Речь современного подростка

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Речь современного подростка

Фаизова А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Зайнаб Биишевой с.Мраково
Абдуллина З.Х. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Зайнаб Биишевой с.Мраково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Речь - одна из величайших способностей человека. «Дурно говорить, - должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» - так отзывался о культуре речи известный писатель А.П.Чехов. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь.

Речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения.

Цель: выявить причины употребления молодежного сленга в разговорной и письменной речи и сформулировать правила хорошей речи.

Гипотеза: Кем бы мы ни стали в будущем – учителем, врачом, юристом мы должны, прежде всего, владеть языком-основным средством общения

Задачи:

рассмотреть школьный сленг как разновидность молодежного сленга;

раскрыть значение современных слов школьного сленга;

выявить причины употребления молодежного сленга у подростков;

Актуальность: Нам, будущим выпускникам, предстоит в будущем сдавать ЕГЭ, получать достойное образование, трудоустроиться. И, конечно же, наша профессиональная карьера будет зависеть не только от возможности выразить свои мысли толково, конкретно, грамотно, но и от коммуникабельных способностей, т.е от умения общаться и находить общий язык с коллегами , с клиентами.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: языковая культура подростков.

Методы исследования: сбор информации, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, планирование работы, анкетирование,оформление работы.

Обзор литературы

Русский язык-это родной язык русского народа. Он является одним из мировых языков и активно функционирует в мире,являясь официальным языком ООН. Выполняя данное исследование, мы проанализировали высказывания писателей и поэтов о русском языке. Так, например, Н.В.Гоголь назвал русский язык « живой, как жизнь» подчеркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться.Человек «впитывает» родной язык с рождения. Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать, время и место рождения. Но язык во многом определяет нашу судьбу. Например, А.Н.Толстой [1,96] говорил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.А известный русский писатель А.И Куприн[1,95] писал: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…» Можно перечислить многих русских писателей, которые дорожили красотой русского языка и воспевали его в своих произведениях.

Выполняя исследование, я также проанализировала речевой этикет башкир и выявила, как трепетно относились они к слову[2,84]. А навыки публичного выступления были признаком культуры в истории Древнего мира. [3,65].

Основная часть

Глава I. Это чудо - общение

Общение - это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей. В зависимости от средств передачи информации различают два вида общения:

-речевое,т.е. при помощи слов и звуков;

-неречевое, т.е. при помощи мимики и жестов.

Речь является самым универсальным средством общения.

У многих народов с глубоким почтением относились к человеку, который умел убедительно, разумно и последовательно говорить, и по достоинству оценивали его живую и рассудительную речь. Наверно бы, многие из нас, современных подростков, позавидовали бы афинскому государственному деятелю и великому оратору Демосфену [3 ,61] Он прославился как великий оратор, но путь к этому был не из легких.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой. Демосфен решил, во чтобы то ни стало исправить недостатки своей речи. Чтобы ему никто ему не мешал, он уединился, обрил себе полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн. После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, а всегда выучивал написанную заранее речь; по ночам, при свете лампы, он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывал каждое слово. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался главного предмета, не любил пустой болтовни. Известно, что искусство общения во все времена признавалась чертой лидера, а сила речи имела то же значение, что и физическая сила на войне. Причем на слушателей также сильное воздействие оказывало также интонация, артистизм, чувство такта оратора. В современном значении культура устной речи подразумевает, конечно же, хорошую дикцию, культуру языка, мимики, тембр голоса, интонацию, нужный темп. И это умение не только говорить ярко самому, но и умение слушать, когда говорят другие. И как же был прав, китайский мудрец Конфуций, который считал, что «не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей».

Я думаю, что искусство публичного выступления ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию. Тем более что в наш информационный век, когда в быту телевидение потеснило книгу, сотовый телефон стал нашим постоянным спутником, особая роль принадлежит устной форме общения. А в науке и образовании все большую роль играет живое общение на конференциях, семинарах, в дискуссиях, диспутах. Я также выявила , что большинство подростков испытывают сложности в устной или письменной речи. А в разговорной речи подростков можно услышать такие фразы,как «типа», « как бы», « не парься», «как там», «ну». Я считаю, что отрицательное влияние на речь подростков оказывают СМИ – телевидение, реклама, сеть Интернет. Ну а нам, подросткам, слушая с экранов телевидения, эту лексику, остается лишь повторять – «звезда в шоке», «не тормози-сникерсни, скушай твикс», «пришла и оторвала голову нам чумачечая весна».Проведя наблюдение – эксперимент, я заметил, что чем старше класс, тем больше жаргонных слов в их устной речи. На основании эксперимента и наблюдений за речью школьников, я заметила, что в среднем подросток 8-9 классов в компании сверстников может употреблять получается 7-8 жаргонизмов в минуту.

