Введение
Письменная речь – одно из важнейших средств общения. Кажется, что сегодня большинство текстов мы печатаем, но вместе с тем большое значение имеют рукописные тексты. Обучение письму остаётся важнейшей частью школьной программы в начальных классах. Учителя стараются научить писать детей грамотно и красиво, но вместе с тем отмечают, что в последнее время у многих учеников возникают серьезные проблемы с формированием правильного и красивого почерка. Я решил разобраться в вопросах формирования почерка, а также в возможности его улучшения.
Целью данной работы является исследовать возможность исправления изъянов почерка с помощью пера.
Задачи:
Найти и изучить материалы по истории каллиграфии в России.
Выбрать методику обучения письму пером.
По выбранной методике писать пером, начиная с элементов букв постепенно переходя к словам и текстам.
Сравнить результаты письма пером и шариковой ручкой.
Гипотеза: обучение письму с помощью пера и чернил лучше формирует правильный и красивый почерк, чем обучение с помощью шариковой ручки.
Данное исследование является актуальным, так как в последнее время отмечается появление большого количества учеников с неправильно сформированным почерком. Зачастую у детей формируется не просто не красивый, а не читаемый почерк. Нарушается ровность строки, разная высота букв, упускаются элементы букв, появляется много исправлений. Отсюда записи в тетрадях выглядят неопрятно, некоторые слова или целые тексты не понятны не только учителю, но и самому ученику. Как результат – снижаются оценки, у ученика формируется комплекс относительно собственного почерка. Поэтому очень важно, чтобы ученики и учителя знали действенный способ улучшить почерк, а значит и повысить успеваемость. Эта работа актуальна для меня лично, так как я тоже столкнулся с проблемой неправильного почерка и искал долгое время способ его улучшить.
Методы исследования: работа с литературой, практическая деятельность, анкетирование.
Для написания работы я использовал следующие источники: Методика чистописания Н. Н. Боголюбова, Прописи для второго класса А. И. Воскресенской и Н. И. Ткаченко, прописи 19 века, а также электронными источниками.
История каллиграфии в России
Для начала разберёмся, что такое каллиграфия.
Каллиграфия – от греческого слова (καλλιγραφία – «красивое письмо») Искусство писать чётким, красивым почерком [5].
Теперь, когда суть ясна мы можем начинать углубляться в историю создания и распространения каллиграфии и в целом письменности в России.
На самом деле не у каждого языка есть своя письменность, если у языка есть письменность, то это достижение цивилизации.
На Руси изначально азбука называлась «глаголица», в основe которой лежал греческий алфавит. Это было не удобно, и поэтому Кирилл и Мефодий придумали Кириллицу – азбуку, которая была более удобной, и которая лежит в основе современного алфавита. За свою долгую историю русское письмо претерпело только 2 реформы – в начале XVIII и в начале XX веков. Первая реформа была проведена Петром I. Специальным указом в 1708 году были отменены некоторые писавшиеся по традиции, но ненужные русскому письму буквы: – ω (омега), ψ (пси), ξ (кси), ѵ (ижица) и некоторые другие. Кроме того, было изменено начертание самих букв – они были приближены по своему виду к латинским. Так появились две азбуки – кириллицы. Новую назвали гражданицей, или гражданкой, поскольку она предназначалась для светских текстов. Неизменённая кириллица использовалась для церковных текстов.
В конце XVIII века появилась буква ё. С введением гражданской азбуки в алфавите впервые устанавливаются прописные и строчные буквы [6].
Теперь, когда мы знаем про возникновение русской письменности, мы переходим к процессу обучения. Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей «мастеру грамоты» (так тогда называли учителя). Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними, Занятия начинались с 7 - 8 утра. А учёба начиналась в день пророка Наума (1 – 14 декабря). Сначала дети должны были назвать буквы так, как они назывались в азбуке, а потом назвать слог (сочетание букв): «буки-аз» – «ба», «веди-аз» – «ва» и дальше с тех пор сохранилась пословица:
«Азбуку учат, на всю избу кричат».
