Сколько же всего было важного, трогательного в культуре русского
народа и сколько всего кануло в лету
Введение
На уроках русского языка мы познакомились с темой «Обращение». Я выбрала именно эту тему, так как на её изучение отводится не так уж и много времени, поэтому решила изучить некоторые вопросы самостоятельно. Меня заинтересовал вопрос о том, какую роль играет обращение в устном народном творчестве, а именно в таком народном жанре, как заклички. С этим малым фольклорным жанром я познакомилась на уроке литературы, в качестве индивидуального задания. Захотелось узнать об этом подробней.
Какую роль играет обращение в закличках? Тем более в последнее время очень часто можно услышать из средств массовой информации призывы к сохранению наследия и культурных ценностей России. Я считаю, что заклички - именно тот жанр устного народного творчества, который хранит в себе древнюю историю и национальную культуру. Именно на примерах этого жанра можно проследить как обращение характеризует того, кто обращается с речью.
Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время знакомство с закличками даст представление о жизни людей в старину, о традициях русского народа. Мы не должны забывать прошлое, так как без знания прошлого – нет настоящего и будущего. Вот поэтому появилось моё решение обратить внимание к народному творчеству – к закличкам и обращение в них.
Объектом исследования является обращение как способ реализации обращенности в закличках- малом жанре фольклора.
Предметом исследования стали номинативные формы обращения живых и неживых предметов, животных и явлений природы, виды обращений в закличках, типы обращений.
Гипотеза: заклички придуманы не зря: закликать, значит звать кого-то,кликать. Обращение- составная часть заклички.
Цель: найти в закличках обращение и определить их роль в тексте.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- найти и собрать информацию об истории происхождения и содержание закличек, выявить значение обращений в этом жанре;
- проанализировать структуру обращений при построении заклички;
-научиться находить обращение в тексте;
-определить, какие чувства говорящего передают обращения, как они характеризуют говорящего и адресат.
Методы исследования:
Наблюдение и сбор информации;
Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.);
Систематизирование результатов исследования;
Подведение итогов.
Практическое значение исследовательской работы заключается в использовании ее материалов на уроках русского языка во время изучения темы «Обращение», на уроках литературы во время изучения фольклора, а также во внеурочной деятельности и кружковой работе.
Раздел 1. Лингвистические основы анализа обращений
Чтобы определить, что такое обращение обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. С.Ожегов определяет так понятие обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.[2]
В словаре лингвистических терминов Розенталя говорится, что обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращение употребляется с целью привлечь внимание собеседника и имеет оценочную функцию. Академик А.А. Шахматов, рассматривая обращение, пишет: «Обращение – это слово или словосочетание, соответствующее названию 2 – го лица, к которому обращена речь говорящего. Оно состоит вне предложения и не является, поэтому членом предложения»9 . При этом необходимо подчеркнуть, что у этих слов много интересной и важной работы.
Впервые термин «обращение» появился в «Кратком руководстве к красноречию». Ломоносов относил обращение к средству, украшающему нашу речь.
Из более современных отечественных лингвистов следует отметить В.Е.Гольдина, Н.И.Формановскую, А.А.Акишину, И.А.Стернина, М.А.Оликоваи др.
1.1.Функция обращений в речи
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению. В художественных произведениях в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов.
В разговорной речи обращения используются для привлечения внимания к высказыванию, для выражения отношения к собеседнику. Это средство повседневного общения.
В официально-деловой речи обращения используются главным образом в деловой переписке.
В публицистической речи обращения часто содержатся в предложениях, обозначающих призыв, и могут быть оценочными. Встречаются также риторические обращения к неодушевлённым предметам с целью эмоционального воздействия на читателя.
В художественной речи, особенно в поэзии, обращение являются средством повышения образности и эмоциональности речи. Часто обращение является метафорой или её разновидностью – олицетворением.
Обращения могут содержать характеристику, называя лицо по какому-нибудь внутреннему признаку (душевному качеству, свойству характера, ума и т.п.), могут давать экспрессивную оценку.
Главное в обращениях – это выражаемый ими тон общения, тип отношений. Кроме того, обращения имеют этикетное значение. Они предлагают адресатам общаться в определённом тоне, соблюдая определённые отношения: отношения людей близких или далёких, равных или неравных, отношения дружеские, фамильярные, почтительные…
В текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи.
