Неологизмы (от греческого «neos» – новый и «logos» – слово) – это слова и выражения, возникшие в языке для обозначения новых предметов и понятий [1; 312]. Неологизмы появляются в речи постоянно и дают богатый материал для практических исследований. Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. В периоды наибольшей активности общественно-политической и культурной жизни нации приток новых слов особенно увеличивается.
Россия подобные периоды переживала не один раз. Таким был период правления Петра I, когда благодаря реформам, активному взаимодействию с Европой в страну хлынули и новые понятия, и новые слова для их обозначения. Другой пример – начало ХХ века – послереволюционный период в жизни страны. В нашей статье рассмотрим неологизмы, которые, по мнению учащихся, появились в русском языке за последние 10 лет, и, которые активно используются в их речи.
Объектом исследования стали материалы опроса современных школьников – учащихся МАОУ «Байкаловской СОШ» Тобольского района.
Предмет исследования – использование неологизмов в речи современных школьников.
Цель работы – Провести исследование и узнать, какие неологизмы подростки чаще всего употребляют в своей речи.
Исходя из цели работы мы поставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать речь современных учеников с точки зрения употребления неологизмов;
Показать особенности речевого поведения современных школьников.
Для достижения поставленных целей мы использовали следующие методы: социометрический опрос; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных.
С целью выяснить степень осознанности происходящих языковых процессов среди школьников нами был проведён опрос с помощью платформы Mentimetr среди учащихся МАОУ «Байкаловской СОШ» Тобольского района, а также нескольких преподавателей. Всего было опрошено 47 человек. Опрашиваемым предлагалось привести несколько примеров неологизмов, которые, по их мнению, возникли в течение последних 10 лет.
Результаты опроса приведены на рисунке 1.
Рисунок 1.
Данные неологизмы мы поделили на следующие группы:
1) неологизмы, связанные с появлением новых профессий (фриланс, таргет, таргетолог, СММщик, каршеринг). Данные неологизмы составляют 15 % из общего количества обозначенных учащимися;
2) неологизмы, появившиеся в результате развития социальных сетей (мессенджер, тик-ток, и т.д) – 5%;
3) неологизмы, образованные путём заимствования из других языков (краш, кринж, треш, рофл, фейк и т.д) – 33 %;
4) неологизмы, появившиеся в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире (короновирус, ковид, карантин, дистанционка, омикрон, корона, названия вакцин и т.д)- 47%.
Самыми многочисленными из перечисленных групп неологизмов являются группы неологизмов под пунктом № 3 и 4. Это объясняется активным развитием данных сфер деятельности в современном мире.
В 2019 и 2020 годах в русский язык вошло много новых слов. По данным поисковой системы Яндекс в русском языке активно стали употребляться следующие слова: коронавирус, локдаун, пандемия, и т.д. Появление большей части новых слов связано с эпидемиологической обстановкой вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Лингвисты отмечают, что слова, связанные с пандемий коронавируса выйдут из активного употребления и перейдут в разряд историзмов, как только закончится пандемия.
Таким образом, мы выявили, что учащиеся МАОУ «Байкаловской СОШ» активно используют в своей речи неологизмы, особенно те, которые вошли в русский язык в течение последних 3-4х лет.
Список использованной литературы
1 Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э.Розенталь, М.Н.Теленкова. – М.: Просвещение,1975 –544 с. –