой.
Выводы, которые я сделала, исходя из проанализированных данных:
Сельские библиотеки пользуются не меньшей популярностью, чем школьные и городские.
Дети сельских поселений посещают библиотеку чаще, чем дети из города.
Здесь также особой популярностью пользуется детская литература.
Чтение, книги и их разнообразие доступно не только детям больших городов, но и маленьких деревень.
Проведенные мною в рамках данного проекта исследования подтвердили те проблемы современного общества, которые я обозначила в самом начале. Действительно, современный человек все меньше обращается за знаниями и советами к книгам, все меньше свободного времени посвящает чтению книг. Книги отходят на второй план, уступая свое место телевизору, компьютерам, смартфонам. Мое исследование показало, что не все мои сверстники разделяют мою любовь к книгам, что не все помнят для чего человечество, придумало библиотеки и как правильно пользоваться этим ресурсом. Между тем, я выяснила, что для тех, кому нравится читать, в современном мире есть все условия. Хорошие библиотеки есть и в школе, и рядом с домом, и даже за городом, где мы проводим свои каникулы.
Заключение
В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что не все мои сверстники разделяют мою любовь к книгам. Также я узнала, что библиотеки не пользуется большой популярностью среди детей, школьников.
Поставленная мною в начале исследования гипотеза о тенденции снижения читательской активности, к сожалению, подтвердилась.
В ходе проекта мною выполнены все поставленные задачи: я рассказала о пользе чтения, о библиотеках и их возможностях, проанализировала популярность данного занятия среди моих сверстников, рассказала о своих любимых книгах и попыталась вовлечь своих друзей в этот удивительный и волшебный мир книг.
Цель проекта проанализировать вопрос актуальности чтения книг в моем окружении и обратить внимание на существующие проблемы выполнена. К сожалению, несмотря на доступность книги в современном мире, на возможность ее прочтения в любом уголке нашей страны, все меньше и меньше людей пользуются всеми ресурсами, которые им дарит современное общество и государство.
Надеюсь, мой проект поможет всем нам еще больше полюбить чтение, осознать всю важность роли книги в нашей жизни и посветить этому увлекательному занятию гораздо больше времени, нежели просмотру телевизора и компьютерным играм.
Свою работу хочу завершить строчками известного русского писателя Сергея Михалкова, его обращением к читателям:
«Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»
Список литературы
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.:Советская энциклопедия, 1988. - 1632 с.
А.М. ВолковаВолшебник Изумрудного города.-Аксай: Проф-Пресс, 2016 г. - 192 с.
В.П. Катаев и др. Цветик-семицветик. Сказочные истории. -М.: Махаон, 2015 г. – 112 с.
Н.Н. Носов Незнайка и его друзья. – М.: Эксмодетство, 2014 г. -72 с.
Э.Н. Успенский Крокодил Гена и его друзья.- Ростов н/Д: Малыш, 2014 г.– 96 с.
Коби Ямада Может быть. История о бесконечном потенциале в каждом из нас.-СПб:Поляндрия, 2021 г., 48 с.
Е.Н. Ким Елка. Сто лет тому назад М.Лабиринт Пресс, 2017 -115с.
Михалков Сергей Владимирович Стихи для детей. - Ростов н/Д: Малыш, 2014 г. - 64 с.
Приложение 1
Моя домашняя библиотека
Рисунок 1. Книги на моих полках
Рисунок 2. Книга А.М. Волкова Волшебник Изумрудного города
Рисунок 3. Книга В.П. Катаев и др. Цветик-семицветик. Сказочные истории
Рисунок 4. Книга Н.Н. Носов Незнайка и его друзья
Рисунок 5. Книга Э.Н. Успенский Крокодил Гена и его друзья
Рисунок 6. Книга Коби Ямада: Может быть. История о бесконечном потенциале в каждом из нас
Рисунок 7. Книга Е.Н. Ким Елка. Сто лет тому назад
г. Набережные Челны, 2022 год