Обращения бывают распространённые и нераспространённые. Главное в обращениях - это выражаемый ими тон общения, тип отношений. Специфика обращения состоит в том, что оно привлекает внимание собеседника и одновременно называет его. Так люди вступают в речевой контакт. А наши предки с помощью обращения просили помощи у самой Матушки-природы.
Раздел 2.Заклички - разновидность обрядового фольклора
Для определения следующего понятия мы обратились к другому источнику.
В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре следующее определение заклички.[6]
Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно -магический смысл ("Дождик, дождик, перестань!" и т. п.).
Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны ("Весна, весна красная, приди, весна, с радостью...", "Кулик,кулик, замыкай зиму, отпирай весну…").
Википедия дает следующее определение: заклички - это один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Исторически заклички - это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках как одушевленные существа. Заклички считаются традиционными, так как они переходят из поколения в поколение. Это часть духовных традиций народа, которые отражают историческое наследие.[4]
Я считаю, что знакомство с закличками обогащает наше представление жизни в стародавние времена нашей страны.
Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Закличка, от слова закликать, кликать. Заклинательный характер, связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла. Наши предки были язычниками и верили в разных богов. Жизнь людей была тесно связана с земледелием и природой. От милости природы зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Наши предки стремились задобрить силы природы: люди разговаривали с растениями, животными, вещами, упрашивали солнце и заклинали дождь. Магия слова или вера в волшебную силу слова была очень большой. Словом можно было повлиять на природу (например: вызвать дождь), вылечить человека или навести на него беду.
Происхождение закличек теряется в глубине веков. Так как жизнь наших предков была тесно связана с природой и земледелием, именно от благосклонности природных стихий зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Поэтому предки всячески стремились задобрить одухотворённые явления или светила, так как считали их живыми существами и обращались к ним с различными жалобами и просьбами.
Изучив информацию о закличках, мы выяснили, что заклички в древние времена отличались своим определённым значением и занимали особое место в жизни наших предков.
2.1.Обращения, адресованные в закличках
В закличках обращение выполняет экспрессивную функцию. В качестве материала для исследования мы взяли несколько десяток закличек, которые нашли в различных источниках.
При изучении закличек и обращений в них, мы пришли к выводу, что в их составе обращения могут выполнять различные функции: привлечение внимания к речи говорящего; выделение лица (предмета), к которому обращена речь. Обращения могут выражать ласку, подчеркнутое уважение, радость, восторг и т.д.
Так как закличка - один из основных жанров устного народного творчества, имеет свою специфическую поэтику. Герои, к которым обращена речь в них, тоже различны. Это в основном предметы живой и неживой природы. Люди обращаются к Весне, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются:
Заклички к Весне:
Ты приди, Весна – веснянка.
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью, радостью.
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Заклички к жаворонкам:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам.
Заклички к Масленнице:
Широкая Масленица,
Мы тобой не нахвалимся.
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
С детьми поиграть
На горках кататься!
Ой, Масленица, протянись!
За белую березу зацепись!
Приходи, приходи, Масленица,
Принеси блины, маслице!
Заклички к дождю:
Дождик, дождик веселей
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей.
Заклички к явлениям природы:
Гром, гром,
Не бей в наш дом!
Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко.
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос.
Заклички к насекомым, животным и растениям:
Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки
Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Ягода клюква,
Покажись крупна.
Мышка, мышка,
Возьми гнилой зуб,
А дай мне хороший.
Заклички к птицам (подражание песням):
Галки-вороны,
Все ли вы здоровы?
Одна галка не здорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем во торжок,
Купим галке сапожок!
Чири-чири,ласточка,
Прилетай, кассточка.
С носика-шильце,
С хвостика –вильце,
Спинка –соболина,
Грудка-холстина,
Крылышки, что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!
Соловейка маленький,
Сизенький, касатенький.
Пёрышки рябенькие,
Головка гладенькая,
Голосочек тоненький.
На крылышки лёгонький.
В результате исследования я выяснила, что обращения в закличках могут быть адресованы к неодушевлённым предметам, явлениям природы, часто представляют собой в основном обращения - эпитеты, например: весна, весна, красная! Широкая Масленица; Черёмушка зелёная, Соловейка серенький.
2.2.Позиции обращений и пунктуация при них
Ещё на примерах обращения можно выучить расстановку знаков препинания при обращениях. В русском языке существует три основных правила расстановки знаков препинания при обращении. Все эти правила можно встретить в закличках и отработать правило.
Приведем примеры расстановки запятых и восклицательных знаков в закличках с обращениями.
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы.