. Одновременно с чтением учились писать. Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с четырехугольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка: «Книга – в ней два листа, а середка пуста».
Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.
Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова.
Писали в Древней Руси в основном священники. Писали они при помощи пера на пергаменте. Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда [6].
Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы. Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить.
Следующим достижением человека стало изобретение металлического пера. В истории это открытие начало упоминаться примерно с VI века. Описаны перья из меди, бронзы, серебра. Первое стальное перо изобрел Йоханнес Янссен в 1748 году. Массовый выпуск данных изделий для письма пришелся на 1818–1820 годы. Эти предметы письменности стали очень популярны. Впоследствии такие перья изготавливались из золота и серебра [7].
Сейчас ручка – это предмет, без которого сложно представить нашу жизнь. Но мало кто знает, что этому предмету более 60 лет. На первый взгляд, может, показаться странным, что ручка появилась во время Второй мировой войны. Но это событие, наоборот, подвигло к этому, так как военным нужно было писать чем-то надежным.
Идея была запатентована еще в далеком 1888 году, но производство началось только в 1945 году. К 1950 году на рынке появилось много некачественных ручек. На некоторое время это привело к возвращению перьев. Но уже к 1960 году ситуация изменилась, прогресс победил и шариковые ручки вытеснили перья. В советских школах же массовый переход на шариковые ручки случился в 1970 году [3].
Практическая часть
С начальной школы я постоянно слышу в свой адрес замечания по поводу моего почерка. Но как бы я ни старался писать правильно и красиво, у меня ничего не выходило. Я писал тексты в тетради, писал заново в прописях, выполнял упражнения по совету психолога, улучшения были не значительные. Очень часто в своих тетрадях я находил записи, что небрежно, невозможно прочесть и т. д. Обычной ситуацией для меня стало получать тройки за письменные работы в тетради, при том, что ошибок в выполнении этих работ не было. Либо учитель ставил мне двойную оценку за письменную работу: одну за правильность, вторую за оформление (рис. 1, 2, 3, приложение). Именно поэтому меня заинтересовал вопрос формирования почерка и возможность его коррекции. Я услышал мнение, что раньше многие люди умели писать красиво, потому что их обучали писать пером и чернилами. Я тоже решил попробовать научиться писать пером, чтобы улучшить собственный почерк.
Для того чтобы правильно обучится писать пером, я решил воспользоваться методикой тех лет, когда шариковых ручек ещё не было. За основу я взял две методики: методика обучения письму 19 века и методика советской России. Моей задачей стало сравнить их между собой. Я нашел учебник обучения письму с прописями 19 века и учебник Методика чистописания Н. А. Боголюбова с прописями 1955 года.
Писание пером требует большей концентрации внимания и сосредоточенности, чем писание шариковой ручкой, потому что любое неаккуратное движение приведет к тому, что появится клякса или перо порвет бумагу. Поэтому, чтобы научиться писать пером, нужно научиться в первую очередь правильно сидеть за столом и держать перо. В учебнике 19 века очень много внимания уделяется именно этому вопросу. Автор подробно описывает, как нужно поставить руки, в каком положении должны быть локти, когда пишешь тот или иной элемент. Советский учебник также много внимания уделяет этому вопросу. И тот и другой учебники описывают возможные нарушения здоровья из-за неправильной посадки при письме. Держать перо в руке нужно тоже по-другому, не так как мы привыкли держать шариковую ручку. Оба учебника также содержат рекомендации для укрепления мышц пальцев. Этим вопросам посвящена целая глава.