Я составила словарь наиболее широко используемых и употребляемых жаргонизмов: клёво, днюха, домашка, комп, классно, круто, лох, тормоз, башня, прикид.

Я узнала также, что современные подростки большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером и все реже встречаются подростки, увлекающиеся чтением. И поэтому неудивительно, что при общении подросткам зачастую очень сложно подобрать нужное слово.

Я узнала также, что словесные приветствия у разных народов звучали очень необычно. Например: [4,15]

Словесные приветствия

Персы Буду весел!

Др. греки Радуйся

Арабы Мир с тобой!

Др. египтяне Хорошо ли вы потеете?

Евреи Мир вам!

Зулусы Я тебя вижу!

Индейцы (навахо) Всё хорошо!

Китайцы Ел ли ты сегодня?

В результате наблюдения я выявила, что в молодежном сленге моих сверстников очень много многообразных слов-приветствий, таких как «приф», «салям»,«салют», «хай»

Проведя опрос,в 5-9 классах я пришла к выводу, что причинами употребления молодежного сленга является: [Приложение 1].

1. Желание подростков быть «своим » своим в среде подростков;

2.Потому что , это модно;

3. Не хотят, чтобы взрослые понимали, о чем говорят подростки.

4.Чтобы не выделяться из толпы;

5.Чтобы понимать своих друзей;

6. Из-за того, что очень часто слышат их в жизни;

7. Их употребление вошло в привычку.

Я опросила учителей: почему, на их взгляд, жаргонизмы «процветают» в речи подростков, и получили ответы: [Приложение 2].

- дети мало читают, словарный запас их становится беднее;

- чтобы чувствовать себя уверенней в компании сверстников;

- стараются придать своей речи эмоциональность.

Я думаю, что действительно слово - великий дар человека и ораторское искусство во все времена считалось хорошим этикетом человеческого общения .А культура устной речи подразумевает, конечно же, хорошую дикцию, культуру языка, мимики, тембр голоса, интонацию, нужный темп. И это умение не только говорить ярко самому, но и умение слушать.

Глава IIПрактическая часть

В наше время молодежь пренебрегает нормами литературного языка. Часто можно и увидеть, и услышать, как искажают русскую речь подростки.

Русский язык «засоряется» молодежным сленгом и словами-паразитами. Конечно, трудно встретить подростка, который говорил бы исключительно на литературном языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь. Проведя, в нашей школе небольшой социологический опрос, среди учащихся 6-9 классов, мне удалось выяснить значение этих слов:

МАТЕМАТИЧКА – учитель математики.

ВСЁ НОРМ – всё нормально.

ТЕЛЕК– телевизор.

ДИСКАЧ – дискотека.

ЗУБРИЛА – заученный человек.

КАМЧАТКА – последние парты.

КЛАВА – компьютерная клавиатура.

КЛЁВЫЙ – интересный, веселый.

КОМП – компьютер.

ЛЫЖИ – ноги.

МОБИЛА – мобильный телефон.

ОТПАД – используется для выражения эмоционального состояния.

ПРИКОЛ – что-либо интересное, смешное; шутка, анекдот.

СКАТАТЬ – списать.

СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.

СКАТЫВАТЬ – списывать.

СПС – спасибо.

СТОПУДОВО – точно.

ТРОЙБАН – тройка.

ДВОЯК – двойка.

ПЯТАК – пятерка.

Человек должен быть культурным во всех отношениях языка. Врожденным умением писать не наделен никто. Что же понимать под культурой речи? Все мы знаем, культура речи - это владение нормами литературного и письменного языка в его устной и письменной форме. Говоря современным молодежным языком сказку «Красная шапочка» можно было бы изложить:

«…Всю дорогу, со страшной силой хиляя в лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной Красной Шапочки. Та сразу усекла, что Серый Волк - слабак и задохлик, и стало толкать ему про больную бабушку.» «Слушай, детка, прими таблетку\»,- сказал Серый Волк. -Это все не фонтан, пшено и не в жилу».-«Отпад,- сказала Красная Шапочка.-Будь здоровчик…»: [5,57]Можно ли такую речь считать культурной? Культура речи, прежде всего, связана с богатством речи и ее выразительностью.

Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.

Правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.

Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.

Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.

Логическая речь – это её соответствие законам логики.

Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.

Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.

Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.

Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.

Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.

Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.

Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха.

Культура речи требует безупречного владения нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Орфографические нормы регулируют правильное написание слов, а пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.

Грамматические нормы – это правила образования форм слова. Словосочетаний и предложений.

Нормы построения текста – это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению. Таким образом, состояние языка и речевой культуры современных подростков отражает обеднение лексикона, разрушение культуры, мертвых, уродливых слов в нашем языке предостаточно. Тем самым мы раним язык, наносим ему непоправимый вред. Наша задача - оберегать язык, способствовать его развитию. Тем более, что в нашей многонациональной республике, русский язык, являясь языком русского народа, стал вместе с тем языком межнационального общения всех народов. Это государственный язык Российской Федерации, один из семи мировых языков. Культура русской речи – одна из составляющих культуры личности, показатель его образованности.

Заключение

Завершая свой проект,я бы хотел сказать словами авторов «Книги о хорошей речи» И. Б.Голуб, Д.Э. Розенталя: с5«О человеке мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит – злой; говорит вежливо, ласково - хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается- Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно - наверно, способный, далеко пойдет…» Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Доказано, что красноречивые , общительные люди обаятельны, а те кто не может связать двух слов связать -неинтересны .

Молодежный жаргон так прочно вошел в общение между подростками, что среди которых нередко встречаются слова из сленга заключенных, наркоманов и алкоголиков. Я выявила , что причинами употребления молодежного сленга является:

1. Желание подростков быть «своим » своим в среде подростков;

2.Потому что , это модно;

3.Чтобы не выделяться из толпы;

4.Чтобы понимать своих друзей;

5. Из-за того, что очень часто слышат их в жизни;

6.Их употребление вошло в привычку.

7. Не хотят, чтобы взрослые понимали, о чем говорят подростки.

Я также выявила , что большинство подростков испытывают сложности в устной или письменной речи.А в разговорной речи подростков можно услышать такие фразы,как «типа», « как бы», « не парься», «как там», «ну». Я считаю, что отрицательное влияние на речь подростков оказывают СМИ– телевидение, реклама. Ну а нам, подросткам, остается лишь повторять –«звезда в шоке», «не тормози-сникерсни, скушай твикс», «пришла и оторвала голову нам чумачечая весна». Я выявила также, что подростки большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером, все реже встречаются подростки, увлекающиеся чтением. Неудивительно, что при общении подросткам зачастую очень сложно подобрать нужное слово. Поэтому не случайно, постоянно снижается уровень речевой культуры, как и, впрочем, уровень общей культуры. Роль языков в познании мира уникальна, и человек является человеком (homosapiens) благодаря языку.

Особое место в современном обществе занимают русские и башкирские языки (государственные языки БашкортостанаЖивя в многонациональной республике с ее многообразием языков,традиций культур,оставаясь гражданином Россиинам не следует забывать о своей вере, этнической принадлежности,оберегая и способствуя развитию родных языков, достигать гражданского и межнационального согласия , которое невозможно без общения.
Конечно же, наша речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать художественную, научную литературу. Нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли как на русском, так и на башкирском языке.Нам ,будущим выпускникам,предстоит в будущем сдавать ЕГЭ , получать достойное образование , трудоустраиваться на работу. И, конечно же, наша профессиональная карьера будет зависеть не только от возможности выразить свои мысли толково, конкретно, грамотно, но и от коммуникабельных способностей, т.е

Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.   Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.  

Рекомендации

Способы решения данной проблемы:

1)Больше читать классическую литературу;

2)Просматривать развивающие видеоролики, фильмы, телепередачи;

3)Сокращать количество времени, проведённого за компьютером и телефоном ( за компьютером- не более 3 часов в день, за телефоном - не более 2 часов);

4)Слушать много разнообразной и качественной музыки;

5)Следить за своей речью (не употреблять разговорные слова, нецензурные выражения и жаргонизмы).

Приложение 1

Приложение 2

Литература

1. Григорян Л.Т. «Язык мой-друг мой» М.1988

2. Хрестоматия по истории и культуре Башкортостана, Уфа 2019

3. Жизнеописание знаменитых греков и римлян, М 1988

4. В.Волина «Как себя вести.» С-Петербург 2001

5.Саяхова Л.Г. Слово 8класс. -Уфа: Китап, 2018

Просмотров работы: 2486