1.1.Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым поволокам!
1.2. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!
1.3.Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
1.4.Солнышко-вёдрышко,
Выйди из облышка.
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк.
1.5. Солнышко,высвети!
Красное ,выблесни!
Мы на нивку идём,
Мы серпочки несём.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!
2. Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми.
2.1.Падай, падай, белый снег,
Радуй, радуй всюду всех.
Падай, падай на село
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай,
Будет летом каравай.
2.2. Ой, весна моя, весняночка!
Ты, весняночка, из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
2.3. Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!
2.4.Выйди, радуга-дуга,
На зелёные луга
Своим концом,
Золотым венцом!
2.5.Пеки,пеки,солнышко,
Красное вёдрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
3. Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
3.1.Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром: сыром, маслом ияйцом,
Со блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
3.2.Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше
кончится веселье,
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
3.3.Секи,секи,дождь.
На бабину рожь,
На дедово семя-
Чтоб взошло вовремя.
3.4.Уродитесь,бобы!
Велики и круты.
В поле густы,
На столе вкусны.
Проведенное нами исследование позволило нам убедиться в том, что в изученных закличках обращение может занимать любую позицию в предложении.
III.Заключение
Фольклорные заклички несут свет добра и справедливости. В речи наших предков присутствуют обращения, которые выражают отношение к тому, к кому обращается тот или иной человек, а также характеризуют и самого говорящего. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, развивает личность каждого ребенка. Дети, в свою очередь, являются носителями русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Обращения в закличках имеют разнообразную структуру и позицию в предложении.
Исследование обращений в закличках будет способствовать глубокому пониманию произведений, обогатит знаниями об этом явлении, сформирует чувство красоты слова. Называя адресата речи в закличках при обращении, можно судить о том, как к нему относится говорящий. Этим обращением наши предки и привлекали к себе силы природы. Это говорит о том, что обращение играют очень важную роль в закличках.
Практическое значениеисследовательской работы заключается в использовании ее материалов на уроках русского языка во время изучения темы «Обращение», на уроках литературы во время изучения фольклора, а также во внеурочной деятельности и кружковой работе. В связи с чем, и в целях лучшего восприятия, и закрепления материала был разработан буклет «Обращение в закличках», практическую пользу которого смогли оценить учащиеся школы.
По результатам опроса боле 97% респондентов оценили буклет практичным и полезным, а его содержимое простым и понятным. С результатами опроса можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://docs.google.com/forms/d/11vycWsXyD-pyAP1vVARvKz2AhJSnbeOdhIOjIc-5CZg/edit#responses или, воспользовавшисьQR кодом: .
IV.Список использованных источников и литературы
1. Абакумов, С.И. Современный русский литературный язык. – Москва: Учпедгиз, 1942. – 118;
2. Бабайцева, В.В. Обращение в современном русском языке. – Москва: Просвещение, 1968. – 160;
3. Бабайцева В.В. Современный русский язык. В 3ч. Ч.3 [Текст]/ В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – Москва: Просвещение, 1986. – 255;
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык: Анализ языковых единиц. В 3ч. Ч.3 [Текст]/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, И.П. Чиркина. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 232;
4.Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин - М: Высшая школа, 1988.
5. Науменко Г.М Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. М., «Дет. лит.», 1977. – 47;
6. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. / Гл. ред. П. А. Клубков; Ред. И. Я. Лапидус, и др.. – М.: ВЛАДОС; СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та. - ISBN 5-691-00675-4.
7.Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст]/ А.А. Шахматов. – Л.: Гос. уч. пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1941. – 620;
Интернет-сайты
1. http://www.booksite.ru/fulltext/pot/esh/ky/1.htm
2.http://www.dissercat.com/content/istoriya-obrashcheniya-v-russkom-yazyke
3. http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks321617
4. http://www.librero.ru/culture/Options lullabies_about_the_grey_top
5. http://www.perunica.ru/vospitanie/303-kolybelnye-pesni.html
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 2002
3. Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока. 1998
4. Русский язык и культура речи. Под редакцией Максимова В.И. 2001
5. Материалы Интернета
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 2002
3. Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока. 1998
4. Русский язык и культура речи. Под редакцией Максимова В.И. 2001
5. Материалы Интернета
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 2002
3. Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока. 1998
4. Русский язык и культура речи. Под редакцией Максимова В.И. 2001
5. Материалы Интернета
V. Приложение
Буклет для проведения уроков грамотности
Лицевая сторона
Оборотная сторона