Я научился правильно держать перо (рис. 4, приложение) и стал пробовать писать в специальных тетрадях для обучения чистописанию. Я завел несколько тетрадей, в одной работал по прописям 19 века, а в другой по прописям 1955г. Сначала получалось очень грязно, появлялись кляксы, толщина элементов была непостоянная, нажим слишком широким (рис. 5, приложение). Но постепенно рука привыкала и буквы становились более стройными и красивыми. Интересно, что при правильном написании пером невозможно сидеть сгорбившись. Постановка руки такова, что просто вынужден выпрямлять спину (рис. 6, приложение).
Прописи 19 века начинаются с упражнений для тренировки руки. Необходимо чертить пером безотрывно прямые и дугообразные линии для тренировки руки. Затем авторы предлагают тренироваться писать элементы букв разной высоты с разным нажимом, только потом переходить к написанию букв. При этом автор подробно объясняет методику выполнения каждого упражнения: как держать перо, руку, как сидеть, под каким углом должны быть руки и тетрадь, как поворачивать перо и т. д. При объяснении написания букв подробно описывается каждая буква, откуда начинать писать, как заканчивать, в какую сторону вести линию. При этом автор постоянно напоминает о правильной посадке и призывает не торопиться и не переутомляться ( рис.8, приложение)
. Также я увидел, что автор учит писать в одном темпоритме, для этого он предлагает считать и писать под счет. Написание некоторых букв и соединение между буквами немного отличается от тех, что мы привыкли, но большая часть букв сейчас пишется точно также, как и в 19 веке. Написание заглавных букв отличается более обильными декоративными элементами, различными завитками. Это выглядит очень красиво, но писать сложнее, при таком написании теряется скорость письма (рис. 7, приложение) Но учебник 19 века и не ставит целью обучить писать быстро, главная цель – писать красиво. Скоропись идет отдельной главой в этом учебнике и требует отдельной тренировки от читателя. То есть сначала предлагают научиться писать красиво, а потом уже быстро. Мне понравилось работать с этим учебником и прописями. Чувствуется, что в 19 веке был совсем другой ритм жизни.
Учебник советского времени также содержит подробные рекомендации по гигиене письма, по выбору пера и т.д. Учебник предназначен прежде всего для учителей, поэтому там подробно изложена методика обучения письму младших школьников. Рекомендации по написанию букв похожи на те, что были в учебнике 19 века. Также сначала рекомендуют использовать специальную тетрадь для чистописания, потом тетрадь в косую линейку, потом в широкую линейку. Точно также в первую очередь автор рекомендует тренировать руку, выполняя специальные упражнения, потом отрабатывать написание элементов, а потом уже переходить к написанию слов и букв. В целом, методика похожа на ту, что используется сейчас при обучении в школе. Предлагается писать такие же элементы букв, заглавные и прописные буквы выглядят также, как и в современных прописях (рис. 9, приложение). Но так как писать нужно пером, то вынужден писать более медленно и сосредоточено. На отработку элементов, букв и соединений между буквами тратится больше времени, чем в современных прописях. При этом я отметил, что к ученикам предъявляются довольно высокие требования к написанию слов и текстов. Ученик должен соблюдать один наклон, ширину и высоту букв. Я заметил, что советская школа чистописания за основу взяла традиции чистописания царской России. Рекомендации очень похожи, написание букв также одинаковое. Обучение скорописи рекомендуют начинать с третьего класса, при этом используют методики писания под счет. Я заметил, что тексты для написания очень патриотичные, они воспевают любовь к Родине.
Я считаю, что методика обучения письму пером в царской и советской России более эффективна для формирования правильного и красивого почерка, чем сейчас. Мой личный результат: почерк стал более ровный, я научился правильно писать буквы, но для этого мне требуется больше времени. Мне кажется правильным, что раньше учили писать сначала правильно, а потом быстро ( рис. 17, приложение).
Далее я решил спросить у сверстников писал ли кто-то пером и есть ли ещё у кого-то проблема с почерком.
