Фразеологизмы в речи современного школьника

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фразеологизмы в речи современного школьника

Франк К.С. 1
1МАОУ "Байкаловская СОШ", Тюменская область, Тобольский район
Кабирова С.Т. 1
1МАОУ "Байкаловская СОШ", Тюменская область, Тобольский район
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные ученики школ Российской Федерации – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения социолингвистами. Нынешнее поколение- поколение зумеров. Именно они сейчас сидят за школьными партами. Поколение Z не любит концентрироваться на длинных академических текстах, но интересуются наукой и технологией: биомедициной, робототехникой, программированием и экологией. Что характерно для их речевого портрета? Какие изменения произошли в лексиконе и в связи с чем? Какова степень владения фразеологическим пластом русского языка?

Эти вопросы заинтересовали меня при проведении исследования.

Объектом исследования стали материалы анкетирования современных школьников – учащихся 7 и 6 классов МАОУ «Байкаловской СОШ» Тобольского района.

Предмет исследования – особенности восприятия идиоматических выражений современными школьниками, а также уровень использования их в устной речи моих ровесников.

Цель работы – выявление специфичных для современного ученика особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Проанализировать лексикон современных шестиклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфику;

Показать особенности речевого поведения современных школьников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование.

Новизну проведенного исследования вижу в том, что сделана попытка пронаблюдать изнутри и представить социолингвистическое описание «фразеологических штрихов» речевого портрета современных шестиклассников как социально-возрастной группы.

Количество устойчивых сочетаний слов (фразеологических оборотов) в русском языке исчисляется тысячами. Изучением их занимается интереснейший раздел лингвистической науки – фразеология. К сожалению, в школьной программе на знакомство с ней отведено слишком мало времени. Мы решили выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у современных школьников. Для этого провели анкетирование. Учащимся предлагалось перечислить фразеологизмы, с которыми они знакомы и которые используют в своей речи, также рядом с фразеологизмом привести пример, в каких, чаще всего, ситуациях они их используют. В опросе участвовали 31 человек. Результаты приведены в таблице.

Таблица 1.

Фразеологизмы

Количество использований.

Летать в облаках

28

Водить за нос

18

Семь пятниц на неделе

15

Бить баклуши

9

Также мною было проанализировано в каких ситуациях мои сверстники использует в своей речи фразеологизмы. Перечислю наиболее интересные ответы.

«Как снег на голову»

«Летать в облаках»

«Бить баклуши»

Многие фразеологические обороты запечатлели исторические события различных эпох, отразили отношение народов к «делам давно минувших дней». Какие же ассоциации возникают у моих ровесников в связи с некоторыми «историческими» фразеологизмами?

Для решения этого вопроса я решила провести ещё одно небольшое исследование. Опрашиваемым мною было предложено пройти анкетирование насколько хорошо они знают происхождение фразеологизмов. Приложение 1.

Мамаево побоище проассоциировали с разгромом русскими в 1380 году в Куликовской битве войска татарского хана Мамая лишь 1%. «В рот воды набрал» с захватом Трои обманным путем связали 3%; «прорубить окно в Европу» - 79% опрошенных связали с ролью Петербурга для России, а остальные приводили «авторские версии», например, «достичь большого прогресса», «войти (иметь выход) в Европу» или «реформы Петра I на европейский манер». Остальные участники опроса затруднились с ответами. Наибольшие трудности в историческом плане вызвали выражения «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Тяжела же ты, шапка Мономаха».

Таким образом, из приведенного списка наиболее знакомы школьникам фразеологизмы, связанные с эпохой Петра Великого.

Употребляемые в процессе общения фразеологизмы сигнализируют окружающим о кругозоре, развитии, степени образованности, общем культурном уровне человека. Насыщение речи фразеологизмами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей, повышает социальный статус и самооценку говорящего, служит одним из способов завоевания авторитета.

При анализе устной речи моих сверстников было выявлено, что источником прецедентов для современных школьников становится преимущественно массовая культура. Чаще всего используются цитаты из кинофильмов, рекламных роликов, слоганы, строчки популярных песен, названия музыкальных групп. Меньшая доля прецедентов в сознании и речи школьников приходится на классические литературные цитаты, несмотря

даже на недавнее изучение программных произведений.

В ходе данной работы мною сделан вывод о том, что современные школьники не часто используют в своей речи фразеологические обороты. Чаще всего использует наиболее известные фразеологизмы наподобие «бить баклуши», «вешать лапшу на уши», «спустя рукава» и т.д. Наиболее часто в, разлетевшиеся в социальных сетях.

Просмотров работы: 145