Я провёл опрос среди учащихся шестых классов. В опросе участвовали 57 учеников. По результатам данного опроса я хотел выяснить отношение учеников к почерку, и каллиграфии. Результаты опроса таковы:
Первый вопрос; считаете ли вы почерк важной составляющей учебного процесса? Большинство учеников сказали, что считают почерк важной составляющей учебного процесса. По результатам второго вопроса, я выяснил, что около 58% учеников считают свой почерк хорошим, около 28 % - не считают свой почерк хорошим, около 14% затруднились ответить. По результатам третьего вопроса я понял, что большая часть шестиклассников хотела бы улучшить свой почерк, лишь 35% пытались что-то для этого сделать, и лишь у 2-х учеников получилось ( рис. 10-14, приложение).
По итогам опроса я решил научить своих одноклассников письму пером. На уроке русского языка я провел занятие по обучению письму пером (Рис. 15, 16, приложение). Мои одноклассники отметили, что это непросто, но интересно. Некоторые заинтересовались и спрашивали меня, где можно купить перо и чернила. Ребята у которых плохой почерк отметили, что пером у них получается писать чуть лучше и ровнее.
Заключение
Формирование почерка является важной составляющей обучения в школе. Но некоторые ребята сталкиваются с проблемой «плохого» почерка, когда они не могут правильно и ровно написать буквы. Я на своем опыте решил попробовать поработать над почерком с помощью пера и чернил по методикам России 19 века и СССР.
В мои задачи входило изучить материалы по вопросам каллиграфии в России и методике обучения чистописанию. Выбрать необходимые методики, работать по ним над собственным почерком. Сравнить методики обучения письму и выбрать лучшую для формирования и исправления почерка.
Работая над темой, я пришел к следующим выводам:
История каллиграфии в России насчитывает сотни лет, обучение детей письму всегда считалось очень важным делом и этому придавали большое значение.
Обучение письму пером является более эффективным для формирования красивого почерка, чем обучение шариковой ручкой.
Методика обучения письму в 19 веке и советское время очень схожи. В основе советской школы лежит опыт царской России.
Методика обучения сначала правильному и красивому письму, а потом скорописи является более эффективной.
Для того, чтобы улучшить почерк необходимо целенаправленно и регулярно заниматься, используя перо и чернила.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Перо действительно лучше формирует красивый почерк, чем шариковая ручка. Но обучение письму пером требует больше времени и трудозатрат.
На своем опыте я убедился, что улучшить свой почерк возможно, используя перо и чернила, но для этого необходимо много времени и терпения. Я могу рекомендовать ученикам с «плохим» почерком использовать методику обучения письму 19 века или советского времени, так как они одинаково эффективны.
Список литературы
Боголюбов Н. Н. Методика чистописания: учеб. пособие для пед. Училищ// Н. Н. Боголюбов. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1955г.
Воскресенская А. И., Ткаченко Н. И. Прописи для учащихся 2-го класса начальной школы. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948г.
https://zagony.ru/2019/02/11/chto-ispolzovalos-vmesto-sharikovoy-ruchki-v-proshlom.html
https://evan-gcrm.livejournal.com/459453.html
https://yandex.ru/turbo/perunica.ru/s/vospitanie/8626-kalligrafiya-zabytaya-i-vozrozhdennaya.html
-istoria.ru/library/text/item/891-iz-istorii-russkoy-pismennosti#:~:text=За%20свою%20долгую%20историю%20русское,ѵ%20(ижица)%20и%20некоторые%20другие
Приложение
Рис. 1 Замечания в тетради Рис. 2. Двойная оценка и замечание Рис. 3. Перо в руке
Рис. 4. Упражнение по чистописанию
Рис. 5. Первые пробы пером
Рис. 6 Работа в прописях
Рис. 7. Советская пропись Рис. 8. Учебник по обучению письму 19 века.
Рис. 9, 10, 11, 12, 13 Результаты анкетирования
Рис. 14 Обучение письму пером в классе Рис. 15 Обучение письму пером в классе
Рис. 16 Моя работа в прописях